» » Искусство этрусков. I тысячелетие до новой эры. Этрусская архитектура Этрусская культура древнего рима презентация

Искусство этрусков. I тысячелетие до новой эры. Этрусская архитектура Этрусская культура древнего рима презентация

Слайд 2

Более 2500 лет тому назад на территории между Римом и Флоренцией и Средней и Нижней Италией жил загадочный народ. Греки называли этот народ тирренами, а римляне – тусками, или этрусками. Этруски пришли на Апенинский полуостров в 8 веке до н.э. одновременно с греками Наиболее ранние следы их цивилизации найдены в долине рек Арно и Тибр. Эта область получила название Этрурии, а сейчас называется Тосканой.

Слайд 3

1.Происхождение этрусков Геродот считал их выходцами из малоазиатского города Лидия. Другие считают, что этот народ возник в процессе слияния пришельцев с Балкан- пеластов, переселенцев из Малой Азии- тирренов, и местного древнеитальянского племени. Загадки этрусков

Слайд 4

2.Язык этрусков Язык этрусков, забытый еще в 1 веке до н.э. до сих пор еще не расшифрован. Трудность состоит в том, что дошедшие до нас этруские погребальные тексты очень кратки и довольно однообразны по содержанию.

Слайд 5

Письменные памятники этрусков по буквам читаются, так как они пользовались алфавитом, близким к греческому. Ученые сейчас понимают около 500 отдельных этруских слов. Близких родственников этого языка не обнаружено.

Слайд 6

Этруски занимались торговлей и земледелием, осушали болота, выращивали виноград и оливки, обрабатывали камень и металлы, строили прекрасные дороги и города. Они были отважными мореходами, которые осмеливались выходить даже в Атлантику. Этруским пиратам приписывают такие изобретения как Якорь, абордажный крюк, металлический таран на носу корабля -ростра

Слайд 7

От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов с каменными стенами и зданиями, с четкой планировкой улиц, которые пересекаются под прямым углом и ориентированных по странам света Города делились на кварталы.

Слайд 8

Фундаменты домов в этруском городе Мариаботто

Слайд 9

Древнейшая этруская хижина из тростника, обмазанного глиной, 9 век до н.э. Жилые дома не сохранились. Представление о них мы имеем из археологических раскопок на основе сохранившихся урн и надгробных сооружений, повторяющих форму дома. Центром городского дома был внутренний дворик – атриум, вокруг которого располагались другие помещения. В выходивших на улицу помещениях располагались лавки и мастерские. В крыше дома располагалось отверстие – комплювиум, через которое освещались жилые комнаты. А под отверстием в атриуме размещался бассейн- имплювиум, в который стекала дождевая вода.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Гробницы были двух типов: скальные и отдельно стоящие объемы. Интересны гробницы в виде круглого каменного цоколя, в котором были входы в погребальные помещения, а на цоколе насыпался земляной холм конусообразной формы – тумулус.

Слайд 13

Тема: Искусство этрусков

Цель: сформировать представления о развитой цивилизации этрусков, существовавшей 2500 лет назад на северо-западе Аппенинского полуострова.

    знакомство с культурой этрусков.

    формирование осознанного отношения к искусству этрусков.

    развитие художественного вкуса, речи, памяти, мышления.

Ход урока:

    Организационный момент

    Беседа по теме урока

Слайд 1

Страна этрусков, располагавшаяся на берегу Тирренского моря, простиралась на восток до Апеннинского горного хребта. Северная граница Этруррии в конце 7 в. до н.э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую область); с конца 6 в. до н.э. этруски занимали территорию нынешней Тосканы.

Слайд 2

Этрурия представляла собой союз двенадцати городов-государств. Сложение классового общества, раннее развитие рабства, общественный строй, основанный на безраздельном господстве аристократии (правящей группировкой у этрусков была военно-жреческая знать) - таковы социальные признаки Этрусского государства. Основой хозяйства в Этруррии было земледелие. Из-за обилия болот в больших масштабах велись работы по искусственному осушению. Широко развитая морская торговля играла важную роль в экономике Этрурии и способствовала развитию ее культуры. Этруски входили в соприкосновение с греками, карфагенянами, египтянами и другими народами и многое у них перенимали, не теряя при этом самобытности.

Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к 6 - началу 5 в. до н.э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет.

Витрувий, знаменитый римский теоретик архитектуры, живший в 1 в. до н.э., указывает на большую положительную роль этрусского зодчества в развитии римской архитектуры. Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света была введена в Этрурии раньше, нежели в Греции, - в 6 в. до н.э. Но памятники этрусской архитектуры дошли до нашего времени в очень незначительном количестве. Многие из них погибли в период ожесточенных войн, и в особенности в период союзнической войны в 1 в. до н.э., когда этрусские города были сравнены с землей. Тем не менее остатки городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии, мощеные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Мардаботто, так же как и другие инженерные сооружения, свидетельствуют о высоком уровне этрусской строительной техники.

Слайд 3

Об архитектуре храмов можно судить только по остаткам фундаментов, обнаруженных в Сеньи, в Орвьето, в Старых Фалериях. Этрусский храм помещался на высоком основании (подиуме); в отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком. С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение - целла - обычно делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам). Чрезвычайно типичны для этрусского храма богатство скульптурного и живописного убранства, а также яркая полихромия. Композиционные принципы этрусского храма нашли впоследствии свое развитие в архитектуре римских храмов.

Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно. В отличие от свободного расположения помещений в греческом жилом доме здесь нужно отметить строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. Подобная осевая композиция найдет широчайшее применение в римских жилых домах.

Слайд 4-5

Древнейшим типом построек были, по видимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные.

Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок. О жилищах городской бедноты дают понятие раскопанные в Марцаботто остатки больших одноэтажных домов с множеством отдельных каморок, выходивших во внутренний двор. В этих же домах находились лавки и мастерские. Они размещались в той стороне дома, которая выходила на улицу, за ними обычно находилось помещение для жилья.

Слайд 6

Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы - курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н.э., гробница «Нарисованных львов и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых.

Слайд 7

Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей).

Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц. От 6 - начала 5 в. до н.э. дошло несколько десятков расписных склепов - в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи, Орвьето и др. Обычно две стены в соответствии с формой перекрытия были выше других, заканчиваясь выступами в форме усеченного поля фронтона. Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа. На гладкий, плотный известняк краски наносились непосредственно; крупнозернистая или пористая поверхность покрывалась слоем штукатурки, которая служила грунтом. Краски употреблялись минеральные; росписи выполнялись в технике фрески, то есть по сырому грунту, лишь иногда для выделения отдельных мест фрески краска наносилась уже на сухом грунте на готовую роспись. Палитра этрусского художника в архаический период состояла из черной, белой, красной и желтой краски, позже появляются голубой и зеленый цвета. Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. Живопись на стене располагалась поясами. Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей, изображавшихся часто в геральдических позах (например, в гробнице «Леопардов»); средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами. Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос. Живописная декорация гробниц в известной мере связана с расписными греческими вазами ориентализирующего и чернофигурного стилей.

Слайд 8

Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. Обычно это сцены, где умерший изображен участником веселого, многолюдного пира, сопровождаемого танцами юношей и девушек. Изображения эти насыщены множеством характерных черт как в позах, жестах, мимике человеческих фигур, так и в тщательно переданных костюмах, узорчатых тканях, подушках, утвари и мебели. Пир и танцы происходили, по видимому, в саду под открытым небом, на что указывают деревья и птицы. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Распространены изображения гладиаторских боев, состязаний атлетов, торжественных погребальных шествий, в единичных случаях встречаются сцены охоты и пейзажи. В некоторых гробницах преобладают мифологические сюжеты, как в гробнице Орка в Корнето, где фигурируют боги подземного царства - Гадес и Персефона - и трехликий великан Герион, а также крылатые гении этрусского пантеона. Судя по мифологическим сюжетам, этрусская религия и мифология имели мрачный характер, были лишены светлой гармонии миропонимания греков.

Слайд 9

Живопись этрусков связана с греческой и проходит в своем развитии этапы, сходные с этапами эволюции греческой вазописи. Росписи этрусских гробниц 6 - 5 вв. при обычной для них плоскостности изображения, силуэтном характере фигур и других чертах условности все же обладают своеобразной жизненной убедительностью, пониманием выразительного движения, чувством композиционной связи. Обнаженные или одетые в красочные костюмы человеческие фигуры даны в теплых звучных тонах - желтых, коричневых, красных, обогащенных пятнами зеленого и голубого; будучи контрастно сопоставлены друг с другом и объединены в общую композицию, они производят сильный декоративный эффект. Роспись применялась также и в наружном убранстве зданий.

Слайд 10

Неотъемлемой частью декораций этрусских зданий были терракотовые расписные рельефы и статуи, столь распространенные в период архаики по всему античному миру. Кровли зданий украшались акротериями (акротерий (от греческого-вершина, фронтон) - скульптура или скульптурно исполненный орнаментальный мотив над углами фронтонов зданий, построенных в античных ордерах.),с рельефными изображениями отдельных фигур или групп, и антефиксами (антефиксы - украшения из мрамора или терракоты, обычно помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон античных храмов и домов. Антефиксы имели разнообразную форму (листа, растения, плиты, щита и т. п.) и обычно украшались исполненными в рельефе орнаментами, головами людей или фантастических существ.), на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, отвращающей зло от живущих в доме, голову силена или девушки. Эти изображения были ярко раскрашены. Фризы снаружи и внутри здании также покрывались терракотовыми раскрашенными рельефными плитами с изображениями мифологических сцен, эпизодов состязаний и битв. Сравнительно небольшие постройки этого периода, богато украшенные расписными терракотовыми рельефами и скульптурой, производили нарядное, живописное впечатление.

Слайд 11-12

Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура, расцвет которой относится к 6 в. до н.э. Наиболее известным этрусским скульптором был работавший в Беях мастер Вулка; ему принадлежит монументальная терракотовая статуя Аполлона из Вей. Статуя, повидимому, была частью помещенной над фронтоном храма скульптурной группы, изображавшей спор Аполлона с Гераклом из-за лани. При несомненной близости к греческим статуям эпохи архаики (условностью постановки фигуры и пластической моделировки, архаической улыбкой) Аполлону из Вей присущи и черты своеобразия – меньшая скованность, более энергичное, хотя и условное движение, более яркая эмоциональная окраска образа; сильнее, нежели в греческой скульптуре, в этрусской статуе выражена тяга к отвлеченной орнаментальности (например, в трактовке одежды). Прекрасным образцом этрусской скульптуры времени ее расцвета является изящная голова статуи Гермеса из Вей. Одной из важных находок недавнего времени были колоссальные этрусские статуи воинов, сделанные из глины; их мрачный, устрашающий облик проникнут грубой мощью.

Слайд 13-14

Скульптура Этрурии не только служила для декорации зданий, но имела и самостоятельное значение.

Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Зарождение этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Уже в италийской урне из Кьюзи начала 6 в. с изображением, выполненным почти в геометрическом стиле, и в другой урне из Кьюзи с портретной головой и патетически прижатыми «к груди» руками, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета. Голова с этрусской погребальной урны из Кьюзи начала 6 в. до н.э. менее примитивна и характеризуется остро схваченными индивидуальными чертами, тщательной и смелой моделировкой щек и рта.

Слайд 15

Характерным видом этрусской скульптуры являются монументальные терракотовые саркофаги с фигурами умерших.

Слайд 16

Саркофаг из Черветри 6 в. до н.э. представляет собой ложе (длиной 1,73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит супружеская чета. Композиция отличается торжественной монументальностью, фигурам в целом присуща большая образная и пластическая выразительность; это же можно сказать и об угловатых по ритмике движениях рук. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), чувствуется некоторое индивидуальное своеобразие.

Слайд 17

В 6 в. до н.э. обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого- совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Одним из таких произведений 6 в. до н.э. является знаменитая статуя Капитолийской волчицы. Волчица изображена кормящей Ромула и Рема (фигуры их утрачены; существующие ныне выполнены в 16 в.). В этой скульптуре зрителя поражает не только наблюдательность в воспроизведении натуры (с большой точностью переданы постановка фигуры - напряженно вытянутая вперед морда, оскаленная пасть, проступающие сквозь кожу ребра), но и умение художника усилить все эти детали и объединить их в единое целое - образ хищного зверя. Недаром статуя Капитолийской волчицы в последующие эпохи воспринималась как яркий символ сурового и жестокого Рима. Некоторые черты, свойственные скульптуре архаического периода, например несколько упрощенные контуры статуи, орнаментализированная трактовка шерсти не нарушают в данном случае общего реалистического характера скульптуры.

Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры.

Период 5 - 4 вв. до н.э. в Этрурии был временем экономического застоя. Искусство этого периода также переживало застой - оно как бы остановилось на ступени архаики. Но именно в это время народы Италии - этруски, самниты, римляне, оски и другие - приходят в особенно тесное соприкосновение с греками, в первую очередь с теми, которые населяли Великую Грецию. В этих богатых греческих полисах культура стояла на высоком уровне развития и искусство Великой Греции лишь в малой мере отличалось от искусства метрополии.

Новый подъем этрусское искусство переживает в 3 - 2 вв. до н.э., однако под воздействием греческого этрусское искусство в этот период теряет в значительной степени своеобразие. Произведения этрусской живописи 3 - 2 вв. примыкают к эллинистическим образцам. В скульптуре образы нередко получают особенно обостренную экспрессию. Портретная фигура знатного этруска возлежащего на ложе с чашей для возлияния в руке, на крышке урны удивительна резким контрастом торжественной репрезентативности позы, и его почти гротескно комической внешности. Ряд других изображений на погребальных урнах отличается грубой утрировкой. Бронзовые изделия этрусских ремесленников этого времени - зеркала, украшенные гравировкой, чаши, кубки, цисты для хранения свитков - попрежнему отличаются высоким уровнем художественного ремесла.

К концу эпохи эллинизма, когда самостоятельности Этрурии был положен конец, этрусское искусство следует уже рассматривать вместе с римским искусством.

    Подведение итогов

    Домашнее задание

1 слайд

2 слайд

Считается, что культура этрусков сложилась в области Тоскана, откуда она распространилась и на соседние территории. Могильник Кватро Фонтанилли хорошо демонстрирует отсутствие какого-либо перерыва между культурой вилланова и этрусской. Переход к этрусской культуре произошел, таким образом, примерно в VII в. до н.э, при этом в модели расселения сначала не произошло серьезных изменений, за исключением того, что некоторые поселки стали укрупняться, образуя т.н. виллы, концентрирующиеся вокруг какого-либо центра. В соответствии с современными исследованиями, предполагается, что появление этрусского города было связано с реорганизацией сельских поселений, в экономической жизни которых все большую роль стали играть земледелие и выращивание олив и винограда. Центральные поселения все больше стали напоминать протогорода. Большое значение также приобрела начавшаяся еще в VIII в. до н.э. разработка месторождений тосканских железных руд – единственного источника железа на территории к югу от Альп.

3 слайд

В VII в. до н.э. кремация уступила место ингумации, причем погребения уже были совершены по типично этрусскому обряду в наземных камерных гробницах. Ингумация

4 слайд

Погребения VII-VI вв. до н.э. устраивались под большими насыпями – в каменных гробницах, состоящих из нескольких помещений, предназначенных для захоронения членов семей. Блера. Гробница делля Казетта.

5 слайд

Этруски. Черветери. Могильник Бандитакья. Томба делля Чинкве. Конец VII в. до н.э. (Steingraber 2000 рис.266)

6 слайд

Этруски. Черветери. Могильник Бандитакья. Томба дели скуди и делле седие. VI в.до н.э.

7 слайд

8 слайд

Умершие сопровождались богатым инвентарем, в который входила повозка, оружие, бронзовые и серебряные сосуды, золотые украшения, импортная и местная гончарная керамика типа "буккеро", различные предметы пластики. Последняя отличалась довольно высоким качеством, была черного цвета, залощена, и покрыта тонким гравированным или штампованным узором, заполненным белой краской. Сосуд стиля "букеро" из погребения Роджолини-Галаси в Черветери. VII в. до н.э.

9 слайд

Бронзовая статуэтка этрусского воина из Умбрии. Италия. V в. до н.э. Ашмолиан музей. Оксфорд

10 слайд

Такие богатые погребения открыты во многих этрусских центрах: в Папулонии, Ветулонии, Тарквинии, Черветери а также в Палистрайне – на территории Лации, где в одном их захоронений была найдена золотая брошь с самой ранней надписью на латинском языке. Этруски. Папулония. План большой гробницы в Карри. (Steingraber 1981, рис.52).

11 слайд

12 слайд

Золотая этрусская фибула с самой ранней латинской надписью. (Археологический музей в Болонье).

13 слайд

Многие предметы импортировались в Этрурию из стран Ближнего Востока и Африки через греческую или финикийскую торговые сети. Было очень распространено подражание греческой керамике геометрического стиля. Местное металлургическое производство достигло довольно высокого уровня развития, в нем стали употребляться новые технологические приемы, например, филигрань и зернь. Появилось много богато украшенных бронзовых сосудов, подобных широко распространенным к северу от Альп кувшинам с клювовидным сливом. Сосуд из Безансона. 350 г. до н.э.

14 слайд

В глубинных районах Этрурии были распространены гробницы, устроенные в склонах речных террас. Блера. Могильник Весково. V в. до н.э.

15 слайд

Далее на север предпочитали строить наземные погребальные усыпальницы, в Тарквинии – в прибрежной зоне – широко известны богатые могильные склепы с расписанными стенами, на которых изображались сцены охоты, спортивные состязания или фестивали, по которым можно судить о жизнерадостном характере этрусков. Этруски. Тарквиния. Томба делла Триклинио. (Steingraber 2000, p.15)

16 слайд

17 слайд

На примере уже упоминаемого комплекса Вей, можно видеть, что города формировались из скопления маленьких деревень и кладбищ в рамках естественно укрепленных участков возвышенных плато. Однако примерно до VII или VI в. до н.э. в их планировке отсутствовала какая-либо регулярность. Позже – около V в. до н.э. – такие агломерации начали расширяться за счет включения новых земель и обноситься массивными каменными стенами. Внутренняя планировка имела уличный характер. В центре строились общественные и религиозные здания. Вне Этрурии – в долине р. По, занятой этрусками в период между VI и IV вв. до н.э., города имели несколько другой вид, развиваясь по заранее выработанному строгому плану. Схема расположения памятников в окрестностях г. Вей

18 слайд

Одними из наиболее исследованных северных городов являются порт Спина на Адриатике и колония Марцаботто, контролировавшая торговый путь с севера на юг через Апеннины, связывавший Этрурию с Болоньей и долиной р. По. Марцаботто был основан в VI в до н.э., но формально его становление произошло в следующем столетии. Планировка города была удивительно регулярной. Марцаботто. Общий вид.

19 слайд

Город был расположен на естественно укрепленном возвышенном холме. Часть площади использовалась для производственных целей: обработки металла и изготовления керамики. Керамика Марцаботто. Археологический музей

20 слайд

21 слайд

В отличие от южной и западной частей Апеннинского полуострова, на севере влияние внешней торговли ощущалось слабее. Даже на Адриатическом побережье импортные предметы были довольно редкими вплоть до IV в. до н.э. Однако и здесь наблюдалась тенденция к образованию локальных центров, вокруг которых группировались более мелкие поселения. Процесс ориентализации пришел на север Италии с запозданием на столетие, через вторые руки из Этрурии. Появились новые мотивы в декоративном искусстве, в виде фризов из изображений животных, человеческих фигур и сцен из повседневной жизни. Эти приемы использовались, главным образом для украшения больших бронзовых сосудов-ведер, которые известны под латинским названием "ситула". Могильник Чартоза. Ситула. Болонья. Археологический музей

22 слайд

Урок 20. Тема: Искусство этрусков и Древнего Рима: особенности архитектуры. Цель: выяснить с обучающимися, на основе какой архитектуры возникла архитектура Древнего Рима? Ход урока I. Рядом с греками жил народ, который назывался этрусками. Они переняли у своих соседей многие детали, но создали свое искусство, свою архитектуру. Например, храмы у них особого значения не имели, поэтому были маленькие. Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому возможно, примеру, поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму даже этрусскими мастерами; этрусского зодчества - циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом. Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений множество характерны монументальность, украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным пышная отделка зданий, сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. 1

Архитектурные ордера Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем­либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение. Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:      тосканский римско­дорический, римско­ионический, римско­коринфский, композитный Оба ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными: поэтому они употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по­своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Коринфский антаблемент получил в Риме 2

роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия. Кроме того, римляне придумали ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита». Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический - во втором, коринфский или композит - в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами. Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion - место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки. Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей - амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В 3

центре находилась арена, а под трибунами - помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 - 90­х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей. 4











1 из 10

Презентация на тему: Этруски

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

ЭТРУСКИ (самоназвание - расены), древний народ, населявший в 1 тыс. до н. э. область Центральной Италии между реками Арно и Тибр и Апеннинскими горами (древняя Этрурия, современная Тоскана).В 8 в. до н. э. складывается археологическая культура этрусков. На территории Тосканы возникают многочисленные поселения, окруженные стенами из массивных каменных блоков. Погребальный инвентарь свидетельствует о высоком мастерстве этрусских кузнецов и ювелиров; этрусские гончары стали создателями керамики «буккеро», для которой характерны сосуды с черной блестящей поверхностью, разнообразные по форме и часто украшенные лепными фигурками птиц и зверей.

№ слайда 3

Описание слайда:

Очевидно, что алфавит этрусков возник на основе древнегреческого алфавита. Известно более 10 тыс. этрусских надписей 7-1 вв. до н. э., но ученым удалось установить значения только нескольких десятков слов. Дешифровку затрудняет однотипность и краткость надписей, которые в большинстве своем являются надгробными эпитафиями и содержат лишь имена и традиционные обращения к богам. Самый большой этрусский текст (ок.1500 слов) сохранился на пеленах, в которые была обернута мумия из Александрии, хранящаяся ныне в Загребском музее. Попытки установить аналогии для этрусских слов и грамматических форм в современных или древних языках пока не увенчались успехом.

№ слайда 4

Описание слайда:

Этрусские полисыК 7 в. до н.э. Этрурия представляла собой конфедерацию 12 городов-государств, каждый из которых являлся центром объединения нескольких более мелких городов и поселений. Во главе государства стояли цари, затем их сменили выборные магистраты. Союз городов возглавлялся поочередно одним из правителей, который также имел власть верховного жреца. Крупнейшими городами были Тарквинии, Вейи, Цере, Вольсинии, Ветулония, Клузий, Перузия, Фьезоле, Популония, Вольтерра.Древние этрусские города располагались на вершинах высоких холмов и представляли собой труднодоступные укрепления, «орлиные гнезда», господствовавшие над сельскохозяйственной округой.

№ слайда 5

Описание слайда:

Благодаря этрускам римляне освоили технику монументального строительства и научились создавать города с регулярной планировкой кварталов и улиц. Многие современные города Италии (Болонья, Перуджа, Орвьето, Ареццо и др.) стоят на месте этрусских городов. В Риме сохранились остатки канализационной системы созданной этрусками. В Перудже и Вольтерре можно видеть фрагменты стен из крупных каменных блоков и арочные проемы ворот.В 1916 при раскопках храма в Вейях были обнаружены фрагменты скульптуры из терракоты, украшавшей его фасад. Здесь же была найдена статуя божества) работы знаменитого скульптора Вулки.

№ слайда 6

Описание слайда:

Этрусская скульптура была тесно связана с погребальными культами. Крышки саркофагов и урн завершали фигуры как бы возлежащих на погребальном пиру мужчин и женщин; их образы, отрешенные от земной суеты. полны гармонии и спокойствия. Материалом для скульптур служили глина или легко поддающийся обработке мягкий камень, который поволял передавать плавность движений и тонко моделировать лица.

№ слайда 7

9

Описание слайда:

На фресках сохранились также изображения богов и надписи, содержащие их имена. Верховные боги Тин, Уни и Мнерва были объединены в триаду и впоследствии почитались в Риме как Юпитер, Юнона и Минерва. Тин считался богом неба, возглавлявшим совет из 12 богов, которым была посвящена определенная часть небосвода. Бог Аплу отождествлялся с греческим Аполлоном, Турмс - с Гермесом, Сефланс был богом кузнечного дела, Туран часто изображалась на этрусских зеркалах как богиня любви и красоты. В подземном мире царствовали Аита и Ферсифай (Аид и Персефона древних греков). Свою волю боги возвещали с помощью молний, за появлением которых наблюдали жрецы - фульгаторы.Жизненный путь человека зависел от множества добрых и злых духов. Посылаемые ими знамения истолковывали различные жрецы: авгуры предсказывали будущее по полету птиц, гаруспики - по особенностям строения печени жертвенного животного. Сохранилась бронзовая модель печени из Пьяченцы, предназначенная для обучения жрецов. Она представляет собой уменьшенную модель мироздания, также разделенную на отдельные части, подвластные разным богам. именно гаруспик предсказал Юлию Цезарю, что мартовские Иды (15 марта) станут для него роковыми.

№ слайда 10

Описание слайда:

Образы, созданные этрусскими мастерами, оказали огромное влияние на европейское искусство. Символ Рима - бронзовая Капитолийская волчица - была изготовлена в Этрурии. Среди рисунков Микеланджело есть изображение головы этрусского бога в волчьей шкуре - копия не дошедшей до нас древней фрески. Памятники этрусской архитектуры изображены на гравюрах Пиранези.Бронзовые этрусские статуэтки вдохновили Бенвенуто Челлини на создание знаменитой статуи Персея с головой Медузы. Значительные коллекции этрусского искусства, собранные в Капитолийских музеях Рима, Ватиканских музеях, Археологическом музее Флоренции, Британском музее, Лувре, Государственном Эрмитаже, свидетельствуют о выдающемся вкладе, сделанном цивилизацией этрусков в мировую культуру.