» » Все темы по направлению время. Декабрьское сочинение тема время - материалы для подготовки к егэ по русскому языку. Месть и великодушие

Все темы по направлению время. Декабрьское сочинение тема время - материалы для подготовки к егэ по русскому языку. Месть и великодушие

сочинение 2016 года по направлению «Время»

Время…Время - это своеобразная верёвочка, соединяющая начало и конец.И вокруг этой тонкой нити проходит жизнь. У времени есть одна особенность - оно неустанно движется вперёд и никогда не возвращается. Время не существует без человека, но оно существует вообще…

Как можно победить время и обессмертить себя?

В силах человека сделать жизнь наполненной и интересной.

Почему мы помним имена людей, живших задолго до нас? Именно сейчас мне хочется вспомнить А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, И. Бунина и С. Есенина, Владимира Маяковского и Бориса Пастернака, М. Цветаеву и А. Ахматову…

У каждого из этих поэтов было своё время. Почему же они сумели победить это время?

Мы гордимся их именами, гордимся тем, что они жили в нашей стране и прославили русскую литературу.

Александр Сергеевич Пушкин - один из ярких представителей времени первой четверти девятнадцатого века. Но он входит в жизнь каждого из нас, в наше время, с самого раннего детства, когда мы слушаем его замечательные сказки. А потом читаем его прекрасные стихи, в которых видим, находим и чувствуем всю гамму сильных человеческих чувств. Свобода и нежность, любовь и дружба, тоска и боль - всё волновало поэта. Это волнует и нас, современных читателей и почитателей таланта Пушкина. Он победил своё время. Пушкин и сейчас с нами, в двадцать первом веке!

Иван Алексеевич Бунин и Борис Пастернак тоже победили своё трудное время прежде всего тем, что подняли русскую литературу на вершину мировой славы. Им обоим была присуждена самая престижная премия в области литературы - Нобелевская премия. И сейчас, в наше время, произведения Бунина и Пастернака мы с интересом читаем и перечитываем.

Владимир Маяковский. Его стихи входят в наше читательское сознание с детства. Мы читаем «Что такое хорошо и что такое плохо». Читая произведения поэта в школе, мы начинаем видеть трудное время, в которое жил поэт,- время революции. Узнаём, что поэт принял революцию и написал об этом: «Я всю свою звонкую силу поэта Тебе отдаю, атакующий класс!». К Маяковскому можно относиться по-разному. Но мы понимаем, что этот человек победил своё время,
потому что темы и проблемы, затронутые поэтом, волнуют нас до сих пор, сейчас, в двадцать первом веке. Идеалы, святыни, нравственные вопросы и ориентиры, о которых писал поэт, значимы и для нас, для сегодняшнего времени. Наиболее близка мне любовная лирика В. Маяковского. Она достигла таких чувственных вершин, что поэту не хватает обычных слов для выражения – слишком серыми и бесцветными кажутся они. И у поэта появляются слова –гиганты: громада-любовь, любовища. Он не умеет чувствовать мелко. Владимир Маяковский привлекает читателя своей неповторимостью, своим новаторством в поэзии, восхитительным миром фантазии:

А вы

ноктюрн сыграть

смогли бы

на флейте водосточных труб?

Маяковский - поэт и борец, который далеко заглядывал в будущее время и уделял внимание своим потомкам.

Его стихи не обесценились до сих пор и напоминают нам, какое место и сегодня, в двадцать первом веке, занимает его творчество, напоминают нам о поэте и гражданине, который сумел пережить своё трудное время.

А.С. Пушкин, Бунин и Пастернак, В. Маяковский - какие все разные… Но объединяет всех их то, что они победили своё время и до сих пор остаются с нами.

Пословица говорит, что время — деньги: в действительности же время должно быть поставлено выше денег, время — это целая жизнь. А сколько людей, дорожа жизнью, не видят ничего страшного в потере времени, не видят и не понимают того, что мы должны дорожить каждой минутой, потому что и сама жизнь есть очень ограниченный промежуток времени. Промежуток этот так краток, что каждое мгновение, принесенное в жертву лени или бездеятельности, должно считаться равносильным самому тяжелому преступлению против самого себя. Из этого, конечно, не следует, что нужно превратить жизнь в один бесконечный труд, лишенный всяких радостей. Напротив, время, посвя-щенное разумным развлечениям, не должно считаться потраченным зря, без всякой пользы: такие развлечения полезны и необходимы — они укрепляют нас, отвлекают от мелочей и дрязг нашей жизни и работы, освежают все наше существо. Есть люди, кото-рые жалуются на то, что им не хватает времени делать то, что им нравится. Иногда такие сетования вполне законны: человек, который не прозябает на одном месте, который на каждом шагу находит что-либо интересное и достойное внимания, иногда может ощутить недостаток времени; но чаще всего это не недостаток времени, а отсутствие воли.

Шекспир по этому поводу сказал очень метко, что время двигается с разной скоро-стью: с одними оно идет шагом, с другими бежит, с третьими скачет, а с четвертыми стоит, не двигаясь с места. Не тот, конечно, достоин уважения, ктоне видйтвремени в погоне за развлечениями, а тот, кто наполняет его трудом на пользу самого себя, государства, человечества, кому не хватает его на полезные и осмысленные дела. В сущности, не столько время бежит, сколько мы сами тратим его попусту. Следует ценить свое время всегда и во всем.

Если из срока нашей жизни вычесть то время, которое мы тратим на сон, наеду, на раздевание и одевание и пр., то мы убедимся, что в нашем распоряжении очень мало времени и что потому его нужно ценить очень высоко.

Время двигается вперед своим чередом, и мы бессильны вернуть хотя бы одно мгновение из прошлого. Из этого следует, что во избежание самоупреков и угрызений совести мы должны рассчитывать каждую минуту своего существования. Время — это в некотором роде священный дар, и каждый наш день — это жизнь в миниатюре.

Есть немало людей, которые всегда скучают сами и наводят тоску на других своими жалобами на отсутствие радостей в жизни, на отсутствие интересов. Такие люди достой-ны сожаления! Все кругом нас зовет к себе и манит, в жизни столько неразрешенных вопросов, столько любопытного для того, кто живет разумно, что некогда тратить время на скуку и жалобы.

Время – категория важная для человека. Оно неостановимо движется, сокращая наше пребывание на земле. Кажется, впереди ещё много времени, но человек не может предугадать, что ждёт его завтра. Высокомерно о времени рассуждает смертный и самоуверенный Берлиоз. В разговоре с Воландом он декларирует свои планы на вечер, над чем смеётся дьявол, отрицая возможность осуществления этих планов. И лишь оставшийся в живых Иван Николаевич Понырёв (Бездомный) осознаёт всю правоту утверждений Воланда. Всё происходящее в сквере на Патриарших прудах почти мгновенно, но какую роль эти события сыграли в жизни каждого.

2. А.С. Пушкин «Выстрел»

В «Повестях Белкина» особое место занимает история Сильвио, человека отчаянно смелого, дерзкого, посвятившего жизнь идее мщения. Однажды, испытав унижение от человека более удачливого и ещё более дерзкого, он решает, что необходимо во что бы то ни стало отомстить обидчику. Уйдя в отставку, он поселяется в отдалённом уголке, в ожидании того момента, когда можно будет нанести ответный и обязательно смертельный удар. Проходят годы, прежде чем он узнаёт, что его противник женился на любимой женщине. Он возвращается, для своего пропущенного когда-то выстрела. Мгновение, которое проходит в течение повторной дуэли, длится секунды, но для графа, на которого наставлен пистолет, проходит вся жизнь. Впоследствии, он рассказывает помещику Белкину, как он понял в течение нескольких минут всю свою жизнь и все то плохое, что он сделал своим противникам.

3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Главный герой этого рассказа Бунина лишён имени, потому что этот человек очень хорошо думал о себе. По его мнению, он имел право на превосходство над всеми остальными простыми людьми, поэтому автор называет его господином. Он в течение всей жизни «работал», как пишет Бунин, и это было очень понятно всем привезённым из Китая рабочим, трудящимся за копейки, по сути, за еду и кров. Вся жизнь была посвящена накопительству, с тем чтобы в один прекрасный момент вкусить радость и сладость бытия на отдыхе в Европе. Однако жизнь невозможно запланировать. По приезде на Кипр господину внезапно становится плохо. В течение каких-то минут он умирает, так и не вкусив радости жизни. А вот герой, живущий на этом залитом солнцем острове, – «Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии», никогда не думающий о наживе и жизни впрок, наслаждается солнцем и радостью бытия, даруемой ему Богом.

Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых годов двадцатого столетия. Несмотря на прошедшие две тысячи лет люди по-прежнему остаются такими же алчными, корыстными, жаждущими славы прелюбодеями. Время не изменило природу человека. Он так же подвержен всем грехам, словно в начале времён. Но время ушло, и пора бы стать лучше. Однако все москвичи жаждут того же, что Иуда, страдают от страха потерять свой пост, как Пилат, лгут и наживаются, как Лиходеев. Время категория бесполезная, если человек не меняется… Увы!

2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

Время в пьесе размыто, словно люди замерли в своём развитии и не собираются двигаться вперёд. В комедии представлено три поколения: прошлое в лице Фирса, Раневской и Гаева, настоящее – Лопахин, и будущее – Аня Раневская. Именно Аня, а не Петя Трофимов. Прошлое – это то, что отжило, ушло в небытие, Фирс, живущий эпохой до отмены крепостного права, Гаев, рассуждающий о действиях, но почти как Обломов, не умеющий и не желающий ничего делать, чтобы изменить мир и собственную жизнь. Раневская, отдающая «золотой» нищему, когда в доме есть нечего ни прислуге, ни домочадцам. Все они живут миром грёз, прошлыми воспоминаниями о крепостном царстве. Настоящее хозяина жизни Лопахина слишком эфемерно: его годы сочтены, накопленное, пусть трудом, будет объявлено народным достоянием, но сегодня он победитель. Лишь Аня – семнадцатилетняя девушка готова к переменам. Она знает, что будущность зависит от её трудоспособности, возможности заработать и сделать этот мир другим. «Учитель» Петя Трофимов воспитал гражданку двадцатого века – века перемен.

3. А.Т. Твардовский «По праву памяти»

В своей поэме автор пытался представить образ, наверное, самого жестокого времени, в которое выпала участь жить лирическому герою. Вспоминая собственную судьбу и судьбу своего отца, автор пишет о коварстве «отца народов», который за словами прятал страх и ненависть к инакомыслящим гражданам своего отечества.

Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать ещё конца.

Суд времени – самый жестокий и одновременно справедливый суд. Только на расстоянии видится истинное лицо времени.

И даром думают, что память
Не дорожит сама собой,
Что ряской времени затянет
Любую быль,
Любую боль.
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит.

4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Категория времени в рассказе имеет очень важное композиционное значение. На времени основан весь сюжет рассказа. Один день, в котором совместились и мгновение, решающее не только момент, но и всю жизнь. Начиная с подъёма Ивана Денисовича за полчаса до всеобщей побудки, заканчивая моментом засыпания и отсчёта прожитых дней в заключении. Но время ещё категория управляемая, власть перенесла подъём на час раньше, тем самым создавая иллюзию управления временем. На самом деле всё решает не время, а воля и дисциплина человека, который способен в минуту вложить весь смысл жизни, получить свободу, находясь в заключении.

Стали известны направления, по которым для выпускников составят темы сочинений. Совет по вопросам проведения итогового сочинения, который возглавляет Наталия Дмитриевна Солженицына, определил пять тематических направлений: "Время", "Дом", "Любовь", "Путь", "Год литературы в России".

По желанию сочинение могут писать и выпускники прошлых лет, - пояснили "РГ" в Минобрнауки. - Темы разрабатываются в закрытом режиме.

Большинство учеников с сочинением справились и почти не превышали допустимое число ошибок - 5 на 100 слов. Другое дело, каким слогом и стилем они писали творческие работы. Учителя об этом не очень-то хотят рассказывать, а вот вузовские педагоги от сочинений не в восторге. В Московском городском педуниверситете проверили 1300 работ.

К сожалению, большинство сочинений шаблонные и напоминают по структуре часть С из ЕГЭ, - рассказал ректор Игорь Реморенко. - Почти у всех последний абзац начинается так: "В заключение хочу сказать..."

Известный писатель Андрей Аствацатуров, который преподает в вузе, рассказал "РГ", с какими знаниями по литературе вчерашние школьники приходят в вузы: "На экзамене узнаешь от студента, что современниками Пушкина были поэт Батюшкин и Боратышкин. Бывает и что-нибудь посмешнее...". Впрочем, стоит ли удивляться, если все предыдущие годы учеников просто натаскивали на тесты?..

Советы выпускникам

"Время" . В центре рассуждения человек и время, общество и эпоха.

"Дом" . Это единство малого и большого, соотношение материального и духовного, внешнего и внутреннего.

"Любовь" . Тут есть возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира.

"Путь" . Это и дорожные впечатления, и раздумья о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

"Год литературы" . Темы будут обращены к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Здесь понадобятся читательский кругозор и умение рассуждать о большой литературе.

C сайта ФИПИ

Прямая речь

Наталия Солженицына:

Направления даны не для учеников, а для учителей и разработчиков тем. Ученики же будут писать сочинения на конкретные темы. Всего будет подготовлено не менее 300 разных тем сочинений. Почему так много? Темы будут разными для каждого часового пояса. Те, кто получат "незачет", смогут переписать работы в феврале и мае, и темы не будут пересекаться с теми, что были в основной день.

Каждый ученик в день экзамена получит 5 конкретных тем, которые он сможет раскрыть на выбранных им самим произведениях. В сетях паникуют: а что если человек, раскрывая тему любви, захочет взять "Лолиту" или "Пятьдесят оттенков серого"? Ну, если выпускника это волнует, пусть лучше пишет, чем загонять его в подполье с его переживаниями, однако я сомневаюсь, что в реальности такое произойдет. К тому же книги эти теперь маркируются знаком "18+" в соответствии с законом о защите детей о нежелательной информации, впрочем, дискуссия о применениях этого закона продолжается. Но направление "Любовь" порождает десятки тем: это и любовь к своей профессии, к родителям, к Родине, большой или малой, это может быть любовь к животным, к горам или морю, к живописи или музыке, любовь может быть светлая и трагическая, эгоистическая и жертвенная.

Некоторые учителя предлагают рядом с темами давать авторов, на которых можно опираться, раскрывая тему. Такого не предполагалось, мы всячески старались уйти от школьного литературоведения, от навязывания детям шаблонов. Обсудить, каких авторов и какие произведения взять, раскрывая ту или иную тему, учитель может на уроках. Допустим, укажем мы трех-четырех авторов к теме сочинения. Слабого ученика это не спасет, а сильного только стреножит.

Компетентно

Елена Зинина, ученый секретарь Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):

Комментарии к направлениям составлены таким образом, чтобы они не подсказывали темы сочинений, но при этом давали бы определенные ориентиры, показывали различные возможные ракурсы формулировок. Более конкретный комментарий мог бы провоцировать на разработку репетиционных тем сочинений, разного рода шпаргалок, в том числе и силами недобросовестных издательств. Темы станут известны за 15 минут до начала сочинения. Уверяю вас, они будут несложными. Разрешается использовать художественное произведение, отечественное или зарубежное, фольклор, мемуары, публицистику, стихотворные произведения. Требование: в сочинении не меньше одного стихотворения. Использовать религиозную литературу, в том числе Библию, Коран, не запрещено.

Какие сочинения писали гимназисты в начале ХХ века

Слово как источник счастья.

Почему жизнь сравнивают с путешествием?

Родина и чужая сторона.

О скоротечности жизни.

Какие предметы составляют богатство России и почему?

О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.

Замирание нашего сада осенью.

Встреча войска, возвратившегося из похода.