» » Презентация скелет человека осевой. Презентация на тему "скелет человека". Изучение нового материала

Презентация скелет человека осевой. Презентация на тему "скелет человека". Изучение нового материала

Разделы: Биология

Цель: сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся

Оборудование: модель скелета, презентация к уроку (Приложение 1), мультимедийное учебное пособие нового образца “БИОЛОГИЯ. Анатомия и физиология человека”, 9 класс - уроки “Скелет” и “Гигиена органов чувств”, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

1. Опрос (комплексный).

А) Работа с интерактивной доской:

1. Двояковогнутые линзы применяются для коррекции:

А) миопии (близорукости)

Б) гиперметропии (дальнозоркости)

В) астигматизма

Г) косоглазия

2. Закончите предложение: “Коррекция астигматизма проводится с помощью…”:

А) двояковогнутых линз

Б) двояковыпуклых линз

В) цилиндрических линз

Г) затемненных линз

3. Впишите определения:

А) гиперметропия

Б) миопия

4. Шум приводит к:

А) снижению работоспособности

Б) нарушению зрения

В) появлению головной боли

Г) повышению работоспособности

5. Закончите предложение: “Боль в ушах начинается при…”:

А) 70 децибел

Б) 40 децибел

В) 130 децибел

Г) 85 децибел

6. Выберите правильное положение при чтении.

Б) Решение биологических задач:

Видеофрагмент 1.

Вопрос: Почему свет на рабочее место при письме должен падать слева?

Видеофрагмент 2.

Вопрос: Вы знаете, что при взлете самолета пассажирам рекомендуется сосать леденцы, либо жевать жевательную резинку. Чем это можно объяснить?

Б) Работа с карточками (Приложение 2):

2. Изучение нового материала.

“Движение – это жизнь”, - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает все это костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости головы, конечностей и туловища образуют твердый остов тела, или скелет, о котором мы поговорим с вами на сегодняшнем уроке.

Запишите тему сегодняшнего урока: “Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением”.

Цели урока:

  1. Познакомиться с основными отделами скелета человека, их строением и функциями;
  2. Научиться доказывать сходство млекопитающих животных и человека;
  3. Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Скажите мне, пожалуйста, каково значение опорно-двигательного аппарата млекопитающих животных?

(Данная система органов у млекопитающих животных выполняет опорную и защитную функции, обеспечивает движение тела)

О существовании костей в нашем организме знает каждый. Будучи твердым остовом, скелет (от греч. “скелетон” - “высохший”, “высушенный”) выполняет в нашем организме различные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определенном положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с мышцами и соединительнотканными образованиями – хрящами, связками, сухожилиями – дарит нам способность двигаться, создает структурную форму тела, определяет его размеры. Кроме того, кости, мышцы и связки служат надежным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Костной ткани в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше), т.е. составляет 1/5–1/7 массы тела человека. Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Во-первых, оно несколько различно у разных людей. Примерно у 20 % людей есть отклонения в количестве позвонков. Один человек из каждых 20 имеет лишнее ребро, причем у мужчин это встречается примерно в три раза чаще, чем у женщин (вопреки библейской легенде о сотворении Евы из ребра Адама). Во-вторых, количество костей меняется с возрастом: со временем некоторые кости срастаются, образуя плотные швы. Поэтому современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300. каждая кость имеет определенную форму, величину и занимает определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами, которые приводятся в движение прикрепленными к ним мышцами.

В скелете человека различают: осевой скелет и периферический скелет. (Звуковое сопровождение – осевой скелет состоит из черепа, позвоночника, грудной клетки).

Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей. Единственная подвижная кость черепа - нижняя челюсть. Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, дает опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем.

В черепе выделяют крупный мозговой и меньший лицевой (висцеральный) отделы. Мозговой отдел образуют кости: непарные – лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая и парные – теменные и височные.

Наиболее крупные кости лицевого отдела – парные скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные и непарные – нижняя челюсть и расположенная на шее подъязычная кость.

Запишем это с помощью схемы “Строение скелета человека”:

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Позвоночник имеет 4 изгиба, играющих роль амортизаторов: благодаря ним смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости. их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

Продолжим заполнение схемы:

(Звуковое сопровождение – периферический скелет состоит из верхних и нижних конечностей и их поясов)

Скелет любой конечности состоит из двух отделов: скелета свободной конечности и пояса конечности. Кости пояса конечности соединяют свободные конечности со скелетом туловища. Благодаря тому, что конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки.

У человека функции конечностей – рук и ног – четко разграничены. Верхними человек совершает трудовые операции, множество сложных движений, нижние – для опоры и передвижения.

Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет верхней конечности с остоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья (лучевая и локтевая) и кисти (3 отдела – запястье, пясть, фаланги пальцев). Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение (плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения.

Пояс нижних конечностей (тазовый пояс) составляют три неподвижно соединенные между собой кости, сросшиеся с крестцом, что позволяет им выдерживать большие физические нагрузки и выполнять защитную функцию для внутренних органов. В каждой тазовой кости имеется шаровидная впадина, куда входит головка кости свободной нижней конечности.

Скелет нижних конечностей состоит из бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовых) и стопы (кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев). Бедренная и большая берцовая кости с прилегающим к ним спереди небольшим костным образованием – коленной чашечкой образуют очень подвижный коленный сустав.

Завершим заполнение схемы:

А теперь попытаемся ответить на вопрос “Каково сходство и различия между скелетом человека и млекопитающих животных; каковы особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и развитием мозга?”

Беседа с выводом особенностей строения скелета человека

А) связанные с прямохождением:

  1. Позвоночник имеет изгибы.
  2. Грудная клетка расширена в стороны.
  3. Тазовый пояс широкий, имеет вид чаши.
  4. Массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук.
  5. Стопа сводчатая.

Б) связанные с трудовой деятельностью:

  1. Большой палец руки противопоставлен остальным
  2. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

3. Закрепление.

Заполнение кроссворда (по С.И.Ожегову):

1. Главная функция скелета человека и животных (поддержка).

2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека.

3. Часть ноги от колена до стопы.

4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы.

5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных.

6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости. по библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева.

7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг.

8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра.

4. Задание на дом.

  1. С. 98–103.
  2. Вопросы с.104–105.
  3. Работа со словариком.
  4. Конкурс на лучший вопрос по данной теме.

Используемая литература:

  1. Анатомия человека. Том 1. Под ред. академика М.Р.Сапина. Москва: “Медицина”, 1993. С.38–222.
  2. Биология. Человек. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Под ред. академика А.С.Батуева. Москва: “Дрофа”, 1998. С.143–148, 174–196.
  3. Бодрова Н.Ф. Изучение курса “Человек и его здоровье”. Поурочное планирование. Книга для учителя. 8 класс. Воронеж: “ВГПУ”, 2002. С.38–41, 143–152.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: “Русский язык”, 1989. 750 с.
  5. Панфилова Л.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9 класса, часть 1. Саратов: “Лицей”, 1997. С.23–35.
  6. Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина “Биология. Человек. 8 класс”. Москва: “Дрофа”, 2001. С.46–49.
  7. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: “Дрофа”, 2006.
  8. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология. Человек и его здоровье. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва: “Просвещение”, 1994. С.43–55.
  9. Энциклопедия для детей. Человек. Том 18. Часть1. Москва: “Аванта +”, 2001. С.115–124.
  10. Мультимедийное учебное пособие нового образца “БИОЛОГИЯ. Анатомия и физиология человека”. 9 класс. Москва: “Просвещение”, 2003.


  • Программа В.В. Пасечник
  • Учебник Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев
  • Составила учитель биологии: Иус С.А.

Тема урока: СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА ОСЕВОЙ СКЕЛЕТ

  • сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека;
  • выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью,
  • путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих; показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Из перечня веществ (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (А-М). Ответ зашифруйте: Буква – Цифра.

1. Минеральные вещества 6. Кость без полости

2.Органические вещества 7. Трубчатое строение

3. Вода 8. Гипофиз

4. Губчатое строение 9. Красный костный мозг

5.Надкостница 10. Соединительная ткань

А. Придают кости упругость Ж. Особенности строения плоских костей

Б. Придают кости твердость З. Растворяются в кислоте

В. Придает кости легкость И. Сгорают в огне

Г. Придают кости прочность К. Пространство в губчатом веществе

и упругость заполнено..

Д. Растущий слой кости Л. Образуется гормон роста в..

Е. Особенности строения М. Типы костей по строению

длинных костей


(губчатое вещество)

Органические

вещества

Минеральные

вещества

Надкостница

костный мозг

Средняя часть

(компактное вещество)



Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

  • Кости
  • Хрящи
  • Связки

  • Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).
  • Защитная (создаёт полости тела защиты внутренних органов).
  • Формообразующая (определяет форму и размеры тела).
  • Опорная (опорный остов организма).
  • Кроветворная (красный костный мозг – источник клеток крови).
  • Обменная (кости – источник Ca , F и других минеральных веществ).

Скелет головы

Скелет туловища

Отделы Скелета

Осевой

Скелет верхней конечности

Скелет нижней конечности

Добавочный


Пояс верхней

конечности

Грудная клетка

Скелет свободной

верхней конечности

позвоночник

Пояс нижней

конечности

Скелет свободной

нижней конечности


Лобная кость

Носовая кость

Теменная кость

Решетчатая кость

Слезная кость

Верхняя челюсть

Затылочная кость

Нижняя челюсть

Височная кость

Клиновидная кость

Скуловая кость


Отделы тела

Голова

Отделы скелета

Кости скелета

Череп

Лицевой отдел черепа

Мозговой отдел черепа

Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная

Тип костей

Характер соединения костей

Плоские (широкие)

Парные кости: теменные, височные

Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая

Особенности скелета человека

Неподвижный, кроме нижней челюсти

Плоские (широкие)

Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

Неподвижный (швы)

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой


Мозговой


Отделы тела

Туловище

Отделы скелета

Кости скелета

Позвоночник

Грудная клетка

33-34 позвонка

7-шейных, 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых, 4-5 копчиковых

Тип костей

Характер соединения костей

Короткие

12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость

Особенности скелета человека

Полуподвижный

Короткие, длинные губчатые

S -образная изогнутость позвоночника (лордозы -шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника

Полуподвижный

Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая


( 7 )

( 12 )

( 5 )

( 5 )

( 4-5 )


Позвоночник имеет

4 изгиба:

2 лордоза

2 кифоза


Истинные ребра

Грудино-реберные

полусуставы

Хрящевые части

ребер

Ложные ребра

Реберная дуга

Колеблющиеся ребра



  • Рассмотрите рисунок . .
  • Рассмотрите рисунок . Назовите отделы скелета и основные кости обозначенные указателями .

Домашнее задание

  • Параграф 11

Ответить на вопросы после параграфа

Рабочая тетрадь на печатной основе №1-6

Презентация к уроку по биологии 8 класс

  • Программа В.В. Пасечник
  • Учебник Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев

Тема урока: СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА ОСЕВОЙ СКЕЛЕТ

  • сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека;
  • выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью,
  • путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих; показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Из перечня веществ (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (А-М). Ответ зашифруйте: Буква – Цифра.

1. Минеральные вещества 6. Кость без полости

2.Органические вещества 7. Трубчатое строение

3. Вода 8. Гипофиз

4. Губчатое строение 9. Красный костный мозг

5.Надкостница 10. Соединительная ткань

А. Придают кости упругость Ж. Особенности строения плоских костей

Б. Придают кости твердость З. Растворяются в кислоте

В. Придает кости легкость И. Сгорают в огне

Г. Придают кости прочность К. Пространство в губчатом веществе

и упругость заполнено..

Д. Растущий слой кости Л. Образуется гормон роста в..

Е. Особенности строения М. Типы костей по строению

длинных костей


(губчатое вещество)

Органические

вещества

Минеральные

вещества

Надкостница

костный мозг

Средняя часть

(компактное вещество)



Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

  • Кости
  • Хрящи
  • Связки

  • Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).
  • Защитная (создаёт полости тела защиты внутренних органов).
  • Формообразующая (определяет форму и размеры тела).
  • Опорная (опорный остов организма).
  • Кроветворная (красный костный мозг – источник клеток крови).
  • Обменная (кости – источник Ca , F и других минеральных веществ).

Скелет головы

Скелет туловища

Отделы Скелета

Осевой

Скелет верхней конечности

Скелет нижней конечности

Добавочный


Пояс верхней

конечности

Грудная клетка

Скелет свободной

верхней конечности

позвоночник

Пояс нижней

конечности

Скелет свободной

нижней конечности


Лобная кость

Носовая кость

Теменная кость

Решетчатая кость

Слезная кость

Верхняя челюсть

Затылочная кость

Нижняя челюсть

Височная кость

Клиновидная кость

Скуловая кость


Отделы тела

Голова

Отделы скелета

Кости скелета

Череп

Лицевой отдел черепа

Мозговой отдел черепа

Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная

Тип костей

Характер соединения костей

Плоские (широкие)

Парные кости: теменные, височные

Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая

Особенности скелета человека

Неподвижный, кроме нижней челюсти

Плоские (широкие)

Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

Неподвижный (швы)

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой


Мозговой


Отделы тела

Туловище

Отделы скелета

Кости скелета

Позвоночник

Грудная клетка

33-34 позвонка

7-шейных, 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых, 4-5 копчиковых

Тип костей

Характер соединения костей

Короткие

12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость

Особенности скелета человека

Полуподвижный

Короткие, длинные губчатые

S -образная изогнутость позвоночника (лордозы -шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника

Полуподвижный

Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая


( 7 )

( 12 )

( 5 )

( 5 )

( 4-5 )


Позвоночник имеет

4 изгиба:

2 лордоза

2 кифоза


Истинные ребра

Грудино-реберные

полусуставы

Хрящевые части

ребер

Ложные ребра

Реберная дуга

Колеблющиеся ребра



Закрепление изученного

  • Рассмотрите рисунок. .
  • Рассмотрите рисунок. Назовите отделы скелета и основные кости обозначенные указателями .

Домашнее задание

  • Параграф 11

Ответить на вопросы после параграфа

Кость (os, ossis) – орган, основной элемент скелета позвоночных.

Красный костный мозг – мягкая ткань

заполняющая губчатое вещество костей, кроветворный орган.

Надкостница – верхний слой кости способный к делению (росту).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Скелет человека, его строение и значение. Гришина Марина Анатольевна, учитель биологии. 1 квалификационная категория МБОУ «Васильевская кадетская школа №1» Зеленодольский район РТ

Опорно – двигательный аппарат слона

Скелет человека состоит из тех же отделов, что и скелет млекопитающих

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Демокрит Собирал остатки скелетов, посещая кладбища Древнегреческий философ

Клавдий Гален Древнеримский врач и естествоиспытатель Совершил путешествие в Александрию, где изучал единственный целиком собранный скелет человека

Андрей Везалий Анатом Ночью крал трупы повешенных людей

Описал строение скелета и его роль в жизни организма Иоганн Вольфганг Гете Немецкий поэт и ученый

Петр Первый Покупал коллекции по анатомии

СКЕЛЕТ - (от греч. skeletos - букв. - высохший), совокупность твердых тканей в организме животных и человека, дающих телу опору и защищающих его от механических повреждений.

Скелет человека состоит: - из 206 костей Парные кости 85 Непарные кости 36

Классификация костей по форме: - длинные - короткие - широкие или плоские - смешанные

Соединения костей Неподвижные Подвижные - суставы Малоподвижные

Скелет Осевой Периферический Скелет головы Скелет туловища Скелет конечностей Верхних Нижних Плечевой пояс Скелет конечностей Тазовый пояс Скелет конечностей

Строение головы Мозговой отдел черепа Лицевой отдел черепа 23

Строение головы (череп) Лицевой отдел Мозговой отдел

Теменная кость Височная кость Лобная кость Затылочная кость Носовая кость Верхнечелюстная кость Нижнечелюстная кость Череп Скуловая кость

Скелет туловища 33 – 34

Скелет туловища Шейный отдел Грудной отдел Поясничный отдел Крестцовый отдел Копчиковый отдел 7 12 5 5 4-5

Изгибы позвоночника Шейный лордоз Грудной кифоз Поясничный лордоз Крестцовый кифоз

Спинной мозг в позвоночном канале

Грудная клетка Ребро Грудина Хрящ

Скелет верхней конечности Ключица Лопатка Плечевая кость Локтевая кость Лучевая кость Кости запястья Кости пястья Фаланги пальцев Пояс верхних конечностей Кости предплечья Кисть

Скелет нижней конечности Тазовая кость Бедренная кость Большая берцовая кость Малая берцовая кость Предплюсна Плюсна Фаланги пальцев Пяточная кость

Функции скелета человека Двигательная Защитная Формообразующая Опорная Кроветворная Обменная

Задание: собери таблицу

1 . Функции скелета Опорная, защитная, кроветворная, обмен минеральными веществами. 2 . Скелет головы - череп Парные – теменные, височные, скуловые, носовые. Непарные – лобная, затылочная, верхнечелюстная, нижнечелюстная. 3 . Отделы скелета Туловище, череп, плечевой пояс, верхняя конечность, тазовый пояс, нижняя конечность 4 . Плечевой пояс Лопатка и ключица 5 . Кости верхней конечности Плечо, предплечье, кисть 6 . Пояс нижней конечности (тазовый) Тазовые кости 7 . Кости нижней конечности Бедро, голень, стопа

А знаете ли вы?

Гигантский скелет был раскопан в малоизвестной части пустыни в Индии

Один из наиболее хорошо сохранившихся скелетов, пролежавших в песке 6 тысяч лет, выглядит так, будто он захоронен совсем недавно. Положение скелета говорит о том, что человек был захоронен в позе спящего.

Археологи исследуют скелет женщины, которая умерла в возрасте двадцати лет.

ТЕСТ ТЕСТ ТЕСТ

Домашнее задание В учебнике с. 98 – 105, задания в тетради на печатной основе № 90, № 100-102

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!