» » Как правильно рассчитать ндс и какие проводки сделать по аренде муниципального имущества. Какие проводки составляет налоговый агент по ндс Ндс с аренды муниципальной собственности 1с

Как правильно рассчитать ндс и какие проводки сделать по аренде муниципального имущества. Какие проводки составляет налоговый агент по ндс Ндс с аренды муниципальной собственности 1с

Если в 2011 году вы арендовали имущество казенного учреждения, то следовало удержать из арендной платы НДС и перечислить в бюджет.

Арендаторы имущества казенного учреждения признавались налоговыми агентами по НДС с 1 января по 31 декабря 2011 года (п. 1 ст. 16 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Налоговую базу следовало определять как сумму арендной платы с учетом налога (п. 4 ст. 173 НК РФ). Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется в таком случае расчетным методом с применением налоговой ставки 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Арендатор - налоговый агент не позднее пяти календарных дней со дня перечисления арендной платы выписывает счет-фактуру.

Сумма НДС уплачивается в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом.

Арендатор уплаченную сумму НДС вправе принять к вычету, если арендуемое помещение используется для осуществления операций, облагаемых НДС. Основанием, как и всегда, будут счета-фактуры и документы, подтверждающие уплату НДС.

В бухгалтерском учете стоимость арендованного офиса отражается на счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, установленной в договоре аренды.

Организация-арендатор ведет учет арендованного основного средства на забалансовом счете. Арендодателям рекомендуется открывать инвентарную карточку по каждому арендованному объекту.

Расходы на аренду офиса являются расходами по обычным видам деятельности. Сумма арендной платы признается в составе затрат ежемесячно на последнее число месяца. В бухгалтерском учете сумма арендной платы отражается в данном случае по дебету счета 26 «Основное производство» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете затраты на аренду офиса учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Признаются указанные расходы на дату начисления арендной платы.

Пример 1

Организация в 2011 году арендует офис в здании казенного учреждения. Здание находится в федеральной собственности. Размер ежемесячной арендной платы – 118 000 руб. (в том числе НДС).

По условиям договора аренды плата вносится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Стоимость арендуемого офиса равна 10 000 000 руб. Доходы и расходы в налоговом учете организация определяет методом начисления.

В бухгалтерском учете необходимо будет сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 001

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 «НДС»

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

ДЕБЕТ 68 «НДС» КРЕДИТ 51

ДЕБЕТ 68 «НДС» КРЕДИТ 19

Если организация-арендатор имущества казенного учреждения применяет УСН, то она не освобождается от исполнения обязанностей налоговых агентов. Следовательно, арендатор на «упрощенке» обязан при перечислении арендной платы исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС и выписать счет-фактуру.

Уплаченную сумму НДС арендатор на «упрощенке» не принимает к вычету, а включает в состав арендной платы (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример 2

Организация, применяющая УСН, в 2011 году арендует офис в здании казенного учреждения. Здание находится в федеральной собственности. Размер ежемесячной арендной платы – 118 000 руб. (в том числе НДС).

По условиям договора аренды плата вносится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Стоимость арендуемого офиса равна 10 000 000 руб.

Необходимо сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 001

– 10 000 000 руб. – отражена стоимость арендованного основного средства;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76

– 118 000 руб – отражена сумма начисленной арендной платы;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 «НДС»

– 18 000 руб. – удержан с арендной платы НДС, подлежащий перечислению в бюджет;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 100 000 руб. – перечислена арендодателю сумма арендной платы;

ДЕБЕТ 68 «НДС» КРЕДИТ 51

– 18 000 руб. – перечислена в бюджет сумма удержанного НДС.

Изменения в 2012 году

С 1 января 2012 года арендаторы федерального казенного имущества не признаются налоговыми агентами по НДС в отношении сумм арендной платы. Такие изменения в пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса внесены Законом от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ.

Это важно

Арендаторы, применяющие УСН и ЕНВД, при аренде государственного или муниципального имущества также признаются налоговыми агентами по НДС.

С 1 января 2012 года операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения по НДС согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса. Указанная норма введена Законом от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ.

Следовательно, в 2012 году у казенного учреждения-арендодателя и у арендатора не возникает никаких последствий по начислению и уплате НДС.

Пример 3

Организация в 2012 году арендует офис в здании казенного учреждения. Здание находится в федеральной собственности. Размер ежемесячной арендной платы – 100 000 руб.

По условиям договора аренды плата вносится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Стоимость арендуемого офиса равна 10 000 000 руб. Доходы и расходы в налоговом учете организации определяется методом начисления.

В бухучете необходимо сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 001

– 10 000 000 руб. – отражена стоимость арендованного основного средства;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76

– 100 000 руб. – отражена сумма начисленной арендной платы;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 100 000 руб. – перечислена арендодателю сумма арендной платы.

Забытый НДС от арендатора

Изменения в Налоговом кодексе коснулись сдачи в аренду казенного имущества. В остальных случаях при аренде государственного (муниципального) имущества у арендатора возникают обязательства по исчислению и уплате НДС, выставленного арендодателем. Нередко сумма в договоре аренды указывается без НДС. Как начислять налог и на какую сумму?

В такой ситуации НДС уплачивается арендатором сверх арендной платы. Налоговая база определяется как арендная плата, увеличенная на сумму НДС. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется расчетным методом с применением налоговой ставки 18/118.

По сути налог, исчисленный и уплаченный в федеральный бюджет, является суммой НДС, удержанной из предполагаемого дохода арендодателя. При условии, что арендованное имущество приобретено для осуществления операций, признаваемых объектами обложения, уплаченную сумму налога арендатор может принять к вычету.

nota bene

Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, которое оказывает государственные (муниципальные) услуги и выполняет работы. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения производится за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Учитывая сказанное выше, в бухгалтерском учете сумма НДС, перечисленная сверх арендной платы, отражается как налог, удержанный с дохода арендодателя. То есть на дату признания арендных платежей в расходах производится запись по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 76.

Пример 4

Организация арендует офис в здании государственного учреждения. Здание находится в федеральной собственности. Размер ежемесячной арендной платы в договоре указан без НДС и составляет 100 000 руб.

По условиям договора аренды плата вносится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Стоимость арендуемого офиса равна 10 000 000 руб. Доходы и расходы в налоговом учете организации определяются методом начисления.

В рассматриваемой ситуации налоговая база по НДС составляет 118 000 руб. (100 000 руб. + 100 000 руб. X 18%).

Бухгалтер сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 001

– 10 000 000 руб. – отражена стоимость арендованного основного средства;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– 18 000 руб. (118 000 руб. X 18/118) – отражена сумма НДС по арендной плате;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 «НДС»

– 18 000 руб. – отражена сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 100 000 руб. – перечислена арендодателю сумма арендной платы;

ДЕБЕТ 68 «НДС» КРЕДИТ 51

– 18 000 руб. – перечислена в бюджет сумма удержанного НДС;

ДЕБЕТ 68 «НДС» КРЕДИТ 19

– 18 000 руб. – принят к вычету уплаченный НДС.

Государство – один из самых крупных собственников имущества, которое, как правило, сдается в аренду. В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса государственной собственностью признается:

  • имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
  • имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Аренда имущества, которое находится в федеральной собственности, имеет особенности, касающиеся, в частности, заключения договора аренды и установления арендных платежей. В таком случае государственные органы власти, выступая от лица Российской Федерации, в рамках своей компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Отношения, которые возникают в таком случае между собственником и арендодателем, регламентируются главой 34 Гражданского кодекса.

Г.Г. Джамалова, редактор-эксперт

Операции с государственными и муниципальными органами для бухгалтера связаны с рядом сложностей из-за их особого статуса. При аренде госимущества арендатор делает ряд особенных проводок в учете в 2016 году.

Рассмотрим подробнее налоговые последствия аренды госимущества для арендатора в 2016 году и проводки арендатора по НДС при аренде госимущества.

Важное в статье:

  • Какие проводки делает арендатор при аренде госимущества в 2016 году
  • Бухгалтерские операции арендатора по аренде муниципального имущества
  • Как рассчитать и уплатить НДС арендатору при аренде федерального или муниципального имущества

Учет НДС у арендатора при аренде федерального или муниципального имущества в 2016 году

При аренде государственного или муниципального имущества у органов власти арендатор становится налоговым агентом по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Налоговый агент по НДС при аренде федерального, муниципального имущества должен исчислить налог, удержать его из арендной платы и уплатить в бюджет.

Расчет НДС арендатором при аренде госимущества в 2016 году

Налоговый агент по НДС при аренде федерального или муниципального имущества определяет налоговую базу отдельно по каждому объекту. Она равна арендной плате с учетом НДС.

Чтобы исчислить налог налоговый агент по НДС должен умножить эту налоговую базу на расчетную ставку 18/118 (п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 164 НК РФ).

Порядок расчета может быть другим. Если в договоре аренды выделен НДС, тогда применять расчетную ставку не нужно. А если в нем сказано, что арендная плата подлежит уплате арендодателю в полном размере, то НДС арендатор начисляет сверх этой суммы, то есть в обычном порядке.

Уплата НДС налоговым агентом при аренде федерального, муниципального имущества в 2016 году

Налоговый агент по НДС при аренде федерального или муниципального имущества уплачивает налог до 25 числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (п. 1 ст. 174 НК РФ). Или же сразу, когда внесет арендную плату.

Платежное поручение по НДС в 2016 году>>>

Бух проводки у арендатора при аренде государственного или муниципального имущества

Бух операции налогового агента по аренде муниципального имущества в учете выглядят таким образом:

  • Дебет 20, 25, 26, 44, 91.2 - Кредит 60,76 -учитываем арендную плату в затратах,
  • Дебет 19 Кредит 60 - отражаем НДС по ней,
  • Дебет 60, 76 Кредит 68 - отражаем уменьшение арендной платы на сумму НДС,
  • Дебет 60, 76 Кредит 51 -перечисляем арендную плату арендодателю за минусом НДС,
  • Дебет 68 Кредит 51 - уплачиваем НДС. Налоговый агент по НДС с аренды федерального или муниципального имущества, если аренда не оплачена, налог тоже не перечисляет. Ведь доход налогоплательщик еще не получил, поэтому и налоговый агент не может удержать НДС из него.
  • Дебет 68 Кредит 19 - уплаченный НДС заявляем к вычету.

Волнует вопрос по аренде муниципального имущества.В договоре сумма аренды прописана без НДС.При этом прописано:арендатор исчисляет и уплачивает налог самостоятельно. Не могу разобраться с проводками по НДС.покажу на примере: ДТ 20 Кт 60 акт на сумму 50000 руб Дт60 Кт 51 оплачена аренда 50000 руб(из суммы не удерживается НДС,это обсуждали с арендодателем) Дт 68 Кт 51 уплачен НДС вопрос: 1.если начисляем налог за счет собственных средств, то какие будут проводки? 2. Можно уплаченный НДС взять к зачету и какие проводки?

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет 20 (25, 26) Кредит 60 (76 субсчет «Расчеты по арендной плате») на сумму 50 000 руб.

– отражена задолженность по арендной плате (без НДС)

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» на сумму 9 000 рублей

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51 на сумму 9 000 рублей

Налоговый агент, применяющий общую систему налогообложения, может принять к вычету сумму НДС, фактически перечисленную в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ , абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 на сумму 9 000 рублей
– принят к вычету НДС, удержанный с платы за аренду государственного имущества.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие в договоре не прописано, платить налог арендатору придется за счет собственных средств.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества сумма арендной платы указана без НДС, то с учетом требований налогового законодательства арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды признают правомерность такого подхода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации – уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету .

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация: Как отразить НДС в бухучете и при налогообложении

Если НДС перечислен в бюджет за счет собственных средств, сделайте проводки:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– отражена сумма НДС, подлежащая уплате налоговым агентом за счет собственных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– перечислен НДС за счет собственных средств.

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

При заключении договора аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, организация-арендатор признается налоговым агентом (пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)). Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость.

Объекты имущества не ограничены определенными категориями, а значит, данная норма действует в отношении аренды любого имущества - движимого и недвижимого, в том числе земли.

Организации признаются налоговыми агентами, если они арендуют имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления. (Письмо ФНС Российской Федерации от 14 февраля 2005 года №03-1-03/208/13 «О налогообложении НДС аренды помещений»).

Поэтому даже неплательщики НДС освобождены от обязанности плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ. Они признаются налоговыми агентами, если являются арендаторами указанного имущества и несут ответственность в случае неисполнения возложенной на них функций по удержанию и уплате налога.

Возможность исполнить функцию налогового агента у арендатора появляется только по факту перечисления денежных средств арендодателю.

Налоговая база налоговым агентом определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

Поэтому, заключая , проследите за тем, чтобы арендодатель предусмотрел сумму налога в составе арендной платы, причем сумма налога должна быть выделена отдельной строкой.

Отсутствие суммы налога в составе арендной платы может привести к неприятным последствиям. Объясним почему.

Обязанностью налогового агента является исчисление, удержание из доходов налогоплательщика и перечисление суммы налога в бюджет (пункт 4 статьи 173 НК РФ). Теперь представим, что в договоре указан только размер арендной платы. Следовательно, исчислит с арендной платы сумму налога по ставке 18/118, удержит эту сумму из размера арендной платы и перечислит в бюджет. Что в итоге получилось? Что арендодатель получил не полную сумму арендной платы. Можно поступить по другому. Налоговый агент увеличивает стоимость услуги по договору аренды на сумму налога по ставке 18%, затем исчисляет сумму налога с общей суммы по ставке 18/118 и перечисляет в бюджет. Что в результате? Сумма налога фактически удержана не из доходов арендодателя, следовательно, налоговый агент теряет право на вычет.

Кроме того, отсутствие в договоре суммы налога, выделенного отдельной строкой, может быть квалифицировано налоговым органом как отсутствие в первичном документе суммы налога, выделенного отдельной строкой, что в результате может также привести к утрате права на вычет.

Таким образом, заключая договор аренды государственного или муниципального имущества, проследите за тем, чтобы договорные отношения были оформлены правильно.

Налоговые агенты обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость независимо от того, производилась уплата арендной платы или нет. Порядок и сроки уплаты НДС установлены налоговым законодательством и не могут быть изменены сторонами (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 21 июня 2004 года по делу №А26-128/04-29).

Пример 1.

Организация для производственных целей арендует нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Согласно договору аренды арендная плата составляет 11 800 рублей в месяц с учетом НДС и вносится арендатором не позднее 10 числа отчетного месяца. Организация является плательщиком НДС и уплачивает налог в бюджет ежемесячно.

Ниже рассматриваются варианты отражения в бухгалтерском и налоговом учете в зависимости от момента исполнения обязанности по уплате налога в бюджет.

Расчеты с бюджетом по уплате налога производятся арендатором в том периоде, в котором происходит перечисление арендных платежей. Согласно условиям примера вносится арендная плата за месяц, и в этом же периоде производятся расчеты с бюджетом.

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Отражен НДС по арендной плате

Исчислена и удержана сумма НДС с арендной платы (11 800/118*18)

Произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога

Принят к вычету НДС с арендной платы, признанной в расходах

Вариант 2 . Предположим, что организация перечислила в бюджет НДС в размере 1 800 рублей, удержанный из суммы арендной платы, 20 числа месяца следующего за отчетным, что соответствует требованиям законодательства. Поскольку уплата налога налоговыми агентами производится в сроки, установленные статьей 174 НК РФ, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При отражении указанных хозяйственных операций изменяется порядок применения налоговых вычетов.

Отметим, что с 1 января 2006 года условия применения вычетов у налоговых агентов не изменились и производятся при уплате налога налоговыми агентами (пункт 3 статьи 171 НК РФ).

В бухгалтерском учете отчетного месяца отражаются проводки:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Признаны расходы по аренде за текущий месяц

Отражен НДС по арендной плате

В бухгалтерском учете месяца следующего за отчетным отражаются проводки:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Признаны расходы по аренде за текущий месяц

Отражен НДС по арендной плате за текущий месяц

Перечислена арендная плата за месяц без учета НДС

Произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога за январь

Принят к вычету НДС с арендной платы, признанной в расходах в январе

При совершении всех операций, признаваемых объектами налогообложения, налогоплательщиком выписываются счета-фактуры, несмотря на то, что налоговое законодательство не требует от налогового агента выписки счетов-фактур. В то же время по общему правилу обязательным условием для применения налоговых вычетов является наличие счета-фактуры. Можно использовать следующий порядок применения счетов-фактур налоговыми агентами.

Организация, выступающая в роли налогового агента, составляет счет-фактуру в единственном экземпляре на полную сумму арендной платы в соответствии с условиями договора с выделением суммы налога. При этом на счете-фактуре делается пометка «Аренда государственного (муниципального) имущества».

Следовательно, в нашем примере арендатор выписывает счет-фактуру на общую сумму 11 800 рублей, с указанием налога в размере 1 800 рублей. Ставка налога - 18/118.

Окончание примера.

Основанием для принятия к вычету сумм налога, удержанных налоговыми агентами, служат также первичные документы, подтверждающие принятие к учету услуг по аренде и документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Такой порядок регламентирован пунктом 1 статьи 172 НК РФ.

Приведем пример из нашей консультационной практики:

Пример 2. Из консультационной практики ЗАО « BKR -Интерком-Аудит».

Вопрос.

Фирма А является субарендатором у фирмы Б, которая, в свою очередь, арендует помещение у Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (выступает от имени собственника федерального имущества). Помещение находится на территории научно-исследовательского института, который является балансодержателем.

Кому следует уплачивать НДС с арендной платы фирме А: фирме Б, научно-исследовательскому институту, в бюджет?

Ответ.

Договор субаренды является производным от основного договора (договора аренды), поэтому в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 615 ГК РФ к нему применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. При этом арендатор по основному договору становится арендодателем по отношению к субарендатору.

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При сдаче федерального или муниципального имущества в субаренду НДС с доходов по субаренде исчисляется субарендодателем в общеустановленном порядке. Субарендатор (фирма А) перечисляет денежные средства непосредственно субарендодателю (фирме Б), который исчисляет с полученного дохода НДС. Одновременно он (субарендодатель - фирма Б) выполняет обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента. При этом, на субарендатора нельзя возложить обязанность исполнять функции налогового агента, поскольку такие функции возлагаются на организацию, непосредственно арендующую федеральное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления.

Такой порядок применяется при условии наличия у арендатора разрешения на сдачу имущества в субаренду.

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися арендных отношений, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Аренда».

Налоговый агент по НДС - это лицо, обязанное исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС с доходов плательщика налога. О том, какие обязанности предусмотрены для налоговых агентов по НДС, какие нужно делать бухгалтерские проводки по начислению и уплате налога, читайте в нашей статье.

Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)

В соответствии со ст. 161 НК РФ лицо (организация или индивидуальный предприниматель), состоящее на учете в налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС только в том случае, если оно:

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика на территории РФ, с целью их последующей реализации на территории РФ (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ, письма Минфина России от 19.10.2011 № 03-07-08/291, 12.07.2011 № 03-07-08/214, 02.11.2010 № 03-07-08/304, 09.04.2010 № 03-03-06/2/70 и 20.11.2009 № 03-07-08/238, УФНС России по г. Москве от 11.08.2008 № 19-11/75191);
  • осуществляет операции (аренду, покупку, передачу) с имуществом, принадлежащим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам, муниципалитетам и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);

Подробнее — в материале «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом» .

  • продает имущество по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • реализует конфискованное имущество, бесхозяйные и скупленные ценности, клады и ценности, принадлежащие государству на праве наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • ведет посредническую деятельность по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и участвует в расчетах с иностранными лицами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • владеет судном на 46-й календарный день после перехода права собственности на него, если оно в течение 45 дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • с 01.01.2018 — покупатели сырых шкур животных, лома и отходов черных (цветных) металлов, вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Как налоговые агенты по НДС работают также лица, применяющиеся специальные режимы налогообложения (ЕНВД, ЕСХН, УСНО, ПСН), или лица, освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 и 145.1 НК РФ (ст. 161 НК РФ, письма Минфина России от 30.12.2011 № 03-07-14/133, 05.10.2011 № 03-07-14/96, 28.06.2010 № 03-07-14/44, 22.06.2010 № 03-07-08/181, 26.05.2010 № 03-07-14/38 и 29.04.2010 № 03-07-14/30).

НДС у налогового агента: проводки

Одна из наиболее распространенных ситуаций, когда организация или ИП становится налоговым агентом, — -это аренда имущества у органов государственной власти. НДС у налогового агента - проводки в этой ситуации могут быть сформированы следующим образом:

Перечислен аванс арендодателю за квартал

Налоговым агентом начислен НДС и выставлен счет-фактура по выданному авансу

Перечислен НДС налоговым агентом

Начислена арендная плата за месяц

Налоговым агентом выделен входной НДС со стоимости аренды за месяц

Зачтен аванс

Принят НДС к вычету

60.01 - расчеты с поставщиками;

60.02 - расчеты с поставщиками по авансам выданным;

76НА - расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента;

68.32 - НДС при исполнении обязанностей налогового агента;

68.02 - расчеты с бюджетом по НДС;

19.04 - НДС по приобретенным работам, услугам.

Уплата НДС налоговым агентом

Перечень обязанностей налогового агента по НДС установлен Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 24 НК РФ).

Главная обязанность агентов заключается в исчислении, удержании и перечислении в бюджет налога (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Для реализации основной функции налоговый агент по НДС должен удержать налог из денежных средств налогоплательщика, находящихся в его распоряжении.

ВАЖНО! За лиц, не признаваемых плательщиками НДС, уплачивать налог не нужно. Так, налог не уплачивается при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не являющегося предпринимателем (письмо Минфина России от 05.03.2010 № 03-07-08/62), а также при реализации арестованного имущества физического лица (письмо Минфина России от 18.11.2010 № 03-07-14/81).

Как получить вычет в отчетном году у налогового агента

НК РФ в ст. 171 содержит норму, согласно которой налоговому агенту по НДС предоставлено право на получение вычета в размере уплаченной суммы. Право на вычет возникает при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. Налоговый агент состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ).

Налоговые агенты, применяющие спецрежимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентную систему налогообложения) или освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 , 145.1, 149 НК РФ, удержанный НДС принять к вычету не могут, так как не исполняют обязанности налогоплательщика по НДС.

  1. В наличии платежные документы, подтверждающие, что удержанный НДС был перечислен в бюджет (абз. 3 п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
  2. Приобретаемое имущество, работы, услуги используются для деятельности, которая облагается НДС (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ).

При аренде имущества для операций, местом реализации которых территория РФ не является, уплаченные суммы к вычету нельзя (письмо Минфина России от 24.02.2009 № 03-07-08/41).

  1. Налоговый агент правильно выставил счет-фактуру за продавца (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ).
  2. Налоговый агент принял к учету товары (работы, услуги) (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Не имеют права на вычет удержанного и уплаченного НДС налоговые агенты, которые реализуют (п. 3 ст. 171, пп. 4, 5 ст. 161 НК РФ):

  • конфискованное имущество;
  • имущество, реализуемое по решению суда (за исключением реализации имущества должников-банкротов);
  • бесхозяйные ценности, клады, скупленные ценности;
  • ценности, перешедшие по праву наследования государству;
  • в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете

Нередко встает вопрос о том, нужно ли налоговому агенту получать вычет в отчетном периоде или можно перенести его на более поздний период. Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письмах от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290. В них разъяснено, что вычет «агентского» НДС можно заявить только в том квартале, в котором выполнены условия для этого вычета. Переносить вычет на более поздние периоды нельзя.

Налоговый агент может заявить вычет после уплаты налога в бюджет при условии соблюдения остальных условий для вычета (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.) В общем случае уплата налоговым агентом удержанного НДС производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Следовательно, удержанный и уплаченный НДС может быть поставлен к вычету только по итогам того периода, в котором налоговый агент перечислил налог в бюджет (то есть не раньше квартала, следующего за кварталом, за который подана декларация, где определена налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате налоговым агентом).

Однако в случае приобретения у иностранного продавца работ и услуг есть свои особенности, прочитать о которых вы можете в статье «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца» .

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если организация не выполняет обязанности налогового агента по НДС, то она может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа . Данная норма распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена ст. 119, 119.1, 123, 126 НК РФ. При возникновении недоимки на сумму задолженности налоговому агенту начисляются пени (пп. 1, 2, 7 ст. 75 НК РФ).

Итоги

При совершении некоторых операций организации и ИП становятся налоговыми агентами по НДС, обязанными удержать налог у налогоплательщика, перечислить его в бюджет и подать декларацию в налоговые органы. В большинстве случаев, налоговые агенты могут заявить удержанный НДС после уплаты к вычету из бюджета, но из этого правила есть исключения, рассмотренные в данной статье. Вычет НДС, удержанного налоговым агентом, можно заявить только в том периоде, когда возникло право на него, перенести его на будущее нельзя.