» » «Описание картин Екатерины Белокур. Космос катерины белокур Творчество и художественные приёмы

«Описание картин Екатерины Белокур. Космос катерины белокур Творчество и художественные приёмы
Цветочное царство Екатерины Билокур: 10 фактов о художнице. Часть 1.

Екатерина Васильевна Билокур (укр. Катерина Василівна Білокур; 25 ноября (7 декабря) 1900 - 10 июня 1961) - мастер украинской народной декоративной живописи.

Цветы в тумане, 1940. Холст, масло



Цветы и калина, 1940. Холст, масло


Сложно найти случай в истории искусства, когда желание стать художником встречает столько трудностей, сколько пришлось преодолеть Екатерине Билокур. Мечта девушки из простой крестьянской семьи осуществилась не благодаря, а вопреки судьбе. Почти всю жизнь ей пришлось бороться за право рисовать, и, несмотря на это, ее картины излучают поклонение и восторг перед дарами природы. Полевые и садовые цветы, обожаемые художницей, как зеркало чистой, пламенной и нежной души, отражают взгляд на мир очарованной маленькой девочки.

1. «Хочу быть художником»
Екатерина Билокур родилась в 1900 году, в селе Богдановка под Киевом в семье крестьян и ничего не предвещало ей стать художницей. В начале ХХ века в селе девушкам уготована была совсем иная участь - ранний брак, заботы о муже и детях, хлопоты по домашнему хозяйству, работа в поле.


Портрет Екатерины Белокур кисти ее единственной ученицы и односельчанки Анны Самарской


Совсем другими были мечты маленькой Катри - с раннего детства девочка хотела рисовать. И несмотря на то, что в селе нельзя было достать ни красок, ни бумаги, она делала самодельные кисти из прутиков и клочков шерсти, а рисовала на кусочках полотна, которое брала у мамы, или на дощечках, которые находила у отца. К младшему же братику, которого отдали учиться в школу, испытывала особую зависть - ведь у него были тетрадки!



Однажды Катерина взяла одну из них и разрисовала чудесными рисунками. Надеясь порадовать родителей, она развесила в комнате свои сказочные картинки. Отец, заметив такое творчество, сжег их в печке. С тех пор родители не только запрещали ей рисовать, а наказывали розгами, желая отучить от бесполезного занятия.



«Судьба испытывает тех, кто отважился идти к великой цели, но сильных духом не поймает никто, они со стиснутыми руками упрямо и смело идут к намеченной цели. И тогда судьба вознаграждает их сторицей и открывает перед ними все тайны действительно прекрасного и несравненного искусства».
Екатерина Билокур


Букет цветов 1954. Холст, масло


2. Гениальная самоучка
Екатерина не провела в школе ни одного дня. Читать она научилась сама практически за неделю по букварику, который дал ей отец. А потом читать любимые книги девушке приходилось тайком от матери, которая находила все новую работу дочке, чтобы отвлечь от книг.


Букет цветов, 1960. Холст, масло


Отсутствие начального образования помешало Катерине учиться в художественной школе. В 1920-е она отправилась в Миргород поступать в художественное училище, взяв с собой лучшие рисунки, но без аттестата документы не приняли.


Георгины, 1957. Холст, масло


3. Право рисовать
Девушка продолжала рисовать, а сопротивление родителей продолжалось. В 1934 году, доведенная до отчаяния преследованием матери, она пыталась утопиться в реке на ее глазах. Только после попытки самоубийства мама позволила рисовать и не принуждала к замужеству, а Катерина, простудившая ноги в холодной воде, на всю жизнь осталась инвалидом.


Декоративные цветы, 1945. Холст, масло


4. Цветочная симфония художницы
Известность Екатерине Билокур принесли ее цветочные композиции. Художница выписывала каждый цветочек и все ее работы отличаются тщательной детализацией. Над одной картиной мастерица могла работать год. Зимой она писала цветы по памяти, зато весной и летом она работала и в поле, и в саду и даже могла ходить за 30 км., в соседний Пырятинский лес, чтобы нарисовать ландыши.


Колхозное поле, 1948-1949. Холст, масло


Известно, что художница никогда не срывала цветы. Она говорила: «Сорванный цветок, как утраченная судьба». Может быть, поэтому ее живые букеты с пионами, ромашками, розами, мальвами, лилиями обладают особой магией, завораживая зрителей!

5. Долгожданное признание
Екатерина Билокур стала известной художницей в 40 лет, а помог случай. Как-то она услышала по радио песню «Чи я в лузі не калина була» в исполнении Оксаны Петрусенко.

Чи я в лузі не калина була,
Чи я в лузі не червона була?
Взяли ж мене поламали
І в пучечки пов’язали.
Така доля моя!
Гірка доля моя!

Слова песни так тронули художницу, что она написала письмо известной киевской певице. Рассказав о своей личной драме и мечте, она вложила рисунок с изображением калины. Петрусенко заинтересовалась судьбой талантливой девушки и показала его своим знакомым киевским художникам. Очень скоро к Екатерине в Богдановку приехали представители Полтавского дома творчества. И свершилось чудо: удивительные работы никому неизвестной, но одаренной художницы отобрали для персональной выставки. Первую выставку ее картин провели в Полтаве, а вскоре и в Киеве.


Мальвы и розы, 1954-1958. Холст, масло



Натюрморт с колосьями и кувшином 1958-59. Холст, масло


6. Божий дар
Многие натюрморты Билокур сегодня сравнивают с французским натюрмортом, а темный фон ассоциируют с голландской живописью старых мастеров. Между тем, Катерина Билокур никогда не училась рисовать профессионально, а своим учителем называла природу. Впервые художница побывала в музеях Киева и Москвы после своих персональных выставок. Искусствоведы называют художницу самородком, талантом от Бога.


Огородные цветы, 1952-1953Холст, масло


После войны картины Билокур регулярно приобретал Киевский музей народного декоративного искусства. Сегодня большинство работ народной художницы хранятся в этом музее и в Яготинской картинной галерее, в частных собраниях картин почти нет. Всего за свою жизнь Екатерина создала около ста работ.


Памятник Екатерине Билокур в Яготине



Юбилейная ваза к 90-летию Екатерини Васильевны Билокур. Скульптор - Укадер Ю. А. Яготинская картинная галерея


7. Поклонник Пикассо
После войны к Екатерине пришло всемирное признание. Три картины Билокур: «Царь-колос», «Березка» и «Колхозное поле» участвовали в международной выставке в Париже в 1954 году.


Царь Колос (вариант), 1950-е. Холст, масло


Увидев их, Пикассо поинтересовался их автором, и когда ему ответили, что это работы простой крестьянской женщины, он сказал: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили говорить о ней весь мир».

Видимо, не только Пикассо покорили картины Билокур, после выставки во время транспортировки в СССР картины были похищены. И они до сих пор не найдены.


Цветы на желтом фоне, 1950-е. Холст, масло



Пионы, 1946. Холст, масло


8. Одиночество
Личная жизнь у Екатерины не сложилась. Она была привлекательной девушкой и поклонников в родном селе хватало, но никто из них не понимал ее увлечения живописью. Женихи удивлялись и требовали оставить творческие грезы, говоря «Как? Моя жена будет мазилкой!?». И Катерина не спешила замуж. Уже в зрелом возрасте она почувствовала одиночество, ей очень хотелось разделить свои радости и горести с близким человеком, а в селе ее не понимали. Свои мысли и переживания она оставила в письмах к киевским искусствоведам, с которыми переписывалась, и в своей автобиографии. Все ее строки проникнуты лиризмом и искренней доверчивостью.


Полевые цветы, 1941. Холст, масло



Пшеница, цветы, виноград, 1950-1952. Холст, масло



Горобчики (Ворбьишки), 1940г. Холст, масло


9. Народная художница
Несмотря на то, что картины Билокур покупали музеи, постоянно проходили ее выставки, Екатерине было присвоено звание народной художницы и назначена большая пенсия, в лучах славы она не купалась. Художница по-прежнему жила в старом родительском доме, к тому же ухаживала за больной матерью, а сама она уже была больна раком. До последнего дня рисовала самодельными красками и кистями свои любимые цветы, ведь в душе художницы по-прежнему была весна.


«Автопортрет», 1950 Бумага, карандаш



«Автопортрет», 1955 Бумага, карандаш



«Автопортрет», 1957 Бумага, карандаш


10. Музей-усадьба Е.Билокур
В Богдановке, где родилась и провела всю жизнь художница, открыт мемориальный музей. Возле дома - памятник Е. Билокур работы ее племянника - Ивана Билокур.



В доме хранятся личные вещи, документы художницы, некоторые картины, а последняя работа, которую Екатерина не успела закончить, стоит на мольберте - георгины на голубом фоне.


Георгины на голубом фоне




Вокруг дома Билокур, как и при ее жизни, растут цветы. О них так восторженно, и так душевно писала Екатерина в одном из своих писем: «Так как же их не рисовать, когда они такие красивые? Ой Боже ж мой, как глянешь кругом, то та красивая, а та еще лучше, а та еще чудеснее! И как бы склоняются ко мне и говорят: "Кто ж нас тогда будет рисовать, как ты нас покинешь?" То я все на свете забуду - и снова рисую цветы».


Сочинение

Довольно часто всем классом ходили мы на экскурсию в картинную галерею. Много времени потратила наша учительница, чтобы приобщить нас к волшебному миру искусства, научить не только быть зрителями, но и уметь анализировать увиденное. Как-то незаметно мы начали за полотнами видеть внутренний мир художников.

Сама не знаю почему, но более всего пришлись мне по душе работы известной художницы Екатерины Белокур. Возможно, у нас с ней есть что-то общее. Довольно выразительно вспоминаю картину “Родное поле”, это одно из известнейших полотен художницы. Ознакомившись с биографией Е. Белокур, я поняла, почему на ее картинах изображены цветы, деревья, луга. Она жила среди природы и переносила ее частичку на полотна. Перед глазами простирается широкое поле. Земля еще обвита сизым утренним туманом, но уже играет цветами радуги. Скоро наступит день, взойдет солнце, а пока что все в ожидании пробуждения. Поле художница изобразила как необозримое пространство земного шара. Оно такое широкое, будто безграничная морская ширь, которая достигает неизмеренных далей. Цвета нежные, ласковые. Будто сама природа подарила художнику краски, которые идут от чистой воды, от родной земли, от солнечного тепла. Красные, желтые, вишневые, розовые, голубые цвета переливаются, объединяются, и из всего этого вырастает настоящая красота.

Еще мне понравилась картина “Цветы и березоньки ночью”. На полотне изображены две березки в окружении цветов. Они окутаны вечерней мглой. Луч серебряного месяца сквозь густую крону деревьев падает на красные пионы, розовые розы. Синяя холодная гамма картины создает иллюзию тихой, преисполненной романтики украинской ночи. Кажется, следует протянуть руку и притронешься к живому чудесному цвету земли нашей, красоте родной природы. Картины Екатерины Белокур приносят мне большое эстетическое наслаждение, трогают сердце, наполняют трепетной радостью, любовью к окружающему миру.

«Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!».
Пабло Пикассо

В окрестностях. 1940-е гг.

«Щастя», 1950

«Сон», 1940

«У Шрамківському районі на черкаській землі», 1955-56


«Хата в Богданівці», 1955

Буйная. 1944-1947 гг.

Цветы на синем фоне.

Арбуз, морковь, цветы. 1951

Цветы над оградой. 1935

Жизнь художницы была сложной. Но несмотря на неудачи и разочарования: насмешки односельчан, непринятие в художественные заведения в связи с недостатком образования, Билокур все-таки добивается своего. В 1940 году в Полтавском доме народного творчества состоялась первая персональная выставка художницы из 11 картин, которая вызвала у публики настоящий восторг. И все это случилось по велению судьбы — когда Билокур отправила письмо со своим рисунком певице Оксане Петрусенко, который покорил взгляд женщины и заставил отправиться на поиски самобытной художницы. С тех пор ее имя становится известным, хотя Катерина и остается в Богдановке. Там у нее появились свои ученики, туда к ней однажды пришел тогдашний директор Музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай, закупив её работы. Поэтому сегодня именно эта институция имеет лучшую коллекцию работ «наивного» искусства украинской художницы, а прошлогодняя ретроспективная выставка в Мыстецком Арсенале под названием «Катерина Билокур. Хочу быть художником!» в основном была выстроена из экспонатов этого музея.

Источником ее вдохновения был фольклор. Взяв на вооружение тексты песен, сказок и легенд, Билокур работала с народным творчеством, которое было частью её мировоззрения. Поэтому, когда она рисовала с натуры на открытом воздухе (пленэре), это не мешало ей фантазировать. Билокур удавалось «собирать» увиденные цветы на полотне в буйные флористические композиции, в которой один цветок мог быть весенним, а другой - осенним. Именно в таких работах она проявила свой талант в полной мере. И сама, кстати, отдавала себе в этом отчет: «Цветы у меня получаются хорошо, портреты - так себе, а вот с пейзажами у меня-то плохо».
«А вот как потеплеет, сойдут снега с земли и будут теплые дни - я буду опять выходить учится рисовать пейзажи». Вот это «опять выходить учиться» - как раз тот принцип, который прошел сквозь творческий путь Билокур, путь непрекращающегося поиска и открытий.

Дата рождения 24 ноября (7 декабря) Место рождения
  • Богдановка , Черняховская волость [d] , Пирятинский уезд , Полтавская губерния , Российская империя
Дата смерти 10 июня (1961-06-10 ) (60 лет) Место смерти
  • Яготин , Киевская область , Украинская ССР , СССР
Страна Жанр наивное искусство Стиль

пейзаж, натюрморт, портрет

Награды Звания
Народный художник УССР Медиафайлы на Викискладе

Екатерина Васильевна Белокур (укр. Катерина Василівна Білокур ; 24 ноября (7 декабря) - 10 июня ) - украинская советская художница, мастер народной декоративной живописи, представительница «наивного искусства ».

Биография

Юность

В 1944 году Богдановку посетил директор Государственного музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай, который приобрел у Белокур ряд картин. Именно благодаря ему Музей украинского народного декоративного искусства имеет лучшую коллекцию работ Белокур.Киеве , Москве и других городах. Три картины Билокур - «Царь-Колос», «Берёзка» и «Колхозное поле» были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже (1954). Здесь их увидел Пабло Пикассо , отозвавшийся о Белокур так: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!» .

Вскоре у художницы появились многочисленные друзья, художники и искусствоведы, у которых она нашла понимание и уважение. Кроме встреч она вела с ними длительную переписку из Богдановки. Среди её адресатов - поэт Павел Тычина и его жена Лидия Петровна, искусствовед Стефан Таранушенко , директор Музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай, художники Елена Кульчицкая , Матвей Донцов, Эмма Гурович и другие. В Богдановке у художницы появились ученицы Ольга Бинчук, Тамара Ганжа и Анна Самарская .

Последние годы

В 1948 году умер отец художницы Василий Белокур. Екатерина некоторое время жила с больной матерью, а впоследствии к ним переехал брат Григорий с женой и 5 детьми. Весной 1961 года к болям в ногах Белокур добавилась сильная боль в желудке. Домашние лечебные средства не помогали, а в богдановской аптеке не было необходимых лекарств. В начале июня 1961 года умерла 94-летняя мать художницы. В том же году Екатерину отвезли в Яготинскую районную больницу. 10 июня ей сделали операцию, не принёсшую результата, и в тот же день Екатерина Белокур умерла. Художница была похоронена в родном селе Богдановка. Автор надгробного памятника - скульптор Иван Гончар .

Творчество и художественные приёмы

В основном Екатерина Белокур рисовала цветы. Нередко в одной картине сочетала весенние и осенние - такая картина рисовалась с весны до осени. 6 георгин на картине «Колхозное поле» рисовала три недели. Кроме цветов Екатерина Белокур рисовала пейзажи и портреты. Несколько раз обращалась к сюжету аиста, который приносит ребёнка, но отказалась от этой идеи из удивления и непонимания окружающих.

Акварелью и карандашом работала мало, художницу больше привлекали масляные краски. Сама делала кисти - выбирала из кошачьего хвоста волоски одинаковой длины. Для каждой краски - своя кисточка. Самостоятельно овладела техникой грунтовки холста.


Маленькая девочка сидела за ткацким станком. Босые ножки не доставали до пола. На коленках лежал потрёпанный букварь, который то и дело падал. Брат сделал уроки и побежал на горку.Катря складывала его книжки и тетрадки, листая их страницы и вздыхала. У него были тетради, ручка с пером, карандаши. В одной из тетрадок брат нарисовал лошадей и учительница поставила за рисунок пятёрку.

Она присела за краешек стола и попробовала провести карандашом по бумаге. Линии слушались её, листе появился Воронок с бричкой, Жеребёнок, который родился позавчера... Она и не заметила, что все листы в тетрадке закончились. Но девочка была очень рада. Её лошадки получились лучше, чем у брата. Гривы развивались, глаза смотрели... И все были узнаваемы, вот этот с соседского двора, а это фельдшера... Она прилепила хлебным мякишем к печке свои рисунки. Получилась целая галлерея. Очень красиво. Она стояла и не в силах была оторвать глаза от своих коников, не верилось, что это её рука такое смогла сотворить. Дверь скрипнула и в хату вошёл брат. Стал рядом, долго смотрел. Катря ожидала, что скажет.. Ведь она сама, без науки рисовала, как похоже получилось... Брат посмотрел на её улыбку и со всего размаху ударил прямо в лицо.

Мамо, побачь, что Катька зробила!

Потом били вместе. За тетрадку. Устала мать сидела на лавки и вздыхала - это ж надо у всех дети як дети... Мать всю утро искала полотно, припасенное для ручника. Катря затравленными глазами следила за её быстрыми движениями. Выскочила из хаты, побежала к речке. На мостке из-под кофточки вытащила кусок полотна, на котором угольком нарисовала хату, плетень... Посмотрела в последний раз и стала застирывать в холодной воде.

Босые ножки в пыльной дороге ведут до Миргорода. В руке свёрнутые в трубочку два рисунка. Она их покажет учителям, которые берут учится на художников. Один рисунок - срисован с большой картины. Получилось точь в точь, только в черно-белом. Другой - хата с натуры. Она остановилась в нерешительности перед столом, где сидели члены приёмной комиссии. Протягивая свои рисунки. Женщина с косой вокруг головы ласково улыбнулась ей:

Девочка, где твои документы? Катря растерялась.

Какие документы нужны?

Аттестат о семилетнем образовании...

Я рисунки принесла.

Нужен аттестат. Без него не принимаем.

Она вышла на крыльцо и подумала о том, что если бы она хотя бы глазочком посмотрели и увидели, как она умеет рисовать, как у ней точно получается... Шла вдоль высокого забора училища и слёзы капали на её босые ноги. Возле большого тополя в изнеможении прислонилась к стволу. Потом что-то блестнуло в голове: пусть хоть ученики посмотрят, хоть слово какое скажут. Она перебросила через забор свои рисунки и ещё долго сидела, ожидая, что кто-то крикнет ей из-за забора:" Молодец, ты будешь художником. Отлично нарисовано!" Но никто ничего не сказал. Солнце садилось и надо было идти назад, в Богдановку. Она шла и повторяла - я буду, буду художником.

Молоко льётся в выщербленую мисочку. "Милый мой коток, это тебе за кисточки из твоего хвоста". Пока он пил, маленькими аккуратными мазками заканчивала лепесток георгины. Не заметила, что за спиной стоит отец. "Мало я тебя лупил. Вся деревня над нами смеётся. Бездельницу и замуж никто не берёт. Сидишь у нас на шее". Катря привычно закрыла голову рукой, ожидая побоев.

На воду ложатся желтые листья. Вода холодная, свинцовая, Босые девичьи ноги ступают по моску. Катря входит в реку. Лицо её отрешенно. Преодолевая течение они идёт на середину реки.

Все мои цветочки завяли...

Катря-а-а, - доносится с берега. Мать бежит, кричит, окликает, и ослушаться невозможно. Это же мать. Остановила, спасла, виновато заглядывает в глаза. Потом через много лет Катерина будет слышать этот голос, который остановил её тогда. - и всё простила в один миг. С мамой была до последнего. 94 года было старушке, когда умерла и только тогда Катерина смогла поехать сама к врачу...

В ялтинской больнице сделали операцию и в тот же день её не стало. Но это будет потом. Наступает 1939 год. Екатерине Белокур 39 лет. По сельским понятиям, она уже старая, и к тому же чудачка, «одержимая», которая всё «цветочки рисует». Но именно в 1939 году заканчиваются времена её испытаний. Вмешался случай. Или судьба. Художница гостила у двоюродной сестры, Любови Тонконог, жившей на другом берегу реки, и услышала по радио песню в исполнении прославленной Оксаны Петрусенко. Или песня, или голос, а может быть, и то и другое, настолько поразили Екатерину, что она всю ночь просидела над письмом — и утром отправила его по довольно необычному адресу: «Киев, Академический театр, Оксане Петрусенко». Однако слава певицы была настолько широкой, что письмо не потерялось и дошло до адресата. Вложенный в конверт вместе с письмом рисунок на кусочке холста — калина — изумил Оксану Петрусенко.

В Полтаву поступило распоряжение — съездить в Богдановку, найти Белокур, поинтересоваться её работами. И вот в Богдановку приезжает Владимир Хитько, возглавлявший тогда художественнно-методический совет областного Дома народного творчества. Потрясённый, несколько картин забирает с собой в Полтаву, показывает коллеге и другу, художнику Матвею Донцову. Принято однозначное решение — немедленно организовать выставку.

И в 1940 году в Полтавском доме народного творчества открывается личная выставка художницы-самоучки из Богдановки Екатерины Белокур. Выставка состояла лишь из 11 картин. Успех был огромным. Екатерину премировали поездкой в Москву. Её сопровождал В. Хитько. Художница посетила Третьяковскую галерею, Пушкинский музей, музей Ленина. Наибольшее впечатление произвели «малые голландцы», художники-передвижники и французские импрессионисты. Но известные картины одновременно и восхитили, и удручили Екатерину. Некоторе время после этого она даже не могла работать: «Ну куда мне быть художницей? Я — ничто! Моя мазня никуда не годится! Я такое увидела! Всё такое чудесное, но недостижимое для меня. Куда мне, глупой сельской девке, думать об искусстве? Да и могу ли я что-нибудь стоящее создать?». Но успокоившись, она снова и снова пишет цветы, которые не может не рисовать, ведь лучше них нет ничего на свете.

Три картины Белокур — «Царь-колос», «Берёзка» и «Колхозное поле» — были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже в 1954 году. Там их увидел Пабло Пикассо. Весь мир услышал его слова: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!». «Гражданку села Богдановка» он сравнил с другой великой художницей-самоучкой — Серафин Луиз из Санли. Звучало это удивительно, тем более, что о современном ему искусстве Пикассо отзывался, как правило, весьма критически. А Екатерину назвал «гениальной".

Самоучка, свои работы писала сперва на обычных тканях или фанере самодельными красками (из свеклы, бузины, калины и т.д.).

«Откуда такой артистизм у простой крестьянской женщины, такое тонкое эстетическое чувство, такая притягивающая, почти магическая сила заложенной в картинах духовности?» - писал о ней известный писатель Олесь Гончар.


Феномен Белокур, наверное, не в том только, что бедная крестьянка, никогда не ходившая в школу, сама постигавшая грамоту и основы рисования, стала великой художницей. Как чудо воспринимается космический масштаб её мироощущения. Особенно, если учесть, что главной темой были цветы, которые она называла «очами земли». «Вот возьму у матери кусок белого полотна, возьму уголёк и залезу куда-нибудь в угол, чтобы меня никто не видел и не слышал, да и начну выводить чёрным по белому и дома, и мельницы, и деревья... А иногда стану рисовать что-то такое, как говорят, фантастическое - то смешное, то страшное, а иногда удивительное, привлекательное, что и не насмотреться. И развешу я те творения свои в укромном месте и удивляюсь, и плачу над ними, и хохочу, как сумасшедшая, оттого что сумела такое сотворить... В будни мне рисовать запрещалось. Разрешалось делать, что хочу, лишь в воскресенье, после обеда. Только тогда я могла идти с девчатами гулять или читать. А захочу, мне говорят, то могу и головой своей неспокойной о пень биться».

Известно, что Катерина Белокур никогда не делала на холсте первоначального наброска, даже общего плана, а начинала с одного цветка. Таким образом оставляла она себе возможность для бесконечного поиска.«А может, вы не пишете мне потому, что недовольны, что я рисую только цветы? Так как же их не рисовать, если они такие красивые? - обращается она в письме к одному из искусствоведов. - Я и сама, как начну какую-нибудь картину цветов, то думаю - вот закончу эту и буду рисовать что-нибудь из жизни людской. Но пока закончу, в голове возникают картины одна другой чудесней - и всё цветы. А как придёт весна, да цветы зацветут, ой, Боже мой! Как глянешь: тот цветок красив, а этот ещё краше, а тот ещё прекрасней! И будто наклоняются ко мне и чуть ли не говорят: "Кто ж нас тогда рисовать будет, если ты оставляешь?". И я обо всём забываю и снова рисую цветы».