» » Эрих Мария Ремарк — биография и общая характеристика творчества. Биография Эриха Марии Ремарка: представитель «потерянного поколения Ремарк биография

Эрих Мария Ремарк — биография и общая характеристика творчества. Биография Эриха Марии Ремарка: представитель «потерянного поколения Ремарк биография

(оценок: 3 , среднее: 5,00 из 5)

Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 года в Пруссии. Как потом вспоминает писатель, в детстве ему уделяли мало внимания: мать была настолько потрясена смертью его брата Тео, что практически не обращала внимания на других своих детей. Возможно, именно это – то есть фактически постоянное одиночество, скромность и неуверенность – сделало из Эриха любознательную натуру.

Ремарк с детства читал абсолютно все, что только попадалось ему в руки. Не разбираясь в книгах, он буквально проглатывал произведения и классиков, и современников. Страстная любовь к чтению пробудила в нем желание стать писателем – вот только его мечту не восприняли ни родственники, ни учителя, ни сверстники. Никто не стал наставником Ремарка, не подсказал, каким книгам отдать предпочтение, чьими работами стоит зачитываться, а чьи выбросить.

В ноябре 1917 года Ремарк пошел воевать. Вернувшись, он, казалось, вовсе не был потрясен фронтовыми событиями. Скорее наоборот: именно в это время в нем просыпается писательская красноречивость, Ремарк начинает рассказывать невероятные истории о войне, «подтверждая» свою доблесть чужими орденами.

Псевдоним «Мария» впервые появляется в 1921 году. Ремарк таким образом подчеркивает значимость утраты матери. В это время он покоряет ночной Берлин: его часто видят в публичных домах, а сам Эрих становиться другом многих жриц любви.

Его книга стала буквально самой известной в то время. Она принесла ему истинную славу: теперь Ремарк – самый известный германский писатель. Тем не менее, политические события в этот период настолько неблагоприятны, что Эрих покидает родину…на целых 20 лет.

Что касается романа Ремарка и Марлен Дитрих, то он был скорее испытанием, чем подарком судьбы. Марлен была очаровательна, но непостоянна. Именно этот факт более всего ранил Эриха. В Париже, где часто встречалась пара, всегда находились желающие поглазеть на влюбленных и посплетничать.

В 1951 году Ремарк встречает Полетт – свою последнюю и настоящую любовь. Через семь лет пара отыграла свадьбу – на этот раз уже в США. С тех пор Ремарк стал поистине счастливым, ведь он нашел ту, которую искал всю жизнь. Теперь Эрих больше не общается с дневником, ведь у него есть интересный собеседник. Удача улыбается ему и в творческой деятельности: критики высоко оценили его романы. На пике счастья болезнь Ремарка вновь дает о себе знать. Последний роман «Земля обетованная» остался незавершенным… 25 сентября 1970 года в швейцарском городе Локарно писатель скончался, оставив любимую Полетт в одиночестве.

Эрих Мария Ремарк – выдающийся прозаик ХХ века, представитель писателей «потерянного поколения», один из самых знаменитых немцев, не побоявшийся открыто выступить против идей нацизма. Он говорил на неудобные темы, живописал ужасы войны глазами рядовых солдат, показывал жизнь эмигрантов, заглядывал в прокуренные кабаки, дешевые отели, полуночные рестораны, солдатские окопы, немецкие концлагеря, холодные тюремные камеры. И делал это так талантливо, так художественно и стилистически грамотно, что, несмотря на злободневность в первой половине ХХ века, его произведения продолжают пользоваться неизменным читательском интересом и в XXI.

За многолетнюю творческую карьеру Ремарк написал 14 романов, он был востребован, знаменит, богат, пользовался успехом у женщин, причем, у женщин шикарных. Писатель умер в возрасте 72 лет, до последних дней сохраняя способность писать. Изгнанный из нацистской Германии, он стал настоящей звездой своего времени. А начиналась эта блестящая история в Оснабрюке в 1898 году.

Эрих Пауль Ремарк: детство и юношество

22 июня 1898 года в немецком городе Оснабрюке (провинция Ганновер) у четы Ремарков родился второй сын Эрих Пауль. Многим позднее в память о горячо любимой матери девятнадцатилетний мальчик сменит второе имя. Он станет Эрихом Марией Ремарком и прославит это имя на весь мир.

Но пока до вершин литературного олимпа еще очень далеко. Юный Эрих Пауль растет, как все обыкновенные дети: собирает бабочек, марки, камни, страстно любит мать и горько страдает из-за недостатка ее внимания (Мария Ремарк вынуждена посвящать массу времени болезненному первенцу Теодору Артуру, который, увы, скончался в возрасте пяти лет).

Отец Эриха, Петер Франц, работает переплетчиком. В доме Ремарков всегда много книг, а потому дети имеют свободный доступ к образцам античной, классической и современной литературы. Юный Эрих рано проявляет творческие наклонности – он увлекается живописью, музыкой, чтением и сочинительством. За пристрастие к последнему в младшей школе Ремарка называют «пачкуном», потому что он всегда что-то пишет и вымазан чернилами.

В качестве будущей специальности Ремарк выбирает карьеру учителя. Профессиональные навыки он получает в католической, а затем в королевской учительских семинариях. В семинарские годы Эрих обзаводится друзьями-единомышленниками. С ними он подолгу беседует в «Мансарде снов» на Либехштрассе и посещает «Кружок мечтаний» для начинающих литераторов.

С началом Первой мировой войны Ремарк отправляется на фронт. Опираясь на опыт, почерпнутый из исторических и художественных произведений, сознание юноши рисовало войну в героическом ареоле. Три года службы (1917–1919) открыли Эриху истинное лицо войны. И оно оказалось безобразным. Молодой Ремарк столкнулся с солдатской жизнью, полной лишений и несправедливости, потерял товарищей и сам побывал на волосок от смерти. С этих пор Ремарк стал убежденным пацифистом. В своих произведениях он осуждал любое проявление насилия, говорил о бессмысленности и ненависти к войне. Он не изменил своей точки зрения и тогда, когда нацистское правительство выступило в его адрес с острой критикой. Ремарк покинул родину, но не свои жизненные принципы.

Путь к самоопределению. Выбор профессии

В 1917 году Эрих Пауль хоронит мать, скончавшуюся от рака, и в память о родительнице становится Эрихом Марией. Через два года он окончательно порывает с армейской службой и переезжает в просторный дом отца, который к этому времени уже успевает повторно жениться. Здесь Эрих Мария создает первый роман «Мансарда снов». Творческий дебют был лишь пробой пера. Впоследствии Ремарк не любил вспоминать о своем юношеском творении и приложил немало усилий, чтобы самолично скупить остатки тиража.

Ремарк решает повременить с писательством. Будучи дипломированным учителем, он пробует себя на педагогическом поприще, но скоро разочаровывается в выбранной профессии. Ремарк продолжает поиск – он работает бухгалтером, преподает фортепиано, играет на органе в больничной часовне и даже торгует надгробиями. Наконец, будущий писатель попадает в журналистскую среду и после продолжительных мытарств находит свое призвание. Теперь решено – он будет писать!

В 1927 году на страницах Sport im Bild публикуется роман «Станция на горизонте», а в двумя годами позднее, в 1929 году, вышел роман «На Западном фронте без перемен». Антивоенное произведение, опирающееся на реальный опыт Ремарка-солдата, имело ошеломительный успех и принесло его автору славу, деньги и прочное место в мировой литературе. За год было продано полтора миллиона экземпляров. А уже в 1930-м американская киностудия Universal Pictures выпустила одноименный фильм, который срежиссировал Льюис Майлстоун. Картина получила два Оскара в номинациях Лучший фильм и Лучший режиссер.

А вот на родине антивоенное произведение оказалось неуместным. Берлинская премьера фильма была сорвана по личному приказу Геббельса – зрительный зал забросали зловонными бомбами и мышами. Через три года Ремарк подвергся жестокой травле. Его книги публично предавались огню, о публикации новых произведений писателя не могло быть и речи.

Автор «На Западном фронте без перемен» вошел в когорту писателей так называемого «потерянного поколения», тех, кто, пройдя в юности тяготы войны, остро возненавидел насилие и не смог окончательно адаптироваться к мирной жизни. Подобный горький опыт выливали на страницах своих произведений Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Ричард Олдингтон, Эрнест Хемингуэй и другие.

К счастью, когда Ремарк впал в немилость к нацистам, его уже признал мир. Писатель успешно эмигрировал в Швейцарию, а затем в США, где спустя восемь лет получил американское гражданство. Эрих Мария Ремарк беспрерывно публиковался, был очень обеспеченным человеком, огромное внимание уделял одежде, и потому прослыл одним из самых стильных представителей литературной богемы. «Деньги, – иронизировал Ремарк, – не приносят счастья, но действуют весьма успокаивающе».

Личная жизнь и увлечения

Детскую страсть к коллекционированию он перенес в несколько иную плоскость, сменив бабочек и камешки на антикварные ковры и картины кисти Ван Гога, Ренуара, Поля Сезанна. Жизнь Ремарка всегда была на виду. Его окружали знаменитости: Рут Альбу, Полетт Годдар, Грета Гарбо… а чего только стоит многолетний роман с Марлен Дитрих и коллекция писем, адресованная ей!

Последнее десятилетие своей жизни Ремарк проводит в Швейцарии. Он возвращается в любимую Европу вместе со второй женой, актрисой Полетт Годдар, ставшей усладой закатных лет писателя. Несмотря на проблемы с сердцем, мучившие Ремарка, он и на восьмом десятке пребывает в здравом уме и продолжает работать. Его последний роман «Тени в раю», или «Земля обетованная», был издан посмертно.

Эрих Мария Ремарк умер от аневризмы аорты в возрасте 72 лет. Писателя похоронили в швейцарском городе Локарно на кладбище Ронко.

За многолетнюю творческую карьеру Эрих Мария Ремарк обращался к различным литературным жанрам. Он писал эссе, публицистические заметки, киносценарии, рассказы, однако в мировом искусстве Ремарк известен прежде всего как выдающийся романист. На его счету 14 романов, которые продолжают успешно переиздаваться и по сей день.

Дебютный роман «Мансарда снов», он же «Приют грез», был опубликован в 1920 году. Произведение окунает читателя в среду деятелей искусства – композиторов, художников и их прекрасных муз. В тематическом и стилистическом плане роман явно выделяется среди других произведений писателя. Здесь еще нет узнаваемого ремарковского пессимизма, полуночных ресторанов, нет его знаменитого кальвадоса, пьющих и непьянеющих героев. Сам автор впоследствии стеснялся дебютного творения и не любил о нем упоминать.

В 1924 году Ремарк пишет роман «Гэм» о роковой красавице, что ищет счастья и новых впечатлений в самых экзотичных местах планеты. Произведение, однако, увидело свет только после смерти писателя в 1998 году.

В 1928 году прозаик намечает пути дальнейшего творчества и пишет роман «Станция на горизонте». Его главные герои – молодые автогонщики – представители так называемого «потерянного поколения». Они прошли горести Первой мировой войны и теперь пытаются компенсировать недостаток адреналина на автостраде.

Роман «На Западном фронте без перемен», опубликованный в 1929 году, сделал Ремарку имя. Повествование ведется от лица рядового солдата Пауля Боймера. Ему всего 19 лет, он вместе с одноклассниками призван на фронт. Боймер простодушно описывает войну без прикрас, во всем ее уродливом безобразии, такой, как она есть.

В продолжение темы «потерянного поколения» Ремарк пишет «Возвращение» (1931). Здесь его солдатам посчастливилось выжить на войне, но вернуться прежними им не удается. Оказывается, там, под пулями, все было намного проще и понятнее, чем в этом жестоком, изменившемся мирном городе.

В 1936 году в Дании вышел самый читаемый роман Ремарка «Три товарища». С темой «потерянного поколения» органично переплетается тема трагической любви. Прототипом главной героини Пат Хольман стала первая жена писателя Ютта Замбона, которая, как и Патриция, страдала от туберкулеза.

Спустя 5 лет, в 1941 году, отдельным изданием вышла книга «Возлюби ближнего своего». Роман посвящен проблемам эмиграции, гонениям евреев, а также проблеме выживания в «мирное» время после большой войны.

1945 год и очередной шедевр – роман «Триумфальная арка». В центре произведения любовная история немецкого эмигранта, занимающегося нелегальной хирургической практикой, Равика и актрисы Жоан Маду. Примечательно, что прототипом главного женского образа стала Марлен Дитрих, с которой Ремарка связывал длительный и довольно мучительный роман. Не случаен выбор имени центрального персонажа – Марлен, шутя, называла Ремарка Равиком.

Горько переживая смерть сестры Эльфриды, которая была повешена нацистами за родство с опальным писателем, Ремарк посвящает ей роман. Произведение под названием «Искра жизни» было опубликовано в 1952 году. Местом для развития сюжета становится немецкий концентрационный лагерь. У главного героя, бывшего редактора либеральной газеты, нет имени, только номер – 509. За его плечами горе, пытки, голод, его тело истощено, а душа истерзана, но в ней теплится надежда на спасение. И оно совсем близко, ведь идет 1945 год.

В 1954-м Ремарк продолжает военную тему в культовом романе «Время жить и время умирать», а позднее возвращается к разработке тем послевоенного выживания и печальной любви на руинах былого мира в «Черном обелиске» (1956) и «Жизни взаймы» (1959).

«Ночь в Лиссабоне» (1962) стал последним романом, изданным при жизни писателя. Он рассказывает о влюбленных, что спасаются от нацистского преследования. На пути беженцев встречается незнакомец, который соглашается им помочь только в том случае, если они выслушают историю его жизни.

Дальше мы проанализируем роман Эриха Марии Ремарка , посвященного все тому же “потерянному поколению”, людям, так и не очнувшимся от ужаса войны и преследуемым прошлым.

В своем тринадцатом романе постарался передать жизнь людей, оказавшихся изгоями в Германии после войны, и ищущих убежища в чужих краях, терпя преследования и позор.

Роман «Тени в раю» (рабочее название – «Земля обетованная») был издан в 1971 году. Он рассказывает о переселенцах из разных уголков охваченной войной Европы. Все они приезжают в страну грез – далекую блистательную Америку. Но для многих из них земной рай оказался не таким радужным, каким представлялся.

Секрет потрясающего успеха произведений Ремарка заключается, видимо, в том, что они отражают ценности, важные каждому человеку: одиночество и отвагу, стойкость и человечность. В темы его произведений, на их страницы попала биография Ремарка. В мире было продано три десятка миллионов его книг.

Детство и юность

Будущий писатель родился в Пруссии в 1898 году. Как положено, учился в школе, потом работал учителем. Но началась война, и он был призван на фронт. Он быстро получил тяжелое ранение осколками в бедро. Затем продолжительное время находился в госпитале - до конца октября 1918 года. Биография Ремарка получит первый страшный лист, в который будет вписан незабываемый след от войны на всю жизнь.

После войны

Начиная с 1918 года Ремарк работает, меняя различные профессии, а в 1920 году выходит его первый роман. К 1925 г. он уже постиг азы работы профессионального литератора. Ремарк переезжает в Берлин и женится на юной красавице, больной туберкулезом. Девушку зовут Ютта, но все друзья называют ее Жанной. Ее образ позже появится в нескольких его романах. Более всего она известна как Пат из «Трех товарищей». Прожив четыре года вместе, они разведутся, причем Жанна возьмет вину на себя.

Но они повторно оформят брак, чтобы она смогла выехать из нацистской Германии. Они не будут больше жить одной семьей, но материально Ремарк будет помогать Жанне до конца своей жизни и оставит ей значительное наследство. Благородное отношение к чужой уже женщине он пронесет через всю жизнь. Вот так биография Ремарка связана с его первым браком.

Грандиозный успех

В 1929 году выходит роман, который вызовет в Германии ожесточенные споры. Он называется «На Западном фронте без перемен». Потрясают образы исковерканных войной мальчиков, которые, сидя в окопах, научились только одному - убивать и умирать. К мирной жизни они не готовы. Это покажет его следующее произведение «Возвращение» (1931 г.). По первой книге снимут фильм. От гонораров за огромные тиражи книги, переведенной на разные языки, и фильм Ремарк получит достойное состояние. В апреле 1932 года писатель с мировым именем переезжает в Швейцарию. Там он, свободный от материальных проблем, пишет «Три товарища» (1936) и с увлечением коллекционирует картины постимпрессионистов. Биография Ремарка ознаменовывается международным успехом.

Роковой год

В сентябре 37-го года в Венеции встретятся двое, сын переплетчика и дочь полицейского. Город масок собрал знаменитостей всего мира на кинофестиваль. За столиком кафе Ремарк поймал заинтересованный взгляд женщины.

Он был знаком с ее спутником и подошел к этой паре. Писатель представился даме: Ремарк. Биография его после знакомства наполнится гибельным и божественным чувством полуразделенной, питающейся крошками любви. К этому времени богатый и знаменитый Ремарк спивался. В момент встречи с ему было 39 лет. Женщины предпочитали оставаться друзьями с писателем, воякой, повесой и денди. В душе был разлад. Мир рушился не только внутри, но и снаружи. Нацисты сожгли все его книги, лишили гражданства.

Игра чувств

Через несколько часов поле знакомства Марлен пригласила его к себе в номер. Они проговорили всю ночь. Как ни странно, Марлен отлично его понимала. Она тоже ненавидела фашизм всем сердцем, как ненавидела все уродливое, она тоже осталась без родины. Обстоятельства потребовали отъезда Дитрих в США. Ремарк жил только письмами.

Бросил пить и считал дни до встречи. Они встретились через пять месяцев. Ремарк начал новый роман о любви, его и Марлен. Он еще не знал, куда заведет его сюжет «Триумфальной арки». А Марлен не обещала ничего и тем самым обещала все. Ремарк запирался у себя и работал над романом. Только так он мог избежать навязчивого внимания репортеров, вечеринок и, главное, бессовестного флирта Марлен.

Именно флирта. Он запрещал себе думать о большем. За Ремарка думал Равик в «Триумфальной арке». Марлен была обычной женщиной, но Ремарк предпочитал видеть в ней королеву со своими причудами. От обычной женщины он ушел бы легко, а от королевы не мог.

Америка

Мир тоже подходил к концу. Все понимали, что война уже близко. Марлен настояла, чтобы Ремарк вместе с ней перебрался в Соединенные Штаты. Он надеялся разделить с Марлен не только праздники, но и будни. Ремарк сделал Марлен предложение. Она отказала. Ремарку хватило духа уехать в домик под Лос-Анджелесом. Залил тоску вином и завалил Марлен новыми письмами. Иногда они встречались. Марлен клялась, что любит его, как умеет, но, точнее, позволяет себя любить, и ему снова казалось, что счастье возможно. В состоянии депрессии он прожил до встречи в 1951 году с Полетт Годдар.

В муках и душевном беспокойстве существовал Эрих Мария Ремарк, биография которого сделала вдруг счастливый виток.

Новые творческие удачи

После публикации «Триумфальной арки» он долго не писал. Но с Полетт он снова начал работать. В 1952 выходит «Искра жизни» - роман, посвященный сестре, уничтоженной нацистами. В 1954 году публикуется новое произведение «Время жить и время умирать». В 1956 году в романе «Черный обелиск» Ремарк опишет реальные события своей юности. Все это время Полетт Годдар рядом. В этой паре Ремарк позволял себя любить. Их свадьба произойдет в 1958 году, как и возвращение в Швейцарию.

Так в пятидесятые годы на творческом подъеме проходит биография Ремарка. Кратко говоря, писатель создаст еще два романа: «Жизнь взаймы» (1959) и «Ночь в Лиссабоне» (1963).

Награды родины

Германия ценит, что у нее есть такой выдающийся современный писатель. Правительство даже награждает его орденом, но, будто в насмешку, гражданство не возвращает. Это вынужденное признание заслуг не вызывает уважения. Живя в Швейцарии, Эрих Мария Ремарк, краткая биография которого перелистала семьдесят два года, уже больше беспокоится о своем здоровье под присмотром жены. Когда он тихо умрет от сердечного приступа в швейцарской больнице, Марлен Дитрих пришлет на его похороны розы. Но Полетт запретит класть их на гроб.

На нынешний день в Германии его только уважают, но в России он по-прежнему популярен. Тираж его книг составляет примерно пять миллионов экземпляров. Таковы биография и творчество Ремарка. В нашей стране его любят и читают.

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга , Томаса Манна , Ф.Достоевского , Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте . В 1904 году поступил в церковную школу, а в - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт . 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя. В период с 1919 сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Эти события впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск ».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental , в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque .

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк (якобы) является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот) . Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке , немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули).

Библиография

Романы

  • Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude ) ()
  • Гэм (нем. Gam ) () (опубликовано посмертно в )
  • Станция на горизонте (нем. Station am Horizont ) ()
  • На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues ) ()
  • Возвращение (нем. Der Weg zurück ) ()
  • Три товарища (нем. Drei Kameraden ) ()
  • Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten ) ()
  • Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe ) ()
  • Искра жизни (нем. Der Funke Leben ) ()
  • Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben ) ()
  • Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk ) ()
  • Жизнь взаймы (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge ) ()
  • Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon ) ()
  • Тени в раю (нем. Schatten im Paradies ) (опубликовано посмертно в 1971 году . Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
  • Земля обетованная (нем. Das gelobte Land ) (опубликовано посмертно в 1998 году . Роман остался неоконченным.)

Рассказы

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist ):

  • Враг (нем. Der Feind ) (1930-1931)
  • Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun ) (1930)
  • Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury ) (1930)
  • Жена Йозефа (нем. Josefs Frau ) (1931)
  • История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe ) (1931)
  • Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok ) (1931)

Прочее

  • Последний акт (нем. Der letzte Akt ) (), пьеса
  • Последняя остановка (нем. Die letzte Station ) (), киносценарий
  • Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!! ) ()
  • Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk ) ()
  • Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst... ) ()

Публикации о Ремарке

Напишите отзыв о статье "Ремарк, Эрих Мария"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ремарк, Эрих Мария

– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.

Эрих Мария Ремарк - псевдоним известного немецкого писателя Эриха Пауля Ремарка, который принес с собой в литературу понятие «потерянное поколение».

Родился Ремарк в 1898 году, а в 1929 написал роман «На западном фронте без перемен», который сделал его популярным. В этом произведении автор показал изнутри весь кошмар войны, все несчастья и потери, которые видели солдаты, а не пафос и лозунги, которые провозглашала власть.

Лейтмотивом всей творчества Эриха Марии было крушение установленных стандартов, полный переворот европейского мира. У него было много успешных популярных произведений, но навсегда эталоном, который затмевал других своей славой оставался его первый великий роман.

Ремарк был рожден в небогатой семье в провинции Нижняя Саксония. Его семейные корни были французскими, но в 19 веке предки переехали в Германию. Отец известного писателя Питер Франц Ремарк работал переплетчиком. Он зарабатывал мало, и семья не имела большого достатка. Не смотря на то, что отец не особо интересовался наукой и литературой, питал глубокий интерес к оккультизму и потустороннему, Эрих Мария рос очень умным, начитанным мальчиком. В классе он был лучшим учеником, а так же проявлял недюжинные способности к музыке. Дома у них стояло фертепиано, и в детстве шестилетнему Эриху пророчили успешную музыкальную карьеру.

Учебу в университете города Мюнстера прервала война. Ремарк был призван в армию и 18 лет ушел на фронт. Он воевал за свою страну, был ранен неоднократно, из-за чего остаток войны ему пришлось пробыть в госпитале. Еще до окончания войны он пошел на преподавательские курсы для ветеранов и вскоре после этого устроился на работу в школу. Проработав год, он переехал в Берлин и пытался устроить свою жизнь, найти свое место в обществе. Он работал каменщиком, водителем-испытателем на фирме, которая изготавливала шины, профессиональным автогонщиком, журналистом, перевозил надгробные памятники, играл на органе в часовне, расположенной при клинике для душевнобольных.

Нигде он долго не задерживался. Работая журналистом, он писал спортивные репортажи для журнала «Спорт в иллюстрациях». Это было движущим началом его литературного творчества. В 1919 году, сразу по окончании войны Ремарк издал в печать повесть, которая называлась «Женщина с молодыми глазами». Через год за ней последовал роман под названием «Мансарда снов». Уже в этих первых произведениях присутствовала характерная Ремарку манера излагать события просто, незамысловато, понятным языком с остроумно подмеченными деталями. Но в первые послевоенные годы это не было оценено читателями, и романы остались незамеченными в массе хлынувшей бульварной литературы. В 1925 году писатель получил место редактора в спортивной газете, для которой писал репортажи.

Эрих Мария был женат, но не отличался исключительной верностью, как, в прочем, и его супруга. Это был свободный брак. Эго жена Ильза Ютта Цамбона сама рассказывала, что прообразом героинь книг ее мужа была его подруга Лени Рифеншталь. Она была известна благодаря постановке пропагандистских фильмов о Гитлере и нацизме. Эта эпатажная дама была, как героини романов Ремарка, красивая, стройная, всегда ярко и со вкусом одетая.

Самый длительный роман писателя на стороне связывал его с Марлен Дитрих, с которой он познакомился в Венеции в конце 30-х годов ХХ столетия.

Прославил Ремарка его третий роман «На западном фронте без перемен», который был очень актуальным в послевоенной время и вызывал агрессивные политические разногласия. Издательство отвергло вначале книгу, но когда в 1928 году он все же начал печататься в берлинской газете, он произвел фурор. Книга была продана тиражом 1,2 миллиона копий лишь за первый год.

Множество критиков назвали книгу лучшим произведением про войну за всю историю (всех веков). В нем очень просто, от первого лица, как и большинство его произведений, рассказывается о войне и ее кошмарах. Произведение отчасти автобиографическое, так как автор испытал все ужасы войны на себе. Его главный герой Пауль - рядовой в немецкой армии, как и автор, призванный в молодом возрасте служить.

Язык прост, картинка не напыщенна, без сгустков, все как есть - без излишнего сентиментализма. Автор не копается в душе у героя, он просто, даже, можно сказать, скупо описывает реалии этого жуткого и противоестественного человеку явления - войны.

Название романа себя оправдывает, перемен в сюжетной линии мало, все ужасающе однообразны, дни похожи один на другой.

Язык, которым Ремарк это описывает, поражающе прям, прост, точен. Даже сух в описании кровавых событий, что содействует правдивости повествования, натуральности и жизненности. В этом стиле чувствуется влияние экспрессионизма, популярного в литературе времен Первой мировой войны.

Автор часто обращается от имени первого лица в множественном числе. Это местоимение «мы» было моральным утешением для миллионов читателей, которые, как и главный герой, потеряли всех своих друзей, но прошли войну и должны были идти дальше, привыкать жить с этим и искать свое место в социуме.

Ремарк хотел показать, подчеркнуть, выделить, что война не нужна людям, она бессмысленна, противоестественна, бесчеловечна, такое не должно повторяться. Автора передавал трагедию людей, которые вынуждены были воевать, убивать. Людей, чьи идеалы рушились, мир рушился, и спасение удавалось находить только в чистых человеческих отношениях, в дружбе, любви, верности. Через всю книгу чувствуются пацифистские призывы.

Роман затронул сердца большинства, потому что война коснулась практически каждой семьи. Кто-то потерял родных из-за этих ужасных событий, кто-то прошел этот ад и должен был жить с жуткими воспоминаниями, с картинами погибших товарищей в голове. Поэтому роман был переведен почти на все европейские языки. В 1929 году он был впервые издан на русском.

Следующий роман «Возвращение» был издан в 1931 году появилась на волне успеха предыдущего. В нем писатель как бы продолжает начатую тему, он описывает первое время после войны. Это опустошение, неопределенность: что дальше? Смысл всего, что произошло, через что пришлось пройти? Здесь еще более явно чувствуется тоска, безысходность людей, истерзанных войной и выброшенных в мир без намека, подсказки, как жить дальше. Роман рассказывает о жизни главного героя Эрнеста и его товарищей.

Жестокая действительность угнетала, давила, одних заставляла распрощаться с этим миром, других обрекала на мучительное существование.

Никто в мире не ценит землю настолько сильно, как солдат. Нигде он не чувствует себя так защищено, так тепло и уютно, как когда обнимает землю, зарывается в нее лицом и всем телом, укрываясь в страхе от смерти. Она как надежный друг, любящая мать охраняет, укрывает, уберегает от страшного. Он ей открывается, доверяется искаженным от страха криком, безнадежным воплем, отчаянным воем исполненным надежды.

И на несколько секунд отпускает, становится легче, иногда этот покой становится вечным. Если же удается выжить - новый всплеск, новая атака, новый приступ страха.

Ремарк сам признавал, что хоть и спасся от снарядов, стал ее прямой жертвой, представителем поколения, искалеченного войной. По его роману «На западном фронте без перемен» снят фильм Льюиса Майлстоуна. Но постановщик фильма был категорически против концовки книги, где главный герой героически умирает. Поэтому экранизация книги имеет более оптимистическое окончание - руку, что тянется к бабочке.

Но во время властвующих нацистских сил оба романа Ремарка, как и фильм, снятый на основе одной из них, были запрещены, сожжены, а на премьере фильма солдаты устроили погром. Ремарка обвиняли в пацифизме.

И фильм транслировать для массового просмотра удалось лишь в 50-х годах.

Из-за столкновений с властью в 1938 году Ремарка лишили гражданства. Он уехал из родной страны. Сначала жил в Швейцарии, а потом в США, где получил гражданство. Он завел много знакомств в Голливуде, там же он встретил свою будущую жену Полетт Гаддард. Они поженились в 1958 году, после двух браков с одной и той же женщиной - Юттой Цамбона.

После Второй мировой войны писатель снова переехал жить в Швейцарию, купил себе дом и написал здесь свою последнюю пьесу. Рассказывающая о падении Третьего Рейха, «Последняя остановка», показывалась в Берлине в 1956 году.

Ремарк писал еще много о войне, о последующих событиях в стране, мире, жизнях людей. Но ни один роман больше так не прославился, не загремел с такой же силой, как первый и самый выдающийся. И во всех последующих произведениях Ремарк сохраняет присущий ему сдержанный, простой, понятный, острумный стиль. Он также мастерски создает интересные характеры, витиеватые сюжеты, он всегда знал меру в сочетании реалистических описаний и романтических, сентиментальных переживаний.

«Три товарища» - пожалуй, самый трогательный и сентиментальный роман Ремарка, изданный в 1937 году. Френк Борцаг снял по нему одноименный роман. Он затрагивает самые тонкие струны души, не оставляя равнодушным никого. Любовь, спасающая от болезни души, от одиночества сердца. Любовь всепобеждающая, преодолевающая, но такая беззащитная перед жестокостью этого мира. Над сценарием фильма работал Ф. Скотт Фицджеральд. Он настолько увлекся сюжетом, что, имея проблемы с алкоголем, был абсолютно трезв на протяжении всей постановки фильма.

Последующие романы Ремарка рассказывают о борьбе и жизни во время нацистского господствования. Один из них - «Триумфальная арка», написанный в 1946 году, рассказывает об актрисе и враче-беженце из Германии. На основе книги Чарльз Бойер снял фильм, где в главной роли снялась Ингрид Бергман.

В 1954 году Ремарк написал роман «Время жить и время умирать», а в 1958 году сыграл одну из главных ролей в его экранизации. В произведении снова поднимается тема войны. Автор переезжает обратно на родину в Германию. Приходит осознание наделанных ошибок, страх за будущее, желание предупредить, предостеречь. Это явно проявляется во всех его последующих произведениях.

В течение долгого времени Ремарк страдал от аневризмы и после долгих месяцев лечения и в 1970 году великий писатель скончался в возрасте 72 лет.