» » Библиотечное дело вузы. Библиотечно-информационная деятельность: кем работать и где учиться? Введение в профессию

Библиотечное дело вузы. Библиотечно-информационная деятельность: кем работать и где учиться? Введение в профессию

Р оссийское образование переживает очередной этап реформирования. Информационное общество заставляет университеты меняться, становиться более динамичными, современными, отвечающими требованиям рынка труда, обеспечивающими инфраструктуру для образования в течение всей жизни. На Крымской конференции в рамках специальной секции эксперты обсудили настоящее и будущее библиотечного образования.

ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЧТО ДАЛЬШЕ?

Александр МАЗУРИЦКИЙ, директор Библиотечного института Московского государственного университета культуры и искусств

Мы находимся в преддверии подготовки образовательного стандарта нового поколения. Наступило время подведения итогов периода вхождения в Болонскую систему. Моё личное отношение к этим итогам – не позитивное, считаю, что основные принципы Болонской системы не реализованы.

Во-первых, балльно-рейтинговая система оценки знаний, показывающая, насколько студент преуспел на курсе, факультете, в вузе в целом, не введена в полной мере, не является стимулом для студентов и для педагогов. Оценки продолжают ставиться по привычной пятибалльной шкале, а потом преподаватели переводят их в баллы. Чтобы правильно подходить к этой системе оценки, педагог должен иметь много свободного времени. Вторая нереализованная идея – выстраивание индивидуальной образовательной траектории. Наше высшее образование организовано по принципу среднего, когда студенты учатся потоком, у них нет возможности напрямую общаться с преподавателем.

Я был председателем УМС по разработке стандарта двухуровневой системы, тогда появилось понятие «компетенции». Это вызвало сложности, потому что необходимо было смоделировать компетенции, которых на практике не существует. Ни в одной должностной инструкции не определено, что должен знать бакалавр, что – магистр. Сейчас ситуация более благоприятная, потому что появился профессиональный стандарт библиотечной деятельности.

Будущему авторскому коллективу разработчиков нового стандарта нужно учитывать, что за последние годы произошло серьёзное изменение работы библиотек. Библиотеки быстро осваивают новые информационные технологии, модернизируют программное обеспечение, включаются в сетевые проекты. По сути дела, произошла серьёзная медиатизация библиотек. Эта проблема должна быть ключевой при подготовке стандарта. При этом нужно обратить особое внимание на то, что во многих регионах страны библиотеки остались единственными бесплатными культурно-досуговыми учреждениями. Библиотека стала выполнять функции, которые раньше выполняли клубы. Это означает, что библиотекарям нужно выступать в роли сценаристов, актёров, кинооператоров, организаторов культурно-досуговой деятельности. Возникает вопрос: можно ли в рамках одной специальности подготовить такого универсального специалиста?

По сути дела, всё, что мы делали, это закладывали старое содержание в новые формы. А сейчас ситуация другая: практика более динамична, чем образовательная система, но при этом мы не можем менять учебные планы, методическое обеспечение раз в один или два года. Однако содержание не менялось многие годы. Больше всего тревожит в этом отношении появление в 2009 г. прикладного бакалавриата, в основу которого заложены программы среднего библиотечного образования в сочетании с высшим. В 2010 г. 50 учебных заведений – колледжей и вузов начали этот эксперимент. Идея заключалась в том, чтобы 50% учебного процесса происходили непосредственно на практике, в стенах библиотек. Но возникает вопрос: как будет соотноситься этот уровень образования с уровнем колледжа и вуза? Получается, что человек, отучившись три года в колледже, идёт в бакалавриат. Там ему предлагают короткий срок обучения. Это ещё три года, итого шесть лет. А потом он идёт в магистратуру, это ещё два года. Получается, что мы будем готовить библиотечного специалиста восемь лет. За это время все его знания устареют категорически. Наше среднее образование совершенно не вписывается в Болонскую систему, поэтому есть опасения, что мы вообще можем его потерять, несмотря на то, что основная часть подготовки ведётся именно в техникумах и колледжах. Для сельских, районных библиотек выпускники колледжей – основа кадрового ресурса.

Ещё один острый момент – то, что произошло с магистратурой. Мы подготовили стандарт, ввели компетенции. В магистратуру пошли заочники – те, кто не имеют базового библиотечного образования, но работают в библиотеках. При этом сейчас в магистратуре появляются студенты с профильным образованием. И те и другие учатся в одной группе, но программы для них нужны абсолютно разные. Новый стандарт должен быть составлен по модульной системе – для тех, кто имеет базовое образование на уровне бакалавриата, и для тех, у кого нет профильной подготовки.

Немаловажный момент – это взаимодействие учебных заведений и работодателей. Отношение работодателей сегодня исключительно потребительское: где выпускники? Однако их активное участие в подготовке студентов необходимо. У нас есть возможность для манёвра: да, есть профиль подготовки, но вуз вправе менять его по просьбе работодателей. По запросу можно готовить фондохранителей, каталогизаторов, специалистов другой области.

К сожалению, у нас отсутствует государственная политика подготовки кадров. Никто не знает, каких специалистов и сколько нужно, и это на фоне сокращения числа обучающихся. Эта тенденция абсолютно одинакова в вузах культуры, колледжах культуры, библиотечных техникумах.

В этой ситуации необходимо провести детальный анализ стандарта, организовать публикации специалистов в профессиональной печати на тему взаимодействия работодателей и учебных заведений по подготовке кадров.

ПРИЗРАК АСПИРАНТУРЫ

Юрий СТОЛЯРОВ, главный научный сотрудник Научного центра исследований книжной культуры РАН

Мы говорим о Болонской системе, бакалаврах, магистрах. Но с 1 сентября ситуация меняется довольно радикально. Появится третий уровень высшего образования – аспирантура, для которой нет ни программ, ни концепции, ни идей. Скоро начнётся приём в аспирантуру, но по какому направлению? По имеющимся вариантам, мы будем либо в направлении «Культуроведение и социально-культурные проекты», либо в «СМИ и информационно-библиотечная деятельности», либо вообще в архитектуре. Кто-то решает нашу судьбу за нас, мы же об этом даже не знаем.

Владимир СТРЕЛЬЦОВ, проректор по научной работе МГУКИ

Стандарт для аспирантов по направлению «Культурология» в рамках направления «Культуроведение и социально-культурные проекты» был разработан и отправлен в Минобрнауки России ещё в декабре прошлого года, потом долго проходил согласование в министерстве. При этом макет стандарта был настолько формализован, что вставить наши пожелания в его разделы было практически невозможно. Совсем недавно Минобрнауки получило отзывы экспертов – как положительные, так и отрицательные. Стандарт прислали на доработку, что и было сделано. Затем мы снова отправили документ в министерство и теперь ждём результата. Что касается стандарта по направлению «СМИ и информационно-библиотечная деятельность», то его разрабатывал МГУ им. М.В. Ломоносова, его судьба неизвестна.

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Валентина БРЕЖНЕВА, декан Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, зам. председателя УМС по библиотечно-информационному образованию

Высшее образование постоянно находится в стадии реформирования. За свою почти столетнюю историю библиотечное образование пережило ряд изменений. Сначала готовили кадры для библиотек различных типов и видов: детских, научных, массовых, сельских, медицинских. В рамках другой реформы подготовка проводилась по функциональному принципу, процессному подходу: библиографы, каталогизаторы, комплектаторы. В ФГОС 2004 г. появились квалификации, в рамках стандарта 2010 г. – профили. Мы ещё не успели сделать выпуск по стандарту 2010 г., а уже разрабатываются новые. Система образования должна быть консервативной, давать не те знания и навыки, которые нужны здесь и сейчас, а умения учиться на протяжении всей жизни и овладевать теми компетенциями, которые понадобятся через 5, 10 лет. В нашем образовании нужно сохранять широкую базовую подготовку, в первую очередь гуманитарную. Если из библиотечно-информационного образования убрать гуманитарную основу, то будет сложно требовать от библиотекаря высоких результатов. Нередко мы уходим в сторону других профессий и подстраиваемся под требования сегодняшнего дня. Тем не менее базовые компетенции должны быть неизменны. Профессиональный библиотекарь должен уметь скомплектовать фонд, вести его обработку, каталогизацию, при этом не имеет значения – в традиционном или электронном виде. При этом нужно формировать маркетинговое мышление, потому что необходимо ориентироваться в сегодняшней очень динамично меняющейся ситуации.

Мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники были востребованы в библиотеках. В условиях постоянных реформ, ожидания нового стандарта мы, начиная с первого дня первого курса, занимаемся серьёзной профориентационной работой. Легко сказать – где вузы, а где практика… Этот упрёк я слышу всегда и везде. Но нужно задуматься о том, откуда в вузах берутся студенты, которых мы обучаем. К сожалению, среди абитуриентов очень мало профессионально ориентированных. Большинство из них приходят к нам не потому, что они осознанно хотят стать библиотекарями, а потому, что это Санкт-Петербург, гуманитарный факультет, дающий хорошее базовое образование. Поэтому мы и занимаемся профориентацией, а библиотеки города нам помогают. Они принимают студентов и вовлекают их в проектную работу. Большую часть курсовых и практически все дипломные работы студенты пишут по заявкам библиотек. Начиная со второго курса студенты параллельно с обучением работают в библиотеках. Это та практика, которой мы дорожим.

Сегодня мы стремимся к тому, чтобы Библиотечно-информационный факультет был частью профессионального библиотечного сообщества нашего города. Один из ярких примеров – наш проект «Библиофест». Это профессионально ориентированное событие, в рамках которого проводятся различные мероприятия, студенты презентуют те проекты, которые они реализуют в течение учебного года, проводят конкурсы, пишут эссе на тему «Почему я стал библиотекарем». Большая часть мероприятий проводятся на площадках библиотек. Когда мы с первого курса приводим студентов в библиотеки, мы вырабатываем у них привычку проводить там время в надежде, что они здесь останутся. В итоге в библиотеку идут работать 60–70% выпускников, при этом университет выступает в качестве биржи труда. Сейчас студентов у нас даже меньше, чем заявок работодателей.

Нужно сказать, что в санкт-петербургских библиотеках изменилась ситуация, как в части зарплаты, так и атмосферы. Но массовая практика серьёзно зависит от государственной политики .

Материалы к лекции

Вопросы.

1. Система непрерывного библиотечного образования.

2. Начальная профессиональная подготовка.

3. Среднее специальное образование в РБ.

4. Высшее образование.

5. Подготовка научных кадров

6. Повышение квалификации библиотекарей.

Литература.

1) Мотульский Р.С. структура БД РБ и его место в системе информационно-документных коммуникаций // Пытанні біблігряфазанўства і бібліятэказнаўства:міжведамасны зборнік вып.16. – Мн:Універсітэцкае, 1995. – с.14-22.

2) Материалы к СРС.

Основное назначение библиотекаря в различные исторические моменты обозначалось по-разному. Различными были трактовки его основных функций и задач. На заре существования библиотечной профессии главным для её представителей было умение хорошо организовать фонд и следить за его сохранностью, потом к функциям библиотекаря добавились и функции каталогизации, обслуживания читателей. Глобальная, терминальная задача библиотекаря сегодня – содействовать формированию всесторонне развитой личности. Осуществление её невозможно без специальных, профессиональных знаний, а также без огромного интеллектуального потенциала, то есть массива накопленных знаний из различных наук и сфер деятельности. То есть, для того, чтобы влиять на совершенствование окружающих, библиотекарь и сам должен быть высокообразованной, гармонически развитой личностью. С этой целью в нашей республике, как и в других странах мира, создана система профессионального библиотечного образования.

Профессиональная подготовка специалистов БД в нашей стране осуществляется в рамках системы непрерывного образования. Непрерывное образование – целенаправленный процесс, включающий помимо школьного, среднего специального и высшего образования систему повышения квалификации. В нём взаимосвязаны организационное обучение и самообразование. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом, библиотекарю нужно постоянно обновлять знания, полученные в специальных учебных заведениях. Непрерывное образование сопутствует ему на протяжении всей трудовой деятельности.

В понятие «непрерывное библиотечное образование» входит:

Подготовка кадров (подразделяется на: начальная профессиональная подготовка, среднее специальное образование, высшее образование, подготовка научных кадров);

Повышение квалификации библиотекарей;

Самообразование библиотекарей.

Начальная профессиональная подготовка. Осуществляется непосредственно в библиотеках через практикумы, цель которых – познакомить начинающих библиотекарей с основами библиотечной деятельности. В ходе практикума даются основные сведения о организации работы библиотеки, минимум профессиональных знаний, необходимых для выполнения начинающим библиотекарем своих функциональных обязанностей. Следует отметить, что около трети библиотечных работников республики (более 3 тыс. человек) имеют только среджнее общее образование, т.е. владеют профессиональными знаниями на уровне начального библиотечного образования.



Среднее специальное образование в РБ. Специалистов со средним специальным образованием в СССР готовили в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях культурно-просветительных училищ. В конце 80-х годов в СССР насчитывалось около 130 таких учебных заведений. В РБ подготовка библиотечных кадров со средним образованием осуществляется в Могилёвском библиотечном техникуме. Сейчас 43% (более 4,5 тысяч) специалистов, работающих в публичных библиотеках республики имеет среднее библиотечное образование. Обучение в техникуме ориентировано на получение учащимися умений и навыков выполнения библиотечных технологических процессов и операций. Поэтому выпускники техникума работают в основном в библиотеках среднего и нижнего звена (сельских, городских, ЦРБ). Кроме того, подготовка специалистов средней квалификации осуществляется и в Лингво-гуманитарном колледже.

Высшее образование в РБ. Специалистов с высшим образованием в СССР готовили библиотечные факультеты в 17 институтах культуры, а также соответствующие факультеты университетов и педагогических институтов. Подготовка кадров высшего образования в РБ осуществляется на факультете информационно-документных коммуникаций БГУКиИ (Витебский ГУ?). На факультете существует система очного и заочного обучения, осуществляемая на бюджетной и платной основе. Обучение проводится пять лет. В белорусских публичных библиотеках высшее образование имеет треть специалистов, а во всех библиотеках республики – четверть.

Особенностью высшего образования является то, что студенты не только получают практические навыки осуществления технологических процессов и операций, но, что самое главное, получают фундаментальные теоретические знания и знания методологического характера по специальным дисциплинам и комплексу гуманитарных дисциплин. Такая подготовка способствует формированию не только общих профессиональных навыков, умений и знаний, но и всестороннему гармоническому развитию личности будущего библиотекаря (при условии добросовестного отношения к учёбе, разумеется).

Таким образом, проблема обеспечения библиотек республики специалистами была решена уже в 1975 г., но поскольку более 50% выпускников высших и средних специальных учебных заведений, получивших библиотечное образование, уходят работать в другие, более престижные отрасли народного хозяйства, то кадровая проблема в библиотеках республики стоит довольно остро. Следовательно, дефицит профессиональных кадров в библиотеках определяется не возможностями учебных заведений, а способностью библиотек закрепить специалистов на рабочих местах.

Подготовка научных кадров. Осуществляется на уровнях магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В магистратуре в течение одного года производится дальнейшее обучение, результатом является написание и защита магистерской диссертации. По окончании магистратуры присваивается степень магистра. На этой ступени аспирантуры и докторантуры готовятся педагоги-исследователи -- кандидаты и доктора наук.

Повышение квалификации библиотекарей. Целью данной ступени непрерывного образования является усовершенствование профессиональных знаний и навыков, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей в соответствии с достижениями библиотечной науки и практики, передового опыта работы библиотек, помощь специалистам в продолжении образования после окончания ВУЗа или техникума, в совершенствовании теоретических и практических знаний.

Сложившаяся система ПК обладает следующими качествами:

Всеобщность системы ПК – система ПК охватывает всех штатных библиотекарей республики независимо от стажа, образования или должности;

Бесперебойность системы ПК – предусматривается проведение совокупности мероприятий, обеспечивающих постоянный рост профессионального мастерства библиотекарей;

Разносторонность – обучение ведётся по разным направлениям: профессиональное и общекультурное;

Дифференциация обучения – библиотекари повышают свою квалификацию различными формами и методами в зависимости от их специализации и принадлежности их к различным типам библиотек;

Использование различных форм и методов повышения квалификации библиотекарей. Они определяются типом библиотек, категорией работников, зависят от стажа работы, от особенностей отдельных библиотечных процессов.

Работу по ПК организуют6

Минск – Республиканский институт проблем культуры;

Крупные универсальные и специальные библиотеки-методические центры, организующие разнообразные формы и методы ПК библиотекарей своей системы (Например, БелСхБ как методический центр организует повышение квалификации сотрудников сельскохозяйственных библиотек республики, а НББ – библиотекарей государственной сети библиотек);

При органах управления БД (например, Управлениях культуры облисполкома) организуются курсы или стажировки для библиотекарей.

Формы ПК:

Семинары;

Стажировки;

Практикумы;

Школы передового библиотечного опыта;

Научно-практические конференции и др.

Самообразование библиотекарей. При помощи самообразования библиотекари продолжают своё профессиональное образование. Они углубляют и пополняют ранее полученные знания соответственно тем изменениям, которые происходят в теории и практике БД. Кроме профессионального самообразования библиотекари должны заниматься и общим самообразованием. Библиотекарь должен читать художественную литературу, отраслевую литературу, профессиональные издания и периодику. Должен изучать фонд своей библиотеки, посещать лекции, консультации, знакомиться с передовым опытом деятельности других библиотек, приобретать и совершенствовать навыки культуры чтения и информационной культуры.

Самообразование библиотекарей является необходимым процессом, поскольку преобразование БД в зависимости от социально-экономических условий может осуществлять только библиотекарь нового типа, владеющий современными знаниями и достижениями в библиотечной и общечеловеческой сферах.

Сегодня библиотекарь должен иметь национальное самосознание, быть склонным к социальному и политическому плюрализму. Обладать высоким уровнем профессионализма и общего образования, способным содействовать возрождению и развитию белорусской культуры.

Выбрать профессию не всегда легко и просто. Довольно часто абитуриенты перед поступлением в вуз испытывают определенные трудности с данным вопросом. Сегодня нам предстоит узнать, чем занимается библиотекарь. Профессия эта встречается в современном мире не так уж и часто, но она имеет место. Как можно добиться успеха здесь? На кого учиться? Какие качества ценятся в данной области больше всего? Обо всем этом предстоит узнать далее. Правда, далеко не каждый согласится строить карьеру в нашей сегодняшней области. Ведь недостатки у профессии тоже имеются. О них придется узнать, чтобы не наделать ошибок.

Кто такой

Библиотекарь - профессия, которая, как уже было сказано, не слишком распространена в современном мире. Более того, она не так уж и востребована, если сравнивать ее с теми же IT-технологиями. Кто такой библиотекарь вообще?

С такими работниками сталкивался хоть раз в жизни каждый. Библиотекарь - который работает в библиотеке. То есть своеобразный "хранитель книг". Также такой работник хорошо разбирается в литературе и способен быстро помочь с поиском нужной информации гражданам. В принципе, ничего особо трудного, как кажется, в профессии нет. Только работа в библиотеке на самом деле - это тяжкий труд. Настоящий и успешный библиотекарь наделен многими качествами и умениями. Как стать таким сотрудником?

Обучение

Что ж, как и любая другая профессия, наша сегодняшняя требует определенного образования. Если учесть, что само по себе направление не слишком популярно среди современной молодежи, то и выбор специальностей для дальнейшего трудоустройства библиотекарем не слишком большой.

Обычно предпочтение отдается просто гуманитарным наукам. В частности, "Библиотекарь", "Документоведение", "Литература". Иногда можно также встретить "Культурологию", "Филологию". Редко, но все же имеет место такая специальность, как "Менеджмент". В принципе, хороший библиотекарь не ограничен высшим образованием, на него можно выучиться и в техникуме. Точно на таких же направлениях.

В среднем, учиться придется как и всем - 4,5-5 лет. Неважно, что за место станет вашей работой - центральная библиотека, детская или любая другая. Но факт остается фактом: учиться нужно. В некоторых случаях можно обойтись и без "вышки", только тогда отсутствие диплома должно покрываться вашими личными знаниями и качествами. Это на самом деле бывает не так-то просто - доказать работодателю, что вы - истинный библиотекарь.

Где работать

Куда можно пойти для трудоустройства после окончания вуза или любого другого образовательного учреждения? Честно признаться, библиотекарь - профессия довольно узкой направленности. Так что, выбор тут будет не слишком велик. Да, с развитием прогресса и техники перспектив у нашего сегодняшнего направления стало больше, но они все равно не сильно влияют на место работы. Разве что, новые обязанности и ответственность высшей степени появляются.

Например, вашим местом работы может стать Это почетное место достается только самым лучшим работникам, причем если там уже кто-то есть, особо надеяться на трудоустройство не следует. Ведь мало кто согласится "подвинуться". Библиотекарь, как правило, один на все заведение. Или их несколько (в зависимости от размеров здания).

Кроме того, центральные и районные библиотеки теперь тоже будут доступны для трудоустройства. В принципе, вполне хороший вариант, особенно если данные заведения находятся недалеко от вашего дома. Разницы центральная библиотека и государственная существенной не несут. Только по объему работы.

Только вот на практике обычно библиотекари идут в учебные заведения работать. Например, школьными или университетскими сотрудниками. Тут подобного рода кадры нужны постоянно. Школьный библиотекарь или государственный - не важно, должностные обязанности на том или ином месте будут одни и те же. Точно так же, как и личные качества ценятся в этих двух совершенно разных местах одинаковые. Что придется делать после того, как вы трудоустроитесь?

Обязанности

Работа в библиотеке - это огромный труд на самом деле. Ведь, как уже было сказано, только на первый взгляд кажется, что так легко быть подобного рода сотрудником. На деле это не так. Особенно если у вас нет стремлений и познаний в литературе и творчестве. Что нужно делать библиотекарю?

Данный сотрудник должен заниматься сортировкой книг в том или ином заведении. Также он осуществляет поиск и выдачу оных, следит за порядком в здании.

Обратите внимание - в обязанности также входит помощь читателям в поиске нужной литературы, их консультация. То есть, в некоторых случаях придется советовать ту или иную книгу, подсказывать, к какому источнику обратиться.

При поступлении новых книг вы должны будете заниматься их обработкой. Принять, занести в базу, поставить на специально отведенное место для них. Не самое простое занятие, если задуматься. А если учесть, что сейчас появилась научная электронная библиотека, то и вообще можно с ума сойти от объема выполняемой работы. Если вы удосужились трудоустроиться туда, где есть электронная библиотека, готовьтесь - ее заполнением и ведением полностью придется заниматься вам. Не системному администратору, не программисту, а именно библиотекарю. Так что, далеко не всем под силу справиться с таким объемом работ.

Заработок

Конечно же, при трудоустройстве (да и выборе направления для работы) огромное внимание уделяется такому показателю, как заработная плата. Чем она выше, тем больше абитуриентов и молодых специалистов будут стремиться к той или иной профессии. Как дела обстоят с нашим сегодняшним направлением?

Признаться честно, не очень хорошо. Зарплата библиотекаря, как и у большинства государственных служащих, а также "бюджетников", невысокая. Как по России, так и в столице. Правда, разница довольно часто ощущается.

В среднем, библиотекарь будет зарабатывать около 6-9 тысяч рублей. Не очень много, не так ли? И не столь важно, сельский библиотекарь перед нами, или обычный городской. по России у таких сотрудников обычно не превышает 10 000 руб. А вот нагрузка у подобного рода сотрудников серьезная. И, как мы уже убедились, объем работ, которые придется выполнять, тоже. Не говоря уже об ответственности на рабочем месте.

А вот в столице дела немного лучше обстоят. Не слишком, но все же это лучше, чем совсем ничего. Научная электронная библиотека или государственная - не важно, куда именно вы трудоустроитесь. Учтите, что в Москве или Санкт-Петербурге придется работать примерно за 15 000 рублей. Точнее, от 10 до 15 тысяч. Именно столько получают библиотекари в крупных городах России. Если речь идет о школах и университетах, то обычно ситуация ничем не отличается от общей картины по России.

Выходит, что библиотекарь - профессия важная, но оплачивается она скудно. А значит, среди абитуриентов и уже выпустившихся специалистов не так уж и востребована. С большой долей вероятности, если вы захотите трудоустроиться библиотекарем, то и конкуренции особой у вас не будет. Судя по статистике, около 60% населения считают данное направление не слишком важным и распространенным.

Конкурсы

Несмотря на все это, наша сегодняшняя профессия имеет некоторое разнообразие. Придется не только переставлять книги и заниматься бумажной волокитой. Ведь в России имеет место одно очень интересное соревнование. Оно называется "Библиотекарь года". Ежегодно по всей стране самые лучшие библиотекари встречаются вместе, проводят демонстрацию своих знаний, а также соревнуются за звание лучшего сотрудника в России.

На самом деле, это очень полезно. Во-первых, вы будете заниматься саморазвитием. Во-вторых, станете известным человеком. В-третьих, обычно победителей наделяют какими-то премиями и бонусами, денежными выплатами и привилегиями. Кроме того, лучший библиотекарь, как правило, получает зарплату выше, чем все остальные. Хотя, для многих даже Всероссийский ежегодный конкурс не является стимулом для трудоустройства.

Аттестация

Помимо всего прочего, время от времени, на рабочем месте проводится аттестация библиотекарей. Казалось бы, что тут сложного - заниматься сортировкой и распределением книг, уходом за ними, а также выдачей. Только вот наша сегодняшняя профессия, как и любая другая - это все равно ответственное дело. И поэтому от аттестации не скрыться. Если вы не пройдете ее, можете идти искать себе другое место работы.

К чему придется готовиться? Во всех библиотеках есть свои правила проведения процесса, поэтому точно ответить на данный вопрос не получится. Этот нюанс вы должны узнать у своего работодателя. Тем не менее, некоторые общие принципы все равно будут иметь место. Какие именно?

Во-первых, вас проверят на знание ассортимента книг, которые есть в библиотеке. Также в данный период проводится оценка эффективности вашей работы. Насколько хорошо вы осведомлены в том, что стало частью вашей жизни, вашей работой? Покажет аттестация.

Во-вторых, скорее всего, будет оцениваться еще и работа с посетителями. То, насколько качественно вы обслуживаете читателей. Не исключено, что для данной задумки вам "подкинут" тайного посетителя. Довольно популярный прием, который используется все чаще и чаще.

В-третьих, аттестация предполагает проверку ваших знаний. Причем литературных. Не везде, но в очень многих местах именно такую проверку будет проводить работодатель. Как уже было сказано, хороший библиотекарь - это тот, кто в литературе разбирается. Необразованный, глупый, неосведомленный сотрудник - это позор для всего заведения.

А вот на практике обычно достаточно просто показать, как вы работаете, насколько хорошо и качественно выполняете свои обязанности. Запомните, чем престижнее место вашей работы, тем жестче будет проверка. Например, центральная библиотека может провести ее по всем пунктам, да еще и придираться постоянно. Тем не менее, если учесть, что конкуренция при трудоустройстве мала, то сильно "тиранить" вас не станут. Скорее всего, просто пройдете символическую аттестацию "для галочки".

Качества

Характеристика на библиотекаря обычно дается на вашем прежнем месте работы. Ну, или в вузе, где вы обучались. Если нельзя нигде взять ее, просто достаточно при трудоустройстве предъявить резюме. И указать там свои личные качества. Те, которыми должен обладать любой библиотекарь. Если честно, то пунктов довольно много. Какие они? Что рекомендуется указывать в резюме при трудоустройстве в библиотеку?

Литературные навыки и стремления - первое и самое важное, что только можно выделить. Качества библиотекаря немыслимы без познаний в литературе. Ведь именно с ней придется работать. Неосведомленного сотрудника никто не станет брать на работу. Так что, укажите, что знаете, с чем будете работать.

Стессоусточивость - еще одна не менее важная характеристика. Она играет роль для любой профессии. Нервного и неуравновешенного человека берут на работу без особой охоты. А когда речь идет о библиотеках - и подавно. Ведь данное место - это кладезь знаний, умиротворения и спокойствия.

Быстрая обучаемость, умение выполнять - вот то, что еще нужно хорошему библиотекарю. Особенно это касается второго момента. Работа в библиотеке - это постоянный монотонный труд, который не всем подвластен. Так что, если вы не умеете действовать в рамках инструкций долгое время, если вам нужна "поляна" для творчества и саморазвития, придется отказаться от профессии. О быстрой обучаемости и говорить не стоит.

Открытость, дружелюбие, дисциплина - качества библиотекаря, которые также становятся крайне важны. Не слишком приятно приходить в библиотеку и общаться там с "управляющим", который явно не рад видеть посетителя. Дружелюбие - это залог успеха почти что в любом направлении нашей жизни. Если человек открыт и дружественно настроен, общаться с ним приятно. А это не будет отпугивать читателей, им станет приятно посещать то или иное заведение.

Инициативность, собранность, сдержанность, самоконтроль - вот еще пункты, о которых нельзя забывать. Библиотекари у многих ассоциируются со строгими, выдержанными людьми, которые держат себя "в Этот статус придуман не просто так. Действительно, хороший библиотекарь будет отличаться не только образованностью, но и выдержкой. Эти качества должны быть у каждого уважающего себя сотрудника.

Плюсы

Не столь важно, какое именно место стало вашим "пристанищем" при построении карьеры - государственная библиотека, районная или простая школьная. Ведь у любой профессии есть свои плюсы и минусы. Они не особо зависят от места работы. Какие преимущества дает наше сегодняшнее направление?

Если вы - то можно только порадоваться. Библиотека - это место, которое станет вашим вторым домом. Здесь вы сможете работать и получать удовольствие, развиваться и совершенствовать свои литературные знания.

Если вы не обладаете быстрой утомляемостью, способны долго выполнять монотонную работу, то данное место работы покажется вам просто раем. На самом деле, активный и инициативный человек без проблем справится с нагрузкой, которая взваливается на плечи библиотекаря.

Много свободного времени - это то качество, которое подчеркивается большинством сотрудников. Следить за порядком в зале обычно получается из-за своего рабочего стола (места, ресепшена). А, в целом, большинство времени придется просидеть либо за компьютером (они есть сейчас везде), либо просто за документами и письменным столиком. Заниматься можете спокойно своими делами. Например, подработкой.

Не всегда, как уже было сказано, нужно высшее образование для трудоустройства. Инструкция библиотекаря больше указывает на то, что вы должны быть просто образованным и культурным человеком с навыками и знаниями в литературе. Так что, перспективы трудоустройства есть у каждого. Нельзя не подчеркнуть еще и низкий уровень конкуренции.

Недостатки

Правда, недостатков у направления тоже более чем достаточно. Причем один пункт играет важную роль. Разумеется, речь идет о заработной плате. Она, как уже было сказано, низкая. Как по России, так и в столицах. Если сопоставить ее с нагрузкой и ответственностью, которая будет возлагаться на ваши плечи, то в библиотеке вы просто потеряете время.

Отсутствие перспектив повышения и развития карьеры тоже накладывает свой отпечаток на популярность и спрос к профессии библиотекаря. Никакой карьерной лестницы в данной области нет. Поэтому можно в какой-то степени это направление назвать бесперспективным.

Уже было сказано о нагрузке. Да, довольно часто можно во время трудового дня заниматься своими делами - подрабатывать за компьютером, читать, вышивать и так далее (особенно если за вами не следит начальство, главное - смотреть за порядком в здании и откликаться по первому зову посетителей), но бывают моменты, когда самые настоящие авралы происходят. И вот тогда объем работ и ответственности просто не сопоставляется с вашей заработной платой.

Как видите, библиотекарь - профессия, которая не слишком популярна среди специалистов. Она требует особой ответственности, знаний и навыков в литературе. Только самый настоящий любитель творчества и книг сможет работать в библиотеке на постоянной основе. Скорее, это даже не профессия, а призвание!

Увидев список литературы, положенный для изучения любой учебной дисциплины, студенты начинают икать ее в библиотеке ВУЗа в самую последнюю очередь. Это ведь так несовременно - классическая библиотека, в век информационных технологий и глобальных сетей. Пусть библиотекари сами читают свои бумажные книги, а продвинутые студенты скачают все в Интернете, экономя время.

Но так ли это? Действительно ли вузовская библиотека сегодня является бесполезным анахронизмом? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем рассмотреть все плюсы и минусы этого подразделения, которое имеется в любом ВУЗе. А заодно разобраться некоторыми ложными представлениями о могуществе глобальной паутины.

Почему библиотека занимает так много места

В любом учебном заведении для библиотеки отводится несколько огромных помещений. Это связано с тем, что книжный фонд имеет большой объем. Учебники, практикумы, справочники, законы и кодексы, журналы и другие издания занимают очень много места. Ведь их количества должно хватить на всех студентов, даже если они считают, что найти нужные сведения в Интернете будет проще.

Каждый преподаватель внимательно следит за всеми выходящими книжными новинками в своей области, это входит в его работу. По преподавательским запросам формируется книжный фонд. Причем на полки попадают и пособия, написанные самими преподавателями для своих студентов. Устаревшая морально и материально литература списывается, но все равно, библиотечные фонды год от года растут, требуя новых помещений.

Уже один этот факт говорит о том, что классическая библиотека не собирается сдавать позиции под натиском современных технологий и успешно конкурирует с другими источниками информации. Главная ее цель - помочь студентам получить необходимые знания, не покидая стен ВУЗа. Причем наименее трудоемким способом. Не согласны? Убедимся, что это соответствует действительности.

Достоверность информации

Итак, распространенная ситуация: нужно подготовить доклад, написать реферат или курсовую работу. Открываем любой поисковик, вбиваем запрос, получаем кучу сайтов, выбираем и копируем информацию. Готово всего за несколько минут, а в библиотеке придется потратить не один час. Можно расслабиться и отдохнуть.

Вот только потом, на занятии, может выясниться, что найденная информация уже давно устарела. Особенно это актуально для студентов-юристов, которые должны быть в курсе самых последних изменений в законах. Или же окажется, что текст, соответствующий запросу, написан лишь для привлечения внимания к сайту, и имеет к действительности весьма отдаленное отношение.

Результат - впустую потраченное время и неудовлетворительная оценка. Потому что преподаватель, если он добросовестно относится к своей работе, сразу поймет, что знание студентом темы стремится к нулю, и прореагирует соответственно. Так что изучать рекомендованные источники все же придется, но уже в ущерб другим заданиям.

Кто-то может возразить, что в Интернете можно найти книги, вполне заслуживающие доверия. И выполнить работу, используя информацию из них. Это действительно так. Но для этого нужно иметь собственные знания, которых может просто не хватить, чтобы распознать недобросовестность автора или недостоверность приведенных сведений.

В вузовской библиотеке шансов наткнуться на подобный источник значительно меньше. Хотя бы потому, что книги, туда поступающие проходят проверку не только у преподавателей, которые рекомендуют их приобрести, но и в Министерстве образования. Гриф «Рекомендовано МО РФ» является гарантией достоверности информации.

Удобство и быстрота поиска нужных сведений

Быстрота поиска нужных данных в Интернете весьма относительна. Первая страница в выдаче по нужному запросу будет содержать предложения данную книгу купить. А уж чтобы найти действительно полезную информацию, придется потратить немало времени, отсеивая продвигающие тексты.

Воспользовавшись тематическим или алфавитным каталогом в библиотеке, найти нужную информацию получится гораздо быстрее. Технология проста: выписать шифр книги и предъявить его библиотекарю. Поскольку наплыва студентов в библиотеки практически не наблюдается, то сотрудник книгохранилища будет рад помочь. В том числе и определится с направлением поиска, если возникнут затруднения.

И, кстати, многие библиотеки сегодня располагают электронными каталогами. Доступ к которым возможен и с домашнего компьютера. Так что можно убедиться в наличии нужной книги или журнала, не заходя в библиотеку. А подойти к библиотекарю, уже имея нужную информацию для поиска необходимого издания.

Новинки и раритеты

Библиотека - это уже давно не только бумажные книги. Это возможность бесплатного доступа к электронным библиотечным системам, где отыщутся самые последние учебники по всем дисциплинам. А также различные справочные пособия, научные статьи и многие другие книги, которые еще не появились в продаже. Некоторые ВУЗы дают возможность пользоваться такими библиотеками не только с компьютеров читального зала, но и удаленно.

Возвращаясь к студентам юридических специальностей, хочется отметить большой объем принимаемых в последнее время законов и поправок к ним. Напечатанные на бумаге, они иногда успевают устареть раньше, чем достигнут прилавков магазинов. Можно, конечно, найти такие документы на официальных сайтах госорганов, но для этого нужно знать, где искать.

И вот тут опять на помощь придет вузовская библиотека. Потому что в ней, как правило, имеются компьютеры, с которых можно войти в полные версии справочно-правовых систем, таких как «Гарант» или «Консультант». Именно в них наиболее оперативно отражаются все изменения, и есть возможность сравнения с предыдущей версией. Такие программы стоят дорого, но ВУЗы приобретают их для своих студентов и преподавателей.

Если же необходима информация из книги, изданной в докомпьютерное время, то библиотека становится и вовсе единственным источником ее получения. Редкие и старые книги в библиотеках-то представлены в единичных экземплярах, что уж говорить про Интернет.

Подводя итоги

Библиотека ориентирована, прежде всего, на получение студентами знаний, которые необходимы для получения профессии. С этой целью она выписывает не только учебники, но и многие научные и популярные журналы, позволяющие быть в курсе последних новостей и актуальных разработок в выбранной сфере.

А еще библиотека - это место, где можно заниматься собственной учебной или научной работой в тишине и покое. Читальный зал - такое специальное место, где можно посидеть с книгой или планшетом, занимаясь своими делами. И никто не прогонит, пока библиотеке не придет время закрываться.

Ч тобы не остаться «на обочине» прогресса и быть востребованной, библиотеке следует искать и осваивать новые направления в работе. Библиотекарям необходимо сделать своими союзниками виртуальное пространство и его обитателей. Какими методами и способами мы можем привлечь пользователей, какие аргументы в свою пользу ей следует выдвигать? Представляем опыт работы одной из передовых университетских библиотек.

ГДЕ НАШИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ?

На протяжении нескольких лет статистика свидетельствует о снижении уровня пользовательской активности с точки зрения как числа посещений библиотеки, так и количества книговыдач. А исследования «Левада-центра» утверждают, что буквально за год доля тех, кто вообще не читает книги, увеличилась с 34 до 45%. Потери составили 11% за год, и это несмотря на разного рода кампании, Программу поддержки и развития чтения, проводимую библиотеками серьёзную работу по привлечению читателей. Снижается интерес к чтению не только художественной, но и учебной, научной литературы. Резко упал уровень потребления учебной и научной информации на бумажных носителях. Даже современная общеобразовательная школа придаёт значение не количеству прочитанных произведений отечественных и зарубежных классиков, а быстрому запоминанию самой нужной информации. Объёмную книгу школьникам заменяет её аннотация в Интернете. Что же, когда голова не забита «лишними подробностями», легче шагать по жизни?

Почему люди перестали посещать библиотеки? Даже в предсессионные недели в библиотеках вузов наполняемость залов оставляет желать лучшего. Студенты берут книги, быстро копируют или фотографируют нужный текст и исчезают. Где же наши пользователи?

ВСЕ УШЛИ В ИНТЕРНЕТ

Ответ становится очевидным, стоит лишь заглянуть в Интернет и ознакомиться с информацией различных компаний и СМИ. Так, из отчёта мониторинговой компании Pingdom за 2013 г. следует, что более 80% пользователей во всём мире предпочитают посещать библиотеки виртуально. Сайт planetasmi.ru цитирует Министра связи и массовых коммуникаций России Николая Никифорова: «Россия – одна из самых активных стран по темпам внедрения, освоения Интернета. В нынешнем году российскому сегменту Интернета исполнилось 20 лет. Его аудитория составила 68 млн человек, а 56 млн пользователей выходят в Сеть ежедневно».

В интервью директора РАЭК Сергея Плуготаренко, опубликованном в июньском номере «УК», отмечается: «На текущий момент Россия занимает восьмое место в мире по проникновению Интернета, первое место по аудитории пользователей в Европе и шестое – в мире. Русский язык – второй по распространённости в Интернете (W3techs – 2013) после китайского… Более половины аудитории пользователей рассматривают Интернет как среду для общения и личных коммуникаций. Интернет – уже не инструмент, а среда обитания».

Получается, что все «ушли в Интернет». Возникает вопрос: зачем ходить в библиотеку, если есть Глобальная сеть?! Но Интернет – это неупорядоченная «свалка», гигантский массив информации, где далеко не каждый сумеет отыскать нужное. На любой запрос получаешь тысячи ссылок, при этом девять из десяти бесполезны или недостоверны. Тем не менее, если задать вопрос современным студентам, школьникам, что или кто является для них главным источником информации, большинство ответят «Интернет» или «Google». А мы хотим, чтобы они отвечали «библиотека», «библиотекари».

Какой же должна быть сегодня библиотека, отвечающая запросам пользователей XXI века?

МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Представляется, что современная библиотека должна обеспечивать:

· cинтез электронной и традиционной форм работы с информацией;

· качественно иной уровень доступности всех видов библиотечных ресурсов для студентов и преподавателей вуза, а также внешних пользователей;

· квалифицированное формирование актуальных фондов;

· оперативную обработку и классификацию информации;

· поддержку справочного аппарата и библиотечного сайта;

· обучение и консультирование пользователей;

· виртуализацию информационно-библиотечных сервисов;

· мониторинг востребованности информационных ресурсов;

· работу сотрудников библиотеки в проектных сетевых группах в качестве консультантов, модераторов, кураторов работы с информационными потоками.

Нынешние студенты и школьники, а зачастую и молодые преподаватели не привыкли вдумчиво читать, анализировать массивы документов, журналов и книг, предпочитая сделать запрос в поисковике и получить пусть не совсем достоверный, но быстрый ответ. Они не столько обучаются, сколько потребляют информацию. Хорошо, если проверенную – такую, которую можно получить только в библиотеках.

Библиотекам, чтобы оставаться полезными, интересными и востребованными, необходимо сделать виртуальными максимально возможное число сервисов.

Так, в ряде университетских библиотек России и Республики Беларусь практикуются:

· создание и «раскрутка» качественного сайта библиотеки как составной части портала университета, размещение на портале университета ссылок на сайт библиотеки;

· оперативная справочная служба в режиме онлайн, поддержка форумов или чатов библиотеки в социальных сетях;

· комплексное формирование фондов, доукомплектование бумажных изданий их электронными аналогами;

· создание «виртуальной витрины» новых книг (сканирование обложки, аннотации и содержания новых поступлений с привязкой их к электронным каталогам);

· включение в электронный каталог (ЭК) библиотеки ссылок на электронные книги из собственных и внешних ЭБС и других подписных ресурсов;

· привязка к дисциплинам кафедр профильных ЭБС и электронных полнотекстовых ресурсов (ЭПР);

· привязка ЭК к учебно-методическому комплексу дисциплины (УМКД) для облегчения работы преподавателей при заполнении списков литературы в рабочих программах и УМКД;

· подготовка к аккредитации вуза – автоматизированная сверка списков в рабочих программах и УМКД с фондом;

· автоматизация расчёта коэффициента книгообеспеченности (ККО) с привязкой к перечню дисциплин и УМКД;

· предоставление доступа к ресурсам библиотеки с домашних ПК;

· виртуальные выставки новых поступлений и актуальной тематики со сканами обложек и содержания книг, виртуальная реклама профильных ресурсов из фондов библиотеки:

· интерактивные курсы информационной компетентности специалиста;

· виртуальные отчёты о работе кафедр с библиотекой с анализом и выводами;

· перспективные планы списания и ротации фондов в привязке к кафедрам, размещённые на библиотечном сайте;

· интерактивные формы заказа литературы и заявок на подписку, размещённые на сайте библиотеки;

· регулярно обновляемые прайсы издательств, ЭБС и книготорговых фирм для ознакомления преподавателей с новинками и оформления интерактивного заказа на покупку или подписку в электронной форме.

Для отслеживания эффективности затраченных на комплектование средств и оценки работы новых сервисов обязательна обратная связь. Лучше, если её отдельные элементы будут «прозрачны» и доступны на сайте библиотеки всем интересующимся, в первую очередь – ректорату и финансовым службам университета. Потребуются детализированная статистика востребованности ЭПР, её анализ и соблюдение защиты авторских прав; автоматизированная статистика и анализ востребованности ресурсов на бумажных и других видах носителей в привязке к дисциплинам и кафедрам; автоматизированная статистика и анализ пользовательской активности в привязке к кафедрам и институтам, с включением результатов в рейтинги кафедр и профессорско-преподавательского состава (ППС).

ДВА ПУТИ

Библиотека больше не может и не должна оставаться в своих традиционных рамках. Девяностые годы XX в. и начало XXI в. были временем расцвета библиотек не только в России, но и во всём мире. Библиотекари разрабатывали, осваивали автоматизацию технологических процессов, внедряли АБИС и разнообразные сервисы, связанные с освоением новых видов и способов тиражирования, копирования документов и обеспечения их сохранности. Затем наступила эпоха знакомства с электронными полнотекстовыми ресурсами и их внедрение, обучение работе с ними и продвижение ЭПР к нашим пользователям. На сегодняшний день большинство российских библиотек прошли различные этапы и уровни автоматизации, модернизации, интегрировались в мировое информационное пространство и задумались: «А что дальше?».

Дальше есть два пути. Первый – искать новые направления деятельности и точки приложения интеллектуальных ресурсов. Второй – самолюбование достигнутым, «почивание на лаврах», стагнация и… отток читателей, сокращение финансирования и закрытие библиотек «в связи с их невостребованностью». Это как раз та ситуация, которую мы наблюдаем в настоящее время.

Думаю, нет смысла жалеть себя и искать причины наступившего кризиса. Необходимо выбирать первый путь и развиваться, двигаться, искать новые решения и возможности для развития. Главное – сохранить библиотеки как источник мудрости поколений, культуры и традиций цивилизованного общества, источник информации на каждый день.

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Последние годы наблюдается тенденция глобализации, слияния предприятий, организаций и структур. Университеты – не исключение. И похоже, эксперименты по «укрупнению» коснулись в первую очередь библиотек. Во многих вузах страны появились учебно-научные, информационно-библиотечные, библиотечно-издательские, информационно-издательские центры, управления или комплексы, успешно работающие и выполняющие поставленные перед ними задачи. Такие структуры организованы в Сибирском федеральном университете, Санкт-Петербургском политехническом университете, РУДН и многих других вузах страны.

Нередко итогом этих преобразований является то, что библиотека становится одним из элементов новой структуры, т.е. происходит переподчинение. Теперь между курирующим проректором и директором библиотеки есть промежуточное звено – руководитель той самой новой структуры. Это приводит к увеличению сроков прохождения и согласования документов, счетов на оплату и пр. В целом же функции и методы работы библиотеки остаются прежними. А если так, непонятен смысл подобной реорганизации и превращения библиотеки из ведущего и самостоятельного подразделения университета в часть некой искусственной структуры.

Существует ещё один вариант реорганизации и расширения направлений деятельности библиотеки: не влиться в структуру, а вобрать в себя другие службы, направления деятельности подразделений, более или менее близких по функционалу, сохранив саму библиотеку и коллектив квалифицированных специалистов, умеющих работать с большими объёмами информации. В данной ситуации появляется повод говорить о новых функциях библиотеки, не свойственных ей ранее, либо о развитии новых направлений деятельности, соответствующих требованиям времени.

С 1 апреля 2013 г. библиотека ВГУЭС преобразована в РИАЦ – ресурсный информационно-аналитический центр. Подготовлена концепция развития библиотеки, разработаны стратегия и тактика дальнейших действий, включающая следующие основные положения.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РИАЦ ВГУЭС

· Усиление роли библиотеки при смещении акцента в системе подготовки студентов: сокращение числа часов аудиторных занятий, увеличение объёма самостоятельной работы с информацией.

· Создание единой информационной управляемой среды, обеспечивающей интегрированный доступ к расширенному набору информационных услуг независимо от местонахождения исходного материала, его формата и характера хранилища, в котором находится материал.

· Обеспечение максимального доступа пользователей к библиотечным фондам, создание зоны свободного доступа на территории читальных залов и книгохранилища.

· Комплексная обработка документов и предоставление всех видов источников информации из «единой точки» – сервис «единого окна».

· Централизованное комплектование, единый контроль, анализ, планирование и учёт информационных ресурсов для всех структур и филиалов университета.

· Размещение на платформе одной из существующих ЭБС работ ППС вуза – создание ЭБС ВГУЭС, что снизит затраты на регистрацию собственной ЭБС и обеспечит набор необходимых критериев, продвижение и рекламу изданий на российском и зарубежных рынках, повышение рейтинга вуза и его авторов.

· Мониторинг индекса цитирования и публикационной активности ППС как составного элемента рейтинга кафедр и ППС.

· Размещение на сайте библиотеки информации для ППС о планах и сроках издания рукописи, востребованности издания в вузе и во внешней среде.

· Регулярное интерактивное обучение и консультирование всех категорий пользователей.

· Организация обучения, консультирования по разрабатываемым электронным обучающим курсам, создание базы ЭОР – электронных обучающих ресурсов университета.

· Интеграция ЭОР в образовательную среду университета, мониторинг и анализ использования нового продукта.

· Мониторинг методического обеспечения учебного процесса университета, выдача заключений и рекомендаций при подготовке планов-проспектов по изданию трудов ППС.

· Активное сотрудничество с УМК, учебно-методическими советами (УМС) институтов, факультетов, школ, издательствами, формирование поручений кафедрам в области методического обеспечения.

· Координация работы института референтов (оформление подписки на периодику и ЭПР, заявки на заказ книг и списание, формирование темплана и пр.).

· Интеграция оценки результатов работы референтов в течение учебного года в рейтинг кафедры и персональный рейтинг ППС.

· Автоматизированная статистика, мониторинг и анализ использования библиотечных ресурсов с включением в рейтинг кафедры и ППС результатов по следующим направлениям:

Востребованность студентами печатных изданий из библиотечного фонда по направлениям кафедры;

Востребованность преподавателями печатных изданий по направлениям кафедры;

Использование ППС и студентами ЭПР, ЭБС, предоставляемых библиотекой ВГУЭС.

· Организация консалтинговой службы, способствующей повышению публикационной активности авторов, размещение изданий университета на платформах ЭБС и издательств с заключением легитимных авторских договоров.

· Включение в программу тренинг-центра библиотеки курса «Новые направления работы библиотеки вуза».

Освоение новых форм, методов и функций требует новых знаний и компетенций. Поэтому концепцией предусмотрена программа повышения квалификации сотрудников, осваивающих новые направления деятельности в области информационного и методического обеспечения учебного и научного процессов университета.

Главное наше достижение в том, что мы сумели сохранить свою команду, атмосферу креативности, взаимной поддержки. Основательно переработав структуру библиотеки и штатное расписание, мы оставили традиционные ключевые службы и отделы, в том числе отдел комплектования и научной обработки ресурсов, читальные залы.

Был создан новый отдел, в состав которого вошли отдел обслуживания, отдел рекламы библиотечных ресурсов, отдел сопровождения и поддержки АБИС.

Информационно-библиографический отдел преобразован в информационно-аналитический с существенным расширением и изменением функций. В частности, это сотрудничество с УМС и редакционно-издательскими советами (РИС), консалтинговая служба сопровождения и продвижения печатных статей и других печатных изданий ППС ВГУЭС.

В состав РИАЦ вошли ранее совершенно несвойственные библиотекам службы, а именно служба мониторинга оценки знаний студентов, организации тестирования абитуриентов, отдел по созданию ЭОР. Кроме того, нам были переданы функции мониторинга методического обеспечения учебного процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

В качестве основных результатов реорганизации уже сегодня можно отметить повышение статуса и роли библиотеки в образовательной деятельности, а также более полный контроль над всеми видами информационных ресурсов университета.

Так, списки литературы в рабочих программах и УМКД приведены в соответствие с библиотечными фондами. Библиотека готовит аукционы, тратит немалые средства, закупая новые учебники (в том числе по заявкам преподавателей), рекламирует их всевозможными способами. Раньше преподаватели благодарили и… рекомендовали в программах и методичках совершенно другие книги: те, что есть под рукой, либо те, к которым привыкли, а также свои курсы лекций, презентации, размещённые на сайте, для повышения собственного рейтинга. Сегодня этот процесс – под контролем библиотеки.

Следует отметить, что появилась возможность влиять на издание и переиздание учебных пособий, которых не хватает в наших фондах. Такой результат обеспечило расширение полномочий библиотеки: мониторинг УМКД, формирование поручений кафедрам, участие в работе РИС, УМС, УМК институтов.

Ещё одно важное достижение – сведение всех видов имеющихся в вузе ресурсов и управление ими из «единой точки доступа». Ранее электронные курсы, презентации, тесты и прочая продукция вузовского издательства, а также произведения преподавателей контролировались подразделениями, подчиняющимися разным проректорам. Работа велась несогласованно и была малоэффективной, а сами цифровые материалы не были упорядочены и описаны по правилам, что существенно затрудняло их поиск и работу с файлами.

У библиотеки появилась возможность участия в разработке и внедрении самых инновационных методик и методов преподавания в области электронного образования. Мы участвуем в подготовке концепции развития e-learning в университете, стандартов, положения о критериях принимаемых курсов и пр. В компетенции библиотеки – организация обучения ППС основам разработки ЭОР, консультирование по созданию и внедрению в образовательный процесс коллекции нового вида учебных материалов с включением их в ресурсы РИАЦ, размещение и мониторинг материалов для тестирования, организация проведения всех видов проверки знаний абитуриентов и студентов.

Весьма существенным достижением реорганизации стало увеличение в два раза заработной платы каждого сотрудника.

От того, как библиотекари смогут вписаться в новые условия жизни, соответствовать требованиям и запросам современных пользователей, изменить своё мировоззрение и формы работы, зависит их место в будущем информационном мире.

Информационному обществу требуются специалисты высокого класса. Миссия профессионалов, работающих с информацией, – быть всегда чуть-чуть впереди, познавать новое и обучать других.

Автор Татьяна Владимировна ГРЕХОВА, к.и.н., директор Ресурсно-информационного аналитического центра Владивостокского государственного университета экономики и сервиса