» » Урок литературы на тему "МЫ", роман Е.Замятина. Тест: Замятин Мы Духовные запросы решаются путем их подавления, ограничения, строгой регламентации

Урок литературы на тему "МЫ", роман Е.Замятина. Тест: Замятин Мы Духовные запросы решаются путем их подавления, ограничения, строгой регламентации

Тема: Очерк жизни и творчества Евгения Замятина. (1884-1937) История создания, жанр романа-антиутопии «Мы».

Цель уроков : познакомить с творческой судьбой писателя; раскрыть оригинальность его ума, нравственную бескомпромиссность, дать толкование жанра романа-антиутопии «Мы», развивать умение обобщать, делать выводы.

Ход урока .

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя. «Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин в статье «Я боюсь». Это было писательское кредо Замятина. Он прожил недолгую, но до отказа наполненную событиями, размышлениями и творчеством жизнь. Познакомимся с основными вехами жизни.

3. Сообщение темы, целей.

4. Сообщение уч-ся о жизни и тв-ве писателя. Задание классу: конспект основных вех писателя. Он родился в дворянской семье, детство прошло среди полей, в славной цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни.\Эти слова навеяны воспоминаниями о музыке, звучавшей в замятинском доме, мать его была прекрасной музыкантшей. С 4 лет он уже пристрастился к русской классике. Среди читавшихся книг - «Неточка Незванова»
Ф.Достоевского, «Первая любовь « И. Тургенева. Особенно полюбился юному Замятину Гоголь.С 1896 года - Воронежская гимназия, где он уже начал писать. В юности наряду с желанием писать появляется и отличительная черта характера будущего бунтаря - сила воли. Специальность его, о которой все знали: «сочинения по русскому языку», специальность, о которой никто не знал: всевозможные опыты надсобой, чтобы закалить себя. «Помню в классе 7-ом, весной, меня укусила бешеная собака. Взял какой-то лечебник, прочитал, что первый, обычный срок, когда появляются признаки бешенства - две недели. И решил выждать этот срок: сбешусь или нет? - чтобы испытать судьбу и себя. Все эти две недели вёл дневник. Опыт мой кончился благополучно». В 1902 году, поступил накораблестроительный факультет Петербургского Политехническогоинститута. Учёба в столице совпала с участием в революционной деятельности. В те годы быть большевиком значило идти по линии наибольшего сопротивления, в этом проявилась одна из черт замятинской личности - его бунтарство. В 1905 году его арестовали, а весной 1906 года Замятин был освобожден. С окончанием революции совпало вступление Замятина в самостоятельную творческую жизнь. С 1911 года работал преподавателем корабельной техники. В эти годы, среди чертежей и цифр - несколько рассказов. Среди них первый рассказ «Один», который был напечатан в одном из журналов. Позднее пожалел о том, что напечатал его. Слишком слабо. Зима 1915-1916 года, март - отъезд в Англию, где Замятин участвует в строительстве ледоколов. 1917 - возвращение в Россию.Всё это время вы не переставали писать одновременно преподает корабельную технику в Политехническом институте и читает курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена, работает в Редакционной коллегии Всемирной литературы» и в Правлении Всероссийского союза писателей. Среди произведений, принесших Замятину известность: повесть «Уездное» (1919 г.), повесть «На куличках» (1914 г.), рассказы «Пещера» (1920 г.), «Наводнение» (1929 г.), драмы «Блоха» и «Атилла» (1924-1929 г.) и, конечно, роман «Мы» - первая антиутопия в мировой литературе XX в.

Какие факты биографии Замятина удивили вас? Черты личности писателя?

5 .История создания романа «Мы» Роман «Мы» сыграл в судьбе Замятина решающую и очень трагическую роль. Писал в 1920-1921 годы в голодном, неотапливаемом Петрограде в обстановке военного коммунизма с его вынужденной жестокостью и попранием челоеческой личности, уверенностью, что скоро будет скачок в светлое будущее., впервые он был опубликован не в России, а в Нью-Йорке на английском языке в 1924 году. На русском языке впервые роман был опубликован там же в Нью-Йорке в 1952 году. У себя на родине роман увидел свет лишь в 1988 году в 4-5 номерах журнала «Знамя». История романа драматична, так же как и судьба автора. Евгений Замятин - одна из ярких фигур среди писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся свободными в своём творчестве, в художественной оценке событий. Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину. Разумеется, печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения. В 1931 году он навсегда покинул родину. Писательница Берберова К.Н. делилась впечатлениями о случайной встрече с Замятиным в июле 1932 года в Париже: «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой же возможности вернуться домой. Не думаю, чтобы он верил, что доживет до такой возможности, но для него слишком страшно было окончательно от этой надежды отказаться».10 марта 1937 года Замятина не стало. Он умер от сердечного приступа. Среди немногих друзей и знакомых, провожавших его в последний путь, была Марина Цветаева. На следующий день после похорон, она написала Ходасевичу: « У меня за него - дикая обида».

6 . Жанр романа. Утопия? Антиутопия? Цель утопии - рассказать людям о совершенном обществе, герой - посторонний наблюдатель, акцент на устройстве общества. Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Акцент на личности, поэтому есть конфликт Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения».

Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»? Далёкое будущее, XXXI век. Утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». Мы с вами Единое Государство. Больше нет имен и фамилий, мы все нумера.

Как вы понимаете смысл названия романа? «Мы» - когда хорошо? Плохо? Да, действительно, в названии отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «Я» и «другие». А можно как безликое, сплошное однородное нечто: масса, толпа, стадо.

7 . Итог. Утопия - антиутопия, черты различия и сходства.

8 . Д\з: Устройство Единого государства (Благодетель, Бюро хранителей, Операционное бюро,Часов скрижаль, Зеленая стена, день Единогласия, судьба детей, отношение к любви, музыке, понимание счастья) записи: 2,5,15,24

Тема: Общество будущего и настоящее в романе Е.Замятина «Мы»

Цели: - проанализировать, как устроено общество будущего в романе, как складывается судьба личности в таком общ., соотнести состояние современного З. общества с изображенным в романе, закрепить понятие «антиутопия», - развивать умение анализа, извлекать выводы.

Ход урока

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. Как избежать их окончательного осуществления? Н.А.Бердяев

  1. Оргмомент.
  2. Проверка д/ - Что известно из истории создания романа «Мы»

Понятие «утопия», «антиутопия», черты сход и различия

3. Сообщение темы, цели урока.

4. Беседа по теме. Перед нами общество будущего 31 века, где все счастливы математически выверенным счастьем.

От чьего имени ведется повеств? (Д-503, строитель интеграла, от его имени ведется повествование, он ведет дневниковые записи, значит, все правдиво, это взгляд изнутри, его сознание типично для других нумеров, ведь имен они не имеют)

Интеграл? (усовершенствованная машина, при помощи которой в скором времени д.б. построено общество, чтобы »заставить всех быть счастливыми»_

Как же устроено общество будущего? На самом верху - Благодетель. Кто он? Как его воспринимают, к нему относятся нумера, Д 330? (руководитель интеграла, «мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья»

Бюро хранителей? (шпионы, ангелы, следящие за тем, чтобы каждый был счастлив)

Бюро хранителей? Газовый колокол? (там лечат инакомыслящих и заболевших)-зап №15 (82)

Роль Часовой скрижали? (расписание, по которому жили) - зап №2

Зеленая стена, ее роль? (занавес, иллюзию счастья)

Итог: - Черты какой системы правления угадываются, анализируя устройство? Обоснуйте.) модель тоталитарного общества, аппарат управления направлен на устрашение, подавление воли, свобод)

- Док-м, что этот механизм хорошо работает и плоды его налицо. Счастливы ли нумера, в частности, Д503?(счастливы своей несвободой, во всем выражают согласие, одобрение, послушание)

- Док-м текстом, как проходил день Единогласия? Что это за день? Ср-во худ изобр.?(выборы, когда все голосуют единогласно) - запись 24 (123)

- Известно, что управлять труднее всего чувствами, н-р, любовью. Каким было отношение к этому чувству? Почему именно так устроили?(изжили, заменив чувство на инстинкт, как и все перевернули) - запись 5 (41)

- Дети? Их судьба? Музыка?

5. Итог - Какой смысл вкладывает автор, герои в название «Мы», чем оно отличается от вашего определении? («я» как личность здесь не существует, нет своих мыслей, чувств, человек - винтик в механизме) - Роль оксюморонов, почему их много испозует автор?

- См. эпиграф, как вы его понимаете? Что разозлило цензуру в романе?

6. Д\з Судьба личности в тоталит обществе: О-90, И-330 и их отношения, бунт, судьба героев

Тема: Судьба личности в тоталитарном обществе.

Цели: - проанализировать образы Д 503, И330, проследить, как складывается судьба личности в тоталитарном обществе, -развивать умение обобщать

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Проверка д/з. - Модель какого общества рисует автор?

- Как выглядела формула счастья?(нельзя убить одного, но убивало миллионы, счастл, что нет «Я»)

- Какое место занимала наука в этом государстве?(обезличивала человека)

- Д503- счастливый человек или жертва?

3. Сообщение темы, целей.

4. Беседа по теме урока.

- Противостоять тотальному подавлению могла лишь любовь, она заставляет сомневаться, бороться, заботиться, думать не о государстве, а о дорогом человеке). И такая любовь настигает Д503.

- Какой была И330? Что в портрете выделяет? (улыбка, похожая на икс) Чем отличалась она от других, кого знал, что в ней привлекла? (она была свободна, в ней душа, личность)

- Как она меняется жизнь Д503 с приходом любви? (нарушает запреты, попал в Древний дом, видит, что она курит, должен рассказать все Бюро хранителям, но умолчал, стал личностью)

- И-330 - одна такая, что узнает Д от доктора, которому обратился? (он не один такой с душой)

- Что задумала И330 и другие? (захватить интеграл) зап №30 (149)

- Что произошло в 48 день Единогласия? (проголосовали против Р13, И330) - зап 26 (132)

- Как закончился бунт?Судьба Д503? И 330?Зап 40 (192)

5. Итог - Каково же место личности в тоталитарном обществе?

Почему финал с самого начала ясен?

Почему роман-антиутопия «Мы» - это роман-предупреждение? От чего предостерегает Евгений Замятин своим произведением современного человека? Содержание романа направлено против опасности, которая подстерегает любое общество, в котором произошло смещение ценностей, а значение отдельной личности «низведено до уровня винтика в государственном механизме». Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегает писатель своим романом - предупреждением «Мы».

6.Д/з Платонов «Котлован»


Она так очаровательно-розово слушала — и вдруг из синих глаз слеза, другая, третья, — прямо на раскрытую страницу (стр. 7-я). Чернила расплылись. Ну, вот придется переписывать.— Милый Дэ, если бы только вы — если бы...

ПОЧЕМУ ПЛАКАЛА ГЕРОИНЯ?


_____________________________________________

Но не ясно ли: блаженство и зависть — это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем. И какой был бы смысл во всех бесчисленных жертвах Двухсотлетней Войны, если бы в нашей жизни все-таки еще оставался повод для зависти.


ЧТО МЕШАЕТ АБСОЛЮТНОМУ СЧАСТЬЮ?

___________________________________________________________

Ровно в 17 я был на лекции. И тут почему-то вдруг понял, что сказал старухе неправду: I была там теперь не одна. Может быть, именно это — что я невольно обманул старуху — так мучило меня и мешало слушать. Да, не одна: вот в чем дело.

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ МУЧИЛО И МЕШАЛО СЛУШАТЬ?

После 21 ½ — у меня был свободный час. Можно было бы уже сегодня пойти в Бюро Хранителей и сделать заявление. Но я после этой глупой истории так устал. И потом — законный срок для заявлений двое суток. Успею завтра: еще целых 24 часа.

ЧТО ЗА ЗАЯВЛЕНИЕ ХОТЕЛ СДЕЛАТЬ ГЕРОЙ?

_____________________________________________________________

Ушла. Я один. Два раза глубоко вздохнул (это очень полезно перед сном). И вдруг какой-то непредусмотренный запах — и о чем-то таком очень неприятном... Скоро я нашел: у меня в постели была спрятана веточка ландышей. Сразу все взвихрилось, поднялось со дна. Нет, это было просто бестактно с ее стороны — подкинуть мне эти ландыши. Ну да: я не пошел, да. Но ведь не виноват же я, что болен.

ЧЕМ БОЛЕН ГЕРОЙ?

_____________________________________________________________

И я вместе с ним мысленно озираю сверху: намеченные тонким голубым пунктиром концентрические круги трибун — как бы круги паутины, осыпанные микроскопическими солнцами (— сияние блях); и в центре ее — сейчас сядет белый, мудрый Паук…

КТО ЭТОТ ПАУК?

_____________________________________________________________

Вспомни: вот ты — разве ты когда-нибудь думал, что это возможно? Они ловят нас там — пусть ловят! Ты — бредишь. Она улыбается легко, весело, и я улыбаюсь, земля — пьяная, веселая, легкая — плывет...

ГДЕ ОНИ СПРЯТАЛИСЬ?

_______________________________________________________________________

— Послушайте, — сказала мне I, — эта женщина, кажется, поставила себе целью охранять вас от меня, как малого ребенка. Это — с вашего разрешения?


О КОМ РЕЧЬ?

_____________________________________________________________

А мы — пока знаем, что нет последнего числа. Может быть, забудем. Нет: даже наверное — забудем, когда состаримся — как неминуемо старится все. И тогда мы — тоже неизбежно вниз — как осенью листья... с дерева — как послезавтра вы... Нет, нет, милый — не ты. Ты же — с нами, ты — с нами!

О ЧЕМ РЕЧЬ?

_____________________________________________________________

И мне было ясно: все решено — и завтра утром я сделаю это. Было это то же самое, что убить себя, — но, может быть, только тогда я и воскресну. Потому что только убитое и может воскреснуть.

ЧТО СОБИРАЛСЯ СДЕЛАТЬ ГЕРОЙ?

_____________________________________________________________

— Понимаете («п» — фонтан) — древняя легенда о рае... Это ведь о нас, о теперь. Да! Вы вдумайтесь. Тем двум в раю — был предоставлен выбор: или счастье без свободы — или свобода без счастья; третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу — и что же: понятно — потом века тосковали об оковах. Об оковах — понимаете, — вот о чем мировая скорбь. Века! И только мы снова догадались, как вернуть счастье... Нет, вы дальше — дальше слушайте! Древний Бог и мы рядом, за одним столом. Да! Мы помогли Богу окончательно одолеть диавола — это ведь он толкнул людей нарушить запрет и вкусить пагубной свободы, он — змий ехидный. А мы сапожищем на головку ему — тррах! И готово: опять рай. И мы снова простодушны, невинны, как Адам и Ева. Никакой этой путаницы о добре, зле: все — очень просто, райски, детски просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители — все это добро, все это — величественно, прекрасно, благородно, возвышенно, кристально-чисто. Потому что это охраняет нашу несвободу — то есть наше счастье. Это древние стали бы тут судить, рядить, ломать голову — этика, неэтика... Ну, да ладно: словом, вот этакую вот райскую поэмку, а? И при этом тон серьезнейший... понимаете? Штучка, а!

Анализ романа "Мы" :


  • История создания и смысл названия романа : Роман создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году (по некоторым сведениям, работа над текстом продолжалась и в 1921 году). Первая публикация романа состоялась за границей в 1924 году. В 1929 году роман был использован для массированной критики Е. Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка
  • Образ автора в романе : По Замятину (в этом утверждении он не был первым), любой художественный образ в той или иной мере всегда автобиографичен. В случае с названием романа "Мы" и с героем романа это утверждение особенно справедливо. Название романа включает в себя и автобиографический элемент. Известно, что Евгений Замятин в годы первой русской революции был большевиком, восторженно приветствовал революцию 1917 года и, полный надежд, вернулся из Англии на родину — в революционную Россию. Но ему пришлось стать свидетелем трагедии революции: усиления «католицизма» властей, подавления творческой свободы, что должно было неизбежно привести к застою, энтропии (разрушению). Роман "Мы" — это отчасти и автопародия на свои былые миссионерски-просветительские революционные устремления, идеалы, проверка их на жизненность.
  • Мир Единого Государства : В архитектурном плане мир Единого Государства, разумеется, представляет собой также нечто строго рационализованное, геометрически упорядоченное, математиче ски выверенное, господствует эстетика кубизма: прямо угольные стеклянные коробки домов, где живут люди-нумера, прямые просматриваемые улицы, площади. Стерильно чистые плоскости стекла делают мир Единого Государства еще более безжизненным, холодным, ирреальным. Архитектура строго функциональна, лишена малейших украшений, «ненужностей»
  • Жанр и сюжет романа : Роман написан в жанре фантастики — антиутопии. Причем наряду с условностью, фантастичностью роману свойствен также психологизм, что драматизирует собственно социально-общественную, идеологическую проблематику. Сюжет романа фантастичен, действие его происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве – утопическом городе всеобщего счастья. За фантастическим сюжетом и антуражем автор видит и показывает человека, его дыхание, пульс, пульсирование мысли.
  • Образ Д-503. Характеристика главного героя : Д-503 – такой же винтик, нумер, как и другие, представляющий собой продукт рационализированного государства, с выпрямленными, математически выверенными чувствами, что подчеркивается говорящей портретной деталью: «прочерченными по прямой бровями» . Однако плоскостное, «выпрямленное» измерение не единственное его измерение, в нем есть то, что потенциально отличает его от других, в нем заложено особенное, поэтическое начало, которое содержится уже в поэтизации им Часовой Скрижали, вдохновенном восторге перед ее математическим совершенством и гармонией.
  • Любовь в романе : Поэма о величии Единого Государства, которую задумал написать инженер Д-503, с появлением любовной линии становится напряженным эмоциональным романным повествованием. Происходит перемена жанровой установки: роман идей становится романом людей. Любовные сцены в этом рационалистическом романе, как это ни удивительно, — одни из самых лиричных и эмоциональных во всей русской литературе. Любовная стихия так захватывает героя, так опьяняет его, что он совершенно иначе смотрит на привычные вещи.
  • Зрительные или слуховые ассоциации, связанные с именем (номером) персонажа : Для Замятина было очень важно зримо представить себе героя, его внешность, которая во многом определяла внутренний мир героя. Писатель много над этим размышлял, экспериментировал, вывел определенную теорию, которую применил в своей художественной практике. Опыт Е. Замятина свидетельствует, что писатель мастерски владеет не только приемами звуковой, но и зрительной характеристики персонажей. Один из самых характерных для Е. Замятина приемов характеристики персонажа – точный выбор имени героя, причем важными оказываются и зрительные, и слуховые впечатления.
  • Женские образы в романе (I-330, O-90, Ю) : Еще в 1920-е годы современниками Е. Замятина было замечено, что женские персонажи писателю особенно удаются. В целом герои-мужчины в романе "Мы" более рационалистичны, прямолинейны, обладают менее стойким характером, им свойственна рефлексия, колебания. Именно I-330 и О-90 — сильные характеры, — не колеблясь, противостоят Единому Государству в отличие от рефлексирующих мужских нумеров, при том, что обе героини — совершенно разные по психологии, внешности, жизненным целям.
  • Христианская и числовая символика в романе : Христианская символика активно используется в романе. Иногда христианские мотивы присутствуют в опосредованном виде. Например, голод в Едином Государстве устранен с открытием нефтяной пищи , которая, по сути, замещает древнейший символ христиан — хлеб. Системы священных чисел, сложившиеся в древнегреческой, древнееврейской и других древних культурах присредиземноморья, были частью усвоены, частью переосмыслены и в целом получили новое мистическо-символическое содержание в учении христиан. В функции наиболее знаменательных, ключевых стали использоваться числа, хорошо известные по Священному Писанию, – прежде всего 3, 7, 12.
  • Роль художественной детали : При всем разнообразии способов передачи психологического состояния персонажей преобладающим является косвенный психологизм , т.е. передача психологического состояния в его внешнем выражении: жесте, характере речи, мимике . Особенно важной здесь является художественная деталь, всегда в той или иной мере значимая в любом произведении. В эстетике Е. Замятина художественная деталь лидирует, является ведущим принципом организации портрета героя, что определяется общим импрессионистическим характером изображения.
  • Цвет в романе, зримость, живописность романа : Живопись словом, цветопись играют в произведениях Е. Замятина очень важную роль: цвет участвует в создании характера, содержит эмоционально-концептуальную характеристику окружающего мира, с его помощью более зримым и наглядным предстает основной конфликт произведения. Противостоящие миры имеют различную цветовую характеристику: в мире Единого Государства преобладает холодный голубовато-серый цвет , в противоположном мире — за Зеленой Стеной царитмногообразие красок, пестрота, разноцветье .
  • Импрессионистичность романа : Одна из особенностей замятинского романа – импрессионистичность, штриховой, пунктирный характер изображаемого, в результате чего воссоздается целостная объемная картина. Замятин почти никогда не дает развернутых описаний чувства, переживания героя, а дает отдельные штрихи, по которым читатель воссоздает переживание, чувство в целом. Целостная картина создается уже в воображении читателя, Замятин доверяет читателю и предоставляет ему право сотворчества.
  • Экспрессионистичность как средство создания психологической напряженности в романе : Еще одна особенность замятинского психологизма, наряду с импрессионистичностью, — повышенная экспрессия, экспрессионистичность. Предельная эмоциональная напряженность — это отличительная, одна из самых характерных черт замятинской манеры письма. И в этом сказывается влияние экспрессионизма 1910–1920-х годов. Экспрессионизм с его преувеличенностью, заостренностью и условностью образов как нельзя лучше подходит для замятинского романа-опровержения, романа-предупреждения. Автору важно обнажить, заострить мысль, довести ее до абсурда и тем самым скомпрометировать.
  • Различные «коды» прочтения романа. Современность романа : У романа "Мы" за восьмидесятилетнюю его историю сложились свои традиции, коды прочтения. Долгие годы преобладало идеологическое, социологическое прочтение романа, в перестроечные годы оно, естественно, укрепилось в связи с тем, что кардинально пересматривалось прошлое страны. В последние же годы содержание романа вписывается в более широкий контекст — в мировую историю ХХ века.

Вопросы к уроку-семинару по роману Е. Замятина «Мы».

Тема урока: «СУДЬБА ЛИЧНОСТИ В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ»

1. Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского из его романа «Братья Карамазовы»: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться…,но главное для него в том, чтоб и все уверовали в того и преклонились пред ним, и чтобы непременно все вместе.»
2. По толковому словарю Ожегова, Даля или Виноградова найдите трактовку слов: «СЧАСТЬЕ», «СКРИЖАЛИ». Подберите ассоциации к слову «счастье».
3. В чём заключается «формула счастья», выведенная в Едином Государстве? (Запись 5-я)
4. В какие моменты жизни они («Нумера») ощущают себя счастливыми?
5. Назовите характерные черты изображённых людей?
7. Вспомните запись 2-ю, где герой размышляет о танце. Почему, по его мнению, танец красив?
8. Почему в Едином Государстве казнь становится праздником?
9. Вспомните, что Д-503 говорит о правах человеческой личности. (Запись 20-я).
10. Докажите, что стремление к слиянию с массами, к растворению собственного «я», к подчинению личной воли задачам общественного прогресса было характерной чертой мироощущения человека эпохи и литературы 20-х годов ХХ века.
11. Как проходят выборы?
12. Почему в Едином Государстве нет тюрем?
13. Вспомните особенности Государственной поэзии.
14. Является ли человеческая жизнь ценностью в Едином Государстве?
15. Остались ли поводы для зависти в Едином государстве?
16. Портрет I-330 . Чем она отличается от других героев произведения?
17. Происходят ли изменения с Д-503 после знакомства с I-330? Если «да» , то какие?
18. Получив фиктивную справку о болезни, герой испытывает переживания: «Я крал работу у Единого Государства, я- вор, я – под машиной благодетеля.» Почему страх перед физическим уничтожением лишь вторичен после ужаса по соображениям морали?
19. В чём символика числа «корень из -1»?
20. В чём заключается «Великая операция»? Почему, узнав о ней, Д-503 звонит I-330 ? (Запись 31-я)
21. Вспомните встречу Д-503 и Благодетеля. Докажите, что герой изменился. (Запись 36-я)
22. Что такое ОКСЮМОРОН? Найдите в тексте оксюмороны. Какова их функция?
23. В чём смысл названия романа Замятина?
24. От чего пытается предостеречь Замятин?
25. Что такое антиутопия?
26. Приведите примеры тоталитарных государств из истории.

Евгений Иванович Замятин

1920 г. – написан роман «Мы», в 1921 г. рукопись была отправлена в Берлин. 1924 г. - выясняется, что вследствие цензурных затруднений роман «Мы» в Советской России не может быть напечатан. Весной 1927г. появляются отрывки из романа «Мы» в пражском журнале «Воля России», без ведома писателя. Началась травля писателя. На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью-Йорке в Издательстве им. Чехова, в России впервые вышел лишь в 1988 году.

Е.И. Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Он вышел из Союза писателей и написал заявление с просьбой разрешить ему и его семье уехать за границу. В просьбе ему было отказано. Е.Замятин написал смелое письмо И. Сталину, в котором потребовал, чтобы ему дали возможность печатать свои произведения на родине или разрешили уехать за границу.

Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину.

По редкому стечению обстоятельств Замятину удалось получить право на легальный выезд для себя и жены, и в ноябре 1931 года он уехал из России.

Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения».

В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000». Его имя демонстративно отсутствует на обложке - он один из миллионов: «Партия - рука миллионнолапая, сжатая в один громящий-кулак ». «Единица! Кому она нужна?!... Единица - вздор, единица - ноль...». « Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз».

Подписи к слайдам:

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин в статье «Я боюсь».

Иллюстрации к роману Е. Замятина ""Мы"". О. К. Вуколов, 1989 г...


Тема: Судьба личности в тоталитарном государстве.

По роману Евгения Замятина «Мы»

Эпиграфы урока:

Живая душа потребует, живая душа не послушается механики.

Роман "Мы" - это протест против тупика, в который упирается
европейско-американская цивилизация, стирающая,
механизирующая, омашинивающая человека.
Е. Замятин

Цель:

    Показать противоестественность человеческих отношений в тоталитарном государстве.

    Развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельного анализа текста; развивать образное мышление.

    Содействовать пониманию и осознанию нравственных ценностей, утверждённых писателем; воспитывать думающего читателя.

  1. Вступительное слово учителя.

Мудрецы прошлого изображали счастливый мир будущего, где нет войны, болезней, а все сферы жизни общества подчинены законам разума. Прошли века, и утопия сменилась антиутопией - изображением «будущего без будущего», мертвого механизированного общества, где человеку отведена роль обычной социальной единицы. На самом деле антиутопия не является полной противоположностью утопии: антиутопия развивает основные принципы утопии, доводя их до абсурда. Теперь оказывается, что один и тот же человеческий разум способен построить не только «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, но и работающие с точностью часового механизма «фабрики смерти» Генриха Гиммлера.

Запись на доске: XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе.

В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее»?

О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество, изображённое в романе?

2. Постановка цели, формулирование проблемы и актуализация опорных знаний.

Просмотр эпизода из фильма «Эквилибриум».

Учитель: прослушайте диалог героев.

Мэри О’Брайен:

- Зачем вы живёте?

Джон Престон:

- Я живой… я живу, чтобы сохранять наше великое общество. А какой смысл вашей жизни?

Мэри О’Брайен:

- Чувства… Вы никогда не ведали и не знаете, что это. Но это насущно, как дыхание. И без этого: без любви, без радости, без печали дыхание - только часы, тиканье.

Джон Престон:

- Тогда мы вынуждены подвергнуть вас процедуре.

Итак, мы должны ответить на главный вопрос произведения: сможет ли выстоять человек перед насилием над его совестью, душой, волей?

3. Дискуссия . Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Давайте поспорим. Вот некоторые тезисы тоталитарного государства:

1.Дикое состояние свободы.

2.Математически безошибочное счастье.

3.Наш долг - заставить их быть счастливыми.

5.Вдохновение – неизвестная форма эпилепсии.

6. Душа – тяжёлое заболевание.

Выводы: тезисы противоречивы, звучат иной раз парадоксально. Значит, что-то не так в этом обществе, а люди, видимо, потеряли нравственные ориентиры.

4. Тест-ассоциация.

Вы, наверное, заметили, что читать роман трудно. Много математических терминов, формул, геометрических фигур.

Перед вами геометрические фигуры. С какими геометрическими фигурами вы себя ассоциируете? Выберите любую из предложенных фигур.

Рассмотрим значение этих фигур с точки зрения психологов.

Квадраты” – люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны.

Треугольники” – люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, их достигают.

Круги” – люди доброжелательные, искренние. Круг – это гармония.

Зигзаги” – люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью.

Давайте выясним, какие геометрические фигуры использует Е.Замятин для характеристики своих героев, явлений жизни.

Индивидуальные задания: (ученики выполняли дома)

Ответ: О-90 (круг), И-330 (зигзаг), треугольник семьи.

«Я, он и О – мы треугольник , пусть даже и неравнобедренный…»

«…божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратная гармония серо-голубых шеренг»

«На площади Куба через два дня состоится праздник Правосудия»

Что является предметом изображения Замятиным в романе «МЫ»? Казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы «всеобщим математическим счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно заглядывать в будущее. Можно ли назвать прекрасным будущим общество, изображённое в романе?

4. Работа в группах.

Группа «Математики»

Задание: Через математические образы-символы рассмотрите философские категории романа: счастье, любовь, душа . Какое символическое значение имеет для Д-503 знак корень квадратный из -1 ?

Результаты работы группы

-1 ( квадратный корень из -1) - не имеет смысла, означает безысходность. Это ДУША человека, что с точки зрения тоталитарного государства в человеке не должно существовать.

«Давно, в школьные годы, со мной случился √ -1. И вот теперь снова √ -1».

«этот иррациональный корень врос в меня, как что-то чужое, инородное, страшное, он пожирал меня…»

- Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.

Оказывается, чтобы осчастливить человека, его нужно в корне переделать, изменить все, что составляет сущность человеческого бытия.

Л (Любовь) = f (С), т.е. любовь и смерть.

Мы – обезличенная масса, не люди, а «нумера».

«Мы – счастливейшее среднее арифметическое… Как это у нас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности – от кретина до Шекспира…»

Интеграл – суммирование маленьких частей в целое в жёстких пределах.

«Стихия любви была побеждена. Знаменатель дроби счастья приведён к нулю – дробь превращается в великолепную бесконечность. Любовь у древних была источником бесчисленных глупейших трагедий – у нас приведена к гармонической, приятно-полезной функции организма, так же, как сон, физический труд, приём пищи и т.д.»

«Линия государства – прямая линия»

«Счастье - когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»

Единое Государство лишило человека личных привязанностей, чувства родства, ибо всякие связи, кроме связи с Единым Государством, преступны.

Группа «Правоведы»: Почему в обществе будущего нет преступлений. Как решается эта проблема?

Результаты работы группы

« Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как движение аэро и его скорость. Скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений - это избавить его от свободы».

Всё, что охраняет нашу несвободу , т.е. наше счастье: Благодетель, Машина, Газовый Колокол, Хранители, - всё это величественно, прекрасно, благородно, возвышенно».

Создана целая система подавления инакомыслия: бюро Хранителей (в котором шпионы следят, чтобы каждый был «счастлив»), Операционное бюро с его чудовищным Газовым Колоколом, Великая Операция (в фильме «Эквилибриум» – ПРОЦЕДУРА), доносительство, возведенное в ранг добродетели.

Группа «Романтики»:

Задание.

Зачем человеку музыка, живопись, поэзия? Можно ли обойтись без них?

Результаты работы группы:

«Я лично не вижу в цветах ничего красивого, как и во всём, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зелёную Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, формулы, пища, дома и т.д.»

«стерильное, безукоризненное небо»

«всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды о красоте и величии Единого Государства»

«Мы из влюблённого шёпота волн добыли электричество, приручена дикая стихия поэзии. Поэзия – полезность»

Названия поэтических книг говорят сами за себя: «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу».

Духовные запросы решаются путем их подавления, ограничения, строгой регламентации.

Единое Государство отнимает у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией.

Незаурядность, талант, творчество – враги порядка, они подвергаются уничтожению. Бунтари излечиваются путём хирургического вмешательства.

Группа «Философы»

Задание. Как устроено «счастливое» общество будущего? Как достигается счастье в романе, как сумело Единое Государство удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан ?

Результаты работы группы

«Счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного…»

«В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши предшественники: смирение – добродетель, а гордыня – порок, и что МЫ – от Бога, а Я от дьявола».

Материальные проблемы решали в ходе Двухсотлетней войны. Голод победили за счет гибели 0,8 населения - жизнь перестала быть высшей ценностью. Десять нумеров погибли при испытании.

Но победа в Двухсотлетней войне имеет еще одно значение: город побеждает деревню, и человек полностью отчуждается от матери-земли, довольствуясь теперь нефтяной пищей.

5. Общий проект. Представление результатов работы групп (компьютерная презентация)

    Люди не думают о завтрашнем дне, у каждого есть работа и квартира

    Писатели и поэты воспевают красоту и величие государства.

    Торжествует МЫ, уничтожено Я.

    Нет места зависти и злости

    Любовь, душа (как и другие чувства) уничтожены. Любовь – это болезнь души, больных быть не должно!

    Шеренга, униформа.

    Всепроникающая слежка (прозрачные стены домов)

    Подавление личности

    Бюро Хранителей, всеобщее поклонение Благодетелю

    Не люди, а номера (Д-503, О-90, И-330)

6. Подведение итогов. Как автор показал гибельность тоталитарного строя?

Исторический путь человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление. Замятин проследил логический путь этой прямой линии, которая ведёт к Единому Государству. И вместо идеального, справедливого и гуманного общества обнаруживает бездушный казарменный строй, обезличенные «нумера», которые интегрированы в послушное и пассивное МЫ, слаженный неодушевлённый механизм.

Всеобщее благоденствие, решение вечных проблем социальной несправедливости, совершенствование действительности - вот основные проблемы романа-антиутопии. Столкнувшись с невозможностью в короткие сроки переделать мироздание и удовлетворить все потребности человека, утописты приходят к выводу, что легче переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на себя самого, ограничить потребности, заставить думать по шаблону.

Однако, как оказалось, человека легче изуродовать и даже испортить, чем переделать. Именно личность становится камнем преткновения и предметом ненависти для любых утопистов, стремящихся расправиться с ее свободной волей, боящихся любых проявлений свободного «Я».

Замятин нарисовал финал развития любого общественного строя, в основание которого заложена идея насилия над человеком. В романе показаны искусственность, противоестественность отношений между людьми, отношений между государством и людьми. Представления о человеческих ценностях искажены.

И всё-таки, завершить урок хотелось бы эпиграфом:

«Живая душа потребует, живая душа не послушается механики» .

7. Домашнее задание :

Вернёмся к записи на доске « XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе». А можно ли найти черты антиутопии в нашей жизни?

Напишите сочинение-рассуждение «Проблемы романа Е.Замятина в современном мире».

Приложение 1. Словарь к теме

Утопия – реализация в художественной форме мифа о построении рая на Земле.

Антиутопия – такое описание будущего, где в гротескной форме изображены пороки настоящего, логически доведенные до пугающего абсурда.

Тоталитарный режим – политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования.

Энтропия – угасание потенциала жизни, ее вырождение, тупиковая ситуация. Сущность э. в пресечении связей с источниками жизни, блокада, «стена».

Апофеоз (гр. «обожествление») – прославление, возвеличение какого-л. Лица, явления, события.

Разделы: Литература

Тип занятия: урок литературы в 11 классе.

Технология: проблемное обучение.

Модель: личностная.

Форма: работа в группах.

Цель урока: Рассмотреть проблему взаимоотношения личности и государства в романе Е. И. Замятина “Мы”.

Задачи урока:

  • “Погружение” и “вживание” в созданный автором мир романа: попробовать понять, как передал Е. Замятин проблемы ошибочного выбора развития страны, боролся за сохранение человека и утверждение человеческих ценностей;
  • Сопоставление событий 20-30 годов в нашей стране, возникновение тоталитарных режимов и сюжетных линий романа “Мы”;
  • Воспитание нравственных качеств личности, желания разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять свое решение, отстаивать свой выбор;
  • Анализ художественного текста;
  • Закрепление литературоведческих терминов;
  • Развитие творческой и познавательной активности учащихся;
  • Развитие навыков анализа и синтеза материала;
  • Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;
  • Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Оборудование: доска, портрет писателя, магнитофон, раздаточный материал, схемы.

Эпиграфы:

Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…

Н.А. Бердяев

Своя воля лучше.

Ф.М. Достоевский

Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари...

Е. И. Замятин

Ход урока

Слово учителя: Прочитана последняя страница романа Евгения Ивановича Замятина “Мы”. Романа необычного, во многом непонятного сразу, и даже страшного. Кажется, сколько в нем обжигающей горечи, тревоги за судьбу человека в обществе. Со страниц романа Замятин через десятилетия немоты кричит нам: “Человек, не дай себя убить, превратить в биоробота, прикрываясь построением нового общества, где все будут счастливы”.

Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) – яркий прозаик и драматург. Роман “Мы”, написанный в 1920 году, как и многие другие его произведения, увидел свет лишь в 80-90 годы XX столетия. XX век - век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса стал самым кровавым в истории человечества.

Когда Евгений Замятин писал свой роман, ему, взявшемуся в художественной форме изучить и разоблачить губительность тоталитарной системы для личности человека, жизнь подарила возможность своими глазами наблюдать зарождение в крови и хаосе Единого Государства.

Итак, роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде, опубликован лишь в 1988. Возникает вопрос: почему этот роман не дошел до читателя раньше? Выдержки из документов и воспоминаний помогут ответить на этот вопрос.

(На столах учащихся – документы)

Звучит музыка

Примерные ответы учащихся:

  • Замятин решает печатать роман в самом известном журнале русской эмиграции “Современных записках”. Но публикации воспрепятствовал арест писателя в ночь с 16 на 17 августа 1922 года. И только заступничество друзей помогло Замятину избежать высылки.
  • После проработки на очередном собрании писательской общественности Е. Замятин заявил о своем выходе из Всероссийского Союза Писателей.
  • Свидетель и участник событий К. Федин писал в связи с этим: “Я был раздавлен происходившей 22 сентября поркой писателя, никогда личность моя не была так унижена”.
  • В 1929 году роман был использован для массированной критики Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и “проявление вредительства интересам советской литературы”.
  • Е. Замятин так объяснял задачу своего романа: “Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и власти государства”.
  • Обсуждение “дела” Замятина было сигналом к ужесточению политики партии в области литературы.
  • Организована травля писателя: ни один журнал не печатает его произведений.

Учитель: Шел 1929-й год - год Великого перелома, наступления сталинизма. Работать, как литератору, в России Замятину стало бессмысленно и невозможно, и он в 1931 году уезжает за границу.

Почему роман “Мы” был назван “низким пасквилем на коммунизм и социалистическое будущее, клеветой на советский строй”, почему на роман был повешен ярлык “контрреволюционного”?

Каково ваше мнение о романе? Как далось чтение? Первое впечатление? Что главное в сюжете вы можете выделить? О чем роман?

  • Это роман о бездуховном обществе.
  • О счастье, каким его представляют люди будущего.
  • Это роман о любви и предательстве.
  • Роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.
  • Это роман о будущем, при котором человеческая личность обесценена, подавлена властью машин и политической диктатурой.
  • Жанр романа “антиутопия” диктовал выбор сюжетного приема. Повествование представляет собой записи – конспект строителя космического корабля Д-503.
  • Интересен стиль писателя: форма конспекта – и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Многие слова пишутся с большой буквы. Это символы. Искусственный, сухой язык идет от искусственности того мира, в котором живут герои.
  • Д-503 рассказывает о том периоде своей жизни, которую позже определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40, и это тоже символично) имеет свой заголовок. 40 дней в истории Д-503 - история обретения и утраты им живой души, своего “я”.
  • Это злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего.
  • Предмет изображения – будущее. Утопическое государство, где все счастливы всеобщим “математическим” счастьем.
  • А мне кажется, Замятина, прежде всего, интересуют проблемы взаимоотношения личности и государства. Прогресс знания, науки, техники – это еще не прогресс человечества.
  • Я считаю, что писатель прогнозирует пути развития человека, общества, страны.
  • Замятин ничего не выдумывал: он лишь довел до логического завершения идею построения коммунистического общества.
  • Во время чтения романа меня поразила проницательность писателя, оказавшегося способным предугадать дальнейшие ходы большевиков после их прихода к власти.

Учитель: “Мы” - первый роман – антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации социалистических идей. Е.И. Замятин проследил логический путь, который ведет к Единому Государству, но вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов, обнаружился бездушный, казарменный строй, в котором обезличенные “нумера” интегрированы в послушное и пассивное “мы”, слаженный, но неодушевленный механизм. Но только ли роман “Мы” - антиутопия? Или это страшная реальность? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, посмотреть на Единое Государство не только, как на утопическое государство будущего, созданное воображением писателя, но и как на реально существовавшее в нашей стране. Стране, угнетенной тоталитарным режимом, лагерями, боязнью быть личностью, ярким “я”.

Посмотрим на это с точки зрения историков и литераторов.

Какие принципы были заложены в основу советского государства? На этот вопрос ответят нам историки.

А какой государственный рай построен по Замятину? Какова общественная система Единого Государства? Это вопросы для литераторов.

Работа в группах. Составление схем учащимися. Звучит музыка

Учитель: Послушаем точку зрения историков. Что тревожного увидел Замятин в 20-е годы?

Историки: Анализируя историю советского общества, мы приходим к выводу, что в России пытались построить утопию (социализм) в самом уродливом варианте, это тоталитарный режим и красный террор. Власть контролирует все слагаемые государственной системы.

Но уже к концу 1920-х годов в зеркале “Мы” все больше начинает отражаться советская тоталитарная реальность: всеобщее присутствие Вождя-Благодетеля, строительство Стены на границе с Западом (Замятин будет выпущен за нее одним из последних), институт государственных поэтов, дни единогласия и выборы без выбора, публичные казни при всеобщем одобрении, идея последней и окончательной революции - “его социальные предвидения выписывать можно многими десятками”.

Разлом в замятинском мире проходит не между человеком и машиной, а между человеком и государством, между “мы” и “я”.

Литераторы: Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено великой цели. Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.

Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку, в правилах, ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная жизнь населения напоминает сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.

Это обычное тоталитарное государство, в котором живет закрытое общество.

Диктатура одного человека

Учитель: Замятин показал Единое Государство таким же, каким и была большевистская Россия: человек лишился права на индивидуальность и независимость суждений, права быть личностью. Идея равенства обернулась всеобщей уравниловкой, когда “мы” шагали стройными рядами, и никак иначе. Название для романа выбрано очень верно: в обществе “нумеров”, как и в советском, ценность отдельной личности снижена до минимума. Здесь человек - винтик большого отлаженного механизма.

Звучит стихотворение Ю. Левитанского “Все гаечки да винтики…”

Учитель: Работая в группах, попробуйте определить, какая разница между человеком и нумером, которого мы увидели у Замятина. Найдем точки соприкосновения человека и нумера с природой, искусством, наукой и любовью. Ответы участников групп.

Учитель: Нумера строят машину, “огненный Тамерлан счастья”. Для чего? Чтобы разнести свои лозунги и заповеди во всю Вселенную. “Незаменимых нумеров в государстве нет”, “Нумер решает все”. Главный лозунг: “Наш долг – заставить всех быть счастливыми”. Но можно ли заставить быть счастливыми? Можно ли железной рукой загнать человечество в счастье?

Как понимают счастье в Едином Государстве? Как соотносится благо для всех и счастье одного?

  • У каждого человека свое представление о счастье. Общего счастья никогда не было, и быть не может.
  • В романе есть фраза “блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем”. А завидовать в мире нумеров нечему. Значит их счастье бесконечно?
  • Д-503 говорит: “Несвобода – наше счастье”.

Учитель: Для Единого Государства необходимо всеми средствами заглушить желание свободы, одолеть дьявола, а значит убить в себе “я”, поскольку “я” от дьявола. Мы видим, как Единое Государство забирает свободу, но дает права. Вспомним их.Отдать жизнь за государство.Облобызать руку Благодетеля.Участвовать в выборах.Учитель: Чему служат эти права? Они уничтожают человека, превращают его в животное, которое можно приручить, превратить в ничтожество. Эти права являются издевательством. И ведет это все к тому, что человек становиться марионеткой. А это приводит к диктатурам: сталинизму, фашизму…

Диктатура…Какие ассоциации вызывает это слово?

  • Террор
  • Репрессии
  • Тоталитаризм

Историки, попробуйте объяснить эти понятия применительно к роману “Мы”. А литераторы выберут из предложенных стихотворений те, которые наиболее ярко выражают эти понятия.

(работа в группах, ответы учеников)

Учитель: Главная тема романа – судьба человеческой личности, ее взаимоотношения с государством. Вспомним по тексту: ““Мы” - от бога, “я” - от дьявола”. Главное оружие Единого Государства – не оружие в прямом смысле, а стандартизация, всесильное среднее арифметическое “от кретина до Шекспира”.

Какова самая главная опасность для Единого Государства?

  • Главную опасность представляет внутренний мир человека.
  • Когда человек осознает себя человеком.
  • Когда человек сохраняет свой шанс на свободу, пока у человека есть душа.

Учитель: Замятин показывает, что само общество не стоит и гроша ломанного вне человека. Своей войной против человека общество убивает и себя. Замятин еще в 1920 году сумел увидеть и показать трагедию расчеловечивания. Символичным представляется тот факт, что Замятин умер в 1937 году, словно и за рубежами Родины ему не удалось уйти от того большого террора, который сам он предсказал в своем романе. И может быть, причина замятинского молчания в последние годы кроится еще и в том, что слишком тяжело было писателю видеть, как сбываются самые мрачные его пророчества, торжествует энтропия и в ледяную пустыню превращается Сад русской литературы. Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Хочется надеяться, что это больше никогда не повториться в жизни нашей страны. И сегодня мы думаем над вопросом: каким должно быть государство и личность в нем?

Государство – это “мы”, которое должно состоять из ярких “я”, умеющих выступить против любой диктатуры.

Список литературы:

  1. Е.И. Замятин “Мы”.- М., 1990
  2. Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. – М.: Издательство объединения “Мосгорархив.”, 2002. – 504с.
  3. Крючков В.П. “Еретики” в литературе: Л.Андреев, Е.Замятин, Б.Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие.- Саратов: Лицей, 2003.-288с.