По мнению врачей, ребенок должен начать разговаривать предложениями в два-три года. Если этого не происходит, возможно, следует обратиться к специалистам, чтобы помочь малышу рассказывать миру о себе.
Часто слышу от родителей, чьи дети не говорят в 2-3 года:
У нас папа первое слово в четыре сказал. И ребенок заговорит, это у него наследственное.
Ой, да я его в садик отдам, он там разговорится!
Старшая дочь в 2,5 года стишки рассказывала, а сын молчит. Как захочет что-то - рукой показывает или плакать начинает. Но это же нормально, мальчики начинают говорить позже девочек.
Она все знает, понимает, не говорит только. Придет время и заговорит, не «созрела» еще.
Между тем время не идет - бежит, а ребенок молчит.
Как развивается речь ребенка
Родители ждут, когда их чадо начнет говорить предложениями. Но сразу он не сможет этого сделать, ведь, развиваясь, речь ребенка проходит несколько этапов:
- В 2-3 месяца на смену крику приходит гуление. Развивается понимание речи, интонации.
- 7-9 месяцев - лепет (да-да-да, та-та-та, ма-ма-ма).
- 9-12 месяцев - малыш начинает осознанно употреблять двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов (пи-пи, ма-ма, ба-ба).
- Один год - речь становится более осмысленной. Ребенок практически не пользуется жестами или мимикой для получения желаемого предмета.
- Полтора-два года - в речи появляются глаголы, предложения, состоящие из 2-3 слов. Словарный запас ребенка равен 300-400 словам.
- К трем годам ребенок говорит о себе от первого лица («Я буду….»), предложения становятся развернутыми.
- 4 года - правильное произношение свистящих и шипящих, нет смягчения согласных.
Что должно насторожить родителей
Есть «звоночки», своеобразные сигналы, которые показывают, что что-то с развитием речи ребенка не так:
- Малыш не реагирует на звуки и свое имя, гуление однообразно.
- Произносит часть слова или переставляет в нем слоги (воа - вода, даво-вода).
- Не говорит предложениями, нет глаголов, местоимения «Я». Грамматически предложения построены неправильно («Катя будет» вместо «Я буду»).
- Во время речи язык высовывается между зубов, говорит «в нос», артикуляция нарушена , замена или перестановка звуков в слове.
К какому врачу обратиться и какие обследования необходимо пройти
К какому специалисту обратиться, если вы заметили несколько «звоночков» - состояние речи, которое может сигнализировать о нарушениях? Понять, правильно ли развивается речь ребенка, можно только после комплексного обследования малыша логопедом, психологом и неврологом. Поэтому мы советуем вам обратиться сразу к трем специалистам.
Логопед обследует артикуляционный аппарат ребенка: прикус, подъязычную уздечку, состояние и движения языка. Также он оценит, насколько ребенок понимает речь окружающих, проанализирует, как ваш малыш произносит и слышит звуки.
Психолог проверит интеллектуальное развитие ребенка: память, мышление, внимание - его эмоционально-волевую сферу и навыки общения. Но заключение о том, есть задержка речевого развития или нет, выносит невролог . К нему вам следует обратиться после того, как вы уже посетили психолога и логопеда. Невролог оценивает уровень моторного, психического и речевого развития и, объединив результаты всех исследований, выносит окончательное решение.
Однако если у врача-невролога возникли сомнения, он может назначить дополнительное обследование: электроэнцефалографию (ЭКГ), компьютерную томографию (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ). С помощью этих методов врачи обследуют структуру и развитие головного мозга.
Так ЭКГ используют для выявления эпилептической активности и оценки активности головного мозга после пережитого менингита или энцефалита. С помощью КТ врач получает томографию головного мозга в различных плоскостях, на которой можно увидеть, какие его отделы поражены и есть ли среди них речевой. МРТ показывает структуру вещества и сосудов головного мозга, дает данные, которые не показывают КТ и рентген.
Не только специалисты, но и родители могут помочь ребенку в развитии речи. Для этого нужно выполнять несколько простых рекомендаций:
Дата: 2015-05-02 16:45:39 02.05.2015 7 комментариев
Проблемы с речью у детей родители сталкиваются, когда малыша пора отдавать в сад. Основные жалобы:
- Ребенок плохо говорит;
- Ребенок не выговаривает звуки или буквы;
- Ребенок не говорит, но все понимает.
Нормы формирования речи у детей
Для начала, несколько слов о норме.
В первый год развития малыша преобладает эмоционально-положительное общение со взрослыми. Появляется потребность в общении, совершенствуется голосовые реакции, интонации. Если процесс идет медленно (длительная болезнь, дефицит общения), то речь недостаточно формируется и ребенок отстает в речевом развитии.
На втором году общение со взрослыми переходит в предметно-действенную область. Совместное выполнение работы по дому, игры, прогулки помогает узнать названия вещей, накопить знания и опыт о практическом их назначении, формируется активный и пассивный словарь. Ребенок пробует пользоваться словами.
Подробнее о нормах
- 1 год и 3 месяца : словарный запас 6–10 слов. Ребенок понимает простые требования «пей сок», «дай куклу» без указания на них рукой. Узнает предметы на картинке.
- 1 год и 9 месяцев : говорит 7–20 слов, называет не только предметы, но и действия «бух» - упал. Показывает и называет предметы на картинках.
- 2 года . Словарный запас активно пополняется. Использует местоимения «я», «мы», «мне». Строит простые предложения из 2–4 слов. Повторяет цифры 1, 2 в правильном порядке, и понимает, что означает число 1. С опорой на иллюстрации, а потом и без них понимает короткие сказки и рассказы.
- 2 года и 6 месяцев . В запасе около 500 и более слов, общение происходит с помощью предложений. Ребенок называет свое имя, возраст, пол. Применяет множественное число в названии предметов и действий. Выполняет задания типа «положи куклу под одеяло», а также ему под силу конструкции «сначала покушаем, а потом пойдем гулять». Задает вопросы, делится мыслями, впечатлениями.
- 3 года . В словаре 1500 слов . Знает цвета, форму. Строит сложные предложения, задает очень много вопросов. Нравятся длинные сказки.
- 4–5 лет . В запасе 2500–3500 сов. Правильно произносит звуки. НЕ только рассказывает, но и пересказывает услышанный текст, выражает свое отношение к событиям. Пользуется всеми частями речи. Использует абстрактные понятия.
Как понять, что ребенку нужна помощь дефектолога?
Прежде всего, родителей должны насторожить такие моменты, как:
- в 3 месяца малыш не поворачивает голову, при обращении к нему по имени.
- в 4–6 месяцев не ищет источник звука, отсутствует реакция на перемену интонации. В лепете, который приходит на смену гулению , отсутствуют звуки «б», «м » и «п».
- в 10–12 месяцев не понимает слов, которые в семье употребляются часто. Не оборачивается, когда его зовут. Не пытается подражать взрослой речи. Привлекает к себе внимание только плачем.
- в 1–2 года не может показать на картинке изображение: «где собачка?», «где мяч?». Не понимает смысла простых вопросов.
- в 2–3 года путает «вниз» и «вверх». Не выполняет 2 последовательные команды: «подними куклу и дай мне ее ». Затрудняется назвать знакомые предметы, не составляет короткие фразы из 2–3 слов.
- в 3–4 года не отвечает на простые вопросы «Кто?», «Что?» «Где?». Речь упрощена. Большинство звуков произносится неправильно. Чужие люди не понимают, что говорит ребенок .
К специалисту нужно показаться, если ребенок молчит после 2 лет. До этого времени его энергия может уходить на освоение других сфер. Это считается вариантом нормы.
Принять такого ребенка могут детский невролог, детский психиатр или логопед.
Частые вопросы
— Если ребенок меняет местами слоги?
Такой дефект пр оизношения может быть в сложных по своей структуре словах. Если это случается каждый раз при произношении одного и того же сова, обратите внимание ребенка , повторите слово по слогам. Произносите его вместе, пока он не почувствует разницу. Помощь логопеда нужна, если перестановка слогов случается часто и во многих словах.
-Задержка речевого развития произошла из-за проблем во время беременности или родов. Малыш все понимает, но не говорит.
В связи с задержкой созревания высшей мозговой деятельности у таких детей снижена познавательная деятельность, речь замедленная и своеобразная. В норме малыши начинаю лепет в возрасте до 8 месяцев , а такие ребята это делают с 12 до 24 месяцев . Первые слова стоит ждать после 3 лет, а фраз – гораздо позднее. Консультация и наблюдение невролога и логопеда в этом случае обязательны. Очень важно исключить или вовремя .
-Ребенок после 3 лет говорит нечетко .
Это называется дислалией . Встречается наиболее часто при условии, что слуховой и речевой аппараты в порядке. Дислалия может быть возрастной и с после 5 лет проходит. Причины ее :
- «сюсюкание » с малышами;
- двуязычие в семье;
- родители не обращают внимание на то, как говорит их ребенок ;
- неполноценна речь окружающих.
Органическая дислалия появляется при дефектах артикуляционного аппарата, нарушении строения и расположения зубов, неба , языка, длины уздечки. Для коррекции нужны регулярные занятия у логопеда.
Что делать, чтобы у ребенка сформировалась правильная речь?
- Часто разговаривайте с малышом с самого его рождения.
Ребенок плохо говорит или изъясняется звуками и жестами, а при этом его ровесники уже давно общаются предложениями. Что делать в таком случае - ждать когда ребенок заговорит или идти к специалистам?
Конечно, тревоги мам нельзя назвать бессмысленными, потому что ребенок должен научиться говорить в соответствующий возрастной период. Именно в первые три года своей жизни ребенок должен освоить слова и словосочетания. Если до трёх лет кроха не научиться разговаривать, то дальше это сделать будет гораздо труднее.
Почему ребенок плохо говорит:
- Родовая травма, гипоксия при родах или во время беременности.
- Наследственные факторы: если кто-то из родителей плохо разговаривал в его возрасте.
- Ребенок родился раньше положенного срока (недоношенный).
- Поражение слуха. Когда ребенок плохо слышит, то плохо понимает разговоры остальных.
- Перенесение в раннем возрасте каких-либо тяжелых заболеваний, которые могли отразиться на состоянии нервной системы малыша, а следовательно, на развитии речи ребенка.
Куда обратиться если ребенок плохо говорит.
Для начала нужно понять какая причина послужила тому, что ребенок не говорит или плохо разговаривает, есть ли у малыша отклонения в развитии или такая речь крохи является нормой. Для этого следует обратиться к детским врачам:
- педиатр,
- невролог,
- детский лор,
- логопед.
Педиатр сможет оценить общее состояние малыша, дать рекомендации, по питанию и режиму дня. Лор обязательно проверит у ребенка состояние слуха и ротовой полости.Исключит все возможные проблемы.
Невролог определит состояние умственного развития ребенка. Проведет различные обследования (Узи головного мозга, электроэнцефалограмму и др.) для исключения неврологических диагнозов.
Детям до исполнения трех лет необходимо планово проходить всех вышеперечисленных специалистов, что бы возможные проблемы с речью решить заранее. Чем раньше будет установлена проблема, тем проще с ней будет справиться родителям.
Если ребенок абсолютно здоров и развивается согласно всем нормам, нужно подождать исполнения малышу трех лет. Дело в том, что к этому возрасту у ребенка происходит своеобразный скачек в его развитии и малыш начинает разговаривать. Существует не мало случаев, когда дети по долгу не говорили, а потом сразу начали говорить предложениями, дело как раз в этом сильном скачке развития.
Конечно же, родителям нужно заниматься с маленькими детьми различными упражнениями и увлекательными играми по развитию мелкой моторики, слуха и речи.
Что делать чтобы ребенок заговорил?
Итак, что делать чтобы ребенок заговорил.
Эти несложные советы помогут Вашему ребенку заговорить:
1. Первые дни и месяцы ребенок проводит со своей мамочкой, только она нужна крохе для полноценного развития. Главное для мамы (как и для обоих родителей) - постоянно разговаривать с ребенком. Даже если новорожденный кроха не понимает пока Ваших слов, разговор с ним ускорит развитие его речи.
2. Когда Вы находитесь с малышом, комментируйте свои действия : "Вот мама, взяла подгузник, сейчас она тебя переоденет", "Сашенька, возьми, пожалуйста, бутылочку", "Посмотри, солнышко, какая ярка, красивая игрушка!" Так ребенок потихонечку начнет сопоставлять ваши действия со словами.
3. Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, главное, что бы он видел Вашу мимику и выражения лица . Слова говорите громко, чётко, широко открывая рот.
4. Когда ребенок начинает сам говорить (примерно в 1,5-2 года), говорите с ним обычным голосом, только обязательно произносите чётко и ясно звуки . Если вы учите ребенка какому-то трудному слову или словосочетанию, проговаривайте каждый звук, дайте понять малышу, как правильно произносится это слово.
5. Ненужно называть одним словом несколько вещей (например: ботинки, сапоги, кросовки, тапочки, босоножки) Это разные вещи и ребенок должен знать как правильно называется каждая из них.
6.
Противопоставляйте явления и предметы
: лягушка прыгает, бабочка - летит, собачка - бежит. Дерево большое, а цветочек маленький.
Оделяйте предметы признаками
: Серая, мрачная туча. Яркое, светлое солнышко.
Пополняя таким образом словарный запас ребенка, вы, во-первых; увеличите его в объеме, а во-вторых; систематизируете всё в голове малыша. Таким образом, ребенку будет легче заговорить правильно.
7. Читайте ребенку книги с рождени я. Главное, чтобы подобранная литература подходила по возраста ребенку. Книги обязательно должны быть с яркими рисунками. О том, какие книги и как читать маленькому ребенку Вы можете узнать в этой статье "Что читать ребенку до 3 лет ". Читая малышу сказку или стишок, покажите героев произведения, расскажите о них, подробно опишите.
8. Развивайте у ребенка мелкую моторику рук . На руках и пальчиках у ребенка расположены нервные окончания, которые отвечают за речевое развитие малыша, не оставляйте это без внимания. У новорожденного крохи нужно массировать пальчики и ладонь. Полезно играть с маленькими детьми в такие пальчиковые игры, как "Сорока", "Ладушки".
9.
Полезным для малыша будет посещение занятий по системе Монтессори , который сейчас есть практически в каждом городе.
Когда ребенок подрастет дайте ему бусинки - нанизывать на нитку, перебирать крупы, рисовать пальчиками на манке и т.д. Полезно так же лепить из пластилина, теста, играть с мозайкой. Учтите, с мелкими предметами ребенок должен заниматься только в присутствии взрослых.
Делайте всё, что бы ребенок заговорил, говорите с ним, играйте, занимайтесь, поощряйте любую речь ребенка и скоро у вас появится самый интересный собеседник.