» » Государство главный объект политической карты мира. Урок на тему "Объекты политической карты мира. Независимые государства." (10 класс). Группировка стран по размерам территории

Государство главный объект политической карты мира. Урок на тему "Объекты политической карты мира. Независимые государства." (10 класс). Группировка стран по размерам территории

Контрольная работа № 2

По теме «Политическая карта мира».

Задание:

1.Ответьте на вопросы теста, используя параграфы 19-22.

2.Работа рассчитана на 90 минут.

3.Критерии оценки: «отлично» - 54 – 45 баллов

«хорошо» - 44 - 33 баллов

«удовлетворительно» - 32 - 20 баллов

Вариант 1

1.Главный объект политической карты мира – это:

1.Мировой океан; 2.Природные зоны; 3.Климат; 4.Государства.

2.В ХХ века количество стран и территорий достигло: 1.120; 2.230; 3.200; 4.320.

3.Политически независимыми государствами называются:

1.Колонии; 2.Суверенные; 3.Метрополии; 4.«Ключевые» страны.

4.Расставьте следующие станы по мере убывания площади:

1.Канада; 2.Австралия; 3.Россия; 4.Китай..

5.К микрогосударствам Европы не относится:

1.Ватикан; 2.Монако; 3.Бруней; 4.Португалия.

6.Укажите верный вариант ранжирования стран по численности населения

1.Китай, Индия, США; 2.Индия, Бразилия, Китай; 3.Китай, США, Индонезия.

7.Приморское положение не имеют страны:

1.Китай и Намибия; 2.Швеция и Чили;

3.Швейцария и Афганистан; 4.Испания и Мавритания.

8.Страна-архипелаг – это:

1.Индонезия; 2.Япония; 3.Исландия; 4.Шри-Ланка.

9.Полуостровное положение не имеет страна:

1.Франция; 2.Италия; 3.Греция; 4.Норвегия.

10.Стана Зарубежной Европы, не имеющая выхода к морю:

1.Швейцария; 2.Германия; 3.Дания; 4.Швеция;

11. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется: 1.ВОЗ; 2.ВВП; 3.ИКТ; 4.ЕС

12. В «большую восьмерку» не входит страна:

1.США; 2.Ангола; 3.Япония; 4.Россия.

13. К «ключевым странам» не относится:

1.Индия; 2.Бразилия; 3.Южная Корея; 4.Мексика.

14. К НИС не относится страны:

1.Сингапур; 2.Тайвань; 3.Таиланд; 4.Республика Корея.

15. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:

1.Персидского залива;2.Бенгальского залива; 3.Средиземного моря; 4.Аравийского моря.

16.Россия относится к странам:

1.«Ключевым»; 2. НИС; 3.странам с переходной экономикой; 4.нефтеэкспортирующим.

17.Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству:

1.Республика; 2.Монархия; 3.Федерация; 4.Унитарная республика.

18.Какой континент не имеет монархии:

1.Евразия: 2.Африка; 3.Южная Америка; 4.Северная Америка.

19.Какая из перечисленных стран является конституционной монархией:

1.Великобритания; 2.Ватикан; 3.Финляндия; 4.Бангладеш.

20.Какая страна является абсолютной монархией:

1.Норвегия; 2.Бельгия; 3.Саудовская Аравия; 4.Венгрия.

21.Теократической монархией является:

1.Монако; 2.Румыния; 3.Катар; 4.Ватикан.

22.В какой части света в конце ХХ века появилось наибольшее количество новых государств:

1.В Африке; 2.В Азии; 3.В Европе; 4.В Америке.

23.Частью какого государства в ХХ веке являлись следующие страны: Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан?

1.СССР; 2.России; 3.США; 4.СНГ.

24.Форма административно-территориального устройства, при которой в составе государства нет самоуправляющихся государственных образований, называется:

1.Монархией; 2.Федерацией; 3.Республикой; 4.Унитарным государством.

25.Федеративным государством не является:

1.Франция; 2.Бельгия; 3.Россия; 4.США.

26.К НИС относится:

1.Сербия; 2.Россия; 3.Сингапур; 4.Китай.

27.Установите соответствие между странами-гигантами по численности населения и их столицами:

1.Китай; 2. США; 3. Индия; 4.Индонезия.

1.Джакарта; 2.Вашингтон; 3.Пекин;4.Дели.

28.Укажите варианты, в которых верно указана столица государства:

1.Индия – Бомбей; 2.Великобритания – Манчестер; 3.Италия – Рим; 4.Польша – Краков.

29.Какие из перечисленных стран являются развитыми государствами с федеративной формой правления?

1.Италия; 2.Германия; 3.ОАЭ; 4.Бельгия.

30.Какие из перечисленных стран являются наименее развитыми?

1.Египет; 2.Индонезия; 3.ОАЭ; 4.Чад.

31.Большее число стран мира относится:

1.К развивающимся; 2.К развитым; 3.К странам с переходной экономикой; 4.К ключевым странам.

32.Большинство монархий в настоящее время находится:

1.В Африке; 2.В Европе; 3.В Северной Америке; 4.Южной Америке.

33.По форме правления преобладают страны:

1.Монархии; 2.Республики; 3.Федерации; 4.Унитарные.

34.Установите соответствие:

1.Нефтеэкспортирующие страны 1.Бразилия, Индия

2.Новые индустриальные 2.Иран, Алжир

3.Ключевые государства 3.Тайвань, Сингапур

4.Страны, входящие в блок НАТО 4.США, Канада

35.К экономически развитым странам относятся:

1.Япония, США, Норвегия; 2.Испания, Франция, Китай; 3.Германия, Польша, Украина; 4.Финляндия, Чехия, Албания.

36.Большинство НИС расположено:

1.В Европе; 2.В Юго-Западной Азии; 3.В Юго-Восточной Азии; 4.В Африке.

37.К группе наименее развитых стран относятся:

1.Чили, Аргентина, Бразилия; 2.Судан, Бутан, Афганистан; 3.Саудовская Аравия, Катар, Кувейт; 4.Сингапур, Южная Корея, Китай.

38.Выберите правильное утверждение:

1.США – республика, унитарное государство;

2.Италия – монархия, унитарное государство;

3.Индия - республика, федеративное государство

4.Саудовская Аравия – абсолютная монархия.

39.Установите соответствие:

1.Венгрия; 2.Канада; 3.Германия; 4.Беларусь.

1.Страна в составе СНГ; 2.Государство в составе Содружества; 3.Страна входит в состав «большой восьмерки»; 4.Страна с «переходной» экономикой.

40.Какая из указанных стран является одновременно гигантами и по площади, и по населению:

1.США; 2 Австралия.; 3.Индонезия; 4.Нигерия.

41.Какая страна не имеет выхода в Мировой океан:

1.Канада; 2.Норвегия; 3.Корея; 4.Словакия.

42.Выберите островное государство:

1.Венесуэла; 2.Австралия; 3.Марокко; 4.Индонезия.

43.Самой северной страной из перечисленных является:

1.Нигерия; 2.Чили; 3.Филиппины; 4.Турция.

44.Одной из наименее развитых стран мира является:

1.Эфиопия; 2.Малайзия;3.Иран; 4.Албания.

45.Определите государство, территория которого расположена сразу в двух частях света:

1.Египет; 2.Панама; 3.Китай; 4.Бразилия.

46.Укажите верное утверждение:

1.Монархий в мире больше, чем унитарных государств;

2.Унитарных государств меньше, чем федераций.

3.Федераций в мире больше, чем республик.

4. Республик в мире больше, чем монархий.

47.Выделите федеративное государство Азии:

1.Индия; 2.Турция; 3.Индонезия; 4.Саудовская Аравия.

48.Столицей Дании является:

1.Амстердам; 2.Осло; 3.Стокгольм; 4.Копенгаген.

49.Найдите ошибку в перечне европейских унитарных государств:

1.Франция; 2.Швейцария; 3.Греция; 4.Дания.

50.Определите страну, занимающую одно из первых стран в мире по запасам нефти:

1.Англия; 2.Иран; 3.Австралия; 4.Бразилия.

Ключ к контрольной работе № 2

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

3142

1-2 3-1

2-3 4-4

4. Основные объекты политической карты мира

В настоящее время основными объектами политической карты являются суверенные государства мира и несамоуправляющиеся территории. Выделяются около 230 стран и территорий, из них более 190 – суверенные, т. е. эти государства являются политически независимыми, обладают самостоятельностью во всех своих делах (внешних, внутренних).

Страны группируются по определенным признакам. В настоящее время используется классификация стран по численности населения, величине территорий, особенностям их географического положения. По размерам территории выделяются 7 самых больших стран: Россия, Китай, США, Канада, Бразилия, Индия, Австралия. Их площадь составляет более 3 млн км 2 . Эти страны в совокупности занимают приблизительно половину всей земной суши. По численности населения выделяют 10 самых больших стран, в которых число жителей составляет свыше 100 млн человек: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. В совокупности на эти страны приходится около 60 % населения всего земного шара.

На политической карте мира преобладают крупные (рассмотрены выше), средние и небольшие страны. Микрогосударства – это наиболее маленькие страны: Люксембург, Монако, Лихтенштейн.

Под суверенитетом государства понимают полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, что исключает любую иностранную власть.

Суверенитет государства всегда должен быть полным и исключительным – это одно из основных свойств государства.

В основе принципа суверенного равенства государств, принципа взаимного уважения государственного суверенитета, позиции невмешательства стран во внутренние дела друг друга лежит понятие суверенитета государства.

Сложнейшими историческими процессами являются образование и развитие государств, что определяется множеством внешних и внутренних факторов: социальных, политических, экономических, этнических и др.

В современном мире существуют более 30 несамоуправляющихся территорий. Их можно подразделить на группы:

1) колонии, которые были официально включены в список ООН;

2) территории фактически колонии, но не включенные в перечень ООН, так как по установлению управляющих ими государств они могут быть «заморскими территориями», «заморскими департаментами», «свободно ассоциированными государствами» и т. д.

Колония – территория или страна, которая находится под властью иностранного государства, лишена экономической и политической независимости и управляется на основе специального режима.

Из книги Этика свободы автора Ротбард Мюррей Ньютон

Глава 5. Задача политической философии Замысел данной книги состоит не в том, чтобы пространно излагать либо отстаивать философию естественного закона или разрабатывать этику, основанную на естественном законе и предназначенную для личной нравственности человека.

Из книги Практичная русская идея автора Мухин Юрий Игнатьевич

Искусство политической борьбы Как готовили свою ‘первоклассную тяжелую артиллерию’ – лозунги борьбы лидеры коммунистов начала 20-го века? Прежде всего, для действенного лозунга требовалось выполнение следующих условий:1. Лозунг должен быть один (максимум два-три) и

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

76. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. АНАЛИЗ ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ. КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Причины нынешнего кризиса в экономике надо искать в структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

Возникновение вульгарной политической экономии. С развитием капитализма и обострением классовой борьбы классическая буржуазная политическая экономия уступает место вульгарной политической экономии. Маркс назвал её вульгарной потому, что её представители заменили

Из книги ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ (ЧАСТЬ I) автора Городников Сергей

Развитие марксистской политической экономии капитализма В. И. Лениным. Разработка ряда новых положений политической экономии капитализма И. В. Сталиным. Экономическое учение Маркса и Энгельса получило своё дальнейшее творческое развитие в трудах В. И. Ленина (1870-1924).

Из книги ПОЛИТИКА В ПОНИМАНИИ НАЦИОНАЛ-ДЕМОКРАТА автора Городников Сергей

Два принципа политической борьбы I.Если потребительский рынок разбалансирован в сторону отсутствия самого необходимого, то уж рынок партийных программ, уставов, знамён и символик всяческого вида разбалансирован в сторону переизбытка их. Бедняга избиратель! Не обойтись

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

КАНКАН РОССИЙСКОЙ «ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ» У здравомыслящего наблюдателя не может не складываться подозрение, что наша законодательная и исполнительная власть, олигархическая клика вблизи власти дышат каким-то особым воздухом, в котором растворены наркотические

Из книги Сборник рефератов по географии для 10 класса: Экономическая и социальная география мира автора Коллектив авторов

19.3. Меркантилизм – предыстория политической экономии Экономическая теория как наука, т. е. система знаний о категориях и законах, начала оформляться в период становления капитализма (конец XVI – начало XVII вв.). Буржуазия первоначально действует не в производстве, а в

Из книги Юность науки автора Аникин Андрей Владимирович

Реферат ШВЕЙЦАРИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА План1. История заселения и хозяйственного освоения территории.2. Природные условия.3. Население и трудовые ресурсы.4. Аграрно-промышленный комплекс.5. Транспорт и связь.6. Рекреационная сфера и туризм.7. Место страны в мировой

Из книги Сочинения автора Прудон Пьер Жозеф

Колумб политической экономии Как известно, Колумб не собирался открывать Америку, а только искал морской путь в Индию. До конца жизни он не знал, что открыл новый континент.Петти публиковал памфлеты, преследующие конкретные, порой даже корыстные цели, как все экономисты

Из книги Кризис «Капитала 2.0» [Навстречу новой реальности] автора Курпатов Андрей Владимирович

Глава I Основные начала политической экономии, законы бедности и равновесия Пусть не ослепляют нас тщеславие нашей роскошью и горячка наших наслаждений: пауперизм столько же свирепствует среди цивилизованных народов, сколько и между полчищами варваров, а может быть, и

Из книги Обман и провокации в малом и среднем бизнесе автора Гладкий Алексей Анатольевич

Похороны известного нам мира - мира «Капитала 2.0». Литургия http://snob.ru/selected/entry/85091Продолжаем публиковать текст Андрея Курпатова, посвященный новым экономическим отношениям. Во второй части читайте о парадоксе Бодрийяра и оптимизме Фукуямы, а также о том, как доверие стало

Из книги Как погиб Запад. 50 лет экономической недальновидности и суровый выбор впереди автора Мойо Дамбиса

Из книги Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке автора Гарсия Сальвадор

В поисках политической свободы Запад верил в модель, сформулированную на языке политической свободы (особенно личных свобод и демократии), а также финансовые идеалы, основанные на рациональном, полном и сравнительно надежном мире, где личные свободы побуждают человека

Из книги автора

Управление политической динамикой культурных преобразований Любой процесс изменений образа мыслей и методов работы в компании имеет две важнейшие стороны, которые следует четко разделять: политическую и эмоциональную. Управление политической стороной изменений

Политическая карта географическая карта земного шара, материка или региона, на которой отражено территориально-политическое деление. Основные элементы содержания карты – границы государств и зависимых территорий, столицы, крупные города, иногда на политической карте отображаются пути сообщения, границы автономных образований в составе государств с федеральным устройством, столицы и центры единиц административно-территориального деления.

В современном мире насчитывается более 250 стран . Они разнообразны по месту в международном разделении труда и в международных отношениях, по уровню экономического развития, по размеру территории, по численности населения, по его этническому и национальному составам, по географическому положению и по многим другим показателям. 193 государства являются членами Организации Объединенных Наций (на 01.01.2018 г.) и 2 государства-наблюдателя : Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина.

Многообразие стран современного мира.

Страны мира группируются по разным признакам. Например, выделяются суверенные , независимые страны (около 193 из 250) и зависимые страны и территории. Зависимые страны и территории могут носить разные названия: владения – термин «колонии » не употребляется с 1971 г. (их осталось очень мало), заморские департаменты и территории, самоуправляющиеся территории. Так, Гибралтар является владением Великобритании; остров Реюньон в Индийском океане, страна Гвиана в Южной Америке – заморские департаменты Франции; островная страна Пуэрто-Рико объявлена «свободно присоединившимся к США государством».

Группировка стран по размерам территории:

  • очень большие страны (территория более 3 млн кв.км): Россия (17,1 млн кв.км), Канада (10 млн кв.км), Китай (9,6 млн кв.км), США (9,4 млн кв.км), Бразилия (8,5 млн кв.км), Австралия (7,7 млн кв.км), Индия (3,3 млн кв.км);
  • крупные страны (имеют площадь более 1 млн км2): Алжир, Ливия, Иран, Монголия, Аргентина и др.;
  • средние и небольшие страны : к ним относится большинство государств мира – Италия, Вьетнам, Германия и др.
  • микро-государства : Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Ватикан. К ним же относится Сингапур и островные государства Карибского моря и Океании.

По численности населения выделяют 10 крупнейших стран мира : Китай (1318 млн чел.); Индия (1132 млн чел.); США (302 млн чел.); Индонезия (232 млн чел.); Бразилия (189 млн чел.); Пакистан (169 млн чел.); Бангладеш (149 млн чел.); Нигерия (144 млн чел.); Россия (142 млн чел.); Япония (128 млн чел.). Численность населения стран постоянно изменяется, поэтому эта «большая десятка» также изменяется. Большинство стран мира относятся к средним по численности населения государствам (менее 100 млн чел.): Иран, Эфиопия, Германия и др. Самые маленькие по численности населения страны – микро-государства. В Ватикане, например, живет 1 тыс. человек.

Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира.

Страны мира также различаются по формам правления и по формам территориально-государственного устройства .

Выделяют две основные формы правления : республики , где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству (США, ФРГ), и монархии , где власть принадлежит монарху и передается по наследству (Бруней, Великобритания).

Большинство стран мира имеет республиканскую форму правления. Выделяют президентские республики, где президент возглавляет правительство и имеет большие полномочия (США, Гвинея, Аргентина и др.), и парламентские республики, где роль президента меньше, а главой исполнительной власти является назначаемый президентом премьер-министр. Монархий в настоящее время насчитывается 29 .

Среди монархий выделяют конституционные и абсолютные. При конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией и деятельностью парламента: реальная законодательная власть принадлежит обычно парламенту, а исполнительная – правительству. Монарх при этом «царствует, но не правит», хотя его политическое влияние довольно большое. К таким монархиям относятся Великобритания, Нидерланды, Испания, Япония и др.

При абсолютной монархии власть правителя ни чем не ограничена. Государств с такой формой правления сейчас в мире всего шесть: Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ватикан.

Особо выделяют так называемые теократические монархии , т. е. страны, где глава государства одновременно является его религиозным главой (Ватикан и Саудовская Аравия).

Есть страны, которые имеют специфическую форму правления. К ним относятся государства, входящие в так называемое Содружество (до 1947 г. оно называлось «Британское Содружество наций»). Содружество – объединение стран, в которое входят Великобритания и многие ее бывшие колонии, доминионы и зависимые территории (всего 50 государств). Изначально создавалось Великобританией для сохранения ее экономических и военно-политических позиций в ранее принадлежавших территориях и странах. В 16 странах Содружества главой государства формально считается британская королева . К наиболее крупным из них относятся Канада, Австралия, Новая Зеландия. В них глава государства – королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, а законодательный орган – парламент.

Тема урока . Государство – главный объект политической карты .

Цели урока. 1. Совершенствовать знания о политической карте мира. 2. Познакомиться с основными формами правления государств, формами государственного устройства. 3. Совершенствовать умения работать с политической картой мира.

Тип урока : комбинированный урок.

Оборудование : политическая карта мира, раздаточный материал, атлас 10 класса, учебник.

Методический комментарий . На уроках обществознания учащиеся уже знакомились с формами государственного устройства и формами правления. Целесообразно учащимся дать задание повторить перед уроком данную тему. В связи с этим темп урока должен быть достаточно быстрым.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Приветствие;

- выявление отсутствующих учеников.

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

Изменения на политической карте мира происходят и в настоящее время. Вспомните, какими могут быть изменения по характеру? Приведите примеры на конкретных странах. Ответ:

1. Количественные изменения – связаны с изменением территорий государств (распад Советского Союза, распад Югославии, распад Чехословакии, присоединение Крыма к России…) 2. Качественные сдвиги – приобретение независимости, введение нового государственного устройства, образование новых союзов и т.д. (провозглашение суверенитета Южной Осетией, образование СНГ, Евросоюза…) 3. Какие изменения происходят чаще: качественные или количественные? Объясните. 4. Что такое «политическая карта мира»? Ответ : изображение государств, их границ…

3. Актуализация знаний и определение новой темы.

Ребята, действительно, на политической карте мира мы можем увидеть конфигурацию государства, т.е. его территорию, границы государства, страны – соседи. Так что же является главным объектом политической карты? Ответ : государство . Верно.

На доску выводится слайд с темой урока «Государство – главный объект политической карты» ( слайд 1) . Тема записывается в тетрадь учащихся. – Сегодня мы с вами выясним, что такое территория государства, государственные границы, какие бывают формы правления, формы государственного устройства.

На доску выводится план урока и записывается в тетрадь. (слайд 2) 1. Территория и границы государств.
2. Формы правления.
3. Формы государственного устройства.

4. Изучение нового материала.

Ребята, посмотрите на доску. (слайд 3) Я не случайно выбрала именно эту карту. Также на доске вы видите два термина: территория государства и границы государства . Попробуйте самостоятельно дать определения этим терминам, опираясь на карту. Можете записать свои определения в тетрадь. Зачитайте получившиеся определения.

А теперь посмотрим на доску с правильными определениями (слайд 4). Вы молодцы. В географии есть название территории – анклав (Объяснение термина учителем). А в нашей стране есть анклав? (Калининградская область)

Ребята, в мире насчитывается более 200 государств. Формирование политической карты происходило на различных этапах развития общества. Но любая страна характеризуется формой правления и формой государственного устройства (слайд 5) .

Учитель объясняет различия между формами правления. Приводит примеры государств. Обращает внимание на слайд 6.

Как вы думаете, государств с какой формой правления больше? (с республиканской). На всех ли континентах есть монархии? (нет в Америке, Австралии)

Учитель объясняет различия между формами государственного устройства. Приводит примеры государств. Обращает внимание на слайды 7,8.

Как выдумаете, какая форма государственного устройства преобладает в мире? (Унитарное государство)

5. Первичное закрепление изученного материала. Работа в парах.

1) Географический диктант. На слайде термины по теме урока. Учитель зачитывает краткое определение, учащиеся подбирают термины из предложенных на слайде 9 . Задание выполняется устно.

    Форма государственного устройства, при которой отдельные территории, составляющие государство, обладают определенной самостоятельностью (федерации).

    Форма государственного правления, при которй избираются органы власти на определенный срок (республика).

    Линии, определяющие пределы государственной территории (границы государства).

    Форма государственного устройства, при которой страна не имеет автономий, обладает одной конституцией, одним правительством… (унитарное государство).

    Форма государственного правления, при которой власть передается по наследству (монархия).

    Часть планеты, находящаяся под суверенитетом какой-либо страны (территория государства).

2) Задание . С помощью параграфа учебника заполнить таблицу «Государственный строй стран мира». Каждой паре выдаётся таблица.

конституционная

6. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание учащихся.

Что нового узнали на уроке? Как полученные на уроке знания могут вам пригодится?

7. Домашнее задание. Домашнее задание по вариантам. На контурной карте отметить: 1 вариант – страны - монархии, подписать их названия, выделить границы; 2 вариант – страны – федерации, подписать их названия, выделить границы.

Дополнительное задание (по желанию): подготовить презентацию о стране с монархической формой правления.


Территория и границы государства

Территория государства- часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны.

Государственные границы- линии, определяющие пределы государственной территории.

Анклавы- острова, удаленные от основной территории, окруженные территорией других государств


Основные формы правления

Республиканская

Монархическая

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Родина республиканского строя – Европа.

Монархия – форма правления, при которой главой государства является император, король, герцог, князь, султан и т.д. Эта верховная власть передаётся по наследству.


Древнейшая республика Сан-Марино (301 г. н.э.)

Находится в Южной Европе, окружено территорией Италии. Главы государства - два капитана-регента, назначаемые Большим Генеральным советом. Они избираются на срок 6 месяцев. Площадь территории государства составляет 60,57 км².



Эфиопия

Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии как:

Иран

Египет


Республики подразделяются на:

Президентские

в них президент наделён очень большими правами, сам возглавляет правительство, таковы Бразилия, США, Аргентина, Иран, Пакистан.

Парламентские

в них главной фигурой является глава правительства, таковы ФРГ, Италия, Израиль, Индия.


Монархия

Конституционная

Абсолютная

Власть монарха почти не ограничена, таких стран единицы, в основном в районе Персидского залива, таковы Саудовская Аравия.

Монархия, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, тогда, как сам монарх, царствует, но не правит, например, Великобритания, Япония.

Теократическая

Монарх является одновременно и светским государем, и главой церкви.


Великобритания- самая старая в мире конституционная монархия

Король, ныне королева Елизавета вторая, считается главой государства, а также возглавляемого в Великобритании Содружества, членами которого являются больше 50 стран, ранее входивших в состав Британской Империи.



До принятия конституции 1947 года Япония была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом в Японии является парламент.

Акихито



Саудовская Аравия- абсолютная монархия

Глава государства (король) осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, главнокомандующим вооружёнными силами и верховным судьёй, а также духовным правителем. Правительство формируется из членов королевской семьи.

Ныне королевское семейство насчитывает около 5 тыс. особ мужского пола разной степени родства, и между ними поделены все государственные посты.

Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд



Абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. Сувереном Святого Престола, в руках которого сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть, является Папа Римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок.



Формы административно-территориального устройства

Унитарная

Федеративная

Государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть, таковы Япония, Швеция, Франция и большинство стран мира.

Государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные власти, таковы Россия, США, Индия и др.


  • отметить на контурной карте мира все монархии