» » В помощь школьнику. Тема относится к «вечным», поскольку раскрывает суть чести и бесчестия. (Школьные сочинения) Честь и бесчестие по онегину

В помощь школьнику. Тема относится к «вечным», поскольку раскрывает суть чести и бесчестия. (Школьные сочинения) Честь и бесчестие по онегину

«Честь и бесчестие»

Официальный комментарий:

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

Афоризмы и высказывания известных людей :

Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст

Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине. Р.Роллан

Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. Апулей

Истинная честь не может терпеть неправду. Г.Филдинг

Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь – основа его подлинной чести. Мишель де Монтень

Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпнем счастье. Жорж Луи Леклерк

Список литературы по направлению «Честь и бесчестие»

    Л. Н. Толстой «Война и мир»

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    А. С. Пушкин «Выстрел»

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

    М. А. Шолохов «Судьба человека»

    М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

    А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

    Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

    А. С. Грибоедов «Гере от ума»

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений.

История русской дуэли ХIХ века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства. А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Среди дуэлянтов были не редки бретеры – люди, щеголявшие свой готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости. Такие негативные варианты дуэли изображены в повести А.С. Пушкина «Выстрел». Герой повести Сильвио, «первый буян по армии», ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку. Он кичится своим превосходством и удачливостью, демонстрирует презрение к смерти, ест черешни под дулом пистолета в угоду своему самолюбию. Его цель не убить, а доказать, что он сильный и может властвовать над людьми. Он болен самовлюбленностью и эгоизмом. Оставив за собой выстрел, герой не стал убивать графа, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать. Вопрос о чести, как понимает читатель, даже не стоит – храбрость героя вызывает также сомнение. Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал. В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Эгоист и злодей загубил невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие

и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках недоброжелателей и толкнули на злодейство. Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым в романеэпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер искренне доверял старому другу, ввел в свой дом, помог с деньгами, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что глупая, «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены. Литературные герои эпохи ХIХ века вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, ценой которой была сама жизнь

Материалы к литературным аргументам.

Л. Н. Толстой роман «Война и мир»

(Пьер и Долохов. Анализ сцены дуэли).

Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Долохова, можно назвать "Неосознанный поступок". Он начинается с описания обеда в Английском клубе. Все сидят за столом, едят и пьют, провозглашают тосты за императора и его здоровье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов, Долохов, Безухов. Пьер "не видит и не слышит ничего происходящего вокруг него и думает о чем-то одном, тяжелом и неразрешимом". Его мучает вопрос: действительно ли Долохов и его жена Элен - любовники? "Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднимается в его душе". И после тоста, произнесенного его "врагом": "За здоровье красивых женщин, и их любовников", - Безухов понимает, что его подозрения не напрасны.
Назревает конфликт, завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: "Вы...вы... негодяй!., я вас вызываю..." - нечаянно вырываются у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают этого и секунданты: Несвицкий - секундант Пьера и Николай Ростов - секундант Долохова.
Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, у него твердое намерение убить соперника, но это только видимость, на душе у “его неспокойно. Его соперник же "имеет вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью". Граф еще сомневается в правильности своих действий и соображает: что бы он сделал на месте Долохова?
Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытается примирить его с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать.
Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой выразил так: "Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали". Нерешительность персонажей передает и описание природы - оно скупо и немногословно: туман и оттепель.
Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел подобие улыбки. Он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника.
Долохов, выстрелив, промахивается. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода. Затем происходит спад действия и развязка, которая заключается в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.
В исходе дуэли, по мысли Толстого, свершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски и помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли "судьи», и "палача" одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.
Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова. "Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, - думал Пьер. - Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?"
Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу - убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен.

М. Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

(Печорин и Грушницкий)

Печорин познакомился с молодым юнкером Грушницким, горячим и пылким юношей, влюбленным в красавицу княжну Мери Лиговскую. Печорина потешало чувство молодого человека. Поначалу Печорин раздражал Мери. Вскоре Грушницкий с пылким чувством стал доказывать Печорину, что после всех его выходок его никогда не будут принимать в доме у княжны. Печорин поспорил со своим приятелем, доказывая обратное.
Печорин пошел на бал к княгине Лиговской. Здесь он стал вести себя необыкновенно учтиво по отношению к Мери: он танцевал с ней как прекрасный кавалер, защищал от подвыпившего офицера, помогал справиться с обмороком. Печорин стал бывать у Лиговских. Он заинтересовался Мери как женщиной, однако героя все равно притягивала Вера.
Печорин, тем не менее, сошелся с Мери. Печорин, используя свое обаяние, от нечего делать влюбил в себя княжну. Он даже сам не мог себя объяснить, для чего это ему нужно: то ли, чтобы поразвлечься, то ли для того, чтобы позлить Грушницкого, а, может быть, показать Вере, что он тоже кому-то нужен и, тем самым, вызывать ее ревность. Григорию удалось то, чего он хочет: Мери влюбилась в него, однако поначалу она скрывала свои чувства. Тем временем Веру стал беспокоить этот роман. На тайном свидании она попросила Печорина никогда не жениться на Мери и пообещала ему взамен ночную встречу. Печорин же стал скучать в обществе как Мери, так и Веры. Ему надоел и Грушницкий с его страстью и мальчишеством. Грушницкий начал всерьез ревновать. Он понимал, что сердце Мери отдано Печорину. Того же забавляло то, что Грушницкий перестал с ним здороваться и стал отворачиваться при его появлении. Печорин, движимый страстью к Вере, поздним вечером пошел в дом Лиговских, где та проживала. В окне он увидел и силуэт Мери. Грушницкий же выследил Печорина, полагая, что у того назначено свидание с Мери. Несмотря на то, что Печорину удалось вернуться к себе в дом, Грушницкий полон обиды и ревности. Он вызывал Григория Александровича на дуэль. В качестве секундантов выступили Вернер и малознакомый ему драгун. Дуэль Грушницкого - грязная игра от начала и до конца. Вместе с драгунским капитаном он еще до открытого столкновения с Печориным задумал «проучить» его, выставив перед всеми трусом. Но уже в этой сцене для читателя очевидно, что трусом является сам Грушницкий, который соглашается на подлое предложение драгунского капитана оставить пистолеты незаряженными. Печорин случайно узнает об этом заговоре и решает перехватить инициативу: теперь уже он, а не его противники, ведет партию, задумав проверить не только меру подлости и трусости Грушницкого, но и вступив в своеобразный поединок с собственной судьбой. Вернер сообщает Печорину о том, что планы противников изменились: теперь они задумали зарядить один пистолет. И тогда Печорин решает поставить Грушницкого в такие условия, чтобы тому не оставалось ничего другого, как либо признать себя перед всеми подлецом, раскрыв заговор, либо стать настоящим убийцей. Ведь возможность просто удовлетворить свою месть, слегка ранив Печорина и не подвергая себя самого при этом опасности, теперь была исключена: Печорин потребовал, чтобы дуэль проводилась на краю обрыва и стреляли по очереди. При таких условиях даже легкая рана противника становилась смертельной. Печорин хотел проявить великодушие к сопернику, надеясь на его взаимность. Но Грушницкий был зол и обижен. В итоге дуэли Печорин убил Грушницкого. Обвинять Печорина в убийстве было бы неверно. Он с самого начала был готов на примирение. Он постоянно оставляет Грушницкому лазейку, в которую тот мог бы ускользнуть. Но в своем глупом чванстве юнкер не способен понять простых вещей, увидеть и оценить благородство Печорина. Он не понимает, что спектакль, разыгранный им, зашел слишком далеко и пора остановиться. «Капитан мигнул Грушницкому, и этот, думая, что я трушу, принял гордый вид, хотя до сей минуты тусклая бледность покрывала его щеки».

А. С. Пушкин роман «Евгений Онегин»

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, хотя понимает, что в случае огласки се репутации будет нанесен непоправимый урон.
По этическим нормам современной Пушкину эпохи, любовное послание незамужней девушки к малознакомому мужчине должно было расцениваться как опасный и безнравственный поступок. Однако автор горячо вступается за свою героиню, говорит о глубине и искренности ее переживаний, о невинности се души:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства...
Защищая честь Татьяны, Пушкин ставит героиню на недосягаемую для светских красавиц высоту. На ее стороне - подлинность чувства, внутренняя чистота, готовность пожертвовать собой ради любимого.
Для Татьяны честь - это, прежде всего, внутренняя правда и верность себе (вспомним, что уже ребенком героиня избегала демонстративного проявления чувств - «ласкаться не умела»). Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все еще любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью, а не правилом, навязанным извне:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Если сюжетные ситуации, связанные с Татьяной, заключают в себе только предположительную возможность утраты героиней «чести», то в событиях, связанных с дуэлью между Онегиным и Ленским, проблема чести выходит па первый план и выступает главной движущей силой, определяющей действия героев. Поступок Онегина (ухаживание за Ольгой на балу) представляется Владимиру черным предательством. Вызывая своего вчерашнего друга па дуэль, юноша полагает, что защищает собственную честь и честь своей невесты:
Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал…
Благородство и пылкость героя направлены на ложные цели. Во-первых, чести Ольги ничто не угрожает (у Онегина и в мыслях не было всерьез ухаживать за Ольгой), а во-вторых, эпизод на балу обнаружил не столько коварство Онегина, сколько женское тщеславие Ольги, се неверность и отсутствие глубоких
чувств к жениху. Но Владимир упорно рассматривает произошедшее сквозь призму знакомых ему литературных штампов: Ольга («двухутренний цветок») - невинная жертва коварного «развратителя» - Онегина. Урок, который намеревался преподать Онегин своему юному другу, не был тем усвоен. Так и не расставшись с романтическими иллюзиями, Ленский гибнет напрасно, однако готовность героя защитить свои идеалы ценой собственной жизни не может не вызвать сочувствия. Ленский, при всей его наивности, безусловно, олицетворяет собой лучшие черты дворянской молодежи пушкинского времени (к числу которых относится и бескомпромиссность в вопросах чести).
Главного героя романа - Онегина - автор ставит перед лицом трагически неразрешимой ситуации: с одной стороны, Евгений, «всем сердцем юношу любя», не желает смерти друга, но, с другой стороны, отказ Онегина от дуэли навсегда обесчестил бы его в мнении «света», сделал бы посмешищем в глазах «глупцов».
Онегин, в отличие от Ленского, рассматривает возникший конфликт с позиций здравомыслящего и умудренного опытом человека. Он во всем обвиняет себя и сожалеет, что из-за минутной вспышки гнева «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно». Однако как для героя, так и для читателя - современника Пушкина - очевидно, что пути назад нет, отказ от дуэли немыслим:
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Наступает утро дуэли, герои приходят в назначенное время. Правда, Онегин опаздывает, он… проспал. Мыслимо ли!.. И вот они сходятся

Но все относятся к происходящему серьезно, кроме Онегина, который даже в секунданты себе выбрал слугу, оскорбив, таким образом, секунданта Ленского – Зарецкого. Онегин объясняет это тем, что в деревне нет у него «знакомцев».
И все же необходимо заметить, что дуэль героев проходила со многими серьезным нарушениями. Так, по правилам опоздание засчитывалось как проигрыш, опоздавший признавался трусом. Поэтому дуэль между Онегиным и Ленским уже не должна была состояться. Второе нарушение: секундант Евгения - слуга месье Гильом. По правилам, секунданты должны были принадлежать к одному сословию. Поэтому Ленский тоже мог отменить дуэль и считать себя удовлетворенным. Но дуэль не отменяется

Ленский убит. Онегин становится невольным убийцей, он сражен этой новостью. С этого момента начинается перелом в его жизни. Он отправляется в странствие, потому что оставаться более в деревне ему нельзя, а возвращаться в Петербург - слишком скучно.

Меняется и судьба сестер Лариных. Ольга уже не выйдет замуж за Ленского, а Татьяна лишается последней возможности видеть предмет своей любви – Онегина. Поэтому надежда на их воссоединение также исчезает…

Таким образом, дуэль между героями становится поворотным моментом в жизни всех ключевых персонажей.

А. С. Пушкин повесть «Выстрел»

Поздним вечером, когда все покидали дом Сильвио, хозяин попросил наиболее симпатичного ему офицера задержаться и открыл ему свою тайну.

Несколько лет тому назад Сильвио получил пощёчину, и обидчик его жив до сих пор. Случилось это ещё в годы его службы, когда Сильвио отличался буйным нравом. Он первенствовал в полку и наслаждался этим положением до тех пор, пока в полк не определился «молодой человек богатой и знатной фамилии». Это был блистательнейший счастливец, которому всегда и во всем сказочно везло. Поначалу он пытался добиться дружбы и расположения Сильвио, но, не преуспев в этом, отдалился от него без сожаления. Первенство Сильвио поколебалось, и он возненавидел этого любимца фортуны. Однажды на балу у одного польского помещика они повздорили, и Сильвио получил пощёчину от своего врага. На рассвете была дуэль, на которую обидчик Сильвио явился с фуражкой, полной спелыми черешнями. По жребию ему достался первый выстрел, сделав его и прострелив на Сильвио фуражку, он спокойно стоял под дулом его пистолета и с удовольствием лакомился черешнями, выплёвывая косточки, которые иногда долетали до его противника. Его равнодушие и невозмутимость взбесили Сильвио, и он отказался стрелять. Противник его равнодушно сказал, что Сильвио вправе будет воспользоваться своим выстрелом, когда ему будет угодно. Вскоре Сильвио вышел в отставку и удалился в это местечко, но не проходило дня, чтобы он не мечтал о мщении. И вот наконец его час настал. Ему доносят, «что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой». И Сильвио решил посмотреть, «так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями!». Друзья простились, и Сильвио уехал. На стене гостиной внимание рассказчика привлекает картина, простреленная «двумя пулями, всаженными одна в другую». Он похвалил удачный выстрел и рассказал, что знал в своей жизни человека, чьё искусство в стрельбе было поистине изумительно. На вопрос графа, как звали этого стрелка, рассказчик назвал Сильвио. При этом имени граф и графиня пришли в смущение. Граф допытывается, не рассказывал ли Сильвио своему другу об одной странной истории, и рассказчик догадывается, что граф и есть тот самый давний обидчик его друга. Оказывается, эта история имела продолжение, а простреленная картина - своеобразный памятник их последней встрече.

Случилось это пять лет назад в этом самом доме, где граф и графиня проводили свой медовый месяц. Однажды графу доложили, что его дожидается некий человек, не пожелавший назвать своего имени. Войдя в гостиную, граф застал там Сильвио, которого не сразу узнал и который напомнил об оставшемся за ним выстреле и сказал, что приехал разрядить свой пистолет. С минуты на минуту могла войти графиня. Граф нервничал и торопился, Сильвио медлил и, наконец, принудил графа вновь тянуть жребий. И вновь графу достался первый выстрел, он выстрелил и прострелил висевшую на стене картину. В это мгновение вбежала перепуганная графиня. Муж стал уверять ее, что они просто шутят со старым другом. Но происходящее слишком не походило на шутку. Графиня была на грани обморока, и взбешённый граф закричал Сильвио, чтобы тот скорее стрелял, но Сильвио ответил, что он не будет этого делать, что он видел главное - страх и смятение графа, и с него довольно. Остальное - дело совести самого графа. Он повернулся и пошёл к выходу, но у самой двери остановился и, почти не целясь, выстрелил и попал точно в простреленное графом место на картине. С Сильвио рассказчик больше не встречался, но слышал, что он погиб, участвуя в восстании греков под предводительством Александра Ипсиланти.

Сильвио выписан как романтический герой. Это подтверждает его портрет: «его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы». Сильвио отличается от офицеров, окружающих его, выделяется из общей массы. Ему около тридцати пяти лет, и он, по меркам обычных людей, ведет странный образ жизни. Не являясь военным, общается только с ними, живет расточительно и скудно одновременно.
У Сильвио была одна черта, которую можно назвать талантом и за которую его так уважали молодые офицеры. Этот герой виртуозно стрелял, всегда, из любого положения, попадая в цель.
Была у Сильвио и своя тайна, которая определила всю его жизнь, стала его навязчивой идеей. Эту тайну Сильвио поведал рассказчику, к которому питал искреннюю симпатию. Будучи метким стрелком, герой отказался от дуэли с офицером, оскорбившим его. Все в гарнизоне недоумевали: почему Сильвио так поступил?
В разговоре с рассказчиком он объяснил, что не стал стреляться не из благородных побуждений. Конечно, герой мог легко застрелить своего противника. Но он не стал этого делать, потому что считал, что за ним был долг, обязательства, которые он должен быть выполнить. Поэтому герой не имеет права рисковать своей жизнью.
Как выяснилось, в молодости, когда Сильвио служил в гусарском полку, у него был соперник, который позже стал его врагом. Этот соперник был красив, умен, богат, остроумен, удачлив во всех делах. Сильвио завидовал ему, потому что всегда и во всем он привык быть первым: «Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние». Этот молодой человек занял его место. По крайней мере, так считал Сильвио. Поэтому он не принимал никаких знаков дружбы или примирения от графа. Сильвио нарочно искал с ним ссоры.
Наконец, он добился своего: нагрубил графу на балу. Была назначена дуэль. Право первого выстрела выпало сопернику Сильвио. Он прицелился и попал в фуражку героя. Настала очередь Сильвио стрелять. Но граф вел себя так спокойно и непринужденно, ел черешни в ожидании своей участи. Сильвио же больше всего хотел задеть своего соперника, сделать ему больно, чтобы тот мучился духовно так же, как и сам герой. На дуэли такой возможности ему не представилось.
За Сильвио остался его выстрел. Он ждал случая отомстить. И вот, много лет спустя, его ожидание оправдалось. В сцене второй дуэли раскрываются все положительные качества героя. Он не смог просто так выстрелить в безоружного человека. Противники опять бросали жребий, первым опять стрелял граф. Его пуля пробила картину. Выстрелить Сильвио помешала судьба.
Он увидел графа испуганным, смятенным, униженным. Этого герою хватило с лихвой. Он достиг своей цели, поэтому стрелять ему было уже не обязательно. Сильвио говорит графу: «Не буду… я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».

Сильвио на первый взгляд кажется натурой исключительной. Но вся его энергия уходит на удовлетворение мелочного самолюбия. Он ищет первенства, но не в чем-либо серьёзном, а в том, что считается важным в пустой гусарской компании (пьянство, дуэли, дебоширство).
Все свои зрелые годы Сильвио посвящает подготовке к мести графу. Он поджидает того момента, когда его противнику будет нелегко расстаться с жизнью, и добивается своего: он видит не только смятение графа, но и ужас его молодой жены. Но что-то не позволило Сильвио убить графа? Может быть, он пожалел его жену, может быть, потому, что это был уже не прежний блестящий соперник, беспечный храбрец, угощавшийся черешнями под дулом его пистолета, а семьянин, убийство которого уже не льстило его самолюбию. А может быть, потому, что проснулись в нём естественные человеческие чувства, и он освободился от ложных романтических понятий.
Так или иначе, но эта бескровная развязка характерна для духа гуманности.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, хотя понимает, что в случае огласки се репутации будет нанесен непоправимый урон.

По этическим нормам современной Пушкину эпохи, любовное послание незамужней девушки к малознакомому мужчине должно было расцениваться как опасный и безнравственный поступок. Однако автор горячо вступается за свою героиню, говорит о глубине и искренности ее переживаний, о невинности се души:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства...

Защищая честь Татьяны, Пушкин ставит героиню на недосягаемую для светских красавиц высоту. На ее стороне - подлинность чувства, внутренняя чистота, готовность пожертвовать собой ради любимого.

Для Татьяны честь - это, прежде всего, внутренняя правда и верность себе (вспомним, что уже ребенком героиня избегала демонстративного проявления чувств - «ласкаться не умела»). Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все еще любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью, а не правилом, навязанным извне:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Если сюжетные ситуации, связанные с Татьяной, заключают в себе только предположительную возможность утраты героиней «чести», то в событиях, связанных с дуэлью между Онегиным и Ленским, проблема чести выходит па первый план и выступает главной движущей силой, определяющей действия героев. Поступок Онегина (ухаживание за Ольгой на балу) представляется Владимиру черным предательством. Вызывая своего вчерашнего друга па дуэль, юноша полагает, что защищает собственную честь и честь своей невесты:

Он мыслит: «Буду ей спаситель.

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнем и вздохов и похвал

Младое сердце искушал…

Благородство и пылкость героя направлены на ложные цели. Во-первых, чести Ольги ничто не угрожает (у Онегина и в мыслях не было всерьез ухаживать за Ольгой), а во-вторых, эпизод на балу обнаружил не столько коварство Онегина, сколько женское тщеславие Ольги, се неверность и отсутствие глубоких

чувств к жениху. Но Владимир упорно рассматривает произошедшее сквозь призму знакомых ему литературных штампов: Ольга («двухутренний цветок») - невинная жертва коварного «развратителя» - Онегина. Урок, который намеревался преподать Онегин своему юному другу, не был тем усвоен. Так и не расставшись с романтическими иллюзиями, Ленский гибнет напрасно, однако готовность героя защитить свои идеалы ценой собственной жизни не может не вызвать сочувствия. Ленский, при всей его наивности, безусловно, олицетворяет собой лучшие черты дворянской молодежи пушкинского времени (к числу которых относится и бескомпромиссность в вопросах чести).

Главного героя романа - Онегина - автор ставит перед лицом трагически неразрешимой ситуации: с одной стороны, Евгений, «всем сердцем юношу любя», не желает смерти друга, но, с другой стороны, отказ Онегина от дуэли навсегда обесчестил бы его в мнении «света», сделал бы посмешищем в глазах «глупцов».

Онегин, в отличие от Ленского, рассматривает возникший конфликт с позиций здравомыслящего и умудренного опытом человека. Он во всем обвиняет себя и сожалеет, что из-за минутной вспышки гнева «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно». Однако как для героя, так и для читателя - современника Пушкина - очевидно, что пути назад нет, отказ от дуэли немыслим:

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист...

Не снимая ответственности с Онегина за смерть Ленского (Евгений «должен был обезоружить младое сердце»), автор указывает подлинных виновников трагедии - Зарецкого, светских «глупцов».

В пушкинском романс идея чести в ее традиционном толковании соотносится с нравственным содержанием происходящего, с реальной жизнью, и оказывается, что это фундаментальное (в системе этики русского дворянского общества) понятие нуждается в серьезной переоценке. Автор не низводит идеал чести до уровня «практической целесообразности», но всеми средствами (ходом развития сюжета, через внутренние монологи персонажей, путем непосредственного авторского комментария) доказывает: подлинное достоинство человека не может быть оценено посредством формальных критериев чести, оно не должно обесцениваться из-за обывательских предрассудков или «болтовни глупцов». Идеал чести имеет смысл только в контексте целостной системы нравственных ценностей, восходящей к народным этическим основам, в противном случае этот идеал превращается в механическое правило поведения и умерщвляет все лучшее в человеке.

По этическим нормам современной Пушкину эпохи, любовное послание незамужней девушки к малознакомому мужчине должно было расцениваться как опасный и безнравственный поступок. Однако автор горячо вступается за свою героиню, говорит о глубине и искренности ее переживаний, о невинности се души:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства...
Защищая честь Татьяны, Пушкин ставит героиню на недосягаемую для светских красавиц высоту. На ее стороне - подлинность чувства, внутренняя чистота, готовность пожертвовать собой ради любимого.
Для Татьяны честь - это, прежде всего, внутренняя правда и верность себе (вспомним, что уже ребенком героиня избегала демонстративного проявления чувств - «ласкаться не умела»). Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все еще любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью, а не правилом, навязанным извне:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Если сюжетные ситуации, связанные с Татьяной, заключают в себе только предположительную возможность утраты героиней «чести», то в событиях, связанных с дуэлью между Онегиным и Ленским, проблема чести выходит па первый план и выступает главной движущей силой, определяющей действия героев. Поступок Онегина (ухаживание за Ольгой на балу) представляется Владимиру черным предательством. Вызывая своего вчерашнего друга па дуэль, юноша полагает, что защищает собственную честь и честь своей невесты:
Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал…
Благородство и пылкость героя направлены на ложные цели. Во-первых, чести Ольги ничто не угрожает (у Онегина и в мыслях не было всерьез ухаживать за Ольгой), а во-вторых, эпизод на балу обнаружил не столько коварство Онегина, сколько женское тщеславие Ольги, се неверность и отсутствие глубоких
чувств к жениху. Но Владимир упорно рассматривает произошедшее сквозь призму знакомых ему литературных штампов: Ольга («двухутренний цветок») - невинная жертва коварного «развратителя» - Онегина. Урок, который намеревался преподать Онегин своему юному другу, не был тем усвоен. Так и не расставшись с романтическими иллюзиями, Ленский гибнет напрасно, однако готовность героя защитить свои идеалы ценой собственной жизни не может не вызвать сочувствия. Ленский, при всей его наивности, безусловно, олицетворяет собой лучшие черты дворянской молодежи пушкинского времени (к числу которых относится и бескомпромиссность в вопросах чести).
Главного героя романа - Онегина - автор ставит перед лицом трагически неразрешимой ситуации: с одной стороны, Евгений, «всем сердцем юношу любя», не желает смерти друга, но, с другой стороны, отказ Онегина от дуэли навсегда обесчестил бы его в мнении «света», сделал бы посмешищем в глазах «глупцов».
Онегин, в отличие от Ленского, рассматривает возникший конфликт с позиций здравомыслящего и умудренного опытом человека. Он во всем обвиняет себя и сожалеет, что из-за минутной вспышки гнева «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно». Однако как для героя, так и для читателя - современника Пушкина - очевидно, что пути назад нет, отказ от дуэли немыслим:
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Не снимая ответственности с Онегина за смерть Ленского (Евгений «должен был обезоружить младое сердце»), автор указывает подлинных виновников трагедии - Зарецкого, светских «глупцов».
В пушкинском романс идея чести в ее традиционном толковании соотносится с нравственным содержанием происходящего, с реальной жизнью, и оказывается, что это фундаментальное (в системе этики русского дворянского общества) понятие нуждается в серьезной переоценке. Автор не низводит идеал чести до уровня «практической целесообразности», но всеми средствами (ходом развития сюжета, через внутренние монологи персонажей, путем непосредственного авторского комментария) доказывает: подлинное достоинство человека не может быть оценено посредством формальных критериев чести, оно не должно обесцениваться из-за обывательских предрассудков или «болтовни глупцов». Идеал чести имеет смысл только в контексте целостной системы нравственных ценностей, восходящей к народным этическим основам, в противном случае этот идеал превращается в механическое правило поведения и умерщвляет все лучшее в человеке.

«Береги честь смолоду». Эту пословицу (точнее, часть пословицы) Александр Сергеевич Пушкин взял эпиграфом к своей повести «Капитанская дочка», подчеркнув этим, насколько важен для него этот вопрос. Для него, не позволившего себе ни одну стихотворную строку сделать ступенькой к карьере, воспринявшему как обиду камер-юнкерский мундир, шагнувшему к смертельному барьеру, чтобы на имя, которое принадлежит России, не упала даже тень клеветы и сплетен.

Создавая образ юного офицера Петруши Гринева, Пушкин показывает, как формировалось в русских семьях понятие чести и идущего с ней рука об руку долга, как передавалась из рода в род на личном примере верность воинской присяге. В начале повести перед нами обычный дворянский недоросль, - выучившийся грамоте от крепостного, больше умеющий судить «о свойствах борзого кобеля», чем о французском «и прочих науках ». Он бездумно мечтает о службе в гвардии, о будущей веселой петербургской жизни.

Но отец его, служивший при графе Минихе и ушедший в отставку при восшествии на престол Екатерины, имеет о службе другое представление. Он отправляет сына в армию: «Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдатом, а не шаматон». Единственное рекомендательное письмо старому сослуживцу содержит просьбу держать сына «в ежовых рукавицах», единственное напутствие сыну - приказ за лаской не гоняться, от службы не отговариваться и беречь свою честь.

Первые самостоятельные шаги Петруши смешны и нелепы: напился с первым встречным офицером, проиграл в бильярд сто рублей. Но то, что он заплатил проигрыш, говорит о его понимании кодекса офицерской чести. То, что подарил тулуп и полтину на водку случайному спутнику за помощь во время бурана, - о его умении быть благодарным. Петрушу тянет к простой и честной семье капитана Миронова, ему неприятны сплетни и клевета Швабрина. Вызывая Швабрина на дуэль за оскорбительные слова о Маше, Гринев не думает, что так положено вести себя офицеру, он просто почеловечески защищает девушку от клеветы.

Шварбин же - полная противоположность Гриневу. Этот бывший петербургский гвардеец то и дело поступает бесчестно, без раздумья и, кажется, даже без раскаяния, преступая даже самые обычные человеческие нормы. Желая отомстить Маше за отказ выйти за него замуж, клевещет на девушку, без всякого сомнения ранит Петрушу, воспользовавшись тем, что противник отвлекся, и кажется именно он не гнушается написать родителям Петруши письмо, в котором очерняет его невесту.

В годину суровых испытаний, прекрасно понимая слабость укрепления Белогорской крепости, Петруша твердо знает: «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания». Ни минуты не колеблясь, не раздумывая о тщетности этого поступка, с одной лишь шпагой он выходит за ворота крепости вместе со своими командирами. Перед лицом смертельной опасности он готовится «повторить ответ великодушных своих товарищей» и оказаться на виселице. При следующей встрече с самозванцем, во время разговора один на один, Гринев отвечает ему с твердостью: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Юноша не может даже пойти на компромисс, пообещав, что не будет сражаться против Пугачева.

В отличие от Петра Гринева, Швабрин изменяет присяге, переходя на сторону самозванца ради сохранения собственной жизни, получения должности коменданта и власти над Машей. Сам момент предательства Пушкин не показывает. Мы видим лишь результат - Швабрин, «обстриженный в кружок и в казацком кафтане », словно он, изменив присяге, сменил и личину. Верный своему офицерскому долгу, Петруша является в Оренбург и вносит одно предложение за другим, чтобы освободить Белогорскую крепость и спасти Машу. Но командование не интересует судьба дочери капитана Миронова, геройски погибшего «за матушку государыню», больше заботит сохранность собственной шкуры и покой. Устав имитировать деятельность в ленивой перестрелке, до глубины души тронутый мольбой Маши, Гринев самовольно уезжает к Пугачеву. Он понимает, что подобное нарушение дисциплины противно офицерской чести, но в данный момент он выше слепой буквы кодекса, защищая жизнь и честь девушки, всецело доверившейся ему.

Долг и честь Петруши вырастают из подлинной человечности, из чувства ответственности за близких. Так, например, он не может бросить в плену у пугачевцев отставшего на плохой лошади Савельича. В истинно нравственном отношении к людям нет мелочей и второстепенного. Честно признавшись Пугачеву, что его невеста - дочь капитана Миронова, Гринев говорит: «Жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»... Когда Маша освобождена и, казалось бы, можно было наслаждаться счастьем, Петруша отправляет девушку к своим родителям, а сам вступает в отряд Зурина, не забыв о воинском долге перед Родиной.

Все поведение Петруши - поведение сильного и цельного человека, пусть и очень молодого. В его отношении к людям и к своим обязанностям нет ни капли эгоизма. И снова антитезой образу Гринева предстает пред нами Швабрин, живущий по принципу: «Если не мне, так и никому». Именно он, понимая, что Маша ускользает из его рук, выдает ее Пугачеву, без зазрения совести и всякого сочувствия ставя под угрозу жизнь девушки. После подавления восстания Пугачева, оказавшись обвиненным как изменник, Швабрин клевещет на Гринева. И снова Петруша делает нравственный и чисто человеческий выбор, решаясь не называть имя Маши Мироновой, потому что сама «мысль впутать ее имя между гнусными наветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку» кажется ему невыносимой.

Таков же и отец Петруши: его страшит не казнь сына, а бесчестие: «Пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!..»

У Петруши выбор еще сложнее - между своим бесчестием, вернее, честью, которую он не может защитить, не пожертвовав честью любимой девушки. Если б Гринев-старший знал истинные причины, помешавшие Петруше сказать что-либо в свое оправдание, он бы понял сына. Потому что понятие чести и долга у них одно - семейное, выстраданное. Пушкинское. ...В сентябре 1836 года Пушкин закончил работу над «Капитанской дочкой». А в январе 1837 года, защищая свою честь и честь своей жены, он шагнул к смертельному барьеру.

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всего: 441 слово

В понятиях чести и достоинства выражается духовная связь человека с обществом. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».

Собственная позиция: Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук. Еще рано говорить, что я живу по чести. Но надеюсь что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.

В наше время кажется уже, что понятия "честь и достоинства" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. " Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.

Всего: 302 слова

Каждому новорождённому даётся имя. Вместе с именем человек получает историю своего рода, память поколений и представление о чести. Иногда имя обязывает быть достойным своего происхождения. Иногда своими поступками приходится смывать, исправлять негативную память рода. Как не потерять достоинство? Как защитить себя перед лицом возникшей опасности? Очень трудно быть готовым к такому испытанию. В русской литературе можно найти много подобных примеров.

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Людочка» идёт повествование о судьбе юной девушки, вчерашней школьницы, приехавшей в город на поиски лучшей жизни. Выросшая в семье потомственного алкоголика, как примороженная трава, она всю свою жизнь пытается хранить честь, какое-никакое женское достоинство, пытается честно работать, строить отношения с окружающими её людьми, никого не оскорбляя, всем угождая, но держа на расстоянии. И люди её уважают. Уважает за безотказность и трудолюбие её квартирная хозяйка Гавриловна, уважает за строгость и нравственность убогий Артёмка, уважает по-своему, но почему-то молчит об этом, отчим. Все видят в ней человека. Однако на её пути встречается омерзительный тип, уголовник и подонок – Стрекач. Ему не важен человек, его похоть превыше всего. Предательство «друга-ухажёра» Артёмки оборачивается для Людочки страшным финалом. И остаётся девушка со своим горем одна-одинёшенька. Для Гавриловны в этом особой проблемы нет:

Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут, тьфу нонче на эти дела…

Мать вообще отстраняется и делает вид, что ничего не случилось: взрослая, мол, сама пусть выкручивается. Артёмка и «друзья» зовут провести время вместе. А Людочка не хочет жить так, с замаранной, растоптанной честью. Не видя выхода из такого положения, она решает не жить вообще. В своей последней записке она просит прощения:

Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут-то, не спросила. Люди добрые, простите!

В романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова каждая героиня имеет своё представление о чести. Дарья Мелехова живет только плотью, о её душе мало говорит автор, да и герои в романе вообще не воспринимают Дарью без этого низменного начала. Её похождения и при жизни мужа, и после его смерти показывают, что честь для неё вообще не существует, она готова совратить собственного свёкра, лишь бы удовлетворить желание. Её жалко, ведь человек так бездарно и пошло проживший свою жизнь, не оставивший о себе никакой доброй памяти – ничтожен. Дарья так и осталась воплощением низменного, похотливого, бесчестного женского нутра.

Честь важна для каждого человека в нашем мире. Но особенно честь женская, девичья остаётся визитной карточкой и всегда привлекает особое внимание. И пусть говорят, что в наше время нравственность – пустой звук, что «замуж какую попало возьмут» (по словам Гавриловны), важно – кто ты таков для себя, а не для окружающих. Поэтому мнения незрелых и недалёких людей в расчет не берутся. Для каждого честь была и будет на первом месте.

Всего: 463 слова

В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.

В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.

А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.

Так А.С. Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи.

В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.

Но, пока жив человек, жива и честь.

Всего: 206 слов

Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.

Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.

В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.

Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.

Честь, долг, совесть - эти понятия сейчас уже редко встретишь у людей.

Что это такое?

Честь - это ассоциация у меня с армией, с офицерами, которые защищают нашу Родину, а еще люди, которые с честью держат "удары судьбы".

Долг - это опять таки наши доблестные защитники отечества, у которых долг защищать нас и нашу Родину, а еще долг может быть у любого человека, например, помочь пожилым людям или более младшим, если те попали в беду.

Совесть - это то что живет внутри каждого человека.

Есть люди без совести, это когда можно пройти мимо горя, и не помочь, и внутри ничего не будет мучать, а можно и помочь, и потом спать спокойно.

Часто между собой эти понятия связаны. Как правило эти качества нам даются при воспитании.

Пример из литературы: Война и Мир, Л Толстого. К сожалению, сейчас эти понятия устарели, мир изменился. Редко встретишь такого человека, у которого все эти качества присутствуют.

470 слов

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.