При ответе на первый вопрос студенту необходимо охарактеризовать правовую базу, на которой создавались ЗХ: обычаи, установившуюся судебную практику, выявить при этом влияние на судебник религиозных норм, традиционной системы ценностей месопотамской цивилизации. Следует также отметить формализм, казуистичность, символизм, отражение пережитков родового строя в ряде норм ЗХ, а также другие черты, относящиеся к общей характеристике рассматриваемого памятника права. Особого внимания при этом заслуживает влияние на ЗХ предшествующего законодательства, к которому относятся древнейшие Законы Ур-Намму, составленные при III династии Ура сыном основателя этой династии Шульги (2093-2046 гг. до н. э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Иссины, Законы царя Эшнунны (начало XX в. до н. э.)
ЗХ стали своеобразным итогом развития предшествующей писаной правовой традиции в Месопотамии, определившей понятийный аппарат, специфическую структуру правовых документов с прологом, перечнем норм (о земледельцах, о рабах, о неравноправии свободных, о браке и отношениях в патриархальных семьях и др.) и эпилогом.
Подчеркивая относительную полноту ЗХ, нельзя не отметить и то обстоятельство, что в силу своей казуистичности они не могли носить исчерпывающий характер, касаясь главным образом сферы отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством, не затрагивая важные вопросы внутриобщинных отношений, отношений общины с царской властью, которые регулировались многочисленными обычаями. В них нередко лишь констатировалась противоправность того или иного деяния, без указания на санкции, как, например, наказания за такие тяжкие преступления, как убийство, чародейство и пр.
Нормы ЗХ изложены без должной системы, без отраслевой принадлежности и т. п. Но нельзя не заметить определенную внутреннюю логику в их изложении. Прежде всего выделяются отдельные блоки норм, сходных положений, касающихся правосудия (ст. 1-5); охраны собственности различных категорий свободного населения, храмов, царского служилого люда и др. (ст. 6-25); имущества и прежде всего земли, выдававшейся правителем за службу (ст. 25-41); сделок с недвижимостью и наказаний правонарушений, связанных с ними (ст. 42-88), а также с торговлей (ст. 89-126); преступлений, в частности телесных повреждений, наказуемых по принципу талиона (ст. 196-204), и т. д.
Переход же одного блока норм к другому основан на принципах ассоциации, когда-то или иное понятие или слово приобретает ведущее, ключевое значение. Так, в блоке статей начиная со ст. 215 рассматривается договор о найме людей и услугах, при этом ключевым словом в ст. 215-225 является слово «лекарь»: он делает операции людям и животным, получает то или иное вознаграждение за свой труд или наказывается за вред, нанесенный им пациенту своей нерадивостью. Тяжесть наказания зависит от социального положения потерпевшего. Со ст. 228 рассматриваются сходные ситуации, связанные с категориями других наемных работников. В ст. 228- 233 ключевой фигурой сначала становится строитель дома, затем (ст. 234-239) лодочник, владелец судна. Содержание последующих десяти статей (ст. 241-251) концентрируется вокруг сделок, связанных с сельскохозяйственными животными (волом, быком), а также вокруг вреда, нанесенного ими человеку или человеком животному, и пр. Такие ассоциативные переходы от одного блока норм к другим студент может продемонстрировать и на иных примерах.
Государство и право Древнего мира и Средних веков
Тема 1 Законы Хаммурапи
(4 часа)
План семинарского занятия
1. Источники и характерные черты Законов Хаммурапи.
2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.
3. Правовое регулирование имущественных отношений по Законам Хаммурапи.
4. Правовое регулирование брачно-семейных отношений.
5. Преступления и наказания.
6. Суд и процесс.
Цель семинарского занятия
Целью занятия является изучение одного из уникальных памятников права - судебника царя Хаммурапи середины XVIII в. до н. э., занявшего одно из центральных мест в социо-нормативной культуре шумеро-вавилонской цивилизации Древней Месопотамии.
Изучение этого памятника права, вошедшего в историческую литературу под названием Законов Хаммурапи (далее - ЗХ), дает возможность студенту выявить специфику социальной структуры древневавилонского общества и тем самым разобраться в сложном вопросе его типологии, в особенностях государственного строя и политического режима Древнего Вавилона как одного из первых восточных государств, сложившегося в форме империи в ходе длительной эволюции на базе многочисленных предшествующих ему протогосударств.
Изучение этого памятника даст возможность студенту не только познакомиться с основными принципами и институтами правовой системы Древнего Вавилона, но и выявить относительно высокий уровень развития правовой мысли, нашедшей отражение в таких понятиях ЗХ, как справедливость, важность правопорядка, следования закону против «губительной смуты», «притеснения слабых» и пр.
При всей апологетичности преамбулы и эпилога ЗХ, возвеличивающих Хаммурапи как «заботливого князя», «пастыря людей», «сокрушившего четыре части света» и пр., нельзя не увидеть в отдельных положениях этого правового документа действительного стремления к установлению правопорядка, предотвращению обострения социальных противоречий, угрожающих самому существованию вавилонского общества и государства.
Древневавилонское царство, достигшее своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), явилось одним из первых государств, империей, включившей в свой состав огромные территории от Персидского залива до Сирии, своеобразной вершиной древневосточной цивилизации Двуречья. Его идеологией стал культ единого высшего бога, «царя над богами» Мардука - единая в своей основе система ценностей, определившая принципиальные черты культуры этой цивилизации, в том числе и социо-нормативной, правовой.
Вавилон как сложившееся восточное государство характеризуется рядом особенностей и черт. Это и создание государственных административно-территориальных основ - административных областей и округов с постоянной столицей - городом Вавилоном («фундамент» которого, как указывается в эпилоге ЗХ, прочно установлен «точно небеса и земля»), и расширение объема внутренних функций вавилонского государства, его царя и административно-бюрократического аппарата (особой категории так называемых царских людей), и формирование постоянной армии и судов, а также сильной материальной базы, государственной казны и пр. Хаммурапи выступает уже не служителем общины, правителем города, получившим в Шумере землю в кормление как должностное лицо, а «лучшим царем» (ашаг-кур), «скопившим богатство и изобилие», одаривающим другие города, поднимающим храмы и т. д.
Не последнюю роль играла и смена традиционных идеологических стереотипов, установок о назначении царской власти, об оправдании ее легитимности. Если, например, правитель Уммы Лугальзагеси (2373-2349 гг. до н. э.) связывал свою власть с тем, что в святилищах Шумера в качестве энси (правителя) страна его избрала, то Хаммурапи ссылается уже на свою богоизбранность, полновластие как «царя царей».
Характерная для Вавилона общегосударственная идеология стала формироваться в Двуречье только на рубеже III-II тыс. до н. э. До этого каждый город был фактически отдельным государством, объединявшимся с другими во время тяжких бедствий или для решения важных, в основном военно-политических, задач, когда требовалось избрать военного вождя и пр.
В исторической литературе существуют различные точки зрения на то, были ли ЗХ действующим судебником или только декларацией, призванной возвеличить царя, укрепить легитимность его обширных полномочий как «защитника бедных, сирот и вдов» и т. п.
О том, что это был действующий судебник, свидетельствует относительная полнота его норм по сравнению с предшествующими законами, прямое отражение в этих нормах проводимой в Вавилоне государственной политики, касалась ли она ограничений ростовщического процента, долгового рабства или установления ставок вознаграждения за наемный труд, аренду земли и др.
Эта политика основывалась на определенной общности интересов вавилонских правителей и подавляющего большинства населения Вавилона - свободных землевладельцев-общинников, что и являлось основой их относительного благосостояния, государственной стабильности, так высоко ценимой в вавилонском обществе «гармонии».
О стремлении Хаммурапи создать эффективно действующий судебник говорят и огромные усилия по подбору, обобщению, отработке многочисленных обычаев, приданию им строгой деловой формы. Об этом, в частности, свидетельствуют и те расхождения, в том числе терминологические, положений ЗХ с обыденной правовой практикой, которые отразились в текстах договоров, в многочисленных дошедших до нас клинописных табличках - деловых документах.
Источники и характерные черты Законов Хаммурапи
При ответе на первый вопрос студенту необходимо охарактеризовать правовую базу, на которой создавались ЗХ: обычаи, установившуюся судебную практику, выявить при этом влияние на судебник религиозных норм, традиционной системы ценностей месопотамской цивилизации. Следует также отметить формализм, казуистичность, символизм, отражение пережитков родового строя в ряде норм ЗХ, а также другие черты, относящиеся к общей характеристике рассматриваемого памятника права. Особого внимания при этом заслуживает влияние на ЗХ предшествующего законодательства, к которому относятся древнейшие Законы Ур-Намму, составленные при III династии Ура сыном основателя этой династии Шульги (2093-2046 гг. до н. э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Иссины, Законы царя Эшнунны (начало XX в. до н. э.)
ЗХ стали своеобразным итогом развития предшествующей писаной правовой традиции в Месопотамии, определившей понятийный аппарат, специфическую структуру правовых документов с прологом, перечнем норм (о земледельцах, о рабах, о неравноправии свободных, о браке и отношениях в патриархальных семьях и др.) и эпилогом.
Подчеркивая относительную полноту ЗХ, нельзя не отметить и то обстоятельство, что в силу своей казуистичности они не могли носить исчерпывающий характер, касаясь главным образом сферы отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством, не затрагивая важные вопросы внутриобщинных отношений, отношений общины с царской властью, которые регулировались многочисленными обычаями. В них нередко лишь констатировалась противоправность того или иного деяния, без указания на санкции, как, например, наказания за такие тяжкие преступления, как убийство, чародейство и пр.
Нормы ЗХ изложены без должной системы, без отраслевой принадлежности и т. п. Но нельзя не заметить определенную внутреннюю логику в их изложении. Прежде всего выделяются отдельные блоки норм, сходных положений, касающихся правосудия (ст. 1-5); охраны собственности различных категорий свободного населения, храмов, царского служилого люда и др. (ст. 6-25); имущества и прежде всего земли, выдававшейся правителем за службу (ст. 25-41); сделок с недвижимостью и наказаний правонарушений, связанных с ними (ст. 42-88), а также с торговлей (ст. 89-126); преступлений, в частности телесных повреждений, наказуемых по принципу талиона (ст. 196-204), и т. д.
Переход же одного блока норм к другому основан на принципах ассоциации, когда-то или иное понятие или слово приобретает ведущее, ключевое значение. Так, в блоке статей начиная со ст. 215 рассматривается договор о найме людей и услугах, при этом ключевым словом в ст. 215-225 является слово «лекарь»: он делает операции людям и животным, получает то или иное вознаграждение за свой труд или наказывается за вред, нанесенный им пациенту своей нерадивостью. Тяжесть наказания зависит от социального положения потерпевшего. Со ст. 228 рассматриваются сходные ситуации, связанные с категориями других наемных работников. В ст. 228- 233 ключевой фигурой сначала становится строитель дома, затем (ст. 234-239) лодочник, владелец судна. Содержание последующих десяти статей (ст. 241-251) концентрируется вокруг сделок, связанных с сельскохозяйственными животными (волом, быком), а также вокруг вреда, нанесенного ими человеку или человеком животному, и пр. Такие ассоциативные переходы от одного блока норм к другим студент может продемонстрировать и на иных примерах.
Источники законов Хаммурапи.
Законы Хаммурапи.
Источники права.
Право в Месопотамии.
Закон как источник права играет важнейшую роль с глубочайшей древности. В III тысячелетии до нашей эры, во II – в различных государствах существовало законодательство.
1) В отличие от Древнего Египта в Месопотамию попадали завоеватели, следовательно, победители стали использовать закон, чтобы однозначно, авторитетно закрепить свое господство над подчиненным населением;
2) Достаточно рано стали развиваться рыночные отношения. Рыночные отношения нуждаются в регулировании. Закон – это то удобное средство, при помощи которого устанавливают правила для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
В 1901 году французская экспедиция, раскапывавшая Суздаль, обнаружила базальтовый столб, весь покрытый клинописью. Это закон царя Хаммурапи, созданный в XVIII веке до нашей эры (храниться в Лувре). Памятник перевели на современный язык.
Создаются в XVIII веке до нашей эры в Старовавилонском царстве во время правления Хаммурапи. Причины создания:
Æ Необходимость унифицировать действующее право, создание единого права, правосудие должно осуществляться по единым правилам;
Æ Желание укрепить государственность, отождествление с властью царя. Закрепление особого статуса царских воинов, забота об опоре своей власти. Закрепление общих правил способствовало наведению порядка в области судопроизводства. Поскольку волокита подрывает государственную власть и дискредитирует правительство. Важная статья – борьба со взяточничеством;
Æ Царь понимает, что хорошо организованный государственный аппарат – не единственная гарантия его правления. Желающие ослабить социальную напряженность, желание навести порядок.
Встречаются статьи, которые устанавливают проценты, взимаемые по договорам найма, чтобы ростовщики не взимали огромных процентов. Ограничение долговой кабалы 3 годами. Проблема долгового рабства являлась очень важной для общества.
Они не являлись первым писаным актом в этом регионе:
ü Правовые обычаи;
ü Судебная практика;
ü Законы, существовавшие в районе Месопотамии;
ü Религия;
Влияние религиозных норм не очень велико, но оно все же присутствует. Это влияние ощущается и в перечне доказательств преступления.
Законы были выбиты на плите.
1) Преамбула , в которой Хаммурапи представляет себя и заявляет о целях создания законов. Цель – желание заставить сиять справедливость, чтобы сильный не обижал слабого;
2) Сами правовые нормы , которые все должны знать;
3) Заключение ;
Записаны исключительно в виде текста на столбе. С глубочайшей древности считали, что законы нужно выставлять в публичном месте, чтобы всякий их знал.
Статей не было. Но Шейл (первый переводчик) для удобства разбил текст на 282 статьи. 247 дошли до нас, остальные – пытались восстановить.
Нет деления норм по отраслям права и т.д., но тем не менее порядок рассмотрения норм достаточно логичен. Законодатель пытался группировать нормы по предметному принципу, исходя из своих ассоциаций.
С 1-5 статьи – процессуальные положения, 6-126 – нормы, регулирующие имущественные отношения, 127-195 – нормы семейного и наследственного права, 196-214 – защита личности, 215-до конца – положения о найме и некоторых иных договорах. Поэтому о полной бессистемности говорить нельзя.
ü Незавершенность памятника. Иногда называют судебником, так как он в первую очередь предназначен для судов. Кодекс;
ü Семейное право, имущественные отношения, уголовное право, но главным образом стремление урегулировать отношения, связанные с ведением царского хозяйства и закреплены иные положения, представляющие особый интерес для правителя»
ü Светский характер памятника. Влияние религии присутствует, но все же он светский. Вопросы религиозной жизни нормы закона не регулируют. Эта светскость не удивляет, потому, что положение религии в Древнем Вавилоне было не такое, как в Египте. Жители заботились о процветании в этом мире, а не в загробном. Выше этого они ставили лишь здоровье, жизнь детей;
ü Уровень юридической техники невысок (много пробелов, общие понятия отсутствуют, отсутствие норм общего значения, казуистичность). «Если кто украдет вола, свинью или ладью…» Описание конкретных случаев. Суд по аналогии;
ü Формализм;
Законы Хаммурапи повествуют нам о жизни Древнего Вавилона.
Страница 1 из 4
ТЕМА II. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ
§ 2.1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»
§ 2.2. Правовое положение населения по «Законам Хаммурапи»
§ 2.3. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»
§ 2.4. Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи»
Список рекомендуемой литературы
§ 2.1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»
Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы.
Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи.
Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое... В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамаш - бог Солнца и Правосудия.
Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Состоит он из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.
Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты.
Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи (ЗХ) была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством.
Вместе с тем ЗХ не затрагивали многие важные области внутри- общинных отношений, отношений общин с царской властью и пр.
Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам - имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров (торговцы), также получали земельные наделы.
Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. ЗХ не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.
Стоит сказать, что ЗХ в какой-то степени защищали крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем (ст.ст. 49, 52, 66). Статья 48 ЗХ спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая.
Интересы общины, охрана ее пахотного поля, системы орошения отражены в ст.ст. 42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.ст. 45, 48). Штраф с виновного за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу взыскивался не в казну, а в пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству.
Таким образом, ЗХ охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев. Однако консерватизм общины в исторической перспективе затруднял социально-экономическое развитие древневосточного общества.
Прежде всего, ЗХ охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.
Во времена Хаммурапи товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис. По закону, она была вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью: продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.ст. 39-47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины. Однако если человек покидал общину, терял связь с нею, то утрачивал право на свой участок земли (ст. 136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте ирригационных сооружений.
Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. ЗХ особенно свирепо карал тех, кто скроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратом размере. Если виновный не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8).
Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом.
В ЗХ нет статей, уполномочивающих царских чиновников давать указания: когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства.
В законнике содержится горячий призыв, мольба, просьба: «пусть будущий царь хранит справедливые слова, которые я начертил на своей стеле, пусть не изменит закона страны. пусть не отвергнет моих указов. пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы. истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были неведомы правителю.
Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей: общинников, мушкенумов, всех бездо- ленных и подневольных. Правнук Хаммурапи Самсудитан стал очевидцем гибели великой империи. Захватчики - касситы, оккупировали в 1595 г. до н.э. Вавилон, разграбили его и прихватили с собой даже статую главного бога Мардука.
План
1. Общая характеристика Законов Хаммурапи как исторического источника.
2. Экономическое развитие Древнего Вавилона:
а) земледелие, садоводство, скотоводство;
б) ремесло;
в) торговля;
г) ростовщичество.
3. Формы земельной собственности и землевладения.
4. Социальный состав населения:
а) сословное деление;
б) особенности рабства.
5. Царская власть.
6. Семейные отношения.
Предлагаемая тема наилучшим образом подводит итог семинарским занятиям по курсу истории Древнего Востока. С одной стороны, она показывает месопотамское общество на этапе существования зрелой государственной структуры, когда все ранние формы, изучаемые в предыдущих темах, теперь развернулись в своей полноте, а тенденции, до того скрытые в предыдущих этапах, обнаружили себя вполне зримо. Шумерская цивилизация ушла в небытие, а её достижения восприняла цивилизация вавилонская, дальнейшее развитие которой даст столь многое всему миру. Кроме того, можно без труда обнаружить в этой теме и другие следы сюжетов из предыдущих тем: становление частной собственности (теперь безусловно произошедшее), роль государства в регулировании экономики и в социальной политике (теперь очевидно неоднозначная), проблема стабильности и реформ (теперь вполне осознанная).
Бесспорно, всё многообразие возможностей при работе по данной теме реализуемо именно потому, что в распоряжении исследователей есть уникальный источник - так называемые «Законы Хаммурапи». В центре семинарского занятия по Законам Хам-
(ЗХ) лежит текст самого источника, основная литература -^которая даёт комментарии и пояснения к этому тексту, и именно источник должен здесь служить основой для нахождения ответов на поставленные вопросы, все же прочие сведения - рассматриваться как вторичные по отношению к нему.
Поэтому первым вопросом, который должен быть рассмотрен с особой тщательностью - будет вопрос о ЗХ как историческом источнике. Конечно, нельзя сводить ответ на этот вопрос к простому перечислению вопросов, которым посвящены отдельные статьи кодекса. Центральная проблема здесь - степень репрезентативности (представительности) источника, определение степени того, насколько он может служить нам в качестве достаточного кладезя информации по социальной истории Старовавилонского царства. Студент должен серьёзно отнестись к вопросу о том, насколько корректно называть ЗХ именно «законами», обратить внимание на то, что в историографии существуют другие точки зрения, тщательно рассмотреть их, сообразуясь с текстом источника. Прежде всего нужно обратить внимание на пролог и эпилог ЗХ, то, каким образом Хаммурапи объясняет создание текста, какие цели он ставит перед собой и какое будущее пророчит своей стеле. Немаловажно привлечь в качестве дополнительных вспомогательных средств также информацию, характеризующую источник с материальной стороны дела: когда был найден первый текст, где он был записан, на каком языке, имеются ли другие копии и к какому времени они относятся. Важно также уяснить некоторые изначальные характеристики источника: например, то, о чём он в принципе не может нам рассказать.
Р Безусловно, наибольшие возможности ЗХ представляют для подробной характеристики экономики Старовавилонского царства. Ддя лучшей подготовки к работе по этому вопросу студенту рекомендуется составить предварительно индексы статей по каждому из разделов (отдельно по земледелию, садоводству, ремеслу и т.д.) и прочитать в литературе соответствующие каждому из разделов комментарии. Это позволит при работе на семинаре давать подробный разбор наиболее важных статей и суметь отнести их к более широкому контексту развития вавилонской экономики. Следу-*гь также, что характеристика экономического развития
Вавилонии по ЗХ практически неотрывно связана с характеристикой социальных отношений в отдельных сферах экономики, и потому их не следует изолировать. Например, при рассмотрении земледелия важно не избегать следующих вопросов: каково было положение арендаторов, насколько был многочислен их слой и каковы были источники его формирования; что из себя представляла община изучаемого периода, какова была её роль и функции, чем она отличалась от общины, скажем, шумерского времени; почему Хаммурапи пытался регулировать оплату ремесленников, насколько реальными были эти усилия; какова была роль в вавилонской экономики тамкаров, в чём была двойственность их положения и т.д. Кроме того, необходимо заранее искать ответы на следующие вопросы: каково было состояние почв во время создания ЗХ, изменилось ли использование сельскохозяйственных угодий с шумерских времён, какую роль в экономике играл свободный рынок, в чём отличия внешней и внутренней торговли, насколько был развит оборот серебра в изучаемый период?
Говоря о формах земельной собственности и землевладения,
нелишне вспомнить тему II, специфику отношений по поводу соб
ственности на Востоке, и убедиться, насколько сложными в дейст
вительности предстают перед нами эти отношения. Безусловно,
лучшей исходной точкой для рассмотрения земельных отношений
в изучаемый период является анализ государственного (царского)
землевладения, и определение того, как остальные формы земель
ной собственности относились к царской. Анализ в совокупности
социальной роли вавилонской высшей власти, её возможностей в
распоряжении землёй и торговлей, и приводит нас к сбалансиро
ванной оценке роли царской власти. щ
При анализе социального состава населения необходимо обратить внимание на следующие вопросы: каким образом сословное деление соотносилось с уровнем доходов и реальными возможностями преуспеяния в старовавилонском обществе; каковы были права и обязанности отдельных сословий, и почему в ЗХ указаны только избранные позиции, а ряд вопросов обойдён стороной. Отдельный интересный аспект - рабство - нуждается в прояснении следующих моментов: каковы были формы рабского состояния; каковы были пути пополнения рабского сословия; насколько ши-
оокие возможности для перехода в рабское сословие предоставляло долговое рабство (отдельно стоит рассмотреть, каковы были цели государства в этом вопросе); какова была роль рабов в экономике Древнего Вавилона.
Точно так же при рассмотрении семейных отношений нужно не ограничиваться малозначащими характеристиками старовавилонской семьи как патриархальной, а рассмотреть реальные возможности и права сторон, как их представляют ЗХ. В целях лучшего понимания семейных отношений в Вавилонии следует сравнить их с отношения в Ассирии, отображенными в Среднеассирийских Законах (САЗ).
Источники
1. Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980.
2. Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1963.
3. История древнего Востока. Тексты и документы / под ред.
B.R Кузищина. М, 2002. С. 167-191.
4. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // ВДИ.
1952. №3.
Литература
Х.Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 2001. С. 147-171.
2. Дьяконов ИМ, Магазинер Л.М. Старовавилонские законы (комментарий) // ВДИ. 1952. № з.
З.Дьяконов ИМ Люди города Ура. М., 1990. С. 97-125, 155-224.
4. Дьяконов ИМ. Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока до сер. II тыс. до н.э. // ВДИ. 1967. № 4; ВДИ. 1986. №4.
5. Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. М., 1963.
ы 1п!В 0рия д Р евнего Востока: материалы по историографии. _№_!» 1991. С. 51-101.
7. История древнего Востока. Часть I. Месопотамия. М., 1983. С.361-384.
8. Никольский НМ. Рабство в древнем Двуречье // ВДИ. 1941. №1.
9. Якобсон В.А. Правовое и имущественное положение вои-на-редума времени I вавилонской династии // ВДИ. 1963. № 2. С. 129-141.
Ю.Якобсон В.А. Возникновение писаного права в древней Месопотамии // ВДИ. 1981. № 4.
Похожая информация.