» » Конспект урока по литературному чтению Н. П. Вагнер "Береза". Презентация к произведению Н.Вагнера "Береза" Вангер о чем размышляет береза чему радуется

Конспект урока по литературному чтению Н. П. Вагнер "Береза". Презентация к произведению Н.Вагнера "Береза" Вангер о чем размышляет береза чему радуется



Когда весной солнце отогревало березу и она просыпалась от долгого зимнего сна, ей было так хорошо.

И береза развертывала свои смолистые, пахучие почки. Она вся радовалась, вся благоухала, вся одевалась мелкими, яркими желто-зелеными листочками.


  • Но это не всегда так было. Чем длиннее становились дни, тем сильнее грело солнце. Потом оно уже пекло, начинало жечь, и очень больно. Листья на березе покрывались пылью, сохли и желтели. Она умирала от жажды.
  • - Каплю, хоть одну каплю дождя! - молила она.

А вот и дождь. Он хлынул как из ведра, ветер мчал его капли. Он ими бил и хлестал все, что ему попадалось: лес, траву, дома, людей.

Зачем же так больно! - говорила береза. Но дождь не понимал этого: он сек березу холодными каплями все сильнее и сильнее, и ей было и больно и холодно.



Не прошло и двух дней, как собрались тучи, поднялся ветер; он дул все сильнее и сильнее.

И он налетел на березу.

Со стоном покачнулась береза. Все ее ветки, все листики, жилки задрожали.


Застонала, затрещала береза и, изломанная, вырванная с корнем, повалилась на землю.

Береза лежала сломанная, изуродованная. Ее листики трепетали. Она еще была полна жизни, но должна была умереть, потому что буря оторвала ее от родной земли, которая ее поддерживала и питала.


Ты глупый слепыш и больше ничего, - сказала ящерица. - Если б не было солнца, то не было бы и нас с тобой. - Ты давно бы замерз в своей темной норе. Ах! зачем оно не всегда светит и греет, это доброе, хорошее солнце. Так хорошо, когда оно печет!

Я знал, что так будет, - сказал крот. - Если б не было солнца, не было бы ветру. То ли дело жить в темноте!

Выползли жуки, забегали ящерицы, прилетела бабочка, запели птички, защебетали ласточки, выглянул крот из норы.


Из-за чего они все хлопочут, - сказал камень. - Разве не все равно: буря, солнце, дождь, град, гром, молния, тепло, холод. Я лежу себе спокойно и не боюсь ничего! Меня мочит дождем, сушит ветром, печет солнцем - мне все равно, и все обратится рано или поздно в пыль и песок.

Нечего сказать! очень хорошо! - сказала улитка. - Нет, когда оно печет, то не знаешь, куда деваться от жары. Просто приходится зарыться под листья и закупориться в свой домик.

Все на свете, - сказал мох, - не имеет ни конца, ни начала... - ...Потому что все на свете переходит одно в другое,


Раз, поздно вечером, пришел старый бедный дровосек с своими ребятишками. Они утащили к себе домой березу со всеми жившими в ней жучками и червячками.

Прошла целая неделя. Умерла береза.

Пусть каждый пользуется жизнью как может!

Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема:Н.П.Вагнер

Сказка «Береза »

Учебные задачи :

Расширять круг чтения;

Формировать нравственные понятия» добро- зло»;

Учить выделять факты реальные и нереальные(сказочные);

Проводить сравнительный анализ сказок;
Учебные умения :

Называть правильно произведение (фамилия автора, заголовок);

Определять тему и жанр прослушанного произведения;

Выделять признаки сказок;

Определять главную мысль произведения;

Повторить, расширить понятия «сравнение», «эпитет»;

1.Орг. момент;

2.Физминутка (психологический настрой).

Проводит ребенок.

Солнце глянуло к нам в класс

Разбудило нежно нас

Раз, два, три,четыре,пять

Надо нам присесть и встать.


У.-Поздороваться с гостями

Д.-Здравствуйте!

У.-И тихонько сесть за парты.
3.Актуализация знаний

Работа с жанрами произведений.

Узнай жанр произведения по отрывку, прочитанному учителем (дети также называют фамилию автора и заголовок произведения),по командам.

У. –Жил на свете маленький цветок.Никто и не знал,что он есть на земле.

(А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»)
-Дяденька Биденко.Ефрейтор.Разведчик ихний.

(В.П.Катаев, «Сын полка.)


-К приятелю, чтоб скоротать досуг,

(С.В.Михалков, «Любитель книг»)

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

(Н.М.Рубцов. «Березы »)


У.-Молодцы!

4.

У-Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.


Слушание произведения.(В это время,определяем жанр произведения,заголовок)

Комбинированное чтение (учитель +ученик)

У.- Определите жанр.

Д.- Сказка.

У. Докажите.

Дети перечисляют признаки сказок (растения разговаривают как люди и т.д.)

У.- Какой бы вы подобрали заголовок?Дети сравнивают.Почему автор именно так назвал это произведение?

У.- Как вы думаете, кто написал эту сказку? Дети отвечают, если не знают,

Сообщения учащихся о Н.П.Вагнере.

5.

Проверка первичного восприятия.(В это время 5-6 уч-ся рисуют березу в начале текста и в конце,после выполнения работают вместе сдетьми).

(задание №1 в тетради),

Впишите пропущенные слова.

Найдите и подчеркните эпитеты, сравнения.

Прочитайте отрывок, опустив все эпитеты, сравнения, сопоставьте с текстом.Какой вывод можно сделать?

6. Выборочное чтение. (работа в парах.)

Найдите описание поединка бури и березы. Чем закончился этот поединок?

(Застонала, затрещала береза и …)

7 .Физминутка. (проводит ребенок.)

Раз, два-острова,

Три,четыре -мы приплыли

Пять,шесть -ходим здесь

Семь,восемь -сколько сосен

Девять,десять -мы в пути

Досчитай до десяти.

У.К 10 прибавьте 57.Откройте тетради на полученной странице и выполните задание №3

-Творческая работа.Поиск .

«Отчего бывает на свете то гадко, то хорошо? Подчеркните ответ.

8 .Медленное чтение текста с анализом системы образов и ключевых слов.

Почему береза описана как живое существо. Как называется этот прием?

9 .Рассматривание рисунков учащихся. Из рисунков видно, что загадка этого текста в том,что на первом рисунке у детей,береза: прямая,стройная с белым стволом,с пахучими,лаковыми листочками.

На втором рисунке: гнилой ствол,который изрубили на дрова.Какой вывод можно сделать?Перескажите сказку от лица березы в начале произведения и в конце.

10.Работа в парах .

Какие слова, какому герою принадлежат? Соедините стрелками.

«Я не могу гнуться! Не могу!» вихрь

«То ли дело жить в темноте». береза

«Если бы не было солнца, то не было и нас с тобой». ящерица

«Я лежу спокойно и не боюсь ничего!» крот

«Я не виноват, что мчусь, все рву и ломаю». мох

«Нет, когда оно печет, то не знаешь, куда деваться от жары». улитка

«Я давно живу на свете, бывал под дождем и под солнцем…» камень
11.Поиск.

Прочитайте предложения. Какое из них выражает главную мысль?

Все на свете, -сказал мох,-не имеет ни конца, ни начала…

Это правда,это правда!-закричали все.-Да умрет все слабое,что не может пользоваться жизнью и не имеет на нее права!

Ах!- прошептала полумертвоя береза.-Если бы я могла ко всему привыкнуть, я жила бы и радовалась. Но никто не виноват в моей смерти,и я тоже.

Потому что все на свете не имеет конца

Потому что надо радоваться жизни

Потому что огонь и тепло-это продолжение жизни.

12Иитог урока.

С каким произведением познакомились?

О чем размышляла береза? Чему радовалась? (Выборочное чтение .)

Предположи,какую часть захочет пересказать твой сосед (или соседка) по парте. Почему ты так думаешь?

13. Задание на дом.

Подготовить выразительное чтение одного из эпизодов сказки.

Выполнить задание №6 в тетради.
-Вспомнить сказку Х.К.Андерсена « Ель».Сравнить со сказкой Н.П.Вагнера «Береза», заполнить таблицу.

14.Спасибо за урок.

Учитель начальных классов: М.Ф.Никулина.

Она росла на небольшой поляне, прямая, стройная береза, с белым стволом, с пахучими, лаковыми листочками. А кругом нее шумели старые дубы, цвели белым цветом и сладко благоухали раскидистые большие липы, зеленели зелеными иглами яркие бархатные пихты, круглились иглистыми шапками красивые сосны, и постоянно дрожали как будто от страха всеми своими серо-зелеными листочками горькие, траурные осины. Одним словом, кругом березы была целая роща, хотя и небольшая, но очень красивая.
Береза росла и помнила, как она росла. Она помнила. как трудно было рыться и отыскивать в земле пищу ее молодым корешкам. То земля была очень рыхла, то слишком жестка, то вдруг камень мешал расти какому-нибудь ее корешку, и тот поневоле должен был отходить в сторону, а другие, упрямые, не хотели отойти и умирали; зато другим от этой смерти было просторнее.
— Почему же. — думала береза, — земля не везде одинакова? То много чересчур в ней пищи, то мало, то совсем нет, и зачем эти камни на дороге? Как все это скучно!
Когда весной солнце отогревало березу и она просыпалась от долгого зимнего сна, ей было так хорошо. Солнце светило ярко, приветливо грело. Воздух был полон теплых паров, земля как будто сама предлагала проснувшимся корешкам сочную, вкусную пищу. Все это было так хорошо. И береза развертывала свои смолистые, пахучие почки. Она вся радовалась, вся благоухала, вся одевалась мелкими, яркими желто-зелеными листочками.
Но это не всегда так было. Чем длиннее становились дни, тем сильнее грело солнце. Потом оно уже пекло, начинало жечь, и очень больно. Листья на березе покрывались пылью, сохли и желтели. Она умирала от жажды.
— Каплю, хоть одну каплю дождя! — молила она.
И, наконец, явился дождь. Налетела с гулом и вихрем черная туча. Верхушки деревьев шумели, гнулись, все их листочки дрожали. Ветер рвал их и уносил далеко. Но буря не могла достать березы. Ее защищали другие деревья, она чувствовала только, как по всем ее листочкам пробегал легкий, свежий ветерок, и ей было хорошо.
А вот и дождь. Он хлынул как из ведра, ветер мчал его капли. Он ими бил и хлестал все, что ему попадалось: лес, траву, дома, людей.
— Зачем же так больно! — говорила береза. Но дождь не понимал этого: он сек березу холодными каплями все сильнее и сильнее, и ей было и больно и холодно.
— Ах! — шептала береза. — Как все гадко на свете! Как мне больно и холодно! Еще сегодня утром я задыхалась от жару, а теперь мерзну от холоду, больная, избитая, израненная!
И пошел холодный дождь, пошел не переставая, и день, и два, и три. Береза совсем окоченела, точно зимой.
— Ах, как все это гадко, как гадко! — шептала она.
Наконец дождь перестал. Тучки расплылись в тумане, и солнце опять стало греть. Береза отогрелась, отдохнула, расправила все свои листочки, но она боялась и дождя, и холода, и стояла грустная, не доверяя ни солнцу, ни всему тому, что было вокруг нее.
Раз, рано утром, когда еще трава спала под холодной росой и розовое утро алело на вершинах деревьев, в рощу пришло много крестьян с пилами и топорами, и пошла работа. Стук, шум, крик. Старые деревья пилили пилами, рубили топорами, и они с треском и стоном валились на землю. К полудню работа была кончена, почти все деревья лежали вокруг березы мертвые. Не тронули только березу и еще несколько осин, которые были такие же молодые, как и береза.
Не стало рощи — далеко вокруг березы было чистое поле.
— Вот как хорошо теперь видно! — думает береза. — Синие светлые горы. Там должно быть очень тепло. А перед ними море, над ним летают белые птицы. Вон луг, такой зеленый, бархатный. По нему ходят барашки. Они, верно, придут и ко мне в гости. Ах! ничего этого я не видала прежде. И откуда же приходят тучи, и дождь, и град!
Недолго думала береза. Не прошло и двух дней, как собрались тучи, поднялся ветер; он дул все сильнее и сильнее. Все горы покрылись облаками, посинело бурное море. Все звери и маленькие зверьки и птички попрятались кто куда мог. Только длиннокрылые чайки вились над белыми валами.
А ветер свистел, гудел и ревел ураганом.
— Я теперь мчусь на крыльях могучих, я теперь чувствую силу. Сторонитесь все, простору мне, простору! — И он налетел на березу.
Со стоном покачнулась береза. Все ее ветки, все листики, жилки задрожали.
— Простору, простору! — кричала буря. — Прочь с дороги! Согнись, согнись, преклонись предо мной!
— Ах, я не могу нагнуться, — говорила береза. — Я с детства выросла прямая и гордая. Я не могу согнуться. Я в этом не виновата.
— Согнись, согнись! — гудел вихорь. — Я не виноват, что мчусь, все рву и ломаю. Не было бы воздуху, не было бы ветру. Не было бы ветру, не было бы бури. Не было бы воздуху — и не было бы ничего, что дышит воздухом. Прочь с дороги, простору мне, простору! Согнись, согнись передо мною!
— Я не могу гнуться. Не могу! — стонала береза.
— Ну, так держись крепче! Чья сила возьмет! — загудел ветер и со страшным порывом налетел на нее.
Застонала, затрещала береза и, изломанная, вырванная с корнем, повалилась на землю.
А буря мчалась дальше.
— Простору мне, простору, прочь с дороги! Я все сломаю! — кричала она.
И пролетела буря.
Мало-помалу затих ветер. Настала тишина, проглянуло солнце.
Береза лежала сломанная, изуродованная. Ее листики трепетали. Она еще была полна жизни, но должна была умереть, потому что буря оторвала ее от родной земли, которая ее поддерживала и питала.
Выползли жуки, забегали ящерицы, прилетела бабочка, запели птички, защебетали ласточки, выглянул крот из норы.
— Я знал, что так будет, — сказал крот. — Если б не было солнца, не было бы ветру. То ли дело жить в темноте!
— Ты глупый слепыш и больше ничего, — сказала ящерица. — Если б не было солнца, то не было бы и нас с тобой. — Ты давно бы замерз в своей темной норе. Ах! зачем оно не всегда светит и греет, это доброе, хорошее солнце. Так хорошо, когда оно печет!
— Нечего сказать! очень хорошо! — сказала улитка. — Нет, когда оно печет, то не знаешь, куда деваться от жары. Просто приходится зарыться под листья и закупориться в свой домик.
— Из-за чего они все хлопочут, — сказал камень. — Разве не все равно: буря, солнце, дождь, град, гром, молния, тепло, холод. Я лежу себе спокойно и не боюсь ничего! Меня мочит дождем, сушит ветром, печет солнцем — мне все равно, и все обратится рано или поздно в пыль и песок.
— Да! Если бы так рассуждать, то всем бы надо было быть камнями, — сказал седой мох, который тут же рос на камне, — я давно живу на свете, бывал под дождем и под снегом, высыхал чуть не до корней и снова отрастал. Я много испытал и скажу вам, отчего бывает на свете то гадко, то хорошо.
И все сказали:
— Послушаемте, что скажет седой мох!
— Все на свете, — сказал мох, — не имеет ни конца, ни начала…
— Это новость! — закричали все.
— …Потому что все на свете переходит одно в другое, — досказал мох. — Никто не скажет, где кончается тьма и начинается свет, и никто не знает, как далеко идет свет, которого мы еще не знаем. Что такое тепло и что такое холод? Улитке тепло, а ящерица в это время чувствует холод. Орехи цветут, когда снег еще лежит кругом на полях, а липа цветет только среди жаркого лета. Эфир проникает воздух, воздух проникает камни, камни переходят в травы, травы превращаются в зверей. Одно из другого берет начало, и нельзя сказать, где кончается одно и начинается другое. Так все устроено на свете, и живи на нем кто и как может! — Хорошо тому, кто привык к холоду и жару, кто не боится дождя и бури, кто легко переносит голод и жажду, кто может жить даже под снегом, кто тверд, как камень, и подвижен, как ветер, кто умеет жить полной жизнью и умеет ею наслаждаться…
— Это правда, это правда! — закричали все, — да умрет все слабое, что не может пользоваться жизнью и не имеет на нее права! — И все гордо посмотрели друг на друга.
— Ах! — прошептала полумертвая береза. — Если бы я могла ко всему привыкнуть, я жила бы и радовалась. Но никто не виноват в моей смерти и я тоже.
Прошла целая неделя. Умерла береза. Ее листики засохли, пожелтели, их почти все разнесло ветром, и они сгнили далеко один от другого. Из них выросли вкусные белые грибы. Начал гнить и самый ствол березы. В нем завелось множество маленьких бурых жучков и белых червячков. Все они с наслаждением ели сочное, сладкое дерево березы, и все в один голос повторяли: пусть каждый пользуется жизнью, как может!
Раз, поздно вечером, пришел старый бедный дровосек с своими ребятишками. Они утащили к себе домой березу со всеми жившими в ней жучками и червячками. Старший сын при этом с удовольствием проехался по двору верхом на березе, потом ее изрубили, бросили в печь. Все жучки и червячки сгорели в печке. Зато сварили хорошую овсяную кашу. Все дети грелись около огня, с наслаждением ели кашу и все повторяли:
— Пусть каждый пользуется жизнью как может!

Из цикла «Сказки Кота-Мурлыки», впервые опубликована в 1872 г. Текст приведен по изданию: Сказки Кота-Мурлыки. — М.: Правда, 1991.

Тема: Н.П.Вагнер Сказка «Береза »

Учебные задачи :

Расширять круг чтения;

Формировать нравственные понятия» добро- зло»;

Учить выделять факты реальные и нереальные(сказочные);

Проводить сравнительный анализ сказок;

Учебные умения :

Называть правильно произведение (фамилия автора, заголовок);

Определять тему и жанр прослушанного произведения;

Выделять признаки сказок;

Определять главную мысль произведения;

Повторить, расширить понятия «сравнение», «эпитет»;

Оборудование: учебники, рабочие тетради, презентация, мультимедийное оборудование, изо берёзы

Ход урока:

1.Орг. момент;

2.Физминутка (психологический настрой).

Солнце глянуло к нам в класс

Разбудило нежно нас

Раз, два, три,четыре,пять

Надо нам присесть и встать.

У.-Поздороваться с гостями

Д.-Здравствуйте!

У.-И тихонько сесть за парты.

3. Составление ключевого слова «берёза» (презентация)

Назвать животное, взять первую букву от названия животного

1) буйвол – б

2) енот – е

3) рысь – р

4) ёж – ё

5) зубр – з

6) антилопа – а

Получилось слова «берёза»

Как это слово будет связано с темой нашего урока?

Молодцы!

4. Презентация о берёзе (продолжение)

У-Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.

Слушание произведения.(В это время,определяем жанр произведения,заголовок)

Комбинированное чтение (учитель +ученик)

У.- Определите жанр.

Д.- Сказка.

У. Докажите.

Дети перечисляют признаки сказок (растения разговаривают как люди и т.д.)

У.- Какой бы вы подобрали заголовок?Дети сравнивают.Почему автор именно так назвал это произведение?

У.- Как вы думаете, кто написал эту сказку? Дети отвечают, если не знают,

Сообщения учащихся о Н.П.Вагнере.

5.

Проверка первичного восприятия.(В это время 5-6 уч-ся рисуют березу в начале текста и в конце,после выполнения работают вместе сдетьми).

(задание №1 в тетради),

Впишите пропущенные слова.

Найдите и подчеркните эпитеты, сравнения.

Прочитайте отрывок, опустив все эпитеты, сравнения, сопоставьте с текстом.Какой вывод можно сделать?

6. Выборочное чтение. (работа в парах.)

Найдите описание поединка бури и березы. Чем закончился этот поединок?

(Застонала, затрещала береза и …)

7 .Физминутка. (проводит ребенок.)

Раз, два-острова,

Три,четыре -мы приплыли

Пять,шесть -ходим здесь

Семь,восемь -сколько сосен

Девять,десять -мы в пути

Досчитай до десяти.

У.К 10 прибавьте 57.Откройте тетради на полученной странице и выполните задание №3

-Творческая работа.Поиск .

«Отчего бывает на свете то гадко, то хорошо? Подчеркните ответ.

8 .Медленное чтение текста с анализом системы образов и ключевых слов.

Почему береза описана как живое существо. Как называется этот прием?

9 .Рассматривание рисунков учащихся. Из рисунков видно, что загадка этого текста в том,что на первом рисунке у детей,береза: прямая,стройная с белым стволом,с пахучими,лаковыми листочками.

На втором рисунке: гнилой ствол,который изрубили на дрова.Какой вывод можно сделать?Перескажите сказку от лица березы в начале произведения и в конце.

10.Работа в парах .

Какие слова, какому герою принадлежат? Соедините стрелками.

«Я не могу гнуться! Не могу!» вихрь

«То ли дело жить в темноте». береза

«Если бы не было солнца, то не было и нас с тобой». ящерица

«Я лежу спокойно и не боюсь ничего!» крот

«Я не виноват, что мчусь, все рву и ломаю». мох

«Нет, когда оно печет, то не знаешь, куда деваться от жары». улитка

«Я давно живу на свете, бывал под дождем и под солнцем…» камень

11.Поиск.

Прочитайте предложения. Какое из них выражает главную мысль?

Все на свете, -сказал мох,-не имеет ни конца, ни начала…

Это правда,это правда!-закричали все.-Да умрет все слабое,что не может пользоваться жизнью и не имеет на нее права!

Ах!- прошептала полумертвоя береза.-Если бы я могла ко всему привыкнуть, я жила бы и радовалась. Но никто не виноват в моей смерти,и я тоже.

Потому что все на свете не имеет конца

Потому что надо радоваться жизни

Потому что огонь и тепло-это продолжение жизни.

12Иитог урока.

С каким произведением познакомились?

О чем размышляла береза? Чему радовалась? (Выборочное чтение .)

Предположи,какую часть захочет пересказать твой сосед (или соседка) по парте. Почему ты так думаешь?

13. Задание на дом.

Подготовить выразительное чтение одного из эпизодов сказки.

Выполнить задание №6 в тетради.

Вспомнить сказку Х.К.Андерсена « Ель».Сравнить со сказкой Н.П.Вагнера «Береза», заполнить таблицу.

Что сравнивается

Н.П.Вагнер «Береза»

Х.К.Андерсен «Ель»

Герои

Мечты

Главная мысль

Точка зрения читателя

14.Спасибо за урок.