» » Классики русской литературы о праве и правосудии в пореформенной России. Культура языка Примеры из художественной литературы на тему справедливость

Классики русской литературы о праве и правосудии в пореформенной России. Культура языка Примеры из художественной литературы на тему справедливость

О справедливости и несправедливости

Вопрос о несправедливости волновал человечество с древ­них времён.

Проблема (в том числе и проблема данного текста) заклю­чена в следующем. Люди, часто обиженные, на собственном опыте убеждаются в том, что такое несправедливость. А вот во­прос о том, что такое справедливость, каждый решает прежде всего с точки зрения своих интересов.

Комментируя данную проблему, можно сказать, что в общем людей мало волнует тот факт, что несправедливо поступили с другими. Если же несправедливость проявлена по отношению к ним, люди возмущаются и чувствуют себя оскорблёнными, униженными, несчастными.

Какова же позиция автора? Он считает: человечество не мо­жет надеяться на то, что подходы к понятию «справедливость» могут быть для всех одинаковыми. Почему? Потому что люди изначально не равны. И справедливость - это «искусство не­равенства».

Я согласна с мнением автора и в доказательство его правоты привожу первый аргумент. В том, что человек решает вопрос о справедливости чаще всего в свою пользу, мы убеждаемся на множестве примеров. Сколько людей, столько и мнений, столько и жизненных позиций. И это всё потому, что люди не равны и не могут быть равны в силу множества причин. Люди различаются по этническому признаку; различаются полом, возрастом; они могут быть бедны или богаты. И взгляды, сфор­мированные в течение жизни, влияют на их отношение к теме справедливости и несправедливости.

Публицист Котлярский рассказал однажды о каком-то молодом человеке, который только что объяснился в любви и был на седь­мом небе от счастья. В сердце любимой девушки он нашёл ответ­ное чувство. Ему хотелось бежать, кричать, рассказать о себе всему миру! И что значили перевёрнутое ведро в коридоре и обиды уборщицы, смятые куличики в детской песочнице, рассыпанные из кошёлки овощи на остановке! Но влюблённому не было дела до обиженных им людей: они ведь эгоисты. Но вот такие же «счаст­ливцы», тоже влюблённые крепкие парни, раздавили ему часы и искупали его в пруду. Молодой человек был страшно обижен такой несправедливостью. А о чём он думал раньше?

Аргумент второй. В романе Ф.М. Достоевского «Преступле­ние и наказание» вопрос о справедливости для главного героя Родиона Раскольникова представляется очень непростым. Свою, в целом бесчеловечную, «наполеоновскую» теорию он считает очень справедливой и даже «математически выверен­ной», а убийство «никому не нужной и всем вредной стару­шонки» не только не преступление, но как «проба» его теории оно видится ему даже как благое дело. Однако Раскольников своим поступком «не старушонку», а «себя убил»; при этом он так и не сумел переступить черту, за которой господствуют «властелины мира», те, которые «право имеют». Человечность, чувство совести и понимание подлинной справедливости по­беждают в Раскольникове.

В заключение нужно сказать, что, действительно, для каж­дого человека представление о справедливости скорее личное, отражающее его интересы. Для создания объективной картины мира существуют юридические и нравственные законы.

Здесь искали:

  • ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОСТИ АРГУМЕНТЫ
  • проблема справедливости
  • проблема торжества справедливости аргументы

Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI века. Это было время, когда народ начал выступать против феодалов, стремясь получить свободу, время роста больших городов и зарождение буржуазии, время оживления торговли и далеких путешествий, которые требовали от людей смелости. Сложились новые взгляды на смысл бытия: появилось убеждение, что наибольшую ценность на Земле составляет человек. Гуманисты - писатели и художники - изучали человека и стремились правдиво ее изобразить. Подтверждение своим идеям они нашли в античном искусстве, которое изображало сильного и прекрасного человека. Таким образом, гуманисты возродили античные традиции. Отсюда и название эпохи - Возрождение.

Дон Кихот воплощает справедливость, человечность, настоящее рыцарство - но живет в эпоху, когда все эти гуманистические ценности испытывают осмеяние. Жизнь оказывается вовсе не такой, какой она представляется Дон Кихоту, потому-то многие благородные стремления героя помочь приводят к прямо противоположным результатам. Но как же привлекательно это его стремление к исправлению мира! Дон Кихот борется не за собственные интересы - он захвачен идеей исправления изувеченной действительности. И в этом служении Добру он всегда активен, мужественен и бескорыстен.

Санчо Панса - так же, как и внешне - полная противоположность своему господину: он реально смотрит на жизнь, достаточно меркантильно. Сытая, свободная жизнь - вот его идеал (в отличие от «рыцаря грустного образа», который, по словам С. Бродского, «не смог дышать воздухом сытой скуки»). Но, читая роман, мы видим, как Санчо Панса постепенно проникается стремлениями, энтузиазмом и благородством своего господина. Главное, чем привлекает его фигуру - это чуткость, человечность, желание служить добру.

Деятель английского Возрождения, В. Шекспир, тоже изображал человеческую личность, которая ступает к борьбе с феодальным миром. Его «Ромео и Джульетта» - самый выдающийся гимн любви. Юноша и девушка из враждующих богатых итальянских семей Монтекки и Капулетти полюбили друг друга. Их любовь - это не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и, как всякая высокая любовь, - чувство, которое бесконечно обогащает душу.
Гуманисты Возрождения утверждали, что реальность - сам человек, а не какой-то искусственно наклеенный ярлык (в соответствии с происхождением или местом в обществе). Как раз в самом человеке - ее позитивные качества и изъяны, все же другое, включая семейные переводы и семейные обязанности, - второстепенное. «Что есть Монтекки?» - раздумывает тринадцатилетняя Джульетта, которая благодаря своему чувству, поднялась к пониманию важных, непреходящих истин.

Любовь Ромео и Джульетты - безудержное, чистое и героическое - длится лишь несколько дней. Власть и сила не на боку влюбленных, а на боку старых форм жизни, где судьбу человека обусловливают не чувство, а деньги, состояние, фальшивые понятия о чести семьи. Но, невзирая на то, что герои погибают, в трагедии торжествуют светло и правда, добро и любовь.

В героях произведений М. Сервантеса и В. Шекспира мы видим черты, присущие эпохе Возрождения. Герои действуют в полном соответствии с собственными представлениями об истине, отвечая за каждый свой поступок, соответствующим образом реагируя на противодействие враждебного им мира.

В борьбе за утверждение идеала жизни принуждает их преодолевать множество препятствий. Это люди деятельные и активные, что имеют гуманное мышление, а это уже черты новой, в сравнении с предыдущей эпохой, человека - истинного героя Возрождения.

    Горожанин эпохи Сайкаку в своем стремлении к личной свободе естественно становился противником тех феодальных законов, которые его ограничивали. Вместе с тем в своей семейной жизни он желал сохранить безграничную власть над младшими членами семьи, неограниченное...

    Столь же важную роль играла древняя литература Китая в III-IV, VII веках. Она оказала влияние на корейскую и японскую культуру. Поэтому за индийскими памятниками древней литературы и сказками следует раздел о китайских сказках. Затем рассматриваются...

    История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но проходило время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений...

    Американская литература подарила миру много замечательных писателей, книгами которых зачитываются и взрослые и дети. Почему она заняла достойное место среди других литератур лишь в начале XIX в.? Ответ на этот вопрос дает сама история США. До конца...


Что же такое справедливость и какова ее природа? Именно на эти вопросы, волнующие человечество испокон веков, Ильин предлагает нам свои ответы.

Философские рассуждения автор начинает с размышления о французской революции, которая провозгласила идею справедливости и равенства. Но как полагает автор справедливость, которая дана для всех – это «предрассудок». Философ допускает мысль, что люди все равны. «Тогда справедливость можно было бы находить арифметически и осуществлять механически.»

Однако люди не всегда равны от природы, иначе все вокруг было бы чрезвычайно просто и однообразно.

Постигая и изучая скрытую глубину души человека, люди должны рассматривать каждую индивидуально.

Таким образом, по мнению Ивана Ильина: «Справедливость есть искусство неравенства, которая требует предметно-обоснованного неравенства...»

Данную проблему мы можем рассматривать на примере произведения американского питателя Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Главный герой, перенеся операцию, делающую его обладателем высокого интеллекта, становится в некоторой степени эгоистичным по отношению к окружающим. До сих пор мужчина не чувствовал к себе справедливого отношения. .Ему казалось, что люди унижали и не ценили его. Став высокоинтеллектуальным он начинает относиться без справедливого, должного внимания к окружающим. В конечном итоге, Чарли Гордон возвращается в свое первоначальное состояние.

Проблема справедливости особо остро чувствуется в переломные моменты истории. Например, за все время существования крепостного права в нашем государстве, к крестьянам относились без должной справедливости: не как к людям, а как к животным, а порой даже хуже. Крестьян считали в некоторой степени рабами, ведь помещик мог распоряжаться судьбой своего рабочего.

Итак, данные аргументы убеждают нас, что истинная справедливость не может основываться на равенстве. Для справедливого отношения к людям мы должны учитывать индивидуальные особенности каждой личности.

Обновлено: 2017-08-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Считаю, надо сделать все, чтоб сохранить бессмертный дар природы. Во-первых, Правительство РФ должно заботиться о том, чтобы грамотно говорить по-русски стало престижно и выгодно. Во-вторых, ввести цензуру на отечественном телевидении, чтобы оно перестало тиражировать бескультурье. В третьих, наложить вето на издания, которые разрушают великий русский язык. В-четвертых, в семье, в детском саду и в школе воспитывать внимание, уважение к слову.

Слова К. Д. Ушинского: Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.

В заключение обращаюсь к своим сверстникам: «Говорите по-русски, пожалуйста!»

Искусство

Леонардо до Винчи сказал, что хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души. Думаю, оба мастера блестяще справились с данной задачей, вложив в портреты «Синтаксическая мадонна» и «Джоконда» весь свой опыт, всю свою мудрость. В этих шедеврах говорят не почерк, не удар кисти, а сердца великих художников. Они бессмертны, как бессмертны литературные герои: лучезарная Беатрисс, лучистая Джульетта и светоносная Татьяна Ларина…

Богатство

Отрадно то, что в истории России есть люди, которые запомнились не нажитом богатством, а истраченным. Это Савва Мамонтов, Третьяков, Щукин. Они жили не по принципу «кто кого переплюнет», их не распирало самодовольство. Все свое состояние они вложили в искусство. «Мое идея…-наживать для того, чтобы нажитое об общества вернулось бы также обществу (народу) в каких0либо полезных учреждениях…» - писал П. Третьяков. Разве это не пример, достойный для подражания для живущих «напоказ», для правителей, «напыщенных собой»?!

Одна из ведущих тем в повести О. де Бальзака «Гобсек» - власть денег над людьми. Располагая миллионами, не имея семьи, детей, Гобсек ведет аскетический образ жизни. Старому ростовщику деньги нужны не как средство приобретения а как способ проявить власть над окружающим

Ответственность

Проблеме ответственности родителей за своих детей много внимания уделяет ведущий телешоу «Пусть говорят» А. Малахов. Так, в одной из передач он озвучил историю трагической гибели двухлетней малышки. Девочка замерзла по вине родителей – пьяниц, по той же причине в другой семье повесился сын. Разве можно после этого их назвать родителями?!

Проблема ответственности нашла отражение и в русской литературе: в рассказе А. Платонова «Усомнившийся Макар», в повестях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Чувство ответственности за монстра, созданного в результате операции на бездомную собаку, заставляет профессора Преображенского предпринимать все, чтобы вернуть Шарика в прежнее состояние.

Очень ответственным человеком, настоящим хозяином леса был старший Минниханов, отец Президента РТ Рустама Минниханова. В ознаменование заслуг ему поставлен памятник (единственный в России!), сложена песня.

«Ты всегда в ответе за всех…» - напоминает нам из далекого прошлого и А. де Сент – Экзюпери в повести – сказке «Маленький принц». Не забывайте эту истину!