» » Пишем сочинение по картине Три богатыря: описание и характеристика. «Богатыри»: описание картины. Три богатыря Васнецова – герои былинного эпоса В м васнецов богатыри описание картины 2

Пишем сочинение по картине Три богатыря: описание и характеристика. «Богатыри»: описание картины. Три богатыря Васнецова – герои былинного эпоса В м васнецов богатыри описание картины 2

Как никому другому мастерски удавалось перенести русскую душу на полотно и показать ее широту и богатство. Продолжая тематику русских сказок и народного творчества, он обратился к былинам. Апофеозом творческих поисков и метаний художника в этом плане явились «Богатыри». Позже друг Васнецова, Павел Чистяков вспоминал о том, что Виктор Михайлович стремился запечатлеть, «как богатыри на выезде высматривают в широкое поле, не видно ль врагов, не обижают ли кого где?»

Персонажами полотна являются герои былин русских. Васнецов изобразил Добрыню Никитича, Алешу Поповича и Илью Муромца. Озарение для сюжета и написания «Богатырей» пришло Васнецову в мастерской Поленова. Речь шла о картине Репина «Подводное царство». На размышления о написании былинных героев его навел все тот же Чистяков – он в письме излагал мысли о том, какой должна быть рисованная вода. Согласно его цитате «Речь идет не тоне воды, тон должна задавать былина, а вода – под стать ей». Художник потихоньку создал мысленный образ, и на едином дыхании углем набросал штрихи на бумаге – лохматых лошадок и могучих персонажей из былин.

Вдохновение настигло его внезапно, вспомнились и детские видения, в которых проплывали просторные степи, богатырские кони и люди, обладающие недюжинной силой. Все как во сне. Угольный рисунок был тут же представлен Чистякову. Тот глянул и вынес вердикт: «Заботу проявлять о каждом рисунке и держать тебе ответ за свое искусство». Произошло это в 1871 году, а законченное произведение появилось только в 1874.

Илью Муромца Васнецов писал с Ивана Петрова, крестьянина родом из Владимирской губернии. Позднее Петров служил извозчиком в селе Большие Мытищи. Несмотря на то, что былинный герой Добрыня является молодцем отнюдь не старым, Васнецову этот образ привиделся зрелым мужчиной, у которого роскошная рыжая борода развевается по ветру.

Центральным персонажем картины является Илья Муромец – согласно былинным сказаниям, это самый зрелый и могучий муж среди богатырей. К глазам он приложил ладонь и прищурился, пристально всматриваясь в даль. На правой руке у Ильи висит массивная палица, а поперек коня в левой руке лежит длинное копье и щит. Под Ильей конь под стать богатырю – вороной масти, с тяжелой поступью и упрямым норовом. По левую руку от Ильи мы видим Добрыню Никитича. Его конь белоснежной масти – антипод коня Муромца, он как и его хозяин весь в ожидании встречи с врагом. У Добрыни виден в правой руке меч, он наполовину вынут из ножен. Богатырь в любую минуту готов ринуться в бой.

Самым молодым, даже юным, только вступившим в пору возмужания, богатырем является Алеша Попович. Его стройная фигура контрастирует с массивными очертаниями соратников. Под Алешей рыжий рысак, в руках молодец держит лук и колчан со стрелами.

Виктор Васнецов появился на свет в семье священника. Родиной художника был Вятский край - место, где в то время помнили и свято чтили старинные обряды и обычаи, народные сказания. Воображение мальчика было захвачено поэтикой сказок, былин, песен. В годы учебы в Академии художеств (1868 -1875) Васнецов с жадным интересом изучал историю своего народа, русские героические былины. Одной из первых работ художника стала картина «Витязь», на которой изображен спокойный богатырь, охраняющий границу земли русской. С большим увлечением молодой художник работал над иллюстрациями к сказкам: «Конек-Горбунок», «Жар-птица». Страсть к былинно-сказочному жанру сделала Виктора Васнецова настоящей звездой русской живописи. Его картины - это не просто изображение русской старины, но воспроизведение могучего национального духа и смысла русской истории.

Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

Широко раскинулась холмистая, поросшая ковылем да кое-где молоденькими елочками степь. Она и сама, как действующие персонажи, говорит о силе и мужестве русских героев. Заметим это, предваряя описание картины. Три богатыря Васнецова полны готовности встать на защиту родной земли и своего народа.

Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Художник понимал свою работу над картиной как «творческий долг, обязательство перед родным народом». Он замечал, что даже в моменты, когда оставлял работу над произведением, к нему всегда «влеклось сердце и тянулась рука». Что же можно разглядеть, пытаясь сделать достаточно глубокое описание картины?

Три богатыря

Васнецова захватывали героические характеры. Создавая эти монументальные образы на холсте, художник стремился наделить их впечатляющей внешностью, запоминающимися чертами. Илья Муромец в центре композиции - неординарная натура, он могуч, спокоен, собран, в облике его чувствуется мудрость и уверенность. Рука его, поднятая к глазам, легко удерживает тяжелую палицу, остро сверкает копье в другой руке. Тем не менее вид у богатыря не устрашающий - он весь дышит умиротворенной добротой.

Слева от Ильи - Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Глядя на богатыря, мы убеждаемся в том, что тот сумеет в нужный момент искусно воспользоваться оружием. Справа от старших товарищей восседает на коне Алеша, сын ростовского священника. Он легко удерживает в руке лук и поглядывает с хитринкой. В Алеше Поповиче играет молодой задор, и чувствуется, что паренек с азартом бросится в минуту опасности на защиту своих друзей и земли.

Без характеристики коней будет не полным описание картины. Три богатыря Васнецова видят в своих скакунах друзей и соратников. Облик каждого животного связан с качествами героя. Под Ильей - основательный, упрямый и верный вороной. Горд и полон достоинства белый конь Добрыни. Изящна и проста рыжая лошадь Алеши, к попоне пристегнуты гусли.

Композиция и пейзаж

Каждая деталь полна значения, и об этом важно сказать, делая подробное описание картины. Три богатыря Васнецова словно сроднились с пейзажем, тонко передающим героическое настроение картины. Фигуры расположены в центре границы между землей и небом, дует мятежный вольный ветер, над холмами в глубине полотна парит сильная птица. В воздухе есть напряжение и тревога. Но источает уверенность и надежность облик богатырей - ратников и богоугодных людей земли русской.

Наиболее известным сокровищем мировой живописи, народным шедевром, хранящимся в собрании Третьяковской галереи, считается картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». На полотне художник изобразил трех былинных богатырей Руси , имена которых известны каждому россиянину. Работа над созданием картины продолжалась почти 30 лет и была завершена в 1898 году. Ее приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков.

Вконтакте

Описание этапов работы

Знаменитый русский художник В.М. Васнецов написал огромное количество картин на фольклорную тематику, где за основу сюжета приняты народные сказки , легенды, предания.

При любом упоминании его имени тут же перед глазами встают Иван-царевич верхом на Сером Волке, нежно обнимающий Елену Прекрасную, тоскующая у пруда Аленушка, строгий и величественный Илья Муромец.

Возвращение в список контрольных материалов такой формы, как сочинение, порождает потребность у школьников приобретать навыки приемов его написания.

Анализ картины Три богатыря Васнецова

Картина Три богатыря

Завершение

Сочинение по картине можно дополнить важной мыслью о том, что художник Васнецов воплотил на ней мечту русского народа о мудрых и справедливых правителях, а также отважных и сильных защитниках. Именно такими являются Илья Муромец и Добрыня Никитич. Территория, заселенная русичами, длительное время привлекала внимание варварских племен , осуществлявших периодические набеги с целью грабежа. Но любые вражеские нападения достаточно успешно отражали княжеские дружины, разоренные селения вновь восстанавливались, Русь восставала из пепла.

Картина Виктора Васнецова «Богатыри» является самым популярным произведением живописца. Еще она, пожалуй, считается самым известным полотном в русской живописи. Ее репродукции встречаются в рамках на стенах, в иллюстрированных изданиях, в учебниках…


Правда, эта знакомая и понятная с детства каждому из нас картина писалась 27 лет. Началом ее стал карандашный набросок, созданный в 1871 году, а потом художник в 1876 сделал в Париже эскиз. Он завершил писать картину только в 1898 году.

Несколько слов о Васнецове

Отцом художника был священник. Родился Виктор в Вятском крае, тогда в этом месте свято чтили:
  • Народные сказания

  • Старинные обычаи

  • Древние обряды

  • Воображение ребенка было переполнено поэтикой былин, песен и сказок. Когда Васнецов учился в Академии художеств, он с огромным интересом изучал героические былины и историю русского народа. Его первой работой было произведение «Витязь». На нем он изобразил спокойного богатыря, который охранял границу.


    Кроме этого, Васнецову нравилось работать над иллюстрациями к таким сказкам, как «Жар-птица» и «Конек-Горбунок». Эта страсть сделала его звездой живописи. Картины художника воспроизводят сильный национальный дух и передают смысл русской истории.

    Гениальное полотно «Богатыри» было написано в селе Абрамцево, которое находится в Подмосковье. Эту картину в наше время многие называют «Три богатыря».

    Кто на ней изображен?


    На картине можно увидеть могучих и сильных всадников, защищающих Русь — Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича. Мастер писал ее с натурщиков, которые были облачены в кольчуги.

    В роли Добрыни Никитича он соединил портретные образы В.Д. Поленова и отца, а также добавил собственные черты. Простой крестьянин из Владимира позировал в образе Муромца. А вот Алешей Поповичем выступил молодой крестьянин.


    Их образы отлично подобраны и прекрасно передают характеры всадников. На картине можно увидеть и поведение коней. Например, богатырский конь Ильи смотрит перед собой глазом, налившимся кровью. Белый конь хитрого и вежливого Добрыни глядит вдаль, а рыжая лошадь бравого Алеши — пощипывает зеленую травку, смотря в разные стороны.

    Тайный смысл картины

    Васнецов в этом гениальном произведение смог воскресить могучие образы защитников Руси. Изображенные на нем богатыри точно понимают, зачем они прибыли на границу, чьи жизни и покой они охраняют. Их фигуры на конях поднимаются аналогично горам. Художник хотел, чтобы все увидели прошлое русского народа и великое будущее, за которое еще придется бороться.

    Около 20 лет ушло у Виктора Васнецова на картину "Богатыри" (Три богатыря). 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
    А сколько людей ему позировало за это время - не счесть. Своих "Илью", "Добрыню" и "Алешу" художник искал повсюду: среди простого люда, друзей, меценатов и даже родственников. В результате получилась мозаика русских типажей.

    Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Холст, масло. 295,3 × 446 см.
    Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Сюжет
    Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так:

    «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

    На картине изображены три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).
    Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь - это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле - не конкретное место на карте, а вся Русь.



    Первый эскиз картины, начало 1870-х
    Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова.
    Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович - мальчиком.

    За героями - могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане - молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

    Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» - признавал живописец.

    Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом - за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» - это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни - постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…".

    Посередине картины на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица.
    Илья Муромец – неординарная натура, он могуч, спокоен, собран, в облике его чувствуется мудрость и уверенность. Рука его, поднятая к глазам, легко удерживает тяжелую палицу, остро сверкает копье в другой руке. Тем не менее вид у богатыря не устрашающий – он весь дышит умиротворенной добротой.
    Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа.

    Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров
    "Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, - степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать.

    «Иду по набережной около Крымского моста, - рассказывал потом В. Васнецов, - и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»


    В. М. Васнецов

    Крестьянин Иван Петров.
    Этюд для картины «Богатыри».
    1883 год.
    Государственная Третьяковская галерея, Москва


    Слева от Ильи – Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Глядя на богатыря, мы убеждаемся в том, что тот сумеет в нужный момент искусно воспользоваться оружием.
    Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче.

    В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.

    Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен.
    Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак.

    В образе Алеши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты.

    Без характеристики коней будет не полным описание картины.

    Три богатыря Васнецова видят в своих скакунах друзей и соратников. Облик каждого животного связан с качествами героя.

    Под Ильей – основательный, упрямый и верный вороной.

    Горд и полон достоинства белый конь Добрыни.

    Изящна и проста рыжая лошадь Алеши, к попоне пристегнуты гусли.


    Васнецов у картины «Богатыри». Москва, 1898

    Виктор Михайлович Васнецов
    (1848-1926)
    Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
    Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова, принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.
    Поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

    Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» - былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

    Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором - по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

    Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.