» » Как правильно заштриховывать натюрморты карандашом. Как делать штриховку простым карандашом.

Как правильно заштриховывать натюрморты карандашом. Как делать штриховку простым карандашом.

Для того чтобы научиться рисовать объемные фигуры, очень важно освоить технику, которая позволит добиться максимально реалистичных изображений. Штриховка карандашом дает возможность создавать не только простенькие картинки, но и передавать сложные образы.

Возможности техники

Штриховка карандашом позволяет верно изобразить необходимый тон. Выполняют такие рисунки линиями различной частоты, что позволяет изображать тона различной насыщенности. Для углубления тона применяют перекрестную штриховку.

Если внимательно посмотреть на рисунок, выполненный в этой технике, то даже в самом темном тоне можно обнаружить все виды штриховки: вертикальную, горизонтальную и косую. С помощью карандашной штриховки можно не просто передать тон рисунка, но даже показать поверхность объектов, изображенных на нем.

Кроме обычной прямой штриховки в рисовании часто применяют рельефную штриховку. Такой вид наполнения рисунка необходим для придания отдельным объектам рельефа (как и следует из названия). Например, дугообразными линиями часто оформляют такие элементы, как губы человека.

Новичку будет полезно держать на рабочем столе так называемую палитру штриха, на которой изображены различные виды и тона штриховок. С помощью такой таблицы будет легче понять, какую штриховку стоит применять в каждом конкретном случае. Идеально, если эта палитра будет создана самим рисовальщиком, ведь кроме всего прочего, это еще и отличная тренировка навыков.

Обучение маленького ребенка

Обучение рисованию детей можно начинать с самого раннего возраста. Когда ребенок еще только учится водить карандашом по бумаге, его уже можно начать приучать делать это правильно, накладывать первые штришки, закрашивая какую-нибудь кошечку или домик. При этом малышу нет необходимости знать все техники рисования вообще и штриховки в частности. Максимум, чему можно научить его - это раскрасить домик, используя различную насыщенность тона. Как раз для таких небольших рисунков, как дом или машина, идеально подходит штриховка карандашом. Для детей не столь важно, чтобы было идеально изображена текстура дома, главное - что это очень похоже на настоящий дом, и малыш сделал это сам.

Рисование дошколятам

Все дети любят рисовать. Чаще всего творения дошкольников еще сложно назвать рисунками, скорее, это просто набор значков, отдельных предметов, подвешенные «в воздух» схематические животные. Если же рисованием с ребенком начали заниматься с раннего детства, то к 5-7 годам им уже должна быть освоена начальная штриховка карандашом. Для дошкольников это достаточно интересный способ рисования, ведь особых навыков он не требует. Однако к этому возрасту ребенку уже вполне по силам изобразить геометрические фигуры, обозначив свет и тень.


Кроме навыков рисования, штриховка карандашом для дошкольников помогает еще и развитию мелкой моторики, способствует обучению усидчивости и даже прививанию хорошего почерка.

Сложные рисунки

Штриховка карандашом рождена от литографии и штрихового офорта. Великие художники нормандской школы увлекались подобной техникой рисования. С появлением в нашей жизни карандаша этот вид искусства получил новое развитие. Множество великолепных рисунков создано в данной технике. При умелом использовании штриха можно создать изображение, обладающее объемом и передающее пространство. Разная толщина линий позволяет реалистично передать глубину пространства.

Грамотный рисовальщик способен изобразить невероятно сложные картины, глядя на которые просто невозможно поверить, что это штриховка простым карандашом. Зачастую создаются такие картины, которые больше похожи на фотографии, с множеством тонов, переходов и мельчайших выразительных деталей.

Чтобы достичь успеха в рисовании, нужно обязательно постоянно упражняться. Штриховка карандашом не самый сложный метод рисования, ему можно обучиться даже самостоятельно, изучая работы мастеров и повторяя упражнения. Анализируя и выявляя свои ошибки, можно добиться успеха в рисовании карандашом. В истории уже были случаи, когда человек становился популярным художником, хотя рисовать начинал уже в преклонном возрасте.

Рисунок академического направления качественно передает объём, воздушное пространство и у зрителя появляется ощущение трёхмерности на плоской поверхности листа. Во время рисовании художник создает иллюзию объема с помощью штриховки, старательно нанося штрих за штрихом, в живописи форму вылепливается цветовым мазком.

Прорабатывая светотеневую структуру рисунка художник моделирует форму предмета, постоянно сравнивая тень (самое темное тоновое пятно) и блик (самое светлое тоновое пятно), а также прослеживать от куда идет свет, который создает собственную тень, рефлекс и падающую тень изображаемого предмета.

Внимательно изучая контрастность этих участков, а не пассивно срисовывая увиденное тоновое пятно, создавая плавный переход полутонов из света в тень, прослеживая границы собственной и падающей теней предметов, можно создать объемный рисунок.

Некоторые мастера рекомендуют штриховать по форме, как хочется погладить этот предмет рукой. Данную штриховку можно заметить на денежных купюрах. Но это не единственная техника нанесения штриха, а одна из многих, перечисленных ниже.




Крестообразная штриховка создает глубину рисунку, тональную насыщенность и реалистичность. Вследствие крестообразной штриховки тень стает глубже, а свет стает ярче. Благодаря наслоением разнообразных линейных штрихов прорабатываются детали, уточняя их форму. Таким образом линия имеет не только композиционную и конструктивную силу, а и пластическое её выражение через построение изображаемого образа.



Хаотичный, непроизвольный штрих имеет свои привилегии и хорошо подходит как для набросков, так и для более серьезных и проработанных рисунков. В зависимости от задумки и предмета изображения эта манера может помочь передать определенное состояние или характер предмета, её фактуру. Сами штрихи разной формы и длины дают ощущение шероховатости, линии как "бегают" по форме и обволакивают светотенью.

Различные подходы к штриховке дает широкий выразительный диапазон, линия в её многообразной интерпретации дает возможность для передачи любой поверхности и изображаемый предмет. Этот метод широко используется в дизайне и искусстве иллюстрации, графики. Подача одного и того же предмета вариативна.


Стоит заметить, что видов графических карандашей очень много: графический стержень может быть разного диаметра, что дает больше возможности для художественных эффектов. Также он помещается как уже в готовую деревянную оправу цилиндрической, округлой, треугольной, шестигранной формы, так и в цанговый, металлический карандаш. Каждый грифель имеет свою твердость и указывается определенными буквами и цифрами. Это отображается в соотношении графита и обожжённой глины в составе стержня.

Штриховка короткими параллельными линиями передает фактуру на гладких поверхностях и воздушное пространство. Эта классическая штриховка, сочетая в себе как менее насученные штрихи, так и более глубокого оттенка, а именно тонкие и толстые линии. Данные сочетания и реализацию графических приемов возможно благодаря сильному или слабому давлению на карандаш, а также в зависимости от наклона грифеля во время рисования на бумаге. Сочетание светлого и более темного штриха по тону создает тонкий переход от света к тени, таким образом появляется объем. Используя в своем художественно-графическом арсенале разные виды нанесения тона (штриховку) и накладывая их друг на друга, можно изобразить свето-теневую градацию в полной мере. Варьируя толстую, темную и короткую штриховку в тенях и светлые, длинные линии на свету поможет создать интересный и объемный рисунок.

Если вспомнить искусство Высокого Возрождения и его главного представителя Леонардо да Винчи, то можно заметить, что рисунки для художника - это маленькие рассказы, в которых он отображает свой взгляд на природу вещей. Это графическое послания людям, в котором помещаются его мысли-формы и их направленное движение. Вместо того, чтобы использовать всем привычные буквы, слова и предложения он выражается средствами линии своего серебряного карандаша, пера или угля.



Как известно Леонардо был не только отличным художником, скульптором, архитектором, ученым и инженером, а и являлся основоположником палеонтологии, утвердил ботанику, как самостоятельную дисциплину. Также глубоко изучал механику, эмбриологию и сравнительную анатомию. В его многообразии увлечений и широте творчества, он искал какой-то тайный смысл бытия. Часто в его записях и набросках можно встретить изображения аллегорического и эмблематического содержания. Как утверждал сам Леонардо да Винчи: "Проси совета у того, кто умеет одержать победы над самим собой".

С художественной точки зрения можно отметить, что Леонардо да Винчи как художник был очень грамотный и придерживался классических образцов того времени, что актуально и сейчас. А именно использование четких параллельных штрихов по форме, плавно изгибая все рельефы поверхности. Дополнительно прорисовывал воздушную среду в рисунке наклонной штриховкой.

Ознакомившись с творчеством ещё одного художника Винсента Ван Гога, можно проследить как он хорошо передает средствами мазка ритмичность в картине, её воздушность и декоративность одновременно. Аккуратно нанося штрих одного размера через определенный регулярный промежуток можно добиться эффекта колебания на поверхности картины, её динамичности. С помощью разлиных вариаций длины штриха можно передать воздушную перспективу в рисунке или же акцентировать на определенном участке, создать мнимое, нервозное, эмоциональное настроение в графической картине.


Тушевка - следующий вид штриховки, которую более подробно изучим. Она передает мягкость тоновых переходов и наделяет рисунок реалистичностью, отлично изображает глубину и бархатистость теневых соотношений. Подходит как для экспрессивных смелых, грубых рисунков, например, быстрых набросков или эскизов к картинам. Передает мягкие, плавные переходы в сентиментальной фотографичной манере. Этой манерой часто пользовался Репин в своем портретном творчестве: на фоне грубых темных штрихов выделял мягкое светлое лицо. Также применяют этот тип штриховки к пейзажу: передний план проработан грубой штриховкой, а задний – мягкой тушевкой. Наклонив графитный каранадаш ближе к бумаге и оголив графит на 1 см от деревянной оправы, наносим плашмя широкие и мягкие линии в зону теней. Также можно добиться этого эффекта, используя в своем художественном арсенале графит в форме прямоугольного бруска, особенно это уместно для больших форматов.




Рисунки, в которых объем передается точками, прекрасно отображают тончайшие переходы тона и фактуру поверхности предмета. Часто такой техникой пользовались ботаники для передачи изображения растений и животных средствами графики (пера и чернила) в своих научных трудах по изученияю живого мира. Также точками можно передать линию или контур предмета в более мягкой форме, избегая резких границ и очертаний, грубой обводки.
Иллюстрации, выполненные точками, легкие и немного расплывчатые, не такие четкие, как выполненны перекрестной штриховкой. Зато можно избежать риска ошибиться, наметив предварительно тоновые переходы на предмете. Хоть перекрестная штриховка и имеет свою энергию, динамику и направленость, но в конечном итоге рисунок может выйти немного хаотичным и тяжеловесным. Стоит заметить, что в рисунке для передачи свето-теневой градации используют не только традиционные материалы, как карандаш, тушь, уголь, а и акварель. Карандашом чертят тонкие линии, а акварелью мягко оттеняют и одновременно делают рисунок более контрастным и реалистичным.

На первый взгляд техника пуантилизм или узор точками покажутся доступны каждому в исполнении, потому что результат работы довольно предсказуем: точка за точкой и ваша работа готова! Но это только кажется... Пуантилизм многому не под силу из-за монотонности, однообразия и больших затрат времени в целом. Зато рисунок в конце вас порадует, ваши затраты будут вознаграждены!

Основа рисунка — эта линия, она может много натворить чудес. Если вы решили посвятить себя изучению рисования карандашом, то вам обязательно нужно знать основы штрихования. На сайте есть много уроков по технике рисования карандашом, в каждом уроке по чуть-чуть показана техника, а этот урок — это тот урок, который надо изучить в самую первую очередь, тем более потому, что он составлен профессиональным американским художником.

Когда вы сможете делать штриховку хорошо, вы обнаружите, что это очень быстрый и простой способ добиться реалистичности в рисунках.
Этот урок делится на три раздела:
1. Изучение штриховки.
2. Рисования основных видов штриховки.
3. Создание шкалы теней.
Возьмите карандаши, чтоб применять урок на практике. Нам понадобятся 2H, HB, 2B, 4B и 6B карандаши, ластик и бумага для рисования.
Данная статья рекомендуется для художников всех возрастов и различной подготовки.

Изучение интенсивности штриховки.
Вам будет удобнее, если будете знать, как рисовать различные оттенки. Различные оттенки при штриховки создаются путем изменения плотности нанесенных линий, нажима на карандаш, использование разных видов карандашей. Оттенки могут переходить от светлого к темному или от темного к светлому.
Рисование штриховки разных оттенков требует много практики, только потом вы добьетесь совершенства.

1) Косая штриховка, посмотрите на четыре варианта штриховки. Группа линий, которые находятся слева, имеют совсем мало линий и находятся далеко друг от друга, что создает иллюзию светлого тона. В последующих примерах, линии становятся все ближе и тон при этом становиться темней, самый крайний — самый темный.

2)Попробуйте себя в рисовании параллельных линий с произвольным расстоянием друг от друга в своем альбоме. Вы должны попробовать много разных способов движения вашего карандаша, переворачивайте бумагу или изменяйте углы ваших линий, пока не найдете позу(движения), которые будут наиболее естественны для вас.

Рисование основных видов штриховки.
В этом упражнение возьмите карандаш 2В, вы будете рисовать линии далеко друг от друга, потом ближе, чтоб создать 4 разных варианта штриховки.

3) Нарисуйте первый набор линий штриховки с большим расстоянием между ними и малым количеством.

4) Нарисуйте второй ряд немного ближе друг к другу. Линии в ней ближе друг к другу, чем в первом случае, поэтому значение тона темнее.

5) Нарисуйте третий вариант, где линии будут ближе друг к другу, чем в предыдущих случаях. Линий при этом становиться гораздо больше, а сам тон темнее.

6) Нарисуйте четвертый вариант, где линии еще ближе, чем в предыдущих вариантах, они почти прилегают друг к другу, но еще видна бумага.

7) Посмотрите на картинку, здесь показаны различные виды штриховки, например, изогнутые и прямые, и длинные и короткие. Попробуйте нарисовать эти варианты в своем альбоме.


Создание шкалы.
В этом разделе вы узнаете, как можно добиться полного диапазона теней, варьировать плотность линий и давление, при этом используя карандаши различной мягкости.
8) Начнем практиковать и посмотрим различия между карандашами. 2H очень светлый(твердый), а 2В довольно темный (мягкий). В следующих упражнениях вы будете использовать три разных карандаша, чтобы создать разные оттенки. 2В карандаш использовать лучше для создания темных оттенков, НВ отлично подходит для средних и 2Н идеально подходит для создания светлых тонов.
9) Берем карандаш 2Н и рисуем первые три варианта, получается штриховка светлая. Берем карандаш НВ и рисуем следующие два варианта, берем 2В и рисуем следующие оставшиеся два варианта.

Нарисуйте эти варианты нанесения штрихов, когда сделаете, попробуйте в обратной направлении от темного к светлому.

Мы рисовали линии близко друг к другу, при этом ясно видели штрихи, теперь ваша задача будет состоять в том, чтоб нарисовать так тесно, чтоб создать иллюзию гладкости, темный тон(без смешивания). В следующих пунктах вашей целью является сделать семь разных вариантов гладкой штриховки, рисуя линии близко к друг другу.

10) Возьмите карандаши 2Н и НВ, выполните три светлых варианта, как на картинке ниже.
11) Используйте 2В, 4В и 6В карандаши, чтоб нарисовать четыре темных тона.

12) Нарисуйте шкалу из десяти различных вариантов от светлого до темного.

13) Нарисуйте такую же еще одну шкалу из десяти различных тонов, только от темного к светлому.

Для начала купите большой лист акварельной бумаги. От ваших манипуляций бумага явно пострадает, поэтому необходима плотная акварельная бумага, которая минимально подвержена деформации. Переверните лист обратной стороной – она более гладкая. Если вы рисуете портрет, то сторона с более гладким рельефом имеет идеальную структуру для имитации человеческой кожи.

Помимо бумаги, вам понадобятся самые дешевые механические карандаши, их можно купить в любом магазине за углом (такие как на фото ниже).

Я использую стержни толщиной 0,7 мм, а также карандаши 4H, HB (№2) и клячку для удаления частиц графита. Эти инструменты обеспечивают полный контроль над процессом рисования.

Фотореализм возник из поп-арта в 1960-е как реакция на засилье фотографии в СМИ и абстрактного экспрессионизма в живописи. Мне нравились и реалистичные и абстрактные вещи, не вижу смысла их сравнивать. На определенном уровне мастерства все может быть крутым. Однако реализм особенно хорош в одном своем аспекте – он достигает широкой аудитории с одним ясным посланием: естественность прекрасна. В фотографии даже самый трагический сюжет может быть до умопомрачения прекрасен. Иногда и в живописном фотореализме удается достичь подобного эффекта, но при помощи дополнительных усилий со стороны автора. Помня об этом, всегда стремитесь к напряжению и раскрытию конфликта. В жизни не стоит распускать сопли, но в искусстве – флаг вам в руки, вываливайте все, что накопилось! В итоге, можно запечатлеть что-то неуловимое или превзойти самого себя.

Давайте-ка начнем.

Человеческое лицо – один из самых сложных объектов для точного воспроизведения. Требуются годы практики для развития навыков, необходимых для точной передачи пропорций и тонких черт, которые говорят о сходстве рисунка с объектом. Даже если вы не специализируетесь на портретах, вы все равно можете использовать эти техники для изображения других объектов. Элемент механизма или ствол дерева, натюрморт, что угодно может стать объектом воспроизведения и восхищения. Если вы чувствуете, что обладаете художественным талантом, вам может понравиться это незамысловатое упражнение для включения правого полушария мозга. Сделайте фотоснимок и переверните его. Теперь попробуйте нарисовать. Вы можете ошалеть от того, как круто у вас получается! Но художник не обязательно должен быть «правополушарным». И левшой тоже, сам я правша

В идеале, вам необходимо взять за основу детализированную фотографию очень высокого разрешения с четкими контрастами. Если у вас установлен графический редактор, например, Adobe PhotoShop, специально увеличьте показатели контрастности так, чтобы все детали были видны. Используйте функцию приближения для увеличения самых мелких деталей. Способность рассмотреть какую-либо деталь лица увеличивает ваши шансы на ее реалистичное изображение.

Первый этап самый сложный. Необходимо поместить трехмерный объект в двухмерное пространство. Мой пример еще сложнее, ведь голова повернута на три четверти, поэтому рассмотрите объект с максимальным вниманием.

Карандашом HB (№2) набросайте несколько линий, создающих иллюзию объема. Рисуйте, стирайте, снова рисуйте и снова стирайте. Акварельная бумага стерпит многое. Важно позволить себе совершить много ошибок, чтобы со временем заметить прогресс. Если вы посмотрите на наброски мастеров Эпохи Возрождения, то увидите множество линий, говорящих о великой борьбе при развитии рисунка.

Помните, это не академический рисунок! Вам придется пренебречь всеми художественными понятиями о творческом методе. Вместо органичного построения композиции, фотореализм потребует от вас механической проработки. Но пока первая стадия рисунка максимально приблизит вас к гармоничной методике живописи. Поначалу, ваша манера будет похожа на жестовый набросок – множество легких движений до появления форм из хаотичных линий. Используйте этот этап для выплеска эмоций.


После завершения формирования контура лица, сам портрет закончен. Поставьте его в рамку и пригласите друзей оценить замысел и линейность композиции. Ваше творение не будет смотреться белой вороной в музее, например, среди работ швейцарского графика Альберта Джакометти. Насладитесь своим творением вдоволь, рассмотрите линии, часть из которых может показаться совершенно случайными.

Эй, ребятки, вообще-то это урок по фотореализму! Самое время всмотреться в приближенное изображение правого глаза (см. ниже).

Как я уже говорил, искусство – это дисциплина внимания. Самым важным делом до конца работы над рисунком будет наблюдение. Чтоб еще проще – смотрите, смотрите, наблюдайте, отмечайте интересные формы. Чем интереснее они кажутся, тем больше вы захотите передать их так, чтобы и другие увидели. Глупо звучит, наверное, но наивысшая радость от живописи может выражаться во влюбленность в форму. Формы возникают из положительных и отрицательных пространств. Мелкие детали, как спрятанные сокровища, которые ты ищешь и находишь, вырисовывая вокруг круги, будто в паутине буквенных пазлов. На рисунке видно, что я начал с редкой находки – прямоугольника и пары линий в радужной оболочке глаза. И еще я начал использовать механический карандаш для более темных линий.


Делаем несколько перекрестных штрихов для создания брови (см. ниже). Я направил яркую лампу на рисунок, чтобы вы могли увидеть направление линий, блики от нее.

Старайтесь работать графитом только в одной области листа, медленно перебираясь к другим, не сотрите ваши предыдущие старания рукой или запястьем.


А теперь все слушаем внимательно! Сейчас будет магия. Берем карандаш твердостью 4H и проводим несколько линий с сильным давлением. Надо на полном серьезе проделать грифелем углубления в бумаге. Они помогут создать более светлые области, в которые не сможет проникнуть графит из механического стержня. Эффект похож на отрицательное пространство в отпечатках пальцев.

Переходим к технике, которую вы будете использовать больше всего в ходе работы над этим рисунком. Слегка затертым грифелем механического карандаша (используйте черновик), а точнее его самой стертой стороной, начинайте штриховку в форме крошечных овалов. Овалы должны накладываться друг на друга постепенно так, чтобы затемнение шло от светлого к темному, как будто вы проявляете фотографию в темной комнате. Медленно-медленно, запаситесь терпением. Используйте бумажное волокно для имитации текстуры кожи. Смотрите сами, когда добьетесь нужной техники и максимального использования рельефа бумаги при штриховке.



В ходе затемнения века, вы заметите, что углубления, созданные нами ранее при помощи твердого карандаша, начинают выделяться (см. ниже). Это всего лишь начало морщин, которые мы смягчим и детализируем на следующих этапах. Кожа вокруг глаз необычайно мягкая и тонкая. Если человек на рисунке молод, мимические морщины вокруг глаз не делают его старым. Большинство людей нормально воспринимают такие морщины и не будут задавать лишних вопросов, почему вы их нарисовали.


Вернемся к поиску форм. Я еще приблизил глаз и отыскал кое-что интересное – отражение света и объектов. Они и помогут мне заштриховать глаз, прямо как в раскрасках, когда нужно заполнить цветами ранее очерченные блоки. Кто еще говорит, что вам надо повзрослеть?!


Таак.. добавляем ресницы осторожными штрихами механическим карандашом. Вам, конечно, захочется надавить на карандаш, но будьте осторожны, он может нечаянно съехать, цвет-то вы уберете, но клячка не справится со следами на бумаге.


Используя механический карандаш для темных областей и HB для светлых, заштрихуйте оставшуюся область глаза (см. ниже).


Подготовьте нижнее веко, немного «подкапывая» карандашом HB. Эффект будет такой же как с отпечатками пальцев, когда цвет не проникает в углубления на бумаге. Да и складок на нижнем веке поменьше, чем на верхнем.


Затемните нижнее веко механическим карандашом (поверх углублений от карандаша НВ). Продолжайте затемнять глаза. Очень осторожно, чтобы не размазать рисунок, заштрихуйте лоб такими же крошечными овалами.


Усиливайте затемнение при приближении к боковой стороне лица (см. ниже).


Затемните область лба над левым глазом, совместив штриховку карандашом 4H (легкое нажатие) с овальной техникой механическим карандашом.


Девушка носит шляпу, которая создает дополнительную тень на лбу. Не торопясь, сделайте плавный переход от темного к светлому путем штриховки. Я правша и буду делать штрихи по направлению из левого верхнего в правый нижний угол. Левши выполняют штриховку из верхнего правого в левый нижний угол.

Лампа располагается слева от меня, таким образом, моя рука не создает тени на области, с которой я работаю. На этой фотографии свет другой, но только для съемки.


И хотя штриховка лба завершена (см. ниже), я еще вернусь к нему позже, сравняю пятнистые области клячкой или заштрихую еще, если уберу клячкой слишком много. Я заштриховал уже достаточно, и готов нарисовать левую бровь механическим карандашом твердыми, уверенными штрихами. Не вырисовывайте волоски на белом фоне, сначала заштрихуйте саму бровь. Не торопитесь и осторожно прорисовывайте каждый волосок.


И снова мы будем «бороздить» бумагу карандашом 4H (см. ниже). Это поможет создать поры и морщинки после того, как мы пройдемся поверх этой штриховки механическим карандашом.


Эта область лица отражает свет, поэтому надо постараться передать комплексный эффект, блик на порах кожи с небольшими морщинками. Опять воспользуемся рельефом бумаги, графитовым стержнем и клячкой (в тандеме) для передачи всего этого, пока вы не будете довольны результатом.

Заштрихуйте веко и нарисуйте ресницы механическим карандашом, затем затемняйте радужку и зрачок. Обратите внимание на сложность и разнообразие форм внутри глаза. Даже думать не смейте, что какие-то элементы располагаются симметрично! Наблюдайте за естественностью, изучайте симфонию узоров.


И снова я использовал карандаш 4H для создания бороздок в бумаге перед штриховкой механическим карандашом. После штриховки добавляем ресницы. Кажущиеся белыми области глаза не белые, а слегка затемненные (карандашом 4H).


Начните затемнять нос мягкими графитовыми овалами. Отметьте для себя тень на носу по правой стороне лица (справа от нее). А меня простите за отблески лампы над ее левым глазом.


Сильно нажимайте на карандаш 4Н для создания длинных волос со световыми бликами. И хотя у девушки явно темные волосы, эти блики будут выглядеть естественно, а не как седина. Надо создать борозды на бумаге, а потом пройтись поверх более темным мягким грифелем механического карандаша. Такая техника отлично работает и для блондинок, чьи светлые волосы на переднем плане разлетаются на более темном фоне остальных.


Для создания волос проведите длинные линии, нажимая на механический карандаш. Вы заметите, как появляются светлые волосы там, куда не проникает графит карандаша.


Продолжайте использовать технику штриховки овалами для создания кожи и темные линии для волос. Аккуратно затемните ухо, обращая внимание на тонкие переходы теней, которых так много на поверхности ушей. Представляйте хрящ, жировую ткань и кожу, которые образуют контуры и отражают свет.


Хотя бумага и блестит из-за света, вы можете понять общую концепцию изображения волос, используя карандаш HB и механический карандаш. Отметьте для себя блик на носу и общее направление движения в рисунке – из левого верхнего в правый нижний угол. Это поможет не размазать рисунок.


Смотрим на рот в крупном плане. Я усилил контрастность, чтобы вы лучше видели линии и светотени. В природе нет прямых линий. Всеконтуры гармоничны. Представьте себе эти контуры, как острова на горизонте. Закройте глаза и вы увидите архипелаг в Тихом океане.


Сильным нажатием карандаша 4Н создайте складки.


Теперь затемните мягким грифелем механического карандаша. Продолжайте открывать интересные формы и узоры. Обратите внимание, что часть губы похожа на полоску ЭКГ. А мелкие засечки около уголков губ, и как контрастно в них играет свет. Зубы вовсе не белые, а в тени нижней губы.


Приблизимся еще немного (см. ниже).


Добавим темные линии складок губ механическим карандашом (см. ниже).


Затемняем нижнюю губу (см. ниже).


Затемняем оставшуюся часть лица. Наблюдаем за отражением света от челюсти (см. ниже).

(Примечание: фото немного искажено)

Крупный план волос (см. ниже).


После довольно продолжительного затемнения волос и обработки лица клячкой, кожа по-прежнему выглядит немного пятнистой (см. ниже). Это тот самый пограничный момент между фотореализмом и гиперреализмом, и только вам решать, перешагивать туда или нет. Если вы спросите меня, то я отвечу, что рисунок все-таки должен выглядеть как рисунок. Я оставлю намек на плечо в виде одиночной линии и заштрихую шляпу простыми диагональными линиями. Что же касается пятнистой кожи, я могу выравнивать тон днями и ночами в погоне за идеалом, но человек стоит того, чтобы быть неидеальным.


Сколько времени у меня ушло на это лицо? Если сложить все часы, то около суток.


Как научиться ложить штрих по форме предмета- будем усовершенствовать свое мастерство владения карандашом и учиться создавать рисунок геометрических фигур, создавая их объем. В нашем арсенале есть куб, шар, конус и цилиндр.

Наша работа будет разделяться на две части. Первая часть- мы рисуем по- представлению. Возможно у вас есть макеты этих фигур, если нет, то тогда можете заглянуть на страницу как сделать макет геометрических фигур и, собственно, сделать их, но начнем мы с вами с другого. Мы начнем с понимания, анализа формы сначала без макетов. Вы можете сначала их создать и иногда посматривать на них при рисовании, но главное сейчас- научиться анализировать, логически мыслить, вся ваша работа сейчас заключается в том, что- бы думая, без натуры, научиться передавать форму этих основных фигур. Изначально ведь работа проходит в голове, а не перед глазами. Верно?

Вторая часть- будем рисовать с натуры, но так- же, как и в первом случае, не цепляемся к натуре сильно, а в первую очередь думаем и анализируем сами, и теперь уже проверяем себя с тем, что нам показывает натура.

Итак, первая часть. Можно рисовать на формате А3. Берем бумагу- ватман , карандаш и рисуем фигуру, также не плохо использовать знания перспективы при построении ее. А потом начинаете "ложить" штрих по форме, вылепливая объем фигуры при помощи своего ума и карандаша .

Мы уже знаем, что светотень распределяется по форме предмета, создавая тональные градации, или зоны. Пока возьмем три основные- свет, полутень и тень. Ограничиваемся только фигурами, не используя все пространство.

Давайте нарисуем куб. Избегаем ошибок. У меня на рисунке слева сильно передана перспектива , чересчур, так не делайте. Здесь достаточно совсем немного передать ее, слегка исказив форму. Посмотрите на рисунок справа. Видите разницу между передней стенкой и задней? Этого достаточно. Не такие у нас большие размеры используются, что- бы мы из малых форм превращали архитектуру.

Поговорим о светопередаче. Свет, тень и полутень показаны.

Но не забудьте о золотом правиле- свет удаляясь по форме предмета темнеет, тень- светлеет. Смотрите: свет, удаляясь в перспективу слегка теряет свою яркость, добавьте туда немного штриховочки. А теперь полутень и тень, та- же картина, но в обратном порядке. Тень удаляясь слабеет, слегка светлеет. Но все равно, общий тон тени никогда не будет светлее общего тона света, и полутень тоже не вырывается из своих тоновых границ. Все на своем месте.

Смотрим еще: как мы проводили обучение с первого нашего урока, см. основы рисунка , о том не забываем и сейчас. Ближние к нам углы и грани выделяем, делаем на них акценты. Ближняя грань и углы у меня акцентированы, чем и берут основное внимание на себя, все остальное плавно уходит в пространство. Но сильно здесь это пространство не нужно передавать, так как расстояния у нас, в принципе, маленькие.

Замечание: как определить общий тон - прищурьте немного глаза. Резкость убавится и вы сможете увидеть все в общем. И еще не надо смотреть на работу "влоб", почаще отдаляйте ее от себя, рассеивайте зрение, не цепляйтесь за детали.

И дальше остальные фигуры. Эти фигуры, в общем, у нас достаточно обтекаемы, заокруглены, так- что замечаем следующее:

Допустим, первым в ряду стоит шар. Акцентом на нем здесь является тень и наиболее сильна она будет в том месте, где шар приближен к нам более всего. По краям у меня акцентов нет, так как там форма ушла в пространство- учитывайте этот момент при рисовании обтекаемой формы.

Так- же дело обстоит и с цилиндром и конусом. Там, где форма начинает заворачиваться и уходит в пространство- акцент делать не стоит. Но где и нужно акцентировать форму, то там, где идет излом формы и там, где это будет ближе всего к нашим глазам.

Обратите внимание на конус- нижняя часть его к нам приближена больше, чем верхушка. Значит, нижняя часть его будет передана сильнее, а поднимаясь к верху слабее- смотрите на тень, внизу она сильнее, в то время как поднимаясь вверх она теряет свою активность. Не делайте ее одинаковой тональности по всей высоте. Величины эти здесь не огромны, но все равно существуют, иначе условное пространство правильно не передать.

Останавливаю ваше внимание на штриховке. Это что- ни- на- есть стопроцентный штрих, который ложится по форме. Несмотря на то, что он несколько однообразен и скучноват, но очень полезен в плане обучения. Он учит дисциплинированности, концентрации внимания, учит делать ровные линии и просто чистоте исполнения. Рекомендую выполнить эту работу с применением именно этого штриха, просто старайтесь "вылепливать" форму геометрической фигуры, прочувствуйте руками и глазами весь ее объем и как ее форма "живет" в пространстве. Написано странно, но стараюсь как можно сочнее передать вам всю прелесть этого упражнения. А о штрихах, которые должны ложиться по форме предмета и какие ими не являются мы с вами дальше еще поговорим.

И непереживайте, если что- то не будет получаться. Никто не застрахован от ошибок, а их может быть много и идеального на свете не существует ничего. Но у каждого из нас есть возможность попробовать еще раз, дабы сделать еще лучше.

Как нарисовать геометрические фигуры

Как нарисовать геометрические фигуры- теперь попробуем нарисовать геометрические фигуры с окружением. Окутаем их воздухом, нарисуем в пространстве. Берем основные:

Первым у нас пусть пойдет цилиндр. Ставим цилиндр на предметную плоскость- стол, освещение ставим так, что- бы тень от фигуры падала красиво на предметную плоскость, не была ни сильно растянутой, ни маленькой- была гармоничной и подчеркивала объем фигуры.

Натяните бумагу на планшет , это один из ответов на вопроы- как научиться рисовать и создавать чистый рисунок. Берите планшет размером 30-40, этого для такой работы вполне достаточно.

Теперь нам нужно закомпоновать наш цилиндр в плоскости листа, найдите его гармоничное место в пространстве листа, учитывая и тени, обязательно. Используйте для поиска пропорций глазомер, подкрепляйте его ощущениями линейной перспективы.

Обязательно передайте предметную плоскость. Фигура у нас не "плавает" в пространстве, она находится на предметной плоскости!

При построении фигуры обязательно показывайте и невидимые грани, показывайте как строите- линии построения. Это нужно более вам, чем зрителю. Расставляйте акценты там, где это нужно, показывайте пересечение плоскостей. Не забывайте о перспективе. Если вы заметили, то нижняя плоскость цилиндра нам видна больше, чем верхняя, оно и правильно, так как линия горизонта (по крайней мере у меня, у вас может быть по- другому), дает такой обзор.

Посмотрите как строится тень- ее можно правильно передать, используя линии построений. Образно: от источника света идут лучи, которые разделяются на два вида, одни- освещают фигуру, останавливаются на ней, потому за фигурой дальше света не будет. А лучи света, которые не попадают на фигуру идут дальше, освещая все на своем пути. И эту границу мы с вами можем показать. И еще: тень, удаляясь от фигуры, будет иметь тенденцию к некоторому увеличению, это напоминает обратную перспективу. Понимаете почему? Если направить лучи наоборот, то линии построения тени сойдутся в одной точке- точке, из которой идет свет.

Вот примерно так у вас должно получиться. Дальше в принципе натура нам уже и не нужна, так как все можно проанализировать самостоятельно. Включить аналитическое мышление и логически рассуждать. Но, все- же, давайте разбирать дальше:
По фигуре видно, что свет падает со стороны и сверху. Значит, верхняя плоскость цилиндра у нас будет освещена более всего, и свет так- же будет падать на предметную плоскость, так как она тоже как и плоскость цилиндра- горизонтальна. Вертикальные плоскости- стена и обрыв предметной плоскости, а так- же, сам объем цилиндра будут получать меньше освещения, так как падающего основного света они не получают.

Дальше: предметную плоскость мы черной не делаем- угол предметной плоскости получает в данном случае достаточно света, что- бы тень не была здесь самой активной. Но выделить ее- предметную плоскость все- таки нужно. Это достигается за счет выделения угла предметной плоскости.

Дальше: наша предметная плоскость получает основной свет, но нам нужно показать, что она горизонтально расположена. И мы знаем, что удаляясь свет гаснет, слабеет. Вот чем дальше от нас предметная плоскость будет уходить, тем слабее ее свет будет- ложим штрих таким образом.

Теперь надо разобраться с той частью цилиндра, что будет находиться в тени. Цилиндр у нас расположен вертикально к предметной плоскости, значит основной свет будет падать на горизонтальную его верхнюю плоскость. Все остальное- в тени, за исключением того участка, где свет скользит по форме, так как свет падает не точно сверху, а немного со стороны- этот участок у меня выделен самым светлым на вертикальной плоскости его. Общая- же тень цилиндра активнее стены, так как цилиндр имеет активную собственную тень и сам к нам ближе, хоть стена также расположена вертикально.

Стена- же будет темнее предметной плоскости, потому как она вертикальна- значит света здесь будет меньше, и потому, что она будет находиться дальше всего, будет на заднем плане. Ложим штрих таким образом.

Падающая тень фигуры будет самой активной, но она так- же лежит на предметной плоскости, а потому- удаляясь на ней будет немного становиться слабее.

Ну и осталось расставить акценты там, где это необходимо- изломы форм, которые будут к нам располагаться ближе- будут акцентированы.

Если по началу рука не слушается, трудно держать карандаш и трудно ложить штрих по форме, да и четко определить саму форму штрихом трудно, то есть возможность поработать так, как показано на рисунке слева.

Легонько намечаете изломы формы. То- есть: допустим, вы в курсе, как распределяется свет по форме предмета. Вы знаете, что этих зон пять: блик, свет, полутень, тень и рефлекс. Это все точно, но условно. Что- бы передать более качественно объем фигуры, вы можете намечать сколько угодно изломов, и чем их будет больше, тем объем фигуры будет показан мягче. Зрительно разделяете фигуру на эти зоны и ложите обычный прямой штришок, но так, что- бы вылепить объем- используете частоту стежка- штриха или силу нажима карандаша.

Здесь прошу вас не путать два понятия: как распределяется свет по форме предмета и как ложится штрих по форме предмета. В первом случае у нас- 5 зон, во втором- можем намечать столько зон, изломов формы, сколько вам будет нужно. Но не черните, все вспомагательные линии должны быть малозаметными.

Замечание: если вы могли заметить, посмотрев на этот рисунок, то увидели, что с более освещенной стороны конуса стена на заднем плане темнее, а с другой, менее освещенной стороны конуса- стена светлее.
Дело в том, что стена одинакова и там и там, но так уж видит наш глаз. Для остроты ощущения действительности, для наилучшего акцента света и тени, для гармоничного осязания нашим глазом рисунка, да и в конце концов, давайте сделаем нашему глазу приятное! Пусть он видит в рисунке то, что видит в натуре. Это только легкий нюанс, который только обогатит наш рисунок, можно ненавязчиво передать.

Дополнение: смотрите как строится тень у конуса- рисунок справа.

Дальше давайте сделаем рисунок шара. Построение вы можете увидеть слева. Заметьте, как строится тень фигуры. С падающей мы уже разобрались, вроде: определяем с помощью глазомера и подкрепляем знаниями перспективы. Не забывайте, что тень падает на предметную плоскость- это нужно передать и понимать.

А вот как дела обстоят с собственной тенью? Интересно, что если провести линии от точки освещения до центра шара, через который проходит диаметр, который образует круг тени, то этот диаметр будет перпендикулярен линии, проведенной до точки освещения. Если это понять, то и как ложить штрих по форме шара, дабы показать собственную тень- совсем не сложно.

Теперь мне что- то стало скучновато рисовать в одной манере и захотелось поэкспериментировать. Посмотрите на работу справа. Как вы думаете, она выполнена штриховкой? Не похоже. Она выполнена тональным пятном с использованием карандашей различой степени мягкости. Если вы возьмете карандаши с цельным грифелем, без деревянной оправы, и будете просто набирать тон на бумаге, а не штриховать, то у вас тоже получится такой вот рисунок.

А что еще, кроме техники исполнения у нас не так? Свет наместе, тени тоже, значит- все в порядке.

Но все- же рассмотрим детальнее. Самый яркий свет у нас будет на освещенной стороне шара, на плоскости он будет не таким активным и будет слабеть с удалением от нас. Самая темная тень будет падающая, на изломе предметной плоскости будет света немного больше, но тем не менее, акцентируем эту область.

Посмотрите на собственную тень шара- я ставлю акцент на той области его, которая будет ближе к нам, и заворачиваясь по форме, тень будет терять активность. Помните: шар- форма обтекаемая.
Стена в полутени, притом на заднем плане- вот пусть там ненавязчиво и остается. Единственное- она будет "играть" с объемом шара. Со стороны света стена будет казаться несколько темнее, со стороны тени- светлее. Давайте и здесь сделаем нашему глазу приятное;)

Как научиться ложить штрих по форме предмета. Штриховка

Вот тут мы плавно подошли к тому, о чем уже говорили в самом начале этой страницы. Как ложится штрих по форме предмета и какой штрих таковым не является. Дело в том, что у каждого рисовальщика, в процессе работы или учебы вырабатывается свой определенный стиль штриха. Конечно, есть каноны, у различных исторических времен свои собственные каноны рисования и штриха, но совсем не обязательно им придерживаться. По желанию. Я считаю, если с помощью штриха можно передать объем фигуры и само пространство в листе, то абсолютно все равно, что с себя представляет этот штрих. Главное, что- бы было грамотно все сделано и красиво. По простому- не делайте соломы, учитесь рисовать красиво. К штриху это так- же относится. На этой странице мы учились делать штрих, продолжим еще немного.

Вот например вот так, как я рисую кубик, который у нас еще остался не нарисован.

1. Определяем место фигуры в листе

2. Располагаем фигуру на предметной плоскости и находим его конструкцию и его тень, не забывая учитывать перспективу

3. Определяем место света и тени- ложим легкий штрих. Это дает нам возможность сразу определиться с распределением света и тени в нашем рисунке, разделить их

Если вы посмотрите на штрих, которым выполнена работа, то он достаточно необычен, верно? На уроках рисунка к такому штриху лучше не прибегать, не пугайте учителей, у них не такие современные прогрессивные взгляды, как у вас. Но в своих творческих работах такой штрих применять можно, почему бы и нет? Ведь рисунок сделан по всем законам. Передано пространство в листе, показана форма предмета, переданы основные тональные соотношения в нашем рисунке. Но к этому еще мы добавили штрих, который делает работу интересной и воздушной. Ну а дальше опять, разбираем рисунок, анализируем:


Давайте пройдемся по основным тональным отношениям, для начала по теням: самая темная тень- падающая, дальше идет собственная тень куба. Излом предметной плоскости занимает третье место, ее мы выделяем, но не черним, так как там достаточно света. И четвертая- стена, на которую тоже попадает свет, можно сказать, что стена находится в полутени, но дальше всего. Смотрите как играет полутень стены с формой куба: со стороны освещенной части куба стена темнее, со стороны тени- светлеет. Эти градации могут быть очень невелеки, но они присутствуют.

Дальше анализируем свет: самая светлая и освещенная часть будет верхняя плоскость куба, вторая по светлоте- предметная плоскость, которая находится перед нами горизонтально и уходя в пространство- теряет свет.

На изломах форм делаем акценты. Ближние грани куба и углы выделяем, это поможет вытащить его из пространства наперед.

И не забываем- свет удаляясь темнеет, гаснет, тень удаляясь теряет свою активность и несколько светлеет, но учитываем золотое правило: самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.

На последок: если вы решите поэкспериментировать со штриховкой. Так как и варьируется тональность свето- тени, которую мы передаем в пространстве листа, так и штрих может изменять форму- поиграйте с размером штриха. Стена выполнена штрихом среднего стежка, довольно статичная. Куб выполнен мелким и активным штришком, придающим кубу динамику. А предметная плоскость выполнена длинными стежками, довольно тривиальными и малоинтересными. Так что, даже штрих помогает выявить в картине главное действующее лицо- куб, который выполнен наиболее динамичным штрихом, притягивающим внимание, на мой взгляд. А как вам кажется?

Попробуйде сделать что- то свое, поэкспериментируйте, тогда самая простая работа будет выполняться с удовольствием, большим вниманием и огромным интересом. А когда вы сидите, выполняете работу, например- стараетесь ровно положить штрих по форме, да еще у вас и получается, и при этом начинаете замечать, что от концентрации вашего внимания замирает дыхание, вот в эти самые минуты и ощущаешь всю предесть рисунка и получаешь несказанное удовольствие.

Выход на первую страницу- как научиться рисовать - здесь, а рисуем натюрморт с геометрическими предметами здесь- натюрморт с геометрическими предметами . Вам ведь хочется закрепить пройденный на этой странице материал;)))