» » Что такое кластеры в образовании. Проект «Концепция создания образовательного кластера (на базе системы дошкольного образования). Концепция создания кластера в области дошкольного образования

Что такое кластеры в образовании. Проект «Концепция создания образовательного кластера (на базе системы дошкольного образования). Концепция создания кластера в области дошкольного образования

Одним из современных типов организации учебного процесса являются образовательные кластеры. Но прежде чем говорить о том, что такое кластер в образовании, следует разобраться с основным понятием. Кластер – это объединённые группы с объектами, которые связанны друг с другом и выделяются по какому-либо общему признаку.

Кластер в образовании – открытая система образовательных, производственных, научных, проч. органов с формами образовательной деятельности в определённых областях (нанотехнологии, робототехника, ресурсосбережение). Эта совокупность осуществляет связь через сеть, что позволяет значительно увеличить образовательные ресурсы в системе.

В чём преимущества образовательного кластера?

Если с определением кластера в образовании всё понятно, то возникает следующий вопрос.

  1. Возможность использования ресурсов участников кластера (материальная база, кадры и проч.).
  2. Введение в сферу образования наиболее современного предметного и технологического содержания.
  3. Преемственность образования разных уровней.
  4. Построение индивидуальных траекторий профориентации.
  5. Непрерывное «погружение» обучающихся в область их будущей профессиональной деятельности.

Структура кластера в образовании

Чаще всего центральное и значимое место в кластере занимает университет, который объединяет учебные заведения и образовательную ситуацию. Это усиливает науку и её единство с практикой.

Взаимодействие членов образовательного кластера даёт такие возможности, как:

  • отбор и систематизирование содержания педагогического образования, учитывая интересы всех субъектов образовательного кластера;
  • организация многоуровневого и непрерывного профессионального образования;
  • после выпуска гарантия трудоустройства по выбранной специальности при ясной перспективе карьерного роста;
  • стимул к улучшению материальной базы образовательных заведений;
  • формирование и усовершенствование грамотного профессионализма;
  • стимуляция профессионального роста педагогов в образовательных учреждениях.

В высших и средних учебных заведениях педагогическими коллективами выполняются актуальные исследования, суть которых заключается в теории и практике образования и во внедрении полученных результатов в образование.

Разделы: Администрирование школы

С начала XXI века проектирование различных моделей системы школьного образования становится все более востребованным современным социумом. В сегодняшнем мире практически невозможно найти готовые рецепты, использование которых позволит школе наладить собственную эффективную систему взаимодействия с учеником, учителем, семьей и обществом в целом.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная образовательная стратегия-инициатива “Наша новая школа” предполагают качественные изменения в содержании образования, экономике образования, управлении системой образования.

Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются отработка новых моделей содержания образования, организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия различных социальных институтов.

Среди приоритетов развития инновационной деятельности в Петербурге выделяются развитие инновационной инфраструктуры, разработка и дальнейшая реализация кластерной политики, поддержка реализации инновационных проектов.

Рассмотрим создание образовательного кластера на примере средней общеобразовательной школы № 323 г. Санкт-Петербурга. С 2003 года педагогический коллектив начал работать над созданием такого учебного заведения, которое обеспечивало бы не только образовательные запросы населения, но и решало задачи культурно-просветительского характера, способствовало бы реализации концепции единения семьи и школы, уделяло бы особое внимание здоровью учащихся и их комфортному обучению. Так на свет появился Культурно-образовательный центр “Оккервиль”, открывший двери для всех жителей Муниципального округа № 57, включающий в себя: общеобразовательную школу, центр дополнительного образования, центр содействия развитию ребенка.

Сегодня Культурно-образовательный Центр – это единая образовательная система, работающая в рамках эксперимента по организация досуговой и образовательной деятельности детей дошкольного и школьного возраста, несовершеннолетних и молодежи, населения муниципального округа через разнообразные программы, различные формы культурологической деятельности.

Клубная деятельность Центра одна из наиболее привлекательных форм для современных детей, молодежи и взрослого населения. Работа клубов взаимосвязана между собой и является одной из приоритетных линий создания социокультурной среды района (в школе созданы и успешно функционируют пять клубов: “Патриот”, “Эколог”, “Семья”, “КВН”, “Слово”).

Результатом опытно-экспериментальной работы в целом, а также тесного взаимодействия клубов с различными социальными партнерами стала идея объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый образовательный кластер.

Таким образом, образовательный кластер (на примере данной школы) – гибкая сетевая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные и политические организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т.д.), объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности (ОУ) для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта).

Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера – маршрут построения взаимовыгодных отношений между отдельными элементами кластера в рамках конкретного проекта и в заданный период времени.

Элементы образовательного кластера – организация в целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т.д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.

Школьная инфраструктура – к перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями различных сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, бизнеса и других. Инфраструктура задает размеры и другие топологические свойства образовательного пространства, которое характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации.

Образовательный кластер представляет собой один из способов организации школьной инфраструктуры, клубы – элементы данной инфраструктуры.

Школьный клуб – общественная неполитическая некоммерческая организация, которая создается в результате свободного волеизъявления взрослых и школьников, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей .

В России тема кластеров получила развитие с некоторым отставанием от развитых стран, однако, тем не менее, привлекла к себе внимание многих исследователей и экономистов. На протяжении ряда лет складывается тенденция возрастания интереса к кластерам как инструменту развития регионов. О перспективе развития кластеров было заявлено на уровне официальных документов. Например, “Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.” в качестве одного из важнейших направлений экономического развития страны предусматривает “...стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров”.

В Правительстве России кластерная политика рассматривается, как одна из 11 “ключевых инвестиционных инициатив” наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики. В настоящее время многие субъекты РФ стали разрабатывать стратегии развития, основанные на кластерах (например: Проект развития образовательных кластеров в республике Татарстан: Официальный портал Правительства Республики Татарстан, www.mert.tatar.ru )

Профессор Портер полагает, что в России много областей, которые могут сложиться в эффективные кластеры, свою задачу он видит в том, чтобы определить, “в какую нишу мировой экономики Россия может сейчас вписаться особенно производительно и эффективно”. А реализовать эти проекты позволит очевидное конкурентное преимущество нашей страны – высокий уровень образования и квалификации .

Что такое кластер в системе образования? Вот некоторые из определений:

  • Образовательный кластер
– “соединение работодателя и образовательных учреждений при помощи комплекса сквозных программ” (официальный сервер Республики Татарстан).
  • Школьный кластер:
  • “В каждом кластере опорные школы имеют педагогических партнеров – это школы-спутники..., дошкольные учреждения..., это и социальные партнеры – вузы, библиотеки, музеи, СМИ...” (Бином. Лаборатория знаний).

    Перспективы разработки образовательных кластеров весьма серьезны, но на данном этапе эта область еще слабо изучена. Есть исследования на основе системы образования Татарстана , работы о подходах к понятию и структуре создания кластера на основе образовательного учреждения , публикации о механизмах социального партнерства в системе кластера и ряд других работ.

    Модель образовательного кластера на примере организации клубной работы в образовательном учреждении представлена впервые.

    Приведем выводы:

    1. Для всей экономики государства организации, объединяясь в более упорядоченную систему (кластер ), являются точкой роста , к которой начинают присоединяться другие организации.
    2. Ключевым моментом
    3. образования кластера является рыночной механизм “выгодности” более тесного взаимодействия организаций, расположенных на одной территории. Концентрирование конкурентоспособных организаций и учреждений по территориальному принципу обусловлено образованием положительных обратных связей, когда одна или несколько наиболее перспективных структур распространяют свое положительное влияние на ближнее окружение.
    4. В основе процесса
    5. образования кластера лежит обмен информацией по вопросам потребностей, техники и технологий между партнерами. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по различным каналам для всех участников кластера.
    6. Важными факторами, обусловливающими развитие кластера, являются его диверсифицированность и инновационность , основанная на связях кластера с научно-исследовательскими организациями.
    7. Принципиальное значение имеет способность объединений партнеров различных отраслей (внутри кластера) эффективно использовать внутренние ресурсы .
    8. Кластер играет позитивную роль в привлечении инвестиций в образовательную систему.
    9. Применение кластерной политики в образовании – основа инновационного развития как образовательной системы в начале, так и в дальнейшем национальной экономики.

    Перечислим необходимые ресурсы для создания образовательного кластера.

    Кадровые ресурсы: руководители образовательных учреждений, заинтересованные в эффективном сотрудничестве с различными организациями; творческие педагоги, готовые организовать работу школьных клубов или других объединений взрослых и детей.

    Информационные ресурсы:
    – информационный банк данных обо всех и для всех участников образовательного кластера;
    – поддержка активного взаимодействия с внешними информационными каналами, выполняющими функцию распространения;
    – включенность информационных потоков всех субъектов и организаций, включенных в образовательный кластер в общую информационную среду района и города.

    Организационные условия:
    – определение, создание сетевой структуры, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации и т.д., сплоченных вокруг ядра инновационной педагогической деятельности;
    – разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность клубов и взаимодействие всех элементов в рамках образовательного кластера;
    – регулярное проведение маркетингового исследования о возможных направлениях развития образовательного кластера.

    Материально-технические условия:

    Каждое образовательное учреждение имеет возможность использовать имеющуюся материально-техническую базу для реализации конкретного проекта, направления деятельности в рамках образовательного кластера. Построение образовательного кластера подразумевает, в том числе, использование материально-технических ресурсов всех партнеров.

    Рассмотрим составные части образовательного кластера. Он состоит из элементов различных сред. Элементы – организация в целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т.д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.

    Организация, которая представляет основной управленческий ресурс, становится ядром кластера и устанавливает систему взаимоотношений между его элементами.

    Совокупность элементов:

    1. Организационно-территориальная структура (кластерная плоскость) – различные среды, их объединения.

    2. Ресурсная структура – это кластерная вертикаль: объединение ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, информационных, образовательных и т.д.) в зависимости от задачи.

    3. Функциональная структура – пересечение кластерной плоскости и кластерной вертикали: функция – инновационное решение задачи.

    Представляемый образовательный кластер включает три кластерные плоскости .

    Первая кластерная плоскость – “территория” образовательного учреждения (основное образование, дополнительное образование, служба сопровождения)

    Вторая кластерная плоскость – “территория” школьных клубов.

    Третья кластерная плоскость состоит из четырех сред:
    – социальной (представители власти, общественные и политические организации, система социальных учреждений, население региона, институт семьи);
    – научной (научные школы, вузы, исследовательские организации, консультационные центры);
    – экономической (система экономических хозяйствующих субъектов (производственные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг), ресурсный потенциал);
    – культурной (организации культуры, организации дополнительного образования).

    Каждая среда включает в себя представителей различных организаций (социальных партнеров). В зависимости от поставленных задач количество кластерных плоскостей и сочетание элементов в них могут быть различны.

    Сама по себе идеология кластеров интересна и неисчерпаема с точки зрения реализаций. Но в основе любой реализации столь непростой системы лежит практический интерес и целесообразность. Образовательный кластер – это гибкая и мобильная структура, внутри которого может быть различное сочетание маршрутов взаимодействия.

    Нами представлена универсальная модель образовательного кластера – в зависимости от количества кластерных плоскостей и элементов различных сред может быть абсолютно разное количество маршрутов. Определяющим в их формировании будет являться цель и результат такого объединения. Ядром данного кластера является ученик, его интересы, потребности, возможности.

    Таким образом, успешное функционирование образовательного кластера представляет собой один из возможных путей развития современной школы. Опыт работы школы № 323 в данном направлении свидетельствует о положительных качественных и количественных изменениях, способствующих достижению требований к результатам обучения учеников, квалификационным категориям учителей, статусу школ инновационного характера.

    Список литературы:

    1. Образовательный кластер как форма организации клубной работы в школе / Под редакцией Л.А. Флоренковой, Т.В. Щербовой : Учебно-методическое пособие. – СПб, 2010.
    2. Проект развития образовательных кластеров в республике Татарстан: Официальный портал Правительства Республики Татарстан. www.mert.tatar.ru
    3. М. Портер, К. Кетелс Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики, доклад. http://xrumer.csr.ru/news/original_1324.stm
    4. Портер М. Конкуренция / М. Портер. СПб. – М. – Киев: “Вильямс”, 2002.
    5. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли. Автореферат дисс. канд. пед. наук, Казань, 2008.
    6. Каменский А.М ., Внутришкольный образовательный кластер, 2009.
    7. Корчагина, Е.А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером / Е.А. Корчагин // Инновации в образовании. – 2007. – № 6. – С. 43–51.
    8. Юрьев, В.М., Чванова, М.С., Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера / В.М. Юрьев, М.С. Чванова, В.М. Передков // Вестник ТГУ. – 2007. – Выпуск № 5 (49). – С. 7–12.

    ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    13.1. Воспитание как составная часть специального образования

    13.3. Общие и специальные принципы воспитания детей

    с ограниченными возможностями

    13.4. Методы воспитания

    13.5. Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов

    Воспитание как составная часть специального образования

    В специальном образовании воспитание рассматривается как целенаправленно организованный процесс педагогической помо­щи в социализации, социокультурном включении и социальном адаптировании человека с ограниченными возможностями жиз­недеятельности.

    Воспитание происходит в различных временных, исторических и социокультурных условиях и подвержено изменениям в соот­ветствии с меняющимися формами и реалиями общественной жизни. Его цели и задачи, методы и средства определяются обра­зовательными системами и учреждениями, которые зависимы от общественных условий и требований. И вместе с тем оно следует и соответствует как особым личностным потребностям каждого отдельного человека, так и запросам всего общества, отражаю­щим нормы и правила, действующие в данной социокультурной среде.

    В педагогике воспитание является частью педагогического про­цесса и играет в нем ведущую роль, так как в ее системе воспита­ние и обучение настолько тесно взаимосвязаны, что их разделе­ние допустимо лишь в целях изучения и анализа каждой из этих составляющих образовательного процесса. Единство воспитания и обучения выражается и в совпадении многих важнейших принци­пов, методов и форм работы.

    В современной отечественной педагогике под воспитанием по­нимают процесс целенаправленного формирования личности (В.С.Селиванов), специально организованную деятельность пе­дагогов и воспитанников для реализации целей образования в ус­ловиях педагогического процесса (В.А. Сластенин), процесс це­ленаправленного влияния, целями которого выступают усвоение Ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей -Смирнов).

    В специальной педагогике воспитание - целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педаогическая помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его развитии, социализации, освоении им действующих социокультурных норм и ценностей, в социокультур­ном включении, содействие ему в достижении свойственного обыч­ному человека образа жизни.


    Цели специального воспитания могут быть представлены ком­плексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков:

    Постижение жизненных ценностей и установление опреде­ленных ценностных ориентации;

    Освоение (на доступном для каждого уровне) базовых со­ставляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности - культуры знания, культуры чувств и твор­ческого действия;

    Обретение чувства доверия и интереса к жизни и к окружаю­щему миру;

    Познание собственной личности, ее возможностей и границ развития;

    Становление и реализация способности к мотивации само­развития и самопомощи;

    Формирование жизненно значимых компетенций (знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни, благодаря кото­рым осуществляется познание и упорядочивание предметного мира, самообслуживание, самообеспечение и достигается без­опасность существования);

    Ориентирование в окружающем мире, в социальных отноше­ниях - пользование информацией, общение, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с окружающими людьми;

    Навыки контроля и самоконтроля, самооценки собственной деятельности и поведения.

    Известно, что психофизические нарушения влекут за собой ограничения жизнедеятельности, следствием чего становятся за­труднения или невозможность самостоятельного овладения соци­альным опытом, нравственными ценностями общества. Это, в свою очередь, порождает в человеке чувство беспомощности, зависи­мости от окружающих, которые вынуждены принимать на себя организацию и регуляцию всей его жизнедеятельности, служить посредниками в процессе социального взаимодействия. Поэтому специальное воспитание выступает как педагогическая помощь в совершенствовании качества жизни, протекающей в осложнен­ных условиях, вызванных ограничением возможностей жизнедея­тельности и социального взаимодействия. Без образовательной

    поддержки, без направленной помощи, психолого-педагогического сопровождения у таких людей неизбежно развивается чувство ущербности, ограниченности умственно-духовного, социально­го, нравственного, эмоционального и эстетического бытия. Под­держка в жизни означает прежде всего помощь в преодолении социальной изоляции, в открытии для человека с ограниченны­ми возможностями всего многообразия окружающего мира, в до­ступности для него нормального человеческого существования и во включении его в этот мир в качестве носителя и потребителя общей культуры.

    Специальное воспитание предусматривает комплекс воспита­тельных действий, которые должны подготовить ребенка, подро­стка к способности вести максимально соответствующий совре­менному человеку образ жизни, помочь ему в достижении чело­веческой зрелости.

    Обучение в самом широком смысле этого слова - обучение быть человеком - это и есть воспитание.

    Для специальной педагогики оказываются крайне важными сущности понятий «воспитуемость» и «обучаемость», так как в практике бытуют понятия «труднообучаемый», «необучаемый», «трудновоспитуемый» ребенок.

    Специальная педагогика и специальное образование (в отли­чие от общей педагогики) включают в сферу своего педагогиче­ского воздействия и помощи людей со сниженными, а иногда и минимальными показателями обучаемости и воспитуемости, на­ходят и действенно используют пути и средства коррекционно-воспитательной работы в этих условиях.

    В качестве нормативов минимальной обучаемости и воспитуе­мости зарубежные специалисты предлагают пользоваться крите­риями показателей развитости человеческих свойств: минималь­ный интеллект, самосознание, чувство времени, способность к общению, способность реализовать социальные отношения, по­требность во взаимодействии с другими людьми, включенность в контекст жизненной ситуации и осознание себя в сообществе. В то же время, например, тяжелую форму олигофрении (идиотию) некоторые специалисты (преимущественно представители меди­цины) считают признаком неспособности к указанным выше про­явлениям, следовательно, к обучаемости. В этом случае, по их мнению, речь идет лишь о поддержке и уходе. Подобный подход отражен, например, в американской терминологии, где дети де­лятся на «обучаемых» и «тренируемых». При IQ = 50 и ниже это «тренируемые» воспитанники.

    Практика показывает, что к лицам с глубоким умственным недоразвитием неприложимы в качестве общепринятых термины «обучение» и «воспитание» в том смысле, в котором они при­няты к употреблению в обществе, в обычной образовательной среде, так как они ориентированы на общепринятые школьные нормативы (в том числе и нормативы специальной школы). В дей­ствительности следует говорить о способности людей с тяжелым интеллектуальным недоразвитием к принятию индивидуальной реабилитационной поддержки и ухода. Стимулирующая педа­гогическая поддержка позволяет обнаружить и развить у них дрем­лющие способности к освоению простейших социальных «че­ловеческих» умений. Концепция педагогического воздействия, воспитания в этом случае базируется на способности человека меняться, физически развиваться, достигать определенного со­вершенствования (расширения) сенсорных возможностей и на этой базе формировать простейшие умения, присущие чело­веку.

    Специальные педагоги убежденно считают, что нельзя отка­зываться от поиска потенциальной способности к воспитанию даже у самых тяжелых умственно отсталых воспитанников. Отказ от по­исков путей и способов развития человеческого в человеке они рассматривают как своеобразный смертный приговор, как «мяг­кую эвтаназию» (Шпек О., 2003).

    Таким образом, понятия «обучаемость», «воспитуемость» весьма относительны и зависят от того, какие цели заявляют и какую планку ставят образовательная и воспитательная программа, об­разовательное учреждение, а также от того, ориентируются ли педагоги на индивидуальные, личностные возможности воспи­танников или видят лишь нормативные критерии (в последнем случае, например, воспитанник детского сада, помещенный в вуз, также окажется необучаемым). Для специального воспитания важно определить, что имеется в виду под обучением и воспитанием применительно к той или иной категории детей с ограниченны­ми возможностями жизнедеятельности, тем более что нередко обу­чаемость рассматривается как предпосылка к воспитанию, а не как феномен, который присутствует в процессе специального вос­питания.

    Специальная педагогика признает воспитание более широкой и всеобъемлющей категорией, чем обучение, что обусловлено при­оритетной значимостью задач социального включения и адапти­рования человека с ограниченными возможностями жизнедеятель­ности. Существуют группы детей, для которых характерны огра­ничения возможности собственно обучения (усвоения академи­ческих знаний) в соответствии со школьными нормативами. В то же время применительно к тем же детям можно говорить об ус­пешности их воспитания, имея в виду их социальное и средовое адаптирование, освоение ими необходимых социокультурных норм и ценностей.

    В общей педагогике - в теории воспитания - сложился некий образ идеального ребенка, обладающего комплексом определенных качеств, к достижению которых как бы должен стремиться каждый воспитатель в своей работе. Предполагается, что он ста­вит высокие цели воспитания и обучения, создавая идеальную модель человека. Однако в реальной жизни у каждого ребенка на­ходятся такие свойства (не всегда это даже недостатки), которые препятствуют его соответствию этому идеалу, и тогда воспитание направляется в первую очередь на преодоление именно таких «от­личающихся» качеств.

    Ребенок с ограниченными возможностями жизнедеятельности зачастую весьма далек от идеального образа, если судить о нем с указанных позиций. Специальной педагогике с самых ее истоков приходится иметь дело не с «идеальным ребенком», а реальным человеком (ребенком, подростком, взрослым) с ограниченными возможностями жизнедеятельности, отягощенным еще и специфи­ческими проблемами социокультурного включения. Поэтому, вы­страивая воспитательный маршрут, она исходит не из учета того, в чем ребенок не достает до идеала, а, наоборот, ориентируясь на все позитивное, что имеется (сохранилось) именно у этого вос­питанника. И опора на имеющиеся задатки, возможности служит отправной точкой для движения вперед, помогает увидеть сущ­ность воспитательных потребностей ребенка и понять задачи его воспитания.

    Таким образом, специальная педагогика в своих подходах к проблемам воспитания отвергает мысль о неизменной модели идеального человека и руководствуется положением о том, что потенциальная программа саморазвития, заложенная в каждом новорожденном человеке, должна быть возможно более полно ре­ализована, а для этого требуется обеспечить необходимые образо­вательные условия в окружающей ребенка среде. Только в этом случае даже отягощенный самыми сложными проблемами ребе­нок получает шанс для развития.

    Итак, специальное воспитание основывается на гуманистиче­ском представлении о том, что любой человек, даже с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности, обладает потенциальными воз­можностями развития, саморазвития, а значит, и воспитания, что помогает ему встраиваться в меняющийся контекст социальных отношений.

    Специфической особенностью воспитания в системе специ­альной педагогики является помощь для реализации самопомощи, т.е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку) в самостоятельном осуществлении собственной жизни. В большин­стве случаев это удается; и человек с ограниченными возможно­стями жизнедеятельности может научиться в значительной мере помогать себе сам, используя пути и средства компенсации нару­шения, применяя знания и навыки, приобретенные в результате коррекционно-воспитательной работы с ним.

    • Грудцына Людмила Юрьевна - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры "Гражданское право" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии естественных наук, Почетный адвокат России;
    • Лагуткин Александр Владимирович - доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Российского экономического Университета имени Г.В. Плеханова, действительный член Российской академии естественных наук, председатель отделения проблем управления Российской академии естественных наук

    Ключевые слова:

    образование, наука, кадры, Россия, РФ.

    «В современной экономике, особенно в условиях глобализации… на первое место выходят кластеры – системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей».

    Майкл Портер,
    профессор Гарвардского университета

    А.С. Макаренко в «Педагогической поэме» отмечал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди» . Он считал, что именно поэтому у нас отсутствуют важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка, реализация и сбыт. Действительно, любая отрасль экономики не может иметь будущего, если она не взаимо­действует с наукой, с образовательными учреждениями, выпускающими специалистов для отрасли производства, не развивает снабжение и реализацию (сбыт).

    Перед отечественными вузами остро стоит проблема внедрения инноваций в условиях зарождающегося инновационного типа экономики, которые способны сделать вузы более конкурентоспособным и сформировать положительную национальную конкурентоспособность. Современная система образования находится в последние годы в постоянном реформировании и обновлении. По крайней мере, об этом много говорят и пишут. На повестке дня разрушение не только технического образования , но и гуманитарного . Кризис очевиден. Автор стать, не претендуя на истину в последней инстанции, предлагает свое видение проблем современного образования и, главное, комплексные варианты выхода из сложившейся ситуации. Главное – не замыкаться только на проблемах образования, которое, как и любой другой институт социума, гражданского общества, является лишь частью сложной системы функционирования государства и общества.

    Российский рынок образовательных услуг не может порождать новые виды деятельности и быть инновационным, поскольку привязан к старым организационным структурам и государственным институтам (которые были сформированы еще в 1960-е гг. и согласно которым осуществлялась подготовка кадров в отрасли экономики). Сегодня очевидно, что российские вузы не охватывают этап «подготовки кадров» и не способны конкурировать на глобальном рынке, в отличие от западных университетов, которые, помимо того, что оказывают образовательные услуги, в том числе, в сфере «бизнес-процесса», являются еще крупными научными центрами, занимающимися исследованиями как теоретического, так и прикладного характера. Несмотря на предоставленную несколько лет назад возможность вузам заниматься предпринимательской деятельностью, в силу существующих правовых и организационных лакун в институциональной системе и неотлаженного механизма оптимизации налогообложения в сфере образования, на данный момент времени довольно затруднительно говорить о четкой схеме коммерциализации вузовской науки, что также влияет на степень конкурентоспособности отечественного университета.

    Тенденция создания сложных интегрированных образовательных систем (образовательных кластеров) путем укрупнения отраслевых государственных вузов путем реорганизации (в форме присоединения) в последние два года приобрела системный характер. Например, к Национальному исследовательскому технологическому университету «МИСиС» были присоединены Российский государственный геологоразведочный университет имени С. Орджоникидзе и Московский государственный горный университет (в настоящее время заканчивается процедура реорганизации в форме присоединения). Тремя годами ранее, распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 1073-р была утверждена Программа создания и развития ФГОУ ВПО "МИСиС" на 2009-2017 гг., целью которой является формирование современного образовательного учреждения высшего профессионального образования, которое подготавливает специалистов с высшим образованием всех уровней, а также осуществляет научные исследования и разработки мирового класса и вносит, таким образом, значительный вклад в развитие системообразующих отраслей экономики, науки и образования России

    Слияние вузов, полностью охватывающих тот или иной цикл производства, действительно, назрело давно. В условиях послеперестроечного развала российского производства (заводов, фабрик) и переживаемого в последние годы (вполне предсказуемого) демографического кризиса (в том числе, рабочей силы, профессиональных кадров) институт образования и выпуск профессиональных и востребованных кадров становится сейчас едва ли не единственным спасительным сценарием для современной России. Кадры, действительно, решают все.

    Что же такое образовательный кластер? Начнем с определения. Кластер (англ. cluster - скопление) – это объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами . Кластер - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга . Кластер представляет собой группу географически лока­лизованных взаимосвязанных компаний, поставщиков обору­дования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодо­полняющих друг друга и усиливающих конкурентные преиму­щества отдельных компаний и кластера в целом .

    Понятие кластера в западной литературе было введено в экономическую теорию М. Портером: «кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщи­ков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций» . Таким обра­зом, для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга.

    Инновационный (высокотехнологичный) кластер - кластер, в состав которого входят центры генерации и передачи научных знаний, выпускающий наукоемкую продукцию на базе передовых технологий .

    Образовательный кластер – это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; это система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке «наука – технологии – бизнес», основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки .

    Наполнение модели образовательного кластера должно происходить через социальное партнерство, которое в условиях образовательного кластера будет эффективным, если : - все уровни образования одной отрасли находятся в преемственном соподчинении на основе сквозных образовательных программ; - образовательные программы создаются с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли; - коллективы учебного заведения (учебных заведений) и предприятий взаимодействуют на основе принципа корпоративности .

    Переходной (стартовой) моделью образовательного кластера является УНИК (учебно-научный инновационный комплекс) . Основными целями УНИКов являются: построение целостной системы многоуровневой подготовки специалистов для предприятий на основе интеграции образовательных учреждений и предприятий-работодателей, обеспечивающей повышение качества, сокращение сроков подготовки специалистов и закрепление выпускников на предприятиях; интенсификация и стимулирование совместных проблемно-ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований; создание гибкой системы повышения квалификации специалистов .

    Кластерное обучение является сравнительно новым направлением в профессиональной педагогике, его внедрение в процесс подготовки требует определения педагогических условий и экспериментальной проверки эффективности формирования компетентного специалиста . Иными словами, сначала нужно подготовить профессионального педагога, который будет обучать студентов – будущих специалистов. Роль вуза в кластере сводится к тому, чтобы производить инновационный товар. Что это значит на практике? Научно-исследовательские институты и производственные учреждения региона становятся базой практик и получают возможность участвовать в формировании специалиста на собственной научно-учебной базе, в соответствии со своими потребностями и перспективами развития .

    В целом различаются три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту их функцио­нирования:

    а) регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привя­занные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, уни­верситетам и т.д.);

    б) вертикальные производственные цепочки, узко опреде­ленные секторы, в которых смежные этапы производ­ственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик-производитель-сбытовик-клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

    в) отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер») .

    Кластер как механизм инновационного управления развитием системы общего образования позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в него. В том числе: развитие социального партнёрства, привлечение внебюджетных средств в сферу образования, появление ресурсов для инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, качественно новые результаты образования, основанные на непрерывном развитии ребенка, позволяет улучшить внешний облик учреждений.

    Особая роль в инновационном развитии регионов принадлежит государственным классическим университетам, исполняющим роль интеграторов профессионального образования, науки и культуры региона. Именно классический университет, находящийся в центре единого образовательного пространства региона выполняет не только образовательную миссию, но и является важнейшим социальным институтом, который может быть использован для формирования инновационной инфраструктуры региона и оказывать влияние на развитие его экономики .

    На наш взгляд, создание какой-либо инновации влечет за собой, по меньшей мере, три проблемы : во-первых, кадровую проблему (нет специалистов, который на должном уровне смогут заниматься дальнейшим развитием инновационного продукта), во-вторых, нет рынков сбыта инновационной продукции (не проработаны механизмы, куда и кому сбывать товар, идеи и т.д.), в-третьих, сразу после создания инновации в конкретной отрасли экономики нет еще самой технологии (она не отработана), технологической базы, необходимой для поддержания дальнейшего развития инноваций.

    Более того, при формировании образовательного кластера решается ряд вопросов, относящихся к сфере взаимодействия рынка образования и рынка труда. Во-первых, выстраивается механизм заказа, т.е. происходит четкое формулирование требований, которые появляются у общества, включая бизнес. Бизнес осознает важность вложений инвестиций в человеческий капитал, что отражается в позитивных тенденциях как на макро-, так и на микроуровнях. Запускается механизм «социального лифта», т.е. возрастает социальная мобильность студента как субъекта образовательного кластера. Происходит регулирование рынка труда отрасли в рамках которой создан образовательный кластер в соответствии с существующими потребностями.

    При недостатке четких механизмов взаимодействия государства, работодателя и выпускника, наблюдается отсутствие централизованного распределения рабочей силы по отраслям и сферам занятости, а выпускнику практически полностью отдано право и возможности поисков работы. Причем участие работодателя в процессе подготовки кадров на уровне высшего образования практически отсутствует, если не принимать во внимание создание и функционирование образовательного кластера, не только как формы социального партнерства, но и перспективной формы интеграции науки, бизнеса и государства.

    При реализации механизма создания и функционирования образовательного кластера предполагаются следующие результаты:

    1. Стратегия развития профессионального образования будет меняться. Диалог с работодателем перейдет на качественно новый уровень: произойдет понимание общих интересов и проблем, что решит проблему, существующую на данный момент.

    2. Произойдет создание системы доступного непрерывного профессионального образования, которое, в свою очередь, должно привести к повышению качества подготовки кадров.

    3. На макроэкономическом уровне произойдет рост производительности труда и уровня занятости населения, рост валового регионального продукта на душу населения.

    Итак. В целом следует одобрить укрупнение отраслевых вузов, однако данный процесс нуждается в корректировке – необходимо не просто укрупнять, но продуманно создавать кластерные системы , в которых укрупненные отраслевые вузы не будут сами по себе, но станут в условиях инновационной экономики России неотъемлемой частью единого технологического проекта, цель которого – логично объединить все этапы научного знания и производства, например:

    а) наращивание базы знаний и обеспечение мирового уровня научных исследований и разработок в сфере прорывных технологий путем развития университета как исследовательского центра, осуществляющего эффективную интеграцию образования и научных исследований;

    б) написание конкретных образовательных программ, по которым будет проходить обучение будущих специалистов, кроме того, диалог с основными работодателями, включая анкетирование, проведение семинаров, конференций и заседаний экспертных групп;

    в) воспроизводство высокопрофессиональных кадров (под конкретные виды деятельности производства, на конкретные рабочие места), которые займутся созданием и распространением конкурентоспособных технологий.

    Очевидно, что в рамках формированию новых стандартов образования в сфере высоких технологий необходимо проводить широкомасштабное изучение опыта ведущих технологических университетов мира по формированию компетентностей своих выпускников, формировать образовательные программы и системы показателей качества, позволяющие обеспечить выпускникам требуемый уровень подготовки с учетом прогнозирования перспектив развития высокотехнологичных производств.

    Приведем пример логически выверенной и замкнутой цепочки производства, размещаемой, например, в горном кластере. Геологи разведывают, находят и регистрируют месторождение в установленном законодательстве порядке. Затем зарегистрированное месторождение, определенное по его объемам и горно-геологическим условиям, передается горнякам, которые решают, каким способом добывать данное полезное ископаемое, строят шахту или карьер (если речь идет об угле, то разрез), ведут процесс добычи и несколько стадий обогащения. Львиную долю полезных ископаемых, добываемых в недрах, составляют металлы – черные, цветные и т.п. Поэтому продолжением данной кластерной цепочки станет переработка металлов: добытые и обогащенные в несколько фаз полезные ископаемые передаются металлургам .

    Аналогичная цепочка, как верно отмечает А.В. Лагуткин, может быть и в области сельского хозяйства: например, Растениеводство – текстильный институт и швейный. Или животноводство и последующие направления: мясомолочное – кожевенная – кожгалантерейная, обувная или швейная . Подобных вариантов много. Все логично и просто.

    На примере гуманитарного образования, в частности, юридического и экономического, также можно привести несколько примеров: получение студентами общетеоретических знаний – специализация – производственная практика в органах государственной власти или коммерческих структурах – получение практических профессиональных отраслевых навыков – устройство на работу по специальности. Скорее, следует отталкиваться от обратного, а именно: переосмыслить существовавший в СССР положительный опыт распределения на рабочие места выпускников вузов (по желанию самих выпускников) и исходить из экономического анализа и математического прогноза потребностей в специалистах в отраслях экономики. В соответствии с прогнозами ведущие отраслевые вузы страны будут готовить специалистов, уменьшая, таким образом, риск переизбытка на рынке ненужных профессий. У юристов, например, координирующей структурой можно сделать Ассоциацию юристов России или Союз ректоров России – данные организации могли бы стать структурно определяющей, центральной информационной средой в образовательном кластере в сфере юриспруденции.

    Попробуем провести другую аналогию – спроецировать созданную Г. Фордом систему производительности труда, гениально примененную им в автопромышленности, на образовательные кластеры. Итак, в основе фордовской системы лежала определенная концепция, сформированная из следующих положений:

    1) Неправильно начинать производство, пока не усовершенствован сам фабрикат (конструкция изделия). Применительно к образовательной сфере этот тезис звучит так: прежде чем набирать студентов на конкретные специальности необходимо провести анализ и прогнозирование, понять, сколько специалистов в конкретной отрасли экономики требуется сейчас, как этот показатель изменится через 5 лет, через 10 лет и т.д. Важны здесь и сами образовательные программы (как и чему учить). В данном случае уместна аналогия студента – будущего специалиста с конкретной маркой автомобиля «Форд», а в качестве фабриката (конструкции изделия) выступают образовательные программы, по которым учат студента (пройденный им образовательный цикл и на выходе – контроль качества – уровня полученной квалификации и знаний, диплом). Когда готов фабрикат (образовательный цикл), можно запускать производство (специалистов).

    2) Производство должно происходить из самого продукта. Методики обучения должны «подстраиваться» под конечную цель – получаемую обучаемым профессию и возможности с ней реализоваться. Образованного человека условно можно сравнить с хорошей машиной: если есть хорошие знания и профессионализм, при их востребованности современным обществом и экономикой, человек всегда находит себе достойную работу и приносит экономическую пользу государству. Если машина собрана некачественно и ломается (человек недостаточно образован и мотивирован, чтобы выполнять свою работу хорошо) – она не поедет. Прохождение ТО автомобилем (аналогия – повышение специалистом своей квалификации, уровня знаний и т.д.) продлевает его срок службы.

    3) Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения сами приспосабливаются к фабрикату. В данном случае Г. Форд применил революционную идею, когда в процессе сборки автомобиль (его кузов) перемещался на конвейере, а обслуживающие его рабочие (вместо того, чтобы приносить к неподвижному объекту сборки детали, как это было принято), находясь каждый на своем месте, монтировал конкретную деталь, не теряя времени, по мере приближения к нему объекта сборки на конвейере (конвейерная сборка).

    В образовании – начинать нужно с необходимых и востребованных экономикой результатов, с запросов работодателей и постановки государственных целей и задач восстановления отраслей экономики (запроса специалистов конкретных специальностей).

    4) Остриями в фабричном предприятии являются человек и машина, вместе выполняющие работу. Если человек не подходящий, то и машина не в состоянии выполнять работу правильно, и наоборот. Если человек не обучен качественно или его обучение прошло в невостребованном для отрасли экономике ключе, то как специалист он будет непригоден либо пригоден частично к выполнению работы.

    5) Экономия на издержках производства . По Г. Форду, снижение издержек производства осуществляется по нескольким направлениям. Первым из них может быть признано сбережение материалов в двух аспектах: как собственно сбережение материала и как сбережение труда (по К. Марксу), который в нем овеществлен. Второе направление снижения издержек производства – механизация трудовых процессов. Повторимся, высшим достижением на заводах Г. Форда было внедрение конвейерной сборки, принципиально изменившее характер выполнения сборочных операций. Третье направление снижения себестоимости – это упрощение перевозок. Четвертым направлением удешевления производства являлась стандартизация как сочетание наилучших способов производства, позволяющих производить товар в достаточном количестве и по наименьшей цене для потребителя, что дает производителю огромные прибыли.

    Если обратиться к истории, то можно отметить, что система подготовки рабочей силы в социалистической экономике базировалась на концепции государственной собственности на рабочую силу. В границах этой концепции предполагалось, что государство, во-первых, финансирует подготовку рабочей силы в нужном объеме и нужного качества; во-вторых, централизованно распределяет ее по отраслям и сферам занятости .

    Созданную в результате систему профессионального образования, которая осуществляла подготовку кадров в рамках начального (ПТУ), среднего (техникумы) и высшего образования (отраслевые институты), отличали, с одной стороны, направленность на профессионально-техническое обучение и подготовку квалифицированной рабочей силы для отраслей материального производства, а с другой, - преимущественная ориентация на узкие профессионально-специализированные области, что приводило к формированию узкоспециализированной рабочей силы, привязанности работника к своему рабочему месту и к специальности .

    Такая система формального образования обеспечивала достаточно высокий общий уровень образования и подготовки работника. Именно это достоинство советского образования способствовало успешному ходу процесса всеобщего переобучения работников в начале 1990-х гг. - в период, когда системная трансформация экономики России сопровождалась обесценением человеческого капитала, накопленного в предыдущую эпоху. Несоответствие структуры имеющегося образовательного потенциала как по объему, так и по качеству, структуре спроса, предъявляемого рынком труда, заставило работников предпринимать активные усилия, направленные на оптимизацию запасов человеческого капитала. Например, Р.И. Капелюшников считает, что страна превратилась в огромный учебный класс, причем процесс всеобщего переобучения протекал не столько в стенах учебных заведений, сколько по ходу трудовой деятельности и шире - по ходу жизнедеятельности каждого человека .

    В современной России начинать создание образовательного кластера, на наш взгляд, нужно с унификации образовательных программ, по которым будут обучаться студенты – будущие специалисты отрасли, делая уклон в сторону приближения теории и практики обучения к конкретным производственным условиям. Механизация трудовых процессов применительно к образованию может выражаться в создании программ и курсов электронного (дистанционного) обучения.

    6) Повышение качества, формирование цен и прибыли. В компании Г. Форда велась постоянная борьба за простоту, надежность и дешевизну производимых автомобилей. Каждая отдельная часть автомашины должна быть сменной, чтобы в будущем, если понадобится, ее можно было заменить усовершенствованной частью, машина же в целом должна служить неограниченное время.

    Аналогия в образовании – назревшая потребность общества в формировании нового университета, а именно университета инновационного типа, деятельность которого вполне отвечала бы сегодняшним реалиям. Достоинство вузовского образования нового времени – это не только его качество, не только его способность интегрироваться в национальную инновационную систему путем развития вузовской науки, но и ориентация на рынок труда. Образовательный рынок и рынок труда в значительной степени рассогласованы: наблюдается отставание предложений образовательных услуг от потребностей рынка труда, плохо сопряжены сферы труда и образования с точки зрения соответствия классификации профессий и специальностей. Все это отражается и на состоянии образовательной системы, находящейся на пути модернизации, и на состоянии рынка труда, который при наличии огромного числа лиц, получивших высшее образование, не может удовлетворить свои потребности в нужных специалистах.

    По причине полной структурной перестройки экономики в нашей стране рынок труда полностью трансформировался. Он столкнулся с таким явлением, как «инфляция квалификаций», когда специальность работника, зафиксированная в дипломе, не соответствует занимаемой должности. Вопреки ожиданию, что включится механизм саморегуляций, эта ситуация на рынке труда не привела к существенным преобразованиям на рынке образовательных услуг. Напротив, с каждым годом обнаруживается все больший разрыв между количеством выпускаемых специалистов и реально требуемых работодателем специальностей. Кризис в этой сфере очевиден. Но есть и обнадеживающие примеры.

    11 февраля 2011 г. на основании Концепции модернизации профессионального образования Республики Коми на период до 2015 г. было заключено Соглашение о создании Лесного образовательного кластера Республики Коми, в который вошли учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования, готовящие кадры для лесной отрасли. В условиях раздробленности лесного хозяйства начиная с 1990-х гг. наиболее перспективным для развития сферы лесного хозяйства и лесного образования в Коми следует признать именно кластерный подход. Создание Лесного образовательного кластера Республики Коми (в форме общественной организации) , основанного на добровольном участии его членов, позволит консолидировать материальные, преподавательские, учебные ресурсы для решения по-настоящему крупных задач. Участниками данной общественной организации стали: два вуза (Сыктывкарский лесной институт и Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова), три образовательных учреждения среднего профессионального образования (техникумы и колледжи) и пять образовательных учреждений начального профессионального образования (профучилищ и лицеев).

    Другим примером создания образовательного кластера является Алтайский край. 14 октября 2012 г. между управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, администрацией г. Барнаула, Комитетом по образованию г. Барнаула и 11 учреждениями подписано Соглашение о межсетевом взаимодействии в рамках образовательного кластера, в соответствии с которым межсетевое сотрудничество реализуется через шесть проектов: предшкольная подготовка; работа с одаренными детьми; профильное обучение и предпрофессиональная подготовка; развитие профессиональных компетенций, повышение квалификации и переподготовка педагогов; обучение детей с ограниченными возможностями здоровья; создание локальной сети как средства для функционирования единой информационно-образовательной среды. Реализация проекта позволит образовательной системе г. Барнаул быть конкурентоспособной, соответствовать требованиям инициативы Президента «Наша нова школа», ФГОС и станет площадкой для будущих проектов .

    Важно, что включение учреждений в образовательный кластер строится на принципах: территориальной близости, взаимовыгодного сотрудничества, совместного использования имеющейся базы и ресурсов. В разработке инновационного проекта участвуют одиннадцать учреждений муниципального, краевого, федерального уровня: два вуза, краевой педагогический лицей, три учреждения дополнительного образования, два детских сада, два учреждения общего образования инновационного типа, детское медицинское учреждение. Апробация пройдет в течение четырех лет и, соответственно, в 2015 году будет дана оценка эффективности данного инновационного проекта .

    На данный момент времени отечественные университеты охватывают сегмент массового образования и сегмент исследований и трансфера знаний в технологии на локальном и международном рынках, но абсолютно не конкурентоспособны на глобальном рынке. Что касается сегмента подготовки и переподготовки кадров, то ситуация на данном сегменте рынка складывается следующим образом: несмотря на известное нежелание бизнес- структур привлекать к задаче переподготовке кадров университеты, занимаясь данным вопросом исключительно используя собственные ресурсы (трудовые, финансовые и т.д.), наметилась благоприятная тенденция к разделению функций бизнеса и университета в обеспечении многоуровневой подготовки кадров . Данное решение – выгодно обеим сторонам процесса. С одной стороны, уменьшается ноша материально-технического обеспечения университетом учебного процесса современным оборудованием и технологиями, с другой стороны – обеспечивается непрерывное пополнение учебного процесса этим оборудованием, технологиями и практикой за счет бизнес-структур. Конечно, идеальным является положение, при котором вузы, адекватно реагируя на происходящие в обществе изменения, следуют за рынком труда, а в ряде случаев - сами его формируют. Это предполагает существенные изменения в деятельности вузовских структур, которые должны позволить обеспечить учебным заведениям более перспективные позиции на рынке образовательных услуг.

    Построение образовательного кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной (территориальной, функциональной) зоны бизнес-проекты в конкретной образовательной области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых технологий, методик, интеллектуальных продуктов и подготовку производства этих продуктов . Для работодателя-заказчика образовательных услуг образовательный кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений . Интеграция в образовательном кластере понимается не только как формальное объединение различных структур известной триады «образование – наука – производство», а как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверх эффекта в решении поставленных задач .

    В целях активизации развития кластеров в полной мере должен быть использован потенциал особых экономических зон, связанный с финансированием развития инфраструктуры, осуществляемым из бюджетных источников, а также льготным налоговым режимом и обеспечиваемым привлечением «якорных» резидентов – крупных компаний, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках, выступающих в качестве ядра развивающихся кластеров. Также, дополнительная поддержка финансирования инфраструктуры инновационных кластеров из средств федерального бюджета может быть обеспечена в результате предоставления муниципальному образованию – территории его базирования статуса наукограда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ .

    Литература:

    Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе // Аккредитация в образовании. 2009. № 32.
    Вознесенская Е.Д. Чередниченко Г.А. Высшее образование в профессиональных траекториях молодых рабочих // Вопросы образования. 2012. № 4.
    Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера.//URL: http://conference.kemsu.ru/ GetDocsFile?id=13537&table= papers_file&type=0&conn=confDB
    Гортышов Ю.Ф., Дегтярев Г.Л. КГТУ им. А.Н. Туполева: итоги реализации инновационной образовательной программы // Высшее образование в России. – 2009. - № 5.
    Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах «Восток». – 2007. – Вып.1. //URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_1178.htm .
    Грудцына Л.Ю. Реформирование системы аттестации научных и научно-педагогических кадров: некоторые предложения // Государство и право. 2013. № 3.
    Капелюшников Р.И. Ценится ли на российском рынке человеческий капитал? (http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0193/tema01.php).
    Квадрициус Н.В. Двухуровневая система высшего образования: Оценка с позиций теории человеческого капитала // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2006. Вып. 4.
    Красноруцкая Н.Г. Кластерный подход в формировании инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования // Труды международной научно-практической интернет-конференции. 2012. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-232748.html?page=11
    Красикова Т.Ю. Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка труда и системы высшего профессионального образования [Текст] / Т.Ю. Красикова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. II. - М.: РИОР, 2011.
    Карамурзов Б.С. Непрерывное профессиональное образование в университетском комплексе // Высшее образование в России. – 2009. - № 5. – С.27-41; Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование в России. 2008. № 1.
    Лагуткин А.В. Вузы экстра-класстера // Московский Комсомолец. 2012. № 26130. 28 декабря.
    Лапыгин Д.Ю., Корецкий Г.А. Контуры регионального образовательного кластера. // Экономика региона. 2007. № 18.
    Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: ИТРК, 2003.
    Нанотехнологический словарь РОСНАНО.]. // URL: http://www.rusnano.com/Term.aspx/Show/15134 .
    Портер М. Конкуренция. М.: Издат. дом «Вильяме», 2003.
    Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] // Экономика регио¬на. 2007. № 18. Ч. 2 (декабрь).
    Сташевская Г.Н. Формирование механизма развития инновационного кластера на базе профильного технопарка: Автореф. дисс... канд. экон. наук: 08.00.05.- Санкт-Петербург, 2009
    Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010.
    Трещевский Ю.И., Исаева Е.М., Мовсесова М.Г. Управление эффективностью организаций на основе интеграции //Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2008. - № 2.
    Трушников Д.Ю., Трушникова В.И. Воспитание в условиях университетского кластера и ценностные студенчества: Статья.// URL: http:// conference.tsogu.ru/static/articles/2009/01/__.doc
    Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт Северо-Запад. - № 43 (152) от 17 ноября 2003 года.
    Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.
    Чиркина Р.В., Галушкин А.А. Удержание несовершеннолетних от повторных преступлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 4.
    Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: Дисс... канд. педаг. наук: 13.00.01.- Казань, 2008.

    9.1. Отражение мирового системного кризиса в образовании

    Социально-культурные, эколого-экономические и ресурсно-технологические проблемы современной цивилизации открыто свидетельствуют о системном кризисе, который, как полагает ряд исследователей (Дж. Боткин, Н.Н.Моисеев, А. Печчеи, С.Хантигтон и др.), носит антропологический характер. Современное общество функционирует в условиях перманентного экологического кризиса; все его социокультурные проблемы связаны с нарастающей технократизацией культуры, падением уровня духовности, ориентацией на рост материальных потребностей. Эти тенденции, характерные в целом для современной мировой цивилизации, находят свое специфическое отражение на региональном и локальном уровнях и, преломляясь сквозь призму природно-климатических, эколого-экономических, политико-правовых, демографических, этнонациональных и других особенностей, проявляются в жизни населения отдельных регионов. И Тюменская область в этом плане не исключение, но особую роль в Западно-Сибирском регионе обретает подготовка инженерно-технических работников для ресурсных сфер - геологоразведка, нефтегазодобыча, энергетика.

    Специфика складывающихся здесь социокультурных проблем обусловлена рядом ее отличительных особенностей :

    Огромная территория, на которой располагаются 3 равноправных субъекта Российской Федерации (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа и, собственно, сама Тюменская область), протянувшаяся с юга на север почти на две тысячи километров и включающая пять природно-климатических зон;

    Неоднократная за последние сорок лет смена концепций развития региона, отставание темпов становления его социальной инфраструктуры от темпов хозяйственного освоения природы,

    Сырьевой характер хозяйства, направленный на добычу и транспортировку углеводородного сырья, монопрофильность производств и связанная с этим мировоззренческая установка людей на временность проживания на территории;



    Особенности демографических процессов, высокий уровень миграции, приток населения из других областей России и ближнего зарубежья, многонациональный и многоконфессиальный состав населения, сравнительно невысокий уровень культуры;

    Активное социально-культурное строительство в северных городах, в которых еще только начинает складываться инфраструктура, и невысокие его темпы в малых городах юга с давними культурными традициями;

    Высокий духовный потенциал и культурные традиции старых городов региона с четырехсотлетней историей и, прежде всего, г. Тобольска, который до начала XIX века был столицей всего Сибирского края;

    Наличие достаточно большого количества самостоятельных профессиональных учебных заведений (большинство вузов - 11 находятся на юге, при этом 8 - в г. Тюмени, 4 - в автономных округах), среди них 4 педагогических института, множество филиалов вузов из крупных образовательных центров России.

    9.2. Роль профессионального образования в преодолении кризиса

    Преодоление кризиса и переход общества к устойчивому развитию связаны, в первую очередь, с формированием качественно новой культуры человечества. Культурологический подход переводит решение проблемы в сферу образования, приоритетной задачей которого становится воспитание у каждого человека внутренней убежденности в необходимости добровольного следования стратегии устойчивого развития. Это определяет роль системы высшего образования в преодолении кризисных явлений: формирование новой генерации специалистов с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, глобальным мышлением и высоконравственным сознанием, способных практически осуществлять идеи коэволюции природы и общества. Особую миссию при этом несут технические образовательные учреждения, готовящие инженерные кадры и кадры среднего звена для сферы промышленного природопользования.

    Необходимость формирования социально и профессионально значимых качеств выпускника профессионально-технического учебного заведения декларируются во многих программных документах, регламентирующих их деятельность (Закон о высшем и послевузовском образовании, Концепция модернизации профессионального образования в РФ и пр.), однако анализ их реальной практики говорит о преобладающем "технократическом крене" в подготовке специалистов. Более того, системы воспитания , ориентированные в основном на календарно-тематический план праздников, крайне высокозатратны. И идеология организации учебного процесса, и содержание образования, и система воспитания, складывавшиеся в них в течение длительного времени, не могут в полной мере обеспечить выполнение социального заказа современного общества, не вполне соответствуют концепции устойчивого развития и пока еще далеки от гуманистических идеалов.

    Удовлетворение новых запросов общества в подготовке специалистов требует перестройки всей работы современного профессионально-технического учебного заведения. Важнейшие современные требования, предъявляемые к системе образования ­- глобализация и интернационализация, стандартизация и унификация, открытость и доступность, высокое качество образовательных услуг, обеспечивающих конвертируемость образования, социальную и профессиональную мобильность выпускника, его конкурентноспособность и другие личностные качества специалиста.

    Но традиционная педагогическая воспитательная (как и отмеченная во введении дидактическая) система в профессиональном учебном заведении содержит пять традиционных компонентов, которые не включают социального заказа общества на подготовку такого специалиста и связанных с ним дополнительных структур в этой системе.

    Одной из наиболее перспективных форм решения данной проблемы являются региональные многоуровневые учебно-научно-производственные инновационные культурно-образовательные кластеры .

    9.3. Понятие кластера и кластерный подход в производственных

    и экономических системах

    Кластер представляет собой структуру, построенную по принципу пирамиды, в вершине (блок К1) которой находятся кластеробразующие предприятия, деятельность которых зависит от системы организаций и предприятий (блоки К2-5), работающих в едином экономическом направлении (рис. 2.)

    Рис. 2. Структура регионального многоуровневого кластера

    К1 - предприятия (организации), специализирующиеся на профильных видах деятельности; К2 - образовательные и научно-исследовательские организации;

    К3- предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

    К4 - организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью); К5 - некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты, организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации).

    Кластерный подход достаточно широко используется для описания функционирования экономических систем и организации деятельности производственных комплексов (Портер И. и др.), как технология организации и управления широко и успешно используется в экономических и социальных системах.

    "Кластер " - это блок, состоящий из иерархии структур, объединенных транзитивной сетью взаимосвязей. Структуры каждого иерархического уровня включают совокупность взаимодополняющих элементов одного класса, объединенных по какому-то существенному признаку. В экономике это сети поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе производства добавочной стоимости и образующих целостность. Их агломерация, близость поставщиков, производителей и потребителей, удачное использование местных особенностей, сети динамично развивающихся взаимосвязей обеспечивают синергетический эффект, что приводит к созданию особой формы инновации - совокупного инновационного продукта.

    9.4. Кластерный подход в образовании

    На наш взгляд его адаптация для проектирования, моделирования и управления в сфере образования может дать вузу неоспоримые преимущества перед традиционными подходами.

    Превращение вуза в региональный образовательный кластер, объединяющий в своей структуре систему образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных подразделений, предполагающий углубление и упрочнение его связей с учреждениями культуры, конструкторскими бюро, проектными институтами, технологическими и производственными предприятиями региона, дает дополнительные возможности для расширения спектра образовательных услуг, повышение их качества, расширение профессиональных возможностей выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы работодателей. В такой структуре создается поле потенциальных возможностей для перевода внешних воздействий на будущего специалиста со стороны педагогов в его внутренние интенции - стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Но для этого необходима и перестройка деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива профессионального учебного заведения.

    Использование идей и технологий этого подхода на базе некоторых крупнейших вузов уже имеет место в функционирования высшего образования, в частности, и в нашем регионе. Именно крупные вузы, имеющие очень широкий спектр специальностей и специализаций, наиболее полно реализуют принципы системности, научности, непрерывности, гуманизации и гуманитаризации образования, приближают его к потребностям региона, имеют возможность более рационально распределять выпускников, развивают контрактно-целевую и договорную формы подготовки специалистов, более целенаправленно осуществляют повышение квалификации, создают дополнительную учебно-лабораторную базу, отвечающую современным требованиям и максимально приближенную к условиям научно-производственного и образовательного комплексов региона.

    Кластеризация современного профессионального образования осуществляется практически по одному сценарию. Несмотря на то, что они выпускают специалистов для разных сфер и развиваются каждый по своей траектории, они создают вокруг головного вуза вертикаль образовательных учреждений, обеспечивающих системность, непрерывность и преемственность предпрофессиональной, начальной, высшей профессиональной и постпрофессиональной подготовки.

    Образовательные учреждения разного уровня, входящие в его структуру, обеспечивают многоступенчатость подготовки кадров. Предпрофессиональная и начальная профессиональная подготовка осуществляется в рамках гимназий лицеев, колледжей и техникумов, функционирующих под патронатом вуза или непосредственно в их структуре. Высшая профессиональная подготовка осуществляется на базе созданных внутри вузов профильных учебных институтов. И здесь обеспечивается многоступенчатость подготовки кадров. Этому способствует вхождение вузов нашего региона в Болонский процесс и переход на европейскую систему подготовки: бакалавриат - специалитет - магистратура. Постпрофессиональная подготовка осуществляется через систему институтов дополнительного и дистанционного образования.

    Научно-исследовательские институты, промышленные предприятия, образовательные и иные учреждения региона являются базой студенческих производственных практик и участвуют таким образом в формировании специалиста на собственной научно-учебной базе, в соответствии со своими потребностями и перспективами развития. Будущий специалист еще в студенческие годы активно входит в проблематику предприятия и приобщается к конкретным исследованиям.

    Сеть филиалов позволяет каждому из вузов выстраивать собственное единое региональное образовательное пространство. Несмотря на возражения в средствах массовой информации против филиальной системы, позитивные культуроформирующая, воспитательная и консолидирующая функции филиалов нашего вуза, высвечивающиеся сквозь призму социальных процессов и перемен в регионе, не вызывают сомнения. Они и сегодня выполняют стабилизирующую социальную функцию.

    В этом ракурсе можно выделить две плоскости, две особо важных стороны их функционирования: а) непосредственное влияние вуза и его филиалов на социально-культурную среду поселений разного уровня и прилегающих к ним территорий; б) опосредованное влияние на уровень культуры населения региона через своих выпускников (рис. 11).

    9.5. Кластеризация образовательной системы ТюмГНГУ

    Особое значение для Западно-Сибирского региона имеет подготовка инженерных кадров для ресурсных сфер - геологоразведка, нефтегазодобыча, трубопроводный транспорт, технология переработки нефти и газа, энергетика. Выпуск специалистов для этих областей осуществляет Тюменский нефтегазовый университет. Все признаки его превращения в культурно-образовательный кластер региона налицо.

    Кластеризация образовательной системы ТГНГУ проявляется в ее иерархичности, обмене кадрами между ее отдельными уровнями, кооперации элементов, наличии единой инфраструктуры. На первом уровне иерархии образовательного кластера функционируют технический лицей, нефтегазовый колледж, машиностроительный техникум, а также под патронатом головного вуза ­- несколько профильных профтехучилищ; второй уровень - подготовка специалистов в рамках институтов базового вуза и филиалов (институты геологии и геоинформатики, транспорта, нефти и газа и пр.); третий уровень - постпрофессиональная подготовка, в том числе, отделения дополнительного профессионального образования, учреждения реализующие модель "воспитания через всю жизнь"; высший уровень - подготовка кадров через аспирантуру, докторантуру и соискательство.

    Укрепляются международные, федеральные и межрегиональные связи вуза с научными и образовательными учреждениями разных типов; создана разветвленная система филиалов, в том числе и зарубежных, а также новые структурные научно-образовательные подразделения и дистанционная форма обучения. Ежегодно возрастает набор студентов, успешно функционируют сложившиеся научные школы и создаются новые, растет численность кадров высшей квалификации, расширяется круг дополнительных образовательных услуг.

    Рис. 3. Университетский комплекс (ТюмГНГУ)

    в социокультурном пространстве региона

    Успешность решения задач инженерного образования решается за счет консолидации его естественнонаучного, гуманитарного и технологического потенциалов. Динамичное развитие традиционных для вуза технологических специальностей дополняет открытый в структуре вуза институт гуманитарных наук и таких специальностей как социальная работа, религиоведение, социология, связь с общественностью и др.

    Кластерный подход к организации непрерывного профессионального образования способен самым существенным образом изменить содержание учебной и воспитательной работы в вузе, обеспечить их синергию и развитие инноваций, направить усилия и ресурсы не только на поддержку отдельных структурных его элементов, но и на развитие и укрепление сетей сотрудничества между ними, оптимизировать его деятельность, обеспечить целостность и единство образовательно-воспитательного пространства не только головного вуза, но и региональной системы образования за счет многочисленных горизонтальных и вертикальных прямых и обратных связей между учреждениями разного типа, найти новые инструменты управления и повысить его эффективность, а также использовать методы кластерного анализа для исследования инновационных процессов.

    Кластеризация в сфере образования связана с формированием крупных университетских комплексов , включающих в себя подразделения, обеспечивающие подготовку специалистов на всех уровнях профессиональной компетентности. Университетский комплекс, как часть регионального кластера в определенной сфере промышленности, реализует принципы системности, научности, непрерывности, гуманизации и гуманитаризации образования, имеет возможность более рационально распределять выпускников, развивать контрактно-целевую и договорную формы подготовки специалистов, более целенаправленно осуществлять повышение квалификации, создавать дополнительную современную учебно-лабораторную базу, максимально приближенную к условиям научно-производственного и образовательного комплексов региона.

    9.6. Университетский комплекс

    и непрерывное профессиональное образование

    Университетский комплекс обеспечивает полноценное функционирование системы профессионального образования региона (рис. 4). Ввиду того, что специальности среднего и высшего профессионального образования представляют собой определенные локальные области знаний, которые могут быть использованы при выполнении различных видов деятельности, в том числе проектно-конструкторской, производственно-технологической, испытательно-исследовательской, управленческой на различных уровнях и должностях, занимаемых специалистами с высшим или средним профессиональным образованием, необходим специфический подход к построению образовательной среды учреждения профессионального образования. Кластерный подход к педагогическому феномену профессионального образования предполагает выделение и анализ подсистем-компонентов, входящих в систему, а также изучение связей между компонентами, обусловливающих появление новых, интегративных качеств системы, которых нет у ее отдельных компонентов.

    Рис.4. Университетский комплекс (ТюмГНГУ)

    в структуре регионального кластера в сфере промышленного природопользования

    Таким образом, эволюционно новым этапом развития университетского комплекса является кластер - ­специально организованная культурно-образовательная система, представляющая собой иерархически выстроенную совокупность образовательных, культурных, научных, инновационных, конструкторских, технологических, производственных, социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними. При этом университетский комплекс (рис. 5), обретая тесные связи с кластеробразующим предприятием и полноценно встраиваясь в структуру регионального кластера в сфере промышленного природопользования, модернизирует собственное образовательное пространство, реализуя кластерный подход.

    Рис 5. Технологический аспект проектирования образовательного пространства вуза в контексте кластеризации

    9.7. Условия создания образовательного кластера

    Началом образования кластера служит такое состояние университетского комплекса, при котором (рис. 6) полноценно сформированы проектировочный и креативный компоненты деятельности вуза, ориентированной на социальный заказ , определяемый кластеробразующим предприятием.

    Рис. 6. Кластеризация университетского комплекса

    В настоящее время технологические перемены, особенно в области педагогики, самым существенным образом влияют на деятельность учреждений образования. Прежде чем приступать к разработке стратегии, следует тщательно взвесить и оценить такие факторы, как скорость технологического обновления в отрасли, достижения в сфере информационных технологий (ИТ), использование Интернета и многие прочие факторы. Не менее важно выделить часть финансовых ресурсов кластера на исследования и разработки, чтобы обеспечить фирме возможность идти в ногу с технологическими изменениями в отрасли. В таблице 5 приводятся некоторые факторы макроокружения кластера.