» » Мифы и Легенды * Драконы * Чудо-Юдо. Гиперборейская лебединая дева это медуза горгона Образы и символы мифа

Мифы и Легенды * Драконы * Чудо-Юдо. Гиперборейская лебединая дева это медуза горгона Образы и символы мифа

Пантеон славян очень богат, и только недавно современный русский кинематограф начал осмысливать огромный пласт той культуры. Из сказок большинство из нас помнит основных представителей мифологического наследия предков - но кто знает, кем на самом деле была знакомая с детства баба-яга и кого олицетворял Тугарин Змей?

Все наверняка хорошо помнят сказку об Илье-Муромце и Соловье-разбойнике. Этот персонаж восточнославянской философии имеет вполне определенного прародителя: в одном из лубков в виде разбойника изображен типичный польский шляхтич. Так русский народ интерпретировал период столкновений с Речью Посполитой. В отличие от многих других волшебных созданий, у Соловья-разбойника есть и крепкий двор и терем, где живет его семья.

Лихо одноглазое

Неудача имела персонификацию у многих славянских народов. На Руси воплощением злой судьбы стал персонаж Лихо одноглазое: он появлялся («преследовал») рядом с человеком, которого затем начинали одолевать неудачи. В летописях Лихо изображалось в виде одноглазой великанши-людоедки.

Змей Горыныч

Это чуть ли не главное воплощение зла в русской мифологии. Змей Горыныч изображался о нескольких (чаще всего о трех) головах, умел летать и жил обычно у некоего «Калинова моста», по которому души усопших переходили в царство мертвых, то есть его вполне можно сравнить с греческим Цербером, также охранявшим потусторонний мир от вторжения извне.

Чудо-юдо

Чудо-юдо осталось славянам из еще более древней, дославянской мифологии. Современные исследователи ассоциируют Чудо-юдо с морскими зверями из античного эпоса. Известный историк Владимир Демин так и вовсе предлагает соотносить наше родное Чудо-юдо с древнегреческой Медузой Горгоной. Все вместе же может быть общим для многих народов архетипичным изображением Левиафана из Ветхого Завета.

Идолище Поганое

Скорее всего, в виде Идолища Поганого русский народ изобразил враждебную татарскую силу - его характеризуют как «некрещеное», «нечестивое», «идолом-скоропитом». Илья Муромец в одной из былин спас Киев, выстроив новую колокольню, - для явно мусульманского Идолища церковный звон оказался губителен.

Баба-яга

Это один из наиболее сложных и необычных персонажей славянской мифологии. В нашем фольклоре Баба-яга обладает несколькими определенными и неизменными атрибутами: она летает на ступе, живет на границе леса в избушке на курьих ножках и у нее костяная нога. Согласно Владимиру Проппу, жилище чудовища - портал в мир мертвых, а сама Баба-яга хранительница его.

Тугарин Змей

Злой богатырь, выходящий на битву против русских Добрыни Никитича и Алеши Поповича. В самом имени Тугарина исследователи видят отголоски борьбы славян с кочевыми племенами и даже находят исторический прототип персонажа - половецкого хана Тугоркана.

Наши сказки и мифы славян полны положительных героев. О них нам известно достаточно много. Среди мифологических существ у славян имеет и пантеон различных чудищ. Всем нам «прекрасно» знакомы образы, с которыми пришлось бороться богатырям — Бабой-Ягой, Соловьем-разбойником и прочими существами. Пришло время осмыслить наследие наших предков и разобраться в возникновении отрицательных персонажей. Таких, как:

Соловей-разбойник. У этого создания восточнославянской мифологии имеется терем, свой двор и даже семья. Как утверждают историки, посвятившие свое время изучению славянского наследия, персонаж Соловья-разбойника – это собирательный образ, типичный для времен столкновения восточных славян с польскими шляхтичами из Речи Посполитой.


Образ Лиха.
Жизнь наших предков, как, впрочем, и нас, часто сопровождали неудачи. В качестве такого преследователя в истории преданий появляется Лихо. Часто его образу добавляют эпитетыОкаянное, Одноглазое.


Змей Горыныч.
Наверное, самым распространенным врагом всех сказок был Змей Горыныч. У него обычно три головы, которые отрубить не каждый может. Он пышет пламенем, летает, уносит людей из селений. Живет он, по некоторым сказкам, у Калинова моста». Специалисты считают, что образ нашего змея сопоставим с существом из Древнегреческой мифологии – Цербером. Он охраняет потусторонний мир, куда уходят души человеческие после смерти.Иным людям туда «зась». Вот и основная роль Змея Горыныча.

Чудо-юдо. Этот образ многие историки связывают с праславянскими преданиями, античным эпосом и с Ветхим Заветом (Левиафан). У многих народов в мифах встречается морское чудище, обладающее сверх способностями и прочими легендарными свойствами. Отечественный историк, Владимир Демин считает, что наше Чудо-юдо перекликается с Медузой Горгоной. Кто-то может согласить с его теорией, кто-то нет. Подтвердить или развенчать гипотезу можно лишь собственными научными изысканиями.

Идолище Поганое. По всей видимости, в этом персонаже русский народ олицетворил татарские набеги, силу «нечестивых», или «некрещенных». В одной из былин Илья Муромец спасает от татарского войска Киев, возведя православную колокольню. Для мусульман, «поганцев», колокольный звон должен был быть основной отпугивающей силой.


Баба-Яга.
Кто бы мог подумать, что персонаж женского рода, обладающий костяной ногой, живущий в избушке у края леса, стоящей на одной куриной ножке, перемещающийся в ступе по мнению русского фольклориста конца 19 века начала 20 веков Владимира Проппа, Баба Яга – хранительница и проводница в мир мертвых. Она появляется чуть ли не во всех известных детских сказках, о ней больше всего знают малыши.

Тугарин Змей. Это силач, богатырь, олицетворяющий злые силы. , что в его образе собраны черты половецких войск, тяготивших своими набегами поселения Древней Руси. Имеется даже конкретное лицо, которое могло стать прототипом Тугарина– историческое лицо, половецкий хан Тугоркан.

конь Медузы Горгоны

Альтернативные описания

Вдохновитель поэтов

Звездонутый конь

Киножурнал Ханжонкова

Крылатый конь Зевса (греческая мифология)

Скакун из названия литеретурного кафе, завсегдатаем которого был Сергей Есенин

Созвездие Северного полушария

Фирменный знак акционерной фирмы А. А. Ханжонкова по производву фильмов

Экваториальное созвездие

Конь курильщиков

В какое созвездие входят звезды арабское название которых - «Алгениб» - «крыло», «марнаб» - «седло» и «шеат» - «плечо»?

Самый знаменитый представитель конной авиации

Космический корабль из мультфильма «Тайна третьей планеты»

Именно в этом созвездии находится звезда «Сирах-аль-Фарас», имя которой с арабского переводится как «пуп коня»

В каком созвездии находится звезда Шеат?

В каком созвездии находится звезда Макраб?

В каком созвездии находится звезда Альгениб?

От удара его копыта возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты

Крылатый конь муз

Лошадь-мутант с крылышками

Крылатый конь Беллерофонта

Поэтическое копытное

Американский искусственный спутник

Крылатый конь Зевса в древнегреческой мифологии

Крылатый конь

Крылатое созвездие

Крылатый конь у греков

Созвездие

Вдохновляющий поэта конь

Крылатый конь для вдохновления поэта

Поэтический экземпляр конной авиации

Крылатый конь (миф.)

Родился из туловища Медузы Горгоны

Экватор. созвездие

Крылатый конь для вдохновленного поэта

Витающий в облаках конь поэта

Мифический скакун-летун

Крылатый конь Зевса

Поэтический скакун

Символ поэтического вдохновения

Крылатый поэтический скакун

Крылатый скакун поэта

Рабочая кляча поэта

Крылатый скакун Зевса

Окрыленный конь

. «темная» лошадка поэзии

Мифический конь

Летающий конь (миф.)

. «пархающий» конь (миф.)

Мифический конек-инвалид

Представитель конной авиации

Родился из тела Медузы Горгоны

Мифический крылатый конь

Конь лирика

Созвездие Северного полушария

В древнегреческой мифологии крылатый конь Зевса

Экваториальное созвездие

В греческой мифологии крылатый конь

Символ поэтического вдохновения

Созвездие

Небольшая рыба

. "Пархающий" конь (миф.)

. "Темная" лошадка поэзии

В какое созвездие входят звезды арабское название которых - "Алгениб" - "крыло", "марнаб" - "седло" и "шеат" - "плечо"

Именно в этом созвездии находится звезда "Сирах-аль-Фарас", имя которой с арабского переводится как "пуп коня"

Конь Зевса

Космический корабль из мультфильма "Тайна третьей планеты"

Крылатый конь, вдохновляющий поэта

Лошадьмутант с крылышками

М. сказочный крылатый конь древних. Рыба Pegasus. Одно из северных созвездий

В каком созвездии находится звезда Шеат

В каком созвездии находится звезда Макраб

В каком созвездии находится звезда Альгениб

Чудо-юдо

Чудо-юдо
русская лубочная картинка XIX века
Мифология славянская
Связанные персонажи Идолище Поганое
В эллинизме Горгона Медуза

Этимология и версии о происхождении персонажа

В литературе XIX века был предложен ряд маловероятных этимологий. Так, Полный церковно-славянский словарь под общей редакцией Г. М. Дьяченко сопоставляет Юдо с санскритским jадас , что означает морское животное вообще, в особенности «баснословное». Также чудо-юдо употребляется в значении «диво морское» . Согласно «Материалам для сравнит. слов» под редакцией А. С. Хомякова , чудо-юдо - название мифического змея (дракона), происходящее от слов чудо , которое в старину означало великана , а известно, что в давнюю эпоху развития религиозно-поэтических воззрений на природу все её могучие силы (вихри, буря и гроза) олицетворялись в титанических образах великанов. Предания о змеях и великанах находятся в самом тесном и близком родстве, и, по свидетельству народной сказки, морской царь принимает на себя образ змея. И юдо от имени Иуда , которое ещё в период раннего христианства стали придавать нечистому и другим демоническим существам .

Согласно И. Захаренко, в русских народных былинах и сказаниях, чудо-юдо восходит к Идолищу Поганому , с которым сражаются русские богатыри .

В былинах и сказаниях

В русских народных сказках

В русской народной сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо», Чудо-юдо - это группа многоголовых (6-ти, 9-ти, 12-ти) драконов , отрицательных персонажей. Живут они за рекой Смородиной , через которую перебираются по Калинову мосту . В сказке Чудо-юдо изображается верхом на коне. Вред от него заключается в том, что оно сжигает города-сёла огнём. 12-головое Чудо-юдо обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт чудо-юдо в каменных палатах, где у чуда-юда есть жёны-колдуньи и мать-змеиха. Главный противник чуда-юда, как и следует из названия сказки, - Иван - крестьянский сын .

В сказках русских писателей

Согласно лингвокультурологическому словарю Ирины Захаренко и Ирины Брилёвой, русские могут вспоминать чудо-юдо и использовать это выражение, когда говорят о ком-либо или о чём-либо необычном, странном, о каком-то чуде или о необыкновенно огромной рыбе .

Фолк-хистори

См. также

Примечания

  1. Рѣдько А. Нечистая сила въ судьбахъ женщины-матери // Этнографическое обозрѣніе . - Санктпетербургъ: Изд. Этнографическаго отдѣла Императорскаго общество любителей естествознанія, антропологіи и этнографіи , 1899. - Вып. 40-43 . - С. 54-132 .
  2. Полный церковно-славянскій словарь: со внесеніемъ въ него важнѣйшихъ древне-русскихъ словъ и выраженій / Подъ ред. Г. М. Дьяченко . - М. : Тип. Вильде, 1899. - Т. II. - С. 827, 843.
  3. Словарь церковно-славянскаго языка / Подъ ред. А. Х. Востокова . - С.–Петербургъ: Второе отдѣление Императорской Академіи Наукъ , 1861. - Т. II. - С. 570.
  4. Материалы для сравнит. словъ / Подъ ред. А. С. Хомякова . - С.–Петербургъ: Изд. Академіи наукъ . - Т. II.
  5. Афанасьев Ю. Н. XV. Огонь // Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. - М. : Современный писатель, 1995. - Т. 2. - С. 112. - 399 с. - (Славянский мир). - 10 тыс, экз. - ISBN 978-5-265-03305-5 .
  6. Виноградова Л. Н. Фольклор как источник для реконструкции древней славянской духовной культуры // / АН СССР . - М. : "Наука ", 1989. - С. 117. - 269 с.
  7. Захаренко И. В., Брилёва И. С. Зооморфные образы // Русское культурное пространство: лингвокультурологический словарь. - М. : Гнозис, 2004. - С. 46, 48. - 315 с. -