Приготовьте временный препарат мякоти томата. Для этого снимите пинцетом кожицу с поверхности зрелого томата, концом скальпеля возьмите немного мякоти, перенесите ее в каплю воды на предметное стекло, распределите равномерно препаровальной иглой, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом при малом и большом увеличениях. Вы увидите, что клетки имеют большей частью округлую форму и тонкую оболочку.
Рассмотрите ядро с ядрышком, погруженные в зернистую цитоплазму, расположенную вдоль стенок клетки, а также в виде тяжей, пересекающих клетку. Между тяжами цитоплазмы находятся вакуоли с бесцветным клеточным соком. В цитоплазме видны органоиды – хромопласты разнообразной формы, оранжевой или красноватой окраски, которые принимают участие в процессе обмена веществ. Цвет их зависит от пигментов –каротина (оранжево-красного) иксантофилла (желтого). Хромопласты плодов томата и шиповника содержат изомер каротина – ликопин. В несозревших плодах хромопласты имеют округлую форму. По мере созревания пигмент кристаллизуется, отстает от стенки и превращается в игольчатые образования.
ЗАДАНИЕ. Зарисуйте несколько клеток томата с хромопластами.
Надпись над рисунком: Клетки из мякоти томата (Lycopersicum esculentum Mill ). Временный микропрепарат. Х100 и х400.
На рисунке должны быть обозначены оболочка, ядро, цитоплазма, хромопласты.
Работа 2.3. Микроскопия клеток крови человека
Готовые, окрашенные по Романовскому-Гимза препараты крови человека рассмотрите под микроскопом с объективами х10, х40, х100. Основную массу клеток в поле зрения составляют красные кровяные тельца – эритроциты . На данном препарате цитоплазма эритроцитов окрашена в темно-синий цвет. Ядра отсутствуют (они есть у предшественников эритроцитов, но утрачиваются ими в ходе созревания). Центральная часть эритроцитов имеет зону просветления, что свидетельствует о двояковогнутом строении этих клеток.
Среди эритроцитов изредка встречаются более крупные белые кровяные клетки - лейкоциты , форма которых варьирует от округлой до амебовидной. Их основная функция –фагоцитоз . Цитоплазма лейкоцитов окрашена в розоватый цвет. Они содержат ядро темно-красного цвета. В некоторых лейкоцитах ядра напоминают палочки, в других – разделены на сегменты. Встречаются такжелимфоциты – клетки иммунологической памяти. У них очень крупное, округлой формы, темно-красное ядро, цитоплазма выглядит как тонкий кольцевидный или серповидный ободок.
ЗАДАНИЕ . Зарисуйте несколько эритроцитов, лейкоцитов с ядрами разной формы и лимфоцитов.
Надпись над рисунком: Клетки крови человека (Homo sapiens ). Постоянный микропрепарат. Фиксация этанолом. Окраска по Романовскому-Гимза. Х1000.
Материалы, представляемые в отчете по лабораторной работе
1. Заполненная таблица «Основные органеллы и структурные компоненты клетки». При заполнении таблицы отметьте различия по встречаемости некоторых органелл у высших и низших растений (например: у высших – «-», у низших - «+»).
2. Зарисовка микропрепарата клеток валлиснерии (элодеи).
3. Зарисовка микропрепарата клеток мякоти томата.
4. Зарисовка микропрепарата клеток крови человека.
Таблица 1
Основные органеллы и структурные компоненты клетки
Органеллы и структурные компоненты |
Наличие в клетках … |
|||
прокариот |
эукариот |
|||
растительных |
животных |
|||
1. Клеточная стенка |
1. Каркасная (придает форму клетке). 2. Защита от механических повреждений. | |||
2. Цитоплазматическая мембрана | ||||
3. Гликокаликс | ||||
5. Ядрышко | ||||
6. Цитозоль | ||||
7.Цитоскелет: микротрубочки, микронити | ||||
8. Митохондрии | ||||
9. ЭПС гранулярная | ||||
10. ЭПС гладкая | ||||
11. Аппарат Гольджи | ||||
12. Рибосомы | ||||
13. Центриоли | ||||
14. Жгутики | ||||
15. Реснички | ||||
16. Включения | ||||
17. Вакуоли | ||||
18. Лейкопласты | ||||
19. Хромопласты | ||||
20. Хлоропласты |
ТЕМА 3
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК.
МИТОЗ. МЕЙОЗ
Цели занятия:
1. Изучить основные формы бесполого и полового размножения.
2. Изучить митотический цикл клетки, научиться различать фазы митоза на временных препаратах клеток корешков растений.
3. Изучить структурные особенности метафазных хромосом.
4. Изучить основные стадии мейоза.
Вопросы и задания для самоподготовки
1. Проведите сравнение бесполого и полового размножения.
2. Формы бесполого размножения, их особенности и значение.
3. Формы полового размножения, их особенности и значение.
4. Типы тканей по митотической активности. Резервный пул клеток.
5. Клеточный и митотический цикл, его фазы и периоды.
6. Причины митоза. Фазы митоза.
7. Биологическое значение митоза. Амитоз, эндомитоз, политения.
8. Строение метафазных хромосом, их классификация.
9. Мейоз, основные фазы и стадии I деления.
10. Мейоз, основные фазы II деления.
11. Отличия митоза от мейоза.
12. Биологическое значение мейоза.
13. Образование мужских и женских половых клеток, характеристика ос-новных стадий, сходство и различие.
14. Место мейоза в жизненном цикле организмов.
Даже невооружённым глазом, а ещё лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза, помидора, яблока состоит из очень мелких крупинок, или зёрнышек. Это клетки — мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов.
Что делаем. Изготовим временный микропрепарат плода помидора.
Предметное и покровное стекла протрите салфеткой. Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло (1).
Что делать. Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода и положите его в каплю воды на предметное стекло. Разомните мякоть препаровальной иглой до получения кашицы (2).
Накройте покровным стеклом, Излишек воды удалите фильтровальной бумагой (3).
Что делать. Рассмотрите временный микропрепарат с помощью лупы.
Что наблюдаем. Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение (4).
Это клетки мякоти плода помидора.
Что делаем: Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки и рассмотрите при малом увеличении (10х6), а затем (5) при большом (10х30).
Что наблюдаем. Цвет клетки плода помидора изменился.
Изменила свой цвет и капля воды.
Вывод: основные части растительной клетки — это оболочка клетки, цитоплазма с пластидами, ядро, вакуоли. Наличие в клетке пластид, — характерный признак всех представителей царства растений.
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.
Цель:
Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни
Личностные :
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.
Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные :.
Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Практическая работа 4.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МИКРОПРЕПАРАТА МЯКОТИ ПЛОДА ТОМАТА (АРБУЗА), ИЗУЧЕНИЕ ЕГО С ПОМОЩЬЮ ЛУПЫ
Цели: рассмотреть общий вид растительной клетки; научиться изображать рассмотренный микропрепарат, продолжить форми-рование навыка самостоятельного изготовления микропрепаратов.
Оборудование: лупа, мягкая ткань, предметное стекло, покров-ное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, пре-паровальная игла, кусочек плода арбуза или томата.
Ход работы
Разрежьте помидор (или арбуз), при помощи препароваль-ной иглы возьмите кусочек мякоти и положите его на предметное стекло, пипеткой капните каплю воды. Разомните мякоть до полу-чения однородной кашицы. Накройте препарат покровным стек-лом. Удалите излишек воды при помощи фильтровальной бумаги
Что делаем. Изготовим временный микропрепарат плода помидора.
Предметное и покровное стекла протрите салфеткой. Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло (1).
Что делать. Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода и положите его в каплю воды на предметное стекло. Разомните мякоть препаровальной иглой до получения кашицы (2).
Накройте покровным стеклом, Излишек воды удалите фильтровальной бумагой (3).
Что делать. Рассмотрите временный микропрепарат с помощью лупы.
Что наблюдаем. Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение
(4).
Это клетки мякоти плода помидора.
Что делаем: Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки и рассмотрите при малом увеличении (10х6), а затем (5) при большом (10х30).
Что наблюдаем. Цвет клетки плода помидора изменился.
Изменила свой цвет и капля воды.
Вывод: основные части растительной клетки — это оболочка клетки, цитоплазма с пластидами, ядро, вакуоли. Наличие в клетке пластид, — характерный признак всех представителей царства растений.
Живая клетка мякоти арбуза под микроскопом
АРБУЗ под микроскопом: макросъёмка (увеличение 10Х видео)
Яблоко под микроскопом
Изготовление микропрепарата
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений
Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Хостинг презентаций
- 1. Приготовление и рассматривание мякоти плода помидора с помощью лупы Практическая работа №2
- 2. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Даже невооружённым глазом, а ещё лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза, помидора, яблока состоит из очень мелких крупинок, или зёрнышек. Это клетки – мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов.
- 3. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делаем. Изготовим временный микропрепарат плода помидора. Предметное и покровное стекла протрите салфеткой. Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло.
- 4. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делать. Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода и положите его в каплю воды на предметное стекло. Разомните мякоть препаровальной иглой до получения кашицы. Накройте покровным стеклом, Излишек воды удалите фильтровальной бумагой.
- 5. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делать. Рассмотрите временный микропрепарат с помощью лупы.
- 6. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что наблюдаем. Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение. Это клетки мякоти плода помидора.
- 7. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делаем: Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки и рассмотрите при малом увеличении (10х6), а затем при большом (10х30). Что наблюдаем. Цвет клетки плода помидора изменился. Изменила свой цвет и капля воды.
- 8. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Вывод: основные части растительной клетки – это оболочка клетки, цитоплазма с пластидами, ядро, вакуоли. Наличие в клетке пластид, - характерный признак всех представителей царства растений.