» » Орнаментальное искусство народов ханты и манси как источник закодированной информации. Мастер-класс «Орнаменты народов ханты и манси Из чего состоят традиционные узоры югры

Орнаментальное искусство народов ханты и манси как источник закодированной информации. Мастер-класс «Орнаменты народов ханты и манси Из чего состоят традиционные узоры югры

Хантыйское народное искусство орнамента

Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Украшают шубы, суконную одежду, обувь - пимы (бурки). Это зимние сапоги из оленьих шкур, которые снимают с ног оленя. Работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий). С сайта http://www.desertart.ru/litcoment.php?id=62 .

Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег, -
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца.
(М. Шульгин)


В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души.

Хантыйские мотивы

Хантыйский орнамент.
Выводок утят

Хантыйский орнамент.

Лапа лисы

Хантыйский орнамент. Малая рябь воды

Хантыйский орнамент. Крыло гуся

Хантыйский орнамент. Заячьи уши

Хантыйский орнамент. След бел

Хантыйский орнамент. Изображение медведя

Хантыйский орнамент. Выдра

Хантыйский орнамент. Человек на лошади

Хантыйский орнамент. Кедровая шишка

Хантыйский орнамент. Лягушка

Хантыйский орнамент. Жук



Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх тыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай сумат нув «березовая ветка»; явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.


Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.


Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.




Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.
Интересен геометрический орнамент и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских народов ханты. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха.



Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изогнутых под прямым или тупым углом. Примерно такими же орнаментами украшают и весенне-осеннюю одежду нуй сах. В быту женщины мало применяют священный орнамент. Его мотивы связаны с животным или растительным миром, а также с частями тела человека.


Многообразные орнаментированные изделия были почти исключительно делом женских рук.


Шили покупными металлическими иглами, но прежде пользовались самодельными из косточек ног оленя или белки, рыбьей кости. При шитье надевали на указательный палец наперсток без донышка - самодельный костяной или покупной металлический. Иглы хранили в специальных игольниках из оленьих шкур либо из сукна, хлопчатобумажных тканей. Их делали разной формы, украшали аппликацией, бисером, вышивкой, снабжали приспособлением для хранения наперстка. В сказках игольницам приписывалась волшебная сила: на них летали или переплывали моря. Наш поиск корней этого, казалось бы, малозаметного предмета привел к войлочным коврам южных народов, у которых бытовала идея ковра-самолета. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиныль либо в сумке тутчан, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Подвесок бывало так много, что они почти скрывали орнамент. Тутчан - очень дорогой для женщин предмет, он переходил от матери к дочери, либо мать шила ей новый к свадьбе.


«У нас, женщин, сто узлов, тысяча узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь».

Замечательное искусство вышивания по холсту цветными нитками - шерстяными, бумажными, шелковыми и гарусом - ныне, к сожалению, утрачено. Последние образцы в начале XX в. были собраны для музеев, некоторые из них попали в Венгрию. Этот вид декоративно-прикладного искусства был развит только в южных районах - на Конде, Иртыше, Демьянке, Салыме. Были известны четыре технических приема, и каждый имел особое название: косой стежок - керем ханч, односторонняя гладь внутри оконтуренной фигуры - ханты ханч (хантыйский узор), крестиком - севем ханч, квадратная вышивка - руть ханч (русский узор). Женщины не жалели времени, собственных рук и глаз, заполняя узорами почти сплошь рубаху или платье. Работа могла длиться до двух лет. Вышивали также косынки и платки, мужские штаны, рукавицы. Орнаментированные чулки и рукавицы вязали также на спицах. Шерсть была покупной, но красили ее ханты сами. В сказках можно встретить и такое описание: «Рукавицы на солнце поблескивают, верх у них вязан из чистого серебра».


Хантыйские узоры


Шея утки

Березовая ветвь

Челюсть лошади

Рога оленя


Мозаичные узоры наносили не только по ровдуге и меху, но и по цветному покупному сукну. При работе с тканями, особенно бумажными, применяли еще один способ художественной обработки - аппликацию, т. е. пришивание накладной узорной полосы на какую-то часть изделия. Покупные ткани использовали при шитье мужских рубах, женских платьев и халатов-сахов, подушек, покрывал для оленей - ездовых и жертвенных, сумок, рукавиц и др.


Если ровдуга и мех направляют фантазию мастериц на поиск новых линий и фигур, то ткани дают еще одну возможность - выразить более полно цветовосприятие мира. В первом случае узор состоит только из темной и светлой частей, т. е. он диахромен. В тканях узор может быть не только черно-белым, а, например, черно-желтым, что уже является расширением цветового спектра. Ткани дают возможность сочетать несколько цветов, делать узор полихромным. Интересно, что некоторыми цветовыми сочетаниями достигается еще больший эффект контрастности, чем в черно-белом варианте.


Например, на сине-красное изображение одного из божеств - небесного всадника Урта - даже трудно смотреть, оно слепит глаза. И мастерицы знали, что делали, - ведь, по их представлениям, на солнце смотреть можно, а на Урта нельзя.



В одной хантыйской песне поется: Дом Урта висит на цепях между небом и землей и качается от ветра по линии юг - север. Урт скачет на пестром коне и видит, кто в чем нуждается. Помогает он только тем, кто его вспоминает время от времени и делает подарки. Но Урт не поможет тому, кто вспоминает о нем только тогда, когда уже попал в беду. Так заканчивалась длинная песнь.


По наблюдениям последних лет, чем дальше на север, тем больше игры красок в хантыйских изделиях из сукна. Пытаешься осмыслить, почему возникают те или иные цветовые сочетания, и какое-то объяснение находишь в природе. Поразишься фиолетово-голубому спектру в женской одежде, а потом видишь его в кустике осенней голубики с фиолетовыми листочками.


Хантыйские орнаменты

Сумка. Ур хир. Олений мех, кожа. (Е.К, Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с- Усть-Войкарык)

Меховая мозаика на женской шубе. Сумат нув «березовая ветка». Нёшас «соболь» (М.С. Нензелова, Шурышкарский район, с, Восяхово)

Альвина Велиханова
Орнамент как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики

орнамент – это узор , украшающий некоторую поверхность. (Слайд №1)

В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Любой орнамент имеет тот или иной смысл.. Орнамент выполняет три функции : коммуникативную (намерение сообщить информацию, магическую и эстетическую. Декоративно-прикладное искусство обских угров представляет богатые и разнообразные обычаи орнаментации изделий из меха , замши, сукна, тканей, дерева, бересты, кости, бисера. (слайд №2)

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты и манси . Орнамент оживляет вещи , делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Исследователи орнамента угорских народов относят его происхождение к эпохе неолита и бронзы.

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент , красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери : наварнэ «лягушка» , шовыр пал «заячьи ушки» , нюхас «соболь» ; (Слайд№4)

птицы : васы олын «выводок утят» , питы лук «глухарь» , холх тыхл «гнездо черного ворона» ;

растения : ай сумат нув «березовая ветка» ;

явления природы : серхайн юх «цветущий куст» , вот хумпи «накаты волн» ;

и сам человек : хэ шоп «туловище человека» .

Элементы орнамента : прямая линия, зигзаг и ромб.

Прямая линия – это простейший геометрический орнамент , очень распространенный элемент украшения одежды . Прямая линия – «прямой след» , «прямой путь» , «прямая тропа» . (слайд №10)

С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни. Часто этот узор встречается на берестяных колыбелях, как на спинке люльки, так и на ее бортиках. На широком сегменте люльки у ног ребенка расположен узор со специальным названием «подошвы ног орнамент » .Ветвистый зигзаг отождествляется с ветвистым деревом, а через него – на наполненность узора жизненной силой, на его охранительную роль.

Считается, чем ветвист узор, тем надежнее он может заслонить человека от бед и дать изобилие.

За небольшим исключением на края одежды наносится зигзаг.

Спасительную функцию несут края рукавов, подолы, полы – края одежды вообще. (слайд№12)

Отдельно взятый ромб называют «сердца углублением» . Ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце» , в зависимости от своего местонахождения. И еще он мыслится как «вместилище для души» .

Ромб является основой многих узоров : «жук» , «солнышко» , «мужика половина» , «поленница дров» , «ель» , «мышь» . (слайд №7)

По сегодняшним представлениям хантов , жуков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького нев жучка» .

Ель имела статус священного дерева. Ель с корнями и диском наверху символизирует мост , соединяющий Нижний и Верхний миры.

В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности Нижнего мира. Распространенный сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши, чтобы передать ту или иную информацию.

Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя. (слайд №3)

Орнамент «заячьи ушки» применяется в основном при украшении детских вещей : по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. «Заячьи ушки» связаны с плодородием.

Изображение птицы – хранительницы сна и здоровья ребенка. (слайд№9)

Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие. В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит : «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают».(слайд №11)

Изображение Хантыйские орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдешь по всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, -

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из-под иглы, и кисти, и резца :

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывали души и сердца.

Микуль Шульгин. (слайд№5)

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия : «след» и «изображение» . Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента . Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов , живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков : чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки» ,«коготки» , «ступня» . В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова» , множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души. (слайд №6)

Вот некоторые из них :

Геометрический орнамент . Основу составляет строгое чередование геометрических элементов в строгом порядке.

Растительный орнамент самый распространенный после геометрического и самый излюбленный в резьбе. У разных народов были свои растительные мотивы. В средневековье популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко - тюльпан и пион; в период модерн - лилия и т. д. Сегодня растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций этих мотивов существует бесконечное множество. Мотив может быть, как приближён к натуре, так и изменён до неузнаваемости.

Каллиграфический орнамент . Может состоять как из отдельных букв, так и из предложений. Причина в том, что алфавит некоторых языков очень пластичен, например арабский. Русский алфавит также пластичен, а если ещё и с растительным орнаментом , то получится значительный декоративный эффект .

Фантастический орнамент . В его основе лежат изображения мифических существ. Таких как драконы, единороги, жар-птицы и др.

Животный орнамент . Здесь используются приближённые к реальным и упрощённые изображения животных. Этот орнамент прекрасно сочетается с растительным орнаментом .

Геральдический орнамент . Его элементами могут быть гербы. Атрибуты войны – оружие, доспехи. Атрибуты музыкального искусства – лиры, трубы, маски и т. п. Выполнение этого орнамента - чрезвычайно кропотливое и ответственное дело. Применение геральдического орнамента уместно при орнаментации изделий , например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту. (слайд№13)

Консультация для родителей «Орнаменты ханты и манси»

«Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб».

Каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка-украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

Язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного. Орнаменты ханты и манси имеет символическое значение.


Например, «лягушка» и «крест» являлись символами домашнего очага. «Крест» также является оберегом от дурного глаза. На одежде ханты и манси можно увидеть оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень символизирует победу добра над злом, крест с загнутыми концами обозначает символ счастья, пчела символизирует трудолюбие, зеркало – правду, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение. Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом.

Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка.

Для изготовления изделий используют несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.


Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа, а еще служат оберегами.

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты.

Клюшкина Мария

Данная работа посвящена исследованию символики орнамента в одежде народа ханты и манси. В орнаментах записана история народа, раскрывается тайный смысл узоров. Можно узнать о человеке: из какого он селения, о роде его занятий, о достатке. А еще орнаменты выполняют роль оберегов (предметы, обладающие охранительной силой).

Скачать:

Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«Шаг в будущее»

« Что значит орнамент в одежде ханты и манси »

Секция: проблемы человека и общества.

«Волшебные узоры Югры»

Секция: краеведение

Российская Федерация,

Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №29

4 Б класс

Научный руководитель:

Клюшкина Александра Сергеевна,

учитель высшей квалификационной категории

предмет: начальные классы

Аннотация_____________________________________________2

План исследования______________________________________3-4

Основная часть_________________________________________6-10

  1. Происхождение орнамента__________________5
  2. Символическое значение орнамента____________6
  3. Практическая работа___________________________7-8

Заключение ____________________________________________9

Список используемой литературы_________________________10

Приложения___________________________________________

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию символики орнамента в одежде народа ханты и манси. В орнаментах записана история народа, раскрывается тайный смысл узоров. Можно узнать о человеке: из какого он селения, о роде его занятий, о достатке. А еще орнаменты выполняют роль оберегов (предметы, обладающие охранительной силой).

Цель работы:

При написании работы использовались методы анализа, синтеза, обобщение информации.

Данная исследовательская работа показывает, что источником создания орнамента была сама природа. Орнамент на одежде ханты и манси имеет символическое значение и заключает в себе образы священных растений и животных, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа Югры. Найдена взаимосвязь между узорами на одежде ханты и манси и окружающим миром. В ходе исследования было установлено, что орнамент у коренного народа не случаен и может рассказать о художественной культуре ханты и манси.

Данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и во внеклассной работе. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы, приложения.

«Что значит орнамент в одежде ханты и манси»

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29, 4-Б класс

План исследования

«Орнамент, разворачивает на поверхности любой

вещи свою собственную художественную тему».

Юрий Яковлевич Герчук

  • Подбор литературы по теме проекта, посещение музеев.
  • Сбор информации.
    Обработка результатов анкеты и теста для дальнейшего использования в работе.
  • Подведение итога работы.

Однажды мама подарила мне свитер, на котором были необычные узоры. Они как будто оживляли мой свитер, делали его красивым, оригинальным, заметным. Мне стало интересно, что означают узоры, которые изображены у меня на одежде. Из Интернета я узнала, что такие же узоры на одежде народов ханты и манси. Мне захотелось узнать как можно больше об этих узорах, потому что в них было что-то загадочное. Так родилась тема исследовательской работы «Что значит орнамент в одежде ханты и манси».

Актуальность темы заключается в том, что о культуре ханты и манси мы почти ничего не знаем. Орнамент является частью культуры хантыйского народа.

Цель работы: изучить значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Узнать, какое значение имеет орнамент в культуре северного народа.
  2. Провести анкетирование и тест по теме « Что знают современные люди об орнаментах на одежде ханты и манси».
  3. Обобщить полученные материалы.
  4. Подготовить презентацию, фотоколлаж, выпустить буклет, создать собственный орнамент на хантыйскую тему.

Методика исследования. При выполнении работы использовались знания, полученные мною на уроках окружающего мира при изучении темы «Растительный и животный мир Югры», «Северные народы».

Г ипотеза исследования:

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования :

1. Сбор информации.
2. Анкетирование, опрос.
3. Наблюдение, фотографирование.
4. Анализ.

5.Синтез.

Объектом исследования являются орнаменты на одежде ханты и манси .

Предмет изучения: узоры в орнаменте ханты и манси и их смысл.

Новизна работы заключается в том, что орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл.

Результат исследовательской деятельности: презентация, буклет, фотоколлаж, авторский орнамент на хантыйскую тему.

Практическая ценность работы
Результаты работы могут использоваться на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и во внеклассной работе.

Организация и база исследования . Исследование проводилось на базе одной из школ города Сургута.

«Что значит орнамент в одежде ханты и манси»

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29, 4-Б класс

Происхождение орнамента

В 1872 году в альбоме знаменитого историка искусств Владимира Васильевича Стасова были замечены статьи об орнаменте народов ханты и манси, в которых писалось о том, что каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка-украшение) - это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

Символическое значение орнамента

В музее на экскурсии я увидела вещи, украшенные необычными орнаментами, смысл которых мне был сначала непонятен. Оказалось, что это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Символ - это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного. Орнаменты ханты и манси имеет символическое значение. Например, «лягушка» и «крест» являлись символами домашнего очага. «Крест» также является оберегом от дурного глаза. На одежде ханты и манси я увидела оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень символизирует победу добра над злом, крест с загнутыми концами обозначает символ счастья, пчела символизирует трудолюбие, зеркало – правду, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение. [ ] Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом.

Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка.

Для изготовления изделий используют несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов. Таким образом, орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Практическая работа

Исследование проводилось на базе одной из школ города Сургута.

Цель исследования: изучить значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Задавшись вопросом раскрыть тайну орнамента на одежде ханты и манси, я познакомилась с культурным наследием коренного населения нашего округа в Центральной Детской Библиотеке, Интернете, музее.

Для того чтобы выяснить, что знают ребята 3-4 классов нашей школы про коренное население нашего округа и орнамент на одежде ханты и манси, я решила провести анкетирование. По итогам первого анкетирования стало ясно, что мало кто из ребят знает про коренное население, что такое орнамент и для чего он нужен. (Приложение №1 анкета №1)

Еще я решила выяснить, что знают ребята о символике орнамента, провела опрос. Задание заключалось в следующем: определить, что изображено на картинках. Предлагались иллюстрации с орнаментом на одежде ханты и манси. Нужно было отгадать, что они обозначают. В результате опроса было выяснено, что ребята почти ничего не знают об орнаментах. (Приложение №2 опрос №1)

Но я поняла, что тема им интересна. Поэтому на школьной конференции «Я исследователь» выступила с темой «Что значит орнамент в одежде ханты и манси». Рассказала ребятам о символике орнамента, и что обозначает каждый узор.

Для привлечения интереса ребят был проведен конкурс рисунков « ». (Приложение №3)

В классе мы с ребятами оформили фотоколлаж «Орнамент в одежде ханты и манси». (Приложение №4 фотоколлаж)

Еще нами был оформлен буклет по теме исследования. (Приложение №5)

Вместе с одноклассниками мы придумали свой орнамент на хантыйскую тему, который я сама вышила. В нем были использованы священные для ханты и манси вещи, обереги и цвета. (Приложение №6 авторский орнамент)

После всех проведенных мероприятий я решила еще раз провести анкетирование и опрос, чтобы посмотреть, как ребята запомнили все, что я рассказала. Произошел рост – ребята уверенно отвечали на вопросы про коренное население, про орнамент. (Приложение №7 анкета №2)

И в опросе тоже уже смогли отличить символы «солнце» от «медведя» и «лягушки». (Приложение №8 опрос №2)

Практическая значимость работы: данную работу можно использовать на уроках литературы, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

Заключение

Таким образом, мы пришли к выводу, что источником создания орнамента была сама природа. Орнамент оживляет вещи. Он рассказывает о богатстве и разнообразии окружающего мира.

Мы изучили символику орнамента народов ханты и манси и пришли к выводу, что орнамент на их одежде - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Орнаменты одежде ханты и манси имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. В орнаментах цвет также имеет символическое значение: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира.

В ходе работы над исследованием была подтверждена гипотеза о том, что орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа, а еще служат оберегами.

Закончив исследование, я познакомила сверстников с итогами моей работы, вместе мы оформили фотоколлаж «Орнамент на одежде ханты и манси» , выставку рисунков « Символика орнамента ханты и манси » , создали орнамент на хантыйскую тему, а также выступила на школьной конференции «Я исследователь» с работой «Что значит орнамент в одежде ханты и манси?».

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты. Мои сверстники узнали много нового и интересного о культуре и обычаях ханты и манси, а значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов Севера! Ведь в орнаменте - история народа.

Список используемой литературы, сайты.

1.Дудырева, Н. Наш край - Югра[Текст] / Наталья Дудырева

// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2012. - № 6. - С. 16-17. - фот.

2. [Электронный ресурс].URL: http://dic.academic.ru

3. Ожегов С.И., «Словарь русского языка», 20-е издание, стереотипное, Москва, «Русский язык», 1989г.

4.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000 г.

5.Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обскихгров», Москва, Издательство ИКАР, 2003г.

6.Узор таежной тишины [Текст] // Югорское детство. - 2012. - № 1. - С. 24, 25. - ил.

7.Шишкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты», Издание второе исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2001.

8. Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире. [Электронный ресурс].URL: http://www.etnic.ru

9. Николай Фомин Серия «Обские угры» [Электронный ресурс].URL: http://www.liveinternet.ru

10. Орнаментальное искусство коренных народов Севера. [Электронный ресурс].URL: http://rudocs.exdat.com

11. Орнаменты ханты и манси [Электронный ресурс].URL: http://ornament-ru

12. Алые паруса. Народы ХМАО. [Электронный ресурс].URL: http://сайт

13.Югорское детство №3(37) май-июнь, первый сургутский журнал для родителей, редактор Л.Андреенко, 2013г.

14.Югорское детство №5(39) май-июнь, первый сургутский журнал для родителей, редактор Л.Андреенко, 2013г.

15.Орнамент "Солнце"[Текст] / Т. Молданова// Югра. - 1993. - № 4. - С. 51. - 3 рис.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Орнамент - зеркало и характерная особенность древней и современной культуры народов севера, устойчивый элемент художественной культуры.

На протяжении тысячелетий орнаменты сохраняют свою древнюю первооснову, создающую важнейший исторический источник. В орнаменте самые отвлечённые геометрические формы наполняются вполне определённым содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Считается, что орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром, а названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

По нашему мнению, в орнаментах народов севера “отвлечённые” геометрические формы отвлечёнными только кажутся. С таким же “успехом” мы можем рассуждать об “отвлечённых” геометрических формах вполне современного QR кода.
Методологической основой нашего исследования явился метод дискретного преобразования Фурье, дополненный автором новой методикой исследования орнаментов как музыкальных произведений.

Гипотеза:
- о возможности дискретизации и кодирования изображений орнаментов;
- о возможности выявления скрытой в орнаментах информации;

Цель: выявить скрытую в орнаментах информацию.

Объект исследования: группа орнаментов “Мотивы с зайцем”.

Предмет исследования: выявление и представление в графическом и звуковом формате скрытой информации путём дискретизации и кодирования изображений орнаментов.

Задачи:
1. Создать компьютерные графические изображения орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в соответствии с оригинальными.
2. Пространственно дискретизировать и кодировать орнаменты в цифровом и нотном формате.

Методика исследования:
Для разъяснения нашей гипотезы возьмём произвольное изображение, представленное как совокупность квадратиков разных цветов. Квадратик (пиксель) - это минимальный участок изображения, цвет которого можно задать произвольно. В нашей работе мы используем черно-белое изображение. Для черно-белого изображения каждый квадратик будет нести одну единицу информации (один бит). Представим, что чёрный квадратик (бит) = 1, а белый квадратик (бит) = 0.

Произведём кодирование изображения.
В результате кодирования получаем ряды символов двоичной системы исчисления, которые можно преобразовать в звук.

Преобразование в нотные записи можно произвести путём соотнесения пространственно дискретизированного изображения с импровизированным нотоносцем, предполагая, что каждая тёмная клетка - это нотный знак, а нотные знаки, располагающиеся на одной вертикальной линии, будут составлять аккорд.

Основная часть

Практически все орнаменты можно разделить на участки разного цвета правильной геометрической формы (дискретизировать).

Пробуем исследовать один орнамент из группы орнаментов “Мотивы с зайцем”. Для исследования, с помощью компьютерной графики было создано изображение одного орнамента, разделённого на участки и кодированного в двоичной системе исчисления и в нотном формате.

В результате кодирования мы получили информацию, которую можно преобразовать в звук, представив как нотную запись.

Исследуем группу орнаментов “Мотивы с зайцем”, как нотные записи. Для реализации исследования, методом компьютерной графики:
1. Созданы компьютерные изображения отдельных орнаментов группы в соответствии с оригиналом.
2. Компьютерные изображения орнаментов разделены на участки (пространственно дискретизированы).
3. Дискретизированные изображения орнаментов пронумерованы и соотнесены с импровизированными нотоносцами, где каждая тёмная клетка орнамента - это нотный знак.

Перенесением нотных знаков нескольких орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получены звуковые дорожки, соединённые между собой в единое произведение. Представлено два варианта аранжировки. Композитор - Артемиус Вольф // Artemius Wolf (г. Москва)

Перенесением нотных знаков орнамента №_03 из группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получена звуковая дорожка в клавишном варианте исполнения. Представлено два варианта аранжировки. Композитор - Валентин Хайнус (г. Югорск)

Заключение

В ходе нашего исследования гипотеза о возможности представления скрытой в орнаментах информации подтвердилась. Нам удалось:
1. Пространственно дискретизировать компьютерные изображения орнаментов.
2. Кодировать орнаменты в двоичной системе исчисления.
3. Кодировать орнаменты группы “Мотивы с зайцем”, как нотные записи.
4. Создать оригинальные музыкальные дорожки.

По итогам нашей работы мы сделали выводы:
- орнаментальное искусство народов ханты и манси может быть источником скрытой информации ;
- пример распознавания скрытой в орнаментах информации – преобразование в нотные записи и создание оригинальных музыкальных опусов, миниатюр, произведений…;

Список источников

Исполнители работы:

Гусева Софья Олеговна, ученица 3”Д” класса школы № 5 города Югорска;
Гусев Олег Александрович (отец).

Руководитель:

Дубровская Татьяна Николаевна, классный руководитель, преподаватель школы № 5 города Югорска;

При сотрудничестве:

Кузнецова Мария Викторовна, заведующая сектором информационно-методического отдела центра культуры “Югра-презент” города Югорска;
Цонева Екатерина Игоревна, заведующая сектором информационно-методического отдела центра культуры “Югра-презент” города Югорска;
Валентин Хайнус, композитор, город Югорск.
Артемиус Вольф, композитор, город Москва.