» » Сочинение «Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир. Сочинение «Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир Цитатная характеристика болконского война и мир

Сочинение «Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир. Сочинение «Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир Цитатная характеристика болконского война и мир

АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ

АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ - герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869). В отличие от многих персонажей романа, у которых были легко узнаваемые прототипы среди людей 1810-1820 годов или современников Толстого, а также его близких, у А.Б. не было явно угадываемого прототипа. Автор настаивал на вымышленное™ этого героя. Однако среди возможных прототипов называют, например, Н.А.Тучкова; в некоторых обстоятельствах судьбы флигель-адъютанта Ф.Тизенгаузена можно обнаружить близость с описанием подвига А.Б. в Аустерлицком сражении. Работа писателя над образом потребовала самого напряженного труда, его эволюция такова, что из второстепенного персонажа он превратился в одного из главных героев. В первых набросках к роману А.Б. - блестящий светский молодой человек, в окончательной редакции - интеллектуальный герой с аналитическим складом ума, несущий в романе одну из основных смысловых и философских нагрузок. Образ А.Б. выстраивается на переплетении двух основных начал: внешняя, светская жизнь, служба, карьера - и эволюция внутреннего мира героя. Традиция литературоведения относит А.Б. к числу ищущих героев, представителей духовной аристократии.

Князь А.Б. - сын богатого, знатного и уважаемого светом вельможи екатерининской эпохи, получивший прекрасное воспитание и образование. Он умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд. Его гордость обусловлена не только воспитанием, социальным происхождением, но является также его отличительной «родовой» чертой, причем его сестра, княжна Марья, отмечает в нем еще и какую-то «гордость мысли», а Пьер Безухое видит в своем друге «способности мечтательного философствования». А.Б. обладает сильной волей, он сдержан и практичен. Его чувство собственного достоинства выходит за рамки привычных представлений, что обнаруживается в столкновении со штабными офицерами из-за Мака, когда А.Б. резко противопоставляет служение общему делу и сугубо личные интересы («или служим, или лакеи»).

В начале романа А.Б., занимающий одно из самых завидных мест в обществе, женатый на маленькой княгине, чувствует себя несчастным в браке, презрительно относится к свету и признается Пьеру, что «эта жизнь - не по мне». Начавшаяся кампания 180S года побуждает А.Б. вступить в действующую армию, где он становится адъютантом Кутузова. Во время военных действий А.Б. храбр и ищет случая выделиться, найти «свой Тулон», подражая в этом своему кумиру Наполеону, в котором герой видит воплощение заветной мечты о личной славе ради счастья и благополучия других людей. А.Б. находится на поле боя во время Шенграбенского сражения. На Аустерлицком поле он совершает подвиг, бросаясь вперед со знаменем в руках. Тяжело раненный, он смотрит в бездонное небо, которое как бы говорит о бренности его недавних желаний, а вид Наполеона, любующегося полем сражения и убитыми, обнаруживает ничтожность его прежнего кумира. А.Б. продолжает линию тех героев русской литературы, которые так или иначе служили развенчанию глубоко индивидуалистической по своей сути идеи наполеонизма (Германн из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина, Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского.

Выжив после ранения, потеряв жену, умершую родами, А.Б. решает жить только для себя, более не служить, - и впервые в жизни оказывается, что его существование не подчинено достижению узкоэгоистических целей, напротив, он отдает свои силы близким людям. В этот период А.Б. понимает, что в его внутреннем мире началась новая жизнь, хотя сохраняются все прежние внешние обстоятельства ее. За два года деревенской жизни А.Б. многое передумывает, много читает, занимается разбором последних военных кампаний, а под впечатлением поездки в Отрадное, встречи с Наташей Ростовой возвращается к активной жизни, понимая, что в 31 год она еще не кончена.

А.Б. отличает рассудочно-рационалистическое постижение жизни, аналитический подход к оценке людей и явлений. Иное восприятие жизни он открывает для себя в любви к Наташе, общение с которой пробуждает в герое лучшие, эмоционально-живые чувства. После измены невесты под впечатлением нахлынувших на него чувств он вновь возвращается в армию под начало Кутузова. Участвуя в Отечественной войне, А.Б. ранее других понимает существо многих совершающихся перед его глазами событий, сближается с солдатами, отказавшись от штабной службы, чтобы командовать полком. В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения он говорит о своих наблюдениях над «духом войска», о его властной, решающей в войне силе.

На Бородинском поле А.Б. получает ранение и по стечению обстоятельств уезжает из оставляемой жителями Москвы в обозе Ростовых. Под влиянием пережитых военных событий, новых мыслей, физических страданий и раскаяния Наташи А.Б. примиряется с ней, однако, поднявшись до прощения, перешагнув через свою оскорбленную гордость, а главное, уяснив, что истинным смыслом жизни является любовь к ближним, он переживает нравственный надлом. После вещего для него сна о безуспешности борьбы со смертью А.Б. постепенно угасает, несмотря на миновавшую физическую опасность; открывшаяся для него истина, движущая «живой человеческой жизнью», выше и больше того, что может вместить его гордая душа.

Лит.: Фортунатов Н.М. Эволюция образа Андрея Болконского

//Толстой Л.Н. Сб. статей. Горький, 1960; Торчкова Н. К вопросу о прототипах образа князя Андрея

//Толстой Л.Н. Сб. статей о творчестве. М., 1959; Зеленов Н.Г. Из истории создания образа Андрея Болконского

//Проблемы русской литературы. Вып. 2. Ярославль, 1968.

Е.В.Николаева


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ" в других словарях:

    В исполнении Вячеслава Тихонова Создатель … Википедия

    Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского Андрей Николаевич (Andre) Болконский герой романа Льва Толстого «Война и мир». Сын князя Николая Андреевича Болконского. Биография главного героя Князь Андрей был сыном старого князя Николая Андреевича… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир … Википедия

    Война и миръ … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Опера Война и мир Композитор Сергей Прокофьев Автор(ы) либретто Сергей Прокофьев, Мира Мендельсон Прокофьева … Википедия

    Знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

    Толстой Л. Н. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т., граф Илья Андреевич (прототип И. А. Ростова из «Войны и мира»), к концу жизни разорился.… … Литературная энциклопедия

    Толстой Л.Н. Толстой Лев Николаевич (1828 1910) Русский писатель Афоризмы, цитаты Толстой Л.Н. биография Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные. Человек… … Сводная энциклопедия афоризмов

    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...

  1. Новое!

    Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова - идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены...

  2. Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...

  3. Новое!

    Она обворожительна. Л. Толстой. Война и мир Еще задолго до того, как я дочитала до конца гениаль­ный роман Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь легко и просто, так, как умеет только она. Эта девушка не зря не только...

  4. В начале XX века Л.Н. Толстого называли «учителем в жизни и в искусстве» и эти строки до сих пор выражают отношение к нему людей XXI века, наследие гениального писателя продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста...

    Каждое художественное произведение только тогда достигает самой высокой степени, когда забываешь о его художественном созидании и ощущаешь его существование как несомненную реальность. У Толстого этот возвышенный обман доведен до совершенства. Никогда...

Андрей Болконский — один из главных героев романа Л.Н.Толстого Война и мир, является ярким представителем дворянства. Его жизнь была короткой, наполненной стремлением к добру и правде. Она была нацелена на поиски смысла существования.

Князь Андрей с детства видит жесткие жизненные стандарты своего самодержавного отца, его страдания в собственноручно созданном им мирке. Исходя из этого, Андрей приходит к выводу, что страдания и смерть не так уж и страшны. Наблюдая за своим отцом, Андрей вырабатывает свой собственный холодный, интеллектуальный подход к жизни. Он постоянно чувствует бесперспективность собственной жизни и жизни окружающих его людей. Андрей Болонский неудовлетворен таким положением дел и идет служить в армию. Он не ищет легкой карьеры. Он — патриот и хочет быть там, где может принести пользу отечеству. Попав на поле брани, Андрей разочаровывается в войне, понимает ее бессмысленность. У него начинается духовный кризис, который усугубляется известием о смерти жены во время родов. Он разочарован в жизни, ему кажется, что она на этом заканчивается.

Возрождение Андрея Болконского происходит под влиянием Пьера Безухова, а его духовное очищение — через встречу и отношения с Наташей Ростовой. Эта встреча порождает в нем мечты о семье и простом счастье с любимой. Андрей возобновляет свою жизнь в обществе, накладывающую на него определенные обязательства, потому что он чувствует свою ответственность перед Наташей. По совету отца он откладывает свадьбу на год. Он боится связать свою жизнь со столь юным и не имеющим жизненного опыта созданием. И его опасения не напрасны — Наташа поддается чувствам, и уступает обольщениям Анатолия. Князь Андрей опять разочарован и подавлен. Все его мечты о семейной жизни рухнули, и он возвращается в армию, так как считает, что должен думать не о себе, а о судьбе отечества.

В полку им гордятся и любят, так как он заботится о солдатах и офицерах. Перед Бородинской битвой Андрей уверен в победе русской армии. В сражении он получает смертельное ранение, но сознавая, что умирает, испытывает чувство всепрощения и любви ко всем людям. В этот момент происходит последняя встреча Андрея и Наташи, которая стоя на коленях, просит прощения. Она понимает, что предала любимого. Болконский ее прощает, в его душе опять просыпается любовь, и она скрашивает последние мгновения жизни князя Андрея.

Силу воли и твердость характера князь Андрей унаследовал от своего отца, русского барина, генерала екатерининских времен, человека сурового, властного, скрывающего большую нравственную силу за внешним чудачеством и самодурством. Старый князь Болконский сочувствовал материалистической французсой философии XVIII века, и можно установить связь между рационализмом князя Андрея и этой склонностью отца.

Унаследовав от него также ясный ум и стремление к широкой деятельности, князь Андрей чувствовал себя не удовлетворенным пустотой светской жизни, выше которой стоял он по своему уму и интересам. Так же, как и Пьер, он хорошо видел фальшь и ложь этой жизни. Создав себе собственный внутренний мирок. князь Андрей замкнулся в нем, относясь холодно и даже презрительно к людям и общаясь с немногими. В числе этих немногих был Пьер, с которым князя Андрея связывала общность умственных интересов. Но в противоположность Пьеру князь Андрей был
занят не отвлеченными вопросами нравственного порядка, а вопросами жизни практической; он любил все умственные построения связывать с их практическим осуществлением. Поэтому ему были чужды такие чисто теоретические умы, как Сперанский, в котором он после недолгого увлечения разочаровался. Князю Андрею трудно было найти применение своим силам в тех областях государственной службы, где царит формализм, где на первом месте были теоретические формулы, а не
потребности действительной жизни.

Свои планы широкой деятельности, надежды на славу и возвышение князь Андрей основывает потом на службе военной; пример героической судьбы Наполеона волнует его воображение. Чувствуя за собой большой запас нерастраченных сил, волю и ум, князь Андрей видел для себя возможность твердо и полно осуществить намеченные цели и добиться всего, чего он хотел. Но именно ум, нравственная брезгливость и широкие цели отвращали его от многих путей служебной карьеры, на
которых успевали карьеристы и хищники. На поле Аустерлицкой битвы поблекли его представления и об обаянии войны, и о военной славе.
Главными и о тличительными чертами князя Андрея являются сила воли и властное чувство личности, индивидуалистическая замкнутость в самом себе и отрешение его личности от всего окружающего.

Чувство личности

Князь Андрей склонен анализировать свои чувства и впечатления, погружаться в самого себя, жить интересами своего внутреннего мира, считаться с фактами своей внутренней жизни как с самым существенным. Новое впечатление, поразившее его душу и открывшее какую-либо незамеченную раньше сторону жизни, становится определяющим для его дальнейшего поведения, для всего уклада его существования. На его жизнь влияют не внешние факторы, а внутренние факты личного духовного сознания. Так, осознав на поле Аустерлицкой битвы ничтожную роль личности в войне и громадную власть сил стихийных, не зависящих от
личной воли, а главное, почувствовав в виду близкой смерти мелочность своих прежних честолюбивых целей и всего людского муравейника перед впечатлением вечного покоя вселенной, обнимающего и живых, и мертвых, князь Андрей, выздоровев после ранения, отрекается от прежних целей и уединяется в своей деревне.

Сила воли

Сила воли обнаруживается в той неуклонности, с какой Андрей Болконский осуществляет принятые решения, часто вопреки своему же чувству. Так, почувствовав разногласие со Сперанским, разочаровавшись в его деятельности, князь Андрей покидает путь к блестящей служебной карьере, которая ему открывалась. Принимаясь за что-либо, будь то управление полком, или осуществление реформ в деревне, он терпеливо добивается всего, что было им намечено. Когда с изменой Наташи так оскорбительно разбилась мечта о семейной жизни, князь Андрей находит в себе силы сохранить полнейшее самообладание, удивляя посторонних наружным спокойствием. Воля его находится в полнейшем
согласии с его разумом. Пережив в своем внутреннем мире какой-либо факт, изменивший его взгляды на прежде поставленную цель, он легко и безвозвратно отказывается от всех связанных с нею преимуществ, и цель, заманчивая, волновавшая его, перестает для него существовать, причем выводы разума для него сильней всех мечтаний честолюбия. полное спокойствие сохраняет он и перед лицом смерти.
Нравственный перелом Андрея Болконского

Первую сильную трещину в своем миросозерцании князь Андрей ощутил на Аустерлицком поле, когда лежал раненый, забытый между грудами тел под открытым небом. В торжественную минуту близости смерти в нем проснулась созерцательность и князь Андрей обнаружил всю духовную силу и высоту своей натуры. Без слепого ужаса и тоски перед смертью, как истинный философ-созерцатель, он окинул взглядом всю свою жизнь и жизнь других и был искренно удивлен открывшейся ему ничтожностью всех забот и интересов этой жизни в сравнении с покоем неба,
обнимающего землю и говорящего о другом покое — вечности. В эту минуту произошел тот «уход от жизни» князя Андрея, та оторванность от нее, следы которых остались навсегда в его душе и которые окончательно завладели им в последние дни перед смертью. «Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения». Последующие события только подтверждают в нем это отношение к жизни.

Вернувшись к себе в деревню, князь Андрей стал вести уединенный и замкнутый образ жизни, но судьба вновь заставила его почувствовать близость смерти, на этот раз смерти жены. Под влиянием этих событий он впадает в тяжелое пессимистическое настроение, переживает бремя пустоты жизни и отвращения к ней. Последняя вспышка жизненных интересов снова оканчивается для него жестоким разочарованием: он разрывает с общественной деятельностью вследствие разногласий со Сперанским, теряет веру в возможность плодотворной работы, и, наконец, переживает катастрофу крушения надежд на семейное счастье. Его любовь к Наташе и мечты о новом родном гнезде оканчиваются обидой и горем из-за измены Наташи. Вся жизнь этого человека складывается таким образом, что он, строивший план исключительно личного счастья, а все содержание жизни определявший только личными интересами и потребностями, последовательно отвергает все интересы этой жизни и отходит от нее все дальше в какую-то пустыню полного отчуждения от жизни.

Но это разрушение старого содержания жизни знаменовало лишь близость нового. Это новое нахлынуло на его душу, когда он, раненный в Бородинской битве, переживает высокие минуты прощения прежних обид и нового любовного отношения в жизни. Поднявшись над общей человеческой суетой, с высоты смотря на все то, что заставляет людей волноваться, скорбеть, бороться, работать, унижаться и страдать, он чувствует, как далек теперь от своих былых чувств ненависти, тревоги, от желаний и мук. Его душой завладевает глубокий покой; Толстой описывает, как погруженный в эту холодную и чистую стихию глубокого покоя, отрешенности от всех интересов существования, князь Андрей бесстрастно, тихо и спокойно смотрит на все вокруг, даже на Наташу, которую так любил.

Это отчуждение от жизни, это бесстрастное созерцание ее как бы подготовлялось в течение всей жизни князя Андрея разочарованием во всем: в мечтах о славе, в общественной деятельности, в личном счастье, в любви. Правда, незадолго до смерти его посещают минуты какого-то нового откровения о любви, о той «Божественной любви», которой можно любить врага, «которую ни смерть и ничто не может разрушить», но эти слова его кажутся выражением идей, мыслей, а не душевных чувств.

Индивидуалист, мыслитель, живший только своим «я», князь Андрей умирает в состоянии полной отчужденности от мира. Толстой показал, что результатом такого индивидуалистического самоутверждения человека, вполне искреннего и последовательного, может быть только абсолютная пустота жизни, бесстрастие, равнодушие ко всему. Человек находит истинную, питающую его почву для своего «я» только в живом и любовном общении с миром, в согласии с ним, в отречении от своей личности и подчинении ее общему верховному руководящему началу, тому началу, которым «люди живы». Пьер нашел путь к этому источнику жизни: народ и такие представители его, как Каратаев, были для него живым примером непосредственного богоощущения в мире. Князь Андрей был иным по натуре человеком, остался замкнутым в своем личном, внутреннем мирке и умер одиноким, как жил.

2 / 5. 1

Князь осознал великую истину – жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

Князь Андрей принимает некоторые убеждения Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы я счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня».

I Встреча с дубом «…Это был огромный дуб…, с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками…» «Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая».
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми.
II Встреча с дубом «Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья». «Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо…, чтобы все они жили со мной вместе!»

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова.

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его родную землю.

Прощение Анатоля Курагина Увидев, как ампутируют ногу Анатолю, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился … цветок любви весной, свободной, независимой от жизни…»
Возрождение любви к Наташе Ростовой После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе. Но это уже другое чувство: «… он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».
Смерть князя Андрея «Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило – никого не любить, значило – не жить этою земною жизнью». «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу».

Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по мнению Толстого, дело – умер спокойно и достойно.

ТЕМА: ПЬЕР БЕЗУХОВ ОТ МАСОНСТВА К ДЕКАБРИЗМУ

«Путь исканий Пьера»

  1. Идеализация Наполеона как великого человека – выразителя идей революции.
  2. Незрелость взглядов и бесхарактерность: кутежи, женитьба на Элен.
  3. Мысли о социальном неравенстве, о «возможности братства людей».
  4. Масонство – исправление рода человеческого.
  5. Попытка увязать масонство с облегчением жизни крестьян.
  6. Сознание ограниченности, фальши масонской теории.
  7. «Недостаточно блюсти в теши ложи наши таинства – нужно действовать», - новые мысли Безухова.

- Почему мучается Пьер после разрыва с Элен?

Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота и понимание смыла жизни необходимы прежде всего. Пьер во всех трагических неудачах винит прежде всего себя: он чуть не убил человека, потому что вовремя не сумел отказаться от женитьбы не по любви. Размышления о собственной жизни приводят его к размышлению о смысле жизни вообще: «Для чего жить и что такое я?»

- Почему Пьер, будучи атеистом, вступает в масонскую ложу?

Его привлекает не религиозная, а нравственная сторона. Пьер нашел выход их тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Он поверил, оттого что хотел поверить.

- Что приводит Пьера к разочарованию в масонстве?

Поездка за границу помогает понять истинное положение вещей: «Ходил по колено в болоте». Он увидел, что в России масонство носит лишь внешнюю форму.

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта – недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности – и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своем друге: «Это саамы смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце».

- Расскажите, каковы пути правды, по которым прошел Пьер?

Эти поиски были главными в жизни героя. В конце романа мы видим, что именно Пьер предстает перед нами как организатор тайного политического общества.


Похожая информация.


Сумел не только разнообразить литературный мир новым произведением, которое оригинально с точки зрения жанровой композиции, но также придумал ярких и колоритных персонажей. Безусловно, не все завсегдатаи книжных лавок прочитали громоздкий роман писателя от корки до корки, однако большинство знает, кто такие , и Андрей Болконский.

История создания

В 1856 году Лев Николаевич Толстой начал работу над своим бессмертным произведением. Тогда мастер слова задумывался о создании повести, которая расскажет читателям о герое-декабристе, вынужденном вернуться обратно в Российскую Империю. Писатель невольно перенес место действия романа в 1825 год, но к тому времени протагонист был семейным и возмужалым человеком. Когда Лев Николаевич задумался о молодости героя, это время невольно совпало с 1812 годом.

1812 год был нелегким для страны. Началась Отечественная война, потому что Российская Империя отказалась поддерживать континентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие против Великобритании. Толстого вдохновило то смутное время, к тому же его родственники участвовали в данных исторических событиях.

Поэтому в 1863 году литератор начал работать над романом, который отразил судьбу всего русского народа. Чтобы не быть голословным, Лев Николаевич опирался на научные труды Александра Михайловского-Данилевского, Модеста Богдановича, Михаила Щербинина и других мемуаристов и писателей. Говорят, чтобы найти вдохновение, литератор даже побывал в деревне Бородино, где столкнулись армия и российского главнокомандующего .


Над своим основополагающим произведением Толстой трудился семь лет не покладая рук, исписав пять тысяч черновых листов, выведя 550 персонажей. И это не удивительно, ведь произведение наделено философским характером, который показывается через призму жизни русского народа в эпоху неудач и поражений.

«Как я счастлив…, что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».

Каким бы критически настроенным ни был Толстой, роман-эпопея «Война и мир», вышедший в 1865 году (первый отрывок появился в журнале «Русский вестник»), имел широкий успех у публики. Труд российского писателя поразил как отечественных, так и зарубежных критиков, а сам роман был признан величайшим эпическим произведением новой европейской литературы.


Коллаж-иллюстрация к роману «Война и мир»

Литературная диаспора отметила не только захватывающий сюжет, который переплетается и в «мирное», и в «военное» время, но и размеры беллетристического полотна. Несмотря на большое количество действующих лиц, Толстой постарался придать каждому герою индивидуальные черты характера.

Характеристика Андрея Болконского

Андрей Болконский является главным героем в романе Льва Толстого «Война и мир». Известно, что у многих персонажей в этом произведении есть реальный прототип, например, Наташу Ростову писатель «создал» из своей жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Берс. А вот образ Андрея Болконского собирательный. Из возможных прообразов исследователи называют Николая Алексеевича Тучкова, генерала-лейтенанта русской армии, а также штабс-капитана инженерных войск Федора Ивановича Тизенгаузена.


Примечательно, что первоначально Андрей Болконский планировался писателем как второстепенный персонаж, который впоследствии получил индивидуальные черты и стал главным героем произведения. В первых набросках Льва Николаевича Болконский был светским молодым человеком, тогда как в последующих редакциях романа князь предстает перед читателями как мужчина-интеллектуал с аналитическим складом ума, который подает поклонникам литературы пример отваги и мужества.

Причем читатели могут проследить от и до становление личности и изменение характера героя. Исследователи относят Болконского к числу духовной аристократии: этот молодой человек строит карьеру, ведет светскую жизнь, но он не может быть безразличным к проблемам общества.


Андрей Болконский предстает перед читателями как красивый молодой человек небольшого роста и с сухими чертами лица. Он ненавидит светское лицемерное общество, но приезжает на балы и другие мероприятия ради приличия:

«Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».

Болконский равнодушно относится к своей супруге Лизе, но, когда та умирает, молодой человек винит себя в том, что был холоден со своей женой и не уделял ей должного внимания. Стоит отметить, что Лев Николаевич, умеющий отождествлять человека с природой, раскрывает личность Андрея Болконского в эпизоде, где персонаж видит на краю дороги огромный ветхий дуб, – это дерево является символическим образом внутреннего состояния князя Андрея.


Помимо прочего Лев Николаевич Толстой наделил этого героя противоположными качествами, в нем сочетаются смелость и трусость: Болконский участвует в кровопролитном сражении на поле боя, но в буквальном смысле этого слова бежит от неудачной женитьбы и неудавшейся жизни. Протагонист то теряет смысл жизни, то вновь надеется на лучшее, выстраивая цели и средства их достижения.

Андрей Николаевич почитал Наполеона, хотел так же прославиться и привести свое войско к победе, но судьба внесла свои коррективы: герой произведения был ранен в голову и доставлен в больницу. Позже князь понял, что счастье не в триумфе и лаврах почета, а в детях и семейной жизни. Но, к сожалению, Болконский обречен на неудачи: его ждет не только смерть супруги, но и измена Наташи Ростовой.

"Война и мир"

Действие романа, который рассказывает дружбе и предательстве, начинается в гостях у Анны Павловны Шерер, где собирается весь высший свет Петербурга, дабы обсудить политику и роль Наполеона в войне. Лев Николаевич олицетворял этот безнравственный и лживый салон с «фамусовским обществом», которое блистательно описал Александр Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» (1825). Именно в салоне Анны Павловны и предстает перед читателями Андрей Николаевич.

После обеда и пустых разговоров Андрей едет в деревню к отцу и оставляет свою беременную жену Лизу в фамильном имении Лысые Горы на попечении сестры Марьи. В 1805 году Андрей Николаевич отправился на войну против Наполеона, где выступает в качестве адъютанта Кутузова. В ходе кровопролитных сражений герой был ранен в голову, после чего был доставлен в больницу.


По возвращении домой князя Андрея ждала неприятная весть: во время родов его жена Лиза умерла. Болконский окунулся в депрессию. Молодого человека мучало то, что он относился к своей супруге холодно и не проявлял к ней должного уважения. Потом князь Андрей снова влюбился, что помогло ему избавиться от плохого настроения.

На этот раз избранницей молодого человека стала Наташа Ростова. Болконский предложил девушке руку и сердце, но так как его отец был против подобного мезальянса, женитьбу пришлось отложить на год. Наташа, которая не смогла жить в одиночестве, совершила ошибку и начала роман с любителем разгульной жизни Анатолем Курагиным.


Героиня отправила Болконскому письмо с отказом. Такой поворот событий ранил Андрея Николаевича, который мечтает вызвать своего соперника на дуэль. Чтобы отвлечься от безответной любви и душевных переживаний, князь начал усиленно работать и посвятил себя службе. В 1812 году Болконский участвовал в войне против Наполеона и во время Бородинского сражения получил ранение в живот.

Тем временем семейство Ростовых переехало в свое московское поместье, где располагаются участники войны. Среди раненных солдат Наташа Ростова увидела князя Андрея и поняла, что в ее сердце не угасла любовь. К сожалению, подорванное здоровье Болконского было несовместимо с жизнью, поэтому князь умер на руках изумленной Наташи и княжны Марьи.

Экранизации и актеры

Роман Льва Николаевича Толстого не раз экранизировали именитые режиссеры: произведение русского писателя адаптировали для заядлых киноманов даже в Голливуде. Действительно, фильмов, поставленных по этой книге, по пальцам нельзя пересчитать, поэтому перечислим только некоторые киноленты.

«Война и мир» (фильм, 1956)

В 1956 году режиссер Кинг Видор перенес произведение Льва Толстого на экраны телевизоров. Фильм мало чем отличается от оригинального романа. Недаром в первоначальном сценарии было 506 страниц, что в пять раз превышает размер среднего текста. Съемки проходили в Италии, некоторые эпизоды снимались в Риме, Фелонике и Пинероло.


В блестящий актерский состав вошли признанные звезды Голливуда. Наташу Ростову сыграла , в Пьера Безухова перевоплотился Генри Фонда, а в роли Болконского предстал Мел Феррер.

«Война и мир» (фильм, 1967)

Российские кинодеятели не отстали от своих иностранных коллег по цеху, которые поражают зрителей не только «картинкой», но и размахом бюджета. Режиссер целых шесть лет работал над самой высокобюджетной картиной в истории советского кинематографа.


В фильме киноманы видят не только сюжет и игру актеров, но и режиссерское ноу-хау: Сергей Бондарчук использовал новую для того времени съемку панорамных сражений. Роль Андрея Болконского досталась актеру . Также в картине сыграли , Кира Головко, и другие.

«Война и мир» (телесериал, 2007)

Немецкий режиссер Роберт Дорнхельм тоже занялся экранизацией произведения Льва Толстого, приправив кинофильм оригинальными сюжетными линиями. Более того, Роберт отошел от канонов в плане внешности главных героев, например, Наташа Ростова () предстает перед зрителями блондинкой с голубыми глазами.


Образ Андрея Болконского достался итальянскому актеру Алессио Бони, который запомнился киноманам по фильмам «Ограбление» (1993), «После бури» (1995), « » (2002) и другим картинам.

«Война и мир» (телесериал, 2016)

По сообщению издания «The Guardian» жители туманного Альбиона начали скупать оригинальные рукописи Льва Николаевича Толстого после этого сериала, снятого режиссером Томом Харперм.


Шестисерийная адаптация романа показывает зрителям любовные отношения, практически не уделяя времени военным событиям. Роль Андрея Болконского исполнил , разделив съемочную площадку с и .

  • Лев Николаевич не считал свое громоздкое произведение оконченным и считал, что роман «Война и мир» должен завершиться иной сценой. Однако автор так и не воплотил свою задумку в жизнь.
  • В (1956) костюмеры использовали более ста тысяч комплектов военной формы, костюмов и париков, которые были изготовлены по оригинальным иллюстрациям времен Наполеона Бонапарта.
  • В романе «Война и мир» прослеживаются философские взгляды автора и кусочки из его биографии. Писатель не любил московское общество и имел душевные пороки. Когда жена не выполняла все его капризы, по слухам, Лев Николаевич ходил «налево». Поэтому неудивительно, что его персонажи, как и любые смертные, имеют отрицательные черты.
  • Картина Кинга Видора не снискала славы у европейской публики, но зато приобрела невиданную популярность в Советском Союзе.

Цитаты

«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть!»
«Помню, - поспешно отвечал князь Андрей, - я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу».
«Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».
«Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым».
«Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум».
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, - беспременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась, и чтобы все они жили со мною вместе!»