» » Как весел грохот летних бурь когда написан. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Как весел грохот летних бурь". Виды эпических произведений

Как весел грохот летних бурь когда написан. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Как весел грохот летних бурь". Виды эпических произведений

Читать стих “Как весел грохот летних бурь” Тютчева Федора Ивановича нужно не просто как пейзажную лирику, а как гимн возвращения на родину от поэта, что большую часть жизни провел за границей. Это произведение написано в 1851 году и является открытием русской природы, которую автор как бы прочувствует заново. Учить его в классе очень легко – каждая строчка наполнена радостью и любовью в той земле, которую поэт так надолго покидал. Летняя гроза, описываемая в произведении, которое читается на уроке литературы – это не буйство стихии. Она подобна юной деве, любящей пошалить, но чистой и легкой.

А еще текст стихотворения Тютчева “Как весел грохот летних бурь” наполнен чистой радостью жизни – он посвящен его последней музе, Елене Денисьевой, которая покорила поэта так же легко, как гроза сгибает деревья-исполины. Прочитанное онлайн полностью, это произведение дает представление о том, насколько глубоки были чувства признанного мэтра поэзии: они сделали его несчастным впоследствии, но пока тревожные предчувствия укрыты за страстью и поэтическими метафорами. Это чистое воспевание последней любви, которая заставила немолодого поэта снова восхититься сияющей и чистой юностью.

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, –
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Описание летней грозы дается в стихотворении "Как весел грохот летних бурь…" в мрачно-весёлом духе, и в этом проявляется "пограничность" восприятия мира природы лирическим героем. С одной стороны, образ "бури" вызывает тревожные ощущения, этому способствуют образы "задрожавшей дубравы" и "смущённой" "небесной лазури", то есть образы, в которых отчётливо выражена разрушительная тенденция. С другой же стороны - "весел грохот летних бурь", да и "туча", которая "набежит" на дубраву, делает это "опрометчиво-безумно", как бы играя сама с собой и с миром, что не может по-настоящему испугать лирического героя. Вероятно, такое двойственное отношение героя к стихии разрушения ("грозе", "буре") вызвано тем, что летом даже они не могут быть враждебны человеку, они несут в себе созидающее начало, ведь летняя гроза несет земле обновление и оживление от зноя.

Во второй строфе анализируемого стихотворения автор сознательно нагнетает ощущение тревожности ("Тревожно ропщут... вершины", "сквозь внезапную тревогу"), однако это делается для того, чтобы с помощью контраста утвердить веру в лучшее, в продолжение жизни ("Немолчно слышен птичий свист"), показать, что гроза и связанные с ней тревоги преходящи, что сейчас ещё лето, период расцвета всего живого. Однако Тютчев, поэт-философ, завершает стихотворение "Как весел грохот летних бурь…" картиной, которая показывает, что летняя гроза является всего лишь предвестницей неизбежного увядания мира природы, которое наступает осенью, предвестником его становится образ, которым заканчивается последняя строфа: "И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...". Таким образом пейзажная лирика приобретает философское звучание.

«Как весел грохот летних бурь…» Федор Тютчев

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Анализ стихотворения Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго – природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты . В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно». Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины». Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себе побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено стать последней музой поэта. Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой». Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — русский лирический поэт, дипломат, философ, публицист. Он по праву считается одним из лучших лирических поэтов, поэтов — мыслителей. В своём творчестве Тютчев сопоставлял человека и природу, отмечая, что человек — существо обеспокоенное, а пространство, где он находится, полно гармонии и умиротворения. В этом главное различие человека и природы. Но несмотря на противоречивость, противоположности лишь дополняют друг друга в этом непростом мире. Две крайности, сливающиеся воедино и создающие целый мир.

Стихотворение «Как весел грохот летних бурь…» создано автором в 1851 году, в период возвращения Тютчева из двадцатилетнего пребывания заграницей. Первое, что предстает перед взором поэта — это величественная, неповторимая русская природа со всеми её красками и особенностями. Уже в самом названии стихотворения отражены крайности природы «…весел грохот летних бурь…».

Тема стихотворения — описание природы перед надвигающейся летней грозой. Лирический герой центрально расположен посреди слияния двух этих стихий. Он наблюдает как «гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь», «на дубраву набежит, вся дубрава задрожит». Пейзажная лирика полна чувств и мыслей. Между строк прослеживается философия автора — в бушующем есть нечто прекрасное. Высказывание Ф.М.Достоевского «Страдания ведут человеку к совершенству» имеет особый смысл в данном контексте. Резкая смена спокойствия на хаос в душе человека порождают чудо, талант. Поэт созерцает неслышимый ропот, переговаривающихся деревьев, перекликание птиц. Он одушевляет природу, в его прозе природа дышит, живёт, мыслит, чувствует, как человек. Природа, словно весёлая девушка «набежит», своей «невидимой пятой» волнует природу наступлением осени «…и кое-где первый, жёлтый лист, крутясь, слетает на дорогу…».

С использованием средств речевой выразительности, Тютчев предаёт стихотворению звукопись. Метафоры в стихотворении используются с целью придать описанию природы выразительность, совместно отображая звуки: «гроза вдруг на дубраву набежит», «гроза… смутит небесную лазурь…», «вся дубрава задрожит», «тревожно ропщут их вершины». Для детального, живого описания природы используются эпитеты: «немолчно слышен», «тревожно ропщут», «желтый лист». Символ аллитерации — согласный «р» — звук грома: «грохот летних бурь», «вдруг на дубраву набежит». Шипящие и глухие согласные соответствуют звуку деревьев: «дубрава задрожит широколиственно и шумно».

Композиционно стихотворение состоит из пары строф. Стихотворный размер — четырехстопый ямб.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.