» » Бюлер психология. Карл бюлер теория языка. Карл Бюлер Теория языка

Бюлер психология. Карл бюлер теория языка. Карл Бюлер Теория языка

БЮЛЕР, КАРЛ (Bühler, Karl) (1879–1963), немецкий психолог и лингвист. Родился 27 мая 1879 в Меккесхайме близ Гейдельберга. Изучал медицину и психологию во Фрайбургском университете, который окончил в 1903. Защитил диссертацию по физиологии цветного зрения. Стажировался на философском факультете Страсбургского университета, слушал лекции по логике и психологии в Берлине. С 1906 работал в Институте психологии в Вюрцбурге, где началось его сотрудничество с О.Кюльпе, главой Вюрцбургской школы. В 1909 Бюлер последовал за Кюльпе в Боннский, а в 1913 – в Мюнхенский университет. В период Первой мировой войны служил в качестве военного хирурга на западном фронте, наблюдал травматическое нарушение речи, что привлекло его внимание как ученого. В 1915 после смерти Кюльпе был отозван в Мюнхен. В 1918–1921 – профессор Дрезденского технологического университета, в 1921–1938 – профессор Венского университета; председатель Немецкого психологического общества. Эмигрировал в 1938, после присоединения Австрии к гитлеровской Германии. Прожив в США еще четверть века, Бюлер так и не смог вполне адаптироваться и занять соответствующее его заслугам положение в академической иерархии, почти прекратил научную деятельность и умер после тяжелой продолжительной болезни 24 октября 1963.

Большинство работ ученого посвящено различным проблемам психологии, однако в 1930-е годы он обратился к лингвистической теории, опубликовав ряд исследований, наиболее значительным из которых была книга Теория языка. Репрезентативная функция языка (Sprachtheorie. Die Darstellungsfunktion der Sprache , 1934). Отталкиваясь от идей Ф. де Соссюра и активно сотрудничая с учеными, принадлежавшими к Пражскому лингвистическому кружку, Бюлер стремился выявить наиболее общие свойства языка, предложив не столько лингвистическую, сколько семиотическую концепцию, в связи с чем его высоко ценили классики семиотики.

Не предлагая всеобъемлящей теории, Бюлер ограничился формулировкой четырех аксиом. Первая аксиома предлагает «модель языка как органона», согласно которой язык связан: 1) с предметами и ситуациями, 2) с отправителем и 3) с получателем. В связи с этим языковой знак обладает тремя семантическими функциями, одновременно являясь символом, соотнесенным с предметами и ситуациями (референтивная, или репрезентативная функция); симптомом, зависимым от отправителя (эмотивная функция); и сигналом, обращенным к слушателю (конативная функция). Вторая аксиома говорит о знаковой природе языка. Третья аксиома посвящена разграничению языка и речи. Вместо введенного Ф. де Соссюром противопоставления языка и речи Бюлер предложил выделять четыре понятия: речевое действие, языковое произведение, речевой акт и языковую структуру: речевое действие и речевой акт связаны с субъектом (отправителем), а языковое произведение и языковая структура межличностны; в то же время речевой акт и языковая структура представляют собой более высокую ступень абстракции, чем другие понятия. Четвертая аксиома выделяет две главные единицы языка: слово и предложение. Бюлер изучал также конкретные вопросы лингвистики: указательные слова и дейксис, семантику артиклей, метафору. Концепция Бюлера повлияла на А.Гардинера, Н.Трубецкого, Э.Косериу и некоторых других выдающихся лингвистов; предложенная Бюлером теория функций языка получила дальнейшее развитие в трудах Р.Якобсона.

Карл Бюлер

Бюлер (Buhler) Карл (1879-1963) - немецко-австрийский психолог. Биография. Медицинское образование получил во Фрейбургском университете. В 1903 г. защитил диссертацию по теме «К учению о перенастройке органа зрения». В 1903-1904 гг. изучал философию в Страсбургском университете. В 1906 г. поступил на должность ассистента в Институт психологии в Вюрцбурге. Ученик О. Кюльне. С 1909 г. работал в Бонне, с 1913 г. - в Мюнхенском университете, где занял должность экстраординарного профессора. В Первую мировую войну был военным хирургом на западном фронте. В дальнейшем работал в университетах Германии (с 1918 г. - в Дрездене), Австрии (с 1922 по 1938 г. - в Вене) и США (с 1938 г.). Один из основателей Института психологии в Вене. Исследования. Первоначально, в рамках Вюрцбургской психологической школы, проводил исследования, в которых предложил доказательства безобразности мышления (Tatsachon und Problem /и einer Psychologie der Denkvorgange // Archiv fiir gesamte Psychologie. 1905, Bd. 9; 1908, Bd. 12). После Первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики, в котором выделял три стадии: стадию инстинкта (до 1 года), навыка (до 13 лет) и интеллекта (до 35 лет). Ребенок в первые годы жизни проходит те же ступени, которые последовательно возникли в эволюции поведения животных. В частности, Бюлер отождествлял предметно-орудийные действия детей раннего возраста и интеллектуальные операции шимпанзе, которые были зафиксированы в исследованиях В. Кёлера. По его представлениям, развитие коры головного мозга в 3 года является необходимым условием развития новых психических способностей, и пока не созреют определенные участки мозга, процесс развития ускорить нельзя. В основе детской игры видел ориентацию на функциональное удовольствие. В работе «Кризис психологии» (Die Krise der Psychologie. Jena, 1929) сформулировал необходимость синтеза интроспективной психологии, бихевиоризма и культурологии. В дальнейшем работал в области языкознания (Sprachtheorie. Jena, 1934; в рус. пер. Теория языка. М.: Прогресс, 1993).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 84-85.

Далее читайте:

Бюлер (Buhler) Шарлотта (1893-1974), австро-американский психолог, жена Карла.

Сочинения:

Die Gestaltwahrnehmungen. Bd. 1.Stuttgart, 1913; Handbuch der Psychologie. Jena, 1922; Духовное развитие ребенка. M , 1924; Ausdruckstheorie. Jena, 1933; Abriss der geistigen Entwickhing des Kindes. Heidelberg, 1949; в рус. пер.: Очерк духовного развития ребенка. М., 1930; Das Gestalt- prinzip im Leben des Menschen und der Tiere. Stuttgart, I960; Очерки духовного развития ребенка. СПб.: Питер, 2000.

Литература:

Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; К. Бюлер// Психология: Биографический библиографический словарь/ Под ред. Н.Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

(Bühler, 1879-1963) немецкий - австрийский психолог и лингвист, автор трудов по психологии мышления и языка, по общему языкознанию.

В 1-й период своего творчества входил в Вюрцбургскую школу, где ему принадлежит главная заслуга в доказательстве «безобразности» процесса мышления (см . Мышление без-образное).

Во 2-й период творчества (после Первой мировой войны) разрабатывал проблемы эволюции психики, выдвинув концепцию 3 стадий развития (инстинкта, навыка и интеллекта), широко дискутировавшуюся затем в психологии.

Известен своими работами в области языкознания, а также концепцией выхода из психологического кризиса («Кризис психологии», 1927), в которой считал возможным интегрировать имевшиеся в то время 3 основные парадигмы в психологии: субъективно-интроспективную, бихевиористскую (объективную) и культурологическую (В. Дильтей и др.). (Е.Е. Соколова)

В психологии последователь вюрцбургской школы т.н. «целостного психологического анализа», связанного с теорией гештальтов. Разрабатывал оригинальную концепцию языка, во многом отходящую от соссюровской дихотомии «язык и речь». Предложил теорию речевого акта, ввёл понятие коннотации, одним из первых начал исследование дейктических единиц языка. Внёс существенный вклад в разработку проблемы психического развития ребенка, разработав неоднозначную концепцию выделения трёх основных стадий психического развития («инстинкт», «дрессура», «интеллект»).

27.5.1879, Мек-кесхайм, Баден, - 24.10.1963, Лос-Анджелес), нем. психолог. С 1922 проф. Венского ун-та, в 1938 переехал в США. В начале своей деятельности примыкал к вюрцбургской школе и считал, что осн. методом изучения мышления должно быть самонаблюдение испытуемых, способных при обдумывании задачи фиксировать путь, к-рый приводит к решению. Б. выделяет 3 психич. структуры: инстинкт, дрессуру (научение) и интеллект, связывая возникновение последнего с появлением актов внезапного понимания. В структуре интеллекта Б. различает 3 категории элементов: образы, интеллектуальные чувства и собственно мысли, лишенные чувственно-образного характера и составляющие гл. предмет психол. исследования. Сыграв важную роль в расширении представлений о содержании мышления, концепция Б., однако, столкнулась с трудностями при объяснении развития мышления у детей, поскольку она не выходила за рамки чистого описания интеллектуальных процессов и не показывала конструктивных механизмов мышления и реальных путей их формирования. Широкую известность получила теория речи Б., согласно к-рой развитие речи определяется интуитивным открытием ребенком общих принципов языка. Работы Б. подвергались критике (в частности, Л. С. Выготским и Ж. Пиаже). Б. принадлежит ряд работ по теоретич. основаниям психологии. В кн. «Кризис психологии» (1927) он выдвинул идею, что кризис психологии как науки может быть преодолен синтезом 3 разных подходов: интроспективной концепции сознания, бихевиористской концепции поведения и учения о воплощении психики в продуктах культуры.

Соч.: Handbuch der Psychologie, Jena; 1922; Ausdruckstheorie, Jena, 1933; Sprachtheorie, Jena, 1934; в рус. пер. - Духовное развитие ребенка, [М.], 1924; Очерк духовного развития ребенка, вступ. ст. Л. С. Выготского, М., 1930.

Лит: Пиаже Ж., Избр. психол. труды, М., 1969; Ярошевский М. Г., История психологии, M., 1983. М. Г. Ярошевский.