» » Надо ли исповедоваться. Подготовка к исповеди. Грехи, совершенные против себя

Надо ли исповедоваться. Подготовка к исповеди. Грехи, совершенные против себя

Далеко не все люди, даже крещёные в церкви, регулярно исповедуются. Чаще всего этому мешает чувство неловкости, смущения, кого-то останавливает гордость. Многие, не привыкнув исповедоваться с ранних лет, в более зрелом возрасте всё время отдаляют тот момент, когда нужно будет рассказать о своих грехах впервые. С каждым годом решиться на исповедь всё сложнее. Чтобы снять тяжесть с души, начать говорить с Богом и искренне раскаиваться в совершённых грехах, следует узнать, как правильно исповедоваться. Походы на исповедь вам обязательно помогут: вы сами ощутите, как светлеете душой.

Исповедь одним из наиболее значимых обрядов в христианской церкви. Способность осознать свои грехи и рассказать о них Богу, раскаяться в содеянном, очень важна для верующего человека.

Чем является для нас исповедь?
В первую очередь важно разобраться в сути исповеди, её роли в нашей жизни.

  1. Беседа с Богом. Исповедоваться можно и дома, перед иконой, погрузившись в молитву. Однако именно поход в церковь на исповедь имеет особое значение. Там вы будете беседовать с Богом в его Храме, а проводником между вами станет священник. Обратите внимание: вы будете рассказывать о своих грехах не смертному человеку, а именно самому Богу. Священник имеет власть от Бога, он может дать вам полезный совет, разъяснить вам причины ваших поступков, помочь преодолеть заблуждения. Именно священник вправе отпустить вам грехи, возложив на вашу голову епитрахиль.
  2. Смирение гордыни. Искренне рассказывая о своих грехах священнику, вы смиряете вашу гордыню. Исповедоваться очень важно, в этом нет ничего стыдного или неудобного. Таинство исповеди предназначено для того, чтобы вы могли очистить свою душу, осознать грехи и раскаяться в них. Это осуществимо, только если вы действительно откроете душу в церкви, расскажете всё священнику без утайки, ничего не скрывая и не преуменьшая.
  3. Раскаяние. Вы не должны думать, что признаваться в грехах нехорошо. Человек по природе своей грешен, на земле нет абсолютно праведных людей. Но в ваших силах стать лучше. Признание своих ошибок и заблуждений, дурных поступков, глубокое раскаяние в совершённых грехах необходимо каждому человеку для дальнейшего развития, самосовершенствования.
Только исповедь способна действительно помочь очистить душу от греха, получить отпущение от священника. Если вы будете правильно исповедоваться, подойдёте к этому обряду со всей ответственностью, исповедь поможет вам стать лучше.

Готовимся к исповеди
Огромную роль играет правильная подготовка к исповеди. Вам понадобится настроиться на общение с Богом, искренний разговор со священником. Готовьте себя внутренне и внешне, предусматривайте отдельные моменты.

  1. Сосредоточьтесь. Посидите дома в спокойной обстановке. Постарайтесь проникнуться мыслью, что вам предстоит общение с Богом в его Храме. Вы готовитесь к ответственному делу в вашей жизни. Не отвлекайтесь ни на что.
  2. Молитесь. Вы можете почитать молитвы, чтобы настроиться на исповедь. Прочтите молитвы Иоанна Златоуста.
  3. Вспомните ваши грехи. Начинайте со смертных грехов. Возможно, вы согрешили гневом, гордостью или сребролюбием. Обратите внимание, что аборт в церкви считается убийством. Такой грех надо отмечать первым.
  4. Настройтесь на исповедь. Важно восстановить в памяти картины ваших прегрешений, раскаиваться в грехах искренне. Служители церкви рекомендуют настраиваться на исповедь долго. Хорошо, если вы будете много молиться, соблюдать некоторое время пост, вспоминать в уединении о своих грехах.
  5. Запишите грехи. Возьмите чистый лист бумаги и перечислите на нём ваши прегрешения. Так вам будет легче вспомнить всё на исповеди. Особенно важно воспользоваться таким листочком на первой, генеральной, исповеди, когда необходимо рассказать о грехах, совершённых за всю жизнь.
  6. Обратите внимание на свой внешний вид. Женщине следует надеть юбку ниже колен, закрытую кофту. Голову надо повязать платком. Важно воздержаться от нанесения косметики. Губы красить нельзя, потому что вам предстоит прикладываться к кресту. Мужчинам не стоит надевать шорты, даже если на улице жарко. Тело лучше прикрывать одеждой.
Как правильно исповедоваться? Процедура исповеди
Отвечая на вопрос «как правильно исповедоваться в православной церкви», священники нередко отмечают, что даже прихожане, регулярно посещающие Храм Божий, далеко не всегда верно рассказывают о своих грехах. Очень важно относиться к исповеди серьёзно, не превращать её в обычную формальность. Только тогда вы сумеете действительно очистить свою душу.
  1. Общая исповедь. Сначала вы можете посетить общую исповедь. Туда приходят все желающие, а священник перечисляет на такой исповеди все грехи, совершаемые людьми чаще всего. Возможно, вы забыли какой-то свой грех: общая исповедь поможет вам о нём вспомнить.
  2. Искреннее раскаяние. Вам необходимо искреннее раскаяние в грехах. Помните, что суть исповеди – не в сухом перечислении совершённых грехов. Богу уже известны ваши заблуждения и прегрешения. Исповедь нужна в первую очередь вам: она поможет раскаяться в ошибках, осознать грехи, не совершать их в дальнейшем. Только придя на исповедь с глубоким раскаянием, вы сможете очистить свою душу и получить прощение от Господа.
  3. Без торопливости. На индивидуальной исповеди вам понадобится рассказать обо всех грехах, сделать это искренне. Не спешите. Если вы ощутили, что не совсем раскаялись, важно попросить продлить время исповеди.
  4. Рассказывайте о своих грехах подробно. Священники советуют не ограничиваться простым перечислением наименований: «гордость», «зависть» и т.п. В беседе со священником указывайте причины, побудившие вас согрешить, рассказывайте конкретные случаи, описывайте ситуации. Тогда служитель церкви сможет разобраться в ваших помыслах, сути ваших грехов, сумеет дать вам бесценные советы. Получив напутствия священника, которые помогут вам бороться с греховностью, вы начнёте иначе строить вашу жизнь.
  5. Не читайте с листа. Зачитывать список грехов с листка, просто отдавать листочек священнику не следует. Этим вы нивелируете всё таинство исповеди. На исповеди вы можете действительно стать чище, приблизиться к Богу, получить отпущение грехов. Для этого необходимо разобраться в сущности греха, искренне раскаяться, внять советам священника. Листочек нужен только для того, чтобы вы не забыли рассказать о каком-то из своих грехов, могли правильно исповедоваться.
  6. Анализ и самосовершенствование. Исповедуясь, вы должны полностью проанализировать свою жизнь, свой духовный мир, рассмотреть не только поступки, но и склонности, помыслы. Вы проводите своеобразную работу над ошибками, чтобы очистить душу от совершённых грехов, сняв с неё их тяжесть, и не допустить новых прегрешений.
  7. Полная исповедь. Говорите священнику всё о ваших грехах, отбросив гордость. Страх признаться в грехе, пусть и постыдном, не должен вас останавливать. Утаивать свои грехи на исповеди нельзя.
  8. Вера в прощение. На исповеди важно искренне раскаиваться и твёрдо верить в прощение Всевышнего.
  9. Ходите на исповедь регулярно. Пойти один раз на генеральную исповедь, полагая, что часто исповедоваться не следует, – ошибочная позиция. К сожалению, все мы греховны. Исповедь поддерживает в верующем человеке его стремление к свету, раскаянию, даёт путь к исправлению.
Приходите на исповедь искренне, с открытой душой. Вы сумеете очиститься, стать лучше, а Бог простит вам ваши грехи.

Простые правила для исповеди

Исповедь, особенно, если она связана с постом, милостыней, усердной молитвой, возвращает человека в состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся должен быть крещёным, членом Православной церкви, признающим все основы православного вероучения и раскаивающимся в своих грехах.

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила — нужны вера и покаяние. Однако рекомендуется почитать покаянные молитвы, возможен и пост.

Кающийся должен исповедать свои грехи. Нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а также назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ

(подумай: не отягощают ли тебя эти грехи)

1 . Чревообъядение: Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добро-детели и людям.

2. Любодеяние: Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и серд-ца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Не-хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляю-щая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие: Любление денег, вообще любление имущества движимого и не-движимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обо-гащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной ни-щеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная, из-лишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу сво-боды. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. При-своение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев: Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и от-мщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непри-стойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль: Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обето-ваниях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малоду-шие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние: Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непре-станной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспеш-ность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излиш-нее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехожде-ние с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и про-чих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточе-ние. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие: Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият-ности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобрете-ния временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокры-тие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость: Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омра-чение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, раз-вратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Краткий перечень грехов.

  • Нужно каяться в грехах, совершенных делом, словом, в помыслах.
  • Вспоминайте грехи за время, прошедшее после предыдущей исповеди или, если никогда не исповедовались, за время, прошедшее после крещения.
  • Если вас крестили во младенчестве, старайтесь вспоминать лет с шести.
  • «Поминутно» и в подробностях вспоминать и рассказывать не нужно. Достаточно сказать, что такой-то грех, так или иначе, случался в жизни. Делом, словом, в помыслах.
  • На исповеди не оправдывайтесь, а только кайтесь.
  • Исповедуясь, старайтесь говорить по делу, не отвлекаясь на посторонние темы.
  • Не утаивайте грехов. Это делает исповедь не действительной и удваивает греховную тяжесть на душе.
  • Не пытайтесь «быстро отделаться» сказав: «Грешен во всём!» . Нужно обязательно разобраться, в чём именно, чтобы выявить свои духовные болезни - причины жизненных проблем, и осознанно начать их врачевание.
  • Пост, в смысле приёма пищи, перед исповедью не обязателен.
  • Если вы уже исповедовали какой-то грех и более его не совершали, повторяться не надо.
  • Грешно продолжать терзаться о том, в чём вы уже покаялись на исповеди. Это проявление маловерия.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Не соблюдение Закона Божия.
  • Обида на Бога.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Забота только о земной жизни.
  • Несоблюдение молитвенного правила, постов и других церковных установлений.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Некрещение детей. Воспитание детей вне православной веры.
  • Неисполнение обещаний, данных Богу.
  • Работа в воскресенье и в дни больших церковных праздников.
  • Неоказание молитвенной помощи ближним. Живым и усопшим.
  • Неприобщение или редкое приобщение к таинствам покаяния, причащения, соборования.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Недостаток добрых дел. Неоказание посильной помощи Церкви.
  • Совершение уголовных преступлений.
  • Человекоубийство, аборты. Покушение на убийство или самоубийство.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Зависть . Злоба, ненависть.
  • Ложь, обман.
  • Злословие, сплетни. Ругань, сквернословие. Причинение вреда, ущерба. Оскорбление, нанесение обид.
  • Неисполнение родительского долга. Неисполнение долга перед родителями
  • Любая недобросовестность.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.

Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.

  • Расточительность.
  • Ошибочные суждения о жизни, распространение своих заблуждений.
  • Соблазнение на любой грех. Приобщение, в любой форме, к заблуждениям и лжеучениям:

разные философские системы; расколы, ереси и секты в христианстве;

другие верования — иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и их ответвления;

про. секты - сатанизм, дианетика (сайентология), мармоны, свидетели Иеговы, йога, медитация, и т.п., «оздоровительные» системы, ложные направления в психологии и

- Суеверие. Вера в приметы, толкование снов, соблюдение языческих обрядов и праздников.

  • Вступление в прямое общение с нечистой силой. Гадания, колдовство, заговоры, привороты, магия.
  • Любые игры и действия с картами.
  • Пьянство, наркомания, курение.
  • Блуд. (Удовлетворение половой потребности незаконно, то есть, вне брака или в извращенной форме.)
  • Несохранение брака. Развод.
  • Уныние, печаль. Чревоугодие. Лень. Самооправдание.
  • Нежелание трудиться для своего спасения.

По окончании исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Боже! Милостив буди мне грешному (грешной)

Исповедь – это Таинство, в котором Господь незримо прощает грехи при видимом волеизъявлении священника. Событию предшествует подготовка – покаяние происходит до похода в церковь. Впервые, многие страшатся и не знают, какие поступки называть, как правильно себя вести, что для этого надо сделать. Скажу более, даже бывалые христиане, не всегда понимают в чем и как исповедоваться .

Сердце сокрушенное Бог увидит

Значение покаяния так велико, что претворяет грешника в праведника. Непросто решиться вести христианскую жизнь, измениться, но сделать это необходимо, чтобы не погибнуть окончательно. Пусть первый раз (второй, третий) исповедь будет несовершенной, не это страшно. Куда опаснее носить в себе тяжкий груз, не каяться вообще. Господь видит наши намерения, стремления, попытки отстать от страстей, раскаяние. Это обязательно зачтется.

Иной исповедуется, словно отчет о проделанных грехах сдает на 5 страницах, а в душе нет никакого сокрушения. Другой скажет три слова, и уйдет оправданным, как мытарь, не смеющий поднять глаза к небу, произнесший: «Боже, милостив буди мне грешному». Важно увидеть мерзость своих дел и поступков. Ужаснуться и возненавидеть их. Испытывать искреннее отвращение, с решимостью больше такого не повторять .

Списки грехов в помощь кающемуся

Прибегая к пособиям, которых в интернете много, скорее запутаетесь, чем получите помощь. Составить длинный список грехов по образцу не трудно, но часто в них указаны вовсе не понятные вещи, относящиеся к монашествующим. Они – «бездельники», на них возлагается только две обязанности: труд и молитва, все остальное – грех. Сравнивать поступки в миру, с такими подручными средствами священники не советуют. Иногда это выглядит вовсе глупо.

Например:

  • собирал марки;
  • мылся душистым мылом;
  • делал прически;
  • стирал в воскресенье и т. п.

Можно позаимствовать краткость, с какой называют грех. Это поможет составить личный перечень, чтобы не впасть в многословие, не рассказывать историю (роман) своей жизни. Сделайте так: Запишите поступки, о которых понимаете – они плохие. Об этом сожалеете, готовы не повторять (кстати, не так часто они случаются, но постоянно напоминают о себе, всплывая в памяти).

Например:

  • Нагрубил родителям.
  • Ударил жену.
  • Украл велосипед (кассету, книгу, любую вещь) и пр.
  • Не посетил больного родственника, который в этом нуждался.

Продолжайте далее: взгляните на свой характер. Видеть себя таким, каков ты есть, непросто. Некоторые вовсе считают себя нормальными, хорошими, добрыми, всегда правыми. Бери и пиши с него икону. Но как раз в таком человеке уже виден грех гордыни, свергнувший дьявола с Неба. Такое происходит от незнания законов веры.

Чем чаще будете исповедоваться, постигать православное учение, приближаться к Богу, тем больше увидите в себе грязи, от которой нужно избавиться. Знайте, если не обнаружили в себе грехов, значит находитесь далеко от исполнения заповедей. Нет ни одного святого, о котором можно сказать, что он безгрешен.

Если уж совсем туго, ничего в голову не приходит, спросите близких людей: Какие плохие качества они назовут. Со стороны всегда виднее. Эти черты, скорее всего, окажутся тем, что вы ищите. Подумайте, возможно список пополнится такими грехами:

  • гневался, раздражался, плохо о ком-то думал;
  • ругался матами, грубо отвечал, осуждал, ненавидел;
  • не знал меры в еде (чревоугодие);
  • приходил домой пьяным, буянил;
  • изменял супруге (мужу), обманывал, клеветал, распространял слухи;
  • не помогал другим, отказывал в просьбе, насмехался над тружениками;
  • дал (уговаривал) согласие на аборт;
  • ленился исполнять свои обязанности как на работе, так и дома и т. д.

Совет: Прежде чем обратитесь к какому-либо источнику со списком грехов, постарайтесь сначала записать, что хорошо помните, что тяготит душу, о чем вы, действительно, сожалеете. Такие грехи точно простятся. Выискивая недостатки в себе, прибегая к пособию, стремитесь не к количеству (охватить все сразу), а к качеству. Прочли, вспомнили, осознали, сокрушились, дали себе слово: так больше не поступать. Попросили Господа помочь в этом. Теперь вносите в листок для исповеди .

Об этом надо знать, а не злиться

Когда человек начинает готовиться к Таинству, может претерпеть искушения. Постоянно кто-то мешает, перебивает, отвлекает. В храме злые старушки делают замечания: «почему не в юбке», «зачем так накрасилась», «не там встала». Батюшке некогда, отмахнулся, грубо ответил и т. п. Иногда это необходимо для смирения.

Бесы будут стараться вывести вас из себя, но пройдите испытание достойно: в душе, на каждое противление благому делу, скажите: «лучшего не заслуживаю». Так обезоружите нечисть: их отгоните, а к Богу приблизитесь. Это свидетельствует о том, что поступаете правильно. Вот если будет все гладко и спокойно – стоит задуматься, возможно, отсутствует дух покаяния .

Что такое воля Божия?

В процессе подготовки, встретите фразу, что грех – это нарушение воли Божией. В момент крещения человек (сам или его крестные) произносит обет: творить Его волю, и соблюдать заповеди. Обещание дали, и тут же начали его нарушать. В первую очередь из-за того, что не знаем ни одного, ни другого:

  1. Воля Божия – освящение человека.
  2. Через Моисея, для различения греха, даны 10 заповедей.

Закон Божий (Моисеев) – это первое руководство к познанию себя, что практически все заповеди мы нарушили. Ни одной не исполнили как надо. Многие помнят два слова из закона: не убил, не украл. Считают себя порядочными людьми. Это примитивный подход к исповеди невежественного грешника. Например, убить можно:

  • словом;
  • убивая животных ради развлечения, а не для пищи;
  • дав неверный совет;
  • нарушив технику безопасности;
  • послав на смерть вместо себя другого;
  • сделав аборт, уговаривая на него;
  • издеваясь над слабым;
  • распространяя клевету;
  • не оказав помощь вовремя и т. п.

Если человек не видит в себе грехов, не исповедуется, не сокрушается о неблаговидных поступках, не причащается, не имеет связи с Богом (молитвы) – он нарушает Его волю. Ибо она заключается в том, чтобы мы освящались, просвещались, творили добрые дела, то есть, стремились к праведности и святости. Все, что не способствует этому, кроме необходимых обязанностей и дел (включая отдых, праздники и пр.), нарушает Его волю .

По какому плану готовиться к исповеди

Чтобы ничего не упустить, принято готовиться по определенному плану на выбор. Можно, если некогда, но очень хочется получить прощение, исповедаться за особо мучимый грех: один или несколько. Тут особой подготовки не требуется. Пришли, излили душу, объяснив священнику: в следующий раз подготовитесь должным образом. Что взять за основу:

  1. Десять заповедей.
  2. Девять заповедей блаженства, данные Господом.
  3. Выстроить исповедь можно по 20 пунктам мытарств (блаженной Феодоры), которые проходит душа по смерти.
  4. По типу греха (образец старца Георгия Затворника) и др.

Чаще используют 10 заповедей, т. н., Моисеевых. Учтите, каждая из них включает множество грехов, поэтому список будет большим. Чтобы с этим разобраться, используйте «Опыт построения исповеди» Иоанна Крестьянкина. Он наш современник, его план лучший помощник. Хорошее руководство «В помощь кающемуся» составил И.Брянчанинов.

Важное условие: Прежде чем приступите к покаянию (дома), к исповеди (в храме) простите всех, на кого имели обиду. Это необходимо сделать от всей души, без лукавства. Как прощаете других, так и вам отпустит Господь прегрешения ваши и наоборот .

Стыдно назвать грех священнику

Бывает, что исповедник стесняется назвать какой-либо грех. Во-первых, запомните, в котором стыдно признаться, требует срочной исповеди. Это голос совести, практически указание Бога, Его призыв: в этом покайся. Господь ждет, а священник, поверьте, забудет и вас, и названый проступок тут же, особенно, если много народу.

Обычно скрывают вещи, связанные:

  • с изменами;
  • половыми извращениями;
  • похотливыми помыслами и мечтанием;
  • рукоблудием;
  • участием в оргиях, ведением развратного образа жизни.

Во-вторых, такие грехи имеют многие люди, но не называют на исповеди, чем губят душу. Батюшка, за период службы, наслушался всякого, его не поразите, не смутите, не оттолкнете своим признанием. Скорее всего, священник обрадуется за вас, что набрались смелости, озвучили тяжкий грех. Господь тут же простит, освободит душу. Ангелы на небе возвеселятся. Домой будете лететь как на крыльях.

К сведению: Господь создал условия, чтобы мы могли принять искупительные дары Его подвига, т. е. преобразиться. Все Таинства, в том числе, Исповедь – это инструмент, соединяющий людей и Бога .

Чего на исповеди делать не надо

Исповедь можно обернуть против себя, если отнестись к ней поверхностно с лукавством. Все грехи, даже те, которые точно повторятся, например, курение, надо называть в прошедшем времени, с намерением избавиться. Рано или поздно, названая страсть будет терять власть над человеком. Не нужно:

  • Рассказывать о других, и жаловаться на жизнь.
  • Называть грехи общими фразами: Во всем грешна.
  • Перечислять мелкие прегрешения, в которых приносится покаяние в домашней вечерней молитве ежедневно.
  • Умалчивать о тяжких грехах по причине стыда, нерешительности, из-за нежелания всерьез разбираться в себе.
  • Не надо бояться называть вещи своими именами: блуд, прелюбодеяние, воровство, убийство и пр.

Откровенная исповедь врачует не только душу, но и физические болезни, искореняет страсти, возвращает мир и спокойствие. Не стыдитесь открывать свои мерзости. И блудницы становятся праведницами, если не возвращаются к прежнему. Не обличим себя здесь – на Страшном суде грехи обличат нас.

Заключение: Как понять, что грех прощен? Если при воспоминании о нем совесть молчит, на душе сохраняется мир и спокойствие, значит, прощен. Конечно при условии, что у вас не каменное и бесчувственное сердце, находящееся в полной власти врага человека и Бога, т. е., дьявола .

Пример, сокрушения о грехах

Господи! Иногда хожу в Дом Твой, желая очистить душу от тяжести греховной. Пытаюсь размотать змеиный клубок, который лежит на сердце, но страшно открыть перед священником нечистоты свои. Пытаюсь замаскировать общими словами сущность грехов, облекаю их в безобидные одежды: как все грешат, так и я, ничем не хуже. Желаю прощения и отпущения, а ложью усугубляю свое падшее положение пытаясь Тебя обмануть.

  • Лень и безразличие связали душу : не молюсь Тебе ни утром, ни вечером. В храме стою, как бездушный манекен: покаяния нет во мне, жду только, чтобы служба закончилась быстрее. Молитв, произносимых в Храме не понимаю. Не стремлюсь узнать значение дней, которым посвящается служение. Редко хожу в церковь, а если постоял там, рассеянно крестясь, повторяя движения за истинными христианами, считаю, что совершил подвиг, сделал одолжение Тебе, Господи. Прости это каменное нечувствие к своему спасению.
  • Нет у меня любви ни к живым, ни к умершим. Поминая их, не пророню ни слезинки, молитва за них холодная, словно райская участь их мне известна. Считаю, что молитвы батюшки достаточно. Нет во мне ни сочувствия к близким (в том числе и родителям), ни желания ради них взять на себя хотя бы малюсенький обет. Считаю, что Господь добрый, спасет всех и так, без усилий и жертвы с моей стороны. Господи, прости.
  • Отвратительный грех Прелюбодеяние . Я уже стар и болен, поэтому развратное прошлое удалилось от меня, но это мытарство мне не пройти. Вся грязь этого греха прилипла ко мне, но сил признаться во всем нет. Думаю, Мария Египетская до ухода в пустыню, была чище, чем я. Каюсь и ненавижу себя за эти гнусные дела. Господи, прости, не погуби меня мерзкого.
  • Гордость и тщеславие мои постоянные спутники. Господь наставлял меня постоянно. Вразумлял, дал возможность познать унижения и оскорбления, чтобы уменьшить спесь моей натуры. Но я так медлителен на исправление, что не могу смириться даже под рукой Господа. Вижу свое падение, но гордость не покидает меня. Господи, помилуй и дай сил стать смиренным христианином, прости за упрямство ослиное.
  • Ложь. Она сопровождает меня повсюду. Ранее даже не замечал, что вру по-поводу и без повода. Я врал из-за страха открытия правды; для получения какой-либо выгоды; просто-так по-привычке; ради тщеславия, чтобы приукрасить личину, которая является моей настоящей сущностью. Ложь – семя дьявольское, разрослось во мне, как огромное дерево, пустило корни. Пагубные слова слетают с языка раньше, чем успеваю их осмыслить. Господи, прости, вразуми, избавь от этой привычки. Научи говорить правду всегда и везде.
  • Осуждение. Господи, с детства помню фразу: Не судите, да не судимы будете. Но никогда не придерживался этого наставления. Осуждаю всех: знакомых, родных, соседей, коллег, власти. С высоты своей гордыни всегда найду изъян в других, но не в себе. Прости, Господи. Помоги избавиться от этого, чтобы видеть только свои грехи, а не судить других. Научи смиренному покаянию и молитве и т. д, и т. п.

Чтобы не трудиться попусту, примерно так размышляйте о своих грехах. Это покаяние, приносимое Господу, настраивает душу, ведет к очищению, чтобы возненавидеть дела свои, не повторять их то и дело. Имея сокрушение, заметите, как после исповеди не только стало легче, но от многих «забав» плоти сердце начинает отвращаться, дела и отношения налаживаются, болезни уходят.

Исповедь - это одно из важнейших церковных таинств, во время которого христиане совершают покаяние в своих грехах. Исповедь проходит в присутствии священника, однако, все прегрешения при этом разрешаются самим Богом.

Исповедь имеет огромное значение для любого православного христианина, поскольку покаяние и искупление грехов являются делом всей его жизни. Без нее миряне не допускаются к Таинству Евхаристии (причастию) и не могут вкусить Святых Даров.

Что такое исповедь и для чего она нужна

Святые Отцы учат, что грех - это главная преграда между человеком и Богом. И эта преграда настолько огромна, что люди не способны преодолеть ее своими силами. Справиться с ней можно лишь с Божией помощью, но для этого человеку нужно сперва признать свой грех и покаяться в нем.

Именно для избавления от греха и существует Таинство исповеди. Когда наш организм заражен опасным вирусом, мы обычно идем в больницу за лекарством. Однако грех - это такой же смертельный вирус, только поражающий не тело, а душу. И чтобы излечиться от него, человеку требуется помощь церкви.

Таинство покаяния часто сравнивают с крещением. Во время крещения новообращенных христианин избавляется от первородного греха, доставшегося от наших прародителей - Адама и Евы. Исповедь же помогает разрешиться от тех грехов, которые были совершены уже после крещения и самим человеком лично.

Обычно для христианина покаяние состоит из трех этапов:

  1. Покаяться сразу, после прегрешения.
  2. Попросить у Бога прощения вечером, перед отходом ко сну.
  3. Сходить на исповедь, во время которой Господь окончательно разрешит этот грех.

Также можно исповедоваться, если на душе тяжело или мучает совесть. И здесь Таинство покаяния играет роль скорой помощи, поскольку помогает избавиться от страданий, причиняемых грехом, и вернуть утраченное душевное здоровье.

Очень важно научиться просить прощения у тех, кого мы обидел. Но еще важнее - это покаяние перед Богом, поскольку перед Ним у нас грехов гораздо больше, чем перед любым из людей.

Многие спрашивают, зачем нужно ходить в церковь и исповедоваться в присутствии священника. Разве не достаточно того, что мы просим у Бога прощения, что нас мучает совесть, и мы раскаиваемся в содеянном?

Нет, недостаточно. Обычно священники дают такое объяснение: если человек, например, испачкался, он не станет чистым лишь из-за того, что осознал свою грязь и устыдился ее. Для очищения ему нужен какой-нибудь внешний источник воды, в котором он сможет помыться. Роль такого источника для христианина как раз и играет Святая Церковь.

Однако важно помнить, что исповедь - это не только раскаяние и освобождение от греха. Это еще и твердая решимость больше не повторять греховных поступков и привести свою жизнь в реальное соответствие с христианским учением.

Как проходит таинство

В отличие от других таинств , исповедь не требует соблюдения большого числа обрядов. Для ее проведения не нужны ни длительные посты, ни какие-то специальные условия, ни определенные дни. Таинство покаяния может совершаться всегда и везде: для нее необходимо лишь полное раскаяние и присутствие священника. Исповедоваться может любой член Православной Церкви от 7 лет и старше.

В самом храме это таинство может совершаться в разные часы:

  • После вечернего богослужения.
  • Утром, непосредственно перед литургией .
  • Во время самой литургии, перед причастием.

Если в церкви слишком много народа, можно договориться со священником и на другое время. Исповедь начинается с иерейской молитвы и обращения к кающемуся («Се чадо, Христос…»). Затем священник накрывает голову кающегося епитрахилью (необязательно), спрашивает, как его зовут и что он хочет исповедовать.

Во время исповеди батюшка может задавать уточняющие вопросы, давать наставления или советы. В некоторых случаях он накладывает епитимию, то есть предписывает совершить определенные действия, направленные на искупление греха. Например, если кающийся что-то украл, его могут попросить вернуть украденное или компенсировать ущерб. Впрочем, епитимию назначают достаточно редко.

Когда исповедь заканчивается, священник возлагает человеку на голову край епитрахили и произносит разрешительную молитву. После этого прихожанин целует Евангелие и крест, которые лежат на аналое, и просит у батюшки благословения.

Исповедоваться нужно хотя бы перед каждым причастием. А воцерковленный христианин должен причащаться от одного раза в день до одного раза в три недели. Максимум для количества исповедей не установлен.

Как подготовиться к Таинству покаяния

Подготовка к исповеди сводится к тщательному анализу всех своих поступков, слов и мыслей. Однако их нужно рассматривать не с точки зрения человека, а с точки зрения Божиих заповедей.

Такой самоанализ требует от человека предельной честности с самим собой. Правдиво оценивая свои дела, христианин должен отбросить гордыню и ложный стыд, поскольку эти недостатки заставляют нас умалчивать о своих грехах и даже их оправдывать.

Подготовка к покаянию требует правильного настроя . Нужно не просто механически вспоминать повседневные грехи, а всей душой стремиться к тому, чтобы они остались позади. Также желательно предварительно помириться с теми, перед кем мы согрешили, и попросить у них прощения.

Чтобы не запамятовать о своих грехах, их можно записать на листочек. Не нужно создавать подробный бюрократический отчет - достаточно будет лишь примерной «шпаргалки». Она поможет быстро освежить память перед исповедью и ничего не забыть.

Если вы боитесь упустить что-то важное, воспользуйтесь специальными перечнями грехов для исповеди. В православии они играют роль своеобразных «чек-листов» и позволяют заметить то, на что мы по какой-то причине не обратили внимания. Это Почаевский Листок, помогающий вспомнить грехи на исповеди, перечни для женщин, мужчин, детей и подростков.

Однако на самой исповеди никакими списками и текстами пользоваться не стоит. Говорить лучше своими словами и от чистого сердца, а чтение по бумажке может превратить таинство в пустую формальность.

Еще один способ вспомнить забытые грехи - это рассмотреть их по видам:

  • Грехи против Бога: неверие, маловерие, гордыня, нарушение заповедей, упоминание Господа всуе, обращение к экстрасенсам, непосещение церкви и тому подобное.
  • Грехи против ближнего: воровство, клевета, сплетни, обиды и предательства.
  • Грехи против самого себя: чревоугодие, пьянство, блудный грех, курение, уныние и другие деяния, разрушающие тело и душу.

Часто христиане вспоминают лишь о том, что произошло после последней исповеди. Но к этому обязательно нужно добавить те поступки, о которых мы прошлый раз умолчали из-за стыда или по забывчивости. Также на исповеди можно рассказать о тех прегрешениях, в которых в прошлый раз мы исповедались без должного раскаяния.

Некоторые спрашивают: а допустимо ли исповедание одного и того же греха повторно? В принципе, подобное допускается, поскольку память о прошлых грехах укрепляет человека в смирении. Однако делать это вовсе не обязательно , если покаяние было по-настоящему искренним.

О времени Таинства покаяния лучше узнать заранее. Если желающих исповедаться в этот день будет много, лучше договориться со священником об отдельной встрече.

Как подготовиться к самой первой исповеди

Самая первая исповедь в жизни христианина называется генеральной. Готовиться к ней нужно особенно тщательно, поскольку именно она смывает с нашей души самую застарелую и въевшуюся грязь. На ней принято вспоминать все свои грехи, и не только взрослые, но и детские (начиная с шестилетнего возраста).

Перед такой исповедью желательно ознакомиться с христианской литературой на эту тему. Но прежде чем покупать книги или скачивать их из интернета, обязательно стоит посоветоваться со своим духовником. Дело в том, что некоторые книги о покаянии могут оказаться слишком сложными для мирянина, а некоторые имеют сомнительное происхождение и написаны сектантами.

Если ваша церковь большая и на воскресную службу собирается много народа, в ней может проводиться общая исповедь. В этом случае священник просто перечисляет основные грехи, а прихожане повторяют за ним. Но такая краткая форма исповеди не подходит для первого раза, поэтому лучше посетить храм в будний день, когда в нем обычно мало людей.

Непосредственно перед таинством нужно обязательно сказать священнику, что вы впервые на исповеди. В этом случае он будет вам подсказывать и направлять исповедь в «нужное русло», а потом расскажет, что делать дальше.

Как правильно исповедоваться

Главное правило исповеди звучит так: все действия должны быть максимально искренними. Во время таинства нужно всеми силами избегать формализма, чтобы не превратить его в ритуал «для галочки». Здесь важнее чистосердечность, а не следование внешним предписаниям.

Одеваться на исповедь нужно так же, как и для обычного посещения церкви. Мужчине следует надеть длинные штаны и рубашку, закрывающую локти. Женщине - длинную юбку и одежду, закрывающую плечи и зону декольте. Отправляясь в церковь, нельзя пользоваться косметикой, особенно губной помадой. На голове у женщины обязательно должен быть платок.

Придя в храм, нужно встать в очередь на исповедь. При этом необходимо держаться на некотором расстоянии от остальных, чтобы никому не мешать и не слышать чужих покаянных слов.

Дождавшись своей очереди, надо подойти к аналою (столику, где лежат крест и Евангелие) и склонить голову. Встать на колени тоже можно, но это совсем необязательно. Помните, что коленопреклоненная молитва отменяется в воскресные дни, в великие праздники и в период от Пасхи до Троицы.

На исповеди принято говорить не только об отдельных греховных поступках, но и о свойственных человеку пагубных страстях. Например, если кающемуся свойственно Сребролюбие, то грехами для него будут конкретные проявления жадности или скупости.

Если вы незнакомы с церковными названиями грехов и страстей, то просто перескажите все своими словами. Называть нужно только само прегрешение, кратко и без лишних подробностей. Если понадобится, священник сам все уточнит.

Если Господь увидит искреннее покаяние, то простит все грехи, даже те, о которых мы сами забыли. Однако сознательно утаивать прегрешения нельзя, ибо в этом случае никакого прощения не будет.

Как именно рассказывать о своих грехах? Вот несколько рекомендаций, которые обычно дают священники:

  • Не подходите к исповеди формально. Это не обряд «перечисление грехов»: здесь важнее искреннее покаяние.
  • Избегайте «заготовок», то есть заранее заученных фраз и выражений. Самые лучшие слова - это те, что идут от чистого сердца.
  • Не оправдывайтесь и не перекладывайте свои грехи на других, ибо в этом случае пропадает смысл самого покаяния.
  • Не стоит просто рассказывать о своей жизни. Цель исповеди не излить душу, а избавиться от бремени греха.
  • Плакать во время исповеди - нормально, но не нужно делать этого специально и напоказ.

И главное: необходимо помнить, что на самом деле все грехи исповедуются перед Богом. Священник лишь выполняет обязанность свидетеля и ходатая перед Ним.

Во время исповедования священник иногда может что-то спрашивать или уточнять. В этом случае нужно просто спокойно ответить на все вопросы. И наоборот, если что-то из наставлений батюшки осталось непонятным, то попросите его объяснить.

После того как священник выслушал исповедь и убедился в искренности человека, он накрывает его голову краем епитрахили и читает разрешительную молитву. После нее нужно перекреститься и поцеловать крест и Евангелие.

Сразу после исповеди у батюшки берут благословение. Для этого складывают руки ладонями вверх и правую ладонь кладут на левую. Затем нужно склонить голову и сказать: «Благослови, отче». Священник сотворит благословляющий знак и возложит свою ладонь на сложенные руки. К руке священник следует приложиться устами как к образу благословляющей десницы Господней.

Если вы планируете причаститься, на это тоже следует взять благословение. Можно просто спросить: «Батюшка, благословляете причаститься?». В этом случае священник может уточнить о соблюдении постов и молитв, необходимых для Таинства Евхаристии.

Что делать после исповеди

Самое первое, что нужно сделать - это поблагодарить Господа за прощение грехов. К сожалению, некоторые об этом забывают. А ведь это великий дар Его, благодаря которому человеческая душа очищается от скверны.

Также нужно принять твердое решение изменить свою жизнь. Недостаточно просто исповедать грех перед Богом: нужно стараться больше никогда не повторять подобного впредь. Важно помнить, что для христианина покаяние и борьба с грехом - это работа всей жизни, которая никогда не заканчивается.

При искреннем покаянии на исповеди прощаются все прегрешения. Но это вовсе не означает, что о них сразу же можно забыть. Нет, о совершенных ранее грехах следует помнить всегда, ибо это необходимо нам для смирения и для защиты от возможных падений в будущем.

Если исповедоваться достаточно регулярно, то со временем становится трудно вспоминать свои прегрешения. Но это не значит, что их нет: они просто начинают «прятаться» от нас. В этом случае можно попросить Господа, чтобы он даровал нам видение собственных грехов.

Исповедь (таинство Покаяния) в нашей обители совершается ежедневно во время утреннего богослужения: с понедельника по субботу – в 7.00, в воскресенье – в 6.30 и 9.00.

В период Великого поста исповедь совершается по средам, пятницам и субботам в 7.00, по воскресеньям в 6.30 и 9.00.

Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.

О таинстве Покаяния

В таинстве покаяния христианину подается очищение от грехов, совершенных после крещения. Кающийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви, в лице ее представителя - епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью.

Всякий грех есть отказ от Божественного света. Для того, чтобы увидеть свое зло, надо видеть свет или красоту Божией правды, которая воссияла более всего в лице Господа Иисуса Христа, в Его Евангелии, а также в святых людях. Поэтому надлежит каяться перед лицом Господа, Которому Отец Небесный отдал весь суд на земле. Суд же состоит в том, что Господь есть свет, а отвергающий этот свет сам в себе несет наказание, уходя во тьму.

Всякий грех есть грех против любви, так как Сам Бог есть любовь. Нарушая закон любви, всякий грех ведет к разъединению с Богом и людьми, и, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому согрешающий отпадает от Церкви и должен каяться перед нею. В древности грешник каялся перед всем церковным собранием; теперь же священник один принимает исповедь от лица Господа и Церкви.

Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не допускает человека принимать дар Божественной благодати, т.е. лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, требуется постоянное внимание к себе, борьба с дурными помыслами и горькое сожаление о частых оплошностях. Это и есть постоянное покаяние. Чтобы вдыхать благодать, надо постоянно выдыхать перегар греха. Постоянно проверяющий себя и хотя бы на вечерней молитве вспоминающий свой прошедший день, успешнее кается и во время исповеди. Кто же пренебрегает ежедневной гигиеной души, легко впадает в большие грехи, иногда их даже не замечая. Покаяние, предшествующее исповеди, требует, во-первых, осознание своих грехов; во-вторых, горькое сожаление о них и, наконец, решимость исправиться.

Хорошо кающийся находит и причины греховных поступков. Например, он поймет, что неумение переносить и прощать обиды, даже самые ничтожные, объясняются гордостью, с которой и будет бороться.

Борьба с грехом должна необходимо выражаться в раскрытии своей души перед Богом и другими людьми, так как корень греха есть самолюбивое самозамыкание человека. Исповедь и есть, прежде всего, этот выход из болезненной субъективности; она требует и самопожертвования (своим самолюбием), без которого нет настоящей любви. Кроме того, рассказ о грехе, нередко сопровождаемый жгучим стыдом, помогает отсечению греха от здорового ядра личности. Иная болезнь неизлечима без лезвия хирурга или прижигания. Исповеданный грех становится чуждым человеку, а скрытый производит нагноение всей души. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избежать наказания, сколько, чтобы излечиться от грехов, т. е. избавиться от их повторения. Принимая кающегося, священник обращается к нему: “Будь внимателен, ты пришел во врачебницу, не уйди отсюда невыздоровевшим”.

Грех разлагает нашу личность, а вернуть ее целость, т. е. исцелить, может только Божественная любовь. Мы и приходим за нею в Церковь, где Сам Христос исцеляет нас Своею любовью. И как не разгореться в сердце кающегося благодатной любви, когда Господь говорит ему: “И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши” (Иоан. 8:11 ), или, что тоже самое, когда иерей произносит слова разрешительной молитвы? Власть разрешать грехи Господь дал Своей Церкви, сказав Апостолам: “Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Матф. 18:18 ).

Подготовкой к исповеди служит, во-первых, духовная жизнь человека, с постоянным упражнением совести, о чем было сказано выше; и, затем, особые средства, как-то: уединение для размышления о своих грехах, молитва, пост, чтение Священного Писания и духовных книг.

Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Надо сперва помянуть наиболее досаждающие грехи (страсти, пороки), с ними и бороться надо в первую очередь, а также грехи против любви (осуждение, злоба, вражда). Если такие грехи имеются, они должны быть предметом постоянного покаяния и борьбы, так как Бог есть любовь. По этой же причине перед исповедью надо примириться со всеми, прощая и прося прощения. Господь сказал: “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф. 6:15 ).

Все, что говорится на исповеди, священник хранит как безусловную тайну. Как духовно-лечебное средство священник может наложить на кающегося епитимью, например, назначить ему особые духовные упражнения, или временно не допустить до святого Причащения.

(Составлено по книге епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского) Православный катехизис).

Пример исповеди

Приводим примерный образец исповеди, которым можно руководствоваться для того, чтобы лучше разобраться в себе во время подготовки к таинству Покаяния. Однако этот образец – всего лишь ориентир, помогающий построить личную исповедь, в которой будут названы те грехи, которые имели место именно в вашей жизни.

"Приношу Тебе, милостивый Господи, тяжелый груз моих бесчисленных согрешений, которыми я грешил перед Тобой, начиная с моей ранней юности и до сегодняшнего дня.

Я согрешил перед Тобой, Господи, неблагодарностью Тебе за Твои милости, забвением Твоих заповедей и равнодушием к Тебе. Согрешил маловерием, сомнением в вопросах веры и вольнодумством. Согрешил суеверием, безразличием к истине и интересом к неправославным вероучениям. Согрешил хульными и скверными мыслями, подозрительностью и мнительностью. Согрешил привязанностью к деньгам и к предметам роскоши, страстными увлечениями, ревностью и завистью. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил услаждением греховными мыслями, жаждой удовольствий, духовной расслабленностью. Согрешил мечтательностью, тщеславием и ложным стыдом. Согрешил гордостью, презрением к людям и самонадеянностью. Согрешил унынием, мирской печалью, отчаянием и ропотом. Согрешил раздражительностью, злопамятностью и злорадством. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил пустословием, ненужным смехом и насмешками. Согрешил разговором в храме, напрасным употреблением имени Божия и осуждением ближних. Согрешил резкостью в словах, сварливостью, язвительными замечаниями. Согрешил придирчивостью, оскорблением ближних и преувеличением своих способностей. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил неприличными шутками, рассказами и греховными разговорами. Согрешил ропотом, нарушением своих обещаний и ложью. Согрешил употреблением бранных слов, оскорблением ближних и проклятиями. Согрешил распространением порочащих слухов, клеветой и доносами. Согрешил ленью, напрасной тратой времени и непосещением богослужений. Согрешил частыми опозданиями на богослужения, небрежной и рассеянной молитвой и отсутствием духовного горения. Согрешил пренебрежением нуждами своей семьи, пренебрежением к воспитанию своих детей и неисполнением своих обязанностей. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил чревоугодием, объедением и нарушением постов. Согрешил курением, злоупотреблением спиртными напитками и употреблением возбудительных средств. Согрешил чрезмерной заботой о своей наружности, смотрением с вожделением и похотью, смотрением непристойных картин и фотографий. Согрешил слушанием буйной музыки, слушанием греховных разговоров и неприличных рассказов. Согрешил соблазнительным поведением, рукоблудием, блудом и нарушением супружеской верности. Согрешил одобрением аборта или участием в нем. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил любовью к деньгам, увлечением азартными играми. Согрешил увлечением своей карьерой и успехами, своекорыстием и расточительностью. Согрешил отказом в помощи нуждающимся, жадностью и скупостью. Согрешил жестокостью, черствостью, сухостью и отсутствием любви. Согрешил обманом, кражей и взяточничеством. Согрешил посещением гадалок, призыванием злых духов и исполнением суеверных обычаев. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил вспышками гнева, злобой и грубым обращением с ближними. Согрешил непримиримостью, местью, наглостью и дерзостью. Согрешил непослушанием, упрямством, лицемерием. Согрешил небрежным обращением со священными предметами, святотатством, кощунством. Прости и помилуй меня, Господи.

Еще согрешил в словах, в мыслях, в поступках и всеми моими чувствами, иногда невольно, а чаще всего сознательно по своему упорству и греховному обычаю. Прости и помилуй меня Господи. Некоторые грехи я вспоминаю, но большинство из них по моему нерадению и духовной невнимательности я совершенно забыл.

Я искренне раскаиваюсь во всех моих сознательных и неведомых грехах, и имею решимость делать все возможное, чтобы их не повторять. Прости и помилуй меня, Господи".

Тем, кто желает глубоко и основательно подготовиться к таинству исповеди, рекомендуем прочесть книгу архимандрита Иоанна Крестьянкина "Опыт построения исповеди" .