Цели:
- Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
- Совершенствовать технику чтения учащихся;
- Развивать словарный запас учащихся (при знакомстве с историей возникновения Москвы);
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Метод обучения: эвристическая беседа.
Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.
Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.
Оборудование:
- рисунок с изображением мягкого знака, буквосочетания с мягким знаком;
- индивидуальные зеркальца;
- Толковый словарь;
- рисунки с изображением оленя, лося, лани;
- рисунки с изображением Кремля, Собора, Царь-пушки, Царь-колокола;
- аудиозапись песни О. Газманова “Москва”;
- атрибуты для сценки “Старая Москва” (костюмы коробейников, костюм Юрия Долгорукого);
- открытки с изображением Спасской башни, колокольни Ивана Великого, Успенского собора и т.д.
Ключевые слова:
- Кремль
- Красная площадь
- Колокольня
- Собор
- Церковь
План урока
1. Организационный момент.
2. Знакомство с новой буквой.
2.1 Работа в Азбуке
а) чтение буквосочетаний – согласных букв с мягким знаком в столбиках
б) наблюдение за произношением этих буквосочетаний
в) чтение 1-го столбика
г) беседа о лексическом значении слов каждой пары
2.2 Работа в прописи
а) письмо буквы Ь
б) сравнение буквы Ь с буквой Ы
в) показ письма буквы на доске
г) письмо буквы Ь учащимися
д) физкультминутка для пальчиков
е) работа над соединениями с буквами
2.3 Работа в Азбуке
а) чтение 2-го столбика
б) звукобуквенный анализ слова “лось”
в) чтение 3-го столбика
г) сценка “Картинки старой Москвы”
д) физкультминутка под аудиозапись песни О. Газманова “Москва”
е) работа с текстом “Московский Кремль”
3. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Улыбнитесь.
Пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности при встрече с новой буквой, чтении и письме слов и текстов с этой буквой.
Разминка (с индивидуальными зеркальцами)
Сделаем гимнастику для губ и язычка. Возьмите зеркальца, почистим язычком верхние зубки. Сначала снаружи, затем – внутри. На завтрак ели вкусное варенье, запачкались.
Язычок, как индюк, пошел гулять по верхней губе, звук [а]. Цокает лошадка по мостовой, кончик языка стучит по нёбу, а сейчас стучит по зубам, звонко и твердо [д], звонко и мягко [д?], глухо и твердо [т], глухо и мягко [т?]. Что мы сейчас произнесли? (Звуки). Какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Какие звуки называют гласными? Какие звуки называют согласными? Дайте характеристику звуку [д?]. Подумайте, как мягкость звуков обозначается на письме.
2. Знакомство с новой буквой.
2.1 Работа с Азбукой:
Сегодня мы познакомимся с очень интересной буквой.
Живет в любимой Азбуке известный фокусник. Как его зовут?
Мягкий шаг,
Это буква … мягкий знак (показ Ь )
Хотите знать, почему он себя называет фокусником?
а) Чтение буквосочетаний – согласных с Ь в столбиках
Откройте Азбуку (по закладке) на странице 154.
Прочитайте самостоятельно, про себя, буквосочетания согласных букв с Ь в столбиках.
б) Наблюдение за произношением
Чтение этих буквосочетаний с доски (хором, по цепочке)
ЛЬ БЬ ЗЬ
Что заметили?
Вывод: Ь не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость согласных звуков на письме.
Мягкий знак - настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.
в) Чтение 1-го столбика самостоятельно
Прочтите 1-ый столбик самостоятельно
Какие фокусы и превращения вы заметили?
(Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий.)
Изменился ли смысл и звучание слов?
г) Беседа о лексическом значении слов каждой пары:
Мол - Моль Угол - Уголь
Был - Быль Пыл - Пыль
Кон - Конь
Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки – вершины.
Уголь – в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек.
2.2 Работа в прописи:
а) Письмо буквы Ь (мягкий знак)
Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи (с.35)
б) Сравнение написания буквы Ь с буквой Ы , общие элементы и размеры
На что похожа буква Ь ?
в) Показ письма буквы на доске
Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так …
г) Письмо буквы, учимся
Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)
д) Физкультминутка для пальчиков
е) Работа над соединениями с буквами:
Как соединяется Ь с буквами?
(Внизу или петлей – поворотом в середине буквы).
Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит на место этого хвастунишку-фокусника? (Предположения детей).
Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: “Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри, был ЛУК , стал ЛЮК , был МАЛ , стал МЯЛ ”. Так гласные поставили Хвастунишку на место.
Кто поставил Хвастунишку на место? Вспомним, какие гласные обозначают мягкость согласных на письме (Я, Е, Ю, Е, И ).
2.3. Работа в Азбуке:
а) Чтение 2-го столбика
Самостоятельно прочитайте слова. Что заметили?
Назовите согласные звуки, которые звучат мягко в словах:
ГУСЬ ЛЕНЬ ОЛЕНЬ ЛАНЬ ЛОСЬ
б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ ”
Сколько слогов в слове ЛОСЬ ?
Сколько букв?
Сколько звуков?
Почему звуков меньше, чем букв?
(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).
Объясните значение слова ЛАНЬ?
(Животное из семейства оленей).
в) Чтение 3-го столбика слов (3 + 2 слова). Самостоятельное чтение
Прочитайте ключевые слова к тексту, найдите слово, обозначающее здание для богослужения. (Церковь, собор)
Чем отличаются эти слова? (Собор главная и большая церковь в больших городах.)
В нашем городе есть церковь? (Да) Где она находится?
Кто чаще всего ходит в церковь? (Православные)
В каком здании в нашем городе молятся мусульмане? (В мечети).
Объясните значение слова КОЛОКОЛЬНЯ. (Башня с колоколами на здании церкви).
Объясните значение слова КРЕМЛЬ. (Городская крепость в старых русских городах).
Почему площадь называется Красной ? (Это значит, красивая).
Где она находится? (Об этом узнаем в рассказе).
г) Вступительная беседа:
Сделайте предположение – О чем будет текст?
А кто из вас ребята был в Москве?
Что вам понравилось?
Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы перенесемся на много-много лет назад, в древнюю Москву … Хотите?
Сценка “Картинки старой Москвы”.
(Звучит музыка, появляются 2 мальчика в русских костюмах, с узелками на палочках).
Учитель: А это что за мальчики?
Мальчик 1: Я – Илюшка, а это мой брат Ванюшка. Мы идем в Москву ремеслу учиться. Какая она, Москва? Кто строил? Почему Москвой назвал?
Учитель: Нам с вами, ребята, по пути. Мы тоже отправимся в этот город и узнаем, кто его основал, строил и почему назвал Москвой?
Звучат фанфары или колокола. На сцену выходит князь Юрий Долгорукий.
Князь: Я великий князь Юрий Долгорукий. Прискакал я со своею дружиною из богатого да славного города Суздаля. Хочу выбрать место для заставы на одном из семи холмов, что у бора соснового. Здесь соединились две реки. Одна – Москва – полноводная, чистая. Другая – Неглинка – узкая лесная речка.
Учитель: Едут дружинники по дремучему лесу дальше, видят – между деревьями будто густой туман клубится. Стал он сгущаться и превратился в зверя огромного, невиданного: три головы у него, а шкура полнеба закрыла, разными цветами переливается. Не оробел великий князь – натянул поводья и поехал прямо на того зверя. Да не доехал – растаяло чудное видение, словно облако. Старый мудрый советник, что всегда при князе был, так объяснил знамение: “Быть на этом месте великому городу – будет он велик, ибо зверь огромен, будет треуголен, ибо зверь трехглав, и сойдутся туда люди разных народов, ибо шкура у него многоцветная”.
Князь: Ставьте, воины, мою крепость здесь! Обнесите ее валом и забором-тыном. Да выстройте дубовые княжеские палаты.
Учитель: Так и сделали дружинники. А князь Юрий Долгорукий повелел в 1147 г. написать письмо князю Святославу: “ Приди ко мне, брате, в Москов”. Этот год и поныне считается годом рождения Москвы. Стояла крепость Москва в годины мира и войны. Съезжались в нее купцы, торговцы, ремесленники и славные воины. Стала Москва крупным городом. Крупным, но умещалась вся за кремлевскими дубовыми стенами. А при князе Дмитрии Донском поднялись стены из белого камня, и стали звать Москву Белокаменной. Стали говорить о ней: “Москва – всем городам голова!”
Мальчик 2: Что там впереди за стены белые? Скоро ли в Москву приедем?
Учитель: Скоро, скоро мы в Москву приедем, но не увидим белокаменных стен!
Мальчик 1: Почему?
Учитель: Пятьсот лет тому назад правил Москвою князь Иван Ш, и издал государь указ.
Глашатай: Эй, слушайте, люди московские! Повелел государь наш, Великий князь Иван Ш, перестроить крепость белокаменную. Он решил возвести стены новые взамен старых, обветшалых, залатанных. Стены, словно каменные кружева, с двурогими зубцами да бойницами для стражи и стрельцов. А еще со всех сторон поднять башни краснокаменные, сторожевые. Да такие, чтоб не смел злой ворог на наш славный город напасть!
Учитель: Прошли годы и не узнать стало Московский Кремль. Стены крепкие, прочные, аж до 6 метров толщиной. В глубине их – склады с боеприпасами, ходы потайные. А украшены сверху зубцами краснокаменными, двухметровыми. А за стенами, на подворье, выросли палаты богатые, терема да соборы с золотыми куполами.
Мальчик 2:Знаем, знаем теперь, почему зовут Москву златоглавою.
Учитель: А вместе со стенами выросли башни сторожевые.
Звучит колокольный звон, затем лирическая народная песня.
Учитель: А с другой стороны под кремлевскими стенами раскинулась торговая площадь – торговый посад. Протянулись длинные ряды дощатых палаток, навесов, прилавков. Торговали с телег, а то и просто из корзин и мешков. И называли эту площадь кто Пожаром, а кто Великим торгом.
Под русскую мелодию выходят коробейники, зазывая покупателей.
Открывается ярмарка.
Коробейник 1:
Закружись, развеселый хоровод!
Подходи, подходи, честной народ!
Налетай, выбирай, покупай!
В гости ярмарка веселая идет …
Коробейник 2:
Вот мех пушистый, золотистый!
Вот нежный – белоснежный!
Вот темный – скромный!
К любому параду забирай все к ряду!
Коробейник 3:
А на нашей улочке
Делают шкатулочки!
И кружки, толкушки,
Веретена да игрушки.Весело, весело мастерит все село!
А потом везем на базар
Расписной свой деревянный товар”
Покупай дружно, кому чего нужно!
Звучит задорная народная мелодия.
Учитель: Здесь и гончары продают свой товар: миски, кувшины, горшки, глиняные свистульки и куклы на потеху ребятишкам. Медники-котельники посуду и украшения предлагают. Кузнецы-то, кузнецы! Поглядите, как, звеня, они выкладывают на прилавки свой товар!
Мальчики исполняют песню “Во кузнице”.
Мальчик 1: Ну и ярмарка! Никогда не видел такой!
Мальчик 2: Здесь торгуют и сукном и зерном, и мехами, и рыбой! И своим и иноземным товаром.
Учитель: И прозвали эту торговую площадь Красною. Ведь когда-то на Руси, ребята, “красным” называли не только цвет. “Красный” означало красивый, главный, почетный, самый дорогой!
д) Физкультминутка(под аудиозапись песни О. Газманова “Москва”)
е) Работа с текстом “Московский Кремль”
Самостоятельное чтение. Вопросы по ходу чтения.
1-ый абзац:
Чем любуются взрослые и маленькие дети? (Соборами Кремля, т.е. главной, большой церковью в г. Москве, колокольней Ивана Великого).
2-ой абзац:
Прочитайте 1-е предложение во 2-м абзаце.
Кто запомнил слово Кремль ? (Городская крепость в старинных русских городах).
Сколько лет Москве? Из чего были сделаны стены Кремля?
Как называли потом Москву? Почему? (Стены построили из белого камня и стали звать Москву Белокаменной.)
3-й абзац:
Как выглядит современный Кремль? (Стены из красного кирпича, есть башни).
Какая самая старая башня в Кремле? (Тайницкая башня). Интересное название: сравните со словом тайна. (Башня имела тайник- колодец. Этот тайник и дал название башне).
Какая башня самая красивая? Что находится на ней? (Спасская башня. Бой башенных часов-курантов по радио слышат каждый день люди всего мира.)
Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка?
Рассказ учителя о Царь-пушке.
Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал ее: “Лев”, “Орел” … Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь- пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне. (Учитель может рассказать о Царь-колоколе).
4-ый абзац:
Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?
Почему Красная площадь получила такое название?
Что видела Красная площадь?
5-ый абзац:
Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь? (Это наша история).
Задания и вопросы после чтения:
Рассмотрите рисунки на стр. 154-155. Что это? Давайте совершим заочное путешествие по Кремлю. Я буду показывать открытки с изображением памятных исторических мест, а вы комментировать их содержание. (Учитель показывает открытки с изображением Спасской башни, колокольни Ивана Великого, Успенского собора и т. д.)
Кремль – это еще не вся Москва. Многие площади, улицы хранят историю в своих названиях.
Какие улицы Москвы вы знаете? А как появились улицы? Об этом вы узнаете, прочитав текст “Имена московских улиц”.
Работа с текстом “Имена московских улиц”.
Чтение текста сразу вслух с комментированием по ходу чтения:
Чтение 1-го абзаца.
Интересно, как жили без улиц, переулков?
Вот, оказывается, как появились первые улицы в Москве.
Чтение 2-го абзаца.
Перечислите улицы, которые запомнили из текста. Почему они получили такие названия?
Как называется главная улица Москвы?
Какие красивые старые названия сохранили улицы Москвы?
Лексическое значение слов: ремесленники, гончар .
3. Итог урока.
Что интересного вы сегодня узнали о Москве?
Какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 6 букв, 5 звуков (Кремль).
Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)
Для чего нужен мягкий знак?
Какие слова с разделительным мягким знаком вы запомнили?
Мне понравилось, как вы работали. А что понравилось на уроке вам? Что хотелось изменить? О чем хотелось бы услышать на следующем уроке?
Мягкий знак, мягкий знак –
Здравствуйте, мои дорогие читатели!
В рубрике учим буквы , продолжаем знакомиться с буквами, и это даже не буквы, а знаки «Ь» и «Ъ» (мягкий знак и твердый знак). И знаки эти можно встретить в середине и в конце слов, но слов начинающихся на эти знаки вы не встретите. Рассмотрите с ребенком буквы, подумайте, на что они похожи, найдите отличие в них. Подберите слова с мягким знаком и с твердым произнесите их вместе с ребенком, пусть оп почувствует разницу в произношении.
Я думаю, вам поможет практический материал , подобранный мною: художественное слово , дети любят веселые стишки и быстро их запоминают, игры – это любимое занятие малышей, ну, конечно же отгадывание кроссвордов , детям то же нравится.
Знаки «Ь» и «Ъ»
Веселые стихи
«Ь»
Белка хвостик изогнула,У пенечка отдохнула.
Распушила хвост, да так – Стал похож на мягкий знак! Е. Тарлапан Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь Без пожара, просто так? Это буква мягкий знак. Все короче наша тень, Это значит – скоро день. Тень растет, уходит прочь, Это значит – скоро ночь. Вьюга хлещет так и сяк, Бьет в лицо крупой сыпучей, Очень жесткой и колючей, Несмотря на мягкий знак. |
«Ъ»
Подъехал к стройке кран подъемный.Подъемный кран – силач огромный.
Волк ужасно разъярен – Съесть ежа не может он. Еж, хотя он и съедобен, Для съеденья неудобен: Съежась, выставил иголки – Объегорил злого волка. Обойди хоть всю планету, С твердым знаком зверя нету. Может, где-то на Венере С твердым знаком рыщут звери? Знак твердый разделительный, Он – строгий, рассудительный, А ходит в черном фраке И кепке набекрень, Противник всякой драки, Молчит и ночь, и день. Какой-то странный Твердый знак… Его я не пойму никак. |
«Ь»
Мягкий знак живет беспечно,Он без кепки ходит вечно.
А упрямый твердый знак Кепку носит – только так. Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой вот так: Букву капелька смягчит – Слово мягко прозвучит. А. Шибаев Я волшебник. Захочу – Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море. Кто волшебник – отгадай, Это буква – мягкий знак. Эту букву каждый знает: Звука не обозначает, Может только показать, |
«Ъ»
Зачерпнем воды ковшом,Суп съедим, чайку попьем.
Г. Виеру Всем известно без подсказки: Твердый знак как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. В. Степанов Опершись на длинный хвост, В цирке кобра встала в рост: – Ш-ш-ш-ш… Я вам не угрожаю, – Твердый знак изображаю. Е. Тарлапан – Как мы пишем твердый знак? – Твердый знак мы пишем так: Колесо и спичка, позади косичка. Молчаливый твердый знак Не произносится никак! Но нужен многим он словам, Его учить придется вам. Хотите – не хотите, Стоит он в алфавите! А. Потапова |
Пословицы и поговорки
Хочется рыбку съесть,
Да не хочется в воду лезть.
Игры
И г ра «Кто внимательный?».
1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.
О т в е т: лось.
2. Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?
3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?
Игра «Кто больше?».
1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)
Игра «Лесенка».
1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».
– – – ь – ъ – – –
– – – – ь – – ъ – – –
– – – – – ь – – – ъ – – –
Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:
лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.
Игра «Занимательные модели».
Составьте слова по следующим моделям:
1. – – – ь (Конь, лось, мель.)
2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)
3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)
4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)
Игра «Слово рассыпалось».
Соберите рассыпавшиеся слова:
1. Ювьаг (вьюга ), льем (мель ).
2. Лъес (съел ), зиъня (изъян ).
Игра «Закончи слово».
1. Бук… (-варь
), тет… (-радь
), сло… (-варь
), ян… (-варь
), фев…
(-раль
), мед… (-ведь
),
2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение
), подъ… (-езд,
-ем
), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить
).
Игра «Превращение слов».
1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость. )
2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол
превратился в уголь
?
(Мягкий знак.)
3. Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором ,
Колья – Колей никогда.
Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья ), пенки (пеньки ), ел (ель ), семя (семья ), хор (хорь ), мол (моль ).
4. Какую букву нужно добавить к слову сел , чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел. )
5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь , чтобы получилось слово съем ? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять .)
Игра «Доскажи словечко».
В яме спит зимою длинной,Но чуть солнце станет греть,В путь за медом и малиной
Отправляется… (медведь). Уж очень вид у них чудной: У папы локоны волной, А мама ходит стриженой. За что она обижена? Недаром часто злится На всех мамаша… (львица). Обогнать друг друга рады. Ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки Быстроходные… (коньки). |
Огромная кошка мелькнет за
стволами, Глаза золотые и уши с кистями. Но это не кошка, смотри берегись, Идет на охоту коварная… (рысь). Красный кот дерево грызет, Дерево грызет, весело живет. А воды попьет, зашипит, умрет. Ты его рукой не тронь – Этот красный кот… (огонь). |
Игра «Грамматическая арифметика».
1. Шина – а + ель = ? (Шинель. )
2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)
3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)
Игра «Всегда маленькие».
Ответьте на вопрос, заданный в стихотворении
О т в е т: «Ы», «Ь», «Ъ».
кроссворды
1. Одинаковые слоги в словах с «Ъ» и «Ь».
О т в е т: слог -езд ; слоги -ёт или -ют .
2. Слова с «Ь».
1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.
3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.
5. Доля, участь, случай.
О т в е т: банька, ходьба, зорька, резьба, судьба
3. Допишите буквы.
О т в е т: ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль .
4. Слова с «Ь» и «Ъ».
1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.
3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.
5. Человекообразное животное. 6. Собрание.
О т в е т: сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.
Загадки
Ковш, половник и черпак.
В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.
Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.
Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается
Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная
Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж
Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука
По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок
Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш
Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем
На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
Посмотри на колесо
А увидишь букву О
На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле
Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"
У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки
Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′
Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя
Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл
На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы
Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я
Цель занятия: изучаем мягкий знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Ь, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ь по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Лось
Львица и лев
Гусь
Медведь
Повтори: Л. Напиши: Л.
Повтори: Р. Напиши: Р.
Повтори: РЬ. Как же написать «РЬ»? Если мы напишем только букву Р - получится «р», а нам надо - «рь».
Чтобы написать «рь», нужно после буквы Р написать вот такую букву Ь. Эта буква называется мягкий знак.
Напиши эту букву после буквы Р. Буква мягкий знак показывает, что читать надо не «р», а «рь».
Прочитай, что у тебя написано:
- Если мягкий знак написать после буквы Л - получится «ль» (Напишите «ль»). Напиши: ль.
- Если мягкий знак написать после буквы М - получится «мь» (Напишите «мь»). Напиши: мь.
Напиши: зь; нь.
На какую букву похож мягкий знак?
Задание: печатная буква Ь для дошкольников
Рассмотри мягкий знак. Нашили букву Ь в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Продолжи фразу
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть.
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь).
Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша … (львица).
Сказка про букву Ь
Отец и мать
Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
- Спеть?! Спеть?! - спрашивает он.
- Спеть! Спеть! - отвечает она.
- Свить?! Свить?! - Это он уже про гнездо.
- Свить! Свить!
Через некоторое время у них появились птенцы.
- Пять! Пять! - радостно поет отец.
- Точь-в-точь! Точь-в- точь!! - Это он о том, что птенцы на него похожи.
А дети уже пищат:
- Пить! Пить! Есть! Есть!
Принес отец червячка. Спрашивает у матери:
- Дать? Дать?
А дети хором:
- Дать!!. Дать!!. Дать!!.- и ну рвать червяка на части.
- Жуть,- говорит отец.
Выросли птенцы и полетели из гнезда.
- Вернуть? - спрашивает отец.
- Пусть, пусть…- тихо ответила мать.
Загадки для детей на букву Ь
Кто приходит.
Кто уходит -
Все ее за ручку водят.
(Дверь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко.
(Лось)
Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь)
Веселые стихи про букву Ь для детей
Буква Р перевернулась
- Мягким знаком обернулась.
(В. Степанов)
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой вот так:
Букву капелька смягчит
- Слово мягко прозвучит.
(А. Шибаев)
Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула.
Распушила хвост, да так -
Стал похож на мягкий знак!
(Е. Тарлапан)
Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
(Л. Шибаев)
Все короче наша тень,
Это значит - скоро день.
Тень растет, уходит прочь,
Это значит - скоро ночь.
(В. Лунин)
Вьюга хлещет так и сяк,
Бьет в лицо крупой сыпучей,
Очень жесткой и колючей,
Несмотря на мягкий знак.
(Я. Аким)
Вьется недалечко
Реченька-река.
Маленькая речка,
Меньше ручейка:
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть чуть-чуть!
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.