» » Храм ивана воина на якиманке расписание богослужений. Храм Иоанна воина на Якиманке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. «Благословление» Петра I как будто придало храму Иоанна Воина внутреннюю силу: он хорошел, развивался, переживал войны

Храм ивана воина на якиманке расписание богослужений. Храм Иоанна воина на Якиманке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. «Благословление» Петра I как будто придало храму Иоанна Воина внутреннюю силу: он хорошел, развивался, переживал войны

Церковь Иоанна Воина на Якиманке в Москве - Православный храм, названный в честь мученика Иоанна Воина, расположен в московском районе Якиманка.
В живописнейшем районе на улице Якиманка в тени старых деревьев уютно расположился один из красивейших Храмов Москвы – Храм Иоанна Воина. Кстати, сама улица Якиманка названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, то есть дедушки и бабушки Иисуса Христа. Первое упоминание о Храме относится к 1625 году, тогда Храм располагался ниже, на берегу реки и часто подтапливался. Существует предание, что Пётр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план»
Здание храма возведено в 1704-1713 г в время правления Петра 1.
В 1711 г. была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 г. Экзархом митрополитом Рязанским. В 1759 г. сооружён южный придел.
Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 г. была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).
Храм никогда не закрывался для богослужения.
В 1930-е г. некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый Храм Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 г. стал настоятелем храма Иоанна Воина.
Существующий в храме барочный стиль (1712 г.) в 1928 г. перенесен из разрушенной церкви Трех Святителей у Красных ворот.
Первоначальная лепная отделка интерьера и настенная живопись (1785 г., художник Г. Доможаров) появлялись в 1859 - 1862 гг.; к тому же времени относятся классические придельные иконостасы в трапезной.
В 1754 - 1758 гг. церковный участок украсила замечательная барочная ограда с ажурными коваными решетками и воротами.
Предполагаемый автор проекта - архитектор Иван Зарудный
Главный престол освящён во имя мученика Иоанна Воина, боковые приделы в честь мучеников Гурия, Самона и Авива, и святителя Димитрия Ростовского.
Главный предел был освящен в 1717 году местоблюстителем патриаршего престола, митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским).
В храме совершали богослужения Святейшие патриархи Сергий (еще в сане митрополита), Алексий I, Пимен, и Алексий II.
В храме находится много святынь из разрушенных храмов, т. к. эта церковь не закрывалась.
При храме действует детская воскресная школа с театральным коллективом, работает приходская библиотека.

Храм Иоанна Воина в Москве — выдающийся памятник петровского барокко, он появился как бы «спонтанно», благодаря личному распоряжению царя, просто бросившего взгляд на эту местность.

В храме хранятся частицы мощей более 150 святых. К моменту наполеоновского нашествия на храмовой колокольне было 7 колоколов, самый большой из которых весил 130 пудов.
Во второй половине XIX века колоколов было уже вдвое больше, а благовестный колокол весил аж 303 пуда. К сожалению, все эти колокола утрачены.

Первый храм Иоанна Воина на Якиманке упоминается уже в 1625 году, стоял он гораздо ближе к реке, в глубине улицы, а также дальше к югу — примерно на месте нынешнего Центрального дома художника. Храм служил приходской церковью стрелецкой слободы, устроенной здесь еще при Иване Грозном.

Постоянные губительные разливы Москвы-реки побудили стрельцов перестроить храм в камне, что и было сделано в 1671 году. Однако и это не помогло — сначала храм оказался в запустении после высылки стрельцов из Москвы вследствие Стрелецкого бунта, а в начале XVIII века оказался затоплен при наводнении 1709 года.

По легенде, во время того самого наводнения, проезжая по берегу, Петр I видел, как прихожане подплывают на лодке к церкви Иоанна Воина , стоящей прямо в воде. Царь пожелал перенести храм на возвышение у самой Большой улицы и выписал на постройку церкви сумму в 300 рублей. На эти деньги можно было построить не просто каменную церковь, а настоящий шедевр в новейшем вкусе, что в итоге и произошло.

12 июня 1717 года освятили новый храм во имя св. мученика Иоанна Воина на Якиманке , который теперь стоял не в глубине у реки, а близ линии улицы.


Саша Митрахович 09.02.2018 09:40


На фото: Храм Иоанна Воина в Москве в 1961 году.

«Благословление» Петра I как будто придало храму Иоанна Воина внутреннюю силу: он хорошел, развивался, переживал войны и революции — не без потерь, но почти не останавливая богослужебную жизнь, а в XX веке стал хранителем святынь и ценностей множества других московских храмов, закрытых советскими властями.

История храма Иоанна Воина на Якиманке в Москве протекала спокойно и размеренно. Разнообразие вносили разве лишь периодические ремонты и переустройства церкви. Менялись росписи храма, иконостас, храм обрастал пристройками. Первый катаклизм в спокойную жизнь церкви внесла Отечественная война 1812 года.

Отечественная война 1812 года

В 1812 году война пришла прямо под стены церкви Иоанна Воина на Якиманке. Французы, разграбившие всю Москву, осквернили и этот храм. Хуже того, после неприятеля здесь похозяйничали и местные нечестивые мародеры.

К счастью, разграбленный храм промыслом Божьим уцелел в великом московском пожаре. Полыхавший повсюду огонь не коснулся его: вся противоположная сторона улицы выгорела, но пламя остановилось прямо у церковной ограды, пощадив храм и вместе с ним не тронув и соседние здания.

Конец 1812-го и начало 1813 года стали единственным долгим периодом за всю историю храма (включая XX век!), когда в нем не совершались богослужения. После разграбления и осквернения церковь быстро оправилась. Щедрые жертвователи постепенно возместили утраченную утварь и убранство храма, и через некоторое, хоть и не очень короткое, время он стал не менее великолепен, чем раньше.

Храм и новая власть

XX век даже для внешне благополучно переживших его храмов все же был страшным временем. Не стал исключением и храм Иоанна Воина.

Однако храм не закрыли. Он стал не только единственной действующей церковью на большой окрестной территории, куда стекались не
боявшиеся исповедовать свою веру прихожане разных замоскворецких храмов, но и своеобразным хранилищем святынь из храмов, которые закрывали один за другим.

Вместе со святынями церковь обрела и новый иконостас: сюда перенесли иконостас 1708 года из церкви Трех Святителей у Красных Ворот, которую сломали для расширения Садового кольца. Так в храме появился иконостас-ровесник. Вместе с вещами и святынями из других приходов приходили и люди.

В 1930 году настоятелем церкви стал бывший настоятель древнего храма Марона Пустынника Александр Воскресенский, переживший вместе с ней и сталинские репрессии и Великую Отечественную войну.


Саша Митрахович 09.02.2018 10:27


Архитектура храма Иоанна Воина на Якиманке — Петровское барокко. Это переходный стиль, ставший из-за этого лишь эпизодом, царь хотел прорубить «окно в Европу» по всем направлениям.

В России Петровское барокко не стало популярным, оставшись лишь в единичных памятниках, в основном связанных с большими его поклонниками князьями Голицыными. Самый известный тому пример — знаменитая . Храмы же петровской и елизаветинской вариаций стиля с первого взгляда определяются как русские. Русский облик характерен и для церкви Иоанна Воина.

В основе храма — четырехугольный объем, увенчанный восьмериковой купольной кровлей с мансардными окнами по сторонам света, и далее — двумя последовательно уменьшающимися восьмериковыми световыми барабанами и изящной, почти круглой главкой.

Четверик в основании совсем не выглядит массивным благодаря декору, повышенным средним пряслам с арочным завершением и пинаклям на углах. Далее вверх «нарядность» лишь увеличивается благодаря по-барочному роскошно оформленным мансардным окнам, необычно яркой раскраске скатов крыши и почти игрушечной балюстраде, идущей по верху кровли. Как сам храм является промежуточным между нарышкинским и елизаветинским барокко, так и этот ярус между четвериком и восьмериком, вовсе отсутствующий в более традиционных храмах эпохи, становится в композиции церкви смысловым центром, именно на него обращает наибольшее внимание зритель.

Западная часть четверика продолжается одноэтажной трапезной, соединяющей храм с гораздо более традиционной, но гармонично смотрящейся восьмериковой колокольней. Нечастый случай — колокольня увенчана даже более массивной и заметной главкой, чем сама церковь, притом что она ниже и из-за расположения улиц стоит как бы в глубине.


Саша Митрахович 09.02.2018 10:37


Храмы, не закрывавшиеся при советской власти, отличаются особым великолепием и благородством внутреннего убранства. Это относится и к храму Иоанна Воина, причем местная старина не давит, не создает ощущения «музейности».

Вход в храм расположен с северной стороны в основании колокольни. Еще до порога в трапезную посетителя встречает икона , как бы напоминающая, кому посвящен храм. Большая икона святого есть и внутри, но обилие крупных темных старинных икон различных святых, действительно, может сбить столку.

Внутренняя структура храма характерна для церквей подобной планировки: широкий притвор в дальней части трапезной завершается двумя боковыми приделами, из которых южный, во имя , был освящен еще до центрального алтаря, а северный, во имя святителя Димитрия Ростовского, напротив, был пристроен позже. Между ними узкий проход с иконами (среди них — икона с частицей мощей) ведет в основную, самую просторную и наиболее роскошно оформленную часть храма.

Интерьер трапезной, не знавший обычных для советского времени переделок, отличается великолепием: лепнина, орнаментальные и сюжетные росписи, позолота, рельефные головы ангелов и другие фигуры. Однако главный храм выигрывает за счет простора, света, льющегося из высоких окон, и прекрасного резного иконостаса.

Иконостас сужается кверху, из-за этого в верхних его рядах уже не так много икон, но их нехватку, по крайней мере с визуальной точки зрения, компенсирует тонкий декор. Как и снаружи, изнутри основной четверик храма производит впечатление ротонды, благодаря косым скатам крыши и уходящему ввысь восьмиугольному завершению.

Нынешние росписи и вообще внутреннее убранство храма относятся в основном к середине XIX века, когда они были полностью обновлены; более ранние росписи не сохранились, однако с тех пор внутренний вид можно считать в целом сохранившимся.

Иоанна Воина на Якиманке впервые упоминается в 1625 г. Только не было тогда еще местности «Якиманка», да и само имя святого звучало несколько иначе: Иван Войнственник.

Св. Ивана, покровителя воинов-стрельцов, живших в ту пору рядом, была первоначально деревянной и находилась ниже, «у Крымского двора на берегу». При разливе река часто затапливала , поэтому стрельцы на собственные средства в 1671 г. перестроили из камня.

Фото 1881 г.

После стрелецкого восстания 1682 года множество бунтовщиков было выслано из Москвы вместе с семьями, и опустел.

Очередное наводнение 1708 г. сильно затопило его. Об этом затоплении храм есть легенда, что сам Петр Великий, увидев храм, к которому люди добирались на лодках, заинтересовался им, а узнав, что освящен он в честь св. Иоанна Воина, воинственный царь самолично повелел отстроить новый в другом, более безопасном месте. Говорят, в 1709 г. он даже прислал готовый чертеж и пожертвовал 300 рублей на возведение каменной церкви, посвятив ее памяти победы в Полтавском сражении.

Вот так и появилась на Якиманке (к тому времени местность уже обрела это название в честь св. родителей Богородицы Иоакима (Якима) и Анны, храм которых находился неподалеку) Ивановойновская . Правда, легенда легендой, а только идея строительства храма выше прежнего места существовала давно, поскольку земля под него из числа стрелецких была приобретена еще в 1702 г. На месте же старой церквушки поставили часовню, как было принято в те времена, но она была разобрана в 1920-е гг. и до нас не дошла.

Икона Иоанна Воина

Точно неизвестно, чей именно был тот чертеж, присланный Петром I, но многие историки сходятся во мнении, что архитектора Ивана Зарудного, уж очень храм схож с Меншиковой Башней (храмом Архангела Гавриила). Традиционный восьмерик, точнее – два восьмерика, на двусветном четверике оформлены так, что зрительно нижний восьмерик выглядит как ротонда. Трапезная с колокольней стандартны для того времени. Церковь является прекрасным образцом петровского барокко, соединяющим в себе черты московского, украинского и европейского барочного зодчества.

Строительство велось быстрыми темпами, возможно, благодаря заинтересованности самого Петра I, так что в 1711 г. был уже освящен придел свв. Мчч. Гурия, Самона и Авивы. К 1712 г. здание храма было практически завершено, началось его украшение и благоустройство. Великое освящение состоялось в 1717 г. К нему царь прислал золотые церковные сосуды для богослужений, пудовую гирю на цепи (подвешена была над входом в напоминание о порядке на службах) и картину с надписью «Аптека, врачующая грехи».

Фрагмент ограды

Дошел до нас практически не измененным, только в 1759 г. (якобы с соизволения дочери Петра Елизаветы I) был пристроен второй придел во имя свт. Димитрия Ростовского. Примерно в то же время храм окружили великолепной узорной кованной оградой на каменном основании (в 1984 передвинута на нынешнее место). Стенные росписи кисти Гавриила Доможирова и иконостас Василия Баженова, к сожалению, не сохранились, но поскольку Иоанновоиновская церковь не закрывалась, то в 1920-е гг. в нее стекались святыни из закрывавшихся храмов. Таким образом, оказался здесь великолепный резной иконостас с позолотой (1708), перенесенный сюда из храма Трех Святителей у Красных Ворот (храм не сохранился).

Иконостас из храма Трех Святителей у Красных ворот

В 1812 г. храм стал свидетелем чуда: французы искали в его подвалах сокровища, но найти так и не смогли, а устроенный ими пожар потух, достигнув церковной ограды.

Колокольня церкви Иоанна Воина на Якиманке имела особое звучание и поэтому церковь относилась к «слушавшим» кремлевский благовест. К сожалению, некоторые из колоколов отдали в переплавку после революции 1917 г., остальные – в театр (МХАТ). «Театральные» колокола вернула храму Татьяна Доронина в 1990-е годы. Один из нынешних колоколов (голландский, ХVI в.) снят с закрытого храма. Сейчас колокольный ансамбль снова радует слух москвичей своим звоном.

Не закрывался в годы самых тяжких гонений, его настоятель Христофор, расстрелянный в 1922 г., причислен к лику Новомучеников Российских. В храме сосредоточено множество святых икон, принесенных сюда из пострадавших храмов. Среди них Владимирская икона Божией Матери с клеймами, икона мч. Варвары с частью ее перста и перстнем из храма ее имени на Варварке, икона Иоакима и Анны из храма, давшего имя Якиманке и многие другие.