» » Как проявляется в базарове ощущение одиночества. Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе "Отцы и дети". Закономерность появления образа нигилиста в русской литературе. Сочинение по литературе на тему: Трагическое одиночество Базарова

Как проявляется в базарове ощущение одиночества. Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе "Отцы и дети". Закономерность появления образа нигилиста в русской литературе. Сочинение по литературе на тему: Трагическое одиночество Базарова

Евгений Базаров - молодой человек, убежденный нигилист. Основная позиция его жизни - отрицание. Он человек глубокого ума, человек науки. Евгений с презрением относится к любым проявлениям человеческих чувств, считая это "непростительной дурью". В Романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Базаров имеет несколько приятелей, соратников, придерживающихся вместе с ним теории нигилизма.

Говоря "мы", он подразумевает чью-то поддержку со стороны, и все же, Базаров в каком-то роде одинок.

Трудно сказать, что именно повлияло на формирование характера Евгения Базарова и становление его личности. На мой взгляд, стоит обратиться к тому времени, когда родители закладывали в него понимание основ жизни. Базаров прошел суровую жизненную школу, рос самостоятельным, и имел достоинство никогда не просить денег у родителей, считая это низким. С детства он держал родителей на расстоянии, не подпуская их слишком близко к себе, не открывая перед ними душу. Хотя, конечно, и любил их, выражал тем самым заботу.

Базаров имеет высокое самомнение - вполне оправданно. Он одинок в обществе обычных, не интересных ему людей. Среди тех, кто тратит свою жизнь на пустое, на искусство, ему скучно. Так же как среди тех, кто сочиняет для себя трагедии, стойко переносит их, веря в свои силы, и после гордится собой. Скучно и тоскливо ему и среди тех, кто живет и думает только о чувствах, что чаще давно утерянных. Евгений же считает себя выше этого. Определив единственно верный вектор дальнейшей жизни - науку, он двигается по выбранному направлению, не растрачиваясь на суету. Возможно, ему бы хотелось идти по жизни не в одиночку, иметь верного соратника, такого же глубоко убежденного нигилиста.

Вот, что говорит он сам по этому поводу:" Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе". Не исключено, что в лице Одинцовой он разглядел этого соратника. Но вряд ли он думал именно так, когда им овладели чувства.

Одинцова - единственный человек, перед которым он был готов открыться, он пренебрег всеми своими убеждениями ради неё. Стоило Анне Сергеевне ответить ему взаимностью, и кто знает, возможно, Базаров бы изменился до неузнаваемости, стал бы семьянином и читал бы по вечерам детям сказки А.С. Пушкина. В этом случае Евгений являлся бы теперь прототипом Николая Петровича. К счастью или к сожалению, этого не произошло. Она его отвергла, и он обжегся. Базарову пришлось снова убедиться в бесполезности любовных чувств, но вновь отрицать их он уже не мог.

Подводя итог, хочется сказать, что Базарову комфортно и естественно находится в обществе самого себя и науки, при этом не страдая от одиночества.

Обновлено: 2017-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель русского языка и литературы Шипицина Вероника Николаевна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19», г. Нижневартовск

2 слайд

Описание слайда:

… один из тех редких романистов, который почти никогда не фальшивит. Андре Моруа С таким знанием языков, с таким обширным разносторонним образованием и развитием ума, при громадной памяти и таланте, притом с таким понимание жизни народной, до Тургенева не вступал еще в литературу ни один из русских писателей. В.П Острогорский И.С. Тургенев. Рисунок Э.К. Липгарта. 1882г.

3 слайд

Описание слайда:

И.С. Тургенев. Фотография А.И. Деньера. 1865г. Н.А. Добролюбов. Гравюра на стали. 1862г. Что же теперь создаст г.Тургенев? Н. Добролюбов. Дело было в августе месяце 1860г, - когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей». И.Тургенев Этому роману Тургенев придавал очень большое значение: он хотел подвести в нем итоги всем своим разногласиям с Добролюбовым – всем спорам между либералами и демократами.

4 слайд

Описание слайда:

Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что их них выйдет, - я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю. Я выбрал последние. И.С. Тургенев (по воспоминаниям Н.А.Островской.) «Отцы и дети». Титульный лист первого издания (с посвящением В.Г Белинскому) 1862г. Мне мечталось фигура сумрачная, дикая большая, до половины выросшая из почвы, сильная злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель… И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г. Тема романа – изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией в канун отмены крепостного права.

5 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов. Акварель П.М. Боклевского 1870г. На вид ему [Павлу Петрович] было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин; необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло среды замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность. И. Тургенев «Отцы и дети». Павел Петрович, может быть назван Печориным маленьких размеров; он на своем веку пожуировал и подурачился, и, наконец, все ему надоело; пристроиться ему не удалось, да этого и не было в его характере… бывший лев удалился к брату в деревню, окружил себя изящным комфортом и превратил свою жизнь в спокойное прозябание. Д.И. Писарев «Базаров» 1862г. Павел Петрович Кирсанов

6 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети». Николай Петрович Кирсанов. Акварель П.М. Боклевского 1870г. Николай Петрович Кирсанов – человек лет сорока с небольшим; по складу характера он очень похож на своего сына, но у Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не порывается к рационализму и успокаивается на таком мировоззрении, которое дает пищу его воображению и приятно щекочет его нравственное чувство. Д.И. Писарев «Базаров» 1862г. Николай Петрович Кирсанов. Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г.

7 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети». Базаров. Иллюстрация П.М. Боклевского 1870г Длинное и худое [лицо Базарова], с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойствием, улыбкой и выражало самоуверенность и ум… И.С. Тургенев «Отцы и дети» Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я предал ему резкость и бесцеремонность тона… И.С. Тургенев … Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта… …Рафаэль гроша медного не стоит… …Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник… Евгений Васильевич Базаров

8 слайд

Описание слайда:

Базаров «владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно» И.Тургенев Мой дед землю пахал, - с надменной гордостью отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне он скорее признает соотечественника. Вы и говорить то с ним не умеете. И.Тургенев «Отцы и дети». Из спора Базарова с Павлом Петровичем Почтовая станция. Акварель неизвестного художника. «Отцы и дети». Базаров на прогулке и деревенскими ребятами. Рисунок П.Ковалевского 1898г «Отцы и дети». Приезд Аркадия Кирсанова и Базарова. Рисунок П.Ковалевского 1898г

9 слайд

Описание слайда:

Каким же сердцем наделил Тургенев своего героя – страстным или «холодным и равнодушным»? Анна Сергеевна Одинцова Евгений Базаров Вам хочется полюбить, … а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие Базаров «Отцы и дети» Нет, бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете… Одинцова «Отцы и дети»

10 слайд

Описание слайда:

… Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать Базаров о родителях. «Отцы и дети». Василий Иванович Базаров. «Отцы и дети». Иллюстрация К.И Рудакова. 1946-47г Арина Власьева Базарова. «Отцы и дети». Иллюстрация К.И Рудакова. 1946-47г Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. Ты их любишь, Евгений? Люблю, Аркадий. Они тебя так любят! Базаров – Аркадию «Отцы и дети» … Люди, окружающие Базарова, страдают не от того, что он поступает с ними дурно, и не от того, что они сами дурные люди; напротив того, он не делает в отношении к ним ни одного дурного поступка, и они, со своей стороны, также очень добродушные и честные люди.. Д. Писарев

11 слайд

Описание слайда:

Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг. Старики родителе на могиле сына, картина В.Г. Перова. По мотивам романа И.С Тургенева «Отцы и дети» 1874г. - Я нужен России… нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? - Прощайте, прощайте… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет… Базаров «Отцы и дети». Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней … часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женой. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой. Приблизятся к ограде, припадут на колени, и долго и горько плачут… И.С.Тургенев «Отцы и дети» Я хотел сделать из него [Базарова] лицо трагическое – тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером. И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г. Д.И. Писарев «Базаров» 1862г.

Евгений Базаров – молодой человек, убежденный нигилист. Основная позиция его жизни – отрицание. Он человек глубокого ума, человек науки. Евгений с презрением относится к любым проявлениям человеческих чувств, считая это “непростительной дурью”. В Романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Базаров имеет несколько приятелей, соратников, придерживающихся вместе с ним теории нигилизма.

Говоря “мы”, он подразумевает чью-то поддержку со стороны, и все же, Базаров в каком-то роде одинок.

Трудно сказать, что именно повлияло на

формирование характера Евгения Базарова и становление его личности. На мой взгляд, стоит обратиться к тому времени, когда родители закладывали в него понимание основ жизни. Базаров прошел суровую жизненную школу, рос самостоятельным, и имел достоинство никогда не просить денег у родителей, считая это низким. С детства он держал родителей на расстоянии, не подпуская их слишком близко к себе, не открывая перед ними душу. Хотя, конечно, и любил их, выражал тем самым заботу.

Базаров имеет высокое самомнение – вполне оправданно. Он одинок в обществе обычных, не интересных ему людей. Среди тех, кто тратит свою жизнь на пустое, на искусство, ему скучно. Так же как среди тех, кто сочиняет для себя трагедии, стойко переносит их, веря в свои силы, и после гордится собой. Скучно и тоскливо ему и среди тех, кто живет и думает только о чувствах, что чаще давно утерянных. Евгений же считает себя выше этого. Определив единственно верный вектор дальнейшей жизни – науку, он двигается по выбранному направлению, не растрачиваясь на суету. Возможно, ему бы хотелось идти по жизни не в одиночку, иметь верного соратника, такого же глубоко убежденного нигилиста.

Вот, что говорит он сам по этому поводу:” Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Не исключено, что в лице Одинцовой он разглядел этого соратника. Но вряд ли он думал именно так, когда им овладели чувства.

Одинцова – единственный человек, перед которым он был готов открыться, он пренебрег всеми своими убеждениями ради нее. Стоило Анне Сергеевне ответить ему взаимностью, и кто знает, возможно, Базаров бы изменился до неузнаваемости, стал бы семьянином и читал бы по вечерам детям сказки А. С. Пушкина. В этом случае Евгений являлся бы теперь прототипом Николая Петровича. К счастью или к сожалению, этого не произошло. Она его отвергла, и он обжегся. Базарову пришлось снова убедиться в бесполезности любовных чувств, но вновь отрицать их он уже не мог.

Подводя итог, хочется сказать, что Базарову комфортно и естественно находится в обществе самого себя и науки, при этом не страдая от одиночества.


Другие работы по этой теме:

  1. Евгений Базаров – главный герой романа “Отцы и дети”. Сын уездного лекаря, придерживающийся нигилистических взглядов на жизнь. Он прост, свободолюбив и независим. Он человек острого...
  2. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭПИЗОДА Узнал о своей скорой смерти и поставил родителей в известность Базаров, когда, приехав из деревни, попросил у отца адского камня, чтобы прижечь...
  3. Базаров Евгений Васильевич – герой романа “Отцы и дети”(1862) И. С. Тургенева. Он является представителем нового движения разночинно-демократической интеллигенции. Называя себя нигилистом, Базаров отрицает основы...
  4. Особенностью писательской деятельности И. С. Тургенева являлась чуткость восприятия происходящих вокруг событий и быстрая точная реакция на политические и социальные проблемы своего времени. Примером этого...
  5. В произведении Тургенева “Отцы и дети” описано время, когда люди разделились на 2 половины. Одна половина поддерживали любые реформы, а вторая – все отрицала. Таких...
  6. Одним из главных героев романа Тургенева “Отцы и дети” является Базаров Евгений Васильевич. Это уникальный человек, который легко выделяется из толпы. Каждый персонаж по-своему оценивает...
  7. Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети” невозможно сделать без представления, кто такой Базаров, каков его характер и отношение к тому, что...

В романе Отцы и дети образ нового человека Евгения Васильевича Базарова получился сложным, противоречивым, и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным читателя как прошлого века, так и нашего современника.
С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушилось море критики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные круги дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу, возненавидели главного героя. Но в то же самое время Базарова не приняли

И в революционно-демократическом лагере, к которому он сам и принадлежал. Его образ сочли карикатурой на молодое поколение.
Во многом такая оценка главного героя заслуга самого автора. И. С. Тургенев сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает Базарова по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого; наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, читатель чувствует (прямого указания на это нет в тексте, но это проскальзывает само собой, помимо воли автора), что Базаров чужд автору, непонятен Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеей, но безрезультатно.
Именно это и наталкивает на мысль о чудовищном одиночестве Базарова. Он титаничен, недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замечанию, настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть. Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение и пародирование, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственно, кто решается противостоять этому бурному натиску, это Павел Петрович Кирсанов, но вовсе не потому, что он такой же титан, а потому, что его принципы, в отличие от базаровских, которые висят в воздухе и питаются исключительно энергией их автора, врастают в века. Эти духовные ценности, исторические корни, уклад Павел Петрович воспринял еще в детстве. В своих спорах с Базаровым П. П. Кирсанов отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему сил в схватке с титаном, который может противопоставить в этой схватке только себя, свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров не прав, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение.
Автор как бы все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что он бездуховен и безнравствен. Одинцова же ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. А эти идеалы для него недоступны (хотя он и мучается от их отсутствия, не отдавая себе в этом отчета), так как, будучи прагматиком, он должен все прощупать, потрогать.
И тут получается какой-то замкнутый круг. Базаров мечется в этом круге одинокий, отчаявшийся. Он противоречив до абсурда. Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от родителей, от глупой жизни отцов, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним, он делает все, по его мнению, для благополучия родины, но сам задается вопросом: Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен. Страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий, и это тяжело даже такой сильной и независимой личности, как Базаров. Как ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность, ненужность прожитой жизни. Ведь исправить уже ничего нельзя. А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически (Я умру, и из меня лопух расти будет, природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник). Перед лицом природы, перед лицом вселенной, даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество, он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. После смерти он остается по-прежнему одинок.

  1. Жанр этого произведения – рассказ. Завязка. В Москву привезли из деревни глухонемого Герасима. Он стал дворником у барыни. Развитие действия. Самодурство барыни ломает судьбу Герасима. Сначала крестьянина срывают с земли,...
  2. Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием....
  3. Иван Сергеевич Тургенев – известный русский писатель, который одним из первых в русской литературе затронул тему трагической судьбы угнетенного крестьянства. Не понаслышке знал писатель о бедах и горестях простого народа....
  4. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” сразу же после выхода в свет вызвал большое количество откликов. Достоевский и Майков прислали Тургеневу в Париж “восторженные” письма, Писемский – “критическое”, Анненков...
  5. Школьное сочинение по творчеству Тургенева. Вторым тургеневским романом было “Дворянское гнездо”. Роман написан в 1858 г, и напечатан в январской книжке “Современника” за 1859 г. Нигде поэзия умирающей дворянской усадьбы...
  6. Поставим перед классом вопрос: “Действительно ли у Герасима было так “немного” дел?” Читатели отыскивают нужные для ответа строки: “.вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два...
  7. Главной проблемой в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” является конфликт двух поколений, старого, представленного либеральными и консервативными дворянами, и нового, представленного разночинцами-демократами. К представителям старого относится семья Кирсановых,...
  8. В любом произведении литературы, созданном, естественно, после Рождества Христова, так или иначе прослеживаются какие-нибудь религиозные, библейские, а вместе с тем и мифологические мотивы. Почему это происходит? Ведь писатель не всегда...
  9. В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев блестяще сумел раскрыть одну из сторон русской действительности своего времени. Важнейшим историческим явлением этой поры была борьба двух направлений, стремящихся улучшить общество...
  10. Последний роман Тургенева “Новь” (1876) посвящен революционно-народническому движению середины 70-х годов, которое пошло в историю под названием “хождение в народ”. Как и раньше, Тургенев резко сатирически изображает представителей реакционных кругов...
  11. “Конечно, потому, что он спас собачонку и Муму была все время с ним!” Читатель разъясняет им, что Герасим испытывал счастье от живого общения с беззащитным существом, что забота о любимой...
  12. Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной матери-помещицы с крепостными...
  13. Под понятием “антитеза” подразумевается резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Прием антитезы используется Тургеневым уже в названии произведения – “Отцы и дети”, тем самым показывая, что поднимается вечная проблема взаимоотношений...
  14. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году, и в нем автор отразил главный конфликт, расколовший русское общество накануне эпохи реформ. Это конфликт между разночинцами-демократами, выступающими...
  15. Еще в октябре 1855 г. в некрологе “Два слова о Грановском” Тургенев дал отчасти верную, но одностороннюю оценку личности умершего ученого в свете своей гражданской романтики. “Мы нуждаемся теперь, –...
  16. Выдающийся реалист, мастер психологического анализа и пейзажной живописи Иван Сергеевич Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы. Его произведения имели яркую антикрепостническую направленность, в них он показал...
  17. Скрытой сюжетной линией романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” является кризис крепостного строя и необходимость его уничтожения. На фоне этой линии и разворачивается конфликт “отцов и детей”. Идея романа,...
  18. БАЗАРОВ – герой романа И. С.Тургенева “Отцы и дети” (1862). Евгений Базаров – во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демокра-тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы...
  19. Базаров, несомненно, сильная, волевая личность. Он – настоящий человек, тот, “о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть”. Но, в то же время, он и русский человек, тот...
  20. “Отцы и дети” – яркий образец социально-психологического романа, в котором общественные коллизии сочетаются с любовной интригой. Следуя жизненной правде, Тургенев главное внимание в этом произведении уделяет коллизиям, рас – 1фывающим...