» » Онегин и чацкий сравнение. Онегин и чацкий - разные люди одной эпохи. Умение поддерживать дружеские отношения

Онегин и чацкий сравнение. Онегин и чацкий - разные люди одной эпохи. Умение поддерживать дружеские отношения

Евгений Онегин и Александр Андреевич Чацкий открывают тему «лишнего человека» в русской литературе 19 века. Они - два совершенно разных человека. Чацкий - герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», а Онегин - герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Авторы показали в своих произведениях совершенно разные характеры, но оба героя и Чацкий, и Онегин оказались «лишними». Чацкий - передовой человек своего времени, остр и скор на язык, полон амбиций. Онегин - образованный человек, родившийся и выросший среди дворянского окружения, «умная ненужность», потерявшая свое место в обществе. Когда мы читаем эти два произведения, мы находим не только одни различия между этими двумя героями, но и сходства, которые мы еще обсудим в дальнейшем.

В какой-то мере тема «лишнего человека» противоположна теме «маленького человека». Если в теме «маленького человека» видится оправдание судьбы каждого, то здесь - наоборот, категоричное побуждение «кто-то из нас лишний», которое может, как относится к герою, так и исходить из героя. Лишним человеком чаще всего оказывается тот, кто всех обличает. «Лишний человек» - это определенный литературный тип, к которому относится совокупность персонажей близких по своему мировосприятию, роду занятий и духовному облику. «Лишними людьми» литературоведы 20-ого века называют Онегина, Печорина, Чацкого, Обломова и т. д. Объявлять кого-то лишним - это совсем не русская традиция. Воспитанные на православной почве наши писатели не могли этого не чувствовать, что шло вразрез с их общественными позициями. Можно предположить, что лишних людей в этом мире и в литературе нет, тогда останется только осознание героем самого себя лишним. Можно сказать, что есть определенный стереотип «лишнего человека». Ведь, и Онегина, и Чацкого можно рассматривать не только, как «лишних» людей, но и, как личностей! Это говорит о том, что под стереотипом лишнего человека можно объединить самых разных героев, которые, однако, имеют общую проблему. Они не могут найти своего места в обществе, поэтому дело не в общественном положение, а во внутреннем убеждении героя. Тема «лишнего человека» была особенно актуальна во времена Чацкого и Онегина, когда в Росси уже начинали появляться западные новшества, но она все же оставалась «отсталой» по государственным меркам страной. В современном же обществе мы также часто можем встретить «чацких» и «онегиных». Ведь «лишний человек» - это человек, не нашедший своего жизненного пути, нецельная, можно даже сказать обедненная, личность. Например, по словам Гончарова: « Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим … Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым … Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия». Мы живем в передовом обществе, в котором многие могут не успевать за темпом роста науки и культуры, другие же наоборот. С такими веяниями люди теряются, не знают, кем им быть, с какими взглядами идти по жизни и, в конце концов, становятся лишними для общества.

Цель работы: сравнить двух героев - Чацкого и Онегина. Проанализировать все стороны их жизни. В связи с этой целью поставлены основные задачи работы: дать определение термину «лишний человек», ответить на вопрос: «Являются ли Чацкий и Онегин «лишними людьми»?»

Характер, судьбу, взаимоотношения с людьми Евгения Онегина и Александра Андреевича Чацкого определяет совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг «вечных» проблем, с которыми они сталкиваются.

«Евгений Онегин» писался Пушкиным на протяжении многих лет, в течение которых автор пережил самые разные события, и ссылка в Михайловское, и восстание декабристов. Все это давало очень хорошую почву для размышлений, что привело к созданию, наверное, самого реалистичного образа светского молодого человека того времени, вобравшего в себя огромный исторический, литературный, общественный и бытовой смысл. Евгений Онегин - это герой времени, в котором отобразилась «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения того времени». Образ Онегина все время находится в развитие, его взгляды меняются на протяжении все го романа. Онегин томится, задыхается в своей среде и сам не знает, чего же он на самом деле хочет.

Недуг, которого причину

Давно отыскать пора,

Подобный английскому с п л и н у,

Короче: русская х а н д р а

Им овладела понемногу;

Он застрелится, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

Пушкин подчеркивает отрицательное отношение Онегина к окружающей среде: «резкий, охлажденный ум», «шутки с желчью пополам»; говорит о злости «мрачных эпиграмм», о «язвительном» споре. Все это показывает, что Онегин принадлежал к числу тех, кто «жил и мыслил». Так и хочется сказать, что Онегин - полноправный хозяин собственной жизни, но, увы, это только иллюзия. В Петербурге и в деревне ему одинаково скучно. Он так и не смог преодолеть в себе душевную лень и зависимость от мнения общества, в котором огромное значение играет мода. Кабинет Онегина полон всяких модных вещиц, через которые воссоздается облик светского молодого человека того времени.

Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам…

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале,

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые

И щетки тридцати родов

И для ногтей, и для зубов.

Какими бы глубокими ни были его переживания, он не смог преодолеть барьера, построенного на общественном мнении. Онегин не стал изгоем в своем обществе, как Чацкий, он мог спокойно существовать среди своего окружения. В то время в любом доме приветствовались такие, как он - обеспеченные, образованные, в меру остроумные, талантливые молодые люди. Но, безусловно, как только Онегин делал вещи не присталые людям их круга, к нему начинали относиться с опаской, осторожностью. Общество давало оценку Онегину все время, давало оценку каждому его поступку.

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон, он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да, да нет; не скажет да-с

Иль нет-с!» Таков был общий глас.

Комедия «Горе от ума» была задумана и написана во времена активного декабристского движения, когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого выразились дух вольности и свободной жизни. Такие герои, как Чацкий, призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Чацкий, так же как и Онегин, - герой своего времени, обладающий характерными чертами человека, не просто получившего поверхностное образование, но человека умного, пылкого, человека, небоящегося высказывать открыто своего мнения.

После войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между «веком нынешним» и « веком минувшим», т. е. между Чацким (например, критик А.А. Григорьев писал, что «Чацкий единственный герой, т. е. единственно положительно борющийся в той среде, куда судьба и страсть его забросили».) и всем фамусовским обществом.

В характере Чацкого можно заметить дерзость, непримиримость к равнодушно или консервативно настроенным людям. Автор внушает нам любовь к свободному человеку с его стремлениями к счастью, к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», с его правом «не требуя ни мест, ни повышенья в чин» «в науки вперить ум, алчущий познаний». Чацкий любит и уважает свою родину, с сердечной теплотой говорит о ней: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен». Он высокого мнения о своем народе, «умном» и «бодром», когда же Онегин бесконечно далек от него. Самое главное стремление Чацкого - служить отечеству, «делу, а не людям». Чацкий активно отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком иметь собственные мнения и убеждения, открыто их высказывать. То есть к обществу он относится положительно, но он не выносит лицемерия, лжи, низкопоклонничества, и в дворянском кругу ему становится «тошно и противно». Такая жизненная философия ставит этого героя вне общества, собравшегося в доме Фамусова. В глазах этих людей, привыкших жить по-старому, Чацкий - опасный человек, «карбонарий», нарушающий гармонию их существования. Теперь мы можем заметить, что не только за Онегиным следило общество. Чацкого объявляли не только сумасбродом, как Онегина, а сумасшедшим, осуждали за непочтение к старшим и дамам, за пьянство:

Шампанское стаканами тянул.

  • - Бутылками-с и пребольшими.
  • - Нет-с бочками сороковыми.

Онегина причисляют к фармазонам, Чацкого к карбонариям, и те, и те являются свободомыслящими. Можно также заметить еще одно текстуальное совпадение в оценке обществом героев - слово «фармазон»: «Что? К фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы? » Теперь мы видим, что общество дает одинаковую оценку некоторым поступкам Онегина и Чацкого. Чацкий не ставит перед собой задачу унизить этих людей, он просто искренне желает им добра, хочет рассказать о лучшем, о чем сам совсем недавно узнал, отучить от тупых феодально-крепостнических привычек. Но правильно заметил Пушкин: «Все, что говорит он - очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Московским бабушкам? Молчалину? Скалозубу?». Нет, такое общество никогда не поймет убеждений Чацкого, потому что у них, Чацкого и фамусовского общества, два совершенно разных жизненных пути, и этого никак не изменишь. Тем самым Чацкий, на фоне непоколебимого консервативного большинства, производит впечатление героя-одиночки, отважного «безумца», бросившегося на штурм мощной твердыни.

Чацкий в отличие от Онегина предстает перед нами сразу таким, какой он есть, он - герой с устоявшимися взглядами, убеждениями, поэтому-то ему сложнее существовать в этой среде. Онегин в ней вырос и, несмотря на все попытки, не сумел выбраться из нее, а Чацкий, выбравшись, вернулся и стал в ней лишним.

Воспитание и образование Евгения Онегина ничем не отличалось от воспитания и образования всех светских людей того времени.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

Онегин родился в богатой, но разоряющейся дворянской семье. Его детство прошло в полном отрыве от народа, от всего русского, национального, он воспитывался французами.

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l "Abbй, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой…

Такое, типичное для большинства столичных дворян, воспитание Онегина носило поверхностный характер и не подготовило его к труду, реальной жизни. Онегин нетерпеливо дожидался момента, когда он уже сможет вступить в свет. Домашнее воспитание было более, чем полезно в светской жизни. Онегин - «забав и роскоши дитя», живет «однообразной и пестрой» жизнью в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина, не обремененного службой - суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами могла уложиться в один утомительно длинный день. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека: богатство, роскошь, наслаждение жизнью, блестящий успех среди женщин - вот что его привлекает. Автор отмечает, что единственное в чем Онегин «истинный был гений», что «знал он тверже всех наук», была «наука страсти нежной», то есть умение любить не любя, изображать чувства, оставаясь холодным и расчетливым. Он ведет типичную для золотой молодежи жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Все это делало его для светского общества человеком по-своему оригинальным, остроумным, «ученым малым», «умным и очень милым», но все же покорно следующим за светской, «чинной» толпой. Б.С. Мейлах говорит об этом периоде жизни Онегина: «В первой главе образ жизни Онегина приближается к господствующему идеалу, к норме общества того времени». Вот так, в роскоши и блаженстве, прошли детство и юность Онегина.

Воспитание и образование Чацкого на первых порах не отличалось от онегинского, то есть от воспитания и образования всего столичного дворянства.

Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья…

Чацкий же, в отличие от Онегина, с детства серьезно готовился к деятельности на благо отечества. Он с удовольствием учился, мечтал служить и восхищался русским народом. Что самое интересное, детство его прошло в доме его идейного противника Павла Афанасьевича Фамусова, хорошего друга его отца. Там же он познакомился и подружился со своей будущей любовью Софьей. Его московская барская жизнь была, как ей и подобает, спокойной и размеренной. Ее могли разрядить только веселые игры с Софьей.

Где время то? Где возраст тот невинный,

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам.

Вскоре же он уехал в Петербург на службу, о которой мечтал, но разочаровался в ней.

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти - так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой

И славно пишет, переводит.

Тогда он поехал искать знаний и приключений за границу. Пребывание там лишь расширило его кругозор, а не сделало поклонником всего иностранного.

К сожалению, мы можем слишком мало узнать о детстве и юности этого уникального героя из текста комедии, но общее представление о нем складывается такое: резвый, прыткий, мечтающий молодой человек - вот таким вот представляется он нам в юности.

Напомним, что Евгений Онегин пресытился светской, праздной жизнью. Хандра, которую с такой остротою переживает Онегин, подымает его выше окружающих, показывает значительность и глубину его переживаний. Онегин, как человек незаурядный, обладающий острым критическим умом, ищет место, в котором он сможет почувствовать себя свободным. Онегин постоянно находится в этом поиске, и ничего его не прельщает, у него есть только одно желание, которое он никак не может воплотить в жизнь. Онегину ничего не надо - в этом его трагедия. Ему не нужны ни любовь Татьяны, ни дружба Ленского, ни услады праздной жизни. «С самого начала,- пишет И. Семенко,- Онегин был задуман Пушкиным, как выражение значительный и глубоких переживаний поколения… Онегина можно вполне представить членом «Зеленой лампы», о которой Пушкин в первые годы ссылки так часто вспоминал, как о близкой себе стихии (а ведь «зеленая лампа» - филиал «Союза благоденствия»). Светский образ жизни Онегина не только не опровергает этого, но, напротив, подтверждает… Тот факт, что Онегин чужд политике в романе, отнюдь не означает, будто Пушкин хотел изобразить героя, лишенным политических интересов. Хандра Онегина, как и хандра Пушкина,… отнюдь не признак «холодности» к политике, а признак «холодности» к общественной системе, предмету недовольства передового дворянства».

Порвав со светом («условий света свергнув бремя») Онегин взялся за самообразование.

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал - а все без толку…

Говоря о чтении Онегина, нужно вспомнить и о тех книгах, которые он привез в деревню. Пушкин называет здесь прежде всего Байрона («Певца Гяура и Жуана»), знаменитого своими свободолюбивыми взглядами на жизнь. Пушкин неоднократно указывает на то, что Байрон - любимый поэт Онегина; в его кабинете: «лорда Байрона портрет». Байрон Джордж Гордон - английский поэт. Его творчество, личность и сама жизнь - аристократизм, гордость, свободолюбие, отчасти вынужденное, отчасти добровольное изгнание, борьба за права английских рабочих, за национальную независимость Ирландии, Италии, Греции, его смерть за свои идеалы - стала наиболее полным и законченным проявлением английского высокого романтизма первой четверти 19 века. Во всех его поступках, и даже в выборе литературы, чувствовались борьба с собой и какие-то попытки выбраться из рутины. В деревне он даже заменяет барщину оброком, чем стремится облегчить жизнь крестьян, но встречает только неодобрение соседей и, опять же, не находит в этом себя.

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

Что он опаснейший чудак.

Комментаторы по-разному объясняют это деяние, вплоть до того, что Онегин, «некогда читавший Адама Смита, своей аграрной реформой осуществлял интересы нового класса, молодой буржуазии». Традиционно этот поступок Онегина связывают с декабристскими симпатиями Пушкина и, в частности, с его общением с Н.И. Тургеневым. Анализирую строфу 5 второй главы, Б.П. Городецкий отмечает: «Пушкин, передавая эту ситуацию, воспроизвел здесь не единичный случай, показывающий нелюдимость Онегина, но дал глубокую художественную характеристику складывавшихся к тому времени отношений между представителями старого и нового в тогдашней русской жизни». Стремления Онегина здесь очень напоминают нам о стремлениях Чацкого. Только, если Чацкий доводил все свои дела до конца, то Онегин делал все урывками, особо не вникая в важность своих дел. Пушкин роняет вскользь важное замечание:

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

Эти слова доказывают, что передовые общественные взгляды Онегина еще не были выстраданы и продуманы им до конца. Мы видим, что влияние света и принятых в дворянском кругу взглядов, норм морали и поведения преодолеваются Онегиным. Но этот процесс сложен и не мог быть быстрым. Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, условиями воспитания и юношеской жизни Онегина, были прочны в его душе, их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями за себя и за людей, только тесным соприкосновением с реальной жизнью народа, и Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, испытывая его все новыми и новыми жизненными обстоятельствами.

Если в начале и на протяжении практически всего романа у Онегина нет ясно выраженных целей и желаний в жизни, то в конце мы видим преобразовавшегося, влюбленного Евгения. У него появляется безумное желание - вернуть любовь Татьяны, но теперь она не свободна, как раньше, она замужем, она теперь светская дама. Онегин получает отказ и опять остается без определенной цели в жизни, опять он опустошен, и не знает, что ему дальше делать.

Образ же Чацкого полон целей, желаний, собственный передовых взглядов на жизнь. Чацкий мне кажется выше и умнее Онегина. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки «старой» Москвы. Его глубокий ум дает ему веру в жизнь, в высокие идеалы. В комедии тесно переплетаются два сюжетных конфликта: любовный конфликт, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликт общественно-идеологический, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. Для самого же героя первостепенное значение имеет не общественно-идеологический, а любовный конфликт. Ведь Чацкий приехал в Москву спустя три года странствий с единственной целью - увидеть Софью, найти подтверждение прежней любви и, возможно, посвататься.

Чуть свет - уж на ногах! и я у ваших ног.

И между тем, не вспомнясь, без души,

Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,

Верст больше седьмисот пронесся,- ветер, буря;

И растерялся весь, и падал столько раз-

И вот за подвиги награда.

Интересно проследить, как любовные переживания героя обостряют идейное противостояние Чацкого фамусовскому обществу. В начале произведения главный герой из-за огромной любви и интереса к изменившейся семнадцатилетней Софье не замечает привычных пороков дворянского общества, а видит в нем только комические стороны.

Я в чудаках иному чуду

Раз посмеюсь, потом забуду…

Но, когда Чацкий убеждается, что Софья уже давно его забыла, что предпочла ему другого, все в Москве начинает его раздражать. Реплики и монологи его становятся дерзкими, язвительными, он гневно обличает то, над чем ранее беззлобно смеялся. Именно с этого момента образ Чацкого начинает раскрываться на глазах; он произносит монологи, затрагивающие все самые актуальные проблемы, современной ему эпохи: вопрос о том, что такое настоящая дружба, проблемы просвещения и образования, крепостного права, национальной самобытности. Эти его убеждения были рождены духом перемен, тем веком «нынешним», который пытались приблизить многие здравомыслящие и идейно близкие Чацкому люди. Важнейшим вопросом в современной Грибоедову России был вопрос о крепостном праве, которое лежало в основе экономического и политического устройства государства. Об отношении автора к крепостному праву нельзя судить на основании текста комедии. Чацкий и Фамусов противопоставлены в комедии отнюдь не по принципу «противник - ярый защитник крепостного права». Надо признать, что Чацкий был не за отмену крепостного права, он выступал, как ярый противник злоупотребления крепостным правом. Даже за крепостными он признавал право на жизнь без вечных упреков и наказаний. Ведь фамусовское окружение совершенно не ценило своих крепостных, а иногда обращалось с ними даже жестоко.

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов, отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и Амурах

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!

Все рассуждения о жестокости крепостного права не трогают представителей фамусовского общества - ведь на крепостном праве было построено все благополучие дворянства. А как легко управлять, помыкать совершенно бесправными и беззащитными людьми! Это отчетливо видно в доме Фамусова, который пристает к Лизе, ругает слуг, волен наказать их всех, когда и как ему заблагорассудится. Об этом свидетельствует поведение Хлестовой: она велит покормить на кухне свою собачку и заодно девку-арапку. Чацкого же такие нормы жизни возмущают, он не понимает, как можно так обращаться с людьми, хоть и крепостными. На гневные выпады Чацкого Фамусов просто ничего не отвечает. Чацкий, как и Грибоедов, убежден, что достоинство дворянина не в том, чтобы быть крепостником, а в том, чтобы быть верным слугой Отечества. На совет Фамусова послужить, он резонно отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий - человек истинно благородный, для него служба - это цель всей жизни, но служба в России, где люди заботятся только о своем благополучии, становится мукой. Здесь каждый хочет только денег, работа же зачастую выполняется спустя рукава, о чем свидетельствуют слова Фамусова:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Чацкий же относится к каждому своему начинанию с большим вниманием.

Когда в делах - я от веселей прячусь,

Когда дурачиться - дурачусь…

Для представителей фамусовского общества служба является средством достижения личного благополучия, а идеалом является праздная жизнь в свое удовольствие. Как мы уже говорили, Чацкий был бы рад служить «делу, а не лицам», но это повсеместное чинопочитание и лицемерие раздражают Чацкого.

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то украшал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету…

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять

за образцы?

Не эти ли грабительством богаты?

Взаимоотношение национального и европейского - важная для того времени проблема. Национальная самобытность - идеал декабристов. Люди, собравшиеся в доме Фамусова, преклоняются перед всем иностранным, что не может не выводить из себя Чацкого - истинного патриота России.

Я одаль воссылал желанья

Смеренные, однако, вслух,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья…

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий, как выразитель передовых идей своего времени, не может согласиться со взглядами Фамусова на образование. Он не может смотреть на пренебрежение московскими дворянами науками и подлинным образованием.

Ах! к воспитанью перейдем.

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Грустный результат подобной систему воспитания, который предвидит Чацкий, можно наблюдать в третьем действии:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края!

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержен.

Вот из-за таких своих передовых идей Чацкий начинает чувствовать себя в этом кругу одиноким, как и Онегин, только Онегин совсем по другой причине, и именно из-за таких взглядов его объявляют сумасшедшим, и он становится «лишним».

Сложность и противоречивость характера Онегина вскрывается, прежде всего, в его отношениях с Татьяной. В образе Татьяны Пушкин изображает идеал русской женщины, «милой», нежной, доброй искренней. Татьяне Пушкин посвящает целую главу романа, в которой она влюбляется в Онегина, что мы сразу узнаем из эпиграфа: «Elle иtait fille, elle иtait amoureuse». В переводе эпиграф означает: «Она была девушка, она была влюблена». Онегин едет в дом Лариных, чтобы увидеть возлюбленную своего друга - Ольгу. Нельзя отрицать, что Онегин сразу же заметил Татьяну и понял суть обеих сестер:

«Неужто ты влюблен в меньшую?»

А что? - «Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт!»

Вот, что доказывает его заинтересованность Татьяной, пусть небольшую, но все же он спрашивает у Ленского не про Ольгу, с которой он поехал знакомиться, а именно про Татьяну! В тот миг встретились два человека, которые могли бы дать друг другу счастье. Встретились - заметили друг друга и могли бы полюбить. Но Онегин сам отталкивает от себя эту возможность: он не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, потому что не умеет верить. Татьяна совсем не знает Онегина. Она сама наделяет его чертами героя книжного романа, зачитанного до дыр. Она знала только то, что он не такой, как все мужчины, с которыми она была знакома в своей провинции, поэтому-то он так ее и привлекал. Она была уже неспособна сдерживать свои чувства. Чтобы перестать томиться в неведение, она идет на очень дерзкий шаг, она пишет Евгению письмо с признанием в любви первая . Любой знакомый Татьяне человек стал бы презирать ее за то, что она первая написала ему письмо. Любой - но не Онегин! Неопытная Татьяна чувством понимает людей лучше, чем умом, она знает: Онегин не такой, как все, для него не такое значение имеют законы света, он не осудит, не станет презирать ее, - ведь эта самая необычность Онегина и привлекла ее к нему. Давайте вернемся к юным годам жизни Онегина.

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

и необузданных страстей.

Но годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. «Роптанье вечное души» сменилось равнодушием и к людям, и к чувствам.

В красавиц он уж не влюблялся

А волочился как-нибудь;

Откажут - мигом утешался

Изменят - рад был отдохнуть.

Искренние увлечения сменились игрой; надежды и мечты молодости показались наивными и несбыточными; пришло неверие, а с ним - безразличие к жизни. По прошествии восьми лет в таком обществе, в котором никогда не встретишь искреннего чувства, Онегин не мог бы быть таким искренним и нежным, как Татьяна. Этим и объясняется его трагическое непонимание своих собственных чувств.

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет, и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Что же помешало Онегину отдаться чувству? Почему он отодвигает, стряхивает с себя «сладостный, безгрешный сон»? Да потому, что сам себе не верит, потому что, убивая восемь лет жизни, он и сам не заметил, как убил в себе высокое, а теперь, когда это высокое готово воскреснуть,- он испугался. Испугался волнений любви, потрясений страданий и даже слишком больших радостей, испугался - предпочел холодный покой.

Все хорошее, чистое, светлое в его душе, все не замутненное светом и светской моралью проснулось в Онегине.

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Онегин берется научить Татьяну жизни, читает ей нежную проповедь о том, как надо относиться к чувствам. Думая, что оберегает Татьяну, Онегин сам, своими руками, убивает свое будущее счастье, как убил восемь лет жизни, свои мечты, свои искренние чувства. Глубина и значительность душевного вида Татьяны, искренность и сила ее чувства поняты и оценены Онегиным, они родили в его душе такое же чистое ответное чувство.

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней…

Позже он признается:

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычке милой не дал ходу,

Свою постылую свободу я потерять не захотел…

Я думал: вольность и покой

Замена счастью.

Безразличие к жизни, пассивность, желание «покоя», равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с молодым, теплым и искренним чувством - и победили, подавили его.

И через много лет, встретив Татьяну, он не поверил своим глазам.

Ужель та самая Татьяна…

… Та девочка… иль это сон?

Он увидел уже не ту милую девочку, которая когда-то вызвала в нем столько нежности, а сдержанную, холодную светскую даму. Онегина привлекали в Татьяне теперь именно эта холодная сдержанность, ее положение в свете. Показные страсти его молодости не тревожили душу, не заставляли задумываться и мечтать. Теперь не то. Теперь он, как и всякий влюбленный, занят ею непрерывно. Но, вот беда, опять его ожидают неудачи. Она замужем! Теперь она не готова ради любви забыть все на свете, теперь она, также как и он когда-то, зависит от общественных разговоров.

И опять Евгений не на месте, и опять он сломлен жизнью.

Чацкий, не как Онегин, он с самого начала знал, что такое любовь. Он знал все преимущества искреннего чувства, он умел любить. Напомним, из-за чего же Чацкий уезжает из Москвы? Он разочаровывается в московской жизни. Но тогда почему, с какой целью он возвращается в дом, который ему так ненавистен? Конечно же, причиной является прекрасная София. Чацкий - человек пылкий, но не быстротечных чувств. После трех лет, проведенных заграницей, он не забывает Софьи, он возвращается в Москву с еще большей любовью, подкрепленной разлукой, со страстным желанием увидеть свою прежнюю любовь. В первых своих разговорах с Фамусовым он твердит только об одном, он не может усидеть на месте, в тот миг для него не существовало этих грубых недостатков света, тогда все казалось только нелепостью. «Как Софья Павловна у вас похорошела!» Все его мысли только о ней. Любовь для него не «наука страсти нежной», как для Онегина. Чацкий любит Софью серьезно, видя в ней будущую жену.

А что же Софья? Она не только разлюбила Чацкого, но и нашла себе другого спутника. Вольнолюбивые мысли, язвительные и колкие насмешки Чацкого в адрес людей ее круга, особенно Молчалина, теперь раздражают Софью: «Не человек - змея!»- отзывается она о нем. А Чацкий испытывает к ней искреннюю, горячую любовь. Он объясняется с ней в любви при первом же своем появлении. В нем нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по его словам о Молчалине:

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? Пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Но можно ли винить Софью за ее поступок? Я думаю, что Софью никак нельзя осуждать за ее любовь к Молчалину. Чацкий уезжает заграницу по какой-то своей прихоти, не попрощавшись, не сказав ни слова. Мало того, из заграницы Чацкий не написал ей ни единого письма, от него не было ни одной весточки, ни одного намека на то, что он еще вернется, что он еще любит ее. Любовь к Молчалину - ее горькая реакция на любовь к Чацкому, от которой у нее осталось лишь чувство разочарования, обиды, оскорбления. Пусть Молчалин не так ярок, как Чацкий, но на его чувства можно положиться. У Чацкого по его собственному признанию, « ум с сердцем не в ладу». Ум подсказывает ему, что надо покидать это, потерявшееся в прошлом, фамусовское общество, а сердце не может отказаться от любви. И потому Чацкий, уже слыша, как Софья защищает Молчалина, уже видя, как волнует Софью его падение с лошади, все-таки хочет еще и еще раз убедиться в обратном тому, что видно невооруженным взглядом. Однако не только чувства, которые «надежду придают», но и благородный ум Чацкого не может смириться с этой нелепой любовью Софьи к Молчалину.

Ведь Софья во многом похожа на самого Чацкого. Софья гораздо выше своих сверстниц, столь ядовито изображенных Грибоедовым в лице шести княжон Тугоуховских, для которых важна не любовь, а богатый «муж-мальчик», «муж слуга». «Софья начертана неясно…»,- заметил Пушкин. Действительно, в ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. По силе характера, страстности, умению отстаивать свою точку зрения Софья очень схожа с Александром Андреевичем. Поэтому-то Чацкий был не на шутку раздосадован, когда узнал, что его соперником является Молчалин. Это больно ударило по его самолюбию. Как же можно было выбрать Молчалина, у которого не было даже собственных взглядов на жизнь? Чацкий не мог с этим смириться. Я очень хорошо понимаю Софью, потому что Чацкий сделал ей очень больно своим отъездом за границу, а тут еще и так критично, даже язвительно, отзывается о ее выборе. Теперь Софья не желает видеть Чацкого, его отталкивают все его язвительные, на что Чацкий ей отвечает:

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож

Молчалин, например…

На балу Софья доходит до пика своей раздраженности. Ее возмущает такое поведение Чацкого, и в разговоре с господином N она невольно роняет: «Он не в своем уме». Ей так легче, ей приятнее объяснять язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорит ей. Ее предательство становится обдуманной местью, когда она видит, что ей готовы верить:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

И слух о сумасшествии Чацкого разносится со стремительной быстротой. Чацкий ну просто вне себя, он возмущен! И здесь я его понимаю, так же как, как понимала Софью. Он не смог себя сдерживать и обвинил во всем Софью, он был безумно унижен, в нем кипели чувства.

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал,

Пред кем я давеча так страстно и так низко

Был расточитель нежных слов!

А вы! о боже мой! кого себе избрали?

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Что память даже вам постыла

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,

Которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест.

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!

Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,

Мой вид, мои слова, поступки - все противно,

Я с вами тотчас бы сношения пресек,

И перед тем, как навсегда расстаться,

Не стал бы очень добираться,

Кто этот вам любезный человек?..

В этом монологе отразилось столько любви, отчаяния, нежности, он так ярок, что мы сразу понимаем, насколько сильной была любовь Чацкого к Софье. Чацкому в любви повезло намного меньше, чем Онегину, но Онегин сам отталкивал ее от себя, в то время как Чацкий ее лишался постепенно и не по своей воле, от чего ему становилось все хуже и хуже.

Столкновение «старого» и «нового» в сознании Онегина очень трагично раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским.

Ленский, новоиспеченный друг Онегина, наивен, не знает жизни, но Онегину, конечно, интереснее с ним, чем с остальными соседями, которые «благоразумно» беседуют «о сенокосе, о вине, / О псарне, о своей родне…».

Онегин и Ленский такие разные, но все-таки подружились.

…Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Подружились они потому, что все остальные совсем уж не подходили для дружбы, потому что каждый скучал в своей деревне, не имея никаких серьезных занятий, никакого настоящего дела, потому что жизнь обоих, в сущности, ничем не заполнена.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

Пушкин говорит о Евгении: «Сноснее многих был Евгений…» - многих людей света. Но, не умея уважать другого, как себя, не умея, нести ответственность за свои отношения с людьми, он не мог найти себе настоящих друзей - таких, какими для Пушкина были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, Жуковский, Вяземский, Плетнев… Круг разговоров двух юношей серьезен:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Это - темы разговоров мыслящих людей, те же проблемы обсуждались и декабристами.

Когда Ленский вызывает Онегина на дуэль, Онегин не думает, не анализирует своего поведения, а отвечает готовой, обязательной, внушенной ему светской средой формулой. «Так вступили в действие светская автоматика мыслей и поступков, норм светской морали». За что и обвинял себя Евгений «наедине с своей душой».

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: «обвинял себя», «был должен», «он мог бы», «он должен был обезоружить младое сердце…». Но если бы не его страх перед общественным мнением, он смог бы все еще изменить, отказаться от дуэли, но

« …в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист…

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов…»

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Строчка «И вот общественное мненье!» - прямая цитата из «Горя от ума». Мир, убивший душу Чацкого, всей своей тяжестью наваливается теперь на Онегина, но нет у него в отличии от Чацкого никаких нравственных сил, чтобы противостоять этому миру, - он сдается.

И так дуэль становится убийством . Именно это слово употребляет Пушкин:

«Ну что ж? убит», - решил сосед.

Убит!..

Убив на поединке друга…

Убийца юного поэта…

Убийство Ленского на дуэли во имя норм светской морали было осознано как преступление прежде всего самим Онегиным.

Началась мучительная трагедия его совести. Боже, ну почему же он оказывается везде лишним? Почему же не может найти себя? Ведь сам все от себя отталкивает. Вот он - «лишний человек» во плоти.

У Чацкого в комедии на дружбу свои взгляды. По его мнению, дружба должна быть честной, истинной и крепкой. У Онегина же нет взглядов на дружбу, он выбирает себе в друзья первого человека, который был хоть немного ему интересен. Чацкий же никогда себе не позволит притворяться и лицемерить. Уж лучше, пусть его считают сумасшедшим! В фамусовском обществе у него нет друзей. Здесь никогда не примут и не поймут его взглядов. Ведь друг - это человек, который будет разделять с ним не только отдых и развлечения, но и взгляды на жизнь. На балу он встречает своего старого друга Платона Михайловича Горича, с которым когда-то служил, который был такой же, как и он, стремился защищать свое отечество, был полон желаний преобразований! И когда Чацкий видит, что делает такое общество с людьми неординарными, мыслящими, он искренне жалеет о всех своих знакомых, с которыми когда-то строил мечты и планы. Ему, конечно, очень жаль своего друга, и фамусовское общество становится для него еще более ненавистным! Да и сам Платон Михайлович понимает, что изменился, ему самому постыла своя жизнь, ему становится стыдно перед Чацким, потому что он поддался этому пагубному влиянию общества. Он осознает всю нелепость своего положения перед Чацким: говорит с женой «хладнокровно», «глаза к небу», «со вздохом». Стоит заметить, что Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы», так как считает себя не одиноким в стремлении к переменам. Его друзьями, возможно, являются те, кто представляет собой «век нынешний», но Грибоедов лишь упоминает об этих людях, вводя в пьесу внесценические персонажи.

На этих примерах мы еще раз можем убедиться, что Чацкий не может найти себе места в этом обществе, поэтому и становится «лишним человеком».

чацкий онегин лишний человек

Итак, проанализировав и сравнив жизни и взгляды Онегина и Чацкого, мы можем дать определение этому явлению - «лишний человек».

«Лишний человек» - социально-психологический тип, получивший распространение в русской литературе первой половины 19 века, хотя и во многих героях позднейшей литературы можно обнаружить его типологические черты: это, как правило, дворянин, получивший соответствующее образование и воспитание, но не нашедший себе места в своей среде. Он одинок, разочарован, ощущает свое интеллектуальное и нравственное превосходство над окружающим обществом и отчуждение от него, он чувствует разрыв между «силами необъятными» и «жалкостью действий». Жизнь его бесплодна, обычно он терпит неудачу и в любви. Герой находится в остром конфликте с обществом. Никто его не понимает, он чувствует себя одиноким. Окружающие осуждают его за высокомерие (Онегин. «Все да да нет ; не скажет да-с иль нет-с ». Таков был общий глас». Чацкий. «Да, правда, не свои беды - для вас забавы, / Отец родной убейся - все равно»).

Уже по такому описанию становится понятно, что такой герой мог зародиться в романтическую эпоху и связан с конфликтами, свойственными ее герою.

В «Евгении Онегине» Пушкин запечатлел именно этот момент: описывая близость Онегина самому автору в молодые годы, он несколько иронически квалифицирует черты, ставшие впоследствии отличительными признаками «лишнего человека» (разочарованность, скептицизм, оппозиционность по отношению к обществу) как элементы романтической маски, которую молодые люди были не прочь носить в то время.

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время,

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражаемая странность

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой фортуны и людей

На самом утре наших дней.

В образе Чацкого, так же как и в образе Онегина, присутствуют ярко выраженные черты «лишнего человека». Он несчастен в любви, разочарован в своих друзьях, не понимает светского общества, а оно не принимает его.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, -

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Тема «лишнего человека» привлекает своей остротой и актуальностью. Теперь поставить под сомнение то, что Чацкий и Онегин «лишние люди» практически невозможно. «Лишний человек», как литературный тип - очень распространен, так как в обществе не переводятся такие люди, как Чацкий или Онегин. Все это говорит об актуальности и особенной важности данной темы. Каждое поколение внимательно изучает эти произведения, так как они не умирают, помогают читателям мыслить в контексте сегодняшнего дня.

Список литературы

  • 1. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Москва. «Эксмо». 2007 г.
  • 2. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Москва. «Эксмо». 2008 г.
  • 3. К.М. Азарова. «Текст». Москва. «Прометей». 1995 г.
  • 4. И. А. Гончаров. «Собрание сочинений: в 8 томах». Москва. 1995 г. Том 8.
  • 5. Н.А. Демин. «Изучение творчества А.С. Пушкина в 8 классе». Москва. «Просвещение». 1986 г.
  • 6. В. Г. Белинский. «Горе от ума». Комедия в четырех действиях, в стихах. Сочинение А. С. Грибоедова». Санкт-Петербург. «Искусство-СПБ» 2004 г.
  • 7. Н. Долинина. «Прочитаем Онегина вместе» Ленинград. «Детская литература». 1983 г.
  • 8. О.Н. Петрова. «Принципы анализа художественного текста». Москва. «КДУ» 2007 г.
  • 9. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Ю.М. Лотман. «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий». Санкт-Петербург. «Искусство-СПБ». 2007 г.
  • 10. Ю.Н. Чумаков. «Евгений Онегин» в мире стихотворного романа». Москва. «Лайда». 2004 г.
  • 11. А. И. Островский. «Александр Сергеевич Грибоедов». Москва. «Лайда». 2004 г.

Евгений Онегин и Александр Чацкий – действующие лица различных литературных произведений А. Пушкина и А. Грибоедова, однако, в них есть то, что объединяет: героев до конца не понимает и не принимает общество. Но наряду с этим действующие персонажи имеют и отличительные черты. Если Онегин частый посетитель званых балов и обедов, то Чацкий отторгает подобный образ жизни, считая его бессмысленным. Евгений относится к людям высокомерно, Александр же, напротив, настроен ко всем доброжелательно, но, если видит себя правым, отстаивает такую точку зрения Ниже в таблице представлена характеристика этих героев.

Евгений Онегин Александр Чацкий

Возраст

Ему 26 лет Точный возраст не указан – известно, что он молодой человек.

Происхождение

Потомственный дворянин Богатый дворянин, в его владении 400 крепостных

Место рождения

Петербург Родился в Москве

Обучение

Основное образование получил в домашних условиях. К Евгению никогда не ставились жесткие критерии в плане образования. Весь процесс проходил таким образом, чтобы не утомить излишней информацией ум Онегина. Начальное образование получал в доме Фамусова, взявшего его на воспитание после смерти родителей, после обучался заграницей.

Род занятий

Онегин никогда не состоял на службе ни гражданской, ни военной. Только что вернулся с поездки заграницу. Бросил военную службу, но не стал чиновником.

Наличие братьев и сестер

У него нет ни братьев, ни сестер Единственный ребенок в семье.

Отношение к светской жизни

Евгений частый посетитель балов и званых обедов. Он активный деятель светской жизни. Его появления никогда не проходит незамеченным, он любимец публики. Сам же Евгений не отличается любовью к такому времяпровождению – его уже порядком утомил такой порядок. Он скучает и не находит былого утешения для себя. Разочарован светским обществом. Ему чужды принципы, по которым живет аристократия. Он считает русских аристократов позорным явлением, так как большинство из них далеки от понятия аристократизма и праздно живут набивая себе карманы чужими деньгами. Ему скучно и невыносимо такое общество, он предпочитает дистанцироваться от такого окружения.

Отношение к любви и женщинам

Евгений любит общество красивых женщин, но не признает постулаты о любви. В большинстве случаев он ограничивается кокетством – в его планах еще не зреет мысль о женитьбе. Женщины признают его привлекательным – мастерство Онегина в плане обольщения находится на высоком уровне. Восторженно относиться к чувству любви. Он влюблен в дочку Фамусова – Софью. Его чувства истины, он не понимает, как можно лицемерить в любви, поэтому, когда узнает о том, что любимая морочила ему голову, а на самом деле любит подлизу Молчалина, который создает видимость влюбленности, чтобы получить доступ к богатству Фамусова, испытывает глубокое огорчение, разочаровывается в искренности любви.

Умение поддерживать дружеские отношения

Не признает чувства дружбы. Он легко сходится с людьми и легко расстается. Готов поддерживать дружеские отношения, но не видит людей, готовых тоже сделать для него.

Отношение к людям

Высокомерен по отношению к другим людям, независимо от их статуса, талантов, умений и морального облика. Настроен положительно и доброжелательно, но готов отстаивать свою точку зрения, не стесняется высказать свое истинное мнение о положении вещей. В общении с окружающими часто прибегает к колкости и дерзости, высокомерен и горделив – в такой образ он пытается обличить пороки общества.

Интерес к жизни

Не видит смысла ни в одном занятии, у него отсутствует интерес к жизни. Полон стремления обличить пороки общества с целью прекратить его деградацию, терпит поражение, но не теряет интерес к жизни.

Особенности темперамента

Онегин отличается холодным и расчетливым умом. Он умеет скрывать свои мысли и эмоции. Вспыльчивый и излишне эмоциональный. Ему сложно сдержаться и не вступить в дискуссию.

Отношение к искусству

Он воспринимает искусство на интуитивном уровне – у него нет знаний, позволяющих анализировать те или иные произведения. Признает положительное влияние силы искусства на человека. Его огорчает, что людей, которые готовы заниматься развитием искусства считают ненормальными.

Нрав

Холодный, сдержанный Импульсивный и эмоциональный.

Привязанность к модным тенденциям

Денди, ему нравится быть модным Модные тенденции вызывают у него отвращение. Он не понимает людей, которые гоняются за модой. Чацкому достаточно того, чтобы его костюм был чистый и опрятный.

Умение лицемерить

Мастерски владеет умением лицемерить Не обладает умением лицемерить, считает его пороком человечества.

Организация досуга

Бесцельно проводит свободное время – не знает, чем ему заняться. Занимается саморазвитием.

Самостоятельность

Он обеспеченный и независимый человек. Богатый и самостоятельный человек.

Готовность путешествовать

Необходимость совершать поездки и путешествия его не пугают. Три года прожил заграницей, путешествуя по миру, но затем вернулся на Родину.

Как воспринимают окружающие

Думают, что он чудак Считают, что он сошел с ума.

Итог жизненного пути

Неизвестен. Исходя из предположения исследователей фрагментов неоконченной 10 главы – он умирает. Уезжает из Москвы, чтобы не сойти с ума от традиционных порядков и морали высшего общества.

Онегин и Чацкий являются главными героями литературных произведений первой четверти девятнадцатого века. Эти два персонажа в чем-то похожи, чем-то отличаются. Попробуем узнать, в чем их сходство, а в чем различия.

Эти герои получили разное образование. Онегин получил основные знания от гувернера француза, его образование нельзя назвать блестящим. Чацкий наоборот получил блестящее образование.

Образ жизни у них тоже разный. Онегин большую часть своей жизни провел на балах, званых вечерах и в театрах. Он соблазнил немало красавиц, разбил немало сердец. Чацкий посвятил свою молодость получению хорошего образования.

Онегин не смог найти себе достойного занятия. Он не пошел на военную службу, не стал заниматься какой-либо работой. Чацкий же успел отметиться на военной службе и послужить при министерстве. Чацкий не страдал от безделья. Когда у него появилось свободное время, он отправился путешествовать по Европе.

Александр Чацкий и Евгений Онегин являются яркими представителями дворянства своего времени. Оба они по уровню интеллекта превосходят большую часть своих современников.

Евгений и Александр говорят правду в лицо, они могут высмеять противника. Они не стремятся показать себя в выгодном свете перед старшим поколением.

И Чацкий, и Онегин переживают неразделенную любовь. Но если Онегин сам виноват в таком результате, то вины Чацкого в этом нет. Чацкий искренне полюбил Софью, сохранил свои чувства к ней на чужбине.

Но есть один момент, который сильнее всего сближает этих литературных персонажей. Это неприятие общества. Оба персонажа вызывают раздражение у окружающих. Про них начинают распускать слухи о том, что они много пьют, являются членами тайных обществ, не хотят прислуживаться перед важными людьми.

Именно по этой причине они являются изгоями в обществе. В обществе, где цениться ложь, заискиванье, взятки. Они не принимают это общество тоже и покидают Москву навсегда.

Печорин, Чацкий и Онегин – являются героями самих известных романов всех времен. Все они – представители дворянства. Каждый из них выделяется своим характером, поступками и другими качествами, которые запоминаются читателю и откладываются в памяти на всю жизнь. Всех троих объединяет одна общая проблема – одиночество.

Александр Чацкий образован и умен, благороден и честен, молод и горяч. Он смело высказывается о проблеме крепостных и других проблемах его современности. Несмотря на то, что слова его не без доли правды, однако на них никто не откликается. Его сограждане, москвичи, преподносят его поступки как элемент психологического расстройства. Нареченный сумашедшим человеком, он удаляется с высоко поднятой головой, так и оставшись непонятым.

Евгений Онегин для многих читателей является наиболее симпатичным персонажем. Изначально, кажется, что он такой же разбалованный повеса, как и все в Петербурге. Он симпатичен, поэтому пользуется спросом у дам, посещает вечера, театры и ведет вольный образ жизни. Но вскоре такая жизнь наскучила Евгению. Именно там встречает он Ленского, убивает его. Его история с Татьяной Лариной не оставляет в душе героя ничего, кроме равнодушия. Только встретив молодую вдову снова, он бросается к ней в колени и молит о любви. Татьяна по долгу совести не отвечает взаимностью, обрекая Евгения Онегина, как и Чацкого на одиночество.

У Печорина же складывается удачная карьера – он офицер армии. Светским человеком он не был и не интересовался так же политикой. Персонаж романа «Герой нашего времени» на протяжении всего произведения остается эгоистичным человеком. Он, не задумываясь, рушит судьбы других людей. Печорина называют младшим братом Онегина. Он также стреляется на дуэли, которая приводит к смерти его товарища. Так же жестоко он обходится с княжной Мэри, точно так же как поступил Онегин с Татьяной. Поступок Печорина можно назвать даже более дерзким и жестоким.

Из всех трех персонажей критики считают деятелем только лишь Чацкого, который был подвержен не только лишь смелыми речами. Еще одна значительное отличие Чацкого от Онегина и Печорина в том, что Александр, полюбив Софью, по-настоящему искренен и старается всеми силами защитить ее от всего злого в мире.

И всё-таки каждому интересно, как Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов могли создать таких разных, но в тоже время похожих персонажей. Современники считают, что Онегина, Чацкого и Печорина можно назвать «лишними людьми» в их отдельных мирах. Интересен и тот факт, что Пушкин написал роман в стихах, что придает Онегину более романтический образ. Произведение Лермонтова – первый психологический роман, который заставляет читателя глубже проникнуть в суть его натуры. А вот у Грибоедова – трагедия, название которой раскрывает всю суть произведения. Подведя итоги, можно осознать, что все три представителя не нашли место в жизни и были вынуждены стать одинокими и покинутыми.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Олеся и Иван Тимофеевич сравнительная характеристика

    Главные герои повести «Олеся» И. А. Куприна девушка по имени Олеся и приезжий барин Иван Тимофеевич – яркие образы, которые представляют любовь в одном из своих проявлений

  • Перро

    Сочинения по произведениям Перро

  • Анализ произведения Гончарова Обыкновенная история

    Иван Александрович Гончаров является известным русским писателем и литературным критиком. Его произведения известны всему миру и считаются классическими. Особенно выделяются следующие произведения

  • Образ и характеристика Любови Гордеевны Торцовой в пьесе Бедность не порок Островского сочинение

    Одной из главных героинь в пьесе Островского «Бедность не порок» представлена красавица Любовь Гордеевна. Любовь богатая девушка, которую пора выдавать замуж.

  • Сочинение Анализ рассказа Возвращение Платонова (рассуждение)

    Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова

Сходство и различие Чацкого и Онегина
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году, а свой роман в стихах А. С. Пушкин создавал в течение восьми лет, с 1823 по 1831 год. Грибоедов был старше Пушкина, авторы были знакомы, высоко ценили творчество друг друга. В произведениях отражена одна и та же эпоха - накануне восстания декабристов. Оба искренне сочувствовали движению декабристов, со многими из членов тайных обществ поддерживали дружеские отношения. Герои произведений - передовые представители русского дворянства, критически воспринимающие действительность.
Но большая часть «Евгения Онегина» была написана после трагического разгрома на Сенатской площади, что не могло не повлиять на эмоциональный фон произведения. Изображенные и в том и в другом произведении события относятся к периоду крушения демократических иллюзий русского народа после невиданного подъема в годы Отечественной войны. Одержавший героическую победу над наполеоновской армией народ жаждал освобождения от крепостного гнета, передовые представители дворянства ожидали от царского режима социально-экономических реформ. Однако реформ не последовало, и в среде передового дворянства началось расслоение: наиболее активная, деятельная часть создавала тайные общества с целью насильственного свержения режима; другая, социально пассивная, выражала свой протест демонстративным отказом от сотрудничества с режимом на всех уровнях.
Чацкий и Онегин - сверстники и выходцы из одного социального круга. Правда, Онегин воспитывался в столичной аристократической семье, а Чацкий - в доме московского барина Фамусова. Онегин восемь лет провел в высшем петербургском обществе. Прогулки по Невскому проспекту, изысканные туалеты, балы, театры, «наука страсти нежной» - все эти атрибуты праздности, свойственные «золотой молодежи», присущи и Евгению. Его ценили в обществе, которое, впрочем, установило довольно низкую планку: помимо дворянского происхождения требовалось лишь безупречно говорить по-французски, прилично танцевать и «кланяться непринужденно». Евгений в совершенстве овладел этим нехитрым набором достоинств, и «свет решил, что он умен и очень мил». Онегин беззаботно наслаждался жизнью, не обременяя себя мыслями:
Но, шумом бала утомленный.
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И только заскучав, Онегин даже не осознал, а скорее почувствовал неполноту своего существования - и «русская хандра им овладела понемногу». Человек образованный, критически мыслящий, он сумел преодолеть отупляющее воздействие своей среды, посмотреть отвлеченно на трясину бесплодной суеты. Испытывая душевный дискомфорт, сознавая пагубное психологическое воздействие однообразного существования, стремясь найти применение своим силам, Онегин пытался изложить свои мысли на бумаге, «но труд упорный ему был тошен». Надеясь найти смысл жизни в чужой мудрости, Онегин начал читать, но неспособность к систематическому обучению («француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя») не позволила ему собрать зерна книжных откровений, а «резкий, охлажденный ум» находил в них лишь изъяны. Разочарованный, озлобленный, Онегин болезненно воспринимает несовершенство социального устройства, но не понимает способов его изменения. Эгоцентризм, замкнутость способны только критиковать, но этот путь, как правило, бесперспективен. Онегин может общаться только с подобными себе, поскольку только они могут спокойно относиться «к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм». Ни поездка в имение, ни заграничные вояжи не в состоянии рассеять пессимизм, душевное одиночество Евгения, подвигнуть его к плодотворному труду. Вершина его социальной активности - молчаливый протест и демонстративная отстраненность от институтов власти.
Чацкий - человек совершенно иного эмоционального склада. Он любознателен, активен, жизнедеятелен. Его острый ум волнует всеобщее благо, а значимость человеческой личности он определяет не достигнутыми чинами и почестями, не успехами в светских салонах, а социальной активностью и прогрессивным образом мыслей. В отличие от Онегина, Чацкий не поддается соблазнам беспечной светской жизни, не ограничивается искренним и, по-видимому, вначале взаимным