» » Конспект урока "опасные химические вещества и объекты". Презентация на тему "опасные вещества" Как сделать свой быт более безопасным

Конспект урока "опасные химические вещества и объекты". Презентация на тему "опасные вещества" Как сделать свой быт более безопасным

Класс: 5

Цели:

  • Ознакомить учащихся, в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека.
  • Рассказать об отрицательном воздействии на организм недоброкачественных продуктов питания, и как избежать пищевого отравления.
  • Учить правильно обращаться с опасными веществами.
  • Воспитывать умение грамотно действовать в случае появления запаха газа.

Учебные вопросы:

  • Опасные вещества и степень их неблагоприятного воздействия на людей.
  • Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.
  • Материальное обеспечение: образцы упаковок из-под средств бытовой химии с предупреждающими надписями; раздаточные карточки-схемы “Действия при появлении запаха газа в квартире”; презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

1 учебный вопрос. Опасные вещества и степень их неблагоприятного воздействия на людей.

(слайд 1) В нашей повседневной жизни мы используем самые различные средства бытовой химии, лекарствами, бытовым газом на кухне. Трудно представить себе дом, в котором не было бы красок или лаков, средств для чистки посуды, растворителей, жидкостей в аэрозольной упаковке.

Химия, которую вы будете изучать позднее, поможет вам узнать о свойствах разных химических веществ. Пока же мы должны знать, что некоторые предметы бытовой химии опасны для вас. Многие эти жидкости ядовиты, поэтому на этикетках банок, бутылок с такими жидкостями обычно пишут: “Держать вне досягаемости от детей”. Каждый из предметов бытовой химии имеет пояснительные надписи, объясняющие степень его опасности. (показать упаковки из-под средств бытовой химии)

Условно средства бытовой химии можно разделить на четыре группы:

Предлагаю вам разделить средства бытовой химии на группы (работа в парах)

(составление схемы) (слайд 2)

  • безопасные (не имеют предупредительных надписей);
  • относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определенные участки, например, в глаза);
  • огнеопасные (имеют предупредительные надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);
  • ядовитые (с надписями “яд” или специальной маркировкой).

Все они снабжены инструкцией с описанием порядка и способов применения, а также меры безопасности при хранении и использовании. Эти инструкции необходимо строго выполнять. (слайд 3)

Какие средства бытовой химии применяются у вас в доме, как они хранятся?

Самое главное условие безопасности в отношении ядовитых химических веществ - не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых.

2 учебный вопрос. Действие на организм человека опасных веществ и правила обращения с ними.

Горючий (бытовой) газ. Опасность отравления газом. (слайд 4)

Чтобы избежать вредного воздействия бытового газа, придерживайтесь следующих правил:

Не делайте уроки на кухне при включенном газе;

Не открывайте максимально газовые краны;

Не оставляйте включенную плиту без присмотра. Как правильно действовать при появлении запаха газа в квартире?

Работа со схемой.

При появлении запаха газа ни в коем случае нельзя включать свет, зажигать спички и свечи, пользоваться зажигалкой. Очень опасно проверять зажженной спичкой, нет ли утечки газа.

Как правильно зажигать газовую конфорку? (слайд 5, 6)

Существуют вещества, которые обычно считаются не просто полезными, а даже спасительными - это лекарства. (слайд 7) Но многие из них, если их употреблять в большом количестве и не по назначению врача, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребенка.

(Работа с раздаточными инструкциями к лекарственным препаратам)

К таким же результатам может привести и обычный градусник, применяемый для измерения температуры тела. Он содержит, как правило, ядовитое вещество - ртуть. Если термометр разбился и своевременно не приняты необходимые меры, то пары ртути могут вызвать отравление людей. Ртуть способна проникать в полы, мебель, домашние предметы, а обнаружить ее могут только специалисты санэпиднадзора или гражданской обороны.

(сообщение учащегося о правилах безопасного поведения при разливе ртути)

(слайд 8) Продукты питания. Отравиться можно не только вредными и ядовитыми веществами, но и очень часто - недоброкачественными продуктами питания. Наибольшую опасность представляют вареные сосиски, колбасы, сардельки и другие колбасные изделия. В теплое время года отравления случаются чаще, и обычно происходит это из-за неправильных условий хранения или отсутствия необходимой кулинарной обработки.

Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать пищевого отравления? (слайд 9)

Пользуясь рисунками на слайде, составьте памятку “Как избежать пищевого отравления” (слайд 10)

(слайд 11) ВЫВОД : Чтобы избежать отравления, нужно соблюдать следующие правила:

  • не собирайте и не ешьте растения, грибы и ягоды, которые вам неизвестны;
  • не употребляйте продукты (особенно мясные и молочные), если срок их годности истек или от них идет неприятный запах и они, как вам кажется, подозрительны;
  • не пользуйтесь грязной посудой;
  • мойте руки перед едой всегда, где бы вы ни были.

4. Рефлексия

Назовите известные Вам правила обращения с опасными химическими веществами? Каковы правила пользования газовой плитой, газовой колонкой?

Что надо делать, чтобы не отравиться пищевыми продуктами?

Расскажите, что вы будете делать, если ваш друг (подруга) в отсутствие -взрослых почувствовал себя плохо? Есть предположение, что он (она) чем-то отравился (ась).

5. Домашнее задание

Проведите дома со взрослыми проведите ревизию опасных веществ, подготовьте их список, отметив, в чем состоит опасность каждого вещества.

Сделайте самодельные ярлыки для обозначения ядовитых веществ с надписями: “Лак”, “Краска”, “Ядовито”, “Огнеопасно”. Подумайте, как прикрепить их к флаконам, банкам и бутылкам.


В настоящее время в России производится и используется около 70 тыс. химических соединений, из которых 3,5 тыс. - наиболее широко.
Развитие промышленности обусловило широкое применение химически опасных веществ. Такие вещества могут быть исходным сырьем, промежуточными и побочными продуктами, готовой продукцией, а также растворителями и средствами переработки. Работа с ними ведется в закрытых емкостях с соблюдением особых мер предосторожности.
Под аварийно химически опасными веществами (АХОВ) понимают химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражения людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов.

Нефтеперерабатывающий завод
52

Предприятие, на котором при аварии могут произойти поражения людей, животных и растений, а также химическое загрязнение окружающей среды, называется химически опасным объектом (ХОО).
На территории Российской Федерации насчитывается более 3300 крупных ХОО. Они располагаются почти во всех республиках, краях и областях Российской Федерации. Свыше 90% городов, население которых 100 тыс. человек и более, имеют ХОО. Если к числу ХОО отнести автозаправочные станции, использующие бензин с ядовитым тетраэтилсвинцом, количество их превысит сотни тысяч.
К таким объектам относятся предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, пищевой и текстильной отраслей. В черте вашего города могут располагаться такие мирные, но химически опасные объекты, как холодильники, овощные базы, мясокомбинаты, пищевые предприятия, очистные сооружения, станции обеззараживания воды. В крупных городах или возле них сосредоточено свыше 70% предприятий химической и почти все предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. В аварийных ситуациях они могут представлять серьезную опасность для населения.
Немало ХОО размещено в сельской местности. Много химически опасных веществ перевозится по железной дороге и другими видами транспорта.
В районах размещения ХОО на территории России проживают более 50 млн человек. Особенно много таких объектов размещено на территории Московской, Ленинградской, Нижегородской, Кемеровской областей, на Северном Кавказе, в Поволжье, на Урале (схема 4 на с. 54).
Крупнейшими потребителями АХОВ являются: черная и цветная металлургия, где используются хлор, аммиак, соляная кислота; целлюлозно-бумажная промышленность - хлор, аммиак, сероводород, сернистый ангидрид; машиностроение и оборонная промышленность - хлор, аммиак, соляная кислота, фтористый водород; коммунально-бытовое хозяйство - хлор и аммиак; медицинская промышленность - аммиак, хлор, фосген, соляная кислота; сельское хозяйство - аммиак, хлорпикрин, хлорциан, сернистый ангидрид.
Крупными потребителями аммиака являются предприятия пищевой, мясо-молочной промышленности, холодильники овощных и торговых баз, где аммиак используется в холодильных установках.
Схема 4
Количество химически опасных объектов по регионам

Надо отметить, что на предприятиях, расположенных нередко в черте городов или в непосредственной их близости, могут одновременно храниться до нескольких тысяч тонн АХОВ. Только на водопроводных станциях, где в качестве средства очистки воды используется хлор, его запасы могут составлять 200-400 т.
Обеспечению защиты населения от воздействия АХОВ в Российской Федерации уделяется значительное внимание. Особый режим эксплуатации ХОО, характеризующийся повышенными требованиями к обеспечению безопасности человека и окружающей природной среды в районах их размещения, установлен Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, а также принятыми в его развитие подзаконными актами. Так, в соответствии с действующим законодательством, вокруг объектов экономики при наличии на их территории химически опасных веществ предусматривается выделение санитарно-защитной зоны, в которой запрещается размещение жилых зданий, детских и лечебно-оздоровительных учреждений. Размер санитарно-защитной зоны по глубине зависит от класса опасности объекта по санитарной классификации и составляет: для I класса - 1000 м, II - 500 м, III - 300 м, IV - 100 м, V - 50 м.
Вопросы и задания Какие химические вещества относятся к АХОВ? Приведите примеры использования АХОВ в различных отраслях экономики. Выясните возможные источники химического заражения в вашем городе (поселке), районе. По размеру санитарно-защитной зоны определите, к какому классу опасности относятся эти объекты.

Еще по теме ОПАСНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И ОБЪЕКТЫ:

  1. Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах Поражающие факторы и их влияние на население и территорию при авариях на химически опасных объектах
  2. ГЛАВА 11 Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ
  3. Защита населения и территорий при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду Аварии на радиационно (ядерно) опасных объектах и радиоактивное загрязнение окружающей среды

Сегодня в больших объемах в бытовой, сельскохозяйственной, промышленной сферах используются химически опасные вещества. Все они отличаются высокой токсичностью и представляют угрозу для людей и природы. Далее рассмотрим наиболее распространенные аварийно химически опасные вещества.

Характер угрозы

Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) применяются в производстве, переработке, для транспортных и прочих нужд. При их утечке заражению подвергаются воздух, вода, животные, люди, растения, почва. При аварии химических опасных веществ на предприятии создается угроза для жизни не только людей, находящихся непосредственно в его пределах. Токсичные соединения, способные быстро перемещаться с ветром, могут создать зону поражения на десятки километров. В России ежегодно случаются катастрофы, в результате которых происходит выброс химически опасных веществ. При этом с развитием промышленности и техники угроза только возрастает.

Опасные химические вещества и объекты: общие сведения

Крупнейшие запасы ядовитых соединений сконцентрированы на предприятиях нефтеперерабатывающей, металлургической, оборонной, мясомолочной, пищевой промышленности. В больших объемах АХОВ содержатся на химических и фармацевтических заводах. Токсичные соединения присутствуют на торговых и складских базах, на предприятиях ЖКХ, в различных АО, на хладокомбинатах. Наиболее распространенные опасные химические вещества - это:

  • Синильная кислота.
  • Бензол.
  • Сернистый газ (серы двуокись).
  • Аммиак.
  • Фтористый и бромистый водород.
  • Метилмеркаптан.
  • Сероводород.

Особенности обработки

При обычных условиях химически опасные вещества в большинстве случаев имеют газообразное либо жидкое состояние. Но в процессе производства, применения, переработки, во время хранения газообразные соединения преобразовывают. Путем сжатия их приводят в жидкое состояние. За счет такого преобразования объем АХОВ значительно уменьшается.

Характеристика токсичности

В качестве показателей вредности соединений используются такие категории, как максимально допустимая концентрация и токсодоза. Предельная норма представляет собой объем, ежедневное воздействие которого в течение длительного времени не провоцирует заболеваний и каких-либо изменений в организме человека. Максимально допустимая концентрация не используется при оценке опасности аварийной ситуации, поскольку при ЧП продолжительность токсического действия АХОВ достаточно ограничена. Токсодоза - это определенное количество соединения, способное вызвать отравляющий эффект.

Хлор

В нормальных условиях это соединение представляет собой желто-зеленый газ с раздражающим резким запахом. Его масса больше, чем у воздуха, приблизительно в 2,5 раза. Из-за этого хлор накапливается в тоннелях, колодцах, подвалах и низинах. Ежегодно это соединение потребляется в количестве 40 млн т. Перевозка и хранение хлора осуществляется в стальных емкостях и ж/д цистернах под давлением. При его утечке образуется едкий дым, который раздражающе действует на кожу и слизистые. Предельно допустимое содержание соединения в воздухе:

  • 1 мг/м 3 - в цеху предприятия.
  • 0,1 мг/м 3 - разовая максимальная концентрация.
  • 0,03 мг/м 3 - среднесуточная концентрация.

Опасным для жизни считается воздействие хлора в течение 30-60 минут в концентрации 100-200 мг/м 3 .

Аммиак

В нормальных условиях это соединение представлено в виде бесцветного газа. Аммиак обладает резким запахом, небольшой массой (легче, чем воздух, вдвое). При выбросе в атмосферу образует дым и взрывоопасные смеси. Аммиак отличается высокой растворимостью в воде. Мировое производство этого соединения составляет ежегодно до 90 млн. т. Транспортировка аммиака осуществляется в сжиженном состоянии в емкостях под давлением. ПДК в воздухе:

  • Максимальная разовая и средняя суточная концентрации - 0,2 мг/м 3 .
  • В цеху предприятия - 20 мг/м 3 .

Угроза для жизни создается при концентрации в воздухе 500 мг/м 3 . В таких случаях высока вероятность смерти от отравления.

Синильная кислота

Эта прозрачная и бесцветная жидкость отличается дурманящим запахом, похожим на аромат миндаля. При нормальной температуре она обладает высокой летучестью. Капли синильной кислоты быстро испаряются: в зимнее время за час, в летнее - за 5 минут. ПДК в воздухе - 0,01 мг/м 3 . При концентрации 80 мг/м 3 возникает отравление.

Сероводород

Этот бесцветный газ обладает неприятным и очень резким запахом. Сероводород тяжелее воздуха в два раза. При авариях он накапливается в низинах, первых этажах сооружений, тоннелях, подвалах. Сероводород очень сильно загрязняет воду. При вдыхании соединение поражает слизистую, а также негативно воздействует на кожу. Среди первых признаков отравления следует отметить головную боль, светобоязнь, слезотечение и жжение в глазах, холодный пот, рвоту и тошноту, а также вкус металла во рту.

Особенности катастрофы

Как правило, при ЧП с разрушением емкости давление снижается до атмосферного. В результате опасные химические вещества вскипают и выделяются в виде аэрозоля, пара или газа. Образовавшееся непосредственно при повреждении емкости облако называют первичным. Опасные химические вещества, содержащиеся в нем, распространяются на достаточно большое расстояние. Оставшийся объем жидкости растекается по поверхности. Постепенно соединения также испаряются. Поступившие в атмосферу газообразные опасные химические вещества образуют вторичное облако поражения. Оно распространяется на меньшие расстояния.

Зоны поражения

Это территории, которые заражены вредными соединениями в концентрациях, создающих угрозу для жизни людей. От уровня содержания АХОВ будет зависеть глубина зоны поражения (расстояние, на которое распространится воздух с опасными веществами). Немаловажное значение имеет и скорость ветра. Так, при потоках 1 м/с облако удалится от места ЧП на 5-7 км, при 2 м/сек - на 10-14 км, при 3 м/сек - на 16-21 км. При повышении температуры воздуха и почвы усиливается испарение токсичных соединений. Это, в свою очередь, способствует повышению концентрации веществ. От воздушного потока также зависит вид (форма) зоны заражения. Так, при 0,5 м/сек она выглядит как окружность, 0,6-1 м/сек - как полуокружность, 1,1 м/сек - как сектор с прямым (90 градусов) углом, 2 м/сек и более - как сектор с углом 45 градусов.

Особенности поражения населенных пунктов

Необходимо сказать, что сооружения и здания в городе быстрее нагреваются от солнца, чем в сельской местности. В связи с этим в крупных населенных пунктах отмечается интенсивное перемещение воздуха. Это способствует тому, что опасные вещества проникают в тупики, подвалы, во дворы, на первые этажи домов, создавая там высокие концентрации, представляющие серьезную угрозу для населения.


Цель урока: 1. Познакомиться с основными видами опасных веществ и их классификацией по степени опасности для человека 2.Добиться усвоения понятия « Опасное вещество»; 3.Научиться определять признаки отравления; 4.Совершенствовать знания в области личной безопасности в повседневной жизни и сохранения своего здоровья.






Ответ: 4;3;5;6 Ситуационная задача: Ваш знакомый взялся рукой за провод включённого магнитофона, и его ударило электрическим током. Провод остался у него в руке. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность: 1.Схватить провод и вырвать его из рук знакомого. 2. Подойти и посмотреть, как он себя чувствует. 3. Отключить освещение в электрическом щитке. 4. Выдернуть провод из розетки при помощи сухой деревянной палки. 5. Вызвать « Скорую помощь». 6. Позвать родителей (соседей). Ситуационная задача: Ваш знакомый взялся рукой за провод включённого магнитофона, и его ударило электрическим током. Провод остался у него в руке. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность: 1.Схватить провод и вырвать его из рук знакомого. 2. Подойти и посмотреть, как он себя чувствует. 3. Отключить освещение в электрическом щитке. 4. Выдернуть провод из розетки при помощи сухой деревянной палки. 5. Вызвать « Скорую помощь». 6. Позвать родителей (соседей).




Классификация опасных веществ Степень опасностиДействие на человека Пояснительная надпись 1. БезопасныеНе оказываютНе имеют надписей 2.Относительно безопасныеНаносят вред при попадании на определённые участки тела Использовать осторожно 3.ОгнеопасныеДействуют при определённых условиях Запрещено использовать вблизи открытого огня 4.ЯдовитыеВызывают отравления « ЯД»


Наиболее опасные вещества: 1. Природный газ (газовые плиты); 2.Лекарства и медицинские приборы (таблетки, микстуры, мази, градусники, спиртовые жидкости); 3. Средства бытовой химии (синтетические и моющие средства, лаки, краски, растворители, аэрозоли, ацетон, керосин); 4. Продукты питания (ядовитые растения, грибы, недоброкачественные пищевые продукты, консервы с просроченным сроком годности)


Признаки отравления: 1.Вялость во всём теле; 2.Колики в животе; 3. Головокружение; 4.Рвота; 5.Расстройство кишечника; 6. Озноб. 1.Вялость во всём теле; 2.Колики в животе; 3. Головокружение; 4.Рвота; 5.Расстройство кишечника; 6. Озноб. При первых признаках отравления немедленно сообщите родителям или другим взрослым (соседям, родственникам, учителям).


Памятка « Как надо обращаться со средствами бытовой химии и другими опасными веществами» Никогда не пользуйтесь незнакомыми препаратами, если рядом нет взрослых; Не пейте жидкости из незнакомых бутылок и банок; Не пользуйтесь спичками рядом с жидкостями с резким запахом; Храните опасные вещества в закрытом виде с маркировкой в закрывающихся шкафах в недоступных для детей местах; Будьте осторожны с газовыми приборами; Следите за сроком годности и правилом хранения пищевых продуктов; После работы с химическими веществами нужно обязательно вымыть руки.