» » Сочинения. Сочинения Как изображен в рассказе мальчики мир детей

Сочинения. Сочинения Как изображен в рассказе мальчики мир детей

Чехов как создатель образа детского мира в прозрачности и лирической насыщенности письма следует за Л. Н. Толстым, С. Т. Аксаковым, В. Г. Короленко. В то же время преимущественное внимание к боли, беде, одиночеству сближает его с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. И. Успенским, В. М. Гаршиным.

Не выделяя для себя отдельно детской темы, А. П. Чехов ввел ребенка в круг своих персонажей. Наиболее интенсивно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется», «Житейская мелочь», «На страстной неделе» и другие. В 1889 году вышел сборник под названием «Детвора», куда вошли рассказы «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», а также повесть «Степь». Эти рассказы неоднородны, в них действуют дети разного возраста и социального положения, создается разный эмоциональный тон. Некоторые представляют собой небольшой психологический этюд. В «Грише» в центре внимания - ничем не примечательная прогулка трехлетнего мальчика, в «Детворе» - несколько разновозрастных детей играют вечером в лото, а потом нечаянно засыпают на маминой кровати. Такие рассказы просто передают детское мировосприятие, обаяние детства, не поднимая серьезных проблем.

Другим произведениям свойственен драматизм положения ребенка во взрослом мире, часто они изображают жестокость этого мира по отношению к детям. Это в первую очередь «Ванька» и «Спать хочется», где детям - сиротам приходится тяжело работать в чужом доме. В целом же в центре внимания чеховского рассказа о детях - противопоставление двух равных по значимости миров, детского и взрослого. Поэтому персонаж-ребенок в пределах чеховской прозы 80-х гг. не находится в изоляции от других персонажей, а действует наравне с ними в сложном и многосоставном мире.

Чехов предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими). Каждый ребенок в представлении Чехова - это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче. Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, часто им непонятен, чужд и страшен.

Изображенные Чеховым дети - часто существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Чехов писал о том, что хорошо знал, наблюдал, выстрадал. Он сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские дети - герои вызывают в читателе не просто грусть, но боль и тоску.

Для Чехова мир ребенка - это особый мир, дети у него - особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды.

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят.

Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений - обычные дети. Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реалистичностью характера ребёнка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.

Одна из главных идей рассказов Чехова о детях в том, что уже в раннем возрасте ребенок обладает вполне определенными чертами характера, более того, во многом это уже сформировавшаяся личность. Но при этом дети еще далеки от жизни взрослых, у них нет опыта, нет затянувшихся душевных ран, неизбежно возникающих с возрастом, пока человек «обтесывается» об острые углы жизни. Они живут в своем наивном мире, полном добра, любви, иллюзий, доверия.

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого. Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться. Пошлость и жестокость взрослых постепенно гасят искру Божью в душе маленького человека.

Возникает еще одна и не менее значимая тема. Трудности человеческого общения, прежде всего общения между отцами и детьми, людьми разных поколений, начинаются не вдруг, не в зрелом возрасте; истоки этого процесса коренятся именно в детстве. И возникают эти трудности от нежелания, а нередко от невозможности взрослых воспринять мир ребенка, от их невнимания к детской душе. «В мире каждого писателя всегда есть свое особое зло, от которого страдают его герои. У одного писателя это бедность, у другого - несправедливость, у третьего - жестокость. У Чехова... существенным злом является одиночество. Писатель показывает людей, одиноких буквально... и людей, одиноких среди близких... Неблагополучие в семейной жизни в произведениях Чехова чаще всего выражается не в притеснении, издевательстве или в других подобных формах зла, которые могут принести люди своим близким, а в отчуждении, равнодушии и взаимном непонимании» .

Чехов прибегает к простым и лаконичным средствам, сразу вводит читателя в суть происходящего. Хорошо сказал об этом качестве его поэтики В. Набоков: «Чехов входит в рассказ... без стука. Он не мешкает...» .

В рассказах Чехова о детях с большой горечью говорится о невоспитанности взрослого мира, который истребляет в человеке самые человечные качества, обучает его порокам. Отсюда и неправильное восприятие взрослыми детского мира, полного доброты, любви, сочувствия, искренности, правды. Взрослым непонятна детская душа, но часто они и не желают ее понять. Порой своими словами и поступками взрослые неосознанно травмируют душу ребенка, обрекая его на одиночество («Событие», «Житейская мелочь», «Отец семейства»). В то же время часто взрослые бессильны, даже когда стремятся к этому, разобраться в детской душе: попытка понять детскую натуру, простую и одновременно сложную, кончается ничем («Дома»). Однако не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых, которые усваивают черты детскости, учатся у детей быть радостными, добрыми, живыми. Ведь душа детей всегда жаждет любви, заботы, ласки, справедливости, понимания. И только там, где это есть, гармоничны отношения между взрослыми и детьми («Беглец», «День за городом»).

Произведения Чехова о детях - пример столкновения простодушного мира детей с миром взрослых, который во многом им чужд и непонятен. Мастерски перевоплощаясь в своих маленьких героев, писатель умеет смотреть на окружающий мир широко раскрытыми глазами детей, но замечает, конечно, гораздо больше того, что способна вместить и понять бесхитростная детская душа. «Писатели-художники часто хорошо помнят многое такое из детства, что нами, обыкновенными людьми, забывается. Это надо сказать и о Чехове, который вдобавок к этому глубоко понимает детскую натуру и любит детей», - писал В. А. Гольцев.

События, которые рисует Чехов в рассказах о детях, - обыкновенные житейские истории, знакомые читателю. Но, преломляясь через призму детского сознания, эти «истории» открывают перед нами своеобразие детского восприятия окружающих и окружающего, непосредственность реакции, идущей больше от чувства, чем от разума, особую внимательность, интерес к тем «пустякам», которые совершенно не волнуют взрослых. Есть тут, конечно, некий элемент писательской мечты и утопии.

Повсюду в повествование вкраплена по-детски наивная образность, с ее помощью автор достигает иллюзии детского взгляда на события. С помощью характерных «чеховских» художественных средств он мастерски передает детское восприятие мира, тонко подмечая его особенные черты: «...Примелькавшиеся вещи и поступки соотнесены с неожиданной шкалой мерок и ценностей; мир как бы увиден заново, то, что привычно и узаконено во взрослом мире, обнаруживает свою относительность...» .

Детские рассказы Чехова - одна из форм выражения идеала писателя, художественная конструкция взаимосвязей между людьми вообще. Своими рассказами о «недетской» жизни детей писатель взволнованно говорил о том, что дети вправе быть собой, что детство должно быть действительно детством. Размышляя о детях, писатель думал о взрослых проблемах, ставших для него больными вопросами. Детская тема у Чехова связана с коренными его размышлениями о нескладной жизни, о корысти и расчете, отравляющих жизнь людей. И в то же время - это круг его раздумий о человеческой и природной красоте, о вольных и счастливых людях, о самом счастье.

В изображении мира детства Чехов продолжает традиции Л. Н. Толстого, связанные с проникновением в психологию ребёнка, с раскрытием «диалектики его души» («Ванька», «Спать хочется», «Беглец», «Детвора», «Мальчики»). А. П.

Чехов глубоко интересовался вопросами воспитания, образования подрастающего поколения. В его юмористических рассказах разбросано немало язвительных замечаний о казённой системе классического образования («Репетитор», «Человек в футляре», «Случай с классиком»). Писатель хорошо знал детскую психологию и тонко её раскрывал в рассказах «Гриша», «Событие», «Дома», «Детвора» и др. Рассказы А. П.

Чехова о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. В них всё правдиво. А. П. Чехов горячо любил детей.

В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки. Писатель проявил большое внимание к детскому чтению, решительно осуществив реакционные дидактические книжонки для детей и буржуазные приключенческие романы, распространяемые среди молодёжи. Он утверждал, что детям и юношеству нужна подлинно художественная литература, а не суррогаты искусства. Сам Чехов, изображая мир детей, прекрасно воспроизводил не только внешние черты поведения ребёнка, особенности его речи, но и умел «мыслить на его манер».

Может показаться непонятным и его признание: «Писать для детей вообще не умею … и так называемой детской литературы не люблю и не признаю». Дело в том, что под «так называемой детской литературой» Чехов разумел адресованные детям нехудожественные сентиментально-моралистические книжки того времени. Поясняя свою позицию, писатель продолжал: «Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е из настоящих художественных произведений», подобно тому как нет надобности «выдумывать для больного какое-то особое лекарство только потому, что он ребёнок», достаточно «уметь выбирать лекарство и дозировать его». Несмотря на то, что Чехов специально для детей ничего не писал, ряд его рассказов прочно вошёл в круг детского чтения и подготовил юных читателей к знакомству с творчеством выдающегося художника слова.

Эти рассказы были изданы для детей ещё при жизни писателя. Одни из них («Белолобый») печатались в детских журналах, другие вошли в специальный сборник «Детвора», Спб., 1889 («Ванька», «Событие», «Детвора», «Беглец»), а некоторые («Каштанка») изданы отдельно. Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят. Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им.

Герои этих произведений – обычные дети. Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реалистичностью характера ребёнка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы. Становление характера, приобщение ребёнка к сложному, противоречивому миру взрослых прослеживает Чехов в своих рассказах. Чехов исследовал, по существу, все решающие стадии взросления ребёнка – от младенца до подростка. Тонкими чертами написал Чехов и элементарные души детей.

Нам пришлось уже раньше сказать, что есть нечто прекрасное и трогательное в этой группе: Чехов и ребенок. Глаза, уже оскорбленные и утомленные жизнью, светящиеся вечерним светом юмора и печали, — и глаза, на жизненное утро только что раскрывшиеся, всему удивленные и доверчивые. И писатель ласково и любовно берет за руку это удивляющееся дитя, Егорушку или Гришу, и вместе с ним идет по жизни, странствует по ее знойной степи. Гамлет со свойственной ему глубиной заглядывает в маленькое сердце своего оригинального попутчика и художественно рисует, как последний представляет себе новую и свежую для него действительность. У Чехова мы наблюдаем не только ребенка таким, как он кажется нам, но и самих себя, как мы кажемся ребенку.

В рассказе «Гриша» — «маленький пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад, гуляет с няней по бульвару». Он едва умеет говорить и не способен передать те впечатления, которые поразили его во время прогулки, да взрослые и не пытаются его понять. До этой прогулки Гриша знал «только четырёхугольный мир», в котором бывают няня, мама и кошка. «Мама похожа на куклу, а кошка – на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Но вот на улице он оказывается в новом, неведомом мире.

С изумительной чуткостью автор передаёт восприятие ребёнком этого «нового мира». Дома он рассказывает «маме, стенам, кровати, где он был и что видел», «не столько языком, сколько лицом и руками». Впечатления «собрались в кучу и давят его мозг». Выход в большой мир потрясает малыша настолько, что вечером он не может уснуть и плачет. «Вероятно, покушал лишнее, — решает мама.

И Гриша, распираемый впечатлениями от новой, только что изведанной жизни, получает ложку касторки». Конечно, Гриша ещё слишком мал, чтобы можно было проследить становление его характера. Писатель скорее говорит о пробуждении сознания ребёнка, о том влиянии, которое оказывает на него окружающая обстановка. Подчеркивает, как важно родителям понимать, что происходит с их детьми, быть внимательными к ним. Так Чехов наклоняется к ребенку и с улыбкой следит за тем, как смотрится в его глаза недавняя знакомка-жизнь.

Весь мир обращается в сплошную детскую. К нему прилагают специальное крошечное мерило, и он входит в ребяческое сознание очень суженный, упрощенный, но зато весь интересный и новый. Мы теперь даже представить себе этого не можем: кругом нас — известное, старое, примелькавшееся, а когда-то все краски предметов были свежи и все было новое, все было первое. Как далеки мы ныне от первого! Тем крупнее, следовательно, эстетическая заслуга писателя, который сумел вернуть нас к этой исчезнувшей поре, к «милому, дорогому, незабвенному детству», — так называет ее чеховский Архиерей, мешая в своем сердце воспоминания и молитвы.

Этот чудесный, тонкий и гуманный рассказ был хорошо встречен критикой. Один из рецензентов писал: «А какой глубиной анализа и скрытой любви проникнут рассказ «Гриша», где крошечный человечек впервые сталкивается с обширным внешним миром, в котором до сих пор для него существовали только мама, няня и кошка!» Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на современное воспитание, порицая родителей, учителей, взрослых людей, безразличных к детям, к их интересам, особенностях психики. Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обязательными предрассудками.

По настоянию издателя А. С. Суворина Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Ванька», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие» и «Дома». Сборник получил высокую оценку от учителей.

По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и её следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов». Рассказ «Детвора», открывающий сборник, как бы вводит читателя в своеобразный мир детства. Взрослые уехали на крестины. В ожидании их возвращения дети играю в лото. Им давно пора спать, «но разве можно уснуть, не узнав от мамы, каков на крестинах был ребёночек и что подавали за ужином?

». Двумя-тремя штрихами писатель не только набрасывает портрет всех детей от мала до велика, но и даёт представление о том, как у каждого из них начинают проявляться или уже определённо проявились индивидуальные особенности характера. Гриша играет азартно и исключительно ради денег. Аню «копейки» не интересуют, но она боится, чтобы кто-нибудь не выиграл, так как «счастье в игре для неё вопрос самолюбия». Соня бескорыстна и её занимает исключительно процесс игры, поэтому кто бы ни выиграл, она «одинаково хохочет и хлопает в ладоши».

А брат ее, Алеша «пухлый, шаровидный карапузик, по виду флегма, но в душе порядочная бестия, сел не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре; ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого», ещё очень мал: у него «ни корыстолюбия, ни самолюбия». Кухаркин сын Андрей по натуре мечтателен, к выигрышу он относится безучастно, но зато его интересует, «сколько на том свете цифр и как они не перепутываются!». А гимназист Вася играет только от скуки. И в конце вечера игроки направляются к маминой постели («вязкий клей» слипает глаза), и «через какие-нибудь пять минут кровать представляет собою любопытное зрелище»: на ней вповалку сладко и крепко спят все партнеры.

«Дети и детская душа выходят у г-на Чехова поразительно», — писали критики после появления рассказа «Детвора». У детей, изображённых здесь писателем, были реальные прототипы; наблюдения над ними и легли в основу рассказа. Дети в отсутствии родителей играют в лото; играют на деньги, но реальной их цены не представляют: копейка для них дороже рубля. Возраст у детей разный – от шестилетней Сони до ученика пятого класса Васи. Перед читателем происходит целая гамма детских переживаний, ярко вырисовываются психологические портреты героев.

Для одного игрока интерес сосредоточен исключительно на деньгах; для другого это – вопрос самолюбия; у третьего нет «ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на том спасибо». В процессе игры обсуждаются и всякие жизненные вопросы. «Нехороший человек этот Филипп Филиппыч, — вздыхает Соня. – Вчера входит к нам в детскую, а я в одной сорочке… И мне стало так неприлично».

Неоднократно переиздававшийся чеховский сборник о детях был назван по заглавию этого рассказа: «Детвора». Лев Толстой и его относил к числу лучших произведений писателя. Название рассказа «Детвора» как бы вызывает у читателя представление о детстве благополучном – счастливой, безмятежной поре. Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли детство безоблачно? Зная другое детство, обездоленное, лишенное всего, что необходимо ребёнку, Чехов пишет о нём в ряде произведений («Ванька», «Спать хочется»).

Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением. Вслед за Чеховым в конце XIX – начале XX века эту тему развивали и углубляли в своих произведениях Д. Мамин-Сибиряк («Вертел»), Л. Андреев («Петька на даче»), А.

Куприн («В недрах земли»), А. Серафимович («Маленький шахтер»), М. Горький («Детство», «В людях»).

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Задачи:

  • Образовательные:
    • развивать навыки анализа прозаического текста, обогащать представление о художественной детали;
    • активизировать словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
    • заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы;
    • формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
  • Воспитательные:
    • подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;
    • развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
    • воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
    • продолжить формирование интереса к предмету.
  • Развивающие :
    • развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
    • формировать умение грамотно работать с книгой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания

– Мы с вами завершили работу с пьесой, вместе с Митиль и Тильтилем обретали истинное зрение, открывали для себя души предметов, учились сочувствовать, понимать. Вместе с Константином Бальмонтом вдыхали «аромат солнца», смотрели на мир глазами японского поэта Кобаяси Иссы и восхищались окружающими предметами.
– Дома вы тоже пытались выразить свои чувства в собственных хокку. Поработайте в группах и выберите те из сочинённых хокку, которые наиболее проникнуты трепетной любовью к природе, к окружающему миру. (3 минуты)

III. Сообщение темы, задач урока

– Вы хорошо справились с заданием и нам предстоит начать работу со следующей главой. Прочитайте её название.
– Как вы думаете, о чём пойдет речь в этой главе? Почему автора литературного произведения называют великим актёром и поэтом?
– Помните ли вы своё раннее детство? С какого возраста ваши воспоминания точные, яркие? Всё ли вы помните из детства, когда вам было 3 года?
– Сегодня мы попробуем увидеть мир глазами трёхлетнего ребёнка, героя рассказа Антона Павловича Чехова «Гриша», попытаемся оценить его живое, свежее, наивное мировосприятие.
– Знакомы ли вам выражения, когда поведение взрослых сравнивается с детским

IV. Изучение нового материала

– Расширим свои знания о жизни А.П.Чехова. (Сообщение сведений из биографии А.П. Чехова.)

2. Первичное чтение рассказа «Гриша»

Бурнус – плащ с капюшоном; паяц – клоун.

– После прочтения выскажите свои мысли и чувства.
– Определите жанровую принадлежность произведения.

На доске таблица с жанрами произведений

Сказка
Былина
Басня
Рассказ
Повесть
Роман

(Рассказ – небольшое прозаическое произведение, описано одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц).

– Какой по настроению этот рассказ?

Учитель начинает чтение, продолжают хорошо читающие ученики.

3. Беседа после прочтения

– Найдите описание того, каким был мир Гриши до выхода на прогулку по бульвару.
– Можно ли по описанию «четырёхугольного мира» понять, что он увиден глазами совсем маленького мальчика.
– На какие части делится его домашнее пространство?
– Как он воспринимает всё окружающее его?
– Как оправдывает существование других людей?

Домашнее пространство – обжитое: детская и столовая, просто знакомое: комната с красными креслами и не обжитое: папин кабинет.

В обжитом пространстве Гриша знает все предметы. Всё, что окружает Гришу, он сопоставляет и сравнивает: мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу.
Значение вещей Гриша тоже понимает в силу своего возраста: часы существуют для того, чтобы «махать маятником и звонить». Существование других людей Гриша оправдывает только теми их действиями, которые связаны с ним. Всё его восприятие мира замкнуто на нём самом.
– Сделайте вывод о восприятии мира трёхлетним ребёнком.
– Что же произошло в жизни Гриши? (Он вышел на прогулку по бульвару) .
– Мир вокруг него такой же или Гриша воспринимает его по-другому?

4. Работа в группах

1 группа

– Как Гриша воспринимает «новый мир»: людей, животных? Можно ли сказать, что главное в его крошечном опыте СРАВНЕНИЕ и ПОДРАЖАНИЕ? (Подтвердите строками из текста)

Всех людей, которые встречаются Грише на улице, он считает папами и мамами, тётями, нянями, сравнивая их с собственными папой, мамой,.. Все реакции на новое носят подражательный характер, он всегда смотрит на няню: если няня не боится, значит и ему не страшно. Шагает в такт солдатам. Собак сравнивает с кошками.

2 группа

– Пытаются ли понять Гришу окружающие его люди: няня, мама? Докажите.

Взрослые игнорируют внутренний мир ребёнка, особенно няня, она не понимает, что Грише жарко, что у него не сформировано понятие своего и чужого, не обращает на него внимания до тех пор, пока Гриша не начинает мешать, разрешает кухарке дать ему водки, хотя это вредно маленькому ребёнку.

3 группа

– Впечатлительный ли мальчик Гриша? Найдите слова, выражающие чувства и переживания героя. Сочувствует ли ему автор? Докажите.

Душа наполняется чувством наслаждения, не выносит своего возбуждения, начинает плакать.
Вспомните, как Гриша воспринимал лошадей, солдат, кошек, дом, куда он попал с няней, печку?
Всё поведение Гриши описано с большим сочувствием. Гриша очень восприимчивый и впечатлительный мальчик.

4 группа

– Как понимаете смысл последнего предложения?

5 группа

Найдите изобразительные средства языка.

5. Определение темы, основной мысли (идеи) произведения

– Определите широкую и узкую темы данного рассказа. (Жизнь людей. – Мир трехлетнего ребенка)
– Как можно было бы по другому озаглавить этот рассказ?
– Какой эпизод особенно затронул? Что показалось непонятным? – Определите идею текста?

Контраст между значительностью нового опыта, грандиозностью новых впечатлений и прозаическим выводом мамы – ирония жизни.

IV. Подведение итогов урока

– Что можно сказать Грише и его окружающим, чтобы не возникала такая ирония жизни?

V. Домашнее задание

Кратко пересказать текст от лица главного героя. Составить устный рассказ «Современный город глазами Гриши»

Уроки 73-74 (1-2)

Страницы учебника: 95-101.

Цели : помочь увидеть мир глазами трехлетнего ребенка, героя рассказа А. П. Чехова «Гриша»; оценить его живое, свежее, наивное мировосприятие.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

Рассмотрите шмуцтитул. Прочитайте название восьмой главы. («Вселенная прозы. Автор - и великий актер, и поэт».)

Предположите, почему автора литературного произведения называют великим актером и поэтом. (Автор литературного произведения раскрывает характеры своих героев, их внутренний мир. Для этого ему необходимо перевоплощаться в тех, о ком он пишет, то есть как бы «проигрывать их жизнь» в своем воображении. Автор - единственный актер театра, имя которому - литературное произведение. Автор любит своих героев, смотрит на них не обыденным, прозаическим взглядом, а поэтически.)

III. Объявление темы уроков.

Чтение учителем (с. 96).

Чтобы «открыть мир заново», то есть увидеть его как бы впервые, свежим взглядом, надо посмотреть на него глазами поэта или ребенка или еще как-нибудь необычно. Как же смотрит на мир Антон Чехов в рассказе «Гриша»? (А. П. Чехов смотрит на мир глазами трехлетнего мальчика Гриши.)

IV. Работа по теме уроков.

1. Беседа по содержанию. Анализ произведения.

А вы помните себя в таком нежном возрасте? Есть ли в Гришином восприятии мира какие-то впечатления, которые сходны с вашими, совсем детскими? (Ответы детей.)

Вы помните свое первое восприятие какого-нибудь года (вас ведь могла поразить какая-нибудь особенность), или какой-нибудь игрушки, или свое первое впечатление от животного? (Высказывания учащихся.)

Можно ли по описанию «четырехугольного мира» понять, что он увиден глазами совсем маленького мальчика? (Конечно, можно. Для Гриши существует хорошо ему знакомое домашнее пространство, которое делится на обжитое (детская, столовая)и просто знакомое.)

Какие предметы знакомы Грише? (В обжитом пространстве Гриша знает все предметы. В детской это: сундук, стул, катушки от ниток, бумажки, коробка без крышки, кукла, сломанный паяц, в столовой: стул на высоких ножках, часы. В другой комнате: красные кресла, ковер с темным пятном. Поскольку Гриша довольно долго существует в этом домашнем пространстве, он знает все вещи, которые в нем находятся.)

Как перечисляются все эти вещи? (Перечисляются все, более подробно перечисляются те, что лежат под кроватью и за нянюшкиным сундуком.)

Почему? (Это взгляд ребенка, которыйсмотрит с нижней точки зрения, ползая по полу, для него не существует разницы между тем убранством комнаты, которое видно всем, и тем ее беспорядком, который виден только ему.)

Какие живые существа окружают Гришу? (Что касается живых существ, которые окружают Гришу, то это нянька, мама, папа и кошка; причем Гриша не делает различий между мамой и кошкой: они при перечислении стоят рядом. «В этом мире, кроме няни и Гриши, часто бывают мама и кошка».)

С чем сравнивает Гриша окружающие предметы? (Все, что окружает Гришу, он сопоставляет и сравнивает: мама похожа на куклу, а кошка - на папину шубу, «только у шубы нет глаз и хвоста».)

Какое значение определил Гриша различным вещам? Почему? (Значение вещей Гриша понимает также в силу возраста: часы существуют только для того, «чтобы махать маятником и звонить». Кроме того, существование других людей Гриша оправдывает только теми их действиями, которые связаны с ним, с Гришей: «Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа - неизвестно. Еще есть другая загадочная личность - это тетя, которая подарила Грише барабан. Она то появляется, то исчезает». Все его восприятие мира замкнуто на нем самом, на Грише: есть комната, куда его, Гришу, не пускают. Есть мокрое пятно на ковре, за которое ему, Грише, «до сих пор грозят пальцем». Все это вместе - реконструкция взгляда ребенка на окружающий мир.)

Вывод. Взгляд на мир Гриши по-детски наивен: существование других людей оправдывается только тем, что они обслуживают его, Гришу; предметы сравниваются с людьми и животными; мама и кошка стоят в одном ряду.

Как Гриша воспринимает «новый мир» людей, животных? (Всех людей, которые встречаются Грише на улице, он считает папами, мамами, нянями: «в этом же новом мире, где солнце режет глаза, столько пап, мам, теть, что не знаешь, к кому и подбежать», - сравнивая их с собственными папой и мамой, тетей и няней.)

Как Гриша воспринимал лошадей? А солдат? А кошек? А человека, который подошел к его няне? Тот дом, куда он попал вместе с няней? Печку? (Гришу пугают лошади, они «странные и нелепее всего» того, что он знает. «Гриша глядит на их двигающиеся ноги и ничего не может понять». При виде солдат «Гриша весь холодеет от ужаса и глядит вопросительно на няньку: не опасно ли?», потом, убедившись, что опасности нет, «начинает шагать им в такт». Человека, подошедшего к няне, Гриша сразу приравнивает к папе, маме и кошке, то есть все, что он видит в «новом мире», не страшно и наполняет Гришину душу чувством наслаждения.)

Вывод. Новый мир понравился Грише, в нем много непонятного, но притягательного. Взрослые (няня) не пытаются открыть этот мир для Гриши, ответить на вопросы ребенка.

Можно ли сказать, что главное в его крошечном опыте - СРАВНЕНИЕ и ПОДРАЖАНИЕ? (Все реакции на новое носят подражательный характер. Так, Гриша всегда смотрит на няню: если няня не боится, значит, и ему не страшно. Гриша думает, глядя на перебегающих дорогу собак, что это «две большие кошки с длинными мордами, с высунутыми языками и с задранными вверх хвостами», - поскольку в его детском опыте нет собак, но есть только кошки. Гриша уверен, что раз эти «кошки» бегут, то и ему нужно бежать.)

ПытаютсялипонятьГришуокружающиееголюди:няня,мама? (Взрослые полностью игнорируют внутренний мир ребенка. Особенно это касается няни, с которой Гриша проводит большую часть времени. Няня не понимает, почему Гриша вдруг бросился бежать. «Стой! - кричит ему нянька, грубо хватая его за плечи. - Куда ты? Нешто тебе велено шалить?» Няня не понимает, что у Гриши пока не сформировано понятие «чужого», и когда он берет чужой апельсин, она очень грубо его одергивает: кричит на него, вырывает апельсин и называет дураком. Няня не понимает и того, что Грише душно и жарко стоять около печки, что он пугается печки, она просто не обращает на него внимания: «Ну, ну, ну! - кричит нянька. - Подождешь!» Няня каждый раз не обращает на Гришу внимания до тех пор, пока он не начинает мешать. Она вся в своих делах, Гриша для нее не предмет душевной заботы и привязанности, а что-то вроде чужой собачки, которую нужно выгуливать. Именно поэтому она не запрещает кухарке дать ему отпить водки, хотя это и вредно совсем маленькому ребенку. Няня даже и не пытается понять Гришу. Мама же хочет понять Гришу, но не может. Она не понимает Гришу потому, что не была рядом с ним в течение всего дня, не наблюдала его: она не может разделить и понять его впечатлений.)

ВпечатлительныйлимальчикГриша?Сочувствуетлиемуавтор? («Блеск солнца, шум экипажей, лошади, светлые пуговицы, всё это так поразительно ново и не страшно, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения, и он начинает хохотать». А потом и другие строчки: «Вернувшись домой, Гриша начинает рассказывать маме, стенам и кровати, где он был и что видел. Говорит он не столько языком, сколько лицом и руками. Показывает он, как блестит солнце, как бегают лошади, как глядит страшная печь и как пьет кухарка...»; «Вечером он никак не может уснуть. Солдаты с вениками, большие кошки, лошади, стеклышко, корыто с апельсинами, светлые пуговицы, - все это собралось в кучу и давит на его мозг. Он ворочается с боку на бок, болтает и в конце концов, не вынося своего возбуждения, начинает плакать». Все эти характеристики, которые дает автор мальчику, его поведению и его реакциям,говорят о том, что это очень восприимчивый и впечатлительный ребенок. Все поведение Гриши описано с большим сочувствием. Автор обозначает контраст между свежим детским восприятием, жадно впитывающим всякое новое впечатление, распахнутымнавстречу миру, и банальными, равнодушными реакциями взрослых людей. Именно поэтому так символично звучит последнее предложение, завершающее рассказ: «И Гриша, распираемый впечатлениями новой, только что изведанной жизни, получает от мамы ложку касторки».)

Вывод. Необычное свежее восприятие мира ребенком сталкивается с равнодушием взрослых, которые не могут или даже не пытаются понять его внутренний мир.

Физкультминутка

2. «Международная выставка ».

Посетим«Международную выставку» «Необычный взгляд на мир» и посмотрим там «Семейный портрет» Анри Матисса. Как вам кажется, художнику удалось сохранить детский взгляд на мир? (Конечно, удалось. Яркие цветовые отношения сообщают картине праздничный характер.)

Отметьте отдельные детали картины, которые делают ее по-детски наивной и трогательной. (Упрощенность в изображении фигур и обстановки комнаты. Намеренная плоскостность и специальное легкое нарушение пропорций делают изображение свежим, наивным и непосредственным. Детский взгляд на мир выражается и в том, что каждая плоскость (стены, диванчиков, камина, ковра) заполнена своим узорчиком, очень тщательно написанным. Нет ни одного пустого, незаполненного, скучного сантиметра холста. Глядя на эту картину, зритель ощущает необычную насыщенность цветов, напоминающих пестрый восточный ковер, и нарядный и жизнерадостный характер всего произведения.)

А. Матисс сознательно отвергал современные художественные приемы, в живописи искал простоту и доходчивость.

Возникло ли у вас ощущение уюта, домашнего тепла? С чем это связано? (Каждый в семье занят своим делом, но все члены собрались в одной комнате, чтобы быть ближе друг к другу, - в семье царит гармония и любовь.)

Художник изобразил свою семью: Амели (жена художника), дочь Маргерит и играющих в шахматы сыновей Пьера и Жана.

Почему именно после рассказа Чехова «Гриша» мы рассматриваем картину А. Матисса? (Взгляд художника здесь сродни взгляду ребенка на мир: так ярки и насыщенны краски, так проста и вместе с тем гармонична композиция.)

Найдите на выставке и картину Павла Филонова «Семья крестьянина». Видите, что все окружающее людей пространство заполнено растениями, цветами, птицами и животными? Как вы думаете, что хочет этим сказать художник? (Весь мир крестьянских забот плотно обступает крестьянскую семью. Семья крестьянина - это не только его жена и ребенок, но и лошадь, собака, куры, цветы и растения. Все сплетается в единое изображение, все составляет неразрывное целое. Каждый кусочек воздуха одухотворен: все пронизано цветением и жизнью, которая буквально напирает. Художнику Филонову, безусловно, близко то, как воспринимают мир дети: мир почти не делится на главное и не главное - все является главным; все одинаково прекрасно; все - сразу целый огромный мир.)

Случайно ли, что в центре картины изображен ребенок? Обратите внимание на то, что невинная нагота ребенка контрастирует с окружающим миром. (В центре картины дитя как центр вселенной. Светящаяся чистая нагота символизирует чистую душу ребенка, в которой каждый взгляд, каждое слово, каждое движение оставит вой неизгладимый след.)

V. Итог уроков.

Чей взгляд на мир вам близок? Трехлетнего Гриши? Его няни? Других взрослых? А. Матисса? П. Филонова? (Высказывания детей.)

Домашнее задание: попробуйте перевести в слова язык лица и рук, которыми Гриша рассказывал о своих впечатлениях; составьте рассказ «Новый мир» от лица Гриши.

Антон Павлович Чехов (1860- 1904) вошел в историю русской литературы как мастер психологического анализа, как великий драматург, пьесы которого разгадывает не одно поколение ре­жиссеров. Он не был детским писателем, однако понимал, какое значение может иметь для детей литература. Два своих рассказа о животных - «Белолобый» и «Каштанка» - Чехов адресовал де­тям. Посылая их для организуемой детской библиотеки, писатель характеризовал свои произведения как «две сказки из собачьей жизни».

«Белолобый» был впервые напечатан в журнале «Детское чте­ние» в ноябре 1895 года. Содержание рассказа - небольшой эпи­зод из жизни старой волчицы, пытавшейся украсть овцу на зи­мовье, но в суматохе схватившей щенка, который прибежал за ней в логово, стал играть с волчатами, и волчица не смогла его съесть.

Чехов наделяет зверя человеческими способностями (прием антропоморфизма): волчица вспоминает, как летом около зимо­вья паслись овцы, соображает, что теперь, в марте, в хлеву дол­жны быть ягнята. Белолобый, крупной породы щенок вызывает в ней разные чувства. Сначала отвращение и досаду - она рычит на него; потом, когда она решает все-таки съесть его, а «он лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть с ним», ей становится противно. Отправившись на зимовье во второй раз, она видит возвращающегося домой щенка и думает о том, как бы он не помешал ей. А когда это действительно происходит (щенок прыгает к волчихе на крышу хлева, а потом в дыру и, залившись радостным лаем, будит всех обитателей сарая), волчица уходит прочь.

Так же, как и в «Белолобом», в «Каштанке» Чехов соединяет два видения мира - глазами животного и глазами человека. Неза­тейливая на первый взгляд история потерявшейся собаки на гла­зах читателя разворачивается в рассказ о взаимоотношениях чело­века и животного, которое испытывает человеческие чувства при­вязанности и верности, по-своему (но почти по-человечески!) переживает, радуется и страдает, и в этих переживаниях подчас оказывается благороднее человека.

Чехов словно сопоставляет два мира - человека и животного, и столяр, который называет собаку ничтожным «насекомым су­ществом», на самом деле ничтожен сам, поскольку в пьяном уга­ре действительно нередко теряет человеческий облик.

Автор с самого начала обращает внимание читателя не только на внешние черты поведения Каштанки (потерявшись, она бе­гает, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую), но и на то, в каком «душевном» состоянии она находится: беспокойно оглядывается по сторонам, плачет, грустит, тоскует. Она «дума­ет», пытается вспомнить, как она заблудилась. Она обладает сво­им временем - прошлым, настоящим и - кто знает? - может, и будущим. Прошлое дано в ее воспоминаниях, она его поэтизи­рует, несмотря на то, что в нем, казалось бы, и не было ничего отрадного: она недоедала, спала под верстаком на стружке, сто­ляр-пьяница частенько бил и ругал ее, Федюшка выделывал с нею такие фокусы, что у нее «зеленело в глазах и болело во всех суставах». Но в ней живет привязанность к дому, верность и пре­данность людям, которые были ее хозяевами. Потеряв на улице своего хозяина, она плачет, ею владеют отчаяние и ужас.

Вторая глава рассказа словно открывает новую страницу жизни собаки. И в этой жизни она получает новое имя и новое занятие: теперь ее зовут Теткой и она готовится стать артисткой цирка - подобравший ее на улице человек оказался дрессировщиком.

Постоянно Каштанка сопоставляет жизнь прежнюю и тепереш­нюю и никак не может решить, какая из них лучше. Но собачья преданность выше сытости и довольства, и потому в разгар пред­ставления собака радостно отзывается на свое прежнее имя, пры­гает через барьер, чтобы попасть на галерку к позвавшим ее лю­дям. Вновь обретя старых хозяев, она «радуется, что жизнь ее не обрывалась ни на минуту», а то время, что она провела в разлуке с ними, «представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон...».

Чехов радовался успеху у детей этого рассказа и заботился о красочном, иллюстрированном его издании, даже сам искал изоб­ражение собаки для обложки. А в одном из писем он замечал, что, по мнению детей, он гениален, так как написал рассказ «Каш­танка».

«Детская тема» возникает у Антоши Чехонте (это один из мно­гих псевдонимов писателя) с первых его литературных шагов, а печататься он начал с 18 лет. В юмористическом журнале «Оскол­ки» он публикует в начале 80-х годов XIX века статью «Осколки московской жизни», где пишет о воздействии на детей массовых бульварных произведений. Возможно, именно низкосортность со­чинений, адресованных детям, вспоминается А.П.Чехову, когда в письме к Г. И. Россолимо он замечает:

Так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится и для взрослых. <...> Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений; уметь выбирать лекарство и дозировать его - это целесообразнее и прямее, чем стараться выдумать Для больного какое-то особенное лекарство только потому, что он ребенок.

А.П.Чехов ввел ребенка в круг своих персонажей, во многом продолжая традиции Л.Толстого и С.Аксакова, однако в отличие от них он не выделял для себя отдельно детской темы. В центре внимания чеховского рассказа о детях впервые оказывается про­тивопоставленность двух равных по значимости миров - детского и взрослого. Чехов исследует взаимопересечение детского и взрослого мировосприятий на разных уровнях взаимодействия персонажей.

Мир взрослый и мир детский в произведениях Чехова не изо­лированы абсолютно друг от друга - они лишь существуют по разным законам и в разных измерениях. По степени соотнесенно­сти детского и взрослого миров и конфликтности в отношениях между ними можно говорить о трех группах рассказов в чеховском творчестве:

1) рассказы, в которых характеризуются преимущественно осо­бенности детского мира («Детвора», «Кухарка женится», «Гриша»);

2) рассказы, раскрывающие особенности взаимодействия взрос­лого и детского миров («Событие», «Житейская мелочь», «Дома»);

3) рассказы, в которых изображается трагический переход ре­бенка во взрослый мир («Беглец», «Ванька», «Спать хочется»).

Можно прибегнуть и к другой классификации, выделив груп­пу произведений, в которых писатель не только создает образ ма­ленького героя, но и воссоздает его взгляд и голос, ведет пове­ствование в его «тоне и духе».

Такие рассказы вошли в подготовленный писателем сборник рассказов о детях «Детвора» (1889), названный так же, как и один из вошедших в него рассказов, в котором взгляд ребенка становится организующим началом.

Рассказ основан на действительных жизненных впечатлениях писателя. М.П.Чехов вспоминал, что летом 1885 года А.П.Чехов бывал в семье полковника Маевского, у которого «были очарова­тельные дети - Аня, Соня и Алеша, с которыми сдружился Ан­тон Павлович и описал их в рассказе «Детвора».

Сюжет рассказа внешне незамысловат: в отсутствие родителей несколько детей разного возраста играют в лото, а потом все за­сыпают. Подражая взрослым, играют на деньги, которые для них не имеют никакой цены, и копейка оказывается дороже рубля. Возраст детей разный: Соне шесть лет, а Вася - уже ученик пято­го класса.

Уже в начале рассказа Чехов воспроизводит детское восприя­тие мира. Взрослые уехали на крестины «к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади». Дети не могут ус­нуть, поскольку им очень хочется узнать от мамы, «какой на кре­стинах был ребеночек и что подавали за ужином?».

Дети не просто играют в лото - они играют во взрослую игру, играют в азартных игроков, подражая взрослым, и это подража­ние сталкивается с детской непосредственностью, которая опре­деляет их поведение. Вот Гриша -

Маленький, девятилетний мальчик... <...> Он уже учится в подго­товительном классе, а потому считается большим и самым умным. Игра­ет он исключительно из-за денег.

Сестра Гриши Аня, «девочка лет восьми», следит за игрока­ми, поскольку боится, как бы кто не выиграл. Деньги ее не ин­тересуют, «счастье в игре для нее вопрос самолюбия». Другая сестра, Соня, по-кукольному красивая, умиляется от самой игры: «Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладо­ши». Алеша, «пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты». Он играет, поскольку рад тому, что из-за игры его не укладывают спать. Его интересует не столько сама игра, сколько неизбежные недоразумения, которые возникают во время нее: «Ужасно ему приятно, если кто обругает или уда­рит кого».

Замечательные в рассказе разговоры, которые ведут дети. Взрос­лые темы переплетаются с детской наивностью и простодушием. Вот Соня, сделав партию, кокетливо закатывает глаза, называет Филиппа Филиппыча нехорошим человеком, поскольку он во­шел в детскую, когда она была в одной сорочке, тут же смотрит, как Андрей пытается шевелить ушами, а потом первой засыпает, в то время как все ищут под столом копейку. Дети ведут ее на мамину постель, но сон оказывается настолько сладким, что за­сыпают остальные, позабыв и азарт, и взрослые разговоры: «Воз­ле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры».

В рассказах «Кухарка женится» и «Гриша» мы видим столкно­вение непосредственного детского сознания с миром взрослых людей, чуждым и непонятным им. Однако построены они различно.

В рассказе «Кухарка женится» (1885) Гриша, «семилетний ка­рапузик», пытается понять неведомое ему до этого явление - сва­товство извозчика Данилы к Пелагее, служившей в их доме ку­харкой, и свадьбу, которая вскоре последовала. Мальчик не мо­жет уяснить, «зачем это жениться?» - тем более на извозчике «с большой каплей пота» на красном носу. В качестве исключения можно жениться на папаше или Павле Андреиче: «...у них есть золотые цепочки, хорошие костюмы, у них всегда сапоги вычи­щенные». Грише жаль Пелагею, ему кажется, что она горько пла­чет, оттого что теперь «явился какой-то чужой, который откуда-то получил право на ее поведение и собственность». А во сне маль­чик видит, как Пелагею похищают злой Черномор и ведьма. В рас­сказе детский и взрослый миры сосуществуют, они лишь сопри­касаются. Мальчик все время подглядывает или невольно подслу­шивает то, о чем говорят взрослые, не пытаясь проникнуть в мир взрослых.

В рассказе «Гриша» (1886) внешний мир, с которым сталкива­ется маленький персонаж, предстает целиком в его восприятии. Гриша, «маленький пухлый мальчик, родившийся два года и во­семь месяцев назад, гуляет с няней по бульвару».

Он попал в новый большой мир, который поразителен и не похож на то, к чему Гриша привык. «До сих пор Гриша знал один только четырехугольный мир», в котором появляются няня, мама и кошка: «Мама похожа на куклу, а кошка - на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста».

Еще есть пространство, в котором обедают и пьют чай.

На бульваре нянька встречается со своим знакомым, и эта встреча преломляется сквозь призму восприятия ребенка. Гриша видит мир, в котором идут солдаты по улице, бегают две боль­шие кошки, блестит солнце, шумят экипажи; в гостях, куда идет нянька вместе с Гришей, - ухват с двумя рогами и печка, «ко­торая глядит большим черным дуплом».

Гришу переполняют впечатления, которыми он пытается по­делиться с матерью, но он еще очень мал и не умеет толком говорить, а потому «говорит он не столько языком, сколько ли­цом и руками». А взрослые не могут и не пытаются его понять. Вечером перевозбужденный от впечатлений мальчик не может уснуть, «все собралось в кучу и давит его мозг», Гриша плачет, гонит прочь печку, поразившую его воображение. А мама, ре­шив, что он покушал лишнее, дает ему ложку касторки.

К «Грише» тесно примыкает рассказ «Мальчики» (1887), в ко­тором речь идет о том, как Володя Королев и его друг Чечевицын под впечатлением от авантюрных романов Майн Рида собирают­ся бежать в Америку.

Здесь перед читателем детское восприятие событий. Ситуация оценивается всеми детьми: Чечевицыным, Володей и его сестра­ми. Володе жаль оставлять маму, он плачет, но не хочет выглядеть трусом, а Чечевицын, уговаривая его, обещает отдать Володе «всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры». Мальчики все-таки уходят из дома, их ищут. Вечером «чай пили без мальчиков <...> мамаша очень беспокоилась, даже плакала». А потом, на дру­гой день, когда приехал урядник, «писали в столовой какую-то бумагу». Безусловно, речь идет о том, что полиция обнаружила беглецов и в столовой оформлялись документы, но все события преломляются сквозь призму восприятия ребенка, не умеющего правильно назвать детали: «...послали куда-то телеграмму и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына».

Вхождение ребенка во взрослый мир сопровождается уничто­жением многих детских представлений, и, раскрывая этот про­цесс, Чехов характеризует то, насколько детское восприятие не укладывается в рамки взрослых понятий и правил.

Так, в рассказе «Событие» (1886) дети (Нине четыре года, Ване - шесть) искренне радуются появлению на свет котят: все их внимание и время посвящены этому - для них это не просто случай, но событие. Дети пытаются устроить будущую жизнь ко­тят по подобию жизни людей: ставят в разных углах кухни кар­тонки из-под шляп - домики для котят, а кошка должна ходить к ним в гости; размышляют о кошачьем будущем: один кот будет утешать свою старуху-мать, другой - жить на даче, третий - ло­вить крыс в погребе.

Они подыскивают котятам отца, поскольку понимают, что «без отца им нельзя». Нина и Ваня серьезны, поскольку чувствуют себя ответственными за котят и маму-кошку. Тем больше их обида, когда отец называет котят гадостью, распоряжается выбросить их на помойку. Дети слезами вымаливают для котят пощаду, но тем ужаснее их состояние, когда они узнают, что котят съел громад­ный дог, что взрослые смеются над этим и совсем не собираются наказывать пса.

Взаимопонимание ребенка и взрослого человека возможно тог­да, когда взрослый старается понять и принять то, чем живет ре­бенок, осознать его способ мышления, постижение им мира. Это трудно, но возможно, и здесь нужна инициатива взрослого. Осо­бенности подобной ситуации Чехов раскрывает в рассказе «Дома» (1887). Гувернантка докладывает прокурору окружного суда Евге­нию Петровичу Быковскому о том, что его семилетний сын Сере­жа курит и берет табак из отцовского стола.

Отец призывает мальчика для серьезного разговора, к которо­му сначала он относится с большой долей снисходительности, а затем теряется, замечая, что сын его не слышит. И наконец, по­нимает, что у мальчика

свое течение мыслей. <...> Чтобы овладеть его вниманием и созна­нием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер. <...> Логикой же и моралью ничего не поделаешь.

Отец начинает наблюдать за сыном и придумывает средство воспитания: он рассказывает сказку о царевиче, который умер от курения в расцвете лет и оставил старика отца и государство на верную гибель. Мальчик, проникшись чувством жалости, обещает больше не курить.

Примечателен финал рассказа. Прокурору открывается, что восприятие мира ребенком подчиняется не логическим, а эстети­ческим законам, которые во взрослой жизни играют второсте­пенную роль, но поэтому воспитывать нужно не логикой, а вни­манием и любовью. Кроме того, отец вдруг обнаруживает, что в сыне отразилось и воплотилось все, что когда-то было ему дорого и было им любимо:

Прокурор <...> заглядывал в большие темные глаза мальчика, и ему казалось, что из широких зрачков глядели на него и мать, и жена, и все, что он любил когда-либо.

Чехов, тонко чувствовавший детское восприятие жизни, вос­производит огромный мир, постигаемый маленьким ребенком, переживания которого зачастую не принимаются взрослыми, и это ранит детскую душу. В этом отношении самые пронзительные чехов­ские рассказы - «Ванька» и «Спать хочется». В них центральным является трагическое противопоставление общества и обездоленного ребенка, «выкидыша» общества, по определению Достоевского. Од­нако Чехов идет дальше. Детская обездоленность не воспринимает­ся взрослым миром как отклонение от нравственной нормы. Нет никакого сострадания, взрослый мир страшен, потому что детские страдания становятся обыденностью и не замечаются взрослыми.

Действие в рассказе «Ванька» (1886) происходит в ночь под Рождество. Время действия выбрано автором неслучайно. Это празд­ник рождения Христа, когда происходит чудо. И Ванька Жуков, мальчик девяти лет, отданный в учение к сапожнику Аляхину, тоже надеется на чудо. Он пишет письмо деду Константину Макарычу, который остался жить в деревне. Мальчик рассказывает о тяжелой жизни в подмастерьях и умоляет деда избавить его от такой жизни. Ванька вспоминает о деревне, и эти воспоминания оказываются самыми светлыми для ребенка, несмотря на то, что и в деревне он тоже был в общем-то никому не нужен: его мать, Пелагея, служившая у господ горничной, умерла, а мальчика «спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину». Правда, барышня Ольга Игнатьевна от не­чего делать выучила его читать и писать.

Пронзительность рассказа усиливается оттого, что Ванька уверен: его письмо дойдет до дедушки, поскольку «сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозят­ся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами».

Ванька, как ему кажется, все сделал правильно: и конверт ку­пил, и адрес надписал. Вот только читатель понимает, что никто не придет на помощь сироте, ведь письмо адресовано «на дерев­ню дедушке», и ребенок никому не нужен.

В центре другого рассказа - «Спать хочется» (1888) - Варь­ка, девочка лет тринадцати, нянька маленького ребенка в семье сапожника. У нее много обязанностей: ночью - качать ребенка, чтобы он не плакал, днем - топить печку, ставить самовар, уби­рать дом, бегать в лавочку. Времени спать нет. Девочка существует с неистребимым, непреодолимым желанием сна; она находится в каком-то пограничном состоянии между сном и явью, особенно по ночам, когда мигает лампадка, а в «ее наполовину уснувшем мозгу складываются туманные грезы» - воспоминания об умер­шем отце, о матери Пелагее...

Инстинкт самосохранения берет свое - и Варька ищет причи­ну бессонницы. Она не понимает, что все ее мучения происходят от бездушия взрослых равнодушных хозяев; для нее источником зла является ребенок, который не дает ей спать ночью, когда все люди отдыхают. И задушив ребенка, она «смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая».

У Варьки нет даже и светлых воспоминаний о деревенской жизни, как у Ваньки Жукова. Тот вспоминает своего деда, собак, стороживших барскую усадьбу; то, как они с дедом ходили за елкой в лес. У Ваньки есть прошлое, которое ему кажется радост­нее, светлее и добрее, нежели настоящее. В какой-то степени оно является для него отрадой и вселяет надежду. У Варьки в про­шлом - умирающий в муках отец, нищенство. В ее грезах-воспо­минаниях нет светлых красок. Если Ванька вспоминает и елку, окутанную инеем, и летящего стрелой зайца, и посеребренные сугробы, то Варька - жидкую грязь на шоссе, людей, которые падают в это грязное месиво, холодный и суровый туман. В избе, где на полу мучается умирающий отец, темно, и мать не сразу зажигает огарок свечи.

Физическая мука Варьки неизбывно сильна, ей никто не мо­жет прийти на помощь. Фантастически страшно то, что в рассказе один ребенок убивает другого, но это единственный выход, кото­рый может дать Варьке возможность удовлетворить естественную потребность в сне.

У Ваньки и Варьки нет детства - счастливой и беззаботной поры. Дети вовлечены во взрослую работу, которая их ломает, а взрослый мир, которому нет никакого дела до нюансов детского восприятия, корежит детей и переделывает их на свой лад.

Произведения Чехова, вошедшие в детское чтение, не пере­стают поражать нас удивительной мудростью и пронзительностью видения автора, сумевшего разглядеть за наивностью и простотой непредвзятого мировосприятия ребенка его причастность к осно­вам самого мироустройства. Взгляд ребенка словно очищает са­мую жизнь от всего мелкого и ненужного, того, что является при­вычным и неизбежным для взрослого человека, но оказывается странным и ненатуральным для ребенка. Именно поэтому детское восприятие в поэтике писателя зачастую оказывается синонимом естественного и человеческого.

Вопросы и задания

1. Какие особенности детского мира раскрываются А.П.Чеховым в Рассказах «Детвора», «Кухарка женится», «Гриша»?

2. Как А.П.Чехов изображает взаимодействие детского и взрослого миров в рассказе «Событие»?

3. Расскажите, в чем заключается трагизм перехода ребенка во взрос­лый мир (рассказы «Беглец», «Ванька», «Спать хочется»).

4. Какие приемы использует А. П. Чехов для характеристики Каштанки?