» » Характеристика и образ кабановой кабанихи в пьесе островского гроза сочинение. «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза Гроза характеристика кабаниха дикой катерина тихо

Характеристика и образ кабановой кабанихи в пьесе островского гроза сочинение. «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза Гроза характеристика кабаниха дикой катерина тихо

Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островского. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темного царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании.

Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представляет собой некую патриархальную идиллию. Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высоких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливаются жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных событий. Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с песьими головами.

Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке. Идиллию эту разрушает уже Кулигин в разговоре с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите... А у кого деньги, ...тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Однако согласия нет и между богатыми: они «враждуют друг на друга», «злостные кляузы строчат», «судятся», «торговлю подрывают». Живут же все за дубовыми воротами, за крепкими запорами. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» — восклицает Кулигин.

Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе является купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Савел Прокофьевич скуповат. «...Только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет», — говорит он Кабановой. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наследство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит племянника, упрекая его в лености и тунеядстве.

Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным механиком-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную причину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все... говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

«Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее...», — писал Добролюбов о самодурстве Дикого.

Как и большинство калиновцев, Савел Прокофьевич беспросветно невежествен. Когда Кулигин просит у него денег на установку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами... обороняться».

Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пьесе. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других людей. И только потом уже на богатстве.

Характерно, что практически никто не оказывает Дикому активного сопротивления. Хотя утихомирить его не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ним и Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — прямолинейно заявляет ему Марфа Игнатьевна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка. Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дикого его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений. «Кому своего добра не жалко!» — восклицает он.

Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев».

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, культивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, постоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает бесконечные нравоучения невестке, пытается контролировать поведение дочери.

Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домостроя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родителей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их. Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недовольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никакого порядка», — рассуждает она в одиночестве. Катерину она попрекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» — стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце...», — поучает она невестку. Тихон же, по мнению Кабановой, слишком мягок в обращении с женой, не почтителен в должной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважают», — говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну.

Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны — не что иное, как фарисейство: «Ханжа... Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — замечает о ней Кулигин. В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, всепрощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихону жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «добивается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона. «Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене», — пишет Добролюбов.

Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности своих чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями». Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись. Все это привело Тихона к определенной эмоциональной глухоте: он часто не понимает состояния Катерины.

Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно подавляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недостатке мужественности. Подсознательно он и стремится восполнить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гулянках» «на воле». Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и собственного мнения, и собственных чувств. Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилизмом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако вероятно, она не осознает степень своей причастности к этому.

В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности. Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «усвоила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их. В героине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, однако ее ложь — это не что иное, как примирение с калиновской моралью.

Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Куряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены.

Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное качество его природы — под названием „широты натуры"; плутовство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под названием сметливости и лукавства». В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.

Самодурство и Невежество в драме А. Н. Островского «Гроза»

1. Реализм драмы «Гроза».

2. Портрет Савела Прокофьевича Дикого.

3. Кабаниха - глава «темного царства».

4. Завершение власти Самодурства и невежества в драме А. Н. Островского «Гроза»

Идея создания драмы «Гроза» появилась у Александра Николаевича Островского в 1859 году после длительного путешествия по волжским городам. Принято считать, что прототипом главной героини этой пьесы - Катерины Кабановой - стала реально существовавшая женщина, Александра Клыкова. История ее жизни была очень похожа на судьбу Катерины. Интерес вызывает тот факт, что Островский завершил свое произведение примерно за месяц до того, как Клыкова утопилась в Волге, не выдержав издевательств своих родственников. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что автор очень ярко и реалистично показал в драме «Гроза» жесткий конфликт, происходящий между разными поколениями в одном купеческом семействе.

Самодурство и невежество в драме А. Н. Островского «Гроза» показаны автором при помощи двух очень ярких образов - Савела Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой («Кабанихи»), свекрови главной героини.

Дикой - один из типичных представителей провинциального богатого купечества. Это человек, имеющий определенные права в городе и считающий, что ему дозволено если не все, то многое. О данном обстоятельстве свидетельствует следующее его высказывание:

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю...

Далее Островский указывает на то, что самодурство, недостойное поведение Дикого - вовсе не порочное качество, а природное свойство его «горячего своевольного сердца». Беда Савела Прокофьевича в том, что он не предпринимает никаких попыток обуздать свой неукротимый нрав, и поэтому он безнаказанно творит все, что хочет.

Окружающие люди воспринимают Савела Прокофьевича неоднозначно. Например, Кулигин утверждает, что Дикому следует во всем уступать, чтобы не нарваться на грубость, но Кудряш вполне резонно возражает ему: «...кто ж ему угодит, если у него вся жизнь на ругательстве построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится...».

Но никакой капитал, никакие средства не могут споспешествовать обогащению духовной жизни Дикого. Несмотря на непоколебимую убежденность в собственной правоте, он быстро поджимает хвост, сталкиваясь по воле случая с более значительной персоной. При этом ему вовсе не чужда самокритика: например, накричав во время великого поста на ни в чем не повинного крестьянина, который привез ему дрова, он публично извинился перед обиженным, чтобы не брать на душу греха. Но этот «добрый» поступок - лишь очередная причуда богатого самодура, а не искреннее покаяние.

Жизнь Савела Прокофьевича построена вокруг денег, капитала - по его мнению, все хорошее можно купить, а отдавать деньги «просто так» следует только в исключительных случаях. Сам он прямо говорит об этом: «Я отдать отдам, а обругаю».

В отличие от Дикого Марфа Игнатьевна Кабанова, которую окружающие именуют «Кабанихой», придерживается устоявшихся норм старой морали, точнее, ее худшей стороны. Соблюдая правила и законы «Домостроя», она скрупулезно отбирает только те, которые выгодны ей, не обращая внимания на остальные. К сожалению, она не соблюдает самый главный, ключевой закон - нельзя осуждать людей, случайно согрешивших, следует прежде всего подумать о собственных прегрешениях и позаботиться об этом. Кабаниха же находит негативные стороны во всем - даже в момент прощания Катерины с мужем, уезжающим по делам на дне недели, недобрая свекровь находит повод для ехидного иысказывания: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! 11е с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» При этом к сыну Марфа Игнатьевна относится слишком сурово, навязывая свои м. чгляды, не давая ему жить самостоятельно.

Возможно, подобный деспотизм, стремление к безграничной власти над домочадцами и не были основной чертой характера Кабановой. Она пыталась всеми силами поддерживать строгий порядок в доме, руководить не только хозяйством, но и человеческими взаимоотношениями. К сожалению, в силу своего невежества она не в состоянии деликатно разрешать возникающие конфликты, своей диктатурой еще более усугубляя накалившуюся обстановку. Мне-ние чужих людей для нее безразлично, на собственных ошибках учиться она не умеет.

Трагическая развязка драмы «Гроза» - самоубийство Катерины, уставшей от постоянного гнета свекрови, эмоционального напряжения, постоянных оправданий из-за выдуманных прегрешений и «неправильных» поступков. Это не просто уход из опостылевшей жизни, но прежде всего неосознанный вызов той силе Самодурство и невежество , которая правит окружающим миром, протест против навязываемой фальшивой «нравственности». И даже забитый, подавленный матерью муж Катерины - Тихон - понимает это. Склонившись над телом утонувшей супруги, он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!» Он начинает понимать порочность и неискренность отношений, царящих в его семье, но его мягкий, безвольный характер не позволяет ему решиться па серьезный поступок, воспротивиться психологическому давлению.

Слова Тихона дают нам понять, что жизнь в «темном царстве», где правят самодурство и невежество, хуже, чем смерть. Иначе, разве могут живые люди завидовать ушедшим, тем более самоубийцам (ведь по законам православной церкви, добровольное «бегство» из жизни - один из самых тяжких грехов)? И само существование этого порочного круга близится к завершению. Нормальный человек не может существовать в атмосфере гнета, обид, невежества и фальшивой морали, значит, близится освобождение от власти Кабанихи и ей подобных.

«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали,
как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят».

Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» - мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства». Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать. Если с обывателями в принципе всё понятно, то как быть с указанными выше властителями?

В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» - так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города - безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».

Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: «что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю». В этом она убеждает и купца. Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признаёт негласное лидерство Кабанихи, её силу характера и ум. Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.

Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы «Гроза» тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир - на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки. Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении. Особенно чётко это прослеживается в поведении Кабановой.

Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.

Тест по произведению

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Однако интерес к ней не снижается и в наши дни. Что же делает это небольшое произведение таким актуальным? Какие проблемы поднимает в произведении драматург?

В центре повествования социальный конфликт, отражающий противостояние старых и новых сил. Ярким олицетворением старого мира являются Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.
Это типичные представители общества, которое критик Добролюбов справедливо и метко назвал «тёмным царством». Деспотизм этих людей не знает предела. Они, словно спрут, раскинувший свои щупальца, стремятся распространить свою власть на окружающих.

Не может не вызывать гневного неприятия зажиточный купец Дикой. Он имеет достаточное влияние в Калинове. Горожанам он известен как скандалист и скупердяй. Ругань стала его неотъемлемой частью. Савел Прокофьевич и дня не может прожить без нравоучительных речей. Он всегда найдёт объект нападок, будь то родные, племянник или работники. Очень строг ко всем домочадцам, не даёт никому свободно дышать.

В его тоне всегда можно распознать грозные ноты поучительности.

Дикой до неприличия жаден. Родных племянников ставит в унизительное положение, не желая отдавать им наследство, завещанное бабушкой. Стремясь извлечь собственную выгоду, оговаривает условия. Так, Борису, чтобы не разгневать дядю, следует вести себя почтительно, выполнять все его поручения, терпеть его тиранию. Дикой всегда найдёт, к чему придраться. Удручённый Борис не очень верит в то, что дядя выполнит бабушкину волю.

Не уступает Дикому в невежестве, грубости и Марфа Игнатьевна Кабанова. От неё стонут все в доме.

Кабаниха всех держит в полном подчинении.

Повиновение стало нормой жизни для её сына. Контроль матери превращает Тихона в бессловесную тень, не имеющую ничего общего с понятием «мужчина». Он даже жену не может защитить от деспотизма матери.

Дочь Варвару Кабаниха довела до того, что та вынуждена ей всё время лгать, так как не желает жить по законам, установленным матерью.

Настоящей жертвой деспотизма Кабанихи становится Катерина.

Свекровь считает, что невестка должна во всём беспрекословно подчиняться своему мужу. Проявление собственной воли недопустимо. Более того это наказуемо! Её дикость, невежество и деспотизм настойчиво формировали в её сознании мысль о том, что муж должен «воспитывать» жену побоями. Никаких тёплых, человеческих отношений между ними не должно быть. Доброта к жене – это, по мнению Марфы Игнатьевны, проявление слабости. Невестка обязана раболепствовать перед супругом, прислуживать ему и его матери.

Таким образом, «жестокие нравы» города Калинова имеют своих вдохновителей, которые и представлены образами Дикого и Кабанихи.

Вариант 2

А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.

Действия пьесы разворачиваются в волжском городе Калинове. Название взято вымышленное. То, что описывается в прозе было действительностью всех российских городов того времени. А населенный пункт, отгороженный от внешнего мира крупной рекой, ещё более закрыт и консервативен. Поэтому жители узнают обо всем от юродивых странниц. И верят в то, что где-то живут правители с песьими головами, народ еще больше угнетен. А значит им самим хорошо еще живется. И надо молиться за местных «благодетелей».

«Темное царство» Калинова держится на двух людях: Диком и Кабанихе. Своеволие, эгоизм, неограниченная грубость, жесткость, любовь к власти – общие черты этих двух личностей. Это глупые и деспотичные люди. Они – сила и власть в этом городе. Им не перечит даже городничий. Савел Прокофьевич – зажиточный купец, «вся жизнь которого основана на ругательстве». Каждый день он кого-то тиранит, унижает, бранит. И если попадается человек, над которым нет у Дикого власти и ему отвечают такой же бранью, то всю злость он вымещает на домашних. Они не ответят, семья беззащитна перед ним. Страдает и боится жена купца, его дети и племянник Борис, которому достается больше всех.

Деспотичен герой и в отношении своих работников. Дикой очень жадный. Не терпит вообще, когда с ним заговаривают о деньгах. Даже, если понимает сам, что должен человеку заплатить или вернуть долг. Редко барин платит причитающиеся мужикам. И этим доволен. Даже городничему разъясняет какую прибыль имеет, если каждому работнику не доплачивает. И племяннику наказывает, чтобы тот работал. А жалованье будет через год, сколько дядя захочет дать. Корыстолюбие – его главная отличительная черта. Этот человек уважает только богатых. Всех, кто ниже его в материальном плане, он жестоко унижает.

Кабаниху же, наоборот, жадной нельзя назвать. Марфа Игнатьева на людях щедра и даже в какой-то степени добра. Привечает у себя дома странниц и богомолок. Кормит их, подает милостыню. Все для того, чтобы эти старики хвалили ее прилюдно, это тешит ее самолюбие. Мать Тихона не менее своенравна и эгоистична, чем Дикой. И также любит самоутвердиться за счет принижения чужого достоинства. Своеволие и бесчинства она проявляет только в семье. К чужим добра, а домашних «заела поедом». Тогда как Савел Прокофьевич не делает исключения не для кого. Вот только эмоциональные пытки Кабановой куда изощреннее. Даже собственного сына она превратила в безвольное существо. И самое страшное то, что она уверена в своей правоте. Она ведь старше, мудрее и все знает лучше. Кто молодежь еще научит? У них своего ума нет, они должны жить умом родителей. А значит то, что она делает, это не тирания и самодурство. А проявление материнской любви и заботы.

Различаются Дикой и Кабаниха лишь в своем подходе к унижению окружающих. Понимают, что они, на самом деле, слабы и могут лишиться власти. Поэтому зажимают людей в тиски. Чтобы ни у кого и мысли не возникло им противостоять.

Дикой и Кабаниха в рассказе Гроза Островского

В пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского показаны главные герои и столкновение между ними, связанное с их различными взглядами на мир, несхожими идеями и ценностями. Произведение доказывает, что с ходом времени постоянно меняются жизненные устои. Представители «тёмного царства», купец Дикой и Кабаниха, живут по домостроевскому порядку, который диктует патриархальные нормы, старые традиции новому поколению, что ведёт к зарождению межличностного конфликта в произведении.

Кабаниха, купеческая вдова Марфа Кабанова, предстаёт перед читателем тираном и ханжой. Являясь консерватором в силу своей неграмотности, не знает и даже не думает, что можно жить как-то по-другому, активно проповедует свои идеалы, так как считает, что старший в семье - главный (исходя из норм патриархата). Кабанова понимает, что рушится патриархальный уклад, поэтом насаждает ещё жёстче, это служит в дальнейшем причиной развала семьи.

Кабаниха старается удержать старое, из-за чего абсолютно не видит настоящих чувств и не испытывает их, подавляет в других. Стыдится того, что Катерина, проявляет чувства к её сыну открыто, так как считает неприемлемым «виснуть» на шее мужа, заставляет кланяться ему в ноги. Говорит в повелительном тоне с грубыми выражениями, считая, что вправе указывать ведь она старшая, главная в доме. Максималистка, никогда не идёт на уступки, не терпит воли, веруя обычаям старины.

Купец Дикой также является представителем «тёмного царства», сторонником Кабанихи. Но его образ имеет несколько отличий от образа Кабанихи. Самодурство Дикого заключено в поклонении деньгам. Скупой эгоист, ищущий во всём выгоду, когда претерпевает убытки, то выходит из себя, раздражается, воспринимает это как наказание.

Необразованность Дикого А. Н. Островский показывает в сцене диалога с Кулигиным, самоучкой-механиком, который предлагает установить громоотвод, но Дикой, считающий, что гроза посылается в наказание, начинает кричать на Кулигина. Брань этого героя является его своеобразной защитой. Дикой привык всех запугивать, подавлять других, чувство власти над другими приносит ему уверенность, наслаждение.

Следует обратить внимание на то, что А. Н. Островский наделил героев «говорящими» фамилиями, которые позволяют выявить суть их грубых, вздорных характеров.

Таким образом, проблема существования представителей «тёмного царства», которые стараются удержать окаменевшие формы жизни, находит место в русской классической литературе, затрагивает в произведении не только быт, а охватывает другие сферы жизни, перерастает в более масштабный конфликт.

Образец 4

Провинциальный город Калинов, в котором происходит действие пьесы «Гроза», расположен на высоком берегу Волги. Казалось бы, жизнь обитателей города на фоне красивого пейзажа должна была протекать спокойно и ровно. Но это не так. За внешним спокойствием кроются жестокие нравы. Кулигин, механик-самоучка, рассказывая Борису о тяжелом положении простых жителей города, говорит: «А богатые-то что делают?..Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят!..»

Изображая быт и нравы города, А.Н. Островский обличает хозяев жизни в лице купцов Дикого и Кабанихи.

Савёл Профьич Дикой – деспот, невежа, грубиян. Он требует от всех беспрекословного повиновения. Страдают его домашние: от гнева Дикого они прячутся, чтобы не попасться ему на глаза. Тяжелее всех приходится Борису, племяннику Дикого, который зависит от него материально. Дикой держит в руках весь город, издевается над людьми. Унижает Кулигина, когда тот просит у него деньги на солнечные часы для города. Деньги для Дикого – всё, он не может с ними расстаться. Ради денег готов пойти на обман и мошенничество. Своим работникам он недоплачивает. Жаловаться на Дикого бесполезно, он в приятельских отношениях с самим городничим. За грубость и ругательства приказчик Кудряш называет Дикого «пронзительный мужик».

Марфа Игнатьевна Кабанова – глава дома Кабановых, тиран и деспот. В доме всё всегда происходит только по её воле. Она полностью контролирует семью и держит в страхе весь дом. Кабаниха – ярая сторонница старых основ жизни, обычаев и обрядов. Говорит, что следует соблюдать «Домострой», но сама берет оттуда лишь наиболее жестокие нормы, оправдывающие ее деспотизм. Кабаниха суеверна, посещает все церковные богослужения, подает деньги нищим, принимает в доме странниц. Но это показное благочестие. А самое ужасное в том, что Кабаниха не сомневается в своей правоте.

Свои жертвы Кабаниха мучит и преследует изо дня в день, подтачивая, «как ржа железо». Ее сын Тихон вырос безвольным и бесхарактерным человеком. Он любит свою жену и пытается ее успокоить после нападок матери, но изменить что-либо не в силах и советует Катерине не обращать на мать внимание. При любой возможности Тихон старается вырваться из дома и напиться. Кабаниха свела в могилу Катерину. Варвара, сестра Тихона, приспособилась к такой жизни, она научилась скрывать от матери правду. Но и Варвара не выдерживает, уходит из дома после гибели Катерины. Нравы этого дома способны погубить каждого человека, попавшего туда.

Патриархальный мир, представителями которого являются Дикой и Кабаниха, силен и беспощаден, но он уже на грани распада.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Шишкина Зима (описание) 3, 7 класс

    Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения.

  • Сочинение по повести Старик и море Хемингуэя

    Старик и море является одним из заключительных произведений в творчестве автора. Хемингуэй после этого не писал практически никаких завершенных крупных произведений, тем не менее, именно Старик и море

  • Наверно, мало осталось в наше время людей, которые слепо верят в чудеса и надеются получить заветные подарки или исполнения желаний по мановению волшебной палочки или по доброте волшебника.

  • Сочинение по Повести о Петре и Февронии Муромских анализ

    В России очень много святых, чьи имена известны пожалуй не только в нашей стране. Не станут исключением и знаменитые русские святые Пётр и Феврония Муромские.

  • Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным