» » Ориентирование во времени средняя группа. Конспект занятия ««Повторение. Ориентировка во времени, счет. Дети читают загадки

Ориентирование во времени средняя группа. Конспект занятия ««Повторение. Ориентировка во времени, счет. Дети читают загадки

Программные задачи :

Оборудование

Ход занятия:

I часть (вводная).

Воспитатель

И здоровым будет много лет.

Воспитатель

Сюрпризный момент.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Дети: да.

Воспитатель : А трудностей не боитесь?

Дети : нет.

Воспитатель

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В сказке очутитесь.

2 часть:

1.А вот и первое препятствие

- Ребята, перед вами улица, на которой живут сказочные герои - медведь, волк, лиса, заяц и мышка. Дома наших сказочных героев нужно расставить в правильном порядке - начиная с самого высокого и заканчивая самым низким.

(В первом домике живет медведь. Во втором домике живет волк. В третьем домике живет лиса. В четвертом домике живет заяц. В пятом - мышка.)

Назовите их.(узкая и широкая)

Хорошо молодцы!

В) У кого там хмурый вид?

Что - ли голова болит?

Боль прогонит сей - же час

1. Возьмите шар в левую руку.

2.В правую.

5. С левой стороны.

6. Положите шар позади себя.

7. Впереди себя.

8.Поднимите над головой.

1. На траву роса ложится,

Ну а нам пора вставать,

На зарядку становиться,

2. Мы уже зеваем сладко,

Тени тут и там снуют,

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну. (вечер)

3. Ничего не видно стало,

Будто кто-то одеялом

С головою нас закутал.

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Е) -Ребятки, посмотрите мама Коза отпустила своих козлят погулять на лужайке, а чтобы они все прибежали домой я буду свистеть в свисток, вы внимательно считать сколько раз я просвистела и покажите нужную цифру. (Просвистеть четко число и показать цифру.)

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В детском саде очутитесь.

Просмотр содержимого документа
«конспект занятия по ФЭМП: "Путешествие в сказочную страну"(средняя группа)»

Программные задачи :

    Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счет в пределах 5; умение сравнивать предметы по величине, ориентировка во времени и в пространстве; различать геометрические фигуры.

    Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей).

    Воспитывать интерес к математике, и желание работать в коллективе.

Оборудование : Кукла, животные: лиса, медведь, заяц, волк, мышка.

Ход занятия:

I часть (вводная).

(Воспитатель настраивает детей на начало занятия, используя психогимнастику.)

Воспитатель : Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Воспитатель : Давайте, ребята, пожелаем здоровья нашим гостям и скажем, здравствуйте!

(Дети ложатся на ковер и закрывают глаза (спят).

Сюрпризный момент.

(Воспитатель в руках держит куклу-Машу.)

Воспитатель : Пойдём, Маша, в детский сад к ребятам, ты посмотришь, что и в детском саду дети заняты делом, никто не бездельничает. Потому, что без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Ой, Маша, что же случилось? Почему дети спят, когда надо заниматься? Давай-ка разбудим их.

(воспитатель трогает детей, они не просыпаются)

Воспитатель : Я догадалась, что случилось, это Баба Яга заколдовала наших детей. Она узнала, что я сегодня хочу пригласить их в путешествие.

Сейчас мы будем ласково называть их по имени и они обязательно проснутся.

(воспитатель касается рукой каждого ребенка и ласково зовет его по имени, дети просыпаются, встают)

Воспитатель : Все проснулись? Потянулись! Улыбнулись!

Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: да.

Воспитатель : А трудностей не боитесь?

Дети : нет.

Воспитатель : Сегодня я приглашаю вас в путешествие в сказочную страну.

Давайте с собой возьмем и куклу Машу.

А раз мы отправляемся в сказочную страну, то нам нужно волшебство, или волшебные слова.(Музыку волшебную)

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В сказке очутитесь.

2 часть:

Вот мы с вами ребята и в сказочной стране, здесь нас ждет много интересного.

1.А вот и первое препятствие

- Ребята, перед вами улица, на которой живут сказочные герои – медведь, волк, лиса, заяц и мышка. Дома наших сказочных героев нужно расставить в правильном порядке – начиная с самого высокого и заканчивая самым низким.

Ребята, как вы думаете, кто живет в первом домике? Во втором? В третьем? В четвертом? В пятом? А почему вы так думаете?

(В первом домике живет медведь. Во втором домике живет волк. В третьем домике живет лиса. В четвертом домике живет заяц. В пятом – мышка.)

А) -Ой, посмотрите перед нами две реки.

Назовите их.(узкая и широкая)

Нам нужно через них перейти, нам помогут мосты. Какой мост лежит справой стороны? А с левой? Назовите.

Хорошо молодцы!

Мальчики перейдут реку по короткому мосту, девочки по длинному.

Б) -Ребята, посмотрите, мамы рыбы потеряли своих мальков. Но рыбы необычной формы, у них хвосты похожи на геометрические фигуры. Назовите их и покажите. Давайте мальков переловим и вернем своим мамам. Как мы это сделаем? (по одинаковым хвостам. Мальков с треугольными хвостами к маме с треугольным хвостом и.т.д)

В) У кого там хмурый вид?

Что – ли голова болит?

Боль прогонит сей – же час

Антистрессовый массаж.(всем раздать мячи)

Наша Маша устала и хочет отдохнуть и мы давайте ей поможем. (Воспитатель садит куклу на стул и предлагает детям, держа шар в руках, сесть на ковер в произвольном порядке. Воспитатель дает устные инструкции.)

1. Возьмите шар в левую руку.

2.В правую.

3.Положите шар впереди себя.4. С правой стороны от себя.

5. С левой стороны.

6. Положите шар позади себя.

7. Впереди себя.

8.Поднимите над головой.

9. Покатайте мяч левой, правой рукой.

Г).Колобок хочет поехать на автобусе, но не знает цифры ему надо помочь правильно занять свое место в автобусе.

Нужно правильно вставить цифру в пропущенное место.(н-р:1,2…4,5: …,2,3,4,5: 1,2,3,…5: 1,2,3,4,…).

Хорошо, молодцы, продолжаем наше путешествие дальше.

Д) Ой, ребята посмотрите, на улице день, а Машенька и Медведь еще спят, они не знают части суток,давайте им поможем и разбудим их. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать в какое время суток это бывает.

1. На траву роса ложится,

Ну а нам пора вставать,

На зарядку становиться,

Чтобы лучше день начать. (утро)

2. Мы уже зеваем сладко,

Тени тут и там снуют,

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну. (вечер)

3. Ничего не видно стало,

Будто кто-то одеялом

С головою нас закутал.

Это что за время суток? (ночь)

4. В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают. (день)

Молодцы! Отгадали все мои загадки. А назовите теперь все дни недели по порядку. Назовите выходные дни.

Мы и здесь справились и помогли Маше и Мише. Идем дальше!

Е) –Ребятки, посмотрите мама Коза отпустила своих козлят погулять на лужайке, а чтобы они все прибежали домой я буду свистеть в свисток, вы внимательно считать сколько раз я просвистела и покажите нужную цифру. (Просвистеть четко число и показать цифру.)

Хорошо, молодцы, вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. (сказочная музыка)

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В детском саде очутитесь.

Вот мы с вами и в детском саду, Машеньке очень понравилось путешествие, а вам?

Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось?

Маша хочет вас поблагодарить и угостить сладостями.

Давайте ей скажем спасибо и попрощаемся с ней. До свидания!

Нелли Лигонькова
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад № 30 «Ёлочка» .

«Ориентировка в пространстве . Ориентировка во времени ».

Выполнила воспитатель : Лигонькова Нелли Борисовна.

Нижегородская область, г. Выкса 2017г.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе по теме «Ориентировка в пространстве . Ориентировка во времени ».

Задачи : Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Умении ориентироваться в пространстве и на плоскости .

Формирование понятия времени . Расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) . Упражнять правильно употреблять эти термины в речи.

Упражнять детей в счете до пяти. Развивать память, внимание, речь.

Материал :

кукольный персонаж «Хрюша» , ширма «Телевизор»

листы формата А-4, на каждого ребенка

раздаточный материал (пеналы с геометрическими наборами) .

Ход занятия.

Мотивация на деятельность : воспитатель привлекает внимание детей игровым персонажем Хрюшей, который появился под музыку «Спокойной ночи, малыши» в окошечке, имитирующем телевизор.

Хрюша : Здравствуйте, ребята. Наступил вечер….

Воспитатель : Подожди, Хрюша, разве вечер? Ребята, какое сейчас время суток ?

(ответы детей)

Хрюша : Значит сейчас уже пора обедать, я очень проголодался.

Воспитатель : Хрюша, ты всё перепутал, хочешь, ребята расскажут, когда и что нужно делать.

Хрюша : Конечно хочу.

Воспитатель предлагает детям с помощью игры «Что сначала, что потом» рассказать, что нужно делать утром, днём и вечером.

Хрюша : Спасибо, ребята, теперь я ничего не перепутаю. Какой красивый у вас детский сад, сколько игрушек много. А вы мне покажите, где у вас что находится?

Воспитатель : Ребята, давайте расскажем и покажем Хрюше, где и что у нас находится в нашей группе .

Экскурсия по группе

Хрюша спрашивает : Где у вас расположены окна, спальня, стоят игрушки и т. д. Что находится позади меня?

Хрюша начинает : --Столы стоят?

Дети : --Впереди.

Хрюша : --Игровой уголок стоит?

Дети : --Справа.

Хрюша : -- Физкультурный уголок…

Дети : -- Слева.

Если ребенок ошибся, Хрюша предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

Какая рука у тебя ближе к окну?

Правая.

Значит, где находится от тебя окно?

Справа.

Какая рука у тебя ближе к спальне?

Значит, где находится спальня?

Хрюша хвалит детей, предлагает ещё одну, более сложную игру «Кто за кем стоит»

Дети становятся врассыпную, Хрюша просит детей вспомнить , где у них правая рука, затем дотронуться рукой до правого уха, до левого уха, до правой коленки, до левой коленки. Спросить у 2-х , 3-х детей кто стоит слева от него, кто стоит справа от него. Потом Хрюша просит всех детей повернуться на право. Спрашивает у 3-х, 4-х ребят кто стоит перед ним, кто стоит за ним. Хрюша хвалит детей и предлагает поиграть ещё в одну игру.

Хрюша – Ребята, какие занятия у вас были вчера ? (ответы детей) .

Когда у вас на обед были котлеты? (ответы детей) .

Сегодня на завтрак вы что кушали? (ответы детей) .

Пришло время нам прощаться , мне ещё надо готовиться к вечерней передаче «Спокойной ночи малыши» где я с вами снова встречусь. До вечера в эфире! До свидания!

Дети прощаются, Хрюша «уходит» .

Воспитатель – Ребята, Хрюша нам оставил ещё одно задание. Занимайте ваши места за столами.

Дети садятся за столы. У каждого набор геометрических фигур, альбомный лист.

Воспитатель просит детей быть очень внимательными и работать строго по инструкции.

Воспитатель - - возьмите квадрат и положите его в центр листа,

Треугольник над квадратом,

Что у вас получилось? (дети – домик)

Круг в правый верхний угол,

Под квадрат положите прямоугольник,

В левый нижний угол положите овал.

Сколько геометрических фигур у вас на листе, посчитайте. (дети считают – 5) .

Затем дети рассматривают, уточняют, у кого получилось, кто допустил ошибки. Идет анализ работ.

Итог занятия : -- Мы сегодня с вами учили Хрюшу ориентироваться в пространстве . Все были очень активны, внимательны.

Воспитатель хвалит детей, кто ни разу не ошибался.

Публикации по теме:

Хочу представить педагогам и родителям дидактическую игру "Ориентировка на плоскости"на обобщение и закрепление знаний о геометрических.

Конспект коррекционного занятия для обучающихся 2–3 класса «Временная ориентировка. Времена года» Конспект коррекционного занятия для обучающихся 2-3 класса Глушакова А. В. Тема: временная ориентировка (времена года). Цель: исследование.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе: «Ориентировка в пространстве» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» Задачи: Образовательная.

Конспект занятия «Деление круга на 4 части. Сравнение предметов по высоте. Ориентировка на листе бумаги.» Тема: Деление круга на 4 части. Продолжать сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры. Ориентировка на листе бумаги. Цифры от.

Конспект занятия по ФЭМП «Ориентировка в пространстве» (старший возраст) Конспект занятия по фэмп «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать умение детей ориентироваться в пространстве Правильно использовать.

Конспект занятия по математике для средней группы «Счет от 1 да 9. Ориентация в пространстве. Геометрические фигуры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Калинка» г. Волгодонска Конспект НОД «Счёт от 1 до 9. Ориентация.

Конспект ООД по математике в средней группе " Ориентировка во времени"

Задачи:

Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые они получили на занятиях по математике:

Закреплять представления о временах года: осень, зима, весна, лето;

Закреплять умение различать и правильно называть части суток: утро, вечер, день, ночь, их признаками, последовательностью; правильно пользоваться словами;

Учить отгадывать загадки о временах года;

Развивать слуховое восприятие, внимание и память.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением времен года и частей суток, два домика, игрушки: кот, зайчик, собака, мышка.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем подходят к окну и рассказывают, что они видят на улице, какая погода (ясное и голубое небо; солнце на небе светит; на улице светло).

Ребята, давайте поиграем? Отгадайте, когда это бывает:

Над рекой заря встаёт

На дворе петух поёт.

Умываются котята,

Просыпаются ребята.

(утро)

Воспитатель показывает картинку «утро»

Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. И всё вокруг просыпается: и деревья, и цветы, и насекомые, и животные.

Что вы делаете утром? (Ответ ребенка: - просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад, делаю зарядку, завтракаю).

Солнце в небе высоко

До заката далеко

Зёрна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.

(день)

Следом за утром наступает день. Солнце уже высоко. Дети в детском саду играют, гуляют, обедают.

Воспитатель показывает картинку «день»

А что вы делаете днём? (Ответы детей).

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрёма в гости к нам идёт,

Сказку он с собой ведёт.

(вечер)

Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Солнышко прячется. А ребята возвращаются из детского сада.

Что вы делаете вечером? (Ответ ребенка: - возвращаюсь домой из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).

Воспитатель показывает картинку «вечер»

В небе звёздочки горят.

Птицы спят и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядках,

Ну, а мы в своих кроватках.

(ночь)

Когда это бывает? (дети отвечают ночью)

Правильно, ночью. За вечером приходит ночь. Ночью темно. На смену солнцу приходит луна. А ночью что вы делаете? (Ответ детей: - спим).

Давайте посчитаем, сколько у нас частей в сутках? (утро-1, день-2,

вечер- 3, ночь-4).

Сколько частей в сутках? (четыре).

Ребята мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение».

Дидактическая игра

Завтракаем мы утром, обедаем мы (днем, а ужинаем (вечером).

Солнце светит днем, а луна (ночью).

Ребята, давайте еще отгадаем загадки:

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

(Весной)

В небе - радуга-дуга.

На грядке - ягода-нуга,

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться.

(Летом)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Осенью)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зимой)

Воспитатель закрепляет картинки с временами года на доске.

Ребята, помогите мне расположить картинки по порядку. Что было раньше, а что – потом.

Дети переставляют картинки в правильном порядке.

Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали, и, наверное, устали? Тогда у нас физкультминутка:

1 поднять руки вверх

2 вытянуть руки вперед и сделать хлопок

3 правой рукой дотянуться до левого колена, а левой рукой до правого

Ребята, хотите поиграть? Давайте поиграем в игру «Не ошибись»: назови предметы, которые находятся справа от тебя, слева от тебя, перед тобой, за тобой, над тобой и под тобой. (Дети по очереди участвуют в игре.)

Посмотрите, к нам в гости пришли зверята и они тоже хотят играть с нами. Они спрятались в домиках, а вы отгадайте, в каком домике кто находится. (Воспитатель размещает два домика, в которых живут игрушечные зверюшки, детям нужно ответить, в каком домике живут зверюшки (справа или слева)

Ответы детей.

Молодцы, ребята, и зверята тоже рады, они благодарят вас за веселую игру и прощаются с нами. И мы им скажем: до свидания, приходите к нам еще!

Цель: закрепить счет до 4, умение сравнивать предметы;

Учить соотносить форму с геометрической фигурой;

Формировать пространственные соотношения: справа – слева;

Закрепить ориентировку во времени.

Материал: кукла Незнайка; изображение деревьев: елка, береза (из геометрических фигур); цифры до 4 на каждого ребенка; 4 конверта разного цвета и указанием цифры (желтый – цифра 1, синий – цифра 2, красный – цифра 3, зеленый – цифра 4); картинки с разным временем суток (утро, день, ночь).

Ход занятия

1часть: «Письмо Незнайки»

Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Это от Незнайки. Незнайка опять нас просит ему помочь. Он играл с цифрами и все их перепутал, а как их разобрать он не знает. Давайте все вместе, дружно поможем ему.

Но для этого нам нужно сначала выбрать тропинку, по которой мы пойдем к Незнайке. Путь к нему не близкий, идти придется долго. Посмотрите перед нами две тропинки: одна широкая и короткая, а другая длинная и узкая. Посмотрите внимательно и скажите мне, по какой тропинке нам следует идти?

Почему? (Дети выбирают нужную тропинку.)

Шагаем и проговариваем слова:

Мы шагаем друг за другом

Зимним лесом, белым лугом.

Шубки пестрые мелькают,

В небе белый пух летает.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились.

2 часть: «Мы в лесу»

Посмотрите мы с вами пришли в лес.

Посмотрите налево и скажите мне, что вы видите слева от себя?

Сколько елочек вы видите?

Как вы узнали?

Все елочки одинаковые по размеру?

Сколько больших елочек?

Сколько маленьких?

Сколько всего елочек?

Каким они цветом?

Из каких геометрических фигур состоит елочка?

Посмотрите направо.

Что вы видите справа от себя?

Сколько деревьев вы видите?

Из каких геометрических фигур состоит дерево?

Сколько всего деревьев?

А елочек?

Чего больше – деревьев или елочек?

На сколько больше?

3 часть: «В гостях у Незнайки»

Вот мы и пришли. Здравствуй Незнайка! Что тут у тебя случилось? Посмотрите, ребята, какой здесь беспорядок! Цифры все перепутанные лежат на столе. Нужно помочь Незнайке разобрать цифры вот по этим коробочкам (на столе стоят коробочки с цифрами).

Возьмите цифру 2 и покажите ее мне. В какую коробочку вы ее положите?

Правильно, в ту где нарисована цифра2.

Возьмите цифру 1 и покажите ее мне. В какую коробочку вы положите цифру 1?

Правильно. Кладите в коробочку с цифрой 1.

Возьмите цифру 3 и покажите ее мне. В какую коробочку вы ее положите?

Правильно. Найдите и положите в коробочку с цифрой 3.

Возьмите последнюю цифру 4 и покажите ее мне. В какую коробочку вы ее положите?

Правильно, положите.

Мы с вами славно потрудились. Давайте присядем на ковер. Немного отдохнем, с цифрами вы справились, молодцы, но есть еще одно задание, с которым нужно помочь Незнайке. Нужно помочь отгадать загадки:

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик,

Все вокруг уснуть должны,

Наши дети тоже? (ночь)

(ребенок, который ответил правильно, идет прикреплять рисунок к доске)

Когда все спят?

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет,

Наши дети просыпаются,

Дети в садик собираются. (утро)

Когда все просыпаются?

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети. (день)

Когда мы выходим с вами гулять, в какое время суток?

Молодцы! Все задания мы выполнили. И нам пора возвращаться назад. Давайте попрощаемся с Незнайкой. Он вас благодарит за помощь и говорит вам до свидание.

4 часть: Физминутка

Зайка, зайка, длинноногий

Покажи домой дорогу.

Зайка отвечает:

Топни правою ногой,

Топни левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Вот тогда придешь домой

5 часть: Давайте с вами сядем на стульчики и немного отдохнем. Ведь мы так устали.

Куда мы с вами сегодня ходили?

Что мы видели по дороге к Незнайке?

Что мы помогли разобрать Незнайке?

О каком времени суток были загадки?

Давайте с вами скажем: мы сегодня молодцы!

Программа МЛАДШЕЙ ГРУППЫ предлагает учить детей различать пространственные направления от себя : впереди (вперед) - сзади (назад), слева (налево) - справа (направо).

Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе . Так, понятие "впереди" у детей связывается с их лицом, а "позади" (сзади) - со спиной. Учитывая это, в начале учебного года важно проверить, умеют ли малыши ориентироваться на себя, знают ли названия частей тела и лица.

Во время умывания или одевания воспитатель, непринужденно разговаривая с детьми, называет части тела и лица: "Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб", "Надень на голову платок", "Повяжи на шею шарф". Важно самих малышей побуждать к называнию частей тела и лица. Если дети недостаточно хорошо ориентируются, можно провести дидактические игры "Купание куклы", "Укладывание куклы спать", "Оденем куклу". Важно, чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и пр.

Детей одновременно упражняют в различении парных взаимно-обратных направлений : вверху - внизу, спереди - сзади, слева - справа (левая - правая), так как формирование представлений об одном из них опирается на формирование представления о другом. Особенно затрудняет малышей различение правой и левой руки. Затруднения устраняются, если воспитатель постоянно связывает называние руки с выполняемыми ею действиями, и прежде всего характерными для каждой руки. Малыши должны назвать, в какой руке они держат ложку, а в какой - хлеб, в какой руке у них карандаш, кисточка, а какой рукой они придерживают бумагу.

Упражнение в различении и назывании рук связывают с выполнением и других действий . Например, на музыкальном и физкультурном занятиях воспитатель предлагает детям взять в правую руку синий флажок, а в левую - зеленый или в правую руку взять длинную ленточку, а в левую - короткую, просит малышей сказать, в какой руке у них тот или иной предмет.

В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое внимание уделяют развитию умения определять различные стороны на себе : голова - вверху, ноги - внизу; правая нога, левая нога; правое ухо, левое ухо и т. п. Данная работа проводится как индивидуально, так и с небольшими подгруппами детей . Воспитатель просит их дотронуться руками до колена и догадаться, какая нога у них правая, а какая - левая. Малыши узнают, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука. Аналогичным образом дети угадывают, какая щека правая, какая - левая. Проводя упражнения, нельзя рассаживать детей друг против друга, в круг или по углам, потому что в таком случае нарушается однородность в восприятии пространства. Все дети и педагог должны сидеть или стоять лицом в одну сторону. Продолжительность упражнений не превышает 3-5 мин.

Опираясь на эти умения детей, можно начать учить их указывать пространственные направления от себя : вперед, назад, налево, направо. Например, воспитатель просит детей взять флажки (или погремушки) и вытянуть руки в стороны. На какой-то момент внимание малышей акцентируется на том, что синий флажок у них в правой руке, и они показывают им в правую сторону; держа зеленый флажок в левой руке, они показывают им в левую сторону. По указанию педагога дети показывают флажками вниз, вверх, налево, направо. Они приучаются по слову наклоняться вперед, поднимать руки вверх, опускать вниз и т. д. Используются игры "В прятки", "Куда бросили мяч?". Такие игры-упражнения следует повторять 6-8 раз, им отводится примерно 4-5 мин.

В младшей группе дети получают первые навыки ориентировки на плоскости листа . На занятиях их учат располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхней и нижней полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо.

Показывая приемы изображения предметов на занятиях по рисованию , педагог называет направление движения руки: сверху вниз, слева направо и др. Самих детей побуждают называть направление действия или местоположение предметов на плоскости: "Как ты раскладываешь кружочки?" ("Слева направо".) "Где больше кружков?" ("Внизу".) "Где меньше?" ("Вверху".)

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему вверху, внизу, впереди сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе . В начале учебного года выясняют в какой мере дети умеют ориентироваться на себе, и закрепляют данное умение.

Большое внимание уделяют упражнениям в различении левой и правой руки , так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом; закрепляют умение показывать рукой (флажком, палочкой) вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

Определение пространственного расположения предметов относительно себя .

Научив детей ориентироваться на себе, указывать направления вперед, назад и т д., можно перейти к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, перед за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Вначале детям предлагают определить расположение только 2 игрушек или вещей, находящихся от них в противоположных направлениях: впереди сзади, справа слева. Позднее количество предметов увеличивают до 4. Предметы сначала располагают на небольшом расстоянии от ребенка. Постепенно расстояние увеличивают.

После того как ребенок определит расположение предметов, полезно предложить ему повернуться налево или направо (на 90°), а позднее кругом (на 180°). В дальнейшем это позволит детям понять относительность в определении местоположения предметов от самого себя. Повернулся ребенок налево, и Чебурашка теперь сидит перед ним (впереди), а не слева от него. Наиболее эффективными являются упражнения, связанные с движениями, перемещением детей.

Упражнения в определении пространственного расположения предметов проводят как на занятиях, так и в повседневной жизни . Большое значение придают использованию дидактических игр : "Угадай, что где находится", "Кто ушел и где он стоял?" и др.

Обучение умению передвигаться в указанном направлении .

После того как дети приобретут умение различать и называть основные пространственные направления, их учат передвигаться в указанном направлении .

Для этого целесообразно вначале использовать игру "Куда пойдешь, что найдешь?".

Цель ее - упражнять ребят в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений.

Организация обстановки . Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: "Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки". Вызвав ребенка, он говорит: "Вперед пойдешь - мишку найдешь, назад пойдешь - матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?" Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. ("Я пошел назад и на полочке нашел матрешку".)

Примечание . Вначале ребенку предлагают выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений (вперед - назад, налево - направо), а позднее - из 4. Постепенно увеличивают количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям.

Формирование представлений "ближе", "дальше", "близко", "далеко".

Представления "ближе", "дальше", "близко", "далеко" дети получают, производя те или иные действия с игрушками и предметами. "Чей мяч покатился дальше? Кто дальше бросил снежок?" - подобные вопросы привлекают внимание детей к расстоянию. Они постепенно усваивают значение слов ближе, дальше, близко, далеко. На занятиях проводят несколько специальных упражнений , позволяющих уточнить данные представления.

Развитие ориентировки на листе бумаги, на поверхности стола.

В средней группе большое внимание на занятиях по математике уделяют развитию у детей ориентировки на листе бумаги, на плоскости стола. С первых занятий им предлагают найти верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, разложить определенное количество предметов вверху и внизу или слева и справа.

Проводятся специальные упражнения с целью научить детей определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур на таблице, воссоздавать расположение . Рассматривают образец в определенном порядке. Сначала дети называют фигуру, расположенную в центре (посередине), а затем вверху и внизу или слева и справа от нее; в соответствующем порядке они воспроизводят узор. Используются таблицы, на которых изображено от 3 до 5 геометрических фигур. Упражнения проводятся как фронтально, так и с подгруппами детей.

Для закрепления умения ориентироваться на плоскости , определять взаимное расположение картинок слева, справа или посередине, вверху и внизу используют игры типа "Парные картинки". Ребенок должен сначала описать, как расположены 3 игрушки на карточке, а после найти парную.

Использование жизненных ситуаций для развития ориентировки в пространстве.

Для развития ориентировки в пространстве наряду со специальными упражнениями широко используются разнообразные жизненные ситуации. Ориентировка в пространственных направлениях - непременный компонент любого практического действия .

Большие возможности для соответствующих упражнений предоставляют физкультурные и музыкальные занятия, утренняя гимнастика и подвижные игры . Четкая ориентировка в пространстве обусловливает правильное выполнение двигательных упражнений. Педагог постоянно указывает направление движения (действия): "Повернитесь налево (направо), поднимите руки вверх!" И т. п.

Не следует подменять слова, обозначающие пространственные направления, называнием предметных ориентиров ("Повернитесь к окну" и т. п.).

У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: "Угадай, кто где стоит!", "Угадай, что где находится!", "Укажи, где звенит колокольчик" и т. п. Их можно проводить как на занятиях по математике, так и в играх.

Как и в средней группе, дети упражняются в различении противоположных направлений , но задания усложняют . Выражается это в том, что увеличивают количество предметов (от 2 до 6), местоположение которых ребенку предлагают определить, а также расстояние между ребенком и предметами . Дети постепенно научаются определять направление местоположения любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.

Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации : "Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя - сзади тебя!", "Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа - доска".

Развитие умения передвигаться в указанном направлении .

В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и предлоги : вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении.

Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами - дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке. В начале года можно предложить игру "Куда пойдешь и что найдешь?".

В старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Далее проводят игры "Найди предмет", "Найди флажок", "Путешествие", "Разведчики". Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.

Вначале, проводя эти игры , педагог дает указания в ходе действия : "Дойди до стола... Повернись направо... Дойди до окна... Повернись налево..." и т. д. Каждое указание он делает тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.

Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка. Постепенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют порядок их предложения . Если вначале дети определяют лишь парные направления: вперед - назад, направо - налево, то позднее направления указывают в любом порядке: вперед - направо, направо - назад и т. д.

Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице , связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, рекомендуют игры "Правильно улицу пройдешь - в новый дом придешь, ошибешься - в старом останешься", "Правильно пройдешь - другой флажок возьмешь", "Передай пакет". Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, - направо.

Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх "Накорми лошадку", "Стук-стук в барабан", "Найди свой значок". Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю.

Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.

При ориентировке в пространстве у детей развивают быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал (игры "Яков, где ты?", "Жмурки с колокольчиком", "Откуда голос?"). Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений. С этой целью рекомендуют игры "Стук-стук в барабан", "Накорми лошадку" (в измененном варианте). Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: "Сделай 2 шага вперед, повернись налево, сделай 3 шага" и т. д. Количество заданий вначале ограничивают 2-3, а позднее их число можно увеличить до 4-5.

Заинтересованность детей в выполнении более сложных заданий , требующих четкого различения основных пространственных направлений, создается заменой игрушек .

Установление пространственных отношений между предметами.

Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 - 6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету ("Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка"), а также свое положение среди окружающих предметов ("Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи" и т. д.).

Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны научиться мысленно представить себя в положении предмета. В связи с этим сначала их упражняют в определении направления положения предметов от самого себя (при повороте на 90 и 180°: стол был впереди, повернулся ребенок - и стол оказался справа). Далее детей учат определять стороны тела друг друга, например где у них правая и где левая рука, затем стороны туловища куклы, мишки и т. д. (Учитывают, что ребенку значительно легче представить себя в положении любого одушевленного предмета, чем неодушевленного.)

Решению данной задачи посвящают часть 4-5 занятий по математике и родному языку .

Занятия строят так : сначала воспитатель показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения (впереди, перед, сзади, за, слева, справа; в, на, над, под, из-за; рядом, напротив, навстречу, между) и обозначает их точными словами, затем меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а дети каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу.

Наконец, дети, выполняя указания педагога, сами создают соответствующие ситуации, а также ищут их в окружающей обстановке. Предлагают игры "Где что стоит?", "Поручения", "Прятки", "Что изменилось?". ("Лена была впереди Нины, а теперь она сзади Нины".) Воспитатель (а позднее кто-либо из детей) прячет, меняет местами игрушки, вещи. Водящий ребенок рассказывает, где и что стоит, что изменилось, как расставлены игрушки, где спрятались дети и т. п.

Можно провести упражнения-инсценировки настольного театра. Персонажи театра (котята, щенята и др.) прячутся за предметами, меняются местами, а дети описывают, где находится каждый из них.

Большую пользу приносит игровое упражнение "Найди такую же картинку". Материалом для него служат картинки, на которых изображены одни и те же предметы (например, домик, елочка, березка, заборчик, скамеечка) в разных пространственных взаимоотношениях. Пару составляют картинки с одинаковым расположением рисунков предметов. Упражнения с картинками проводятся, например, так: каждый из играющих получает по одной картинке. Парные картинки остаются у ведущего. Ведущий берет одну, из своих картинок и показывает ее, спрашивая: "У кого такая же?" Получает парную картинку тот, кто точно обозначит пространственные взаимоотношения между предметами, которые на ней нарисованы.

Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами . Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой.

Ориентировка на плоскости.

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости , т.е. в двухмерном пространстве.

В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении : сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий . На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ дети к моменту поступления в школу должны свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости . Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий : "налево - направо", "вперед - назад" и т. п.

Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией . Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания : передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.

Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др.

Если дети слабо ориентируются в основных пространственных направлениях (впереди, сзади, налево, направо и др.), необходимо постепенно пополнить их знания . Прежде всего необходимо закрепить умение различать правую и левую руку и на этой основе определять направления направо, налево. В ходе выполнения детьми тех или иных действий необходимо буквально на несколько секунд сосредоточить их внимание на том, что и какой рукой они делают.

В определении и воспроизведении пространственных направлений детей постоянно упражняют на физкультурных и музыкальных занятиях. Они получают задание взять тот или иной предмет в правую или левую руку, повернуться или наклониться вперед, назад, направо, налево и др., изменить направление движения во время ходьбы, бега. На какой-то момент их внимание акцентируют на выполнении движения в указанном направлении.

Дети любят упражнения на внимание , в которых они производят движения в указанном направлении, например: "Повернитесь направо", "Правой рукой дотроньтесь до левого уха" и т. п.

Большое внимание в работе с детьми б-7 лет продолжают уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении , менять направление движения во время ходьбы и бега . С этой целью используют систему дидактических и подвижных игр .

Усложнение данного вида упражнений выражается в следующем: увеличивают количество направлений, на которые ориентируются дети в ходе передвижения; увеличивают площадь ориентировки; усложняют условия выполнения заданий: дети передвигаются с закрытыми глазами, ориентируются при быстром темпе движения (на бегу). Так, в подвижных играх "Зайцы и волк" и "Караси и щука" дети по сигналу убегают от волка или щуки и прячутся в домики. Спрятавшимся считается тот зайчик или карасик, у которого домик (стул, коробка, куб) оказался расположенным в соответствии с заданием воспитателя: впереди или сзади, слева или справа от ребенка.

Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения : "Как пройти в магазин (в булочную и пр.)", "Дорога на почту (в аптеку)", "Дорога в школу". Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять "картину пути". Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного. Детям можно давать поручения отвести кого-либо или всю группу в указанное место.

Ребят продолжают учить выделять заметные предметные ориентиры , устанавливать пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.

В старшей группе дети обучались умению определять положение предмета по отношению к другому предмету ("Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка"), а также свое положение среди окружающих предметов ("Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи"). Теперь они должны научиться мысленно помещать себя в положение , которое занимает тот или иной предмет . С этой целью дают упражнения на определение направления положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90 и 180° (матрешка была впереди; повернулся ребенок, и она оказалась справа и т. д.).

Дети учатся определять, где у стоящего перед ними правая и где левая рука , определять стороны туловища куклы, мишки и т. д. Проводят игровые упражнения, аналогичные тем, которые использовались в старшей группе: "Где что находится?", "Поручение", "Прятки" и "Что изменилось?". ("Вера была впереди Лены, а теперь она сзади Лены".) Задания усложняют, увеличивая количество предметов, изменяя их расположение, расширяя площадь ориентировки. При этом повышают требования к скорости определения, вводят элементы соревнования.

Важно , чтобы дети не только называли, но и объясняли пространственное размещение предметов , устанавливали причинные, следственные и другие связи , которые скрываются за внешне представленными пространственными отношениями между предметами. Как при определении местоположения предметов, так и при рассматривании картин и иллюстраций дети должны осознавать, что скрывается за данными пространственными отношениями. Например, на картинках нарисованы дети, стоящие в кругу, парами, друг против друга и т. п. Надо догадаться, что они собираются делать или что делают. "Кого рассматривает мальчик? Как вы догадались? Да, мальчик смотрит наверх".

Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами , обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры "Наоборот", "Дополни предложение". Например, воспитатель начинает предложение: "Сережа подбросил мяч... (вверх); Оля поставила цилиндр... (справа), а Ира поставила куб... (слева); Наш зал помещается... (наверху), а кухня... (внизу)". Отвечает тот ребенок, кому бросили платок. В процессе рассматривания картин, рисования, конструирования, изготовления предметов, при передвижении в помещении и на улице воспитатель побуждает ребят употреблять слова, отражающие пространственные отношения. В результате представления детей о пространственных отношениях принимают обобщающий характер.

Полезно использовать задачи на смекалку , например: "Шел человек в город, а навстречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шли в город?" Большое внимание на занятиях по математике уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т е. в двухмерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верх ний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги. Дают, например, такие задания: "Отсчитайте 5 красных кружков и положите в правый верхний угол, а 3 синих - в нижний левый угол". Важно, чтобы, выполнив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.

Большую пользу приносят зрительные диктанты . Дети раскладывают геометрические фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги в соответствии с образцом в определенном положении. Задания постепенно усложняют: увеличивают количество фигур, изменяют характер их расположения. Вначале дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают узор под диктовку и, наконец, самостоятельно создают узор и описывают его. Используют игры "Кто запомнит?", "Городки", "У кого что получится?", "Парные карточки"