» » Что видят шаманы и как. Как становятся шаманами в разных народах мира? Вы очень чувствительны

Что видят шаманы и как. Как становятся шаманами в разных народах мира? Вы очень чувствительны

“Шаман” происходит от сибирского слова “samarambi” что означает“, чтобы возбудить себя,” и “Сэм-дамбы”, что означает танцевать. Таким образом шаманы входят в состояние транса.

В наше время, шаманов определяют как специалистов, чьи способности включают телепатию, ясновидение, и взаимодействием с духами.

Шаманы чувствуют необходимость понять общество и восстановить гармонию в нём. Они демонстрируют, что могут посетить невидимый нам, особый мир Духа.

11 Признаков того, что Вам суждено быть шаманом

1. Сильная связь с природой.

Природные шаманы глубоко чувствуют взаимосвязь каждого существа на Земле через вибрации духа. Эта взаимосвязь особенно остро ощущается в природе.

2. Шаманам комфортно в одиночестве.

Вы живете уединенно или предпочитаете одиночество. Вы обладаете уникальной чувствительностью и ощущаете плохое общество гораздо глубже, чем обычный человек. Вы отчетливо понимаете почему человек стал именно таким, а не другим. Видите корни зла в обществе. Знаете, что портит детей.

3. Исцеление людей

Прежде чем исцелять людей, шаману необходимо понять, как это сделать. Поэтому шаман проходит через такую же болезнь, что и страдающий человек. Если у Вас были подобные случаи, возможно у вас есть дар шамана.

4. Чувствуете тонкую целительную энергию в руках.

Шаманы умеют управлять своей энергией. Они могут лечить руками, люди рассказывают чудесные истории о "целительном прикосновении".
У шаманов хорошая циркуляция крови и всегда горячие руки. Они могут даже почувствовать силу, которая исходит от их рук. Если это описание подходит Вам, значит Вы обладаете целительной энергией.

5. Вы чувствуете людей

У вас есть дар видения, которое позволяет чувствовать болезни человека или увидеть его духовное бремя. Вы могли бы обладать другими психологическими способности, такие как дар предчувствия.
Когда Вы взаимодействуете с другими людьми Вы воспринимаете их через энергию, которую они излучают, а не как они выглядят и что они говорят.

6. В Вашей семье есть или были врачи или травники.

Другие культуры считают, что дар шаманизма передается по наследству от своих предков. Сейчас сложно узнать обладали ли наши предки шаманским даром, возможно кто то из них и был природным шаманом, но не знал и не смог раскрыть свой потенциал.

7. Видите яркие или вещие сны.

Сновидения могут показать Вам будущее. Если Вы прирожденный шаман, Вы контролируете свои сны, понимаете для чего Вы это видите. Вы не забываете практически ни один свой сон.

8. Чувствуете энергетику животных

Шаманы получают помощь от животных. Они служат духовными наставниками и делятся важной информацией, когда шаманы в этом нуждаются. Если Вы ощущаете состояние животных при встрече с ними, возможно Вы шаман.

9. Видеть вещи, которые другие не могут видеть.

В раннем возрасте, природные шаманы имеют возможность открыть другие миры и скрытые измерения. Необходимо обучение что бы понимать такие видения. Рядом с юным шаманов всегда должен находится наставник.

10. Имеют физические отклонения, которые отличают их.

В прошлом, люди считали, что люди с физическими отклонениями имеют высокую вероятность быть шаманом.

11. Эмпатия

Шаманизм-это в основном практика выравнивания или коррекции взаимоотношений с другими людьми и природным миром вокруг нас. Все, что не сбалансировано причиняет страдания. Всякий раз, когда шаманы видят страдания, они тянутся его исцелить и восстановить гармонию в жизни. Если у Вас есть желание гармонизировать вещи, Вам суждено быть шаманом.

Статья создана специально для читателей сайта Горница.ру
Изменять текст и иллюстрации, а так же использовать материалы статьи полностью или частично в собственных проектах запрещено лицензией.

Подписаться на наш сайт можно

Сны Как присниться другому человеку Сон как построение чертога памяти Сны во время беременности Этот человек снится многим людям Снять сон на видео Кто транслирует сновидения? Сон 20 часов Сонник: незнакомые люди Качество сна Депривация сна - борьба с депрессией Зачем нам снятся сны Сонник, приснился бывший парень Ужасы ошибок определения реальности Если Вам приснился странный сон Как запомнить сон Толкование снов - тест Роршаха Сонный паралич Сбудется ли сон Почему сны сбываются Сбудется ли сон Как сделать чтобы приснился любимый Сон про зомби Суть снов К чему снятся волосы К чему снится умершая бабушка Сон черепаха Осознанный сон Карлос Кастанеда аудиокнига Электрическая стимуляция осознанных сновидений Видеть во сне сон Осознанные сновидения для борьбы с беспокойством Как попасть в сон другого человека Совместные осознанные сновидения Выход в астрал Тотем сна. Фильм Начало Проверка техник продления осознанного сновидения Увеличение продолжительности осознанных сновидений Первое осознанное сновидение Соединение снов в единое пространство Метод спонтанного осознания во время сна Техники вхождения в осознанное сновидение Практику ОС можно разделить на несколько моментов Выделим практическую часть из описания опыта Память, воображение, сны Картографирование сновидений. Чертоги памяти Шаманизм Не включается свет во сне Познание неизвестного Карлос Кастанеда аудиокнига Познание неизвестного Сериал Охотники за сновидениями Управление сном Ночной дозор Хакеров сновидений Газета Оракул про Хакеров сновидений Реальность Как управлять реальностью Другие формы жизни: камни трованты Аномальная зона Прейзера (США) Каньон реки Бешенка Способности Открытие третьего глаза, дальновидение Телепатия - передача мыслей Комитет по защите людей с аномальными способностями Экстрасенсорное восприятие Какой командой подключается телепатия? Развитие дара ясновидения Дар ясновидения Предвидение будущего интуиция Предвидение будущего Паранормальное Полтергейст в доме Как избавится от призрака Продам душу Суккубы и инкубы Мафлок. Кто такие мафлоки Душит домовой Душа после смерти Душа управляет роботом История от Колобмо «Сатана или гипноз» Мышление Методы запоминания Свойства памяти человека Развитие памяти школьников Программирование человека Сила воображения Визуальное мышление Слои личности Я Притча о двух компьютерах Притча о двух компьютерах. Встреча 2 Разница между не-думанием и думанием без слов Сон как построение чертога памяти Развитие памяти у школьников Методы запоминания Программирование человека Свойства памяти человека Сила воображения Визуальное мышление Слои личности Не-думание и думание без слов Разное Приметы и суеверия, кто показывает нам знаки Шаманская болезнь Электроэнцефалография головного мозга (ЭЭГ) Энтеогены. Кактус Пейот Истинный основатель Буддизма Трансгрессия и трансгрессор Трансгрессия и дежавю Магический посох (жезл) Гадание на картах Таро Значение слова Трансцендентность Вымышленная искусственная реальность Один из Асгарда и Ева Технология спаивания русского народа Денежная удавка. Рублики и Бобрики Бесконечная лестница Удивительный Криштиан и его шары Практика сны Практика Я вчера умер Поговорить с умершим Сон про крылья Инопланетяне и захват мира Во сне мне сообщили адрес сайта Слишком реальный сон Знакомство с Коломбо Сон: Реальность какая-то размытая Сон: двое людей и удар в челюсть Рассказ о выходе из тела Практика депривации сна Зачем нужен сон Время Что такое дежавю? Случай дежавю предсказание будущего Почему скорость света постоянна? Скорость света и парадоксы Можно ли обойти скорость света? Пространственно-временная пузырчатость реальности Эзотеричка Завтра наступит вчера Часть 1. Госучреждение Часть 2. Человек со стертой памятью Часть 3. Невада 1964 Часть 4. Ящик Пандоры Часть 5. Остров Зеленый Часть 6. Сновидения Часть 7. Вспомни будущее

Шаманизм представляет наиболее распространенную и древнюю методологическую систему врачевания связи "душа - тело", известную человечеству. Археологические и этнологические данные наводят на мысль, что шаманским методам, по крайней мере, двадцать или тридцать тысяч лет. Вполне возможно, что эти методы еще более древние, - ведь первобытные люди существовали на планете уже более двух или трех миллионов лет.

В наши дни шаманское знание продолжает жить главным образом среди людей, культура которых до последнего времени была примитивна. Знание, которое они сохраняют, приобреталось сотнями человеческих поколений в ситуации жизни и смерти. Предки этих людей усердно изучали эти знания и приметали их в своих усилиях поддерживать силу и здоровье, справиться с серьезными болезнями, имея дело с угрозой травм и смерти. Эти хранители древних методов очень важны для нас, ибо почти ни одна из культур не оставила записей. Таким образом, научиться шаманским принципам мы можем только от оставшихся живых их представителей.

Одно из замечательных явлений, касающихся шаманских методов, это то, что они очень похожи во всех концах планеты. Туземная Австралия, Северная и Южная Америка, Сибирь и Центральная Азия, Восточная и Северная Европа, Южная Африка имеют замечательное сходство шаманских методов. Эти же методы были и в античных культурах Средиземноморья, и в период темного средневековья в Европе применялись эти методы, находясь под террором инквизиции.

Широко распространенное подобие в шаманских методах и убеждениях, пространно документировано в труде Элиада "Шаманизм". Шаманизм существует, несмотря на то, что народы, где он практикуется, практически изолированы друг от друга. Например, один антрополог заметил:

"Где бы шаманизм ни встречался в наши дни, будь то в Азии, Австралии, Африке или Америке, шаман действует одним и тем же способом и со сходной техникой, как хранитель психического и экологического равновесия его группы и ее членов, как посредник между видимым и невидимыми мирами, как хозяин духов, как сверхестественный врачеватель и т. д…

Шаман способен преступить человеческое состояние и свободно проходить туда и снова сквозь разные космологические поверхности… "

Замечательное всемирное постоянство основного шаманского знания было отмечено также многими другими антропологами.

Вильберт, например, говоря о природе шаманизма среди индейцев Варао в Венесуэле, замечает: "Каждому знакомому с литературой по шаманизму, немедленно станет ясно, что опыт Варао содержит много почти универсального… " Он приводит длинный список приемов и убеждений, которые шаманы Варао разделяют с шаманами где-нибудь в Австралии, Индонезии, Японии, Китае, Сибири и Америке. Вильберт далее заключает, что здесь есть "замечательное содействие… не только в общем содержании, но в специфических деталях". Между шаманскими путешествиями Венисуэльского Варао и австралийского Вираджери, отдаленных на расстоянии одного океана и одного континента".

Шаманский подход к силе и врачеванию поддерживался, в основном, в схожих формах в первобытных культурах, которые в других отношениях представляли совершенно иную адаптацию к отличающейся среде и к различным проблемам материального выживания. Благодаря доисторической миграции и изоляции, многие такие группы были отделены от других частей человеческой семьи, на десять или двадцать тысяч лет. Однако, сквозь все эти годы, основное шаманское знание не кажется значительно изменившимся.

Почему это было так? Очевидно, это не было благодаря отсутствию воображения у первобытных народов, потому что в их социальных системах, искусстве, экономике и многих других аспектах их культур Имеются большие контрасты. Почему же тогда основы шаманского знания так постоянны в различных частях первобытного мира?

Я предполагаю, что ответ заключается в том, что оно действует через многие тысячи лет, сквозь испытания и заблуждения; люди в совершенно различных культурных условиях приходили к тем же самым заключениям, к основным принципам и методам шаманской силы и врачевания.

Шаманизм расцветал в древних культурах, которым недоставало технологических новшеств современной медицины. По моему мнению, низкий технологический уровень этих культур вынуждал людей развивать в высокой степени способность у человеческого ума справляться с серьезными проблемами здоровья и выживания. Многие из наиболее интересных методов, которыми люди обладают по отношению к здоровью и врачующим способностям ума - это методы шаманов в этих малотехнологических культурах.

Чтобы сделать свое дело, шаман зависит от особой, личной силы, которая обычно дополняется его охраняющими и помогающими духами. На службе у каждого шамана обычно бывает, по меньшей мере, один дух-хранитель, независимо от того, имеет ли он духов- помощников. В своей классической работе о понятии духа-хранителя в первобытной Северной Америке, Руфь Бенедикт замечает, что шаманизм практически повсюду каким-нибудь образом строится вокруг комплекса духа-хранителя.

Вне Северной Америки дух-хранитель также важен, но в антропологической литературе его часто называют другими именами, например: "Руководящий дух" В работах о сибирских шаманах употребляют именно это название. Нагваль - в Мексике и Гватемале. В Австралии - "тотем-помощник". В Европе - "дух", "близкий", "друг". Как бы они не называли - он основной источник силы для действий шамана.

Более всего известный способ приобрести духа-хранителя, это поиски духа в отдаленном месте в пустыне. Местом может быть пещера, верхушка горы, большой водопад или отдаленная тропа ночью, как это принято среди индейцев Хиваро. Есть также непроизвольные, как и особые шаманские способы обеспечить себе духа-хранителя.

Без духа-хранителя фактически невозможно быть шаманом, ибо шаман должен иметь этот сильный основной источник силы для того, чтобы бороться с необыкновенными или духовными сипами, чье существование и действия обычно скрыты от людей, и подчинить их себе. Духом-хранителем часто бывает животное-силы - духовное существо, которое не только эащишает шамана и служит ему, но становится для него второй личностью или альтерэго.

То, что человек имеет духа-хранителя еще само по себе не делает его шаманом. Как указывают Хиваро, знает ли об этом взрослый человек или нет, он обычно пользуется помощью духа-хранителя в детстве. Иначе он не имел бы защитной силы, необходимой для того, чтобы достичь взрослого возраста. Главная разница между простым человеком и шаманом по отношению к духам-хранителям в том, что шаман активнее использует своего духа-хранителя, когда находится в измененном состоянии сознания. Шаман часто видит своего духа-хранителя и советуется с ним, путешествует с ним во время шаманского путешествия, дает ему возможность помогать и использует его для помощи другим во время их болезни или повреждения.

В дополнение к духу-хранителю могущественный шаман имеет обычно несколько духов- помощников. Это индивидуальные, меньшие, по сравнению с духами-хранителями, силы, но их может быть сотни в распоряжении отдельного шамана, обеспечивая большую коллективную силу. Эти духи-помощники имеют специальные функции для отдельных целей. Шаману требуются годы, чтобы собрать их как можно больше. В смысле шаманских способностей и потенциальности, не кажется, чтобы была очевидной разница между полами. Однако во многих обществах, женщинам приходится делать так много работы и выращивать детей, что им часто не хватает досуга, чтобы стать шаманами. В этих случаях большинство шаманов - мужчины. Это, конечно, имеет свою сторону в обществе Хиваро, где женщины невероятно заняты, приготовляя пищу, выделывая посуду, выращивая детей и обрабатывая сады. Но после того, как они заканчивают воспитание детей и достигают среднего возраста, даже женщины Хиваро становятся иногда шаманами, и действительно могущественными. В Средние Века во время Ренессанса вдовы и пожилые женщины часто становились врачующими шаманами, частично, чтобы прожить. Конечно, инквизиция называла их "колдуньями", как христианские миссионеры еще часто называют шаманов в незападных обществах.

Шаманы в большинстве - врачеватели, но они также занимаются предсказаниями, заглядывая в настоящее, прошлое и будущее для других членов общины. Шаман - это видящий. Слово "видеть" относится в корне своем к слову "ведать, знать". Тысячелетняя традиция сохранила нам единственно правильное значение и это тоже шаманское наследие. Шаман может также заняться ясновидением, видя что-то, что происходит в другом месте в настоящий момент.

Шаман живет между реальностями, могучий атлет состояний сознания, занятый мифическими подвигами. Шаман - это посредник между обычной и необычной реальностями, как это драматически описал Кастанеда. Шаман - это также силовой маклер, в том смысле, что он управляет духовной силой, чтобы помочь людям, чтобы привести их в здоровое равновесие.

Шаман может быть приглашен, чтобы помочь кому-нибудь, кто расстроен, то-есть потерял своего духа-хранителя или даже свою душу. В таких случаях шаман предпринимает врачующее путешествие в необычную реальность, чтобы получить обратно утраченного духа или душу и вернуть их пациенту. Или даже пациент шамана может страдать от какой-нибудь локализованной боли или болезни. В таком случае задача шамана заключается в том, чтобы вытащить вредную силу и помочь восстановить здоровье пациента. Это два основных подхода в шаманском врачевании: восстановление полезных сил и удаление вредных.

При этих лечебных задачах шаманы должны быть способны путешествовать туда и обратно между реальностями. Для этого в некоторых культурах шаманы принимают вещества, изменяющие сознание, но во многих древних культурах они этого не делают. Действительно, некоторые психоактивные вещества могут помешать сосредоточению, которого требует работа шамана.

Один из интересных моментов в шаманизме это то, что когда употребляется лекарство, его чаще употребляет врачеватель, чем пациент, хотя бывают исключения, когда принимают оба. Это различие с современной западной медициной легко понять, если учесть, что шаман должен делать свое врачующее дело в состоянии измененного сознания. Мысль заключается в том, чтобы доставить доступ скрытой реальности. Ответственность за такую работу несет шаман, а не пациент.

По своей сути, ознакомление с шаманизмом является экспериментальным и часто постепенным, заключающимся в успешном достижении шаманского состояния сознания и умении видеть и путешествовать в этом состоянии, приобретении персональной уверенности и знакомстве со своим собственным духом-хранителем, привлечении его помощи, пока вы находитесь в шаманском состоянии сознания, успешном оказании помощи другим в качестве шамана.

Характерная фаза более зрелого шаманизма заключается в личной уверенности и знакомстве со своими собственными духами-помощниками. Есть даже более зрелые фазы, как и некоторые важные виды шаманского опыта, которыми эта книга не занимается. Однако, если вы будете иметь успех в вышеперечисленных фазах, вы вероятно сможете назвать себя шаманом. Но ознакомление с шаманством - это никогда не прекращающийся процесс борьбы и радости. Окончательные решения относительно вашего ранга, как шамана, будет сделаны теми, кому вы стараетесь помочь.

Новый шаман при изучении основных принципов, методов и космологии шаманизма, строит личное знание и силу путем шаманской практики и путешествий. Когда это знание приобретено, шаман становится руководителем других людей. Например, человек из его общины мог видеть сон или иметь видение и спросить шамана об их значении. Шаман - мастер способен сказать об этом в определенном контексте его знания. Шаман всегда старается разложить свой собственный, несущий откровения опыт, как будто это части великой космической загадочной картинки. Для того, чтобы достичь высокой степени познания космической загадки, нужно обычно много лет шаманского опыта и даже мастер- шаман не надеется завершить загадку за время одной человеческой жизни.

Истинный мастер-шаман никогда не ведет себя вызывающе по отношению к действительности опыта кого-либо другого, хотя менее способный и более мелкий шаман и может сделать это. Мастер-шаман будет стараться включить даже самый необыкновенный опыт в свою тотальную космогонию, основанную в основном на его собственных путешествиях. Если он легко может это сделать, он, вероятно, мастер, подобный шаману из индейцев Кунибо, который сказал мне: "О, они всегда говорят это! "

Мастер-шаман никогда не скажет о том, что вы пережили, что это фантазия. Это одно из различий между шаманизмом и наукой. Однако у шамана и ученого есть сходное. Лучшие из тех и других благоговеют перед сложностью и великолепием мироздания и Природы и отдают себе отчет в том, что за свою жизнь они смогут наблюдать и понять только малую часть того, что происходит. Оба, шаман и ученый, лично продолжают исследовать тайны мироздания и оба считают, что многие процессы скрыты от обычного взгляда. И ни мастер-шаман, ни мастер-ученый не позволяют догмам церковных и политических властей вмешиваться в их изыскания. Не даром Галлилея обвинили в колдовстве.

Шаман - это эмпирик. Одно из определений эмпиризма следующее: "практика, придающая большое значение опыту, особенно чувств". И действительно, шаман для приобретения знания в основном полагается на непосредственный опыт чувств. Однако мастер-шаман скромен. В конце концов, никто из нас не знает действительно, что происходит, каждый ограничен своими собственными окошечками в мир. Как Мохавская женщина по имени Хама Утсе сказала:

Каждый шаман рассказывает другому историю сотворения мира. Можно слышать об этом разным способом. Все истории относятся к одному событию, но рассказывают их по- разному, как будто о них сообщают разные очевидцы, вспоминая разные детали. Это как если бы рассказы вели индейцы, негр и француз, или как если бы я, мой муж Хивсу Тупо или вы описывали автомобильную катострофу, свидетелями которой вы были.

Шаманы люди действия также, как и знания. Они служат общине, перемещаясь снаружи и внутри скрытой реальности, и никогда не просят о помощи. Но только некоторые шаманы становятся истинными мастерами знания, силы и врачевания. Характерно большое количество критических оценок людьми общин искусства отдельных шаманов, их успехов в лечении людей. Рекорды шаманов хорошо известны и люди решают, к кому них них пойти в вопросах жизни и смерти. Таким образом, хотя многие люди могут стать шаманами, только небольшое количество считается выдающимися.

ШАМАНСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ

Шаман работает в необычайной реальности. Только малую часть своего времени и только тогда, когда требуется выполнение шаманских задач, потому что шаманизм - это деятельность с неполным рабочим днем. Среди Хиваро, Кунибо, эскимосов и большей частью других первобытных групп мастер-шаман обычно является активным участником экономических, социальных и даже политических дел общины. Он обычно бывает отличным охотником или огородником, ремесленником и художником, мыслителем и ответственным членом семьи и общины. Действительно, способность мастера-шамана успешно действовать в двух различных реальностях рассматривается как доказательство силы.

Он следует предписаниям шаманизма, когда занимается шаманской работой, и он следует предписаниям обычной реальности, когда не связан с работой шамана. Шаман двигается взад и вперед между двумя реальностями с очень серьезными намерениями. Какая бы ни была реальность, шаман думает и действует присущим ей способом и имеет целью владение как своими необыкновенными действиями, так и обыкновенными. Только тот, кто успешно владеет своими действиями в обоих областях, является мастером-шаманом.

Обе личные реальности шамана, необычайная и обыкновенная, имеют каждая свое соответствующее состояние сознания. Можно успешно справляться с каждой реальностью, только находясь в присущем ей состоянии сознания. Так, переходя оживленную городскую улицу, вы находитесь в состоянии сознания, отличного от того, которое надо применить, входя в шаманский Нижний Мир. Мастер-шаман полностью сознает, какое сознание соответствует каждой ситуации, в которую он поставлен и, если нужно, входит в это состояние сознания.

Перцепция двух реальностей типична для шаманизма, несмотря на то, что некоторые западные кабинетные философы долго отрицали законность провозглашения такого двойного разделения между обычным и скрытым мирами среди первобытных народов, очевидно, предполагая, что первобытные люди не могут отличить их друг от друга. Как я раньше объяснил, Хиваро не только сознательно производит это разделение, но они приписывают гораздо большее значение необычайному или скрытому миру. Я согласен с Аке Хултранцем, когда он говорит:

"… если такие /первобытные/ народы и не делают сознательно такой дихотомии /что они иногда делают/, они фактически бессознательно строили свое познание по этой модели. Одно из доказательств этого - шаманский транс. Мир экстаза - это мир сверхестественных сил и действий, поэтому шаман ныряет в него. Он существует в двух мирах: вне транса он живет обычной жизнью своих соплеменников, в трансе он часть сверхестественного мира, разделяя с духами некоторые их возможности, как способность летать, преображаться, стать одним существом со своим духом-помощником и т. д. "

Значение, которое я придаю здесь проведению различия между переживаниями в ШСС и ОСС, или различие; которое Кастанеда делает между необыкновенной и обыкновенной реальностями, не является различием, обычно замечаемым в разговорах шаманов между собой, или даже с людьми Запада. Так, если вы прислушаетесь к разговору шаманов Хиваро, вы сможете услышать в этом ежедневном разговоре рассказы о переживаниях и действиях, которые могли бы показать вам, как человеку Запада, явную неспособность что-либо понять, так как выглядели бы абсурдными или невозможными. Например, он мог бы рассказать вам о расщеплении большого дерева на расстоянии при помощи шаманской силы. Или то, что он видел перевернутую радугу внутри груди соседа. В ту же минуту он может сообщить вам, что делает новое ружье или что он ходил охотиться прошлым летом.

Проблема не в том, как некоторые западные философы хотели бы, чтоб оно было, что первобытные народы выставляют напоказ первобытный "дологический ум. " Проблема в том, что человек Запада просто примитивен с шаманской точки зрения. Для товарища соплеменника Хиваро не нужно указывать, в каком состоянии сознания он был, когда имел определенное переживание. Они это понимают, потому что они знают, какого рода переживания происходят в ШСС, а какие в ОСС. Только западному постороннему человеку недостает этого фона.

Софистика Хиваро далеко не единственная; действительно это, вероятно, верно для всех шаманских культур. К несчастью, западные наблюдатели, которым не достает обширного опыта с измененными состояниями сознания, слишком часто упускали возможность осведомйться относительно познавательного состояния, в котором находились их первобытные информаторы, когда с ними было такое "невозможное". Как уместно заключает австралийский антрополог Станнер:

"Европейцам фатально легко, встречаясь в первый раз с подобными вещами, предположить, что "мистицизм" подобного рода управляет всей туземной мыслью. Оно не так. Логическая мысль и рациональное поведение так же широко распространены в первобытной жизни, как и на более простых уровнях европейской жизни… И если пожелать увидеть действительно блестящую демонстрацию дедуктивной мысли, нужно только видеть, как туземец преследует раненого кенгуру и добиться от него объяснения, почему он понимает данные знаки известным образом. Другими словами, ограниченными являются не первобытные люди, но мы сами, при понимании двухярусной природы их опыта и внимания, которое они ему уделяют.

Так как наша западная культура не шаманская, необходимо при обучении шаманизму разъяснять, различие между необыкновенной и обыкновенной реальностью, как это делает Кастанеда. Когда вы станете шаманом, и если там будут другие шаманы, с которыми вы сможете беседовать, вы найдете необходимым больше, чем Хиваро или австралийский туземец указывать, в каком состоянии сознания вы были, когда с вами произошел какой-то особый случай. Ваша аудитория, состоящая из знающих людей, поймет.

Составляющая измененного состояния в ШСС, включает разнообразные степени транса, от существенно легкого /как у индейских шаманов Северной Америки/, до очень глубокого /как у лапландцев, когда состояние шамана может временно оказаться коматозным/. Однако сообщают, что у сибирских шаманов существует весь ряд. Как указывает Хулткранц: "Высказывания насчет того, что эффект шаманского транса имеет постоянную глубину, поэтому неправильны". Подобным же образом Элиад замечает, что у угров шаманский экстаз не столько транс, сколько состояние вдохновения: шаман слышит и видит духов, он выходит из себя, потому что в экстазе он путешествует по отдаленным краям, но он не лишен сознания. Он ясновидец и вдохновленный человек. Однако основное переживание экстатическое и главным средством для его достижения является, магически-религиозная музыка.

Что является определенным, то это то, что для шаманской практики нужна некоторая степень изменения сознания. Посторонние западные наблюдатели часто упускали то, что шаман находится в легком трансе, именно потому, что они были посторонними наблюдателями, которым недоставало личного шаманского опыта. Шаман может казаться действующим в трезвом состоянии, когда в действительности его ум занят внутренними видениями. Я сам был свидетелем того, как один американский знахарь действовал во время лечения в сумеречном контексте, который не легко было заметить посторонним. Он мне после рассказывал, что он видел во время этого лечения, подчеркивая то, что он был в легком трансе.

В ранний, критический момент его жизни, до принятия шаманизма, шаман мог впадать в это измененное состояние сознания очень глубоко, хотя тут много индивидуальных и культурных условий. Иногда такое случается, когда намеренно ищут видение для того, чтобы получить силу духа-хранителя. В другой раз это случается при кризисе в серьезной болезни, как у некоторых севереи южноамериканских индейцев, и в первобытной Сибири. Такой радикально глубокий и сообщающий откровения опыт часто ободряет в намерении вступить на путь шамана. Личным примером служит мой собственный психоделический опыт с индейцами Кунибо в 1961 г.

Я буду избегать здесь слова "транс" из-за нашего западного культурного понимания в отношении этого термина, часто приписывающего ему бессознательное состояние.

В ШСС вы видите по-шамански. Это может быть названо визуализацией, "имажинизацией" или, как выражаются австралийские аборигены, использованием "сильного глаза". Хотя такое видение происходит в измененном состоянии сознания, было бы не эмпирическим предрассудком, вредным для завершения непосредственного понимания, отбросить такие явления, как галлюцинации. Видение туземного шамана не простая галлюцинация. Это визуализация умственной формации, которая тоже может некоторое время существовать независимо от своего творца. Пока человек испытывает это видение, он не может двигаться, но сознает все, происходящее вокруг него, как мне сказал один шаман из племени Кантранг, что он мог видеть и знать, что происходит, но был как бы мертвый, бесчувственный ко всему.

ШСС позволяет иметь полное воспоминание после опыта, когда шаман возвращается в ОСС, что непохоже на характерный транс западного медиума или участников одержимых танцев карибского происхождения. Другими словами, ШСС не влечет за собой типичную амнезию. В ШСС часть сознания шамана все еще слегка связана с обычной реальностью физического и материального окружения, в котором он находится. Легкость его транса является причиной того, что часто ассистент должен бить в барабан, чтобы поддерживать его в ШСС. Если барабанный бой прекратится, он может быстро вернуться в ОСС и потерпеть таким образом неудачу.

Основными инструментами для того, чтобы впасть в ШСС, являются барабан и трещетка. Шаман обычно ограничивает употребление барабана и трещетки, вызывание и поддерживание ШСС, и таким образом подсознательно ассоциирует их с серьезной шаманской работой. Начало постоянного монотонного звука трещетки или барабана повторно становится для его мозга сигналом возврата в ШСС. Таким образом, для опытного шамана достаточно только нескольких минут знакомого треска или барабанного боя для осуществления легкого транса, в котором делается большая часть шаманской работы.

Повторный звук барабана является обычно основой для предпринятия шаманских задач в ШСС. С большим основанием сибирские и другие шаманы иногда отзываются о своем барабане, как о "коне" или "каноэ", переносящем их в Нижний или Верхний Мир. Постоянный монотонный бой барабана действует как несущая волна в ШСС, а затем поддерживающая его в пути.

Значение барабана, как "верховой лошади" или "коня" иллюстрируется этими шаманскими стихами сибирских койотов.

О, мой разноцветный барабан,

Стоящий в переднем углу.

О, мой веселый и раскрашенный барабан,

ты, что стоишь здесь!

Пусть твое плечо и шея будут сильными.

Слушай, слушай моя лошадь - ты олениха!

Слушай, слушай моя лошадь - ты медведь!

О, раскрашенный барабан, стоящий в переднем углу!

Моя верховая лошадь - самец или самка оленя!

Утихни звонкий барабан,

Обтянутый кожей барабан,

Исполни мои желания.

Как на облаке пронеси меня

Через страны сумерек и под свинцовым небом,

Пронесись подобно ветру Поверх горных вершин.

Лабораторные исследования Негера показали, что барабанный бой вызывает изменения центральной нервной системы. Ритмическая стимуляция воздействует на электрическую активность многих сенсорных и моторных областей мозга, обычно не задеваемых, благодаря чему стимулируются связи с сенсорной областью. Кажется, что это частично зависит от того, что одиночный удар барабана содержит много частот и в соответствии с этим он одновременно передает импульс вдоль множества нервных путей в мозгу. Далее, удары барабана имеют главным образов низкую частоту, что означает, что ударом барабана может быть передано больше энергии мозгу, чем каким-нибудь другим стимулирующим звуком высокой частоты. Это, возможно, происходит благодаря тому, что низкочастотные рецепторы уха лучше сопротивляются повреждению, чем деликатные высокочастотные рецепторы, и могут выдержать большие амплитуды звука, пока не почувствуется боль.

Недавние изыскания в области шаманских духовных плясок индейцев Салиш с Северозападного берега, подтверждают и расширяют открытия Негера о способности ритмического барабанного боя индуцировать измененное состояние сознания. Жалек и Ормстед нашли, что частоты барабанного боя в ряду частот волны тэта EEg /от четырех до семи циклов в секунду/ преобладали во время вводных процедур, применяющих сальский барабан из Оленьей кожи. Это ряд частот, отмечает Жилек, от которого ожидают наибольшей эффективности при создании состояния транса.

Надеются, что такие изыскания будут возможно сопровождаться телеизмерениями EEg шамана, пока он занят работой в ШСС. Похоже на то, что такого рода исследования приведут к открытию того, что ШСС обычно включает уровень тэта также, как и менее глубокий уровень альфа.

Встряхивание трещетки шамана, обеспечивает стимуляцию в мозгу дорожек более высокой частоты, чем бой барабана, усиливая его бой и повышая полный звуковой эффект. Хотя и более высокой частоты, звук большинства трещеток имеет достаточно низкий амплитудный уровень, чтобы не вызвать боли в рецепторах уха.

Несмотря на то, что шаман может бить в барабан сам, его полное впадение в ШСС требует помощника, который бы перенял у него барабан и продолжал бить, как это делается у сибирских тунгусов так, чтобы измененное состояние сознания шамана поддерживалось. Другая техника среди тунгусов позволяет помощнику взять на себя весь барабанный бой, даже до того, как шаман войдет в ШСС. Я предпочитаю этот метод, иначе физические требования при битье барабана могут помешать моему переходу в ШСС. Однако шаман должен был бы еще регулировать быстроту ударов, потому что только он может слышать, является ли темп подходящим. При принятых мною приемах я трясу трещетку, обычно начиная с медленного темпа и увеличивая его, когда чувствую в этом необходимость. Звук трещетки не только ведет барабанщика, но еще и пополняет звуковую тягу барабана подводом более высокой частоты: когда шаман, пользующийся этим методом, в конце концов, впадает в ШСС, он уже не бывает способен трясти трещетку, так что барабанщик продолжает за него, продолжая в темпе, услышанном в последний раз.

Когда помощник тунгузского шамана исполняет весь барабанный бой, шаман не пользуется трещеткой. Вместо этого он задает темп пляской; ритм колокольчиков и железной мелочи на его одежде ведет барабан и снабжает его звуками более высокой частоты. Эта техника обеспечивает подвод в нервную систему шамана движений тела, соответствующих звукам, поскольку, как замечает Широко горов, "… пляска частично вызывается необходимостью производства ритмических звуков".

Превращению в ШСС помогает также пение песни-силы, которую он поет в этих случаях. В каком-нибудь отдельном племени слова этой песни изменяются от шамана к шаману, мелодия и ритм не являются изобретением индивидуального шамана, но принадлежностью отдельного племенного района.

Песни имеют тенденцию быть повторяющимися и относительно монотонными, большей частью возрастающими в темпе, когда шаман приближается к ШСС. Они могут иметь скрытую функцию действовать на активность центральной нервной системы, аналогично дыхательным упражнениям йогов, однако я не знаю какого-либо выполненного исследования, чтобы это определить. Шаману часто помогают войти в ШСС члены аудитории, присоединившиеся к нему в песне.

Слова помогают вызвать ШСС, стремясь упомянуть о духах-хранителях и помощниках шамана, и снова подтвердить его могущество.

Ученая часть ШСС включает приписывание полной реальности вещам, которые мы видим и чувствуем, слышим и другим образом испытываем в измененном состоянии сознания. Этот непосредственный эмпирический опыт рассматривается шаманом не как фантазия, но как непосредственная реальность В то же время шаман признает разделенность ШСС от реальности ОСС и не смешивает реальности. Он знает, когда он находится в той или другой, и входит в каждую из них по выбору.

Ученые правила, пока он находится в ШСС, включают положение, что животные, растения, люди и другие феномены, увиденные в измененном состояния, вполне реальны, в контексте с нематериальной, необыкновенной реальностью, в которой они были восприняты. Шаман вступает в ШСС, чтобы видеть эти нематериальные формы и взаимодействовать с ними. Эти формы шаман или другие люди не могут видеть, будучи в ОСС, и они не являются частью обычной реальности.

Ученый аспект ШСС включает глубокое уважение всех форм жизни со скромным сознанием нашей зависимости от растений, животных, даже неорганического вещества планеты. Шаман знает, что люди сродни всем формам жизни, что они все наши родственники. Как в ШСС, так и в ОСС, шаман подходит к другим формам жизни с семейным уважением и пониманием. Он признает их древность, родственность и особую силу.

Таким образом, шаман вступает в ШСС с уважением к природе, к силам, присущим диким животным и видам растений, к их цепкой способности выжить и процветать сквозь зоны существования планеты. Приблизившись к Природе в измененном состоянии сознания с уважением и любовью, шаман считает, что природа откроет ему вещи, которые невозможно установить в обычном состоянии сознания.

Многие североамериканские племена еще сохраняют существенно шаманский взгляд на реальность, как например в этом утверждении одной из Хопи:

"Для Хопи - вся Жизнь едина. Мир, в котором он живет, - это мир человека, и в нем все животные, птицы, насекомые и каждое живое существо, как и деревья и растения, которые также имеют жизнь, ибо в формах, в которых мы их обычно видим - это всего лишь маскарад. Но сказано, что все эти существа и эти живые вещи, которые разделяют мир с нами, людьми, конечно имеют другие дома, где они живут в образе людей, подобно нам. Поэтому обо всех этих живущих вещах надо думать как о людях, и их иногда можно видеть в их собственной форме, даже на Земле. И если их убивают, то душа этого существа может вернуться в свой собственный мир, который она больше не сможет покинуть, но потомки этого существа займут место в человеческом мире, поколение за поколением. "

Даже при дневном свете можно научиться видеть по-шамански необычайный аспект естественного феномена. Например, нижеследующее есть метод чтения камня, прием, который я узнал у знахаря племени Лакота Сиоу. Но сначала остановитесь на вопросе, на который вы хотите иметь ответ. Затем просто походите по дикой местности, пока ваше внимание не привлечет на земле камень размером в два кулака. Поднимите его и отнесите к месту, где вы можете удобно усесться с ним.

Положите камень на землю перед собой и спросите о том, на что вы хотите получить ответ. Тщательно изучайте верхнюю поверхность камня до тех пор, пока сможете увидеть одно или несколько живых существ, образованных линиями камня, трещинами и другими неровностями. Это может занять несколько минут.

Когда вы будете удовлетворены тем, что разобрали одно или несколько животных, растений, насекомых, лиц, человеческих форм или других единиц на поверхности камня, подумайте о том, что камень старается вам сказать по поводу вопроса, который вы задали. Запомните свое заключение и затем переверните камень. Повторите тот же самый процесс созерцания и размышления, пользуясь новой поверхностью. Если камень достаточно толстый, вы сможете повторить процесс на остающихся сторонах камня.

Далее спокойно рассмотрите, как индивидуальные сообщения от каждой из четырех сторон могут быть соединены, чтобы образовать сообщение, которое будет ответом на ваш вопрос. Затем почтительно и с благодарностью верните камень в то место и положение, где вы его нашли.

Когда у вас будет достаточно шаманского опыта, вы сможете использовать этот метод, чтобы помочь другому человеку. Заставьте его проделать то же, что описано выше. Различие только в том, что вы оба участвуете в прочтении ответа на его вопрос. После того, как вы осмотрите все стороны, дайте ему первому описать и проанализировать то, что он видит. Затем в качестве шамана пополните эти наблюдения и анализ своими собственными. На основе вашего большого опыта вы сможете предложить объяснение того, как подходит друг к другу то, что вы видите оба. Затем переверните камень и повторите процесс для всех четырех сторон. В заключение этот человек сам сделает вывод из осмотра всех четырех сторон.

Очевидно, что есть общее и отличное между этим шаманским подходом и тэстом Роршаха или психоаналитическим методом свободных ассоциаций. Но тот факт, что здесь есть разница, не делает шаманскую технику хуже. С точки зрения шамана, в этом камне существуют животные и люди. Понятию фантазии нет места в мире шамана. Для него все в природе имеет скрытую, необычайную реальность. Это нечто, что научаешься видеть, следуя путем шамана.

Это свободное переложение Давидом Клутье шаманской поэмы сибирских чукчей иллюстрирует то, о чем я говорю.

ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ВИДИТ ШАМАН

Все, что существует, живет На крутом берегу реки,

Я видел обладателя этого голоса.

Он поклонилсямне.

Я говорил с ним.

Он отвечал на все мои вопросы.

Обо всем, что существует, живет.

Маленькая серая птица,

Маленькая синяя грудка Поет в дупле ветки дерева,

Она выражает пляски своих духов,

Поет шаманские песни.

Дятел на дереве, - Это его барабан.

У него барабанящий клюв.

И дерево качается,

Вскрикивает, как барабан,

Когда топор кусает его бок.

Все эти вещи отвечают на мой зов.

Все, что существует - живет!

Фонарь ходит вокруг.

У стен этого дома есть языки,

Шкуры, Спящие в своих мешках,

Всю ночь не спали, разговаривая… на могилах поднимаются И кружат вокруг могильных холмов,

В то время, как мертвецы Сами встают,

Чтобы пойти посетить живых.

Свидетельство бывшего шамана

/Эта история бывшего шамана была опубликована самиздатовским способом отдельной брошюркой. Привожу ее здесь для тех, кому это может быть интересно:

"Здравствуйте, дорогие читатели. Я буду рад, если вы получите что-то новое для себя, читая мой рассказ. А также я буду рад с вами познакомиться в будущем, если кто этого пожелает.
Во-первых, я хочу представиться. Меня зовут Хилтухин Александр Сократович. Я родился, в селе Кырен Тункинского района Бурятской АССР. Через три месяца после моего рождения мои родители переехали в Бохан (Иркутская область). Там я провел свое детство, юность, пошел в армию, и в 1972 году я демобилизовался.
В армии я простудился по оплошности и заболел двухсторонним воспалением легких. У меня была осложненная пневмония, были остаточные явления, и в нижней части легких прослушивалось хрипение. Тогда я решил заняться хатха-йогой, потому что все говорили о том, что эта очень редкая гимнастика дает прекрасные результаты - можно исцелиться практически от всех болезней. У меня не было учителя. В 70-х годах, в журнале «Наука и жизнь» печатали не только об этой гимнастике, но и о многих экзотичных вещах, которые вызывали большой интерес в Советской России. И вот я занялся этой гимнастикой. Через год я почувствовал значительные изменения в своем организме, я стал крепче, дыхание стало свободным, глубоким. Я не испытывал недостатка в кислороде, уже чувствовал себя лучше. Основная часть болезни отступила, и остались только незначительные слабые боли. Но полного исцеления я не получил и мне хотелось исцелиться полностью.
Я стал искать другой способ. Современная наука и медицина не могли помочь мне в этом. И тогда я обратился к моему другу-фотографу, у которого был знакомый лама. Мы съездили к нему в дацан и после знакомства с ним стали часто общаться. В этом общении я стал познавать основы буддизма, заповеди, которые нужно соблюдать человеку, для того чтобы не болеть; что такое проклятие, которое несет болезни человеку. Это для меня было очень интересно. Тогда я решил изучать буддизм. К этому времени уже было довольно много литературы о буддизме. Я увидел, что буддизм - это наука, и очень сложная философия, и понять ее тоже было трудно. У меня был помощник - лама, который кое-что мне объяснил, а дальше я просто своими силами пытался познать это все. Но в конце концов я понял, что этот путь слишком сложен, и буддизм меня не радовал, потому что многократная реинкарнация не давала той свободы, которую я хотел иметь. Она все равно меня приковывала к каким-то перерождениям, и будучи человеком в следующем перерождении, я мог в следующее перерождение родиться либо псом, либо другим существом, не имея твердой уверенности в том, что я снова стану хотя бы человеком. Например, до белого слона «добраться» очень сложно, это в течение тысячи лет надо «шнырять» на тот свет. В общем, было сначала смешно, а потом не до смеха. И я решил не связываться, подумал, что пусть я лучше останусь человеком и проживу эту жизнь.
Потом у меня началась молодая бесшабашная жизнь, как у всех молодых людей. Я просто отдался этой жизни. Вокруг меня было столько молодых девушек, что я не мог пройти мимо. И вот я до семьдесят девятого года гулял, как необузданный конь гуляет по воле. В семьдесят девятом году я познакомился со своей будущей женой, и через год мы поженились. Началась семейная жизнь, и сейчас Бог многое открыл мне о ней. Мне не хотелось бы говорить о моих личных заимоотношениях с женой и с родственниками. Я вот только хочу, чтобы вы знали, что когда мы начинаем нашу семейную жизнь с греха, то это уже неправильно. Этот грех влечет негативные последствия для такой семьи. Тогда то, что я познал свою жену уже до женитьбы, было для меня в порядке вещей. Сейчас-то я понимаю, что это был грех, и что не было благословения ни от отца моего, ни от мамы. Отца в живых не было в то время, мама была, но мои родственники были против нашего брака, потому что у них не сложились добрые отношения и симпатии с родственниками жены из-за их агрессивного поведения во время сватовства. Поэтому жизнь моя складывалась не лучшим образом.
Все это время я искал каких-то твердых, надежных вещей, опору среди людей. Я наблюдал за их жизнью, наблюдал за стариками. Мне очень нравилось слушать их рассказы о их прошлой жизни, какие выводы делали они. И я заметил, что чаще всего это не выводы, а сожаления о пустой прожитой жизни. Я не слышал от человека, чтобы он сказал: «Я был счастлив за свою жизнь» , никогда не слышал. Это редкость, и за все это время я ни разу не встретил такого человека.
Жизнь шла своим чередом, у меня была семья. В том селе, где я жил, - это в Петропавловке, Джидинском районе - я работал часовщиком. Весь район меня знает лично, и я многих знаю. Мы считались самой счастливой парой с женой, потому что мы всегда ходили под руку. Я просто любил свою жену и не мог иначе ходить с ней, как некоторые ходят - муж с одной стороны дороги, жена - с другой. Я всегда старался ухаживать за своей женой, все годы. Для меня это было нормой, а для людей со стороны казалось, что тут полная идиллия. Я думаю, на самом деле не было такого. Человек привык скрывать негативную сторону своей семейной жизни и негативные отношения между супругами, не выносить мусор из избы. Весь мир так живет, старается не выносить этот мусор, потому что это приносит позор человеку.
Мы дожили до перестройки. В это время я заболел. У меня обострились желудочные колики, потом я понял, что это серьезно. Обратился в больницу - оказалась язва. Тогда я испугался, думал, что придется вырезать ее. Это такая операция - или умрешь, или выживешь. Я начал искать какой-нибудь новейший способ исцеления - гимнастика мне особо не помогала. Я уже боялся делать растяжки и все эти вещи, потому что это уже не годилось. И в это время приехала одна шаманка в Петропавловск, и я услышал, что она исцеляет без всяких хирургических вмешательств. Просто она поднимала руки, закрывала глаза, делала пассы, и люди исцелялись. Потом они шли и говорили, что они столько лет болели, и женщина,приехавшая, исцелила их всего за 10 дней. Я, конечно, пошел к ней. Она посмотрела на меня и сказала: «Да, это серьезно». И я в течение
10 дней ходил к ней на лечение. В предпоследний, девятый день, я хотел уйти домой, но она меня заставила лечь на кровать, чтобы я полежал полчаса, и потом пошел домой. Я лежал и вдруг увидел, что летят облака надо мной. Я с закрытыми глазами вижу облака, открываю их - не вижу. Ну, я подумал, что за окном облачность, сильный ветер, я снова стал открывать и закрывать глаза, и опять облака проплывают, и свет становится ярче. И потом вдруг разом все стало ясно видно. Я, пораженный, вздрогнул, снова закрыл глаза и вижу. И в это время зашел мальчик из Джиды, с матерью. И я увидел, как он болен - он болен был от макушки до самых пят, весь цветной, весь больной. Когда он зашел, я сказал: «Какой цветной мальчик!» А шаманка услышала и спросила: «Кто сказал?» Я говорю:«Я сказал». Она говорит: «Иди сюда». Посадила рядом, и мы стали смотреть больных. Она стала показывать мне, как она их исцеляет, и чем она делает это. Да, это было очень интересно. Я никогда не видел, что человек может в духовном мире на собственное тело надевать металлические перчатки из серебра, из платины, из золота, себя одевать в колпак прозрачный металлический. Я никогда этого не видел, но она это делала. Защитный колпак и перчатки надевала. Этими вещами она работала. Она брала болезни с больных органов -это цветная такая жидкость. Она снимала и выбрасывала ее на землю, где лежали мешки герметичные, и бросала в них эту болезнь. В этих мешках болезнь накапливалась, потом шаманка сжигала все это. И мне это было очень интересно. Я задавал себе вопрос: «Для чего это мне?» Спросил ее, но она не могла мне ответить. Она говорила: «Вот я не знаю, как я, почему я лечу. Мне никто не говорит, просто у меня этот дар с рождения». Я задавал вопросы людям. Никто не мог мне ответить: ни ламы, никто. Но одна гадалка мне сказала, что если я не буду лечить людей, то Бог меня накажет. И я из страха перед Богом стал заниматься магией. Причем более усиленно, чем занимался прежде. Я вставал очень рано, читал заговоры и ощущал поток энергии -такой, как будто ветер меня наполнял. Я просто содрогался весь. В тот момент, когда читал заговоры, я не знал, что за сила окружала меня. Со мной происходили странные вещи. Я видел, что эти заговоры работают, что люди исцеляются; особенно дети и очень быстро, буквально с одного раза. Дети переставали заикаться и мочиться, и прочее другое. Я сводил мужа с женой, которые разводились и не могли вместе жить. Мне это приносило радость. Я думал, что я делал добро.
И вот однажды, это было летом 1996 года, я не мог уснуть ночью, все думал о том, что я такой хороший, ведь я зла никому не хочу, а вокруг меня такой мир: гадкий, зверский - порой хотелось выйти и убивать всех подряд. Все эти неудачи и неурядицы меня выводили из себя. И вдруг передо мной открылась движущаяся картина, как будто поезд идет слева направо, вся моя жизнь: мое детство, все, что окружает меня, все мои грехи, все вещи, через которые я делал людям больно, но мое сердце было на месте тех людей, которых я обижал. Я был поражен этим видением. Я закрывал глаза, но все равно видел это, отворачивал лицо - видел. Я не понимал, что происходит. Эта картина продолжалась до того момента, когда я был юношей. Потом я увидел свои молодые годы, и у меня сердце не выдержало, так сдавило от боли, что я закричал. И в этот момент все кончилось. Тогда я понял, что я не достоин жизни на земле, не достоин любви моей жены, детей, и что не достоин вообще видеть этот белый свет. Я такой грешный, до такой степени мерзкий, что не мог переносить себя. Тогда я подумал, что нужно покончить с собой - и все дела. Я пошел в ванную комнату и решил - все. Я шел, и вдруг меня посреди зала кто-то тронул за плечо и повернул в обратную сторону. Я удивился, улыбнулся и покорно пошел обратно. Думаю, что будет дальше? И вдруг остановился возле шкафа. Открываю шкаф, и передо мной лежит переплет книги. Я взял ее в руки, и это оказалась Библия, которую я купил, не знаю для чего, 2 года назад. Я стою, жду, что же будет дальше? И снова меня за правое плечо кто-то легонько-легонько берет и поворачивает. Я пошел и зашел в спальню, сел на кровать, а время было 2 часа ночи. Я открыл книгу «Исход», читал о том, как Бог говорил: «Нужно приносить жертву». Я читал о том, как нужно выбирать агнца годовалого, без пятна и порока. И что когда убиваешь этого барашка, то ты не должен повредить ни одной косточки, что он должен быть разделан идеально. И как отделяется печень и почки, и как обматывается это все внутренним жиром. Я испугался, залез под одеяло, положил под подушку Библию и, не помню как, уснул. Утром, когда я проснулся, я вспомнил, что что-то было ночью. Я решил проверить: достал Библию из-под подушки и осознал, что это действительно было. Я встал и был очень спокойный, здоровый, как ребенок. И я обратил внимание, что не было горечи на сердце. Наверное, в тот момент произошла часть покаяния. Я чувствовал себя обновленным. После этого 2 года я искал новых духовных оснований для себя. Я изучал учение Даоса, которое было очень близко мне. Единственное, чего я не делал - я не медитировал, потому что я знал, что это очень опасное дело. Хотя, занимаясь ушу, я мог владеть энергией, я мог ее концентрировать в одном или другом участке тела, переносить или передавать и прочие вещи, например наносить энергетический удар. А вот покидать тело мне при медитациях было страшновато, и поэтому я этим не занимался, но хотя это очень мне понравилось.
Затем я решил общаться с духами, потому что все говорили, что духовный мир, он насыщен. Я видел эти сущности разных форм, разного обличия: духи человеческие,духи проклятий, которые люди друг другу посылают. Они имели формы скобы, пружины, форму трехглавой змеи, обыкновенных шаров, костей и многого другого. Иногда я видел человеческое лицо, которое вращалось с неимоверной скоростью и превращалось в шар. Это лицо издавало звуки визга - какой-то страшный звук человека, в котором сидело очень много бесов, и он не находил себе покоя. С одним человеком, который посылал такое проклятие, было страшно встречаться в Петропавловке - он посылал проклятья направо и налево, он сеял смерть. Это была женщина. Жива она сейчас или нет, я не знаю, но люди ее боялись.
И вот эти сущности окружали меня постоянно. Каждый вечер, когда я ложился спать, я видел перед собой огромные глаза, между ними был метр расстояния. Каждый глаз почти по метру. Такие видения были в течение нескольких лет. Я просил ответить: «Кто ты? Зачем ты это делаешь?» - но ответа не было. Однажды я лег спать и вдруг почувствовал, что я начинаю взлетать: лежу совершенно ровно и взлетаю. Одеяло медленно сползает с меня. Я испугался, думаю, что происходит. Оглядываюсь вокруг себя, смотрю, жена спит и даже не чувствует ничего. И когда одеяло совсем упало, я понял, что рукой до жены уже не дотянусь. Тогда я только успел стукнуть ее по плечу и сказал: «Ирина, я полетел». Она открыла глаза и увидела, что я поднялся, и подо мной воздух. Она схватила меня за руку и дернула вниз. «Ты куда?» - спросила она. Я упал, сломал кровать. С того времени жена поняла, что со мной происходят страшные вещи. Я ей сказал, что нас окружают духи, она этого очень боялась. Я говорю: «Ты знаешь, они могут передвигаться: приближаться близко и удаляться. Она смотрит на меня, и не может понять, что происходит.
И вот однажды, когда мы в очередной раз поссорились с женой, я очень сильно ударил ее и ее родственники решили наказать меня и избили меня. Потом я задал себе вопрос: «Для чего человек
живет?» Если они придут еще раз - просто убьют меня, и я ничего не смогу сделать. Я понял, что убить человека очень просто. Тогда я стал спрашивать себя, зачем я живу? Когда я общался с родственниками, они мне сказали: «Ты Иркутский, и тебе нужен шаман». Тогда я нашел женщину-шаманку и пошел к ней. Она мне сказала, что мне уже 2 года назад нужно было стать шаманом. Это была Вера Петровна, наша шаманка из Бохана. Я спросил её, что мне для этого нужно. Она сказала все, что нужно. И нужна была сумма денег. Меня это удивило, потому что была большая сумма, которую за один раз не заработаешь. Мне пришлось в течение семи месяцев работать, не покладая рук, но все же я накопил деньги для этого обряда - посвящение в шаманы. Потом я поехал в Бохан и все сложилось наилучшим образом: нашелся шаман и люди, которые могли это сделать и быть свидетелями для меня, которые будут пить водку -16 бутылок. Это не шутка. Я толька пригублял водку, не пил сам, но я три раза отключался до такой степени, что уходил в степь, и не понимал, что я делаю. Я не помню, как я вдруг очутился там, возле реки и леса. Возвращался вновь - и опять. В конце концов обряд закончился. Я вернулся домой, пораженный тому, что меня уже ждали родственники. Им сообщили шаманы, которые даже не знали меня, что я уже еду, и что я уже настоящий шаман в их роду. С этого момента началась моя жизнь шамана.
Я, конечно, был рад тому, что я могу помочь моим родственникам, тем что я могу исцелять, защищать, предвидеть то, что их ждет, что духи, которые со мной, они работают, и что они могут то, чего я не предполагал. Но в течение года я понял то, что духи непостоянны. Они как беременная женщина: сегодня хочет одно, завтра - другое. И это непостоянство расстраивало меня, потому что человеку, который к тебе пришел, ты не можешь сказать, что духи сегодня не хотят работать. И мне приходилось по-всякому отговариваться, лгать - ведь человеку не объяснить поведения духов. Духи все больше и больше стали капризничать, и я стал опасаться, что однажды меня так подведут, что хорошего мало. Я стал общаться с другими шаманами и спрашивал, как у них дела, как у них это происходит. Они сказали мне: «Да это обычное дело!» Тогда я понял, что это довольно опасная вещь. Если эти духи - твои родственники, и если они тебя любят, то почему они плохо работают, почему они тебе хотят зла? Я вот этого не мог понять. И если они принимают обличив родственников в национальных старинных одеждах, и такой же облик, то почему они не имеют постоянного изображения тела, а начинают колебаться, видоизменяться. Меня это поразило: думаю, что здесь что-то ненормально, потому что не может быть мой родственник каким-то другим. А этот дух мог быть похожим на животное. И я решил вновь обратиться к Вере Петровне, шаманке. Это уже был конец моего первого шаманского года. Придя к ней, я спросил: «Вера Петровна, почему моя жизнь не идет на лад?» Хотя те люди, которые ко мне приходили: родственники, знакомые и посторонние люди - я им помогал, а мне духи совершенно не помогают, а наоборот, усложняют мне жизнь и не дают мне спать. Среди ночи могут разбудить тычками, бесцеремонными совершенно, или громким голосом в ухо. Я терял сон, слушал их бредни о том, что делает моя жена, и с кем она там, или что делает шаман в соседнем доме. Мне это не нужно было. Я спросил ее, почему это так происходит. Она сказала мне: «Ладно, Саша, давай посмотрим»: Поставила палец на двухрублевую монету, склонила голову, закрыла глаза, посидела 5 минут и вдруг как вскрикнет: «Саша! Саша!» Я испугался, смотрю на нее: она говорит: «У тебя покровитель Христос, Иисус твой покровитель. Зачем тебе эти духи?» Я думаю, при чем здесь Христос, когда я шаман. Она говорит: «Да, Саша, да. У тебя Иисус твой покровитель». Она упала и стала молиться перед Ним. Меня это, конечно, потрясло и я решил посмотреть, действительно ли Иисус за мной стоит. Я закрываю глаза и не вижу ничего, оглядываюсь назад -и тоже не вижу, ни Иисуса, никого, только стены. Она продолжает молиться. Я посидел приличное, время, потом ушел, так и не дождавшись ее последнего слова.
И после этого я просто стал ждать. Я не занимался обрядами, и ко мне больше никто не приходил. Остались только духи, которые также наполняли мою квартиру до вечера. Вечером я их выпроваживал, а с первым человеком, который входил утром ко мне, они вновь влетали и садились на маму, на сына, и они начинали вызывать в них негативные мысли и таким образом влияли на них. Я мог духов как-то на некоторое время успокоить, но стоило мне отвернуться, как они вновь садились на сына и маму. Между нами часто происходили конфликты, оттого что духи просто выводили мою маму и сына на этот скандал. Мы не могли найти мира и любви друг к другу. Мы могли обняться, почувствовать теплоту друг к другу, и вновь разойтись и быть чужими. Меня это страшило.
Однажды меня пригласили евангельские христиане, с которыми я работал в школе №3: «Александр Сократович, отчего вы не придете в церковь, вы что, боитесь нашего Бога?» Я сказал: «Как я могу бояться, когда со мной духи? Вот их действительно нужно бояться. А ваш Бог какой-то... Вас бьют - вы молчите. Всегда вареные. Вам делают плохо - вы говорите: «Будь благословен!» Я говорю: «Я этого не понимаю! Вот я плохо подумаю о тебе - мои духи тебя сразу кончат!» Они говорят: «Мы тебя приглашаем в церковь». Я говорю: «Ладно, приду» Я пришел и удивился тому, что у людей, которые встретили меня в глазах была любовь ко мне. И такое впечатление было, что они давно меня ждали. Я пришел, и они такие радостные были от того, что я пришел. И все меня знают, а я никого не знаю. Я, удивленный, «принюхался», как шаман. Обстановка была прекрасной: теплой, спокойной. Мне понравилось, и я сел посредине зала. Началось обычное служение. Я наблюдал за всем этим. Тогда мне стало интересно, как они общаются с Богом. Я хотел посмотреть, кто Он такой, как Он выглядит, и что вообще окружает этих людей. Я закрываю глаза - и ничего не вижу. Я удивился: «Почему? Почему я не вижу Иисуса?» Я всегда видел духов, а тут не вижу ничего. И я тогда понял, что у Этого Духа сила действительно великая, потому что до Него ни один дух не мог лишить меня этого: духовного зрения. И тогда решил узнать, как они с Ним общаются. Я услышал - справа стояла женщина - она говорила: «Господи, коснись сердца моего!» Я думаю, дай-ка я произнесу это, и про себя сказал: «Господи, коснись сердца моего!» Когда я произнес эти слова, у меня потекли слезы: был такой плач, что я не мог удержать это все. Я плакал и думал: «Ну что происходит?» Я не мог управлять сам собой, и в этот момент Бог меня взял в духе и поднял над залом. И сказал: «Посмотри, как радуются мои дети, и какой ты жалкий, какой ты несчастный?» И в это время я увидел вокруг себя черную лужу. И эта жидкость с меня сползала, как плащ, как кисель желеобразный черного цвета. Я сидел в этой луже и рыдал. И после того, как Бог вернул меня обратно, я вновь посмотрел на тех людей: и они, радостные, поют, а я плачу, сижу, и мне не до радости совершенно. Но после того, как я утер слезы и сопли, я встал, вздохнул и понял, что я что-то тут оставил тяжелое -у меня с плеч сошла тяжесть, в груди легче стало. Я обрел легкость, В третий раз, когда я пришел в церковь, и каждый раз, когда я приходил, я плакал. Стоило сказать Богу только слово, и я начинал плакать. И в третий раз, когда это произошло, я подошел к Жене, пастору, хотя я с ним не был знаком, но я знал, как его зовут. Я подошел к нему, обнял и сказал: «Сегодня в моем сердце растаял последний кусочек льда, который я накопил за 50 лет.» Женя меня обнял. Мне стало так хорошо! Я понял, что Бог, который есть у христиан. Он настоящий, истинный, а Его любовь - это просто бесподобно.
С того времени я хотел как можно быстрее стать христианином, быстрей познать Бога, и быстрей стать полезным для Него. Если Бог делает такие чудеса со мной, Он может делать это с каждым человеком. Тогда я решил изменить свою жизнь: я покаялся, принял Христа, и очень спешил принять водное крещение, потому что это очень важно - без этого невозможно расстаться с миром. Действительно, когда я принял водное крещение и пришел домой, то открыл дверь и стал наблюдать: сидят духи или нет. Но дома была, тишина, мир, покой и теплота. Мама спокойно спала, я тихонько в одежде лег спать, и проспал целые сутки. На следующий день в это же время проснулся, у мамы спрашиваю: «Давно я лег спать?» Мама говорит:«Сутки проспал. Я думала, ты умер. Смотрела тебя, но ты дышишь, спокойно спишь.» И мое сердце переполнила радость. Я сказал маме: «Мама, теперь я христианин!» Мама вдруг отошла от меня и говорит: «Так, вот - Бог, а вот - порог!» Она меня выгоняла, потому что она была коммунистка. Мама не могла разделить эту радость со мной, потому что она была духовно слепа, глуха без Бога.
Я сознавал, что мне немало лет, и мне хотелось послужить для Бога. Бог благословлял меня, когда я стремился к Нему. Бог благословил меня в первом месяце даром молитвы - я стал усердно молиться. Я проводил по нескольку часов в молитве, и ночами молился. Такой радости я никогда не испытывал. Через все это Бог проводил меня. Сейчас я и церковь молимся, чтобы и дом мой (родня) имел спасение.
Я бы хотел сказать еще о том, что Бог продолжает со мной говорить. И если наступает какой-то решающий момент, Бог говорит мне, что Он рядом. И теперь я знаю, что Он не покинет меня. Он всегда со мной. Я хотел бы сказать читателю сейчас: человек всю жизнь чего-то ищет твердого и основательного - ищет среди близких, родных, но не находит. Я говорю вам, что не надо искать долго, нужно просто для начала прийти к христианам в гости, и вы найдете то, что искали. Я буду просто счастлив тем, что, может, как-то помог вам в поиске Бога. И я буду очень рад, если вы захотите встретиться со мной. Я буду рад поговорить с вами о Боге и о чудесах, которые Он сотворил в моей жизни. Бог меня благословил другими дарами, которыми я могу послужить для моих братьев и сестер. Слава Богу, что я Ему и церкви пригодился! У меня сейчас столько радости, что я даже не могу всего выразить! Приходите к Богу поскорее, потому что этот мир обманчив и нет в нем того места, где можно приклонить голову. Ни одному человеку невозможно открыть сердце так, как Богу! Да будет каждый из вас благословен в Господе!" /

***

/...прекрасно понимала, что эта история вызовет различные суждения, включая скептицизм. Но эти духи - они более чем реальны, в Библии описаны как бесы. Я думаю, что проявлять себя они могут по-разному, что и происходит здесь, на нашей земле. Некоторые люди к ним особенно чувствительны - это наши местные шаманы и слава Богу, что хотя бы один из них покинул подобное "общение" с духами и пришел к Богу, не боясь мести со стороны духов. Страх перед ними держит здесь многих в кабале, включая даже некоторых православных христиан. Они тоже, не только местные буряты, воздают духам дань. Это уже говорит о многом. Кто бы чтил этих духов, если бы они не были реальны и не вмешивались в нашу жизнь? Шаманы действительно могут многое, у них широкая клиентура. Они могут сказать вам прошлое, заглянуть в будущее, исцелить или наслать болезнь. Они принесут и жертвы, если это необходимо. Я знаю семью, в которой начали умирать молодые мужчины - один за другим. Им было сказано принести жертву. А поскольку тотем их рода, как и моего впрочем, волк, то и жертву надо принести волками. Интересно, что волки должны быть без порока, мужеского пола. Нельзя их подстрелить или поймать в капкан, чтобы не повредить - ни одного изъяна! Из страха потерять родных, близких, детей люди кадят духам и приносят жертвы. Наши местные СМИ также уделяют внимание шаманизму, не только православию и буддизму. На глазах журналистов шаман в полном облачении (включая тяжелый шлем, доспехи какие-то) взлетел на молоденькую березку, не повредив ни одной веточки - березка бы даже ребенка не выдержала, до того тоненькой была! Об этом писала наша центральная газета. Мой дед тоже был практикующим шаманом. К нему стекались люди со всей республики. Он мог срастить перелом в два-три раза быстрее официальной медицины, он ставил на ноги безнадежных, он тоже общался с духами и помог многим. А потому мне действительно было страшно оставлять эту религию, зная, что духи реально могут отомстить. И у меня был уже негативный опыт, когда приходил бес и мучил моего старшего сына. Прежде я пыталась исполнять обряды, как буддистские, так и шаманистские, чтобы прекратить это (буддизм и шаманизм здесь очень сильно переплетены. Люди ходят на всякий случай туда и сюда. А русские еще и в храм, а потом уже местным богам поклоняются). Однако обряды помогали ненадолго - сын успокаивался лишь на время, проходила неделя-другая и все начиналось по новой. Когда я уверовала во Христа, я стала молиться Ему, когда мой сын мучился и заходился страшным криком. Ребенок не видел меня, он меня не узнавал и даже боялся, хотя раньше никогда такого не было. Я не оставляла молитв, и тогда пришло ЭТО... Это было очень страшно, воплощенный ужас, но ребенок уже успокоился, я же поняла, что ЭТО доставала его, как же он мог такое выдержать, когда и взрослому такой страх не по силам! Я впервые столкнулась с такой изощренной ненавистью, с таким яростным желанием убить, я не понимала просто, за что можно меня ненавидеть в ТАКОЙ степени? Раньше я не понимала, почему Иисус так сильно меня любит, не понимала за что, но теперь я столкнулась с прямой противоположностью. Стало невозможно дышать, меня вдавливали в кровать, я не могла и пошевелиться, на меня как будто вылили страх и ужас, я поняла, что меня просто убивают. Тут что-то изнутри меня отчаянно завопило: "Иисус, помоги!" И эта сила тут же отступила. Я испытала невероятное облегчение! Я знаю на собственной шкуре, что духи реальны и могущественны, но они меня больше не тревожат, ведь со мной Иисус! Мой сын тоже поправился и спит с тех пор спокойно. Слава Богу за все! Я спрашивала потом у церкви, что это такое со мной было. Мне сказали, что да, такое случается с христианами в землях, где много духов. С пастором такое было в Африке, где он служил много лет, с другим миссионером - в Индонезии дважды. Они подтвердили эти мои ощущения, в первую очередь сильный страх, оцепенение от ужаса, но только призыв ко Христу мог помочь. Без Христа мы действительно беспомощны, Он наш пастырь добрый. /

Ирина Х., невоцерковленная верующая, кураевский форум