» » Задания занимательные по теме существительное. Имя существительное (карточки). Из данных слов выпиши имена существительные

Задания занимательные по теме существительное. Имя существительное (карточки). Из данных слов выпиши имена существительные

4. Творческие задания к урокам русского языка при изучении темы «Имя существительное».Задачи, которые можно решить при выполнении таких заданий:

Развить эвристическое мышление:

Развить мыслительные операции:

Учит чувствовать эмоциональную окраску слов;

Развить память, внимание к слову, сообразительность;

Развить образное мышление;

Стимулировать творческие поиски;

Формировать умение использовать синонимическое богатство языка;

Ориентировать учащихся на создание своего оригинальноготекста.

Примеры заданий, которые использую при повторении изученного.

1. На первом уроке по теме тему не пишем. Выполняем задания:

Самим определить и записать тему. Эта часть речи, которой свойственны различия по родам (сущ., прил.). Она обозначает предметы (имя сущ.)

2. Рассудите спор. Его затеяли 2 школьника. Один утверждал, что слова «тепло, лихо, зло» являются сущ., а другой говорил, что наречие (о наречии немного знают). Кто из них прав?

3. Подберите прилагательные к данным словам: тюль, рояль, фамилия. Составьте небольшой рассказ с использованием этих словосочетаний. Задание направлено на развитие фантазии.

4. Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика языка такая же, а смысл слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить «ь»:

а) мелестная давеж …притясла колойный боромож..

б) лусый морош … увертал чуленую волоч …

5. Отгадайте загадки. При изучении какой темы их можно использовать?

а) Какой птицей можно воду из колодца доставать? (журавлем)

б) Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)

6. Развивает логическое мышление составление анаграммы. Составьте анаграмму, определите склонение. Салат(атлас), делать (дельта), корма (камар).

7. Задание. напишите письмо другу, выразив благодарность за что-нибудь, используя «добрые» существительные.

Задания, которые можно использовать при изучении нового материала.

1. Просклоняйте существительное, записанное на доске

Ночь, солнце, знамя. Какое особое существительное встретилось? В чем эта особенность?

2. Закончи пословицу, найдя разносклоняемые существительные

а) Не в золоте богатство, а в добром (имени)

б) От худого семени не жди доброго (племени)

в) Нет тяжелее бремени, чем (безделье)

г) Добрый совет ко времени (хорош)

д) Большого пламени (не душишь).

Буква «е» в суффиксе –ен существительных на –мя.

Какую ошибку, связанную с использованием в речи слова «время», вы слышите на улицах нашего города? Запишите диалог из 4 реплик с правильным использованием вопроса, разыграйте в лицах.

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных.

1. У каких сущ. нет даже окончания? Запишите 3 из них.

2. Найдите сущ. М.р.: авеню, депо, маэстро, спираль, кофе.

4. Найдите 4 лишнее, по какому признаку нашли? Фанера, человек, кашне, нерв.

Не с существительными.

1. Прочитайте шуточное стихотворение, Верните словам, которые потеряли частицу «не».

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ,

Посмотрел я вокруг с доуменьм:

Что за лепое положенье!

Но кругом было тихт-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки,

И погода стояла настная

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

Расселите эти слова по квартирам (на доске нарисованы 2 «квартиры»). Одно общее правило объединяет и сущ., и прил. Попробуйте сформулировать это правило.

2. Творческий диктант. Замните сл/соч. синонимами с НЕ- частью корня и НЕ – приставкой.

а) Отсутствие знаний (некультурность, невежество)

б) Рассеянность, отсутствие внимания (невнимательность)

в) Плен, рабство (неволя)

г) Возмущение, крайнее недовольство (негодование)

д) Болезненное состояние (нездоровье)

е) Отсутствие желания (нежелание)

ж) Травянистое растение с низкими цветами (незабудка)

З) Лживое сообщение (небылица)

и) Невоспитанный человек (невежа)

к) Необразованный человек (невежда)

Буквы Ч и Щ в суффиксах – ЧИК, - ЩИК

1. Выборочный диктант. Выпишите только те словосочетания, в которых прилагательные важны для оценки владения специальностью.

Соседский сварщик, отличный арматурщик, опытный стекольщик, рядовой резчик, удивительный рассказчик.

2. Знаешь ли ты профессии?

Закончи строку.

НИК (художник)

ИСТ (машинист)

ЕЦ (продавец)

ЧИК (летчик)

ШИК (сборщик)

1. Прослушайте отрывок из сказки «Вовка в тридевятом царстве». Какое правило спрятано? Попробуйте сформулировать.

Наконец-то Вовка у заветных дверей. Хотел войти, да не тут было: закрыта дверь на замок. Ключ рядом висит, но открыть дверь может только тот, кто правильно напишет слова (Д. Ключ… к, замоч…к). Вот где понадобилось правило, которое Вовка учить не хотел. Думал, думал, вспомнил, что надо изменить слово, поставить в форму Р.п. Поставил. И что же? Ключик- ключика. Буква И твердо стоит на ногах, с места не двигается. А вот Е совсем по – другому себя ведет: только Вовка начал изменять слово, буква Е, как червячок, раз и уползла. Нет ее и во множественном числе. Понял Вовка, как пишутся эти слова. А вы?

2. Викторина. Кто больше придумает примеров из литературных произведений с орфограммами № 34. Например, пирожок лишь разломила да кусочек прикусила (Пушкин); вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (Крылов).

Обобщение изученного.

1.Разгадывание кроссвордов, чайнвордов. Например, заполните клетки буквами так, чтобы получилось 9 имен существительных в и.п. ед. ч., каждое из 5 букв


К

К

К

К

К

К

К

К

К

2. Коллективное составление сказки. Обязательно надо добавить внеклассную работу: оформление уголка русского языка по изученной теме с заданиями творческого характера (отгадай ребусы, кроссворды, свои кроссворды).

Сказка «Таинственные пришельцы».

В страну существительных на чудесном корабле приплыли особые существительные, на всех были написаны загадочные буквы: СКЛ, что с трудом удалось расшифровать (расшифруйте: склонение). Я стал наблюдать за ними.

Жили они группами. Ребята из одной группы никогда не изменялись. Мне удалось услышать, как они назывались (несклоняемые). А уж звали их (дайте примеры: пальто, кофе, шоссе, такси и т. д.). Фамилии у них были смешные Сухих, Шевченко.

Другие группой ходили, 10 рядом, один на расстоянии (сущ. На – мя + путь). Они хвастались каким- то суффиксом р.п. (- ен). А были совсем удивительные, подбегали то к мальчишкам, то к девчонкам. Как подбегут, так мальчишки и девчонки похожими станут (сущ. общего рода: задира, забияка, зазнайка). Успел я их рассекретить, а то бы (закончите сказку) неграмотным остался.

Обучающиеся с интересом выполняют подобные задания, постоянно находятся в творческом поиске, вырастает интерес к языку.

5. Заключение

Итак, тема, взятая мною, не нова, я опиралась на определенную методическую базу: труды психологов, педагогов, методистов, которые предлагают пути решения проблемы развития творческих способностей детей на уроках русского языка. Мною разработана система методических приемов, обеспечивающих формирование творческих умений как основу создания интереса к предмету.

6. Информационные источники

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения - М. :Просвещение 1977

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. –М., 1983

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение 1991, Педагогическая психология. М., Педагогика 1991

4. Колесов В.Д., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М., Просвещение

5. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах. – М., 1983

6. Маранцман В.Г. Развитие речи и эволюция читателя.

7. МелхорнГ., Мелхорн Х. Гениями не рождаются. – М., Просвещение 1989

8. Мкервали А.Г., Линник Д.А. (перевод с английского). Одаренные дети. – М., Прогресс

9. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М., Просвещение 1986

10. Рыбникова М.А. Избранные труды. М., 1985

11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Академия развития. 1996

12. Тихомирова Т.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития.

13. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы.

Материал будет полезен для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Содержит задания творческого и поискового характера.

Просмотр содержимого документа
«Творческие задания для самостоятельной работы по теме "Имя существительное" 3 класс»

Тема: Имя существительное

Цель: расширить и обобщить знание о существительном как части речи, закрепить умения выделять существительные в тексте и правильно употреблять их в речи, определять лексическое и грамматическое значение существительных.

Развивать логическое мышление, смекалку, умение выделять лишнее, классифицировать, обобщать. Совершенствовать внимание, конструктивные умения, связную речь.

Друзья!

Страна Родная Речь приглашает вас в путешествие. Вы встретитесь с очень интересными словами – именами существительными. Выполнив задание этой программы, вы убедитесь, какая важная часть речи - существительное, потренируете свою память, наблюдательность, внимание и смекалку. Смело отправляйтесь в дорогу знаний! Желаю вам успехов!

Совенок Филя

Задание 1.

Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить (поставьте вопросы к словам. Запишите слова в два столбика.

Хлеб, печенье, сахар, белка, дерево, бабочка, ветер, жираф, комбайн, дедушка, олень, ребенок, пенал, друг.

Как называются такие слова?

Задание 2.

Незнайка, Буратино и Карлсон выполняли такое же упражнение, как предыдущее. Все сказочные герои допустили по одной ошибке. Найдите ошибку в каждом столбике, с найденными словами составьте предложения и запишите их .

Тетрадь сказка врач

Пенал рассказ комбайн

Учитель библиотекарь вертолет

Линейка стих ракета

Учебник басня спутник

Задание 3.

Среди данных слов найдите и выпишите:

а) существительные;

б) однокоренные слова;

в) синонимы.

Известие, болезнь, звать, призывать, болеть, сообщение, вызов, больной зовут, название.

За дание 4.

Прочитайте предложение. Почему одно и то же слово в первом предложении написано с маленькой буквы, а во втором - с большой?

Ночью всю землю укрыл белый пушок. От радости Пушок прыгал и визжал.

Попробуйте сами составить подобное предложение со словом «звездочка».


Сделайте вывод и запишите его:

Имена собственные пишем с ___________ буквы, а нарицательные - с ____________ буквы.

Задание 5.

Подберите нарицательные существительные к группам собственных. С какой буквы вы их напишете?

Донецк, Горловка, Енакиево, Москва, Орёл - это… .

Н. Михалков, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов - это... .

Андрей, Николай, Ирина, Елена - это... .

Пушок, Мурка, Дружок, Орлик - это... .

Задание 6.

Догадайтесь, как можно разделить данные существительные на три группы.

Футбол, футболка, зайчонок, окно, лист, листья, шофер, ребенок, комбайн, аквариум, астра, черешня, сердце, телеграмма, лицо.

Запишите слова в три столбика, определив их род.

Задание 7.

а) подберите к данным словам однокоренные, но другого рода, обозначьте род в скобках, нарисуйте рисунки.

Ученик, гусь, футболист, еж, школа, машина, снежок, больница.

Образец: коза (ж.р.), козленок (с.р.).

б) запишите верное высказывание:

Существительные изменяются по родам.

Существительные имеют постоянный род.

Задание 8.

а) Прочитайте стихотворение. В каком числе стоят существительные? Выпишите только существительные во множественном числе, поставьте их в форму единственного числа.

ДЛЯ ЧЕГО РАСТУТ ЦВЕТЫ?

Для чего растут цветы?
Чтобы солнце было ближе.
И котёнок, что на крыше,
Не боялся высоты!
Для чего дожди идут?
Чтоб умылся дом под душем,
А мы бегали по лужам,
Ведь от этого растут!

В. Зайцев

Образец: Кусты - куст, деревья - дерево.

б) прочитайте существительные. Попробуйте изменить их по предыдущему образцу.

Молоко, санки, ножницы, телевидение, детвора, дрова, доброта.

Получилось ли у вас это? Почему? Сделайте вывод и запишите его:

Некоторые существительные употребляются только в форме ________________ числа или в форме ______________________ числа.

Составьте предложения со словами "санки" и "детвора". Обозначьте в скобках число существительных.

Задание 9

Составьте и запишите словосочетания со словом "белка". Выделите окончания существительных.

Прыгает (кто?)…; хвост (у кого?) у...; улыбнулся (кому?) ...; увидел (кого?) ...; наблюдал (за кем?) за...; шубка (на ком?) на… .

По собственному выбору составьте три предложения с этими словосочетаниями.

Задание 10.

Отгадай загадки, запиши отгадки к ним в алфавитном порядке, обозначь в скобках их род и число.

1) Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой.

2) Один льет, второй пьет, третий растет.

3) Зубов много, а не едят,

Все хватают, а себе ничего не оставляют.

Где пройдут - там чисто станет.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.


5) Стоит на дороге, всем мешает,

Кто идет, тот толкнет,

А с дороги никто не убирает.

6) Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.

7) Ну и капризный конь у Матвея:

Бегает быстро - стоять не умеет.

8) Два брата через гору живут,

А никогда друг к другу в гости не ходят.

Среди отгадок найдите и подчеркните существительное, которое нельзя изменить по числам. Есть ли у него род?

Вспомните и запишите еще несколько таких слов.

Задание 11.

Прочитайте существительные. Можно ли догадаться, из какого рассказа они «выпали»? Попробуйте восстановить рассказ, используя эти слова:

День, небо, ветер, тучи, капли, молния, гром, ливень.

В двух предложениях по выбору подчеркните подлежащее и сказуемое. Нарисуйте то, о чем вы рассказали.

Друзья!

Вы выполнили задания, связанные с существительными? Надеюсь, что вам удалось преодолеть все трудности, узнать больше об этой части речи.

До новых встреч!

Совенок Филя

Индивидуализация обучения – важнейшее требование, предъявляемое к современной дидактической системе. Дифференцированные подходы в преподавании русского языка позволяют «оптимизировать фиксацию, накопление и передачу языковой информации» , организовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечить наилучшую скорость обучения, обратить внимание на личность обучающегося, развитие его индивидуальности. При этом именно изучение русского языка заслуживает особого внимания, так как «познание языка и становление личности – эти процессы имеют между собой глубинную связь» .

Современный педагог в ходе изучения каждой темы не должен ориентироваться на среднего ученика, и именно дифференциация и индивидуализация обучения помогут ему обратить внимание как на слабых, так и на сильных учащихся. По определению М.А. Брагиной, Н.А. Красс, «к сильным учащимся относят способных детей, которые легко и быстро усваивают изучаемый материал в максимальном объёме, без усилий овладевают формальными структурами, отличаются способностью к широкому обобщению материала, гибкостью мыслительных процессов, умением находить обоснованные способы решения задач и свободно переключаться с одной умственной операции на другую» .

При организации работы слабых учащихся индивидуальные задания нужны для повышения уровня их учебной мотивации и повышения самооценки. Особые же индивидуальные задания для сильных обучающихся, как мы уже отмечали, «не только помогут обучающимся проявить свои знания и практические умения, но и, проконтролированные перед всем учебным коллективом, нацелят более слабых обучающихся на регулярную упорную работу, покажут им, что язык не только сложен, но и очень интересен» .

Цель данной статьи – описать виды индивидуальных заданий более высокого (повышенного) уровня сложности по теме «Имя существительное» раздела курса русского языка «Морфология»; привести примеры заданий каждого вида.

Во-первых, помогут активизировать восприятие учащихся, актуализировать имеющиеся у них знания э вристические вопросы . Эвристическая беседа – вопросно-ответный метод организации учебного процесса, основанный на эвристике – способе анализа различных явлений и процессов, принятия решений, требующих находчивости, интуиции, развитого опыта, изобретательности, логики. Отличие эвристических вопросов от обычных состоит в том, что на них нет готового ответа в учебнике, и от учащихся требуются умения сопоставлять информацию, анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения и под. Е.В. Гетманская отмечает: «Чем более неопределёнными, общими или нетрадиционными по способам решения являются вопросы, тем более эвристичен их потенциал» .

Мы предлагаем использовать при изучении имени существительного следующие эвристические вопросы.

  1. Чем отличаются категории рода, числа и падежа существительных от аналогичных категорий имён прилагательных?
  2. Почему разряды существительных называются лексико-грамматическими?
  3. Какие ещё части речи имеют лексико-грамматические разряды? Назовите эти разряды.
  4. Почему в роде некоторых существительных наблюдаются колебания?
  5. Каково происхождение несклоняемых существительных? Почему они не склоняются?
  6. Как вы думаете, несклоняемые существительные могут стать склоняемыми?
  7. Обязательной ли грамматической категорией в системе языка является падеж?
  8. Есть ли языки, не имеющие падежа вообще? Почему?
  9. Почему некоторые падежные формы называют омонимичными? Зачем нужно уметь их различать?
  10. Чем отличается система склонений, описанная в школьном учебнике, от системы, описанной в других источниках?

Второй предлагаемый нами вид дифференцированных заданий повышенного уровня – индивидуальные карточки . Использовать их можно параллельно с выполнением других заданий другими учащимися, к примеру, во время устных монологических ответов, работы по учебнику, проверки домашнего задания и т. п. Два варианта выполнения индивидуальных заданий – на месте и у доски. Первый более предпочтителен с точки зрения экономии времени, второй позволяет в ходе дальнейшей совместной проверки привлечь к заданию весь учебный коллектив.

Главное условие при подготовке заданий по теме «Имя существительное» – грамотный подбор языкового материала, включение в задание слов, позволяющих максимально раскрыть тот или иной аспект темы. Кроме того, необходимо нацеливать учащихся не только на выполнение задания, но и на объяснение своих действий, своего выбора.

Приведём примеры заданий.

Задание 1. Распределите существительные по столбикам в соответствии с родом. Объясните, как определяется у них род: ансамбль, аспирантка, бой, борщ, время, гараж, герой, грач, депо, диплом, животное, жюри, землетрясение, земля, имя, какао, картофель, кофе, лебедь, леди, медаль, Миссисипи, млекопитающее, молодёжь, насыпь, невежда, неженка, пламя, плащ, площадь, помощь, промышленность, равенство.

Задание 2. Определите род существительных, объясните: рагу, радио, революция, рояль, рукопись, санаторий, свобода, Сочи, союз, страна, стипендия, судья, такси, тень, Токио, Туапсе, фестиваль, фламинго, хрусталь, чудовище, шалунишка, НИИ, ЦСКА, РЯШ .

Задание 3. Определите род имён существительных, объясните: кофе, неженка, тюль, толь, ручей, рояль, путь, фамилия, прорубь, дитя, бремя, щупальце, лебедь, ботинок, мозоль, карусель, бредни, сельпо, МВД, гусли, человек, лаборант Светлова, щи, кимоно .

Задание 4. Определите род имён существительных, объясните: ябеда, чистилище, человечище, шампунь, студень, хлебушко, умница, сель, самбо, Ротару, редкость, пароль, брызги, невежа, Кюри, какаду, картофель, бри, миндаль, дробь, гарь, НКВД, происки .

Задание 5. Определите род имен существительных, объясните: заявление, фамилия, расписание, материя, доктор, Альпы, сирота, ООН, домище, тюль, стремя, умница, именины, ваниль, купчина, толь .

Задание 6. Определите род имен существительных, объясните: молодёжь, карамель, бинокль, сливки, растяпа, мозоль, жарища, туфли (образовать ед. ч.), какао, кофе, шампунь, дедушка, солнышко, домишко, происки, ОРТ .

Задание 7. Определите род имен существительных, объясните: дрожь, выскочка, полюшко, шашки (игра), тюль, ваниль, мозоль, время, дитя, бюро, кашне, Батуми, ОРТ, денди, веретено, размазня, столбище, донышко, сумерки, толь, вуаль, стремя, фиаско, Сочи, информбюро, АЧГАА, мисс, кофе.

Задание 8. Распределите существительные на имеющие коррелятивные формы числа и не имеющие таких форм: земля, влага, ветер, облако, качели, солнце, пар, утро, речка, туман, гусли, игры, волна, бугор, консервы, дымка, дерево, крыша, дом, коньки, сарай, дробь, трава, ходули, куранты, роса, степь, пырей, колено, запах, вечер, хутор, носилки, томление, девушка, стена, яровые, всходы, родина, дело .

Задание 9. Определите лексико-грамматические разряды имён существительных: бард, бюро, Вера, вера, вероятность, гуашь, гурман, Дина, динар, ёж, ежевика, жалость, вода, человечество, зависть, зебра, железо .

Задание 10. Определите лексико-грамматические разряды имён существительных: цветок, цветение, помидор, молоко, учительство .

Задание 11. Определите лексико-грамматические разряды существительных: Валентина, ум, умница, «Комсомольская правда», дождь .

Задание 12. Выделите суффиксы форм оценки, определите род существительных: колечко, платьице, письмецо, пиджачишко, пальтишко, делишки, домишко, золотишко, комнатушка, сараюшка, городишко, штуковина, молодчина, рыбина, обувка, тараканище, пылища, столбище .

Задание 13. Употребите слова как разные части речи, назовите процесс: рабочий, мороженое, раненый, ничья, взрослые, домашние, прошлое, русский, страшное .

Задание 14. Употребите слова как существительные и как прилагательные, назовите процесс: служащий, будущее, молодые, дежурный.

Задание 15. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные (запишите в 2 столбика): инженер, кошка, купечество, обидчик, выключатель, насекомое, дитя, честность, дорога, рабочий, птенец, полк .

Задание 16. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные (запишите в 2 столбика): профессура, толпа, физик, физика, шляпа, щенок, язык, киевлянин, комар, громила, группа .

Задание 17. Какое слово в каждом из данных рядов «лишнее»? Почему?

1. Горемыка, долина, проныра, невежда, выскочка.

2. Днище, домище, плечище, детище, болотище.

Задание 18. Какое слово в каждом из данных рядов «лишнее»? Почему?

1. Жниво, домишко, яблоко, гнездо, веко.

2. Недотёпа, злюка, воевода, сластёна, растяпа.

Задание 19. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие форму обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum: 1. Плеск утих, говор умолк. 2. Домашний доктор давал ей рыбий жир, потом железо. 3. Другие сильнейшие узы привязывали его к Парижу. 4. Снетков вошёл, и дворянство окружило его. 5. Затем графиня рассказала о неприятностях и кознях против дела соединения церквей .

Задание 20. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие форму обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum: 1. Солдатская молодёжь была бледна и растерянна. 2. В сумерках и румяна красоты не прибавят. 3. Снег бывает как величайшая редкость и тает очень быстро. 4. Мальчики играли в казаки-разбойники, а девочки – в дочки-матери. 5. Связь эта утвердилась ещё больше во время студенчества Левина .

Задание 21. Определите тип склонения существительных: дубрава, стремя, аплодисменты, заведующая, расист, княгиня, растяпа, предстудкома, бахча, путь, кассирша, ночь, Александрово (село), свекровь, нож .

Задание 22. Определите тип склонения существительных: ворота, Ильин, кино, неряха, кофе, чай, тюль, мозоль, ЗПУ, семья, дитя, шахматы, комсомол, насекомое, декольте .

Задание 23. Определите тип склонения существительных: девочка, будни, жюри, соловей, невежа, бремя, ЗПУ, путь, насекомое, ночь, передняя, Черных, вожатый, ссора, какао, гений, сирота, семья, рабочий, УНТ, дитя, шахматы, указание, дочь.

Задание 24. Определите тип склонения существительных: аудитория, гараж, мошкара, вальс, ломоть, грипп, будущее, инициалы, туш, тушь, цитата, время, вуз, эскимо, дитя .

Задание 25. Определите род несклоняемых существительных. Употребите их с прилагательными: атташе, миледи, шоссе, фламинго, Хоккайдо, МГУ, маэстро .

Задание 26. Определите род несклоняемых существительных. Употребите их с прилагательными: резюме, протеже, Осло, пани, метро, колибри, Баку .

Задание 27. Определите падеж омонимичных форм. Объясните: 1. Я отыщу секрет и ларчик вам открою. – А ларчик просто открывался. 2. Она хвалилась, что хочет море сжечь. – Море не горит .

Задание 28. Определите падеж омонимичных форм. Объясните: 1. Увидеть уши осла. – Заметил осла вдали. 2. Протрите стекло влажной тканью. – Стекло сверкало чистотой .

Задание 29. Употребить слова в различных падежах (Д., Р., П.): батарея, Сергей .

Задание 30. Употребить слова в различных падежах (Д., Р., П.): Василий, расстояние .

Задание 31. Определите падежи и их значения: Дорисовать картинку, кусочек мела , разговор подруг ; Лес – это спаситель Земли ; мечтать о победе ; Сережке что-то почудилось, интересоваться математикой .

Задание 32. Определите падежи и их значения: Рассмотреть заявление, думать о брате, закалка младшей сестры ; Эта семья – образец для подражания; ждать месяц, посылка бабушке , любуется закатом, изучается студентами .

Задание 33. Определите падежи и их значения: Рассмотреть заявление . Заколка младшей сестры . Эта семья – образец для подражания. Ждать месяц . Изучается студентами . Дорисовать картинку . Кусочек мела . Лес – это спаситель Земли. Серёжке что-то почудилось. Встретимся в парке .

Задание 34. Выполните морфологический анализ имени существительного: По ночам 3 мне не хочется спать.

Задание 35. Выполните морфологический анализ имени существительного: В Петербурге 3 мы встретимся снова.

Задание 36. Выполните морфологический анализ имён существительных: В Антарктиде 3 льдины землю 3 скрыли… .

Способствуют актуализации внутрипредметных связей , организации повторения такие индивидуальные карточки, в которых сочетается новое задание с повторением. Главная цель внутрипредметных связей, как отмечает Л.Н. Савина, формировать у учащихся «умения обобщать и сопоставлять различные явления и факты» .

Примеры заданий:

Задание 1. Разграничьте грамматические формы существительного и родственные слова: минута – минутка, минуточка, минутный, к минуте, ежеминутный, минуты, минутами, минутно, поминутно, минутами, о минутах, минутками, ежеминутно .

Задание 2. Выполните словообразовательный анализ имён существительных: разносчик, СССР, Госплан, перевыборы, безрукавка, баснописец, старший, побережье, животновод, заезд, служащий, чернослив, вагон-ресторан, зам .

Задание 3. Выполните словообразовательный анализ существительных: расчет, хождение, пятилетка, контрнаступление, профком, бездорожье, мороженое, казачество, перепись, зарплата, Закавказье, газопровод, вожатый, антимир.

Кроме того, очень эффективны комбинированные задания , призванные интегрировать знания учащихся из различных областей филологии:

Задание 1. Выпишите существительные из стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…», определите их лексико-грамматические разряды, род, число, особенности этих категорий, разберите их по составу; определите все части речи в этом стихотворении.

Задание 2. Скажите всё, что можете, о слове с точки зрения различных наук: лексикологии, стилистики, фонетики, фонологии, графики, орфоэпии, орфографии, грамматики: К чему нарушать очарование ? (А. Грин)

Задание 3. Определите часть речи каждого слова, назовите критерии, по которым вы определили: Она шла, не замечая, что солнце давно скрылось… (И.С. Тургенев).

Задание 4. Определите грамматическое значение всех словоформ (слов) в предложении, укажите средства (основные и дополнительные) и способ выражения каждого из грамматических признаков: В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы (К.Г. Паустовский).

Задание 5. Определите грамматическое значение всех словоформ (слов) в предложении, укажите средства (основные и дополнительные) и способ выражения каждого из грамматических признаков: Я не помню утра более голубого и свежего! (М.Ю. Лермонтов).

Задание 6. Определите в стихотворении (первом четверостишии) А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» часть речи каждого слова, согласно школьной грамматике. Какие отличия наблюдаются с точки зрения различных учёных?

Задание 7. Образуйте парадигмы слов, определите количество словоформ и тип каждой из них: мой (мест.), молоко, дерзить (настоящее время), красный, четыре, весело (нар.).

Итак, использование индивидуальных заданий повышенного уровня, предназначенных на более сильных по сравнению с основным учебным коллективом учащихся, способствуют индивидуализации и дифференциации обучения, дают возможность учащимся получить и закрепить знания более высокого уровня, активизируют их и мотивируют сознательное и заинтересованное обучение. Среди заданий повышенного уровня выделяются эвристические вопросы и индивидуальные задания, в том числе комбинированные и актуализирующие внутрипредметные связи.

  • Гетманская Е.В. Двойная функция эвристического метода обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 69-73.
  • Савина Л.Н. Реализация внутрипредметных связей в процессе изучения литературы в школе: современная проза и традиции русской классики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. Т. 62. № 8. С. 165-169.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Обобщающий урок, проводится в форме лингвистической игры, предназначен для учащихся 5 класса. Лингвистический турнир позволяет в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи, стимулировать творческую и познавательную активность учащихся, развивать коммуникативные навыки, критическое мышление, совершенствовать навыки работы в группе, навыки контроля и самоконтроля, учить правилам работы в команде, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

    Занятие включает в себя разные виды заданий: отгадывание загадок, составление "морфологического портрета" имени существительного, "аукцион" слов, решение лингвистических уравнений, "собери слова", "угадай слово". Кроме того, учащиеся готовят творческое представление команд в форме инсценировки, песни по теме занятия.

    Цели урока: в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи; стимулировать творческую и познавательную активность учащихся: развивать коммуникативные навыки, критическое мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в группах, навыки контроля и самоконтроля; учить правилам работы в группе, в команде; воспитывать культуру учебного труда, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

    Оборудование урока: экран, диапроектор, карточки с заданиями, призы победителям, «волшебный»пакет.

    Ход урока
    Вступительное слово учителя:
    - Ребята, мы изучили большую и интересную тему «Имя существительное». Сегодня я предлагаю вам в игровой форме вспомнить всё, что мы узнали об этой удивительной части речи. Форма нашего урока - лингвистический турнир. Такая форма работы вам знакома. В этом году вы принимали участие в школьной олимпиаде по русскому языку, в Общероссийской олимпиаде «Русский медвежонок», в Международной олимпиаде и показали высокие результаты. Если вы по-настоящему заинтересуетесь лингвистикой, то в старших классах сможете участвовать в Ломоносовском турнире.

    Вспомним, что обозначает слово «турнир».(Слайд №2)
    Турнир (нем. яз.): 1. Военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе;2.Форма проведения личных или командных соревнований при числе участников больше двух.
    - Обратите внимание на ключевые слова: личные или командные соревнования. Эти слова накладывают на вас определённую ответственность.

    Чтобы исход турнира был успешным, надо знать и выполнять определённые правила. (слайд №3)

    Правила лингвистического турнира.
    1) Своей команде помогай,
    Другим командам не мешай.
    2) Настойчив будь, но не спеши.
    Своим ответом не смеши.
    3) Гордись успехами своими
    И уважай успех других.
    4) Не хвастайся сверх меры, не кричи -
    Зазнайства это палачи!
    Всё усвоили?
    Вперёд,
    Любознательный народ!
    Будет турнир занимательный,
    Слушайте задания внимательно,
    А кто уснёт, -
    Тот ни с чем и уйдёт!

    1. Представление имени существительного командами (приложение №1)

    • «Разрешите представиться»(команда «АБВГДейка»)
    • «Капризная иностранка»(команда «Почемучки»)
    • «Удивительные существительные»(команда «Лингвистята»)

    2. Разминка. (Отгадывание загадок.За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)
    *** Лежал, лежал
    Да в реку побежал. (Снег)
    *** Не живое,
    А на всех языках говорит. (Эхо)
    *** День и ночь стучит оно,
    Словно бы заведено.
    Будет плохо,
    Если вдруг прекратиться этот стук. (Сердце)
    *** За тобою он плетётся,
    Хоть на месте остаётся. (След)
    *** Зверь я горбатый,
    А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
    *** Шумит он в поле и в саду,
    А в дом не попадёт.
    И никуда я не иду,
    Пока он не пройдёт. (Дождь)
    *** Круглые глаза мигают,
    Хищный клюв - всегда крючком.
    По ночам она летает,
    Спит в дупле погожим днём. (Сова)
    *** И в дождь, и в зной
    Надёжный друг
    Укрыться нам поможет:
    Протянет он десятки рук
    И тысячи ладошек. (Дерево)
    *** Она приходит с ласкою
    И со своею сказкою.
    Волшебной палочкой взмахнёт -
    В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
    *** Какое домашнее животное любит
    Смотреть на новые ворота? (Баран)
    *** Как называется глаз автомобиля? (Фара)
    *** Как называется свежезамороженный дождь? (Град)
    *** Как называется архитектурное строение пчёл? (Улей)
    *** Кто такой лесной барабанщик? (Дятел)
    *** Назовите продукт, который маслом не испортишь. (Каша)

    3. Составление «морфологического портрета» имени существительного (каждая команда получает по 1 баллу за правильный ответ)

    • Дождь (нарицательное, мужской род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж);
    • сова (нарицательное, одушевлённое, женский род, 1 склонение, единственное число, именительный падеж);
    • сердце (нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж)

    Вопрос учителя: - Почему вы не определили синтаксическую роль существительных?
    (Чтобы определить синтаксическую роль имени существительного, надо ввести существительное в состав предложения)

    4. «Аукцион» (слайд №2)
    А) Знакомство с понятием.
    Аукцион (лат.яз.) - способ продажи товаров, при котором товар приобретается тем лицом, который предложил за него наивысшую цену

    Б) Задание командам: за одну минуту назвать:

    • ФИО известных писателей;
    • ФИО известных композиторов;
    • ФИО известных художников

    (За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)

    5. «Бумеранг» (слайд №2)
    А) Знакомство с понятием
    Бумеранг (англ. яз.) - изогнутая деревянная метательная палица, которая, описав кривую, возвращается к метателю.

    Б) Задание командам: подобрать прилагательные к существительным (выигрывает тот, кто последним назовёт прилагательное)

    • Жюри (строгое)
    • Кольраби (вкусная)
    • Шимпанзе (весёлый)
    • Рояль (чёрный)
    • Такси (новое)
    • Кофе (чёрный)
    • Кафе (красивое)
    • Мадам (пожилая)
    • Салями (свежая)
    • Тбилиси (красивый)
    • Тюль (новый)
    • Сухуми (замечательный)
    • Мозоль (шершавая)
    • Повидло (кислое)
    • «Юманите» (утренняя)
    • Миссисипи (широкая)

    6. Решение лингвистических уравнений (по 2 для каждой команды)
    1. Земля - земель
    Туфля - Х

    2. Ботинки - ботинок
    Сапоги - Х

    1. Директор - директора
    Торт - Х

    2. Носки - носков
    Сапоги - Х

    1. Плейер - плейеры
    Профессор - Х

    2. Ананасы - ананасов
    Яблоки - Х

    7. Подберите антонимы.
    Злость (доброта)
    Трусость (смелость)
    Равнодушие (активность)
    Лень (трудолюбие)
    Лживость (честность)
    Ссора (дружба)

    8. Конкурс капитанов (по 3 балла за каждый правильный ответ)
    1. «Молчанка». Показать существительное с помощью жестов (болельщики угадывают; карточки на выбор капитанов)

    • бутерброд
    • шпаргалка
    • комар

    2. «Собери слова»
    Совет- -щик-
    Гон- -онок-
    Медвеж- -чик-
    Велосипед- -ик-
    Хваст- -ун-
    Нож- -ист-
    Замоч- -ек-

    3. Подберите существительные к словам:
    Полоскать…
    Поласкать…
    Отварить…
    Отворить…
    Сидеть…
    Седеть…

    9. Задание для всех участников (проводится // с конкурсом капитанов): составить и записать как можно больше существительных из букв слова существительное.
    (Существо, лещ, щель, вещь, ноль, твист, ус, стул, сон, нос, тон, лето, совет, лес, село, енот, олень, ствол, лов, вол, свист)

    10. Конкурс эрудитов (участвует те учащиеся, кто набрал больше всего баллов) (слайд № 11)

    1. Что изменится в словах гвоздик, замок, если перенести ударение с первого слога на последний?
    2. Могут ли эти слова быть разными частями речи? Докажите свою точку зрения. Рой, вой, печь, пропасть, больной.
    3. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

    Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
    Снежное покрывало всю землю покрывало.
    Рыбаки ели сухой хлеб с ухой.

    11. «Волшебный пакет». Отгадайте, что находится в пакете.
    Этот предмет универсальный. Он даёт информацию о правописании, лексическом значении, правилах произношения существительных. Тем, кто забыл морфологические признаки имени существительного, этот предмет поможет их вспомнить. Этот предмет - наш друг и незаменимый помощник!
    (Приложение к учебнику русского языка)

    12. Подведение итогов. Награждение победителей.

    Приложение №1
    Представление командами имени существительного.
    1) Команда «АБВГДейка» (Сценка)
    Всем привет!

    Разрешите представиться. Меня зовут Существительное. Учитывая моё имя, можно понять, что я самая существенная часть речи в русском языке. Я вполне самостоятельная и независимая и не нуждаюсь ни в чьей помощи. Я могу отвечать на вопросы кто? Что?, обозначаю предмет, явления природы, чувства и состояния человека. В предложении могу быть любым членом. У меня есть постоянные морфологические признаки: захочу - буду собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым, мужского, женского или среднего рода! Есть у меня и склонение: 1, 2 и 3!

    Но скажу откровенно: я бываю капризной и непредсказуемой, наверное, поэтому моя отличительная особенность - непостоянство. Я легко употребляюсь в единственном и множественном числе, а падежи меняю, как перчатки! Самоеприятное для меня - быть одушевлённым. Но, к сожалению, ко мне приклеиваются слова мертвец и покойник, а это так ужасно!

    Отмечу без ложной скромности, что без меня вся наша жизнь была бы скучной и неинтересной. Представьте себе, что вы говорите: «Падают, жёлтые, красные…» Что падает? Кто жёлтый? Ничего не понятно! Другое дело предложение с моим участием: Падают на землю жёлтые и красные листья. Правда, так лучше?

    А какие стихи пишут с моей помощью! Вспомним замечательное стихотворение А.Фета:
    Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья…
    В этом стихотворении 23 существительных и ни одного глагола!
    Относитесь ко мне с уважением, и я всегда буду дружить с вами!

    2) Команда «Почемучки» (Инсценировка)
    Капризная иностранка
    Однажды в словарь русского языка прибыло Иностранное Слово. Наш язык всегда поддерживал дружеские отношения с другими языками, поэтому Иностранное Слово встретили очень любезно. Это слово оказалось Существительным, поэтому ему предложили на выбор любое склонение.
    - Только сначала нужно выяснить, какого Вы рода,- объяснили ему.
    - Пардон, - сказало Иностранное Существительное. - Я так давно езжу по всему миру, что совсем позабыло свой род.
    - Но как же Вы тогда будете склоняться? - удивился Словарь.
    - Склоняться? Перед кем склоняться? Я никогда ни перед кем не склоняюсь, я личность независимая и свободная.
    - Позвольте, - возмутился Словарь. - Ведь существует обычное правило вежливости. Существительные склоняются в знак уважения к другим словам, с которыми они встречаются в тексте, а также в знак признания Единых Правил Грамматики.
    - Мерси, - ответило Иностранное Существительное. Это не в моих правилах, меня это не касается.
    - Тогда мы не сможем Вас принять, - сказали Существительные Первого и Второго склонения.
    Существительные Третьего склонения ничего не сказали. Они были очень воспитанными и деликатными, потому что все принадлежали к женскому роду.

    Так Иностранное Существительное поселилось в русском языке в качестве несклоняемого.

    Но не может слово жить в тексте без общения с другими словами. Иностранному Существительному захотелось поближе познакомиться с Глаголами и Прилагательными. Познакомившись с ними, Иностранное Слово очень быстро убедилось, какие это простые, отзывчивые и воспитанные слова.

    Ради Несклоняемого Существительного спрягались Глаголы, с ним согласовывались Прилагательные. Это было так приятно, что Иностранному Существительному стало стыдно капризничать.

    Постепенно Иностранное Существительное нашло свой род и оценило его по-настоящему. В русском языке оно обрело родину, и сегодня иностранные слова кофе, такси, салями, рояль стали полноправными жителями русского языка. А капризное Иностранное Существительное стало вежливым и деликатным!

    3) Команда «Лингвистята» (Песня)
    Здравствуйте!
    Мы разносклоняемые существительные! Нас целое племя: 10 существительных на -мя и существительное мужского рода путь. От всех остальных существительных мы отличаемся тем, что в родительном, дательном и предложном падежах мы склоняемся, как существительные 3 склонения и имеем окончание -и. А в творительном падеже у нас окончание -ем (ём), как у существительных 2 склонения. Мы весёлые, озорные, любим пофантазировать. Послушайте песню, которую мы сочинили про себя.
    Есть история про племя.
    Лишь весной наступит время,
    Племя мирно сеет семя,
    Хоть пахать и сеять - бремя.
    У коровы полно вымя,
    Папуаске нужно имя
    Для сынишки сочинить
    И корову подоить.
    Но вожак наш - ногу в стремя,
    Прилепив перо на темя,
    Над собою поднял знамя,
    Раздувает распри пламя:
    Призывает всех опять
    Не работать - воевать!
    Но не хочет племя вновь
    Проливать напрасно кровь,
    Всем милее мирный путь…
    Песню нашу не забудь!


    Полный текст материала Лингвистический турнир по теме "Имя существительное"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле .
    На странице приведен фрагмент.

    Тест по русскому языку для 5 класса на тему «Имя существительное»

    Ткаченко Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 58 г. Арзамаса Нижегородской области
    Описание. Тест «Имя существительное» предназначен для учащихся 5 класса, разработан в 4-х вариантах. Учитель может использовать его на уроках повторения и обобщения как тренировочный материал, а также как КИМ на уроках контроля знаний учащихся.
    Цель: диагностика уровня усвоения программного материала учащимися по теме «Имя существительное».
    Задачи:
    - повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»,
    - закрепления навыка работы с тестами,
    - контроль уровня усвоения теоретического материала по теме «Имя существительное».

    Инструкция по выполнению работы
    На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 20 минут. Работа включает в себя 20 заданий, которые представляют собой задания с выбором ответа.
    К каждому заданию предлагаются 4 варианта ответа, из которых только один верный.
    Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
    Оценивание: «5» - от 90% до 100% правильных ответов;
    «4» - от 80% до 90% правильных ответов;
    «3» - от 60% до 80% правильных ответов;
    «2» - ниже 60% правильных ответов.
    Желаем успеха!
    Вариант 1.

    1) мышь
    2) прыгать
    3) мы
    4) красный

    1) конь
    2) мяч
    3) стол
    4) дом

    1) мороз
    2) яйцо
    3) кукла
    4) море
    Задание 4. Образуйте от существительного конь форму Д. п. ед. ч.:
    1) коню
    2) конём
    3) коне
    4) коням

    1) ножницы
    2) птицы
    3) киты
    4) берега

    а) роскош…
    б) (много) дач…
    в) малыш…
    г) мяч…
    на лесной тропинке
    1) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение
    2) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
    3) неодушевленное, собственное, 2 склонение


    1) Мама, ягода, юноша
    2) Конь, рожь, брошь
    3) Мама, море, ветка
    4) Земля, кот, печка
    Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму среднего рода.
    1) Солнце осветило все вокруг.
    2) Сверху посыпался иней.
    3) Мы весело играли в футбол.
    4) Маша читает что-то очень интересное.

    1) газета Московский комсомолец
    2) рассказы Горького
    3) Машины игрушки
    4) взобрался на Эльбрус
    Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме предложного падежа.
    1) Шумит в густом лесу золотой дождь.
    2) Девочка вырвала сорную траву и вскопала землю.
    3) Усталый заяц вернулся с ночной охоты.
    4) Мох спускается зелёными прядями до самой земли.

    Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова гармошка:
    1) 1 склонение, женский род
    2) 1 склонение, мужской род
    3) 2 склонение мужской род
    4) 3 склонение, женский род

    А. на лесной опушк… Б. одинокая б…рёзка В. К серой мыш…
    Г. рыжая л…сичка
    1) АБ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ

    Ребята любят летние каникулы.
    а) дополнение
    б) подлежащее
    в) сказуемое
    г) обстоятельство

    1) какаду
    2) молния
    3) зима
    4) стая
    1) дитя
    2) зима
    3) крыша
    4) молоко

    1) молодые шофера
    2) квалифицированные инженеры
    3) опытные инструкторы
    4) незаменимые токари

    С (небо) падали пушистые снежинки.
    1) Родительного падежа
    2) Винительного падежа
    3) Именительного падежа
    4) Предложного падежа

    1) Ключ…к
    2) Замоч…к
    3) Ботиноч…к
    4) Венич…к

    1) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., одуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

    Вариант 2.
    Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
    1) игра
    2) игривый
    3) играющий
    4) играть

    1) рожь
    2) кот
    3) девочка
    4) мама
    Задание 3. Найдите существительное мужского рода:
    1) конь
    2) роскошь
    3) листва
    4) зима
    Задание 4. Образуйте от существительного мяч форму П. п. ед. ч.:
    1) мяче
    2) мяча
    3) мячу
    4) мячом
    Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только мн. ч.:
    1) плоскогубцы
    2) руки
    3) носы
    4) листва
    Задание 6. В каком существительном после шипящего пишется ь?
    а) печ…
    б) плач…
    в) смерч…
    г) ключ…
    Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
    в красном платье

    2) одушевленное, нарицательное, 2 склонение
    3) неодушевленное, собственное, 1 склонение
    4) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
    Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 2 склонения?
    1) Сено, поле, море
    2) Сено, молодежь, море
    3) Ветер, буря, стужа
    4) Лошадь, тётя, стол
    Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму женского рода.
    5) 1) Маша читает что-то очень интересное.
    6) 2) Сверху посыпался иней.
    7) 3) Мы весело играли в футбол.
    8) 4) Солнце осветило все вокруг.
    Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
    1) в сказке Царевна-лягушка
    2) город Орёл
    3) речка Обь
    4) город Москва
    Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме родительного падежа.
    1) Петя расстроен, потому что у него нет мяча.
    2) Маленький ёжик вышел на прогулку.
    3) За окном разыгралась вьюга.
    4) В траве закраснелась земляника.
    Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова полночь:
    5) 1) женский род, 3 склонение
    6) 2) женский род, 1 склонение
    7) 3) женский род, 2 склонение
    8) 4) мужской род, 3 склонение
    Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква е.
    9) А. л…сник Б. ж…знь В. на лекци… Г. р…ка
    10) 1) АГ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ
    Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
    Девушка листала журнал, рассматривала фотографии людей и природы.
    а) определение
    б) дополнение
    в) обстоятельство
    г) сказуемое
    Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
    1) кино
    2) окно
    3) зерно
    4) сено
    Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
    1) путь
    2) синь
    3) звон
    4) стон
    Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
    1) лучшие докторы
    2) бдительные кондуктора
    3) золотые купола
    4) достойные повара
    Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
    Мама несет на (руки) маленькую дочку.
    1) Предложный падеж
    2) Дательный падеж
    3) Творительный падеж
    4) Именительный падеж
    Задание 19. В каком существительном пропущена буква и?
    1) Сухар…к
    2) Ножич…к
    3) Следоч…к
    4) Огонёч…к
    Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

    1) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

    3) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
    4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

    Вариант 3.
    Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
    1) листва
    2) надолго
    3) кто-то
    4) зимний
    Задание 2. Выберите одушевленное имя существительное:
    1) кот
    2) колос
    3) яйцо
    4) молоко
    Задание 3. Найдите существительное женского рода:
    1) печка
    2) юноша
    3) солнце
    4) день
    Задание 4. Образуйте от существительного море форму П.п. мн.ч.:
    1) морях
    2) море
    3) морями
    4) морем

    1) детвора
    2) опилки
    3) выборы
    4) деньги

    а) борщ…
    б) лож…
    в) молодеж…
    г) глуш…
    Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
    на крутом берегу
    1) неодушевленное, нарицательное, 2 склонение
    2) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение

    4) неодушевленное, собственное, 2 склонение
    Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 3 склонения?
    1) роскошь, дичь, речь
    2) мощь, помощь, (нет) груш
    3) мелочь, дом, стая
    4) дочь, синь, полянка
    Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму мужского рода.
    1) Был морозный день.
    2) Голодной птице зима – это смерть.
    3) Солнце осветило все вокруг.
    4) Наступила долгожданная весна.
    Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
    1) журнал Мурзилка
    2) Куликовская битва
    3) озеро Байкал
    4) Зимний дворец
    Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме именительного падежа.
    1) Папа купил ковёр.
    2) Папа купил ковёр.
    3) Дикие ветки дают кислые яблоки.
    4) Маленький котёнок весело прыгает в густой траве.
    Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова карандаш:
    1) мужской род, 2 склонение
    2) мужской род, 1 склонение
    3) женский род, 1 склонение
    4) средний род, 2 склонение

    А. ш…нель Б. ц…фра В. лыж… Г. ц…ган
    1) АБВ 2) АВ 3) АВГ 4) БВГ
    Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
    Моя мама – учитель литературы.
    а) сказуемое
    б) подлежащее
    в) дополнение
    г) определение
    Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
    1) метро
    2) полотно
    3) солнце
    4) жгут
    Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
    1) время
    2) корма
    3) рожь
    4) мороз
    Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
    1) пара носок
    2) пара сапог
    3) пара чулок
    4) пара ножниц
    Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
    Шустрые белочки прыгают по (деревья).
    1) Дательный падеж
    2) Предложенный падеж
    3) Родительный падеж
    4) Винительный падеж

    1) Кошелёч…к
    2) Сухар…к
    3) Трамвайч…к
    4) Костюмч…к
    Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

    1) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
    2) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
    3) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
    4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

    Вариант 4.
    Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
    1) изморось
    2) моросящий
    3) моросит
    4) подморозило
    Задание 2. Выберите неодушевленное имя существительное:
    1) потолок
    2) заяц
    3) щенок
    4) муха
    Задание 3. Найдите существительное среднего рода:
    1) зерно
    2) дядя
    3) роскошь
    4) слон
    Задание 4. Образуйте от существительного юноша форму Р. п. ед. ч.:
    1) юноши
    2) юноше
    3) юношей
    4) юношу
    Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только ед. ч.:
    1) горе
    2) очки
    3) брюки
    4) сани
    Задание 6. В каком существительном после шипящего НЕ пишется ь?
    а) камыш…
    б) суш…
    в) тиш…
    г) мыш…
    Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
    научила Таню
    1) одушевленное, собственное, 1 склонение
    2) неодушевленное, собственное, 2 склонение
    3) одушевленное, нарицательное, 3 склонение
    4) одушевленное, нарицательное, 1 склонение
    Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 1 склонения?
    1) доброта, высота, синева
    2) красота, мгла, тень
    3) солнце, изморось, весна
    4) капля, дождь, облако
    Задание 9. Укажите предложение, в котором все существительные имеют форму мужского рода.
    1) А вот и лесной царь – белый гриб.
    2) Рыхлый снег раскрывал мне тайны ночной жизни жи¬вотных.
    3) Большому кораблю – большое плаванье.
    4) Остро пахло сырой землёй, прелыми листьями.
    Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
    1) журнал Огонёк
    2) кошка Мурка
    3) студент Иванов
    4) пёс Бобик
    Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме дательного падежа.
    1) Летом я отправлюсь к дедушке в деревню.
    2) Издали раздается гул паровоза.
    3) С крыши стекают мутные потоки воды.
    4) Зимой хорошо сидеть у печки!
    Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова сокровищ:
    1) средний род, 2 склонение
    2) мужской род, 2 склонение
    3) женский род, 3 склонение
    4) мужской род, 1 склонение
    Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква и.
    А. птиц… Б. революц…я В. щипц… Г. ц…рк
    1) БГ 2) АБВ 3) АВГ 4) БВГ
    Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
    Таня сидела у окна и тихо плакала.
    а) подлежащее
    б) дополнение
    в) обстоятельство
    г) определение
    Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
    1) пальто
    2) ружьё
    3) малинник
    4) свежо
    Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
    1) имя
    2) филе
    3) метро
    4) лассо
    Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
    1) красивая тюль
    2) ценный комментарий
    3) важная бандероль
    4) темная вуаль
    Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
    Зеленый лес зашумел от порывов (ветер).
    1) Родительный падеж
    2) Винительный падеж
    3) Дательный падеж
    4) Предложенный падеж
    Задание 19. В каком существительном пропущена буква е?
    1) кулёчек
    2) Балконч…к
    3) Попугайч…к
    4) Гвозд…к
    Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:
    1) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпы, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.
    2) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
    3) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
    4) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.

    Примечание.
    Ответы.

    В предложенных тестах правильный ответ ко всем заданиям находится под цифрой 1. Учитель, планирующий использовать данную разработку, в праве поменять местами правильные ответы.

    Использованная литература:
    1. Бояринова И.П., Ермилина О.Е. Русский язык и культура речи. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ.
    2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2013.