» » Прянишников илларион михайлович картины. Русские художники. Прянишников Илларион Михайлович. Спасов день на севере

Прянишников илларион михайлович картины. Русские художники. Прянишников Илларион Михайлович. Спасов день на севере

Илларион Прянишников

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840-1894) - русский художник и педагог,
мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии
художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.

Илларион Прянишников, 1862, Василий Перов


Иллариону Михайловичу Прянишникову принадлежит в истории русского искусства второй
половины 19 века видное место. Один из талантливейших жанристов-шестидесятников,
член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, преподаватель,
он отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи
на разных его этапах.

Прянишников родился в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии в семье
небогатого купца. С детских лет полюбив рисование, он уже в 1852 году поступил в
московское Училище живописи и ваяния, но тяжелое материальное положение заставило
его менее чем через год оставить учебу и работать "мальчиком" в купеческой лавке.
Только в 1856 году он смог вернуться в Училище и благодаря бескорыстной помощи
преподавателя Е.Васильева, предоставившего ему "и стол и кров" и добившегося для
Прянишникова права на бесплатное обучение, закончить художественное образование.

«Жестокие романсы». 1881.

Прянишников - один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Годами он
создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще боле
остропсихологический - на грани трагизма

«Шутники. Гостинный двор в Москве». 1865.

Сюжет картины был навеян одноименной пьесой А.Островского, в 1864 году опубликованной
в журнале "Современник" и поставленной на сцене Малого театра
Картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве"
(1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное
решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого
достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив
подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку
бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую
галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала
негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших,
что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в
идеальной форме выражать вечные истины.

Художник Студия, 1890, Илларион Прянишников

Каждая страна в мире имеет художников, которые открывают нам видения прошлого о том,
как люди работали, играли, страдали, жили, смеялись, любили и умирали.
Илларион Прянишников был лучшим из них.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую
народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры
русской деревни:

«Спасов день на севере». 1887. Масло

«Крестный ход». 1893. Масло

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874).

Французский Отступление в 1812 году, 1874,

Он не изображает отступление императора Наполеона из Москвы но, сочувственно относится
к положению пехотинцев Бонапарта.
Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы,
а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали
в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией
Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого,
изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

Порожняки, 1872, Илларион Прянишников

Его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в
обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения.

Пейзаж в картине Порожняки имеет важный повествовательный подтекст. Этот элемент
произведения помогает раскрыть внутренний мир семинариста: юноша, несмотря на трудности,
стремится к свету и знаниям.
Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не
претендующим на какой-либо социальный урок.

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры. Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.

В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

Картины художника

В 1812 году


В мастерской художника


Возвращение с ярмарки


Воробьи


Жестокие романсы


Задворки


Крестный ход


Охота пуще неволи

Илларион Михайлович Прянишников родился в Калужской области в селе Тимашово 20 марта 1840 года. С 1856 по 1866 год Прянишников получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были С.К. Зарянко и Е.С. Сорокин. Во время обучения сильное влияние на становление художника оказал В.Г. Перов. Отличительные черты творчества художника можно четко определить уже по первым работам ( , «Мальчик-коробейник»). Эти полотна отличаются сочными цветами, исчерпывающими социально-психологическими характеристиками персонажей. Особым талантом художника стала его наблюдательность. Известность Прянишникову принесла картина , созданная в первый год обучения. В 1870 году Прянишников получил звание художника первой степени.

С Товариществом Передвижных выставок Пряшников был тесно связан. Он стал членом-учредителем этого общества и постоянным участников передвижных выставок. Новым этапом творчества художника стали полотна «Погорельцы», . Появившись на первой передвижной выставке, эти картины были признаны значимыми в развитии искусства. Можно отметить черты, которые отличают выше названные картины от ранних работ художника. В первую очередь, это большая цветовая насыщенность и более четкий композиционный строй. Изменилось и значение пейзажа в картинах: если ранее он выполнял преимущественно роль фона, то теперь стал полноценным участником общей композиции.

В историю живописи Прянишников вошел как художник, работающий в «малом жанре». Каждая его картина становилась очередной сценой из жизни низших слоев общества. Если в ранних работах эта тема была пронизана иронией и юмором, то позднее она стала более трагичной. При этом на протяжении всего своего творческого пути Прянишников умело сочетал драму с сатирой.

Индивидуальность художника проявилась и в работе «Эпизод из войны 1812 года». Эта картина, в противовес многим подобным, стала изображением не прославленных полководцев, а простых солдат, победивших врага. Такие масштабные картины, как , соседствовали с камерными сюжетами, такими как «В провинции», .

С 1873 года и практически до конца своих дней Прянишников преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились Лебедев, Богданов-Бельский, Архипов и многие другие. Прянишников принимал участие в росписи московского Храма Христа-Спасителя. Завершить последнюю работу художнику не позволила кончина 12 марта 1894 года.

Лучшие картины Прянишникова И.М.

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры.
Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.

В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

Одним из наиболее последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок был Илларион Михайлович Прянишников. Его картины были созвучны главной идее передвижничества в жанровой живописи - создавать произведения, которые отражали бы проблемы, волнующие российское общество.
В годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-1865) молодой И. Прянишников получает серебряные медали за мастерски написанные бытовые сцены: Мальчик-коробейник (1864), Чтение письма в мелочной лавке (1864), Шутники. Гостиный двор в Москве (1865). При этом в последней отражено чувство большого сострадания к «маленькому» человеку, и картина принесла художнику известность в демократических кругах. Уже в первых работах И. Прянишникова проявился стиль, характерный для всего последующего творчества художника. Его картины точно передают натуру и социальный тип изображенных, выполнены в сочной цветовой гамме.

Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать «Порожняки», изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели - служению народу.
Полотно «Эпизод из войны 1812 года» (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И.М. Прянишникова - истинные герои войны с французами. В середине 1870-х Прянишников участвует в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Он являлся преподавателем (1873-1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вся его жизнь и творчество - пример верности установленному в молодости нравственному кредо.

Прянишников Илларион Михайлович