» » Сообщение духовные искания андрея болконского. Нравственные искания и путь к духовности андрея болконского в романе "война и мир". Уход в себя, отречение от активной жизни

Сообщение духовные искания андрея болконского. Нравственные искания и путь к духовности андрея болконского в романе "война и мир". Уход в себя, отречение от активной жизни

Лев Толстой, как великий писатель, стремился показать своих героев в динамике-они росли, духовно развивались, переносили различные испытания и потому меняли свои взгляды на жизнь. То же самое можно сказать и об Андрее Болконском, одном из главных персонажей романа-эпопеи “Война и мир”. Духовные искания являют собой главную тему развития его персонажа. Можно сказать, что всю жизнь он искал смысла, цели для своего бытия, и его судьбу можно разделить на две части: до Аустерлицкого неба и после. В начале своего жизненного пути Болконский ещё был неопытен и потому видел его в земной славе на поле брани, но после нескольких пройденных войн он понял, что есть нечто большее, чем мелочные интересы людей. Но невозможность постичь этот высший смысл морально измучила молодого человека, он потерял вкус к жизнь, и смогла вернуть его к ней только любовь Наташи Ростовой.

Но и она не продлилась вечно, Болконский снова потерял духовный ориентир. И вот в конце его короткой, но блистательной жизни, на смертном одру князь Андрей, по словам Толстого, наконец увидел новую, неземную грань бытия, и ему открылся высший смысл, которого он так долго искал.

Андрей Болконский, видимо из-за влияния своего отца, одного из последних “екатерининских орлов”, мечтал найти свое предназначение в войне и совершить подвиг невероятный храбрости, который бы сделал ему имя. Он усердно работал в Главном Штабе, был адъютантом самого Кутузова. Но на войне 1805-1807 годов во время Аустерлицкого сражения князь Андрей был ранен в голову и несколько часов пролежал в полусознательном состоянии под прекрасным австрийским небом и именно тогда он понял, что вся эта мимолетная слава, которую он ставил в качестве жизненной цели, ничто по сравнению с самой возможностью жить.Лицом к лицу встретившись со своим бывшим кумиром Наполеоном молодой человек уже не испытывает прежней радости. Наоборот, всё, что раньше было дорого ему, что дорого сейчас Наполеону-всё это Андрею стало чуждо. Он мучительно осознает, как он глубоко ошибался, ища удовлетворения амбиций молодости в славе. Именно после данных событий начинается духовное перерождение героя.

В промежутке между войной 1805-1807 и Отечественной Войной 1812 года Андрей пробовал себя в разных занятиях, пытаясь найти свое место в меняющемся русском мире. Он, как дворянин, занимался управлением своего имения, причем со всей ответственностью. Потом Болконский поступил на государственную службу, стал первым соратником реформатора Сперанского. Но и этом деле Андрей разочаровался, спустя время оно стало казаться ему смешным и бессмысленным. Вернувшись в деревню, морально задыхающийся Болконский едет в гости к своему соседу помещику Ростову, по пути к которому случается знаменитая сцена первой встречи со старым дубом. Дуб выглядит совершенно мертвым, и, кажется, его уже ничто не спасет. Андрей принимает это за знак о том, что жизнь его кончена. Но вот у Ростовых он встречает Наташу Ростову, живую, подвижную, веселую девушку, и у любовь поднимает этих двух людей на новую душевную высоту. Герой выбирает новую цель своего существования-семейное счастье, от которого он прежде отказывался ввиду неудачного брака с несчастной Лизой.

Но по молодости своей Наташа изменяет Андрею с Анатолем, и Болконскому становится уже совершенно всё равно, будет ли он жить или умрет. Именно поэтому он идет на войну 1812 года, где перед Бородинской битвой случается его знаменательный разговор с Пьером о бессмысленности войн. Он говорит, что вкусил слишком много от древа знаний, и потому его время скоро придет. И он был прав. На Бородинском поле его смертельно ранят, и в палатке госпиталя, когда Анатолю Курагину, с которым князь хотел драться на дуэли, отрезает ногу, Андрей испытывает совершенно новое и небывалое чувство, которое в обычной жизни людям недоступно-он полюбил его всей душой, как Иисус Христос и простил его за всё. От переживаемых эмоций Андрей плачет, как ребенок. Позже он борется мучительную болезнь, и неожиданно, когда его близкие считали, что Болконский пошел на поправку, Андрей как бы отказывается от дальнейшего земного существования, и ему перед смертью открывается новый смысл, тот самый, который он почувствовал, но не смог понять, когда вглядывался в небо над Аустерлицом. Герой умирает без сожаления и без страдания, потому что он исполнил в жизни всё, что мог, и отрекся от всего этого ради нового плана бытия.

В итоге, духовные искания Андрея Болконского являются главной темой для самого персонажа и одной из главных для всего романа-эпопеи. Князь Андрей переживает серьезные жизненные испытания, которые делят его судьбу на до и после. В начале он видел смысл в земной славе, но к концу повествования приходит к выводу о том, что всё это ничто по сравнению с новым существованием рядом с Богом, которое открывается человеку после смерти.

«Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском. Л.Н.Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие» - такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!». И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? - «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кровью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? - шепчет он в бреду. - И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба... ничего нет, кроме тишины, успокоения». Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осознать мелочность и суету своих желаний. Даже Наполеон, его кумир, кажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.

Пройдет полтора года, князь Андреи оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болконскому внутренних сил, не избавит от разочарования и пессимизма, кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый...» Встреча Пьера и князя Андрея ста - нет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое, жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой новой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Но впереди - еще много надежд и разочарований, взлетов и падений. Князь Андрей будет пристально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего леса старый корявый дуб, он грустно согласится с ним: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» - скажет себе Болконский. Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того - породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андреи уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя. Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.

«Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском. Л.Н.Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие» - такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!». И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? - «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кровью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? - шепчет он в бреду. - И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба... ничего нет, кроме тишины, успокоения». Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осознать мелочность и суету своих желаний. Даже Наполеон, его кумир, кажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.

Пройдет полтора года, князь Андреи оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болконскому внутренних сил, не избавит от разочарования и пессимизма, кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый...» Встреча Пьера и князя Андрея ста - нет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое, жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой новой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Но впереди - еще много надежд и разочарований, взлетов и падений. Князь Андрей будет пристально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего леса старый корявый дуб, он грустно согласится с ним: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» - скажет себе Болконский. Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того - породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андреи уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя. Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.

Лев Николаевич Толстой любит людей, описываемых им в различных произведениях, не за какие-нибудь особые заслуги, а истинно за внутреннее сознание и восприятие мира, за их моральные качества и устои. Так вот, к одним из важнейших атрибутов внутреннего мира человека Лев Николаевич относит постоянное стремление к самосовершенствованию. Все казалось бы просто, но автор не довольствуется лишь одним стремлением к нравственным идеалам - ему интересна тропа, выбранная для достижения этой цели.

Всемирно известный роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - очень проблематичное произведение, в котором освещаются трудности социальной, политической и семейной сфер жизни. Среди этого писатель выделяет основу - поиск смысла жизни и простого людского благополучия. В романе «Война и мир» наблюдаются два перекликающихся персонажа - Пьер Безухов и Андрей Болконский , которые и являются самосовершенствующимися личностями, и за которыми Толстой пристально наблюдает, отмечая их взлеты и падения.

Пьер Безухов в романе изначально ведет бесшабашную светскую жизнь праздного кутилы. Пьер настолько подвластен чужой воле, что позволяет обобрать себя до нитки и женить на Элен Курагиной , которая едва не разбила жизнь Пьера, опутывая его паутиной лжи и фальши.

Дуэль с Долоховым оставляет глубокое нравственное потрясение и вызывает ненависть к светскому пафосу и притворству. Это состояние подталкивает Пьера к вхождению в ряды масонства. Но, спустя время он разочаровывается и в этом.

После душевного кризиса Пьер вновь наполняется патриотизмом и участвует в войне 1812 года. Переломным моментом в исканиях Безухова стало посещение Бородинского сражения, а встреча с Платоном Каратаевым, солдатом, который ни на что не ропщет, добр с окружающими и кроток, вносит новое в мировоззрение Пьера Безухова к простому народу. Конечным пунктом исканий Безухова становится стан декабристов, где он обретает себя.

Слава - вот о чем мечтает молодой Болконский, и только ради этого он едет в армию. Однако эти юношеские мысли о достоинстве, доблести, славе и прочем возвышенном быстро испаряются, когда он посещает Аустерлицкое поле. Лежа на земле и истекая кровью, Болконский понимает, что слава - это не конечная цель существования. За этим разочарованием следует другое: его кумир - Наполеон - «падает» в глазах Болконского и представляется ему мелочным человечком.

После этих происшествий Болконский решает посвятить свою жизнь ребенку, оставшемуся без матери. Андрей, пребывая в угнетенном состоянии, уединятся в своем поместье. Однако, это равносильно для него маленькой смерти, поэтому Андрей вновь кидается в круговорот жизни.

Приехав в Петербург, он работает со Сперанским, но недолгое время. Война 1812 года вызвала коренные изменения в жизни героя. Он принимает участие в сражении и ощущает себя здесь нужным человеком. Он роднится с народом и знает, что от него самого зависит судьба Родины.

Духовные искания А. Болконский завершил перед смертью, когда он перестал бояться ее и осознал, что жизнь дана для любви к ближнему.

Оба этих героя стремились к нравственному самосовершенствованию, оба начинали с нуля, и оба дошли до истины, которая стара как мир: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Смысл духовных исканий заключается в том, что герои способны к духовной эволюции, что, по Толстому, является важнейшим критерием нравственной оценки личности. Герои ищут смысл жизни (обретение глубинных духовных связей с другими людьми) и личное счастье. Толстой показывает этот процесс в его диалектической противоречивости (разочарования, обретение и потеря счастья). При этом герои сохраняют собственное лицо и собственное достоинство. Общее и главное в духовных исканиях Пьера и Андрея то, что в конце концов оба приходят к сближению с народом.

  1. Этапы духовных исканий Андрея Болконского.
    1. Ориентация на идеи Наполеона, гениального полководца, сверхличности (разговор с Пьером в салоне Шерер, отъезд в действующую армию, военные действия 1805 г.).
    2. Ранение под Аустерлицем, кризис в сознании (небо Аустерлица, Наполеон, обходящий поле сражения).
    3. Смерть жены и рождение ребенка, решение «жить для себя и своих близких».
    4. Встреча с Пьером, беседа на переправе, преобразования в имении.
    5. Встреча с Наташей в Отрадном (возрождение к новой жизни, аллегорически изображенной в образе старого Дрба).
    6. Общение со Сперанским, любовь к Наташе, осознание бессмысленности «государственной» деятельности.
    7. Разрыв с Наташей, духовный кризис.
    8. Бородино. Окончательный перелом в сознании, сближение с народом (солдаты полка зовут его «наш князь»).
    9. Перед смертью Болконский принимает Бога (прощает врага, просит Евангелие), ощущение всеобщей любви, гармония с жизнью.
  2. Этапы духовных исканий Пьера Безухова.
    1. Ориентация на идеи Наполеона, «общественный договор» Руссо, идеи французской революции.
    2. Получение наследства, женитьба на Элен, духовный кризис, дуэль с Долоховым.
    3. Масонство. Поездка в Киев и свои южные имения, неудачная попытка ввести преобразования, облегчить участь крестьян.
    4. Неудовлетворенность деятельностью масонов, разрыв с петербургскими масонами.
    5. Рассеянная, бессмысленная жизнь, духовный кризис, который прерывается вспыхнувшим чувством к Наташе.
    6. Организация ополчения, Бородино, батарея Раевского, размышления о роли народа в войне.
    7. Сон Пьера о сопряжении миров после Бородина (Баздеев говорит ему о необходимости «соединять все» знание о мире, Пьер пытается понять смысл этих слов и находит искомое: «не соединять, а сопрягать»).
    8. Отказ уйти из Москвы, намерение убить Наполеона и ценой собственной жизни спасти Отечество. Девочка, спасенная во время пожара, женщина, избавленная от надругательства.
    1. Плен. Неправедный суд Даву, общение с Платоном Каратаевым, духовное возрождение.
    2. Брак с Наташей, духовная гармония.
    3. Конец 10-х годов. Негодование, протест против общественного строя, призыв «объединяться добрым людям» (разговор с Николаем о намерении создать легальное или тайное общество). Преддверие декабризма (Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Однако, поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, Толстой начинает роман о декабристах. Размышляя о причинах зарождения декабризма, Толстой приходит к выводу, что они лежат в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время Отечественной войны 12 года).