» » Царь симеон бекбулатович. Великий князь симеон бекбулатович Начало царствования симеона бекбулатовича

Царь симеон бекбулатович. Великий князь симеон бекбулатович Начало царствования симеона бекбулатовича

Доклад в комиссию Общественной Палаты РФ по межнациональным вопросам

Саин Булат

24 января 1570 года Иван Грозный отправил в Константинополь дворянина Ивана Петровича Новосельцева. Тот прибыл во дворец султана Селима и сообщил ему, между прочим, следующее: «Мой государь не есть враг Мусульманской Веры. Слуга его, Царь Саинбулат, господствует в Касимове, Царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Сурожике, Князья Ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях: ибо у нас всякий иноземец живет в своей Вере». Итак, в начале 1570 года в городе Касимове на Оби управлял новый владелец – хан Саинбулат Бекбулатович.
Заступил ли он сразу после скончавшегося в 1567 году хана Шиг-Али, или получил Касимов несколько времени спустя после его смерти, сложно сказать. В описи царского архива 1571-1584 гг. значится лишь запись: «Ящик 201:…да роспись шертная грамота и списки, как Государь Царь и Великий Князь пожаловал Саинбулата царевича, учинил на Касимове городке царем». К сожалению, года в этом любопытном документе не указано.

Летом 1573 года Саинбулат принял христианскую веру и в святом крещении был назван Семионом, под этим именем он уже упоминается в документах Дел Датских 15 июля 1573 года.
Однако надо добавить, что в летописи имя СИМЕОН указано как “СЕОМИН”, и, возможно, имя это происходит от титула “Semoviti desponsata”, что переводится как “Земной жизни деспот”. Деспотами называли потомков Византийских Императоров, а Саин Булат был праправнуком Софии Палеолог.

Симеон Бекбулатович был посажен на российский престол как царь и Великий князь всея Руси. Сам Иван IV на период царствования Симеона именовался лишь князем Московским. Симеон Бекбулатович правил на Руси в течение года, после чего в 1576 году он освободил престол и якобы получил в удельное княжение Тверь и Торжок.

Начались военные походы Царя Семиона Бекбулатовича к Балтии и Ладоге.

На карте XVII века на юго-западе от Твери на месте города Старица обозначена Wenna. Очевидно, когда-то так и было. Это географический центр Европы. Отсюда берут истоки основные крупные реки: Волга, впадающая в Каспийское море; Западная Двина, впадающая в Балтийское море; Днепр, впадающий в Черное море, Ловать, ведущая через озеро Ильмень в реку Волхов, которая впадает в Ладожское озеро; река Межа, впадающая в Торопу, текущую из земель древнего Сурожа.

Укрепление Булатово, расположенное недалеко от Королевщины на реке Меже, было стратегическим местом. Военные походы на Балтику начинались отсюда из Поречской Ордынской Пустыни, где были оборонительные укрепления. Эти укрепления прикрывали подходы с западной стороны к Булатово и землям Старицким. Булатово на реке Меже, где и сегодня на подступах к нему стоит восстановленный Поречский монастырь, имело прямые речные пути:

До Полоцка, бывшем столицею Руси до 1436г.,
-до Новгорода,
-до Ладоги через Новгород,
-до Риги и стран Балтии по реке Западная Двина,
-до Киева по реке Днепр,
-до Смоленска по хорошей грунтовой дороге.

Сегодня в Булатово уже никто ни живет, но местные жители помнят, что в Булатово “жили богатые” и попасть туда можно было только пройдя Поречский монастырь, так как вокруг непроходимые топи с узкими тропами.

Поход на Ладогу

В конце 1571 года в войне со шведами, в сторожевом полку (авангарде) находился Саин-Булат с двором своим, о чем свидетельствуют русские летописи. В конце 1572 года и начале 1573 года царь Саин-Булат принимает активное участие во втором походе против Швеции.

В исходе 1572 года Иван IV лично предводительствует войсками. В эту пору Саин-Булат вместе с наследником престола Иваном командуяет Большим полком, главными силами армии. Летописцы записали: «Главный был отряд Саин-Булата…» и далее «В Большом полку царь Саин-Булат Бекбулатович да с ним бояре Иван Фёдорович Мстиславский, да Михайло Яковлевич Морозов».
И далее летописцы повествуют: «Царь Касимовский овладел мызою Ропою. Мыза Ропша впервые упомянута в древних летописях, где через двести лет будет задушен графом Алексеем Орловым и князем Барятинским русский царь Пётр III по приказу императрицы Екатерины II, отсюда и пошёл к замку Лодеко”.
Замок Лодеко это Старая Ладога, сегодня город Волхов. Войска, пройдя Новгород, шли по реке Волхов вниз по ее течению к Ладожскому озеру. Здесь наши войска потерпели сильное поражение от шведов. Так закончили летописцы описание похода 1572-1573 г.

“Царь Семион Бекбулатович до 1576 года = король Польши Стефан Баторий»

Военный поход свой на Литву и Старую Ладогу Царь Симеон Бекбулатович повел из Касимова через Москву, где пробыл 1-2 года перед своими знаменитыми «Литовскими походами Грозного» Войны 1571-1577 годов для Царя Семиона Бекбулатовича не принесли победы в битве со шведами за выход к Ладоге. А затем его просто не пустили обратно ни в Москву, ни в Касимов.
Он был сослан с монашеским именем Стефан в Кириллов и затем на Соловки.

Царь Симеон Бекбулатович является дубликатом короля Польши Стефана Батория.

Прижизненный портрет «Князь Тверской» Царя Всея Руси и великого князя Тверского Симеона Бекбулатовича

При возведении на царство Руси учитывались права Старицких-Бекбулатовых, Царя Симеона Бекбулатовича и его детей, как потомков Византийских Императоров, о чем свидетельствуют сохранившиеся “подкрестные грамоты”.

1. Андрей Старицкий закончил свою жизнь в заключении под «железной» шапкой.

2. Владимир Старицкий не соглашался на присягу младенцу Ивану IV, но был приведен к присяге на верность. Казнен с семьей в 1569.

3. Мария Владимировна дочь Андрея Старицкого была выдана замуж за короля ливонского Магнуса, в дальнейшем была выкрадена и заключена в монастырь Горицы, где находилась вместе с Ефросиньей Старицкой, канонизированной как святая Русской Православной Церковью.

4. В апреле-мае 1598 при вступлении на престол Бориса Годунова все должны были подписать подкрестную грамоту: «Царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети, ни думати, ни мыслити, ни семьитись [то есть не родниться], ни дружитись, ни ссылатись с царем Симеоном ни грамотами, ни словом не приказывати на всякое лихо, ни которыми делы, ни которую хитростью; а кто мне учнет про то говорити или кто учнет с кем о том думати и мыслити, что царя Симеона или сына его, или иного кого-нибудь на Московское государство посадити, и яз то сведаю или услышу от кого-нибудь, и мне того изыскати и привести к государю».

Захоронение Царя Симеона сохранилось

Памятник Царю и великому князю Симеону Бекбулатовичу возможно установить только в одном месте – на месте разрушенной колокольни, где он погребен.

Колокольня Симонова монастыря была разрушена в1930 году, но сохранилось основание колокольни. Сегодня оно находиться за Дворцом Культуры ЗИЛ и окружено крепким чугунным забором, сохранились ступени, ведущие к паперти колокольни. В 1793 году было известно:

«Скончался в 1616 году и погребен в Симоновом монастыре на левой стороне под папертью колокольни, рядом с супругой. На гробовой каменной плите имеется такая надпись: «Лета 7134 году генваря в 5 день на память святых мучеников Феопемита и Феоны преставился раб Божий Симеон Бекбулатович, во иноцех схимник Стефан». («Путеводитель к древностям и достопримечательностям Московским», ч.4, стр.241, Москва, 1793 г.)

Потомки царя Симеона Бекбулатовича

Родословная роспись потомков царя Симеона Бекбулатовича составлена в XIX веке его потомком, предводителем дворянства города Ростова Дмитрием Александровичем Булатовым, и сегодня хранится в музее-заповеднике «Ростовский Кремль”, копия ее приведена ниже. Сведения о том, что «внук царя Золотой Орды Булата (Зелет-Салтан-Тохтамыша) царевич Якуб (Егуп 1446), послужили для восстановления Древней Истории Руси.

Родословная №1. Документы, хранящиеся в Музее Ростовского Кремля:

«Поколенная роспись Булатовых

“Внук царя Золотой Орды Булата (Зелет-Салтан-Тохтамыш) царевич Якуб или Юсуп (1446 г.) во святом крещении Симеон”

№ по порядку № по отцу
1 Симеон Бек-Булатович
2 Василий Симеонович 1
3 Симеон Васильевич 2
4 Борис Симеонович 13
5 Леонтий Борисович 4
6 Архип Леонтьевич 5
7 Родион Архипович 6
8 Григорий Родионович 7, 8
9 Леонтий Григорьевич
10 Тимофей Григорьевич 8
11 Иван Леонтьевич (7136/1628), супруга княжна Ирина Кильдишева 9
12 Родион Тимофеевич 10
13 Захар Иванович 11
14 Алексей Иванович 11
15 Фрол Иванович 11
16 Фома Родионович 12
17 Даниил Родионович 12
18 Ефим Родионович (1710 г.), супруга Ольга Маматова 12
19 Марк Захарович 13
20 Аммос Алексеевич 14
21 Михаил Алексеевич 14
22 Алимпий Фролович 15
23 Анастасия Данииловна, в супружестве с дворянином Семеном Муратовым 17
24 Семен Ефимович 18
25 Лука Ефимович 18
26 Артемий Маркович 19
27 Косьма Аммосович, драгун (1752 г.) 20
28 Влас Аммосович, капрал 20
29 Антон Михайлович 21
30 Тимофей Михайлович 21
31 Петр Михайлович 21
32 Тимофей Алимпиевич 22
33 Антон Алимпиевич 22
34 Леонтий Семенович, конной гвардии рейтар, (1752 г.), супруга княжна Елена Колунчакова 24
35
36
37 Иван Тимофеевич 32
38 Михаил Леонтьевич, генерал-лейтенант, (1760–1825), в супружестве 1 брак с графиней Луизою Стединг, 2 брак с дочерью Киевского генерал-губернатора, генерал-аншефа Б.Б. Нилуса, девицею Мариею Богдановной 34
39 Борис Леонтьевич, полковник 34
40 Александр Михайлович (от первого брака отца), 1794–1826, полковник и командир 12 Егерского полка, в дивизии Н.М. Сипягина, супруга дочь тайного советника Елизавета Ивановна Мельникова, декабрист 38
41 Александр Михайлович (от второго брака отца), гвардии штабс-капитан, 1800–1874, супруга княжна Мария Андреевна Голицына 38
42 Михаил Михайлович, поручик лейб-гвардии Преображенского полка, скончался в 1837 г. 38
43 Николай Михайлович 38
44 Пелагея Александровна, в супружестве с генерал-майором Иосифом Петровичем Преображенским 40
45 Анна Александровна, инокиня Досифея Спасо-Преображенского монастыря 40
46 Дмитрий Александрович, р. 1837 г., действительный статский советник, ростовский предводитель дворянства, в супружестве с дворянкою Людмилою Евграфовною Шестаковой 41
47 Николай Александрович, р. 1842 г., надворный советник, товарищ председателя Кашинского, Тверской губернии, окружного суда 41
48 Мария Дмитриевна, р. 1862 г., в супружестве с гвардии штабс-капитаном князем Николаем Александровичем Кропоткиным 46

ПОРТРЕТ МИХАИЛА ЛЕОНТЬЕВИЧА БУЛАТОВА, В РОДОСЛОВНОЙ №1 УКАЗАН ПОД №38

ПОРТРЕТ А.М. БУЛАТОВА. В родословной №1 он указан под №40

Декабрист Александр Михайлович Булатов и его отец Михаил Леонтьевич Булатов – потомки Царя Симеона Бекбулатовича.

Егуп — родоначальник рода Булатовых из родословной 2, и он же Егуп царь — внук Темира царя из родословной №2

Родословная №2 «Бархатная книга — Родословная книга князей и дворян Российских и выезжих», издание XVIIвека
« Темиръ Бекбуланъ.
У Темиръ Бекбулана сынъ Темиръ Кутлуй Царь первой на Астрахани.
У Темиръ Кутлуя сынъ Темиръ Царь.
У Темира сын Киемагмет Царь.

У Киемагмета дети: Магметъ Царь, Егупъ Царь, Ахматъ Царь.

У Егупа Царевича сынъ Чювакъ Царь.

У Чювака сынъ Яныбекъ Царевичь.
У Яныбека Шиховлеяръ Царевичь.

У Шиховлеяра сынъ Шигалей былъ на Казани при Великом Князе Василье Ивановиче всеа Руссии, и при царе и Великомъ Князе Иване Васильевиче всеа России, напередъ Александра и Семена; а Семенъ былъ на Казани после Александра.
А Ахматовы Царевы дети третьяго сына Кей Магметева Царева
Муртоза Царь, Сеитъ Ахматъ Царь, Шиахмет Царь.

У Муртозы дети: Акъ Кубекъ Царь, Бердибекъ Царь.
У Акъ Кубека сынъ Кайбула Царевичь.
А у Бердибека сынъ Емгурчей Царь.
А у Сеитъ Ахмата Царя сынъ Касай Царь.

У Касая дети: Казбулатъ Царевичь, Едигеръ Царь Казанской а во крещении Семион; а взятъ въ Казани полономъ, какъ Царь и Великий Князь Иванъ Васильевичь всеа России Казань взялъ.
А у Шиахмета Царя сынъ Аидаръ Царь.
у Аидара другой сын.
Дервиш Царь а былъ на Астрахани; а в другой ряд посадил его на Астраханижъ Царь и Великой Князь Иванъ Васильевичь всеа России, а посылал с ним на Астрахань рать свою.»
Иванбек Царевич Бекбулат.

«У Егупа Царевича сынъ Чювакъ Царь
У Чювака сынъ Яныбекъ Царевичь.
У Яныбека Шиховлеяръ Царевичь.»

Яныбек Царевич сын Чювак Царя и внук Егупа царя из родословной №1, в переводе на русский язык Иванбек Царевич, ну, а учитывая, что это род Бекбулатовых, то читать следует «Иванбек Царевич Бекбулат», он же Иван III Бекбулат.

Правящая династия Романовых через цензуру стирала со страниц русской истории сведения о царском роде потомков Темира-Бекбулата, Темиръ Кутлуй Царя — Тамерлана, Абубекира (см. родословную 3), членом которого являются Иван III Бекбулат(1440-1505) - вел. кн. московский и владимирский (с 1462), государь (1478) всея Руси с 1485 г., его дети и внуки. При нем завершилось сложение основной территории единого Русского государства, составлен его первый судебный кодекс (Судебник 1497 г.), пало ордынское иго, значительно возрос международный авторитет Русского государства, развернулось широкое строительство церковных и гражданских зданий в столице, защитных сооружений в пограничных районах страны (см. подробнее: Черепнин. - С. 842-896; Зимин. 1982).
Род Булатовых (Бекбулатовых) и род Юсуповых – потомки Едигея и Абубекира — зятя пророка Магомета и потомки Темира-Бекбулата.

Родословная №3

«Поколенная роспись, поданная в Разрядный Приказ за общим подписанием Князей Юсуповых. 194(1686 г.) г. Мая в 19 день (подал Стольник Князь Иван (Дмитриевич) Юсупов
Родство Абабук Киреева (Абубекира) Владел и ведал всем Мусульманским родом после Магомета. А у Бабекира сын Магомет был в Дамаске царем (Султаном)
А Магометов сын Султан Кегаб в Дамаске ж был царем
А Кегапов сын Султан Гирмис был в Егинте Царем
Гермесов сын Судтан Халид был в Сарсаре Царем
А Халимидов сын Султан Кулюд был в Сарсаре Царем
А у Кулюда сын Султан Абулгази был в Антиохии Царем
А у Абулгази сын Султан Селим был в Антиохии Царем
А у Селима сын Султан Сыддык был в Антиохии Царем
А у Сыддыка сын Султан Абдельхан был в Медонии Царем
А у Абдельхана сын Султан Осман был в Медонии Царем
А у Османа сын Султан Джиляледдин был в Константине граде Царем
А у Джеляледдина два сына, первые Адгем, в второй Бибатюкляс был в Кехбе Царем, а Мекка тоже
А у Бабатюкляса три сына: первый Аббасом зовут, второй Абдурахман, третий Термя был меж Волги и Яика
А у Термя сын Карапчи
А у Карапчи сын Сламкай
А у Сламкая сын Каддыркай
А у Каддыркая сын Кадлукай, и взяль Кадлукай взятьем Кункент, и учинился в Кункенте Государем
А у Кадлукая сын Иддигей (с него начинается достоверное родословие Юсуповых)
Князь, и Иддигей Князь взял у Джанибека Царя юрт, и учинился на его месте Государем
А у Идигея Князя сын Народык-Мурза (Мансур сын Идигея, его сын Темир отец Нурсултан)
А у Народык-Мурзы сын Акас-Князь (Дружил и помогал Адулхайру)
А у Акаса Князя дети от первыя жены от Конедозы Царицы семь сынов Шехем-Мурза, Шихмама-Мурза, Кушуз-Мурза, Досум-Мирза-бездетен, Юсуф Князь, от него пошли Юсуповы, да Ак-Мурза, бездетен, Смаила Князь (Измаил, это брат Юсуфа из угождения Ивану Грозному принесший Юсуфа на жертву своим корыстным расчетам.)
А от второй жены у Мусы Князя от Козинской дочери дети: Алчегир-Мурза-бездетен, да Шейдяк(от него пошли Шейдяковы) да Джавпосты-Мурза-бездетен, да Мамай Мурза, бездетен»
А от третьей жены сын Исхак мурза-бездетен
А от четвертой жены дети Искандер-Мурза, да Темир Мурза бездетны
А от пятой жены дети Кутум Мурза (от него пошли Кутумовы), да Кулук Мурза, да Куль Ахмет Мурза, да Джан-Ахмет-Мурза, бездетны.
А у Юсуфа Князя дети: Иль-Мурза, да Ибрагим-Мурза (Здесь означены только поселившиеся в России потомки Исмаила, у которого было 7 сынов: Тюхмате, Уруси прочее, от них князья Урусовы, Тюхматовы и пр.)
А у Иль-Мурзы дети Чин (Иль Инк-Мурза) Мурза, да Сеюш-Мурза»

Муса князь сын Юсуфа

Сын Князя Юсуфа князь Муса, стал прародителем основной православной династии Золотой Орды, был женат на внучке Ахмата — дочери его сына Хозиака Султана (потомки Темира Бекбулата),
Второй женой Мусы была дочь Ивака (Упака хана Сибири) Хандаза.

Муса – потомок Едигея и его жены Джанике-ханым. Джанике дочь Тохтамыш-хана (1379-1395) и жены его Токай-бек, от которой у него было 6 детей. Когда Джанике было 10 лет, Тохтамыш убил свою жену мать Джанике. Об этой истории до сих пор помнят в городе Бахчисарае. Мавзолей Джанике сохранился в Крыму на вершине горы Чуфут-Кале.

3 августа 1490 он отправил посольство великому князю с просьбой принять его к себе в союз и разрешить брак его дочери с Царем Казанским Магмет-Эмином. Великий Князь в союз принял и разрешил брак. (30, с.VI)
В «1491, августа 3» Муса мурза просит у вел. князя дружбы и милости к его родственникам. Вел. князь дает свое согласие, и сообщает, что рад его родству с казанским царем.
В 1493 Муса выдал свою дочь замуж за Шейх-Ахмета
В 1497 март, ногайский мурза Муса извещает вел. князя Ивана Васильевича о своей войне против врагов Казанского Царя. Вел. князь отвечал, что в дружбе с ним желает быть и дает грамоту к Казанским воеводам на проход посла Мусы мурзы.

А от другой жены у Мусы Князя от Козинской дочери дети: Алчегир-Мурза-бездетен, да Шейдяк(от него пошли Шейдяковы) да Джавпосты-Мурза-бездетен, да Мамай Мурза.
Третий сын Мусы мурза Алчагир от его второй жены (дочь хана Золотой Орды Хозияк-Султана) был женат на Алагунге, дочери знаменитого крымского хана Менгли-Гирея. Сестра его жены Гафза-Хатун была замужем за турецким султаном Селимом I (внук Махомета II Завоевателя) и стала матерью Сулеймана Великолепного. Селим I принял титул халифа в 1517 после завоевания Египта, когда последний халиф аббасидской (корейшитской) династии отрекся в его пользу. Следует упомянуть, что тещой мурзы Алчагира была знаменитая царица Нурсултана. Таким образом, в его потомстве объединились две главные ветви ногайской династии, которые связаны через кровные отношения с Тамерланом. Мурза Алчагир был старшим сыном второй жены князя Мусы. Его отец имел 20 сыновей от 5 жен. После смерти Мусы (прбл. в 1502) трон ногайского княжества последовательно занимали его братья (сыновья князя Оказа) Ямгурчей, женатый на одной из внучек хана Золотой Орды Ахмата, и Асан. Из переписки между Великим Князем Москвы Иваном III и ханом Крыма Менгли-Гиреем в 1503 можно заключить, что мурза Алчагир, который вел в то время кочевой образ жизни в степях около Волги, оказывал активную военную помощь остаткам Золотой Орды, управляемой царем Шейх-Ахматом (зять Мусы) вместе с его братом Хозияк-Султаном (дед Алчагира по матери). В мусульманской родословной писали «Алчегир-Мурза-бездетен», значит, его дети были крещены. По другим сведениям у него был сын Айдин Урак, который воспитывался у его дяди Мамай-Мурзы.

Алчегир-Мурза

Мурза Алчагир был старшим сыном второй жены князя Мусы. Его отец имел 20 сыновей от 5 жен. После смерти Мусы (прбл. в 1502) трон ногайского княжества последовательно занимали его братья (сыновья князя Оказа) Ямгурчей, женатый на одной из внучек хана Золотой Орды Ахмата, и Асан. Из переписки между Великим Князем Москвы Иваном III и ханом Крыма Менгли-Гиреем в 1503 можно заключить, что мурза Алчагир, который вел в то время кочевой образ жизни в степях около Волги, оказывал активную военную помощь остаткам Золотой Орды, управляемой царем Шейх-Ахматом (зять Мусы) вместе с его братом Хозияк-Султаном (дед Алчагира по матери). Сохранилось одно интересное письмо, написанное Алчагиром Великому Князю Москвы Василию III в 1508, в котором Алчагир предлагает союз с Россией и просит прислать ему в качестве подарков красную ткань, две шубы из меха черных соболей для своих жен и т.п. После смерти князя Асана (приблизительно в 1509) ногайское княжество пострадало от межусобных распрей, вызванных враждой между двумя старшими сыновьями Мусы Шигимом (от первой жены) и Алчагиром (от второй жены). В 1515 князь Шигим был арестован Алчагиром в Сарайчике (столица ногайских татар), но был освобожден другим братом, «великим мурзой» Мамаем (сводный брат Алчагира), который вел независимую политику. В 1516 Алчагир вместе со своими братьями (в частности, с Шихмамаем и Сеид-Ахматом), женами и детьми поставил себя под защиту брата своей старшей жены, хана Крыма Махомет-Гирея. Однако, в следующем году он возвратился вместе со своими родственниками обратно на ногайскую территорию из-за спора с крымским ханом. Он не получил титул князя, поскольку умер в 1520, за один год до смерти князя Шигима в Астрахани и титул князя ногаев перешел к его младшему брату Сеид-Ахмату (Шеидиак), который умер намного позднее в 1549. Ему наследовал его брат Шихмамай.

В мусульманской родословной №3 писали «Алчегир-Мурза-бездетен», значит, его дети были крещены. По другим сведениям у него был сын Айдин Урак Булатов, получивший православную фамилию потому, что его матерью была жена Василия III Соломония Сабурова, постриженная в монахини в Рождественском монастыре в Москве, и 16 лет пробывшая монахиней Покровского монастыря в Суздале.
Урака его мать прятала с помощью своей сестры Марии от Елены Глинской в монастыре Давидовой Пустыни под Серпуховым, затем Урак бежал на берега Дона, где воспитывался у его дяди Мамай-Мурзы.
Возможно, отец Урака Альчегир является дубликатом Василия III.

Урак Булатов

Урак Булатов — предок декабриста Александра Булатова, очевидно, является сыном Василия III и Соломонии Сабуровой. Летописные сведения о нем появляются с 1530х годов. В 1537 Урак писал в Москву, боролся за власть в Казани против крымцев.
Урак-Юрак может значить Юрий-Георгий, а сын Георгий был по летописям у Василия Урак был убит Измаилом, Мамай дядя Гази взял с собой Гази, и они вместе захватили Крым, но правда, ни надолго.

Дочь Урака сестра Гази стала женой Царевича Бекбулата и матерью Саин Булата будущего Царя Симеона Бекбулатовича. III.
При распаде Большой Орды в самом начале XVI века был расторгнут брак сына Ивана III Василия III и Соломонии Сабуровой. Был заключен второй брак с Еленой Глинской, от которого родился Иван IV Грозный. А от первого брака был сын Урак Булатов, который, имел права на престол, в связи с чем он был под наблюдением и преследованием.
Государь Иван Грозный прекрасно знал историю своей семьи, изучал архивные документы. Он хранил «Ящик 44-й», этот ящик в 1566 году «августа в 7 день взял государь к себе» «А в нем списки - сказка Юрья Малого, и Стефаниды резанки, и Ивана Юрьева сына Сабурова, и Машки кореленки, и иных про немочь великие княгини Соломаниды.» Иван Грозный брал к себе много архивных дел, но интерес его к этому ящику очень показателен.
Следует предположить, что Урак (Юрак)Булатов является сыном Василия III и Соломонии Сабуровой. Соломония спрятала своего новорожденного сына Урака-Георгия Булатова сына Василия III и внука Ивана III в монастыре у своего духовного отца Давида Серпуховского, основавшего монастырь под Серпуховом на средства Марии сестры Соломонии.
Урак Булатов позже в 1550-1552 годах был учтен в «Тысячной книге» по Серпухову, где вырос: (1550,1552) «Мордвинов, Урак Булатов сын, сын боярский III статьи по Серпухову — л. 136 об.;»
По распоряжению Ивана IV, дядя Урака Измаил позже убьет Урака. Сын Урака Гази бежит и возглавит Малую Ногайскую Орду.
Подробнее:
04.09. 1505 году Соломония Юрьевна Сабурова вышла замуж за наследника русского престола – князя Василия Ивановича, будущего Василия III. В том же году великий князь Иван III скончался и Василий Иванович стал правителем Русской земли, а Соломония – великой княгиней.
В том же году состоялась другая свадьба, закрепившая союз Рюриковичей и Сабуровых: сестра Соломонии Мария Юрьевна вышла замуж за князя Василия Семеновича Стародубского – также праправнука Дмитрия Донского. А их отец – Юрий Константинович – был пожалован в бояре.
Великий князь Василий и великая княгиня Соломония прожили в браке 19 лет, но потомства у них не было. Опала постигла Соломонию 28.09.1505 в связи с обвинением ее в «бесплодием». Она была пострижена 29.11.1525. Пострижение произошло в монастыре Николы Старого, а жить София стала в московском монастыре Рождества Богородицы на Рву. Однако тут она оставалась недолго и была переведена в Покровский монастырь в Суздале, который она прекрасно знала и где не раз бывала до пострига.
7.5.1526 г был подарок Покровскому суздальскому монастырю села Павловского и наречение сына Соломонии/Софьи «Георгием», дата рождения «Георгия Васильевича» — 15 апреля 1526 г.,
Духовным отцом и игуменом монастыря Николы Старого был преподобный Давид Серпуховской – в миру князь Даниил Вяземский, из Рюриковичей († 19 сентября 1529 г.). Более 40 лет он подвизался в Боровском монастыре, но в 1515 году оставил эту обитель, чтобы основать новый монастырь. Земли для него (в 20 километрах от Серпухова и в 80 километрах от Москвы) были предоставлены князем Василием Семеновичем Стародубским, мужем Марии – сестры великой княгини. Поселившись здесь, преподобный Давид поставил кельи, возвел первые храмы – в честь Вознесения Господня с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и трапезный во имя святителя Николая.
Преподобный Давид был духовным чадом преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого. Так как Пафнутий был учеником преподобного Никиты Серпуховского, а тот, в свою очередь, чадом преподобного Сергия Радонежского, то можно говорить, что великая княгиня была духовной правнучкой преподобного Сергия. Сразу становится ясным посвящение преподобным Сергию и Пафнутию пелен, вышитых Соломонией. Ничто не делалось без смысла!

Урак-Юрак может значить Юрий-Георгий, а сын Георгий был по летописям у Василия Урак был убит Измаилом, Мамай дядя Гази взял с собой Гази, и они вместе захватили Крым, но правда, ни надолго.
В дальнейшем Гази в кубанских степях создал Малую Ногайскую Орду, был в союзе с черкесами, обосновался в районе Азова.
Дочь Урака сестра Гази стала женой Царевича Бекбулата и матерью Саин Булата будущего Царя Симеона Бекбулатовича.

Гази сын Урака (Урачко), правнук Булатбека

Юсуф-бей правил Ногайской ордой, вторым лицом был его брат нурэддин Исмаил, постоянно помогавший московскому князю. Исмаил убил Урака (Урачко), остались малолетние дети Урака включая Гази, ушедшие к Адиль-султану. Они убедили его в том, что они происходят от знаменитого ногайского героя, “Мурзы хана стали с того времени относиться к братьям доверительно, и поклялись всегда защищать их и не мстить за своих предков”, убитых некогда в ногайско-крымских столкновениях.
Адиль-Гирей по призыву турок заключил союз с султаном Мурадом против царя Персии. По приказу Мустафа-паши и султана Мурада с войсками земляков, проживающих вокруг Азовского моря и побережья Черного моря, Адиль-Гирей разорил Ширван. Но был взят в плен и казнен.
Тогда же говорится о Газиевых людях на Крымской стороне Волги. Ногайский эпос рассказывает об отделение от бия Исмаила и великую вражду малолетних сыновей Урака с Исмаилом. Гази обосновался в Черкесии (Азове) и стал злейшим врагом Исмаила, в 1552 находился на правобережье и служил центром для переселенцев из Ногайской Орды. Гази-мирза с недовольными бежал в кубанские степи, где им была образована Малая Ногайская Орда. Имя Гази сына Урака впервые упоминается в июле 1555 в связи с борьбой против бывшего астраханского хана потомка хана Ахмата Ямгурчи.
Сестра Гази стала женой царевича Бекбулата, и значит, матерью Царя Симеона Бекбулатовича.

Юсуповы

Юсуф сына Егупа Царя, потому, что его матерью является Конедоза Царица, от него пошли Юсуповы,. В 1502 году после разгрома Большой Орды Менгли-Гиреем Юсуф бежит в московское княжество из Астрахани » «служити» великому князю вместе с Шигалевяром.

Дон Хуан Австрийский
(24 февраля 1547-1 октября 1578).
Дон Хуан Австрийский является членом рода Темира-Бекбулата.

Гробница Хуана Австрийского в склепе Королевского дворца. Эскориал, Испания

Спустя 400 лет после битвы при Лепанто, в 1971 году на Барселонской верфи (той же самой где в 1568 году был построен флагманский корабль Дона Хуана Австрийского, двухмачтовая галера «Сфинкс») построили точную реплику этого знаменитого корабля, получившего новое название — «Дон Хуан Австрийский». Этот великолепный шедевр испанского кораблестроения XVI века, богато украшенный деревянными скульптурами, резьбой и позолотой, помещен в Национальном Морском музее в Барселоне.

Едигарева Нина Михайловна

Библиография:
1.«О роде князей Юсуповых собрание жизнеописание их, грамот и писем к ним Российских Государей.», часть 2, СПб 1867г.»
2. «Тайны Золотой орды и Византии», Тверь, 2005, Булатов М.П.
3. «Потомки Византийских Императоров в России», Тверь, 2010, Едигарева Н.М.

Среди многих загадок царствования Ивана Грозного одной из самых тёмных представляется возведение им на московский престол крещёного татарина Симеона Бекбулатовича. Грозный был склонен к разного рода эпатажным действиям, вроде внезапного отъезда из Москвы в Александрову слободу или сватовства к английской королеве Елизавете I. Однако царствование на Москве потомка Чингисхана можно считать едва ли не наиболее загадочным из всех событий того времени.

Симеон Бекбулатович, до крещения Саин-Булат, был правнуком Ахмата – хана Золотой Орды, который неудачно ходил на Москву в 1480 году и бежал после знаменитого стояния на Угре. Внук Ахмата Бек-Булата известен как астраханский царевич. В 1555 или 1556 году Астраханское царство вошло в состав России. В 1558 году Бек-Булат перешёл на службу к московскому царю. В 1567 году Иван IV назначил его сына Саин-Булата царём в Касимове.

Вассальное по отношению к Москве Касимовское царство было образовано в середине XV века при московском князе Василии II (Тёмном). Основным его населением были татары-мишари и мордва. Это владение давалось союзным с Москвой потомкам Чингисхана. Вообще, Чингисиды ещё очень долго после падения Золотой Орды почитались на Москве как лица царского достоинства, выше всех русских княжеских родов, за исключением династической линии московского царя. Касимовское царство долго сохраняло своё особое устройство уже после ликвидации в Московском государстве всех удельных владений. Упразднено оно было только в 1681 году.

Саин-Булат водил касимовские рати в составе русского войска в Прибалтику во время Ливонской войны. В 1573 году царь женил Саин-Булата на дочери князя И.Ф. Мстиславского. В связи с этим Саин-Булат был вынужден креститься в православие, а касимовский престол был у него отобран, так как московские цари назначали правителями этого государственного образования только мусульман. В течение двух лет после этого о Симеоне Бекбулатовиче не было никаких известий, пока осенью 1575 года не произошло событие, очень удивившее современников (хотя, казалось бы, они должны были перестать удивляться причудам царя) и продолжающее озадачивать историков.

Иван Грозный внезапно отрёкся от престола. По его распоряжению Симеон Бекбулатович был венчан в Успенском соборе московского Кремля «царским венцом» (как гласит летопись). Симеон стал официально величаться «великим князем московским и всея Руси» (не царём!). Он председательствовал в Боярской думе, от его имени издавались указы и жалованные грамоты. Сам Иван Грозный писал Симеону челобитные, именуя себя в них уменьшительно «Иванец», переехал из Кремля на Петровку и стал жить как обычный боярин.

Зачем ему это понадобилось? В некоторых летописях более позднего времени говорится, будто царь поставил Симеона «царём Земщины», а себе выделил Опричнину. Однако здесь явно смешиваются два разных события. К моменту коронации Симеона опричнина была уже три года как официально упразднена.

Выдвигались разные версии такого поступка царя. Одни историки предполагали, что это была очередная театральная выходка Ивана Грозного, лишенная всякого смысла. Но расценивать все странные действия царя лишь как помрачение рассудка – значит, по сути, уклоняться от всякого разумного объяснения. Иногда, как уверял Н.М. Карамзин, Иван Грозный возвышал того или иного вельможу для того, чтобы потом подвергнуть его опале и насладиться зрелищем его падения. К случаю с Симеоном Бекбулатовичем подобный вариант явно не подходит. Когда спустя 11 месяцев, в августе 1576 года, Иван IV свёл Симеона с московского трона, то не только не стал его преследовать, но наградил титулом великого князя Тверского, каковым Симеон пользовался до конца жизни царя. В Твери Симеон жил настоящим удельным князем, имея право суда и расправы над подвластными людьми. Это совершенно не согласуется с образом Ивана Грозного, нарисованным историками С.М. Соловьёвым и С.Ф. Платоновым, как царя, целенаправленно искоренявшего удельные владения.

В числе прочих была выдвинута и экзотическая гипотеза, а именно, что в среде московских бояр созрел заговор с целью свергнуть Ивана IV и возвести на престол крымского царя Девлет-Гирея – того самого, что в 1571 году сжёг Москву. Не имея сил бороться с заговорщиками, Иван был вынужден на время имитировать уход от власти и посадить вместо себя на московский трон одного из Чингисидов. Эта версия не находит прямых доказательств. Однако, по-видимому, вес Симеона Бекбулатовича среди московской знати был достаточно велик. Иначе не стал бы Борис Годунов при своём избрании на царство в 1598 году брать с бояр присяжную запись, что они не будут искать под ним трона для Симеона Бекбулатовича! К тому времени Симеон был лишён прав тверского удельного властителя. Воцарившись, Борис сослал его в Кирилло-Белозёрский монастырь (по некоторым сведениям, предварительно ослепив).

Вряд ли казус Симеона Бекбулатовича следует рассматривать в отрыве от изменения этнической ситуации в Московском государстве в середине XVI века. В связи с присоединением Казанского и Астраханского царств, среди московского служилого сословия значительно выросло количество крещёных инородцев. В борьбе с мятежными, как ему казалось, замыслами знати, Иван Грозный мог пытаться найти дополнительную опору в этом новом дворянстве и задобрить его возвышением одного из их вождей. Поскольку никакого научного подхода к управлению в то время не существовало, результат этого поиска обернулся импровизацией – такой же бессмысленной с виду, как и опричнина. Иван Грозный не воспринимал Симеона Бекбулатовича как соперника, о чём свидетельствует благоволение царя к нему до самой своей кончины.

Возможно, что некую роль в воцарении Симеона могли сыграть внешнеполитические дела. Крымские ханы, подстрекаемые турецкими султанами, постоянно заявляли претензии Москве на Казань и Астрахань. При этом они явно имели поддержку среди каких-то группировок знати этих бывших царств, а также среди различных орд, кочевавших у южных рубежей России. Венчание Симеона на царство как бы показывало, что теперь на самой Москве государь из Чингисидов и желание отложиться от Москвы к Крыму или другому ханству лишено всякого обоснования. Впрочем, какие бы догадки по этому поводу ни строились, все они пока не имеют прямого подтверждения в источниках той эпохи.

СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ

Симеон Бекбулатович - касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 году великим князем всея Руси. Казнив многих бояр, чудовского архимандрита, протопопа и многих других всякого чина людей, Иоанн посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и венчал его царским венцом, а сам назвался Иваном Московским, вышел из города и стал жить на Петровке; весь свой царский чин он отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях, и всякий раз, когда приезжал Симеон, ссаживался вместе с боярами далеко от царева места. Все грамоты и челобитья Грозный приказывал писать на имя Симеона. Одни объясняют это желанием Грозного унизить земщину и особенно ненавистных ему бояр; другие предполагают, что он хотел, прикрываясь именем Симеона, дать полную волю своей необузданной жестокости; наконец, третьи видят в этом поступке патологическое явление. Через два года Симеона сослали из Москвы и дали ему в управлении Тверь и Торжок. Возвращен он был из ссылки в царствование Дмитрия Самозванца.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    (Саин-Булат) (?-1616) касимовский хан, "великий князь всея Руси" - номинальный правитель Русского государства с 1575. В 1576 получил в удел …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    Бекбулатович (до крещения - Саин-Булат) [умер 5(15).1.1616], касимовский хан, потомок ханов Золотой Орды. Появился в России в конце 50-х гг. …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 г. великим князем всея Руси. Казнив многих …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    ? касимовский хан, крещеный татарин; по странной причуде Иоанна Васильевича Грозного сделался в 1574 г. великим князем всея Руси. Казнив …
  • СИМЕОН БЕКБУЛАТОВИЧ
    (Саин-Булат) (?-1616) , касимовский хан, «великий князь всея Руси» - номинальный правитель Русского государства с 1575. В 1576 получил в …
  • СИМЕОН
    СИМЕ́ОН БЕКБУЛАТОВИЧ, Саин-Булат (?- 1616), касимовский хан, "вел. князь всея Руси" - номинальный правитель Рус. гос-ва с 1575. В 1576 …
  • СИМЕОН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (слышание) - имя нескольких лиц, упоминаемых в Свящ. Писании: Быт 29:33 и др.; второй сын Иакова от Лии. По предсказанию …
  • СИМЕОН в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 107) апостол от 70-ти, сродник Господень по плоти (сын апостола Клеопы), второй епископ Иерусалимский (с 62), священномученик, пострадавший в …
  • СИМЕОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (864 или 865-27.5.927), болгарский князь (с 893) и царь (с 919). В результате многочисленных войн с Византией значительно расширил территорию …
  • СИМЕОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (евр. "услышанный") — весьма распространенное библейское имя. Из носивших его лиц наиболее известны: 1) С. — один из сыновей Иакова, …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН СТОЛПНИК (ок. 390-459), христ. монах, аскет, отшельник. Более 40 лет подвизался возле Антиохии, стоя на площадке на столпе, окружённом …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-80), обществ. и церк. деятель, писатель, проповедник. С 1664 в Москве. Автор богословского …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (949-1022), визант. религ. писатель, поэт, мистик. Подвизался в Студийском мон., затем игумен монастыря св. Мамонта в Константинополе. …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН МЕТАФРАСТ (т.e. пересказчик) (также Логофет) (? - ок. 960), визант. агиограф. Получил известность своим собранием и пересказом "Житий …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН ЕРЕВАНЦИ, арм. католикос (1763- 1782). Основатель первых в Армении типографии и бум. ф-ки в …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН БОГОПРИИМЕЦ, согласно Новому Завету, старец-священник, к-рый принял в Иерусалимском храме новорождённого младенца …
  • СИМЕОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СИМЕ́ОН (864?-927), болг. князь (с 893), царь (с 919). В правление С. Первое Болг. царство достигло наиб. терр. расширения (в …
  • СИМЕОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (евр. "услышанный") ? весьма распространенное библейское имя. Из носивших его лиц наиболее известны: 1) С. ? один из сыновей Иакова, …
  • СИМЕОН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СИМЕОН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (864?-927) , болгарский князь (с 893), царь (с 919). В правление Симеона Первое Болгарское царство достигло наибольшего территориального расширения (в …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Столпник (356 - 459), преподобный. Память 1 сентября. Родился в 356 …
  • СИМЕОН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Солунский (+ 1429), архиепископ, святитель. Память 15 сентября. Житие Будущий святитель …
  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Полоцкий (1629 - 1680), монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, …
  • СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Новый Богослов (946 - 1022), игумен, преподобный. Память 12 марта. …
  • СИМЕОН ВЕТХИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Ветхий (+ ок. 390), преподобный. Память 26 января. Преподобный Симеон Ветхий, назван …
  • СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Богоприимец (IV в. до н.э. - I в.), праведный. Память 3 февраля. …
  • СИМЕОН (МОЛЮКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон (Молюков) (+ 1699), митрополит Смоленский и Дорогобужский, святитель. Память 4 января …
  • СИМЕОН (ДУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон (Ду) , (1886 - 1965), епископ Шанхайский. В миру: Ду Федор Жуньчэнь (杜润臣). …
  • СИМЕОН ИОАННОВИЧ ГОРДЫЙ
    Симеон Иоаннович Гордый - сын Ивана Даниловича Калиты, занимал великокняжеский московский стол с 1341 по 1353 год. По смерти …
  • СИМЕОН ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Симеон Дмитриевич - князь суздальский, сын Дмитрия Константиновича; после нашествия на землю Нижегородскую татар отразил нападение на нее мордвы; поход …
  • НАХОД-СИМЕОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (серб. Наход Симеуне — Симеон-Найденыш) — герой сербского эпоса. Семидневным ребенком он был найден игуменом в ящике, прибитом водой к …
  • НАХОД-СИМЕОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (серб. Наход Симеуне? Симеон-Найденыш) ? герой сербского эпоса. Семидневным ребенком он был найден игуменом в ящике, прибитом водой к …
  • СТЕФАН ФИЛЕЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Филейский (1830 - 1890), Вятский, иеросхимонах, преподобный. Память в Соборе Вятских …
  • СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сретение Господне , праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля. В …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • ВАСИЛИЙ (КРИВОШЕИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Кривошеин) (1900 - 1985), архиепископ Брюссельский и Бельгийский. В миру Кривошеин Всеволод …
  • ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн IV Васильевич Грозный - царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия III Иоанновича от второго …
  • ВАСИЛИЙ IV ИОАННОВИЧ ШУЙСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василий IV Иванович (Шуйский), царь Московский и всея Руси. Родился в 1547 г., вступил на престол 19 мая 1606 г., …
  • КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    монастырь, мужской монастырь на С. России. Основан в 1397 Кириллом Белозерским на берегу Сиверского озера (в черте современного г. …
  • ТВЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Тверской край уже в начале XI в. принадлежал к довольно населенным и культурным местностям древней Руси: муромский кн. Глеб Владимирович, …

Симеон Бекбулатович – царь Москвы в 1575-1576 году.

В 1567–1573 годах касимовским ханом стал Саин-Булат Бекбулатович — представитель большеордынской династии (правнук Ахмата последнего хана Большой Орды и троюродный брат Шаха-Али предыдущего касимовского хана). Саин-Булат Бекбулатович, еще в качестве касимовского хана, участвовал в Ливонской войне, в которой возглавлял русские войска в походах под Пайду, Колывань, Орешек.

В 1573 году Саин-Булат Бекбулатович по неизвестным причинам прошел обряд крещения, в ходе которого взял себе имя Симеон. После крещения он автоматически лишился титула касимовского хана и потерял касимовский престол (престол пустовал до 1585 года). Этот эпизод один из самых загадочных эпизодов XVI века в истории России. Е. Арсюхин предполагает, что Саин-Булат Бекбулатович прекрасно знал, что делает.

В 1575 году 30 октября в Кремле (Успенский собор) Симеон Бекбулатович становится царем и великим князем Руси, великим князем тверским. На престол его поставил Иван Грозный. Себя же Иван Грозный стал назвать «холопом Ивашкой» и во время правления Симеона Бекбулатовича ходил к нему с докладами.

Правил Симеон Бекбулатович всего 11 месяцев, потом он был смещен Иваном Грозным и отослан в Тверь.

В исторической литературе этому есть несколько версий: по одной версии это объясняется манией подозрительности и безумием Ивана Грозного, который боялся предсказаний волхвов о смерти в том году московского царя. По другой — Иван VI желая возродить опричнину, ввел новое разделение страны (на удел Симеона Бекбулатовича и на свой удел). На самом деле воцарение Симеона Бекбулатовича не было связано с опричниной (уже не существовала до этого 3 года). В те годы экономика России испытывала большие трудности. Иван Грозный ввел жесткое государственное регулирование, которое разрушало производительные силы, к тому же в те годы был разрушен Волжский торговый путь, была объявлена экономическая блокада Москвы, война со Швецией и Литвой, начались военные действия со стороны Крымского ханства, это все еще больше усугубило ситуацию.

В те времена успехи или провалы правителя связывались в сознании самих правителей и их подданных с легитимностью или отсутствием таковой, а поведение экономики при этом представлялось чем-то иррациональным. Очевидно, что Ивану Грозному в какой-то момент показалось, это проблемы в стране оттого, что он присвоил себе царский титул, который был присущ только Чингизидам и византийским императорам. И сделал вывод, что для решения проблем на Руси нужен настоящий царь.

На эту роль ему показался подходящим правитель вассального Касимовского ханства чингизид Симеон Бекбулатович. При этом сам Иван Грозный стал при нем великим князем, главой правительства (беклерибеком). Естественно, что после этого назначения не последовало изменений в экономике страны. Боярское окружение стало оказывать давление на Ивана VI, и тот сместил Симеона Бекбулатовича, пожаловав при этом ему титул великого князя Тверского и земли в Торжке и Твери (к этому времени удельные княжества были уже ликвидированы).

Во время царствования реального управления страной Симеон Бекбулатович не имел. Из документов известна его роль посредника. К примеру, он участвовал в приглашении служилых ногаев и татар в Московское государство, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы: например грамота от Ивана Грозного к царевичу Казбулату, жившему в Ногайской Орде: «о безопасном ему приезде на службу в Россию и о пристроении его по просьбе о нем брата его, царя Симеона».

Жил Симеон Бекбулатович в Москве в Кремле в хоромах царевичей Федора и Ивана (сыновья Ивана Грозного). Где в дальнейшем жили Б. Годунов, Лжедмитрий I и другие.

Невзирая на номинальность правления на Руси Симеона Бекбулатовича, Борис Годунов серьезно его опасался как претендента на трон после смерти Ивана Грозного. Тем более что в пользу Симеона Бекбулатовича высказались Бельские и Романовы. При Годунове Симеон Бекбулатович лишился имений, титула и был сослан под Тверь в село Кушалино. Также Бориса Годунова обвиняют в ослепление Симеона Бекбулатовича.

Во времена совместного правления с Лжедмитрием I Симеон Бекбулатович снова на некоторое время формально стал царем.

Женат Симеон Бекбулатович был на правнучке царевича Худай-Кула, сына казанского хана Ибрагима. Принял монашество, присвоив имя «инок Стефан». Скончался в Москве 5.01.1616 года. Похоронен в Старом Симоновом монастыре рядом со своей супругой.

Примечания:

Семен Бекбулатович Касимовский

Симеон Бекбулатович (до крещения - Саин-Булат) Касимовский.

Годы жизни: ?-1616
Годы правления: 1574-1576

Из династии Герай.

Касимовский правитель, хан (1567-1573гг.). Царь и великий князь всея Руси (1575-1576гг.), великий князь тверской (с 1576 г.).

Его отец – султан Бек-Булат, потомок ханов Золотой Орды. Саин-Булат - правнук Ахмата, хана Золотой Орды. Племянник царицы Марии Темрюковны. Вместе с отцом перешел на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному.

Семен Касимовский участвовал в Ливонской войне 1558-1583 годов.

В 1573 году он крестился, приняв имя Симеона. Интересно его крестильное имя Саин-Булат. С одной стороны, на выбор повлиял ассонанс христианского имени с мусульманским (Саин-Булат – Симеон), а с другой – существовавшая традиция имянаречения ордынских царевичей.

Летом 1573 годв он сочетался браком с Анастасией Мстиславской, дочерью князя Ивана Фёдоровича Мстиславскогои княжны И.А.Шуйской. Этот брак открыл потрясающую генеалогическую перспективу. Через свою жену Симеон Бекбулатович Касимовский с потомством Ивана Третьего, а также стал своего рода племянником самого Никиты Романовича, а следовательно, и царицы Анастасии.

Осенью 1575 года в Успенском соборе Кремля прошла коронация Симеона Бекбулатовича был коронован и стал называться великим князем всея Руси, а царь стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским.

Над Симеоном Бекбулатовичем был произведен обряд венчания на царство. Также он председательствовал в думе земских бояр и издавал правительственные указы от своего имени. Жил Симеон с семьей в Москве, окружённый пышным двором, а Грозный поселился в Петровке в скромной обстановке. Формально страна разделилась на владения великого князя Симеона Бекбулатовича и на "удел" Ивана, но фактически правителем государства по-прежнему оставался Иван Васильевич.

Причины "политического маскарада», во время которого Иван Грозный продолжал держать власть, до сих пор остаются загадкой для историков и современников.

Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, страх Ивана Грозного перед предсказаниями волхвов, которые напророчили "московскому царю смерть"на этот год) не доказано, но и не опровергнуто.

Иван Грозный передал власть не просто потомку золотоордынских ханов и самому царю (Касимовскому), но и своему близкому родственнику, который являлся племянником русской царицы. Факт всхождения Симеона Бекбулатовича на престол воспринялся его современниками как вполне реальный и вполне законный. Об этом свидетельствуют тексты присяг царям из рода Годуновых.

Через 11 месяцев Симеон Бекбулатович получил земли в Твери в удел и стал называться «великим князем тверским», а Иван Грозный снова стал царем.

Во времена правления Бориса Годунова он обеднел, потерял свои земельные владения, ослеп и жил в нищете. После избрания на престол Бориса Годунова, его враги начали агитацию в пользу Симеона Бекбулатовича, и испуганный Борис сослал Симеона в отдалённый город.

Симеон Бекбулатович Касимовский вернулся ко двору при Лжедмитрии I. Вскоре последовали новая опала. В 1606 году Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана.

Василий Шуйский в том же году отдал приказ сослать его на Соловки. Умер Симеон Касимовский в 1616 году. Похоронен в Симоновом монастыре.

Его жена Анастасия тоже скончалась в иночестве в 1607 году (монашье имя - Александра). Его тесть - князь Иван Федорович Мстиславский также был пострижен в монахи (еще при Федоре Ивановиче) с именем Иона.

Дети Симеона Бекбулатовича Касимовского не дожили до взрослого возраста, их было 5 человек, и все они носили очень знаковые имена: дочери Евдокия, Мария, Анастасия, сыновья Федор, Дмитрий и Иван. Эти имена совпадали с именами детей Ивана Грозного (от 1-го брака – Мария, Дмитрий, Иван, Евдокия, Федор; от 6-го – Дмитрий).