» » Отношение онегина к искусству, театру. Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве Каково отношение онегина к искусству

Отношение онегина к искусству, театру. Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве Каково отношение онегина к искусству

Проблема точки зрения
в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Роман “Евгений Онегин” невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. Каждый, кто читал его на протяжении двух столетий, находил что-то новое, давал еще одно объяснение, определение этому удивительному произведению. Это и “энциклопедия русской жизни”, как назвал роман В. Белинский, и первый русский реалистический роман, и свободный роман, открытие А. С. Пушкина, послужившее началом развития всей последующей литературы как XIX, так и XX века. “Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница” - так сказал сам автор о своем произведении в письме к П. А. Вяземскому. То, что этот роман свободный, дало возможность существованию разных точек зрения в нем. А. С. Пушкин предоставляет выбор, свободу в восприятии героя, не навязывает своей точки зрения.
А. С. Пушкин в своем романе впервые отделил автора от героя. Автор в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существует сама по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней. Третий же герой романа, Ленский, совершенно не похож ни на автора, ни на Онегина, с ним связана еще одна точка зрения, иная позиция, противопоставляющаяся в первую очередь позиции Онегина, так как автор на протяжении всего романа нигде не сталкивается с Ленским, он лишь показывает свое к нему отношение.
А. С. Пушкин с мягкой иронией рассказывает о Ленском, этом восторженном романтике, который

...пел разлуку и печаль,
И нечто, и ту манну даль.

А также с некоторой издевкой говорит о том, как писал Ленский:

Так он писал, темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я...).

Романтизм уже ушел из жизни, как уходит и Ленский. Его смерть вполне логична, она символизирует собой полный отказ от романтических идей. Ленский не развивается во времени, он статичен. Отличаясь от тех людей, среди которых вынужден жить (и в этом он схож с Онегиным), Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть - и угаснуть. И даже если бы Онегин не убил его, скорее всего, в будущем Ленского ждала обыкновенная жизнь, которая охладила бы его пыл и превратила в простого обывателя, который

Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И, наконец, в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

Такой путь, точка зрения нежизнеспособны, что и доказывает Пушкин читателю.
Совершенно другая точка зрения Онегина. Она в чем-то схожа с точкой зрения автора, и поэтому в какой-то момент они становятся друзьями:

Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность...

Они оба сходятся в своем отношении к свету, оба бегут от него. Оба скептики и вместе с тем интеллектуалы. Но Онегин, как и автор, развивается, меняется, и его отношения с автором тоже меняются. Автор постепенно отдаляется от Онегина. Когда же Онегин идет на дуэль, испугавшись общественного мнения, и убивает на ней Ленского, когда оказывается, что его точка зрения не основывается на твердых нравственных принципах, автор совершенно отдаляется от своего героя. Но еще и до этого видно, что их точки зрения расходятся по многим вопросам: это и их отношение к искусству, к театру, к любви, к природе. То, что один из них поэт, а другой не может отличить ямба от хорея, конечно, сильно отдаляет их друг от друга. И скорее всего, А. С. Пушкин показывал, что точка зрения Онегина, например, его отношение к театру:

...на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился - и зевнул -

отлична от авторской. Автор, безусловно, восхищается этим искусством, для него театр - это “волшебный край”. Отношение же Онегина к любви:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать... -

просто не имеет права существовать.
Онегин, будучи “гением” науки любви, упустил возможность счастья для себя, оказался неспособным на истинное чувство (вначале). Когда же он смог полюбить, то все равно не достиг счастья, было уже слишком поздно. В этом заключается истинная трагедия Онегина. И его путь оказывается неправильным, ненастоящим. Позиция автора иная, его не раз волновали страсти, любовь была неизменным спутником жизни:

Замечу кстати: все поэты -
Любви мечтательной друзья.

И конечно, именно отношение к Татьяне во многом определяет их точки зрения, отдаляя друг от друга. Чем ближе Пушкин к Татьяне, тем больше отдаляется он от Онегина, который нравственно намного ниже ее. И только когда Онегин будет способен на высокое чувство, когда он влюбится в Татьяну, критические оценки А. С. Пушкина исчезнут.
Одно из основных различий между ними - это в том числе их отношение к природе. Онегин далек от нее, как и от всего остального, автор же “предан душой”, “рожден для жизни мирной, для деревенской тишины”.
Пушкин показал, что такая позиция, точка зрения Онегина уже не могут существовать. Правда, он оставляет ему выбор. Онегину еще не поздно измениться, поэтому-то финал романа открытый. С позиции же автора, только его собственная точка зрения возможна для мыслящего человека, она наиболее приемлема для жизни.
Уникальность этого романа, непохожесть этого романа ни на один другой заключается в том, что автор смотрит на Онегина уже не как на героя своего романа, а как на вполне определенного человека со своим мировоззрением, со своими собственными взглядами на жизнь. Онегин совершенно независим от автора, и это как раз и делает роман по-настоящему реалистическим, более того - гениальным творением А. С. Пушкина.

Ответ оставил Гость

Онегин в совершенстве знал французский язык, был знаком с художественной литературой, с историей, "читал Адама Смита", хорошо разбирался в театральном искусстве. Описывая всё это, Пушкин подчёркивает культурный уровень героя.
Образом жизни, кругом чтения и бытом Онегин обязан Европе. Между тем великая античная культура Греции и Рима, а также динамично развивающиеся современные культуры Франции, Италии, Англии остаются для Онегина за семью печатями. Духовные достижения этих стран словно пропущены Онегиным сквозь сито его скучающего сознания, он скользит по ним взглядом книжного педанта и одновременно недоучки: ему лень вдумываться в эти культуры, тем более их распечатывать. Иначе говоря, существование Онегина оторвано от духовных корней. Оно эгоистично. И в этом смысле образ Онегина резко отличается от образа автора, для которого культурные достижения и произведения искусства имели решающую роль среди прочих жизненных ценностей.
Вот Онегин в театре или ресторане. Эти два места для Онегина, по существу, мало чем отличается друг от друга. Они как будто созданы для удовольствия и развлечения Онегина. По крайней мере, так это выглядит с его точки зрения.
Как поглощает Онегин в ресторане Талона "ростбиф окровавленный", так же точно он привычно "проглатывает" театральное представление вместе с актерами, актрисами и балетом, а заодно и "ложи незнакомых дам". На них он наводит свой "двойной лорнет". Сцена и искусство театра уже давно перестали его интересовать.
" ...потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился - и зевнул,
И молвил: "Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел" (I, XXI).
Словом, пользуясь известным выражением К.С. Станиславского, Онегин любит "не искусство в себе, а себя в искусстве". Он "почетный гражданин кулис", что означает его власть над судьбой и успехом театральных актрис - нередко заложниц враждебных театральных партий ("Театра злой законодатель"), состоящих их таких вот онегиных,
"Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat ,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его) (I, XVII).
Из театра перепорхнуть в гостиную - все равно что перейти из комнаты в комнату: в некотором смысле театр похож на светскую гостиную, ведь и балерины, и светские красотки в театре или на балу, и "кокетки записные" для Онегина - пища, питающая его эгоизм и тешащая самолюбие.
Круг чтения Онегина - поэмы тогдашнего властителя дум Байрона, а также модные французские и английские романы, в том числе чрезвычайно популярный во времена Пушкина романа Метьюрина "Мельмот-скиталец". Онегин глядит на мир глазами Мельмота - эдакого демонического персонажа, заключившего договор с дьяволом, менявшего обличья, чары которого были губительны для женщин. Поэма Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда" тоже излюбленная книга Онегина. Среди современников Пушкина она была настолько модной, что чайльд-гарольдовская хандра, скука, разочарование стали привычной маской светского человека.
Типичность Онегина в начале романа бросается в глаза: образование, образ жизни, манера поведения, времяпрепровождение - все, как у столичных жителей: петербуржцев и москвичей. Онегин здесь - "герой своего времени".
lit.lib.ru/g/galkin_a_b/geroiisujetrusli...

Театр первой четверти ХIX переживает расцвет, как всё русское искусство той эпохи в целом. Великие актёры Катенин, Каратыгин, Мочалов, Семёнова, Колосова, Яковлев – современники Пушкина.

Поэт интересуется театром с детства. Он с жадностью перечитывает французские комедии, нежно любит Шекспира и пристально вглядывается в каждую новую пьесу, выходящую из-под пера российских драматургов.

В статье о пьесах Шаховского, в откликах на комедию Грибоедова «Горе от ума», в предисловии к «Борису Годунову» поэт высказывает собственные взгляды на театральное искусство.

«Наблюдение за душой всегда будет на театре интересно», — отмечает он.

В романе «Евгений Онегин» поэт описывает своё отношение к храму искусств в одной строфе:

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Театр для Пушкина – «волшебный край», там, преображаясь сами, актёры очищают человеческие души силой обличительного смеха, неподдельного страдания, большого лирического чувства.

Это огромная арена, с которой литература новыми средствами может заговорить одновременно с несколькими сотнями слушателей и зрителей, это возможность живо взаимодействовать с человеческими сердцами.

Гораздо сдержаннее относится к театру Онегин, «театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис». Он каждый вечер «летит» на премьеру, но — не от желания открыть для себя что-то новое.

Посещение театра для него – дань моде, грандиозная светская вечеринка, где собирается «весь цвет» российской элиты. Это некий ритуал, который обязан проходить каждый дворянин, если не хочет, чтобы его упрекнули в отсутствии вкуса и невежестве.

Вот почему Онегин охотно судит о спектакле, раздавая язвительные рецензии, но не даёт себе труда вдуматься в происходящее, включиться в процесс сопереживания искусству.

Его не пленяют даже театральные актрисы. Он волочится за ними словно по обязанности, так как и это – своеобразный стиль поведения для молодого человека его круга.

Можно ли сравнить равнодушие скучающего денди с восторженным описанием ножек балерины Истомины, данным Пушкиным?

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.

Что же Онегин? Каков его приговор?

…Всё хлопает. Онегин входит,
Идёт меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился - и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».

Онегин ведёт себя бесцеремонно, даже нагло (наводит лорнет на незнакомых дам). Он равнодушен к театру, так как его занимает только внешняя сторона вещей.

Сам он стремится не быть, а казаться. Неудивительно, что при такой расстановке приоритетов герой испытывает непрерывную скуку, развеять которую не может никто и ничто.

«Роман Евгений Онегин» - В романе две сюжетные линии: Онегин – Татьяна и Онегин – Ленский. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни. Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Остались только наброски, и поэт читает отрывки ближайшим друзьям. Ленский и Онегин приглашены к Лариным.

«Уроки по Пушкину Евгений Онегин» - Урок-пролог к изучению романа А.С.Пушкина « Евгений Онегин». План урока. А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Подведение итога урока. Вступительное слово учителя. Геройный мир романа. Анна Ахматова. Композиция романа.

«Роман Пушкина Евгений Онегин» - В. Г. Белинский об Онегине. Онегинская строфа. Таким образом, Рисунки Пушкина на полях. Автор как бы живёт в романе, роднясь то с одним, то с другим героем. Пушкин взял за основу форму шекспировского сонета (з катрена и двустишие) Онегинская строфа состоит из 14 строк (стихов), написанных четырёхстопным ямбом.

«Об Онегине» - Художественное своеобразие произведения. В набросках значилось 9 глав. Роман - эпический жанр. С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. 9 мая 1823 года- начало работы над созданием. Жанровое своеобразие: роман в стихах. «Онегинская строфа». Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации».

«Искусство театра» - Воспитательные цели. О проекте. Этапы проекта. Проблемный вопрос. Образовательные цели. Цели проекта. Аннотация. Визитка Дидактические материалы Методические материалы Работы учащихся Информационные ресурсы. Учебно-методический пакет. Программы общеобразовательных учреждений. Творческое название. Информационный Внутришкольный Краткосрочный 9 класс Искусство.

«Евгений Онегин образ автора» - Евгений Онегин и Владимир Ленский. Онегин – тип молодого человека начала XIX века. Кто из героев участвует непосредственно в сюжете романа? Образ автора. История жизни Онегина. Роль лирических отступлений в романе а.С. Пушкина «евгений онегин». Тематика лирических отступлений. Как вы поняли, что такое лирическое отступление?