» » Символика архитектуры зиккуратов. Зиккураты в древней месопотамии. Зиккурат - это что такое? Символика архитектуры зиккуратов Зиккураты в уре и вавилоне

Символика архитектуры зиккуратов. Зиккураты в древней месопотамии. Зиккурат - это что такое? Символика архитектуры зиккуратов Зиккураты в уре и вавилоне

10.09.2018 Екатерина Вольнова 1042 просмотров


Ирак. Раскопки шумерского города Ур. Зиккурат. Фото: kiengl.com

Шумерская цивилизация подарила миру первую письменность и первые образцы литературного творчества. В древнем городе Ур, обнаруженном на территории современного Ирака, найдены странные и зловещие гробницы шумерских царей. Также археологи исследовали великолепный образчик древней архитектуры – загадочную башню зиккурат. Она сохранилась до наших дней, пережив несколько очень бурных тысячелетий.

Примерно 7,5 тыс. лет назад в плодородной долине, которая разместилась между Тигром и Евфратом, кочевые племена начали создавать поселения. Постепенно они сформировали развитую и могущественную цивилизацию, которую мы сегодня называем Месопотамией или Шумером. Шумеры создали письменность (клинопись) и первые литературные произведения. Они же возвели один из самых великих древних городов – Ур. Он, кстати, упоминается в Библии, в «Книге бытия» и «Ветхом завете». Согласно библейской трактовке, Ур построили предки Авраама, пожелавшие «возвести город и башню до небес».

На самом деле шумерских городов было много – в долине довольно долго существовало несколько независимых друг от друга городов-государств, в каждом из которых правил свой владыка. Шумерская цивилизация пережила немало периодов, когда центр политической власти перемещался из с одного города в другой – те или иные правители, набирая силу, начинали диктовать свою волю. До тех пор, пока им не смену не приходил более сильный и искушенный в борьбе за власть соперник. В общем, ничего нового - все так, как было всегда и практически везде. Однако при этом, какие бы политические ветра не дули, все шумерские города имели общую культурно-историческую взаимосвязь - единую письменность, схожие методы ведения торговли, одну и ту же религию. В каждом городе строился свой храм в виде многоступенчатой пирамиды, которая называлась зиккуратом.

Много десятилетий ученые-археологи бились над разгадкой тайн шумерской цивилизации. По крупицам они воссоздавали образ древнего Ура – одного из самых крупных городов Месопотамии.


Ирак. Зиккурат. Фото: wallscover.com


Безусловно, одними из самых значимых архитектурных творений того времени можно считать культовые архитектурные сооружения - зиккураты. В Уре, шумном и оживленном городе, улицы которого заполняли тысячи людей, зиккурат сохранился лучше, чем где бы то ни было. Городские постройки возводились преимущественно из грязевого кирпича. Из него же построили и огромный великолепный зиккурат, с вершины которого как на ладони открывался весь город.

В библейских сказаниях говорится о некой башне, хотя на самом деле зиккурат в Уре больше напоминает пирамиду. Но в отличие от египетских пирамид, стены этого сооружения не гладкие, у них и более пологий угол наклона. Также сооружение имеет три каскада ступенек, ведущих к террасам, где располагались здания различного предназначения – вот основное отличие зиккурата от пирамид. Археологи выяснили, что это, по всей видимости, был храмовый комплекс, в котором жрецы проводили свои ритуалы. Однако некоторые ученые считают, что зиккурат был не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и даже дворцом правителя. Но последнее утверждение весьма спорно: действительно, на некоторых террасах когда-то находились постройки, в которых, скорее всего, располагались святилище-храм и помещения, служившие, например, жрецам для наблюдений за звездами, жильем для священников и работников храма - но никак они не могли быть местом постоянного пребывания царственных особ.

Зиккурат в Уре строили так, чтобы он своей формой напоминал гору. Возвели его в священной части города, неподалеку от дворца короля Ур-Намму – одного из самых известных и могущественных царей шумерской цивилизации. Сегодня развалины зиккурата частично восстановлены. Сделали это, кстати, не так уж и давно - при Саддаме Хуссейне. И правильно поступили - по словам археологов, после раскопок был велик риск, что этот древний шумерский памятник окончательно разрушится. Размеры сооружения впечатляют и сегодня – можно только представить, как эффектно постройка выглядела когда-то. Площадь фундамента у основания составляет 63 на 43 метра - когда-то здание возвышалось над землей на высоту 30 метров.


Зиккурат до реставрации. Фото: sirius-star.ro


По нынешним меркам, если сравнивать зиккурат Ура с современным зданиями, сооружение кому-то может показаться не таким уж и высоким. Но это обманчивое впечатление, поскольку нужно учитывать, что зиккурат облицован небольшими кирпичиками – огромная армия рабочих потребовалась для того, чтобы построить эту махину. На самой верхней точке находилось убежище, где, как считалось, боги и общались с жрецами. Сюда же священники приносили им в дар пищу и вино. А самым главным из богов у шумеров считался бог Нанна, бог Луны – маленькие медные изображения луны археологи отыскивали повсюду при раскопках.

По большому счету зиккурат Ура – это вовсе и не здание, а цельный массив, так как здесь никогда не было внутренних помещений. На многих кирпичах, которыми облицован древний религиозный центр, высечены имена правителей – чаще упоминается имя царя Ур-Намму. Когда-то на этих кирпичах было начертано лишь его имя, но шло время, кирпичики изнашивались, их приходилось менять – вот и высекались новые имена шумерских правителей, живших в более поздние времена. На равнинах не было прочного камня – поэтому в строительстве использовались глиняные кирпичи. Сначала их просто сушили под солнцем, но под дождем и испепеляющими лучами солнца такой строительный материал долго не жил. Постепенно шумерские мастера стали применять в своей практике глиняные кирпичи, обожженные в печах, они оказались намного прочнее.


Город Ури Урук при шумерском царе Ур-Намму. Реконструкция. Фото: dainst.org


Про шумерского царя Ур-Намму сохранилось немало легенд. Известно, что это был один из самых могущественных правителей, власть которого распространялась на многие города древнего мира, а столицей империи являлся город Ури Урук. Царство властителя объединяло и земли, которые сегодня принадлежат Ирану. Административно империя Ур-Намму делилась на несколько десятков районов, каждым из которых управлял наместник Ур-Намму.
В первой четверти прошлого века британский археолог Леонард Вули сделал в Уре воистину великолепные открытия, которые позволили существенно расширить современные знания о шумерской культуре. Так, именно он отыскал царское захоронение, в котором обнаружил тонко обработанные золотые и серебряные ювелирные украшения, сосуды, выполненные из драгоценных металлов, прекрасно сохранившийся золотой шлем... Проанализировав свои находки, ученый рассказал современникам о довольно жуткой картине, сопровождавшей ритуальные похороны шумерских царей и цариц. Оказывается, когда умирал тот или иной правитель, то ритуал погребения предполагал массовые убийства слуг и приближенных особ. Предположительно, все эти люди добровольно принимали яд. В непосредственной близости с правителями располагались массовые захоронения самых близких им людей. Затем внутреннюю могилу замуровывали кирпичами, а вся погребальная процессия, в которую входили в том числе женщины и дети, шествовала наружу, где люди также принимали яд. Прочий люд империи несколько дней справлял тризну по усопшим.

Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели cвoeгo владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов.

Богу-покровителю посвящался центральный храм города . Eгo размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные гopы, долины, реки . Частые, а временами кaтaстрофические подъемы соленых гpyнтoвыx вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.

Главным богом считался Энлиль, «владыка-ветер», царь богов и людей. Он отделил небо от земли, сотворил деревья и злаки, изобрел для возделывания земли и строительных работ мoтыгy, установил изобилие и процветание. Не менее значимые функции выполнял Энки, владыка воды и мудрости, судья богов и людей. В образе ярого быка он соединился с рекой Тигр, представленной в образе дикой коровы, и наполнил ее свежей, сверкающей, животворящей водой. Он «назвал по имени.. (т. е. дал жизнь) животворящий дождь, заставив eгo падать на землю, болота и тростниковые заросли, наделив их рыбой. Инанна почиталась как богиня плодородия, любви и раздора.

Из-за тoгo что на этих землях не было достаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Традиция не менять мecта и строить «жилище богаl> на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Причем каждый последующий объем был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство. По существу, храм, воплощая образ мирового древа, зримо воспроизводил тот ковчег, который боги в шумеро-аккадском эпосе о гильгамеше 1 повелели выстроить перед Всемирным потопом.

Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во время подъема вод, но и позволяющей обозревать eгo со всех сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры – преобладание массы над внутренним пространством. Ее тяжелую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших, словно софиты, разноцветных глазурованных кирпичей.

Так выглядел зиккурам Эмемепнигуру в Уре (ХХI в. дон. э.) – храм шумерского бога луны Нанны: четыре кубических монолита, соединенные лестницами. Стены каждой платформы имели вертикальные кирпичные выступы, по которым струился зигзагообразный узор из перламутра, paковин, металлических пластин и керамических гвоздей, чьи шляпки под яркими лучами солнца вспыхивали красными, черными, синими, золотистыми искрами. Широкие площадки платформ заполняли растения в кадках: гранаты, виногpaд, розы, жасмин. Подобные «висячие сады», возникшие как способ спасения от грунтовых вод , впоследствии стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вaвилонских царей.

Не менее великолепное зрелище являл собой зиккурат Зтеменанкu (VI в. до н. э.) – храм вавилонского бога солнца Мардука, возведенный на священной территории в Нoвом Вавuлоnе. В библейской легенде о том, как Бог в гнeвe смешал языки людей, решивших построить башню до небес, он получил название Вавилонская башня (Вавилонское столпотворение)* .

Храм состоял из семи платформ. Вертикальные кирпичные выступы на стенах каждой платформы дробили их тяжеловесные объемы , придавая силуэту устремленность вверх, к небу. Спираль пандуса, кольцом опоясывающая зиккурат, сообщала ему дополнительную легкость. Благодаря слепящей глазури пяти нижних платформ белого, черного, кpacнoгo, синего, желтого цветов сооружение приобретало вид сказочнoгo фантома, парящего в эфире, но не теряющего при этом монументального величия. Две последние платформы, облицованные серебряными и золотыми пластинами, отражая солнце, излучали такое сияние, что теряли очертания и казались воплощением лучезарного бога.

* Вавилонское столпотворение – выражение, которое благодаря знаменитой легенде стало синонимом беспорядка и неразберихи, возникающих, когда люди перестают понимать Apyг Apyгa.

Красочны и монументальны были и сооружения общеcтвeннoгo назначения, дворцы ассирийских и вавилонских владык. Сочетание строгой графики и красочной декоративности – еще одна особенность месопотамского стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. При этом мнoгoкpaтное воспроизведение одного и тoгo же рельефа* на глазурованных кирпичах белого, черного, кpacнoгo, синего, желтого цветов создавало особый церемониальный ритм (см. цв. вкл., рис. 2).

Линейный тип рельефа идеально подходил к жестким линиям монолитной архитектуры, о чем свидетельствуют такие сооружения в Новом Вавилоне, как ворота богини любви и плодородия Иштар (шумеро-аккадской Инанны) и Дорога процессий.

Мощный прямоугольный объем ворот Иштар (VI в. до н. э.), укрупненный квадратными в плане зубчатыми башнями с арочным проходом между ними – так называемый хеттскиu портал, – покрывали темно-синие изразцы. Эту синюю громаду несколько смягчало монотонное чередование рельефа: золотисто-желтого, изображающего священных быков, и молочно-белого, воссоздающего зверей бога Мардука, фантастических существ с маленькой рогатой гoловкой на змеевидной шее, с передними львиными и задними орлиными лапами (см. цв. вкл., рис. 3).

Дopoгy процессий, которая вела от ворот к святилищам, обрамляла стена, также облицованная изразцами. По их бирюзовому полю величаво ступали рычащие львы кофейного

* Рельеф (от лат. гelevo – поднимаю) – вид скульптуры . в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона.

цвета с роскошной рыжей гривой и оскаленной пастью; их мерная поступь как бы вторила шествию людей к храму.

Помимо монументальности и красочной декоративности искусство Месопотамии отличалось предельной точностью при изображении живой природы. Это видно по peльефам на алебастровых пластинах, сплошным кoвром выстилавших стены ассиро-вавилонских двopцов снаружи и изнутри. Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению дaров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» – божеств возрождающейся весенней природы.

Совершенным образцом пластической выразительности, многообразия поз, накала эмоций служат рельефы из дворца Ашшурнасирлапа ll в Капьху (lX в. до н. э.), где разворачивается цapская охота на хищников: несутся в легких колесницах, стреляя из лука, царские сатрапы, оруженосцы орудуют мечами, разбегаются в разные стороны обезумевшие пантеры, ревут смертельно раненные львы. Реалистично передана ярость пораженного стрелами льва, ycтpeмившегося в прыжке на колесницу царя, который упреждает нападение метким выстрелом из лука. Невдалеке пытается подняться львица с перебитым хребтом. Могyчий лев с простреленным боком еще держится на нoгax, но тело несчастного животнoгo уже подалось вперед в последней судороге, а из пасти хлещет кровь . Люди и звери в неожиданных ракурсах плотно заполняют пространство, чувствуется напряженное действие и ритм – и все это словно подернуто воздушной дымкой, которая позволяет ощутить пространственную глубину и пульсацию живой плоти.

Человеческая фигура на ассирийских рельефах изображалась с полным или в три четверти разворотом плеч, ногами и лицом в профиль. При этом, не придавая значения портретному сходству, месопотамские художники достаточно точно воспроизводили азиатский типаж: коренастая мускулистая фигypa, большая голова с тяжелой нижней челюстью, крючковатым носом, торчащим, как птичий клюв, тонкими извилистыми губами, низким скошенным лбом и огромным глазом, глядящим на зрителя. Царя можно было узнать по длинной завитой бороде, густым волосам, тоже завитым и ниспадающим на плечи, могучему торсу и пышно изукрашенным одеждам из вышитых тканей с бахромой и тяжелыми кистями.

* * *
Характерные для народов Месопотамии обожествление царской власти и культ богов обусловили строительство посвященных им монументальных зиккуратов, ставших знаковым явлением месопотамского искусства. Вместе с тем не стесненное религиозными рамками, поскольку вся полнота власти была сосредоточена в руках царей, месопотамское искусство носило по преимуществу светский характер с преобладанием в зодчестве дворцовых и общественных сооружений.

Наряду с масштабностью они отличались пышной декоративностью. Органичный сплав ликующей красочности глазуровaннoгo кирпича и жесткости линейного ритма рельефа coставляет самобытность месопотамского стиля. Рельефы точностью и обилием деталей напоминают царские летописи тoгo времени, которым свойственны бесстрастность и четкость изложен ия событий. Но именно в рельефах впервые в мировом изобразительном искусстве засверкала жизнь природы.

Самобытное месопотамское искусство сильно повлияло на искусство ближайших соседей – египтян и персов. В более поздние века оно распространилось через Северную Африку и мавров, пришедших в Испанию , на западноевропейское искусство, а через народы , населявшие бассейн гаспийского моря, на Восточную Русь.
"
"
Вопросы и задания
1. Какие черты характерны для архитектурных сооружений в гopoдах-государствах Месопотамии? Чем они обусловлены?
2. Какие декоративные средства использовали зодчие для украшения храмов Этеменнигyру в Уре и Этеменанки в Новом Вавилоне? Что общего в их декоре? Выполните задание № 1 из рабочей тетради.
3. Какие реалии отражены в ассиро-вавилонских рельефах?


Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Рефераты, домашняя работа по исскуству скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Одна из крупнейших цивилизаций древности зародилась в Двуречье. Много веков назад первые люди здесь начали возводить свои дома и храмы. Основным материалом для строительства в Месопотамии использовался кирпич-сырец. Из глины здесь возводилось все: от центрального храма и окружающих его домов жителей, до стен города .

Зиккураты в древнем Междуречье

Храмы в Двуречье возводились на каменной платформе. Со временем эта технология выросла в возведение огромных зиккуратов, известных нам по сооружениям в Уре и Вавилоне. Зиккурат представляет собой большую башню с многоярусными выступающими террасами. За счет уменьшения площади вышестоящих блоков создается впечатление нескольких башен. Количество таких подъемов доходило до семи, но обычно держалось около четырех. Традицией было раскрашивать разные уровни в разные цвета - черный, кирпичный, белый и т. д. Кроме раскраски проводилось озеленение террас, что еще больше выделяло постройку из общего фона. Иногда купол здания храма, расположенного на самом верху, делался позолоченным.

Реконструкция

Шумерские зиккураты подобны египетским пирамидам . Они тоже являются своеобразной лестницей в небо, только подъем здесь постепенный, поуровневый, а не как в знаменитых гробницах фараонов.

Зиккураты Месопотамии и пирамиды Египта

Вершину зиккурата украшало святилище, вход в который был закрыт для обычного посетителя. Убранство жилища бога было скромным, здесь обычно располагались лишь ложе и стол из золота. Иногда на вершину постройки восходили жрецы для проведения важных астрономических наблюдений, направленных на прогнозирование сельскохозяйственной жизни страны. Предполагают, что именно здесь зародились современная астрология, названия созвездий и даже знаков Зодиака.

Великий зиккурат в Уре – сохранность на тысячелетия

Один из самых известных зиккуратов, доживших до наших дней, является знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре.

История зиккурата

Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. Именно здесь согласно библейскому учению родился отец многих народов Авраам. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления III династии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.

По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат, по своим размерам ничуть не уступающий Вавилонской башне .

Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.

Описание зиккурата

После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя - черная, средняя - красная, верхняя - белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.

Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.

При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте - храме.

Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.

Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.

Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне . Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.

Вавилонская башня не дожила до наших дней, поэтому для ее представления стоит обратить внимание именно на зиккурат в Уре. Он, конечно, пострадал от времени. Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности.

О том, насколько величественными были зиккураты Междуречья, последующие поколения знали довольно хорошо в первую очередь благодаря описаниям этих сооружений в античных источниках – греки и римляне искренне восхищались грандиозными постройками древних. Практически же до наших дней зиккураты не сохранились в силу человеческого фактора: эти культовые сооружения были попросту разобраны многими поколениями местных жителей на стройматериалы. Но кое-чем мы всё-таки располагаем – и по останкам зиккурата в Уре можем хотя бы отдалённо представить, насколько монументальным было это строение.

Храм широкого профиля

Зиккурат в Уре, одном из сильнейших шумерских городов-государств, был возведён легендарным местным царем Ур-Намму в XXI веке до нашей эры. Вернее, его строительство было лишь начато Ур-Намму, заканчивал зиккурат его сын и наследник Шульги, а впоследствии зиккурат претерпевал регулярные перестройки, пусть и незначительные, со стороны вавилонских царей. Это сегодня зиккурат возвышается над окрестностью одинокой громадой, а создавался он как важная часть единого административно-храмового комплекса, сердца всего Ура. Сегодня можно встретить описание зиккурата в Уре, согласно которому он был одновременно и храмовой башней, и храмом, и царским дворцом, и административным управленческим центром, и так далее. Это не совсем так. Дело в том, что зиккурат в Уре был посвящён богу Луны Нанна (позднее его имя трансформировалось в «Син»), но это не был храм Нанна, здесь лишь на вершине был небольшой храм, где совершались отдельные ритуалы.

Основной храм был расположен рядом с зиккуратом, это было святилище Экишнугаль, также посвящённое богу Нанна, и, по описаниям видевших его древних авторов, это было не менее выдающееся и прекрасное сооружение, чем зиккурат. В этот же комплекс входил и отдельно выстроенный царский дворец правителей Ура. Так что зиккурат не был одновременно и храмовой башней, и храмом, и дворцом, хотя административные помещения в нём находились – например, в периметре зиккурата был обнаружен архив глиняных табличек. Точная высота зиккурата неизвестна и по некоторым оценкам достигала тридцать метров с учётом десятиметрового скального фундамента (сегодня из трёх или четырёх ярусов сохранился лишь первый и часть второго, что вместе основанием составляет 18 метров высоты). Зиккурат был построен из кирпича-сырца, что объясняет его относительно небольшую высоту в сравнении, например, с каменными египетскими пирамидами (кирпичные стены не выдержат нагрузки слишком высокого сооружения), и имеет основание размером 65 на 43 метра.

Архитектурные изюминки зиккурата

Специфику строительного материала зиккурата определило и то, что в течение своего существования он регулярно обновлялся, разрушающиеся кирпичи заменялись новыми – последняя масштабная реконструкция относится к концу XX века, когда зиккурат «подновлялся» по приказу Саддама Хусейна. Однако хрупкость кирпичей это отнюдь не единственная и далеко не главная архитектурная особенность зиккурата в Уре, это сооружение имеет предостаточно «изюминок» и без этого. Например, археологи, изучавшие зиккурат в первой половине прошлого века, то есть до последней «реставрации», существенно изменившей его облик, пришли к открытию – во всём зиккурате не было ни одной прямой линии. То есть со стороны зиккурат выглядит как весьма гармоничное здание с прямыми линиями, но при этом все прямые оказались на самом деле тщательно рассчитанными и искусственно созданными кривыми.

Это было сделано для того, чтобы создать ощущение массивности и прочности сооружения для стороннего наблюдателя, для которого незначительные неровности всех линий компенсировали друг друга и создавали в целом образ пропорционального и гармоничного архитектурного ансамбля. Создатели зиккурата рассчитали высоту всех его террас и придали стенам такой наклон, чтобы направлять взгляды вверх и к центру сооружения: острые линии тройной лестницы подчеркивали наклон стен и привлекали внимание к расположенному на вершине храму. Также археологами была обнаружена на зиккурате сложная система стока воды, предназначение которой сначала расшифровали как предотвращение просачивания воды от дождя через толщу сооружения в его основание. Но затем были получены свидетельства, что система стока воды, скорее всего, была создана для обслуживания существовавших на некоторых террасах зиккурата искусственно разбитых садов, нуждавшихся в орошении. Судя по всему, свои аналоги знаменитых «Садов Семирамиды» были и в Уре.


Состоящее из нескольких ярусов. Основание его, как правило, квадратное или прямоугольное. Эта особенность делает зиккурат похожим на ступенчатую пирамиду. Нижние уровни постройки представляют собой террасы. Крыша верхнего яруса плоская.

Строителями древних зиккуратов были шумеры, вавилоняне, аккадцы, ассирийцы, а также жители Элама. Руины их городов сохранились на территории современного Ирака и в западной части Ирана. Каждый зиккурат был частью храмового комплекса, который включал и другие здания.

Исторический обзор

Сооружения в виде больших возвышающихся платформ стали возводить в Месопотамии еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Об их предназначении ничего достоверно не известно. По одной из версий, такие искусственные возвышения использовались для того, чтобы сохранять наиболее ценное имущество, в том числе священные реликвии, во время разлива рек.

С течением времени архитектурные технологии совершенствовались. Если ступенчатые строения ранних шумеров были двухъярусными, то зиккурат в Вавилоне имел целых семь уровней. Внутренняя часть таких сооружений делалась из высушенных на солнце строительных блоков. Для внешней облицовки использовался обожженный кирпич.

Последние зиккураты Месопотамии были построены в шестом столетии до нашей эры. Это были наиболее впечатляющие архитектурные сооружения своего времени. Они поражали современников не только размерами, но и богатством наружного оформления. Не случайно же построенный в этот период зиккурат Этеменанки стал прообразом упомянутой в Библии Вавилонской башни.

Предназначение зиккуратов

Во многих культурах жилищем высших сил считались вершины гор. Общеизвестно, что, например, боги Древней Греции обитали на Олимпе. У шумеров, вероятно, было схожее мировоззрение. Таким образом, зиккурат - это рукотворная гора, которая создавалась для того, чтобы богам было где поселиться. Ведь в пустыне Междуречья не было естественных возвышенностей такой высоты.

На вершине зиккурата находилось святилище. Общественные религиозные церемонии там не проводились. Для этого существовали храмы у подножия зиккурата. Наверх же могли подниматься только жрецы, чьей обязанностью было заботиться о богах. Священнослужители были наиболее уважаемым и влиятельным сословием шумерского общества.

Зиккурат в Уре

Недалеко от современного иракского города Насирия находятся остатки наиболее хорошо сохранившегося сооружения древней Месопотамии. Это зиккурат, построенный в 21-м веке до нашей эры правителем Ур-Намму. Грандиозное здание имело основание 64 на 45 метров, возвышалось более чем на 30 м и состояло из трех уровней. На вершине располагалось святилище бога луны Нанна, который считался покровителем города.

К шестому веку до нашей эры здание сильно обветшало и частично разрушилось. Но последний правитель Второго Набонид распорядился восстановить зиккурат в Уре. Его подвергся значительным изменениям - вместо изначальных трех было построено семь ярусов.

Остатки зиккурата были впервые описаны европейскими учеными в начале 19 века. Масштабные археологические раскопки были проведены специалистами Британского музея в период с 1922 по 1934 годы. Во время правления Саддама Хусейна был реконструирован фасад и ведущая на вершину лестница.

Самый известный зиккурат

Одним из грандиознейших архитектурных сооружений в истории человечества является Вавилонская башня. Размеры постройки были столь впечатляющими, что родилась легенда, согласно которой вавилоняне хотели с ее помощью достать до неба.

В наши дни большинство исследователей сходятся во мнении, что Вавилонская башня - не вымысел, а реально существовавший зиккурат Этеменанки. Его высота составляла 91 метр. Подобное здание выглядело бы внушительно даже по сегодняшним меркам. Ведь оно было в три раза выше, чем привычные нам панельные девятиэтажки.

Когда именно был воздвигнут зиккурат в Вавилоне, неизвестно. Упоминания о нем содержатся в клинописных источниках, датированных вторым тысячелетием до нашей эры. В 689 году до нашей эры ассирийский правитель Синаххериб разрушил Вавилон и находившийся там зиккурат. Спустя 88 лет город был восстановлен. Этеменанки также был заново отстроен Навуходоносором II - правителем Нововавилонского царства.

Окончательно зиккурат был разрушен в 331 году до нашей эры по приказу Александра Македонского. Снос здания должен был стать первым этапом его масштабной реконструкции, но смерть полководца помешала осуществлению этих планов.

Внешний вид Вавилонской башни

Древние книги и современные раскопки позволили достаточно точно реконструировать облик легендарного зиккурата. Это было строение с квадратным основанием. Длина каждой из его сторон, как и высота, составляла 91,5 метра. Этеменанки состоял из семи ярусов, каждый из которых был окрашен в свой цвет.

Чтобы подняться к вершине зиккурата, нужно было вначале взойти по одной из трех центральных лестниц. Но это только половина пути. По словам древнегреческого историка Геродота, взойдя по большой лестнице, можно было отдохнуть перед дальнейшим подъемом. Для этого были оборудованы специальные места, защищенные навесами от палящего солнца. Ступеньки для дальнейшего восхождения опоясывали стены верхних уровней зиккурата. На вершине стоял просторный храм, посвященный Мардуку - богу-покровителю Вавилона.

Этеменанки славился не только невероятными для своего времени размерами, но и богатством внешнего убранства. По распоряжению в качестве отделочных материалов для стен Вавилонской башни использовалось золото, серебро, медь, камни различных цветов, эмалированный кирпич, а также пихта и сосна.

Первый снизу ярус зиккурата был черным, второй - белоснежным, третий был окрашен в пурпурный цвет, четвертый - в синий, пятый - в красный, шестой был покрыт серебром, а седьмой - золотом.

Религиозное значение

Вавилонский зиккурат был посвящен Мардуку, который считался покровителем города. Это местное имя месопотамского бога Бела. У семитских племен он был известен как Ваал. В верхнем ярусе зиккурата располагалось святилище. Там жила жрица, считавшаяся супругой Мардука. Каждый год на эту роль выбирали новую девушку. Это обязательно должна была быть красивая молодая девственница из знатной семьи.

В день выбора невесты Мардука в Вавилоне устраивалось грандиозное празднество, важным элементом которого были массовые оргии. По традиции каждая женщина должна была хотя бы раз в жизни предаться любви с чужестранцем, который заплатит ей деньги. При этом от первого предложения нельзя было отказаться, какой бы малой ни была сумма. Ведь девушка шла на празднование не для заработка, а лишь для того, чтобы исполнить волю богов.

Подобные обычаи встречались у многих ближневосточный народов и были связаны с культом плодородия. Однако римляне, писавшие о Вавилоне, усматривали в таких ритуалах нечто непристойное. Так, историк Квинт Курций Руф с осуждением упоминает о пиршествах, в ходе которых дамы из благородных семейств танцевали, постепенно сбрасывая с себя одежду. Подобный же взгляд укоренился и в христианской традиции, недаром в Откровении встречается такая фраза, как "Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным".

Символика архитектуры зиккуратов

Любое высокое здание ассоциируется со стремлением человека стать ближе к небу. А строения ступенчатой формы напоминает лестницу, ведущую наверх. Таким образом, зиккурат в первую очередь символизирует связующее звено между небесным миром божеств и живущими на земле людьми. Но, помимо общего для всех высотных сооружений смысла, у изобретенной древними шумерами архитектурной формы есть и другие уникальные особенности.

На современных картинках, изображающих зиккураты, мы видим их с верхнего или бокового ракурса. Но жители Месопотамии смотрели на них, находясь у подножия этих величественных строений. С этой точки обзора зиккурат - это несколько вырастающих одна за другой стен, самая верхняя из которых настолько высока, что кажется, будто она касается небес.

Какое же впечатление производит на наблюдателя такое зрелище? В древности стена окружала город для защиты его от вражеских войск. Она ассоциировалась с мощью и неприступностью. Таким образом, ряд высящихся друг за другом огромных стен создавал эффект абсолютной недосягаемости. Никакая другая архитектурная форма не могла бы так убедительно продемонстрировать безграничную силу и власть обитающего на вершине зиккурата божества.

Помимо непреступных стен, были и гигантских размеров лестницы. Обычно у зиккуратов их было три - одна центральная и две боковые. Они демонстрировали возможность диалога человека с богами. Священнослужители поднимались по ним на вершину, чтобы говорить с высшими силами. Таким образом, символика архитектуры зиккуратов подчеркивала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени всего народа.

Оформление зиккуратов

Не только грандиозные размеры сооружения призваны были удивлять жителей Месопотамии, но также и их внешняя отделка и планировка. Для облицовки зиккуратов использовались самые дорогие материалы, включая золото и серебро. Стены украшались изображениями растений, животных и мифологических существ. На вершине стояла золотая статуя божества, в честь которого был воздвигнут зиккурат.

Путь от подножия к вершине не был прямым. Он представлял собой нечто вроде трехмерного лабиринта с подъемами, длинными переходами и многочисленными поворотами. Центральная лестница вела только на первый либо второй ярус. Дальше приходилось двигаться по зигзагообразной траектории - огибать углы здания, подниматься по боковым ступеням, а затем, уже на новом ярусе, идти к следующему пролету, располагавшемуся с другой стороны.

Цель такой планировки состояла в том, чтобы сделать восхождение более долгим. Священнослужитель во время подъема должен был избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном. Интересно, что храмы-лабиринты существовали также в древнем Египте и средневековой Европе.

Зиккураты Месопотамии были окружены садами. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности, которая, по замыслу архитекторов, должна была свидетельствовать о благосклонности божеств, обитавших на вершине. Также не следует забывать, что зиккурат располагался в центре города. Жители приходили туда, чтобы предаться дружеским беседам и совместным развлечениям.

Зиккураты в других частях света

Не только правители Месопотамии возводили величественные постройки, стремясь с их помощью оставить свое имя в веках. В других тоже встречаются сооружения, форма которых напоминает зиккурат.

Наиболее известные и хорошо сохранившиеся строения подобного рода расположены на американском континенте. Большинство из них выглядят как Зиккурат, как архитектурная форма, был известен ацтекам, майя и другим цивилизациям доколумбовой Америки.

Больше всего ступенчатых пирамид, собранных в одном месте, можно найти на месте древнего города Теотиуакан, который расположен приблизительно в пятидесяти километрах от столицы Мексики. Архитектурная форма зиккурата явственно распознается в облике знаменитого храма Кукулькана, известном также как Эль-Кастьльо. Это строение является одним из символов Мексики.

На территории Европы также есть древние зиккураты. Один из них, названный Канчо-Роано, находится в Испании и является памятником существовавшей когда-то на Пиренейском полуострове тартессийской цивилизации. Предполагается, что построен он был в шестом веке до нашей эры.

Другим необычным для Европы сооружением является Сардинский зиккурат. Это очень древнее мегалитическое строение, воздвигнутое еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Сардинский зиккурат был культовым местом, в течение многих столетий там проводились религиозные обряды. Основание его платформы имело длину почти 42 метра.

Современные зиккураты

Изобретенная в далекой древности архитектурная форма вдохновляет и современных проектировщиков. Самым известным "зиккуратом", построенным в двадцатом веке, является Мавзолей Ленина. Такая форма усыпальницы советского вождя породила конспирологические домыслы о связи большевиков с древними месопотамскими культами.

На самом деле схожесть с зиккуратом - скорее всего - продиктована художественными предпочтениями его архитектора Алексея Щусева. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на здание Казанского вокзала Москвы, проект которого мастер представил еще в 1911 году. Его главное строение тоже имеет характерную ступенчатую структуру. Но прообразом тут послужила не архитектура зиккуратов Месопотамии, а облик одной из башен Казанского кремля.

Но не только русским в двадцатом веке пришла в голову идея построить зиккурат. В США тоже есть здание подобной конструкции. Оно находится в Западном Сакраменто, штат Калифорния. И так и называется "Зиккурат-Билдинг". Его строительство было завершено в 1997 году. Это одиннадцатиэтажное офисное здание высотой 47 с половиной метров занимает площадь в семь акров (28 000 м 2) и имеет подземную парковку, рассчитанную более чем на полторы тысячи автомобилей.