» » План работы с одарёнными детьми материал на тему. План работы с одареннымы детьми План работы социального педагога с одаренными детьми

План работы с одарёнными детьми материал на тему. План работы с одареннымы детьми План работы социального педагога с одаренными детьми

Детская одаренность — это закономерности возрастного развития. Каждый период детства имеет некоторые предпосылки развития способностей. Поэтому план работы с одаренными детьми должен учитывать, что даже самые благоприятные условия для развития ребенка могут способствовать исчезновению признаков одаренности.

Цель — создание специфических условий для развития ребенка, способствующих повышению качества обучения, расширению возможностей развития индивидуальных способностей, улучшению условий социальной адаптации, гармонизации отношений в системах «педагог – одаренный ребенок», «одаренный ребенок – ребенок», «одаренный ребенок – родитель».

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • выявление одаренности еще на уровне доу;
  • развитие личности одаренного ребенка;
  • развитие учебной деятельности;
  • развитие «Я-концепции»;
  • развитие творческой самостоятельности;
  • развитие коммуникативных и рефлексивных умений.

Виды одаренности

Основная классификация учитывает характер деятельности и предполагает выделение следующих видов детской одаренности:

  • в практической деятельности . В этом виде отмечают ремесленные, организационные и спортивные способности;
  • в познавательной деятельности . Интеллектуальную одаренность соотносят с предметным содержанием деятельности, например, одаренность в сфере интеллектуальных игр;
  • в художественно-эстетической деятельности : хореографическое и сценическое мастерство, литературно-поэтический, изобразительный и музыкальный талант;
  • в коммуникативной деятельности представлены лидерская и аттрактивная одаренность;
  • в духовно-ценностной деятельности. Особый вид одаренности. Он предполагает создание новых духовных ценностей и служение людям.

Специфическая система разделения одаренности по видам представлена тремя основными сферами, в которых проявляются способности детей:

  1. Академическая . Она связана с успеваемостью ребенка. Одаренность позволяет учиться с легкостью, что приводит к успехам в дальнейшем освоении профессии и трудовой деятельности;
  2. Интеллектуальная . Этот вид связан с особенностями мышления и предполагает умение мыслить, анализировать и систематизировать информацию;
  3. Творческая одаренность . Включает не только способности к изобразительному или музыкальному искусству. К этому виду относя, в первую очередь, умение креативно мыслить, наполнять жизнь эмоциями и формировать нестандартное восприятие мира.

Стратегия

1 этап. Выявление даровитых детей

Этап предполагает проведение следующих мероприятий:

  • анализ особенных успехов и достижений ребенка в учебной деятельности;
  • создание базы данных одаренных детей;
  • психологическую диагностику актуальных и потенциальных способностей детей;
  • обеспечение преемственности между дошкольными и начальными образовательными системами посредством создания единой системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.

2 этап. Создание условий для развития способностей

На этом этапе проводятся меры, предполагающие помощь и стимулирование в вопросе одаренности:

  • создание для ребенка ситуаций успеха и уверенности на основе индивидуального обучения и воспитания;
  • включение в учебный план школы факультативных занятий, предполагающих углубленное изучение школьных предметов;
  • формирование и развитие сети дополнительного образования;
  • организация научно-исследовательских мероприятий;

  • организация и активное участие в интеллектуальных играх, тематических конкурсах, олимпиадах по предметам школьной программы, научно-практических конференциях;
  • публикации в СМИ;
  • оформление стендов, например, «Лучшие учащиеся школы»;
  • система поддержки одаренных детей на уровне муниципалитета;
  • работа с педагогами и родителями.

3 этап. Контроль развития познавательной деятельности

Предполагается тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности, а также отслеживание обязательного участия одаренных детей в конкурсах разного уровня.

Формы работы

Работа с одаренными детьми ведется по нескольким формам, выбор которых зависит от индивидуальных особенностей ребенка:

  • занятия в группах;
  • кружки по предметам и интересам;
  • тематические конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность.

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми в школе предполагает разработку и активное внедрение в учебный процесс программ, способствующих выявлению и развитию интеллектуального потенциала. Задача учителя – максимально использовать инновационные технологии на уроках.

По русскому языку и литературе

Основа обучения – выявление проблемы. Ориентируясь на выбранную тематику, работу строят по следующей схеме:

  • в начальной школе дети знакомятся с понятием «язык», изучают словесные единицы;
  • постепенно задания усложняются. Во 2 классе в программу включают схемы, на уроках литературы предлагают задания, в которых ученики сравнивают свои черты характера с характерами персонажей;
  • 3 класс знаменуется введением в программу ролевых игр. Учителя могут предоставить возможность выбора: отвечать письменно или устно;
  • дальнейшая работа по развитию способностей представляет собой стимулирование к самостоятельной творческой деятельности.

По математике

Упор делается на участие одаренных учеников в математических олимпиадах:

  • выявив одаренных детей, учителя проводят работу в классах по уровням — отстающие получают более простые задания, одаренным детям необходимы креативные математические задачи с возможностью подойти к решению неординарно;
  • проведение конкурсов и состязаний между командами или классами;
  • при составлении плана на год ориентируются на даты, к которым можно приурочить мероприятие, например, день рождения известного математика.

По физической культуре

Задача учителя — дать максимальную физическую нагрузку одаренному ребенку для улучшения его спортивных достижений:

  • нагрузка определяется возрастными особенностями и уровнем физической подготовки ребенка;
  • спортивные мероприятия проводятся в соответствии со временем года;
  • активно привлекаются родители, например, конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».


По физике и химии

Для одаренных детей по этим предметам предполагается решение задач повышенной сложности:

  • изучение литературы, отражающей новейшие открытия в области физики и химии;
  • проведение внутришкольных и междушкольных мероприятий по предметам;
  • включение в уроки возможностей проведения экспериментов с интересными материалами и наглядными результатами.

По географии и биологии

Эта область знаний предполагает работу с одаренными детьми в форме научно-исследовательских конференций:

  • уже в детском саду выявляются способности ребенка к исследованию окружающего мира;
  • привитие детям самостоятельного исследовательского интереса посредствам проведения уроков вне школы, т.е. включение экскурсионных программ;
  • проведение географических состязаний и конкурсов по биологии.

По истории и обществознанию

Основное направление программы по этим предметам – творческие проекты, презентации и тематические доклады со стороны одаренных детей:

  • в начале учебного года определяют тематику работы;
  • в течение учебного года раз в четверть проводят одно из запланированных мероприятий;
  • проведение уроков-дискуссий;
  • обмен мнениями об исторической литературе.


По музыке и изобразительному искусству

Выделенная сфера предполагает, что одаренные дети посещают дополнительные занятия:

  • план работы строится на распределении в течение учебного года конкурсов рисунков, приуроченных к памятным датам и событиям;
  • конкурсы музыкального исполнения и участие одаренных детей в тематических праздниках;
  • дети-музыканты и дети-художники активно участвуют в жизни школы.

В работе с одаренными детьми важен личностно-ориентированный подход. В исключительных случаях составляют индивидуальный план обучения.

Видео: Работа с талантливыми дошкольниками

Пояснительная записка.

О даренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель : создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития :

    развитие личности одаренных учащихся;

    развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

    развитие позитивной Я-концепции;

    развитие творческой самостоятельности;

    развитие коммуникативных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

    групповые занятия с одаренными учащимися;

    индивидуальные занятия с одаренными учащимися;

    кружки по интересам;

    конкурсы;

    участие в олимпиадах;

    исследовательская деятельность.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

    с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

    в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

    какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

    Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

    Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

    Не могут четко развести реальность и фантазию.

    Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

    Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

    Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Деятельность педагогов предусматривает:

    реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

    создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;

    изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся

    внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

    управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью" выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

    на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой

личности;

    на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

    на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

    на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения,изучения психологических особенностей, речи,памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск,выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

    Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

    Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

    Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

    учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

    учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

    учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

    учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Советы родителям одаренных детей:

    поймите ребенка и осознайте его уникальность;

    помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;

    поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

    не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;

    учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;

    спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;

    на е забывайте уделять внимание физической активности малыша;

    создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;

    учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;

считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка

План работы

Мероприятия

Составление списков мотивированных учащихся. Планирование работы

Сентябрь

Интеллектуальные игры

В течение года

Индивидуальные творческие задания

В течение года

Участие в театрализованном представлении «Театральная жемчужина»

Индивидуальные и групповые занятия

В течение года

Участие в проектах по различной тематике

в течение года

Школьный конкурс чтецов «Кузьминские чтения»

Городской конкурс чтецов «Кузьминские чтения» в «Одном прекрасном царстве»

Участие в конкурсах творческих работ

В течение года

Школьный конкурс чтецов «День Победы»

Подготовка и проведение школьной метапредметной олимпиады для учащихся 1-4 классов

Подготовка и проведение городской метапредметной олимпиады для учащихся 1-4 классов

Школьный конкурс «Алло, мы ищем таланты»

Школьный конкурс проектов

Вовлечение в работу кружков, секций

в течение года

В течение года

Участие во всероссийских конкурсах:

    «Русский медвежонок»

    «Кенгуру»

    «Совёнок»

  • «Почемучка»

    «Золотое руно» и т.д.

В течение года

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

В течение года

Подведение итогов. День Олимпионика.

Список мотивированных учащихся 3 Б класса 2014-2015 уч.год

1. Близнин Андрей

2. Андрончик Юлия

3. Истомина Лада

4. Гаврилова Наталья

5. Белозёрова Елизавета

6. Вычегжанина Дарья

Программа

« Одаренные дети»

на 2015-2019 г.г.

Содержание программы.

1.Пояснительная записка

3.Цели и задачи программы

4.Принципы программы

9.Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

11.Этапы реализации:

12. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

на 2015-2019 г.

13.Ожидаемые результаты

1.Пояснительная записка

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.

Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого-педагогических семинаров ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы «Одарённые дети».

Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.

2.Концепция работы с одарёнными детьми.

Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе будем опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:

К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3) испытывают радость от умственного труда.

Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.

Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:

1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

2) дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.

В работе с этой категорией детей наш педагогический коллектив будет руководствоваться следующими принципами

3.Цели программы

1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.

2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

3.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

4.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

Задачи программы

1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

4. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

4.Принципы программы

1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2. Акцент на решающую роль теории.

3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5. Поддержание интереса, любознательности.

6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций, викторин и т.д.

7. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

5.Основные направления работы

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

6.Стратегия работы с одаренными детьми

I. Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.

2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих способностей

1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

2. Проведение школьных олимпиад.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

Творческие ответы;

Выполнение творческих тематических заданий;

Выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;

Выполнение проектов;

Приобщение (в различных формах) к работе учителя;

Повышение степени сложности заданий.

5. Углубленное изучение отдельных предметов.

4. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, краевых олимпиад.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, объявления).

3. Отправление благодарственных писем родителям.

4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

7.Формы работы с одаренными учащимися


- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- спецкурсы;
- консультирование обучающихся в заочных школах при ВУЗах;
- участие в олимпиадах.

8.Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по УВР,

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители,

Учителя

Педагоги дополнительного образования.

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Участие в мероприятиях школы и района.

9. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правоове обеспечение:

    О проведении школьного тура олимпиад

    О проведении предметной недели (декады)

    О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

Организационно-методическое обеспечение

1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

3. Мониторинг работы системы.

10.Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Элективные курсы

    Учет индивидуальных возможностей учащихся.

    Повышение степени самостоятельности учащихся.

    Расширение познавательных возможностей учащихся.

    Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Предметная неделя

    Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

    Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

    Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, объединения

    Развитие творческих способностей учащихся.

    Содействие в профессиональной ориентации.

    Самореализация учащихся во внеклассной работе.

11. Этапы работы

1 этап: диагностико- прогностический, методологический 2015-2016 годы)

    пополнение банка данных по одаренным детям;

    банка творческих работ учащихся;

    банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

    2 этап: деятельностный (2016-2018 годы)

    Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

    Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

    Активное использование метода проектов.

    Проведение выставок детского творчества.

    3 этап: констатирующий (2018-2019 годы)

    Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

    Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».

12 . План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

на 2015-2019 г.г.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Диагностика одаренных детей

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

ежегодно

Педагог-психолог, классные руководители

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

ежегодно

Зам.директора по УВР

Зам. директора по ВР

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

ежегодно

Зам.директора по УВР

классные руководители

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся

Май,

Администрация

Организация и проведение школьных олимпиад.

октябрь

Администрация

Участие в районных, краевых олимпиадах

ноябрь, декабрь

Зам.директора по УВР, учителя-предметники

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

постоянно

Зам.директора по УВР

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

ежегодно

Администрация

10.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

ежегодно

Администрация

11.

Проведение предметных недель.

ежегодно

Администрация

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

ежегодно

Учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог.

Аналитический отчет

ежегодно май

Зам. директора по УВР

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР

13.Ожидаемые результаты

1.Активизация инициативы и творчества учащихся в разных областях наук;
2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.

4. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

5. Повышению качества образования и воспитания школьников.

Раннее выявление одаренных детей, их поддержка и развитие - одна из основных задач современного образования. Это ценно и для ребенка, и для общества в целом. Способные ребята являются резервом страны, который позволяет ей совершенствоваться и находить решение разнообразных вопросов. По этой причине очень важно грамотно налаживать работу с одаренными детьми в школе.

Одаренность – свойство психики, формирующееся на протяжении всего жизненного процесса. Оно дает индивидууму возможность добиваться лучших результатов в какой -либо деятельности относительно остальных. Одаренность обеспечивает вероятность успеха, а не сам успех.

Уникальный малыш обращает на себя внимание выдающимися достижениями, либо у него есть предпосылки к этому, и ему любопытно все без исключения.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

1. Образец положения о поощрении. Как наградить школьников в конце учебного года 2. Как найти одаренных детей и организовать работу с ними

Выделяют три типа одаренности:

  1. С высочайшей степенью умственного развития – обнаруживаются в раннем возрасте.
  2. Со специальной умственной способностью – подростки.
  3. Без явных успехов в обучении, но отличающиеся познавательной инициативой, умственным потенциалом – в старшем школьном возрасте.

У них обширный круг интересов, развитая речь и огромный лексический запас. Они вдохновенно решают сложные задачи, не любят готовые решения.

Такие дети:

  • Часто перескакивают стадии развития.
  • Очень любопытны.
  • Имеют замечательную память.
  • Занимаются несколькими делами сразу.
  • Спят меньше сверстников.
  • Часто ладят с теми, кто старше.
  • Легко сосредотачиваются на одном виде занятий.

Одаренные дети приходят в учебное заведение, и с этого момента главной задачей педагога становится их определение и дальнейшее развитие.

Все начинается в школе – сегодня к ней проявляют весьма строгие требования. В учебном заведении, близком к эталону, грамотные преподаватели хорошо обучают всем дисциплинам; есть свои устои; уважают личность.

Принципы обучения одаренных подобны подготовке практически всех детей:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения – когда методы подготовки приводят к познавательному развитию.
  2. Принцип, учитывающий возрастные возможности – способы преподавания. соответствуют особенностям одаренных на каждом возрастном этапе.
  3. Принцип индивидуализации - анализ характерных черт учащихся.

Надо принимать к сведению разнообразие одаренности, когда приходиться сотрудничать с такими детьми. В связи с этим определяют:

  • Тип одаренности – общий или специальный.
  • Как выражается – явная, скрытая или специальная.
  • Решение каких проблем является самым значимым – рост способностей, планирование среды и т. д.
  • Что целесообразно использовать в преподавании – гимназию, массовую школу, учреждение дополнительного образования и т. д.

Структура для обучения одаренных детей

Она включает в себя:

  • дошкольные учреждения и начальную школу,
  • общеобразовательную школу,
  • дополнительное образование,
  • специализированные школы - лицеи, гимназии.

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Начальная школа – значимый промежуток в формировании и становлении индивидуума. Ученики младшего возраста очень восприимчивы, открыты, любопытны в момент аккумулирования знаний. Цель учителя начальных классов – помогать развиваться любой личности.

Работа с одаренными детьми в начальной школе происходит:

  1. Через учебный процесс и внеурочную деятельность.
  2. По увлечениям учащихся.

Главные направления:

  • создание выигрышных условий для занятий – введение современных технологий, улучшение материально-технической базы,
  • методическое обеспечение – усовершенствование подготовки педагогов, обмен опытом учителей, информационное оснащение программы,
  • мероприятия по работе с одаренными детьми – участие способных учеников в различных действиях школьного, муниципального, международного уровня.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе

Она выстраивается с помощью выделения групп учащихся согласно их одаренности; в постановке соответствующего плана обучения; подготовки по персональному плану. Наряду с этим, процесс не должен отделять школьника от коллектива. Значительную роль в воспитании одаренных способен исполнить наставник (тьютор). Им может быть эксперт, который поможет своему протеже сформировать наилучшую стратегию для развития возможностей.

Превосходные результаты демонстрируют следующие формы работы по обучению одаренных детей:

  • разделение параллелей – в школе формируют несколько классов внутри параллелей для детей с различными способностями,
  • перестановка параллелей – школьники одного возраста перераспределяются для занятий по каждой дисциплине в группы,
  • акцентирование группы талантливых учащихся из параллели – слияние в группу нескольких самых успевающих учеников из параллели, и размещение их в классе, где с ними работает специалист,
  • попеременная подготовка – объединение ребят разного возраста на часть учебного времени. Младшие приобретают возможность работать со старшими по интересующим их предметам,
  • концентрированное обучение – применяется для отдельных групп учеников за счет сокращения времени на основное обучение,
  • группировка учеников внутри класса в малые группы по тем или иным основаниям.

Обучение в лицеях и гимназиях

Преимущество такого обучения - его скорость. В однотипных классах, где только одаренные ученики, преподают опытнейшие педагоги. В разнотипных классах, где на значительное количество учащихся несколько одаренных, учителя не успевают набрать опыт для работы с ними. Но имеются минусы – сужение области общения одаренных детей, формирование чего-то вроде социального барьера.

Рационально создание подобных учебных заведений, если существуют:

  1. Аргументированная программа преподавания одаренным детям и итоги ее использования.
  2. Соответствие данной программы концепции выявления детей со способностями.
  3. Квалифицированные кадры.
  4. Система обратной связи.
  5. Бесплатное обучение.

Дополнительное образование

В системе дополнительного образования каждому предоставляется свобода выбора профиля программ, времени их освоения. Это непрерывный процесс, проходящий в свободное время.

Здесь выделяются такие формы обучения:

  1. Индивидуальное.
  2. Работа по плану с наставниками.
  3. Очно-заочные школы.
  4. Лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории.
  5. Система состязаний, олимпиад.
  6. Детские научно-практические конференции и семинары.

Система работы с одаренными детьми в школе

Такая работа неосуществима в отсутствии точного плана, системы.

Она содержит следующие цели и задачи:

1. Цель школы – предоставление ребятам возможности самореализации в различных типах деятельности.

2. Задачи:

  • Создание системы внешкольной деятельности с учениками.
  • Улучшение массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной работы.
  • Организация системы исследовательской деятельности учащихся.

Структура плана работы с одаренными детьми в школе в основном следующая:

Аналитика – достижения учеников подвергаются анализу, что дает возможность выделить одаренных детей,

Диагностика – установление уровня возможностей. Учащемуся заводят индивидуальную карточку, куда вносят направление способностей и работы,

Действия, направленные на развитие способностей школьников:

  • Составление плана занятий.
  • Стимулирование одаренных детей в урочной и внеурочной работе – кружках, семинарах и т. д.
  • Подбор подходящих способов занятий с одаренными детьми.
  • Сбор материалов по определенному предмету.

Форма работы с одаренными детьми в школе

Существуют следующие формы:

  • Работа в парах, небольших группах.
  • Консультирование по той или иной проблеме.
  • Научные кружки.
  • Дискуссии.
  • Интеллектуальные игры.

Необходимо отметить:

  • Олимпиады по предметам.
  • Разные викторины и конкурсы.
  • Словесные игры.
  • Проекты.
  • Ролевые игры.
  • Индивидуальные креативные задания.

Эти формы позволяют одаренным ученикам выбрать соответствующие их особенностям виды деятельности.

Организация работы с одаренными детьми в школе предполагает преодоление педагогом психологических трудностей. Это связано с многообразием типов одаренности; со множеством методов в современном образовании; с тем, что не хватает специалистов. Педагог является ключевой фигурой при создании творческой среды для развития одаренного ребенка.

Папка по работе с одаренными детьми в школе

Сегодня от каждого учителя требуется создание папки «Работа с одаренными детьми в школе». В ней содержится информация, необходимая педагогу:

1. Цели, проблемы.

  • Разработать модель по работе с одаренными детьми в школе с целью установления их наклонностей.
  • Вместе с родителями оказывать поддержку талантливому ребенку.
  • Проводить разнообразные мероприятия для проявления способностей учеников.

2. План работы – расписать пошагово годовую программу развития учеников. Например:

  • Определить персональные возможности и предрасположенности – начало года.
  • Развитие способностей любого учащегося – весь год.
  • Работы на дополнительных занятиях - весь год.
  • Привлечение к социальной деятельности школы - весь год.
  • Участие в школьных олимпиадах - установленный месяц.
  • Посещение уроков коллег – ежемесячно.
  • Участие в дистанционных конкурсах – в течение года.
  • Общение с родителями.
  • Подбор вспомогательного материала с учетом отличительных черт учеников – летний период.

3. Личная карта учащегося. Здесь находятся сведения об одаренном ребенке, которые дополняются на протяжении наблюдения. В такой карте возможны следующие пункты:

  • Ф. И. О. учащегося, данные о семье.
  • Характер – список свойств личности.
  • Положение в коллективе – отношения с остальными детьми.
  • Учеба – уровень успеваемости.
  • Мотивация обучения – превосходная, посредственная.
  • Посещаемость – есть ли пропуски без причины.
  • Способности к учебе – высокие, средние, низкие.
  • Познавательный интерес – указывается его степень.
  • Дополнительное обучение – перечень склонностей к иным видам деятельности.

4. Презентация работы с одаренными детьми в школе – сбор всех наработок преподавателя в структурированном виде, к примеру, в слайдах, видеоматериалах, схемах. Помогает в обмене опытом с коллегами.

5. Отчет по работе с одаренными детьми в школе:

  • Создание портфолио достижений учеников.
  • Плодотворность участия в разных олимпиадах, конференциях, конкурсах.
  • Показатели увеличения количества призеров и участников разных мероприятий с их перечислением.

Выводы

По результатам работы школа публикует доклад – справку о работе с одаренными детьми по всему заведению за учебный год. Там перечислены:

  • Все мероприятия, проведенные для выявления и развития одаренных детей.
  • Информационная и координационная поддержка.
  • Типы внеурочной деятельности.
  • Достижения.

На основании приведенных фактов делаются выводы о продуктивности проведенной работы; отмечается вклад педагогов, проявивших энергичное участие в подготовке к мероприятиям; ставятся задачи на следующий академический год.

Работа учителя с одаренными детьми в школе требует от педагога постоянной отдачи и интереса к процессу формирования индивидуума. Большая совокупность действий уже проводится, однако много предстоит еще сделать. Отбор и воспитание особенных учеников - ответственный вопрос, ведь талантливые люди – основная составляющая благополучного общества. Учителя должны оказывать детям помощь на всех ступенях развития, и тогда получится раскрыть их уникальные способности.