» » Раздел ii. способы вовлечения молодёжи в террористическую деятельность. Почему подростки становятся террористами? Терроризм и опасность вовлечения подростка

Раздел ii. способы вовлечения молодёжи в террористическую деятельность. Почему подростки становятся террористами? Терроризм и опасность вовлечения подростка

Тема: Основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Цель: изучить терроризм и экстремизм, террористическую и экстремистскую деятельность, роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения.

Задачи:

  1. Сформировать понятия: терроризм, экстремизм, политический терроризм, религиозный терроризм, криминальный терроризм, националистический терроризм, технологический терроризм, кибертерроризм, телефонный терроризм, нравственность, жизненные ориентиры, культура безопасности жизнедеятельности.
  2. Рассмотреть главную цель современного терроризма.
  3. Изучить виды терроризма.
  4. Выявить ряд факторов которые могут способствовать вовлечению человека в террористическую деятельность.
  5. Изучить качества которые делают человека более защищеными от влияния идеологии насилия и экстремистского мышления.
  6. Рассмотреть как формируется антитеррористическое поведение.

7.Продолжить воспитание личности безопасного типа.

8.Продолжить воспитание здорового образа жизни.

9.Продолжить развитие познавательного интереса, самостоятельности обучающихся, умений работать с учебником, выделять главное.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы: словесные, наглядные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Цель: изучить терроризм и экстремизм, террористическую и экстремистскую деятельность, роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения.

Задачи:

  1. Сформировать понятия: терроризм, экстремизм, политический терроризм, религиозный терроризм, криминальный терроризм, националистический терроризм, технологический терроризм, кибертерроризм, телефонный терроризм, нравственность, жизненные ориентиры, культура безопасности жизнедеятельности.
  2. Рассмотреть главную цель современного терроризма.
  3. Изучить виды терроризма.
  4. Выявить ряд факторов которые могут способствовать вовлечению человека в террористическую деятельность.
  5. Изучить качества которые делают человека более защищеными от влияния идеологии насилия и экстремистского мышления.
  6. Рассмотреть как формируется антитеррористическое поведение.

7.Продолжить воспитание личности безопасного типа.

8.Продолжить воспитание здорового образа жизни.

9.Продолжить развитие познавательного интереса, самостоятельности обучающихся, умений работать с учебником, выделять главное.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование

Ход урока

Учитель: Здравствуйте дети.

Учитель: Вы закончили изучения раздела «Чрезвычайные ситуации природного характера», из которого вы узнали, как безопасно вести себя в различных чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Сегодня мы с вами рассмотрим еще одну группу чрезвычайных ситуаций – чрезвычайные ситуации социального характера, а в частности – терроризм. Тема урока «Основы противодействия терроризму в Российской Федерации».

В последнее время мы часто слышим слово терроризм, террористы, захват заложников и т. д. Ребята, а вы знаете, что означает это понятие? (Ответы учащихся )

Да, действительно, термин “террор” в переводе с латинского «terror» означает страх, ужас. Поэтому терроризм – опаснейшее преступление против человечества, крайняя форма проявления насилия и жестокости в отношении человека или государства. Давайте же запишем оперделение терроризма в тетрадь. Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а так же уничтожение (повреждения) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов (Записать в тетрадь).

Откройте пожалуйста учебник на странице 145 и прочитайте рубрику «запомните». Кто хочет причитать для всего класса?

Ученик: Терроризм влечет за собой гибель ни в чем не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.(Читает вслух)

Учитель: Кто такие террористы? Террорист - это лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме. Давайте попробуем разобраться что считается участием в террористической деятельности. Как вы думаете что это? (ответы учеников) Да вы правы террористическая деятельность, включает в себя:

а) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;
б) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическиими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного
сообщества (преступнойорганизации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такойакции;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им

Как выглядят террористы? Сейчас я вам раздам листочки и давайте каждый нарисует террориста, как он себе его представляет. (ученики рисуют)

А как вы думаете когда же возник терроризм? (Ответы учеников)

На протяжении нескольких тысячелетий человеческой цивилизации террористические методы использовались различными государствами, религиозными группами, политическими организациями, криминальными сообществами.

Одно из первых упоминаний о государственном терроре встречается в истории Рима. Диктатор Луций Корнелий Сулла для расправы со своими политическими соперниками и пополнения казны применил проскрипции - списки лиц, объявленных вне закона на территории Римской империи. Гражданин, убивший указанного в проскрипции человека, получал половину имущества убитого. Система проскрипций была популярна у представителей криминала и политических аферистов.

В I в. н. э. на территории, ныне занимаемой Израилем, действовала организация сикариев(группировка названая так в честь орудий убийства кинжалов называющихся по латынски сика) , боровшаяся против римлян и представителей еврейской знати, сотрудничавших с Римом за автономии своих провинций. Вооруженные выступления сикариев переросли в восстание, затем - в Иудейскую войну (в VI в. н. э.), а далее последовали поражение восставших и неисчислимые беды для мирного населения.

В XI-XIII столетиях мусульманская шиитская секта исмаилитов, более известная под именем ассасинов(своеобразная секта, члены которой совершают многочисленные убийства врагов на политической и религиозной почве) , физически уничтожила представителей власти Сирии, т. е. халифов-инородцев. Послушники-фидаи по приказу своего повелителя, некоего Старца горы, убивали любого обреченного на смерть, несмотря на любые меры предосторожности.

В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах; похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: , ядерный, биологический, экологический и информационный. Его цель гораздо масштабнее и грандиознее, чем получение денежного выкупа или освобождение из тюрем арестованных боевиков, - поставить на колени целые народы и государства.

История показывает, что все самые громкие террористические события современности приходятся на конец XX начало XXI века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика.

Современный терроризм - это уже не разрозненные индивидуальные действия. А серии разнообразных террористических акций, направленных против широкого круга лиц и объектов, тщательно подготовленные и осуществляемые квалифицированными кадрами и хорошо организованными группировками.

Такие группировки называют террористическими организациями. Террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. В России террористическими считаются 18 организаций. Группировки, известные во всем мире это:

Аль – Кайда – международная террористическая организация, создана в 1988 году саудовским миллиардером Усамой Бен Ладеном. Основная цель является – свержение режимов и установление шариата(комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман) .

Асбат аль-Ансар - исламская фундаменталистская террористическая организация суннитского толка. Организация, созданная в 1985 г. шейхом Хишамом Шрейди со штаб-квартирой в палестинском лагере «Айн аль-Хильва» район г. Сайда , Ливан .

Еги́петский исла́мский джиха́д (араб. الجهاد الإسلامي المصري‎‎) - террористическая исламистская группировка, ставящая своей целью свержение в Египте светского режима и создание на его территории исламского государства, а также борьба против интересов США и Израиля в Египте и соседних странах. Создана в конце 1970-х гг. Организация признавала своим духовным наставником знаменитого «слепого шейха» Омара Абдул Рахмана .

Братья-мусульмане (араб. الإخوان المسلمون‎‎, Аль-Ихван аль-Муслимун) - международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в марте учителем Хасаном аль-Банна в Исмаилии (Египет ).

Есть и много других группировок, о них почитайте дома сейчас вернемся к видам терроризма. Нарисуйте в ваших тетрадях вот такую схему :

Терроризм

Политический Кибертерроризм

Религиозный Телефонный

Криминальный Технологический

Националистический

Теперь давайте поговорим о каждом из них. Что вы знаете о них. Начнем с политического терроризма. (Ответы учеников).

Да вы правы, политический терроризм направлен против политической системы государства или отдельных сторон его деятельности либо против конкретных политических личностей. Он, обычно, имеет своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране. Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общества. При этом террористы делают ставку на прессу.

Теперь давайте поговорим о религиозном терроризме. Что вы знаете о нем. (Ответы учеников)

Правильно. Религиозный терроризм проявляется в нетерпимости и насилии, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповиданий.

Следующий в нашем списке криминальный терроризм. Как вы думаете в чем его особенности? (ответы учеников). Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определенных уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия. Проявляется в основном заказными убийствами, вооруженными столкновениями между конкурирующими группировками и т.п.

Теперь поговорим о националистическом терроризме. Как вы думаете чем же он отличается от остальных? (ответы учеников). Националистический терроризм проявляется в национальных конфликтах, чаще всего с целью отделения части страны для создания собственного государства.

В чем же заключаются остальные виды терроризма я рассажу вам сам. Технологический терроризм, в свою очередь, заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического, биологического или бактериологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических веществ. Так же угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей.

К актам кибертерроризма можно отнести лишь такие атаки на компьютерные системы (особенно через Интернет), которые угрожают имуществу или жизни и здоровью людей, либо способные повлечь серьёзное нарушение функционирования инфраструктурных объектов.

Телефонный терроризм - заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте или преступлении. Имеет много общего с ложным вызовом сил быстрого реагирования. Как правило, под термином телефонный терроризм понимается заведомо ложное сообщение о наличии взрывного устройства в общественном месте. Наказание за такие сообщения неминуемо.

Для подведения итога ознакомления с терроризмом прочитайте рубрику «запомните» на странице 149.

Очень часто в террористическую деятельность вовлекаются молодые люди, у которых еще не в полной мере, у которых еще не в полной мере сформировались личностные качества, необходимые для устойчивости антитеррористического поведения. Взрослось приходит к человеку постепенно в процессе его жизни, давайте вместе подумаем и запишем их:

  • Любовь к Родине
  • Уважительное отношение к истории, культуре и традициям своего народа
  • Стремление к познанию окружающего мира и себя в нем
  • Стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относиться к мнению и образу жизни окружающих
  • Научиться жить в согласии с собой и окружающими
  • Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности

Давайте теперь поговорим о нравственности и жизненных ориентирах. Что же по вашему нравственность? (ответы учеников) Давайте же напишем тетради определение, которое написано в словаре С. И. Ожегова. Нравственность – правила определяющие поведение человека в обществе, а так же выполнение этих правил.

Выработка правил поведения предполагает следование жизненным ориентирам. К ним можно отнести:

  • Четко сформулированную цель в жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях.
  • Стремление быть хозяином своей жизни
  • Стремление получать от каждого прожитого дня радость
  • Развитие чувства самоуважения
  • Регулярные занятия спортом в секции или во дворе
  • Чувство оптимизма
  • Отрицательное отношение к употреблению наркотиков и антиобщественному поведению
  • Формирование антитеррористического поведения.

А теперь давайте поразмышляем какие качества сделают нас более защищенными от влияния идеологии насилия и экстремистского мышления:

  • Ответственность, т.е. вы отвечаете за своих родных и близких
  • Исполнительность, т.е. вы способны исполнить все, что обещали исполнить своим родителям и друзьям
  • Сила воли, которая проявляется в том, что вас никто не уговорит делать то, что запрещено законом.

А теперь давайте прочитаем какие убеждения необходимо сформировать, что бы не стать террористом, открывайте учебник на странице 162.

Ученик : Для профилактики террористической деятельности необходимо твердо сформировать ряд убеждений:

  • терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
  • любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;
  • любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
  • любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях. (читает в слух)

Ребята, а какие опасности нам угрожают, помимо терроризма? (опасности природного и техногенного характера)

Для того чтобы защитится от них следует придерживаться правил культуры безопасности. Давайте же запишем что такое культура безопасности. Культура безопасности жизнедеятельности – это система взглядов человека и общественных ценностей, обеспечивающих безопасное поведение личности и защиту от угроз и опасностей во всех сферах. (записать в тетрадь) Она содержит нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном проживании.

В вашем взрослении огромную роль играет семья. Она обеспечивает вашу подготовку к общественной и трудовой деятельности, прививает вам культуру общения, организации досуга, служит примером.

Так же в вашем возрасте вы очень много общаетесь со сверстниками и перенимаете привычки, которые ценятся в вашей комнании. Это происходит потому что увеличивается время проводимое со сверстниками и уменьшается время проводимое с родителями.

Вам важно научиться жить в данном обществе, в данное время, соблюдая все принятые в нем нормы и правила. Это одна из важных составляющих культуры безопасности.

Давайте теперь попробуем подвести итог урока. Что вы сегодня узнали? (ответы учеников)

Слайд 1

Терроризм и подросток

Слайд 2

План урока 7 класс

1. Введение 2. Краткая история терроризма 3. Виды терроризма 4. Наиболее характерные черты поведения человека 5. Заключение МБОУ Богородская гимназия Г. Ногинск Учитель ОБЖ ФИНЯК ЕЛЕНА БОРИСОВНА

Слайд 3

Терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Это одно из наиболее тяжёлых преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, нападение на компьютерные сети и другие).

Терроризм влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.

Слайд 4

Терроризм как способ достижения политических целей насильственными средствами имеет исторические корни. Слово “терроризм” произошло от латинского слова “tеггог” - страх, ужас и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века. Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций. Главная цель современного терроризма: захват власти.

Современный терроризм возник в начале 60-х годов прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй. Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий. Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения в политическом и военном отношении.

Слайд 5

К концу ХХ века террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей. Значительно изменились характер и тактика террористической деятельности. Террористы стали чаще прибегать к тактике совершения взрывов, похищения людей и убийств государственных деятелей, захватов воздушных судов.

В список организаций, признанных Верховным судом России террористическими и деятельность которых запрещена на территории нашей страны, входят: «Высший военный Маджлисуль Шура объединённых сил моджахедов Каказа», «Аль – Каида», «Асбат аль-Ансар» («Лига партизан»), «Священная война» («Аль-Джихад») и другие (всего 18 организаций). Облик современного терроризма чрезвычайно многообразен. Современные эксперты выделяют около 200 видов современной террористической деятельности.

Слайд 6

Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране.

Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях социально-политической изоляции он обречён на поражение. При этом террористы основную ставку делают на прессу. Примеры: «эскадроны смерти в латинской Америке», «японская красная бригада»

Слайд 7

Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе и вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти одного из вероучений.

Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения веры. Примеры: печально известная «Аль-Каида», движение «Талибан» в Афганистане, «Аум-Синрикё»

Слайд 8

Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций. Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками.

Специалисты отмечают, что сегодня политический терроризм всё больше сливается с уголовной преступностью. Их можно различить лишь по целям и мотивам, а методы и форма идентичны. Они взаимодействуют и оказывают друг другу поддержку. Нередко террористические организации политического толка для получения финансовых и материальных ресурсов используют уголовные методы, прибегая к контрабанде, незаконной торговле оружием и наркотиками.

Слайд 9

Националистический терроризм основывается на национальных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего собственного националистического государственного образования.

Технологический терроризм заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ. А также в угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

Слайд 10

По степени разрушительности выделяется ядерный терроризм, состоящий в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появления недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверх опасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Такие действия проводятся в интересах достижения политических, военных, экономических, социальных и других целей террористов.

Отмечается рост опасности кибертерроризма, заключающийся в действиях по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, или наступления иных общественно опасных последствий. Опасной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, объекты энергетики.

Слайд 11

Для того, чтобы не попасть под влияние идеологии насилия и не стать пособником террористов, надо помнить, что террористы это не только вооружённые до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо, коробку и т.д.).

Современные террористы, например, просят детей или подростков «по дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и затем просто рассказать об увиденном. Потом в местах, за которыми наблюдали или куда что-то передавали, могут прогреметь выстрелы, взрывы, погибнуть люди. Прежде всего террористы рассчитывают не вашу неспособность отказать взрослому человеку в выполнении его просьбы, желание быть «молодцом» и «героем».

Слайд 12

Для того, чтобы снизить для себя опасность быть вовлечённым в террористическую деятельность, необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь надёжных друзей. Важно также иметь твёрдую установку на неприятие терроризма, чтобы на все подозрительные уговоры сказать решительное «Нет!».

Ваше поведение во многом обусловлено, с одной стороны внешними факторами – социальной средой, т.е. вашим окружением, системой ценностей, принятых в обществе; с другой стороны – внутренними факторами – жизненным опытом, приобретённом в семье, школе, в процессе общения с друзьями, некоторыми врождёнными качествами, такими как ваш темперамент. Выделяют четыре типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолики флегматик.

Слайд 13

Наиболее характерные черты поведения человека по типам темперамента Сангвиник – человек, отличающийся быстрой возбудимостью, ярким внешним выражением своих эмоций и лёгкой их сменяемостью. Как правило, это весёлые, подвижные, горячие, энергичные, впечатлительные, любящие поговорить люди. Холерик – сильный, но неуравновешенный, легко раздражающийся и не очень-то быстро успокаивающийся человек. Чаще всего вспыльчив и прямолинеен. Меланхолик – слабый, быстро истощающийся и медленно восстанавливающийся человек. Флегматик – сильный, уравновешенный тип человека. Он спокоен, ровен, готов нести на своих плечах любую ношу. Его деловые качества – устойчивость и упорство в труде.

Слайд 14

Телефонный терроризм Одним из распространённых в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону. При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве, предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п

Национальный антитеррористический комитет России провёл анализ и установил, что подавляющее большинство т.н. телефонных террористов – это подростки в возрасте 11-17 лет. Они «минируют» свои учебные заведения для того, чтобы продлить каникулы, сорвать экзамен, контрольную. Следует помнить, что наказание за ложное сообщение не минуемо.Технические средства позволяют установить личность хулигана очень быстро.

Слайд 15

Заключение

В числе примеров преступной деятельности на территории Российской федерации в 2007-2012гг. можно привести: 13 августа 2006г был организован теракт у здания ГУВД в Назрани (Республика Ингушетия). Террорист протаранил ворота заминированной «Газелью», въехал во двор, где шло построение сотрудников УВД и привёл в действие мощное взрывное устройство. Погибло 25 человек, пострадали262 человека. 27 августа 2007г в Тверской области произошло крушение поезда «Невский экспресс» сообщением Санкт-Петербург-Москва. Ранено свыше 60 человек. 29 марта 2010г утром произведены взрывы в поездах на станции метро «Лубянка» и «Парк культуры».Взрыв произвели террористки-смертницы. Погиб 41 человек, ранено 88 человек. Домашнее задание § 6.1 стр. 144-155; практ. №2 письменно.

МОЛОДЁЖИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3. Кто считается террористом?
Терроризм - сложное социальное явление. Для того чтобы сохранить себя, он вовлекает в террористическую деятельность самых различных людей, выполняющих разнообразные функции. На терроризм работают его истинные хозяева, идеологи, главари, пропагандисты, боевики, вербовщики, инструкторы, разработчики средств совершения терактов, террористы-смертники,

ЗНАКОМИМСЯ С ЗАКОНАМИ:

Федеральный закон «О противодействии терроризму» к террористической деятельности относит:


  • организацию, планирование, подготовку и финансирование террористического акта;

  • подстрекательство к террористическому акту;

  • организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованного для совершения террористического акта, а также участие в такой группе;

  • вербовку (вовлечение), вооружение, обучение и использование террористов;

  • помощь в планировании, подготовке или совершении террористического акта;

  • пропаганду идей терроризма, призывы к террористическим актам, оправдание террористической деятельности.
Каждый, кто занимается любым из перечисленных видов деятельности, считается террористом.
покровители, спонсоры и т.д. Они с разной степенью втянуты в террористическую деятельность .

Все ли из перечисленных участников террористической деятельности являются террористами? Ответ на этот вопрос дает закон.

Все вышеперечисленные участники террористической деятельности, являются преступниками и рано или поздно понесут наказание за свои противоправные действия перед законом.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ: Вы шли из института (школы) и увидели на площадке группу людей. Один из них громко говорил о том, что террористы поступают правильно, взрывая и убивая людей. А другой из них предлагал присутствующим вступить в террористическую организацию.

Можно ли действия этих двух людей считать преступлением террористической направленности? Сверьте свой ответ с изложенными выше положениями ФЗ «О противодействии терроризму». Посоветуйтесь с учителями и родителями , правильно ли Вы приняли решение.

4. Кто и почему становится террористом?
Терроризм нуждается в постоянном пополнении и восстановлении своих рядов. Считается, что средний срок активной деятельности террориста составляет менее трех лет. Далее он либо погибает, либо попадает в тюрьму. Те, кто организуют террористические акты, чаще всего преследуют цель получить доступ к власти и деньгам. Но для организации убийств и взрывов они правдами и неправдами привлекают других людей. При этом в террористические секты активно вербуются две категории людей:

а) специалисты, имеющие инженерно-техническую подготовку и
способные планировать и осуществлять разработку средств совершения
террористических актов;

б) неквалифицированные в профессиональном отношении лица, имеющие
те или иные причины примкнуть к террористам (идеологические, материально-
бытовые, романтизация, стремление избежать уголовной ответственности за
совершенные ранее преступления, отомстить за что-то властям). Эта категория
представляет «расходный материал», рассчитанный либо на одноразовое
использование, либо на непродолжительный срок пребывания в рядах
террористов.

Сегодня уже хорошо известно, что не существует какого-либо набора личностных качеств, неизбежно ведущих человека в террористическую организацию. Скорее есть некоторая совокупность предрасполагающих личностных особенностей и социальных условий, сочетание которых может влиять на подбор человека для участия террористической деятельности.

Каждый человек с детства мечтает стать известным, уважаемым и полезным людям. Большинство людей много и напряженно трудятся, чтобы достичь этой мечты. Они настойчиво

овладевают знаниями в школе и в КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА:


города Эфеса Герострат заметил, что люди чаще запоминают имена не тех, кто созидает ценности, а тех, кто их самим себе. Только труд делает разрушаем Исключительно для топ^ человека по-настоящему известным и чтобы прославиться, не имеющий уважаемым в обществе.
университете, осваивают профессию, «ЬСошшисс Г^осгфсгт»

никаких талантов и не способный к

Но в любой стране всегда есть добрым делам Герострат поджег Артемиды в своем городе. Так человечество лишилось одного из самых
добросовестно работают. Своим трудом го храм

М °д_ од Эф ес житель стр д1 т ев з негр _ еческо т о они приносят пользу обществу, государству, родным и близким и
люди, которые не способны или не

желают тр ^ШЬ С^ даже для своего прекрасных своих творений.

собственного благополучия. Они хотят Стремление человека прославиться

в психологии называется комплексом Герострата.


решить свои проблемы легко и быстро, любым, в том числе преступным, путем не затрачивая усилий. Таких людей можно причислить к первой группе риска вовлечения в террористическую деятельность. В детстве такие люди царапают на парте, на стенах лифта или на деревьях свое имя, рассказывают товарищам небылицы о вымышленных подвигах, клевещут на других людей,

чтобы казаться лучше на их фоне. Они завидуют тем, кто хорошо учится, пользуется авторитетом у старших и товарищей. Это проявляется особенно сильно, когда они подвергаются насилию в семье, не находят признания у близких и значимых для них людей. Бывает так, что их желание заявить о себе, стать знаменитым, становится «сверхценной идеей». Чтобы отличиться, такие люди готовы совершить любой поступок.

Вторую группу людей, предрасположенных к террористическим действиям, составляют те, кто легко поддается внушению. Такие люди, как правило, попадают под влияние террористической идеологии религиозной направленности. Они быстро впитывают ложную веру. На самом деле в мире нет ни одной религии, которая проповедовала бы вражду между людьми, убийства детей и женщин для сохранения своей исключительности и «правильности». Но есть силы, которые стремятся использовать веру для того, чтобы вызвать у людей ненависть и агрессию по отношению к представителям других взглядов и убеждений.

Возьмем для примера такую религию, как ислам. В переводе с арабского языка слово «Ислам» означает «Мир». Священная для мусульман книга Коран призывает верующих к мирному сосуществованию и любви. Исламские религиозные лидеры утверждают, что мораль ислама отвергает террор и бесчеловечные акты насилия. Лица, совершающие террористические акты или поддерживающие их, совершают преступление против Всевышнего Аллаха. Бог проклинает любое насилие и жестокость. Вот что по этому поводу написано в Коране:

«А те, кто неверны в завете Богу, И обещания свои не соблюдают, И разделяют то,

Чему велел Он быть соединенным, А по земле несут нечестие и зло,-На тех - проклятие (Аллаха), И зла для них обитель воздаянья». (Сура «Гром», аят 25)
В России проживают порядка 143,4 млн. граждан, представляющих более 100 наций и народностей. Они исповедуют различные вероучения, в том числе христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Ни в одном из них не содержатся положения о необходимости разжигания вражды между людьми. Во всех священных писаниях люди призываются к миру и согласию, независимо от их религиозной принадлежности.

Против достижения любых, даже самых высоких, целей путем нанесения ущерба другим людям выступает и мировая культура. Эту идею очень ясно и отчетливо сформулировал Ф.М. Достоевский словами одного из героев своих произведений о том, что «весь мир познания не стоит ... слезок ребеночка».

Третью группу людей, способных быть втянутыми в террористическую деятельность, составляют лица, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Это может быть связано с потерей работы или социального положения, утратой имущества, болезнью, конфликтом с родными и близкими и т.д. Наиболее

тяжелые переживания у любого человека вызывает утрата родных и близких, особенно если она связана какими-либо внешними обстоятельствами (авария, драка, преступление, вооруженный конфликт).

Четвертая группа людей, из которой могут выйти террористы -психически больные и больные-наркоманы. Психически больным может казаться, что они родились на свет для выполнения специальной миссии. В качестве такой миссии они могут рассматривать борьбу с людьми определенной национальности, веры, профессии, уровня достатка. Им «слышатся» голоса, которых на самом деле нет, видятся образы, которых в действительности не существует. Психически нездоровые люди легко могут направляться организаторами террористических актов на совершение преступления, не задумываясь о его последствиях.
5. Возраст как фактор риска
В последние годы отмечаются попытки втянуть в террористическую деятельность подростков и юношей, тех, кто по американской возрастной классификации относится к группе тинейджеров. Термином «тинейджеры» («teen» - окончание числительных от 13 до 19 и «age» - возраст) обозначается группа молодых людей, чей возраст - от 13 до 19 лет. Интерес преступников к этой возрастной группе связан с ее психологическими особенностями, которые делают молодёжь крайне уязвимой перед внешним манипулятивным воздействием.
Дело в том, что в подростковый период в организме человека происходят кардинальные изменения в анатомической структуре, физиологической, нервной и психической системах. Коренным образом меняется телесная организация ребенка. В этот возрастной период ежегодно его тело становится в среднем на 8 - 10 см больше и на 7 - 8 кг тяжелее. Ребенок с удивлением и беспокойством наблюдает процесс своего превращения во взрослого. У некоторых подростков может возникать временное нарушение представлений о собственном теле, достигающее психического расстройства - дисморфофобии. Подросток может казаться себе некрасивым, неуклюжим, слишком толстым или чрезмерно худым. В этих случаях может формироваться нелюбовь, безразличие и даже презрение к своему телу. На рассматриваемом этапе возрастного развития может возникать дисбаланс в формировании сердечно-сосудистой системы. Рост сердца опережает развитие кровеносных сосудов. Это может вызывать нарушение кровяного давления и сердцебиения, ухудшение кровоснабжения мозга, интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, мышления), повышение утомляемости.

Изменение биоэлектрической активности мозга подростка сопровождается преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Это обусловливает повышение возбудимости, неустойчивости, гиперактивности, проявляющейся в двигательной расторможенности, неусидчивости, чрезмерной

раздражительности, агрессивности, снижении самоконтроля над поведением, вниманием, памятью, мышлением, речью.

Кардинальные телесные изменения, появление вторичных половых признаков (например, появление у мальчиков волос на лице и теле, ломка голоса, формирование скелета и мускулатуры мужского типа и т.д.) вызывает «чувства взрослости». Подростки стремятся всячески доказать, что они настоящие взрослые. Некоторые из них начинают курить, периодически употреблять спиртное (часто, преодолевая отвращение), используют нецензурные выражения, переходят на взрослые способы отдыха, развлечений, ухаживаний. В системе ценностей подростков появляются такие ценности «настоящих мужчин», как сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Специалисты описывают «подростковый комплекс эмоциональности»,

симптомами которого являются: беспричинные перепады настроения от безудержного веселья к унынию; повышенная чувствительность к оценке своей внешности, способностей, умений; самонадеянность и безапелляционность суждений в отношении окружающих; сентиментальность и черствость; застенчивость и развязность; желание быть признанным и показная независимость; эгоистичность и самопожертвование; болезненное отношение к нарушению несправедливости; повышенные притязания и пониженная самооценка; борьба с авторитетами и общепринятыми правилами и обожествление случайных кумиров; чувственное фантазирование и сухое мудрствование.

В этих симптомах выражается крайняя противоречивость натуры подростка, разрывающегося между детством и взрослостью, переживающего, по существу , рождение идентичности взрослой личности.
Подростки и юноши остро чувствуют свою индивидуальность, активно отстаивают свое право на автономию в сфере моральных установок и ценностей. Чтобы отстоять свою оригинальность и независимость, они порой нарочито демонстрируют крайние взгляды, необычные прически, одежду. Имея сознательные и устойчивые представления о своих правах и обязанностях , молодые люди остро реагируют на замечания, критику в свой адрес. Им кажется, что взрослые недооценивают произошедшие в них перемены, не принимают всерьез их переживаний. Изменения в поведении подростка нередко становятся причинами конфликтов с родителями и учителями, временного нарушения взаимопонимания между ними, стремления к независимости от взрослых, принятия самостоятельных решений. Подросток ищет новые жизненные смыслы, новых кумиров, стремится получить признание в группах сверстников и более старших людей.

Как видно из перечисленных симптомов, в подростковом возрасте проявляются те самые условия, которые считаются критическими для вовлечения в секты, террористические организации и другие виды противоправной деятельности: острое переживание справедливости, нарушение социальной идентичности, стремление завоевать признание окружающих в качестве взрослого человека, стать членом группы, которая ассоциируется с

силой и независимостью. Вербовщики в террористы используют важную особенность подростков и юношей - тягу к героизму, к приключениям, к преодолению различных преград, интерес к оружию. Они всячески романтизируют и героизируют террористов, облекая их в одежду «борцов за свободу и независимость», «революционеров», «освободителей», «бойцов сопротивления», «воинов Аллаха», «народных мстителей» и т.п.
6. Как становятся террористом?
Специалисты считают, что не существует какого-либо единого пути попадания в террористические группировки и привлечения к террористической деятельности. Каждый попадает туда своей дорогой. Однако отмечаются некоторые общие тенденции приобщения людей к терроризму.

Террористами не становятся в одночасье, путем принятия сознательного решения. Становление террористом - это довольно продолжительный процесс формирования человека как преступника. Для этого используются самые различные методы: убеждение, внушение, зомбирование, подкуп, обман, шантаж, идеологическая обработка, предложение специальной литературы для ознакомления, апелляция к патриотическим или религиозным чувствам, восхваление родственников или знакомых, ранее примкнувших к террористам, принуждение и т.п. В последнее время в интересах рекрутирования новых террористов широко используется Интернет, где созданы специальные порталы, пропагандирующие экстремистские взгляды, информирующие о способах создания средств совершения терактов и тактике их осуществления. По данным европейских спецслужб, своеобразными центрами идеологической обработки кандидатов в боевики становятся как специализированные образовательные учреждения, так и обычные университеты.

Путь террориста часто начинается в кругу родных, близких и знакомых людей, мировоззрение которых делит мир на «своих» (как правило, умных, достойных) и «врагов» (чаще всего недалеких, недостойных, презренных, нелюдей), допускает достижение жизненных целей любыми, в том числе преступными, способами. Иногда человек с детства, под давлением окружающих, привыкает чувствовать себя во враждебном окружении, считать, что именно «другие» виноваты во всех его невзгодах и бедах, мечтать о том, чтобы избавиться от этих «других». Если эти «другие» достигают в жизни большего, это воспринимается как проявление высшей несправедливости. Отвергая окружающий мир, будущий террорист болезненно переживает то, что он не принадлежит этому миру, не принят в те или иные социальные группы. Его политические, религиозные, профессиональные взгляды на мир и на себя самого противоречат друг другу. В результате такой человек мучается от того, что не может понять, кто же он на самом деле. Сочетание таких неблагоприятных факторов, как извращенное понимание несправедливости, ощущение социальной отверженности и отсутствие стабильной социальной идентичности многие специалисты называют главными индивидуально-личностными предпосылками приобщения к террористической деятельности.

Именно на таких людей с ущемленным чувством собственного достоинства, обиженных, переживающих утрату родных и близких, зацикленных на идее мести и обращают внимание вербовщики в террористические организации.

§6. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В ПЛАНАХ ТЕРРОРИСТОВ

Как мы видели в предыдущем разделе, жизнь террориста коротка. Поэтому, террористические организации очень заинтересованы в постоянном пополнении своих рядов. Чтобы привлечь новых членов в свои банды, террористы используют специальные приемы вербовки, опираются на ряд психологических особенностей людей. Большой интерес для террористов представляет подростковый и юношеский возраст. Людей более старшего возраста привлечь к участию в террористической деятельности сложнее: их труднее обмануть, они склонны тщательно продумывать свои действия, у них сформировано чувство ответственности за своих близких и свой народ.

Другое дело люди молодые. Бандиты знают, чтобы сделать человека террористом, необходимо вести его «обработку» с подросткового возраста. Именно тогда удастся сформировать у человека качества, которые важны террористам. Давайте рассмотрим, как привлекают в ряды террористов, на какие особенности характера подростка делают ставку террористы и какие качества они хотят сформировать у молодых людей. Террористы придумали много способов привлечения в свои ряды молодежи. Часто используется не один способ, а сразу несколько.

Первый способ – это обещание денег, роскошной жизни, материального благополучия семье. Вспомним, что терроризм процветает там, где людям живется плохо, где нет работы, маленькие зарплаты, плохое медицинское обеспечение. Вот на это и рассчитывают главари, вербуя «пушечное мясо» для своих акций. Они внимательно присматриваются к молодым людям из бедных семей, ведут с ними специальные беседы, даже оказывают небольшую помощь.

Как правило, все это сочетается со вторым способом привлечения в террористы - идеологической обработкой. Здесь террористы обращаются к патриотическим или религиозным чувствам. Они могут говорить, что «наша республика (народ, национальность, религия) унижены, подвергается гонениям», что «враги народа хотят уничтожить его», «что только смелые борцы могут защитить народ» и «прославить свое имя в веках». Часто указывается конкретный враг – человек или группа людей и утверждается, что их уничтожение – на благо народа. Людей, искренне верующих, террористы обрабатывают также: говорят о том, что неправоверные захватили власть и хотят искоренить истинную веру, напоминают, что предки умирали за веру и это самый почетный путь в жизни истинного верующего. При этом они хитро пользуются священными текстами, выбирают из них нужные цитаты, якобы подтверждающие справедливость уничтожения людей другой веры.

Здесь очень важно отметить: вербовщики в террористы тонко чувствуют важную особенность подростков и юношей – тягу к героизму, к приключениям, к преодолению различных преград. Вспомним, как нам нравятся фильмы про разведчиков, которые мужественно сражаются в окружении врагов. Как мы восхищаемся мужеством Робин Гуда, мушкетеров, солдат спецназа! Кто из мальчишек не мечтает совершить подвиг, спасти своих друзей, свой народ! И дети неоднократно, в тяжелые для страны время совершали подвиги. Среди подростков 12-14 лет есть награжденные орденами и медалями.

Вот эту благородную тягу и используют террористы, представляя эту свою преступную деятельность как героическую борьбу. К тому же, террористы обычно не называют себя так. Чаще они используют красивые слова «борцы за свободу», «бойцы сопротивления», «воины Аллаха», «народные мстители».

Подготовка в международных лагерях террористов.

Еррористы знают о тяге молодых людей к оружию. В нашей культуре оружие занимает важное место. Тяжело дался нашим народом мир – долго с оружием в руках приходилось отстаивать свободу и право на жизнь народов. Сегодня безопасность страны берегут мощные ракеты, самолеты и танки, но ценность личного оружия в жизни людей осталась. Это отражается в национальных костюмах ряда народов России, где холодное оружие является обязательным элементом. Это проявляется и в мальчишеских играх с игрушечными саблями, автоматами и пистолетами. Это видно из популярности компьютерных игр в войну – так называемых «стрелялок».

Учитывая вполне естественный интерес молодых людей к оружию, террористические организации на своих сайтах, в специальных книгах часто размещают фотографии вооруженных боевиков. Иногда они приглашают журналистов в свои тайные лагеря, чтобы те показали – какая у них интересная жизнь и сколько у них оружия. Часто в газетах и журналах показывают фотографии арабских подростков с автоматом – мол, они уже мужчины! Некоторые молодые люди, не вдумываясь о том, что терроризм зло, могут заинтересоваться возможностью владеть и вольно обращаться с современным боевым оружием. На это тоже рассчитывают террористы.

Террористы прячут оружие в тайниках. Нашел оружие – не шути: не храни его, сообщи старшим, работнику милиции. Если знаешь, что кто-то из твоих друзей нашел оружие - уговори его поступить также. Помни, что настоящий мужчина определяется не ношением оружия, а тем более не готовностью применить его против людей. Настоящий мужчина – это тот, кто умеет видеть, что полезно для его народа, а что вредно. Настоящий мужчина не поднимет оружие на беззащитного, на спящего человека. Так может сделать только террорист-негодяй.

К СВЕДЕНИЮ: государство вовсе не запрещает гражданам пользоваться и иметь оружие. Во многих населенных пунктах есть стрелковые секции, куда принимают подростков. А когда тебе исполнится 18 лет, то по российскому закону ты сможешь приобрести оружие – для занятий спортом, охотой, для самообороны или просто – чтобы хранить дома, для коллекции. Такое оружие должно быть зарегистрировано органами власти, а за его правильное хранение и использование несет ответственность владелец. Но учти, чтобы получить такое разрешение, ты не должен употреблять наркотики, не злоупотреблять алкоголем, не иметь проблем с милицией. Наконец, если ты уверен, что повседневное обращение оружием должно стать твоей профессией и ты готов потратить много сил на освоение боевого мастерства – тебя ждут в армии, в милиции, в подразделениях специального назначения.

Многие известные террористы стали заниматься террором, пытаясь самоутвердится, стать влиятельными. Самоутвердиться в жизни, быть уважаемым, значимым для других людей желает каждый человек. Большинство людей добиваются этого упорным трудом: получают образование, осваивают профессию, строят дом, растят детей и внуков. Наверняка в вашем городе, селе, на вашей улице есть такие уважаемые люди. Их узнают на улице, с ними уважительно здороваются, их мнением интересуются, спрашивают у них совета, приглашают на праздники. Конечно, любой молодой человек хотел бы стать знаменитым и уважаемым, чтобы им гордилась вся семья, город, республика.

Маленькая девочка, раненая террористами в г. Беслан.

О некоторые люди не хотят тратить много времени и сил на то, чтобы стать знаменитым и уважаемым. Ведь для этого есть простой способ – взять в руки оружие и направить его в сторону мирных людей. Тогда беззащитные дети, женщины и даже безоружные мужчины будут выполнять их приказы, молить о пощаде. Тех, кто сопротивляется – можно убить, и тогда другие будут еще покорнее. Так, используя насилие, можно обрести власть, обратить на себя внимание, стать важным для других людей. Только такая власть сопровождается не уважением, а ненавистью людей и сопровождается не гордостью, а презрением и стыдом со стороны земляков.

Чувство полной власти над людьми опьяняет. Какими бы красивыми идеалами не прикрывались террористы – мотив власти над другими важен для большинства из них. При захвате заложников даже самые «праведные» и религиозные боевики использовали власть своего оружия, чтобы просто поиздеваться над жертвами. Эти издевательства не были необходимостью.

Как вспоминают освобожденные заложники, бандиты морили их голодом и жаждой, хотя воды было много, всячески унижали, заставляли выполнять нелепые приказы для своего развлечения. Когда в одном из захватов заложников молодые террористы, верившие в «благородную» цель теракта, увидели всю мерзость и греховность действий остальных бандитов и стали возражать, главарь просто застрелил их. Самоутверждение путем насилия, путем греховным, античеловеческим – вот что предлагает терроризм. Вместо славы террористы получают ненависть людей и вечное проклятие во всех религиях.

Еще один способ привлечь к терроризму – шантаж. Шантаж – это угроза рассказать о каком-либо проступке молодого человека и требование за молчание какой-либо услуги. Часто подростки и юноши по неопытности совершают какой-либо проступок, незначительное преступление. Это может быть небольшая кража, драка, и др. Конечно, за это полагается наказание. Вот и предлагают террористы виновному оказать услугу: передать кому-то странный пакет, спрятать у себя дома специальную литературу, сообщать им о действиях милиции, узнать, как охраняется соседняя воинская часть. Взамен они обещают не рассказывать о проступке. Тем самым, молодой человек, пытаясь утаить малозначительный проступок, участвует в совершении страшного преступления. При его помощи будет произведен теракт. Теперь он уже всецело зависит от террористов – и продолжает, опасаясь разоблачения, сотрудничать с ними и дальше. Бандиты всегда стараются поглубже затянуть новичков – поручают им совершить такие преступления, после которых обратной дороги уже нет. Например, террористы в своих лагерях подготовки заставляли новичков убивать пленных военнослужащих и милиционеров и снимали это на видеокамеру. На преступном жаргоне это называется «замазать кровью».

Одним из самых распространенных средств привлечения террористов-исполнителей служит мотив мести. В неспокойное время, там, где шли боевые действия или спецоперации, террористам всегда удается найти людей, обиженных действиями властей. У кого-то разрушен дом, сгорела машина. У кого-то страшное горе – потеря близких родственников. Особенно тщательно вербовщики от террористов выискивают родственников тех людей, которые погибли в противостоянии с властями, от террористов или грабителей. Бывает уже на кладбище они подходят к вдовам и детям погибших и предлагают отомстить. При этом в гибели родственника, объясняют террористы, виноваты люди другой национальности или веры. А значит, чтобы отомстить – нужно убить как можно больше таких людей.

Человек, находящийся в горе, не способен здраво рассуждать и внимает вербовщикам. Он не представляет свой жизни без любимого человека и часто не хочет жить. В тяжелые минуты переживания утраты бандиты, вместо того, чтобы помочь пережить горе человеку, убеждают его, что жизни теперь у него никакой не будет. Они внушают, что ему легче всего умереть. Но умереть, исполнив «правое дело» - отомстив за смерть. После интенсивной психологической обработки такому человеку надевают «пояс шахида» привозят в оживленное место и направляют в толпу людей, метро или автобус. Там и происходит взрыв, обрывающий жизни смертника и множества невинных людей. Так в мире прибавляется горя и страдания. Разве может стать лучше людям в одной республике от того, что в соседней республике погибли школьники, врачи или учителя? Пользу из последствий теракта извлекают только главари террористов. Им нравиться, когда люди начинают с недоверием относиться друг к другу, когда начинают мстить за месть. Они очень надеются развязать конфликт между народами.

Абсолютное большинство людей отвергают путь терроризма и всячески борются с ним. Но давайте подумаем, почему же остаются на нашей земле те, кто выбирает этот мерзкий путь. Есть несколько качеств, которые подталкивают к этому пути:

    Неразвитое сопереживание, неумение радоваться радостям других людей и печалится их горю . С раннего детства должно формироваться это качество. Настоящий человек пожалеет просто так уничтожить дерево, причинить боль животному, не пройдет мимо человека, просящего о помощи.

    Узкий кругозор, незнание культуры других народов . Чувство превосходства своего народа над другими – это опасное и ложное заблуждение. В мире существуют несколько тысяч разных народов и народностей. У каждого – своя история, свой язык, культура, традиции. Все они интересны и ценны. Вспомним уникальную культуру североамериканских индейцев, английскую, немецкую культуру или культуру Японии. Важно понять, что нет самой правильной культуры, как и нет более главного народа. Другие культуры и народы не хуже, они просто ДРУГИЕ. Разнообразие – это хорошо. Старайся больше путешествовать и познавать культуру других народов.

    Негибкость мышления, неумение увидеть то или иное явление с разных сторон . В жизни все не так уж и однозначно. Монета имеет две стороны. А любое событие в жизни может иметь несколько сторон. Например, ты получил двойку и тебя оставили дома, не разрешили гулять на улице. Конечно, это плохо. Но к этому можно отнестись и так: появилось время глубоко разобраться в теме, по которой получена неудовлетворительная оценка и впредь такие оценки не повторятся. Или, с тобой не поздоровался твой товарищ. Не спеши обвинять его в том, что он плохо относится к тебе. Возможно, он чем-то расстроен, плохо себя чувствует, или просто не заметил тебя. А возможно он обиделся, что ты вчера не заметил его.

Большое внимание в планах террористов отводится подростковому возрасту. Хотя, террористам чаще нужны взрослые и сильные мужчины и женщины, заполучить их в свои ряды террористы смогут, если сформируют у людей приверженность своим теориям и идеям. Подростковый возраст как нельзя более подходит для этих целей. Именно в 10-15 лет начинает закладываться мировоззрение человека, формируется понимание себя, окружающих, общества.

Расспросите взрослых и многие скажут, что подростковый возраст – это возраст переломный, переходный, критический. Его считают периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки.

В этот период появляется «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к тебе не как к маленькому, а как к взрослому. Стремление к равноправию в отношениях со старшими часто ведет к конфликтам. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Романтизм и стремление к идеальному делает подростков особенно отзывчивыми на любые начинания, требующие напряжения сил, подвига, героизма. Помимо уже отмеченного желания проявить мужество, героизм, в вашем возрасте начинает проявляться такая черта как максимализм . Максимализм выражается как стремление к резким, крайним суждениям, однозначным выводам, неприятию полутонов. Все воспринимается или как хорошее или как плохое. А с плохим хочется покончить быстрыми и резкими мерами. Часто можно слышать, как ребята обсуждают какую-либо придуманную или реальную историю: «а, взорвать их всех…», «… все потонули – так им и надо».

Такая тяга к крайностям вполне обычное явление, присущее подростку. Сама по себе эта тенденция не опасна и обычно проходит к взрослому возрасту. Но хитрые проповедники террористических идей могут использовать такую особенность подросткового сознания – «подсовывая» экстремальный выбор.

Свойственная этому возрасту идеализация, желание изменить мир, вера в свои силы и лучшее будущее, приводит к завышенности оценок и притязаний, мешает правильно оценить действительность, порождая пессимизм и апатию. Социальная активность подростка часто принимает форму абстрактной социальной критики, он фиксирует свое внимание на том, что его не удовлетворяет, что не соответствует его идеалу. Примером может служить резкость и безапелляционность критических суждений о ситуации в стране, в республике, в городе или поселке, в школе. Это состояние стараются использовать различного рода политические и религиозные течения, пытаясь внушить подростку, что все недостатки, которые он видит, могут быть устранены путем радикальных действий.

Группа подростков-скинхедов использует нацистское приветствие.

Озникающее у некоторых подростков ощущение нахождения на «обочине» общества и потери жизненной перспективы соединяется с сильной потребностью в присоединении к группе. Эта тяга к общности, стать «своим» в каком либо коллективе вполне естественна. Дело в том, что начиная с 12 лет отношения со сверстниками более значимы, чем с родственниками. Коллективность, товарищество часто выступают в глазах подростка как некая самоцель. Быть популярным среди сверстников, заслужить их одобрение – один из важнейших мотивов подросткового поведения. Потребность в принадлежности к группе, в признании со стороны этой группы также используется, чтобы заманить подростка в противоправные сообщества. В них он чувствует себя «своим», попавшим в круг избранных, одним из «крутых людей». Под влиянием норм такой группы и приказов лидера, подросток способен сделать неверный шаг.

Одними из наиболее опасных молодежных групп являются скинхеды. Скинхеды (от англ. skin – кожа, шкура, кожура, оболочка и head – голова) – бритоголовые, культивируют откровенный расизм. Расизм означает ненависть к определенным нациям, уверенность в своем превосходстве (умственном, физическом) над другими народами. Российские бритоголовые подражают западным скинхедам в манере одежды и поведении. Неоднократно скинхеды нападали на представителей различных национальных групп, избивали их. Несколько скинхедов в разных городах осуждено за убийство. Некоторые, наиболее агрессивные представители скинхедов высказывали идеи о необходимости проведения терактов.

ЗАПОМНИ :

Есть люди, которые хотят, чтобы ты стал террористом – убивал невинных людей и погиб сам, осуществляя их планы. Они не смогут обмануть тебя, если ты научишься за красивыми словами видеть правду. Расти умным, делай свой выбор самостоятельно


ПРОЧИТАЙТЕ, ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ:

    Чем отличается героический поступок разведчика-диверсанта в тылу врага от участия в теракте?

    Назови примеры, когда дети совершали геройские поступки в годы войны.

    Почему любая, даже самая безобидная, помощь террористам является преступлением и может привести к плохим последствиям для того, кто ее оказывает?

    Можно ли назвать террориста-смертника смелым? Почему? Обсудите с учителем и одноклассниками.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Методика определения социальной идентичности

Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумай, насколько твое собственное мнение совпадает с мнениями этих людей. Определи свое согласие или несогласие с данными высказываниями. Для этого, поставь отметку в соответствующей клетке.

Учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений МОСКВА 2008 УДК ББК С РЕЦЕНЗЕНТЫ... и т.д. Криминальная деятельность выступает основным источником самофинансирования терроризма. В результате...
  • Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой

    Программа

    ... Основная учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений 2008 Москву

  • Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (1)

    Программа

    ... Основная : 1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008 ... блокадного Ленинграда, - участников битвы за Москву , - воинов Сталинградской битвы, - ...

  • Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (2)

    Программа

    ... Основная : 1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008 ... блокадного Ленинграда, - участников битвы за Москву , - воинов Сталинградской битвы, - ...

  • Я такой человек, который

    Согласен

    Скорее согласен

    В чем-то согласен, в чем-то - нет

    Скорее не согласен

    Не согласен

    1) … предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам

    2) … считает, что межнациональные браки разрушают народ

    3) … часто ощущает превосходство людей другой национальности

    4) … считает, что права нации всегда выше прав человека

    5) … считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения

    6) … предпочитает образ жизни только своего народа

    7) … обычно не скрывает своей национальности

    8) … считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности

    9) … часто испытывает стыд за людей своей национальности

    10) … считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа

    11) … не отдает предпочтение какой-либо национальной культуре, включая и вою собственную

    12) … нередко чувствует превосходство своего народа над другими

    13) … любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов

    14) … считает строго необходимым сохранять чистоту нации

    15) … трудно уживается с людьми своей национальности

    16) … считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей

    17) … безразлично относится к своей национальной принадлежности

    18) … испытывает напряжение, когда слышит вокруг чужую речь

    19) … готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия

    20) … считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов

    21) … часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности

    22) … считает свой народ более одаренными и развитым по сравнению с другими народами

    23) …считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории

    24) … раздражается при близком общении с людьми других национальностей

    25) …всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре

    26) … считает необходимым очищение культуры своего народа от других культур

    27) … не уважает свой народ

    28) …считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу

    29) …никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам

    30) … считает, что его народ не лучше и не хуже других народов.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Это одно из наиболее тяжёлых преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, нападение на компьютерные сети и другие).

    4 слайд

    Описание слайда:

    Терроризм влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Терроризм как способ достижения политических целей насильственными средствами имеет исторические корни. Слово “терроризм” произошло от латинского слова “tеггог” - страх, ужас и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века. Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций. Главная цель современного терроризма: захват власти.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Современный терроризм возник в начале 60-х годов прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй. Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий. Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения в политическом и военном отношении.

    7 слайд

    Описание слайда:

    К концу ХХ века террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей. Значительно изменились характер и тактика террористической деятельности. Террористы стали чаще прибегать к тактике совершения взрывов, похищения людей и убийств государственных деятелей, захватов воздушных судов.

    8 слайд

    Описание слайда:

    В список организаций, признанных Верховным судом России террористическими и деятельность которых запрещена на территории нашей страны, входят: «Высший военный Маджлисуль Шура объединённых сил моджахедов Каказа», «Аль – Каида», «Асбад аль-Ансар» («Лига партизан»), «Священная война» («Аль-Джихад») и другие (всего 18 организаций). Облик современного терроризма чрезвычайно многообразен. Современные эксперты выделяют около 200 видов современной террористической деятельности.

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране. Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях социально-политической изоляции он обречён на поражение. При этом террористы основную ставку делают на прессу. Примеры: «эскадроны смерти в латинской Америке», «японская красная бригада»

    11 слайд

    Описание слайда:

    Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе и вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти одного из вероучений. Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения веры. Примеры: печально известная «Аль-Каида», движение «Талибан» в Афганистане, «Аум-Синркё»

    12 слайд

    Описание слайда:

    Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций. Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками. Специалисты отмечают, что сегодня политический терроризм всё больше сливается с уголовной преступностью. Их можно различить лишь по целям и мотивам, а методы и форма идентичны. Они взаимодействуют и оказывают друг другу поддержку. Нередко террористические организации политического толка для получения финансовых и материальных ресурсов используют уголовные методы, прибегая к контрабанде, незаконной торговле оружием и наркотиками.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Националистический терроризм основывается на национальных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего собственного националистического государственного образования.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Технологический терроризм заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ. А также в угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Отмечается рост опасности кибертерроризма, заключающийся в действиях по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, или наступления иных общественно опасных последствий. Опасной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, объекты энергетики.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Телефонный терроризм Одним из распространённых в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону. При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве, предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п Национальный антитеррористический комитет России провёл анализ и установил, что подавляющее большинство т.н. телефонных террористов – это подростки в возрасте 11-17 лет. Они «минируют» свои учебные заведения для того, чтобы продлить каникулы, сорвать экзамен, контрольную. Следует помнить, что наказание за ложное сообщение не минуемо.Технические средства позволяют установить личность хулигана очень быстро.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Для того, чтобы не попасть под влияние идеологии насилия и не стать пособником террористов, надо помнить, что террористы это не только вооружённые до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо, коробку и т.д.). Современные террористы, например, просят детей или подростков «по дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и затем просто рассказать об увиденном. Потом в местах, за которыми наблюдали или куда что-то передавали, могут прогреметь выстрелы, взрывы, погибнуть люди. Прежде всего террористы рассчитывают не вашу неспособность отказать взрослому человеку в выполнении его просьбы, желание быть «молодцом» и «героем».

    18 слайд

    Описание слайда:

    Для того, чтобы снизить для себя опасность быть вовлечённым в террористическую деятельность, необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь надёжных друзей. Важно также иметь твёрдую установку на неприятие терроризма, чтобы на все подозрительные уговоры сказать решительное «Нет!». Ваше поведение во многом обусловлено, с одной стороны внешними факторами – социальной средой, т.е. вашим окружением, системой ценностей, принятых в обществе; с другой стороны – внутренними факторами – жизненным опытом, приобретённом в семье, школе, в процессе общения с друзьями, некоторыми врождёнными качествами, такими как ваш темперамент. Выделяют четыре типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолики флегматик.