» » Борис стечкин

Борис стечкин

Ветвь Николая Алексеевича (Шиловы - Стечкины).

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Николай Александрович Шиловы.

Вера Николаевна (рожд. Абрикосова , дочь Н.А. Абрикосова , внучка А.И. Абрикосова ) Шилова (1875 - 1942), училась в одной гимназии и дружила с Натальей Сергеевной Шереметьевской, будущей супругой Великого князя Михаила Александровича (1878 - позже 1918 года), Императора Михаила II, ставшей впоследствии - графиней Натальей Сергеевной Брасовой (1880-1952).

Вышла замуж в 1897 году за Шилова Николая Александровича (1872-1930), одного из основоположников теории противохимической защиты, профессором Академии химической защита РККА.


Вера Николаевна Абрикосова и Николай Александрович Шилов в день свадьбы.
Москва, Малый Успенский переулок. 1897 год.

Николай Александрович Шилов , известный химик, занимался сопряженными реакциями окисления, вопросами адсорбции газов и электролитов на угле (в связи с проблемой химзащиты), фотографическими процессами.
В 1895г. закончил Московский университет, работал в лаборатории Н.Д.Зелинского, работал в физико-химической лаборатории Освальда в Лейпциге (1896-1897 и 1901-1904). Преподавал в Московском университете, в Московском Высшем техническом (инженерном) училище и в Московском Коммерческом институте.

С 1910 г. профессор. В 1911г. вместе с другими профессорами покидает университет в знак протеста против реакционной политики министра Кассо. В 1912 едет в лабораторию Кюри, а в 1914 - в лабораторию Резерфорда с целью не только поработать, но и закупить оборудование для радиологической лаборатории Коммерческого института.
Первая мировая война нарушили все планы - закупленное оборудование погибло на пути в Россию. Шилову с семьей удалось вернуться домой через Швецию.

В 1915г. Московское отделение Русского физико-химического общества поручило разработку способов противогазовой защиты Зелинскому, Шилову и Хлопину.
В сентябре 1915г. Н.А. Шилов создает передвижную химическую лабораторию и выезжает на Западный фронт.


Н.А. Шилов, 1915 год.
Штаб Главнокомандующего Армиями Западного фронта.


Н.А. Шилов был страстным путешественником, бывал во многих странах мира. Оставил большую коллекцию снятых им стереофотографических снимков.

Библиография:
Н.Н.Ушакова Николай Александрович Шилов. Из-во "Наука" М. 1966
Сборник Николай Александрович Шилов. К столетию со дня рождения. Под ред. М.М.Дубинина Военная Академия химзащиты, М. 1964.
Б.М.Беркенгейм, Н.И.Семенов, Серпинский Журнал физ. химии т.29 вып. 9 1955г.
Успехи химии т.15 вып.2 1946
Научное творчество Шилова. Труды института истории естествознания и техники т.12 1956г.

Вера Николаевна и Николай Александрович Шиловы.
Свадебное путешествие. Германия 1897 год

В.Н. и Н.А. Шиловы имели трех детей:
1. Ирина (1898-1958);
2. Марина (1908(?) - 1930). Детей не имела, умерла в возрасте 22 года;
3. Александр - умер ребенком в 10-летнем возрасте;


Ирина, Вера Николаевна (рожд. Абрикосова) и Марина Шиловы. 1912 год.


Вера Николаевна и Наталья Сергеевна Шереметьевская, в последствии графиня Брасова, поддерживали дружеские отношения вплоть до революции 1917 года, когда судьба их разлучила.
В 1914 году, по приглашению Натальи Сергеевны и Великого князя Михаила Александровича, Вера Николаевна с мужем Н.А. Шиловым и дочерью Ириной посетили великокняжескую чету в замке Небворт (Knebworth House) в 28 милях к северу от Лондона, где они тогда проживали.
Об этом посещении остались воспоминания записанные внуком Ирины Николаевны - Борисом Сергеевичем Стечкиным.

Ирина Николаевна (рожд. Шилова) Стечкина (1898-1958) , окончила Плехановский институт, преподавала на химическом факультете МГУ.

Муж Стечкин Борис Сергеевич (5 августа 1891 — 2 апреля 1969) — выдающийся русский, советский учёный в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года).

Борис Сергеевич Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. Среднее образование он получил в Орловском кадетском корпусе (1908), по окончании которого поступил на механический факультет Высшего технического училища в Москве, которое закончил в 1918 г. Профессор Н.Е. Жуковский обратил внимание на способного студента и пригласил его работать на кафедре после окончания МВТУ. В 1921 году Стечкин избирается профессором.
В 20-е годы Стечкин становится одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносит заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он публикует статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые формулируются принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники. Б.С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин.
Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б.С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н.Е. Жуковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королёвым , А.Н. Туполевым, А.А. Микулиным, и др.


Академик Б.С. Стечкин

В начале 1930 года стал зам. директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ). Арестован 20 октября 1930 года по делу Промпартии.
Б.С. Стечкин принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА им. Жуковского, Института двигателей АН СССР, первым директором которого он являлся.
Значительную часть научной деятельности Б.С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-27), МАИ (1933-37), ВВИА им Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).
Несмотря на свои достижения, Стечкин дважды пострадал от сталинских репрессий: в 1930—1931 и 1937—1943 годах находился в заключении, работая при этом в специальном техническом бюро. Это помешало поступлению в МГУ его сына — С. Б. Стечкина — впоследствии ставшего профессором этого университета. Стечкин упомянут в романе А.И. Солженицина «В круге первом», а также в книге воспоминаний Л. Кербера «Туполевская шарага».. В 1943 году Стечкин был освобожден после личной просьбы А. А. Микулина Сталину.


Океанский сухогруз "Академик Стечкин"
Спущен на воду в 1975 г.
Черноморское морское пароходство.

За свою научную и инженерную деятельность Б.С. Стечкин был удостоен многих правительственных наград: Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Сталинской премии (1946 г.), награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.


Ирина Николаевна (рожд. Шилова) и Борис Сергеевич Стечкины.

Ирина Николаевна и Борис Сергеевич Стечкины имели трех детей:

1. Сергей Борисович (1920-1995);
2. Вера Борисовна (1922г.р.);
3. Ирина Борисовна (1932 г.р.).

1. Сергей Борисович Стечкин (1920-1995), окончил мехмат МГУ (1942г.), доктор физико-математических наук, профессор, работал в Математическом институте АН СССР.


Математик
Сергей Борисович Стечкин.

Женат первым браком на Екатерине Ивановне Стечкиной (Трифоновой) (1927-1987), окончила мехмат МГУ, редактор в издательстве Наука, зав редакцией (Физико-математическая литература).


Екатерина Стечкина с сыном Борисом

Их сын:
1. Борис (1950 г.р.).
Борис Сергеевич Стечкин (1950г.р.), окончил мехмат МГУ (1973г.), академик Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, с.н.с. Математического института им. В.А. Стеклова.
Был женат на Ирине Львовне Ежовой (1948 г.р.), окончила философский факультет МГУ (1972 г.), полковник Генеральной прокуратуры РФ в отставке. (брак расторгнут). Детей не имели.


Математик,
Борис Сергеевич Стечкин.

Второй брак С.Б. Стечкина - Татьяна Васильевна Родославова (1948 г.р.), окончила мехмат МГУ (1972 г.),
Их дети:
1. Александра (1979 г.р.);
2. Валерия (1982 г.р.).
1. Александра Сергеевна (1979 г.р.), окончила педагогический институт им. В.И. Ленина, преподаватель математики в средней школе.
Имеет двух детей: Кира, Филипп.
2. Валерия Сергеевна Стечкина (1982 г.р.).
2. Вера Борисовна Пахомова (Стечкина) (1922г.р.), окончила Московский горный институт, преподавала в Горном институте.
Муж: Николай Корнеевич Пахомов (1917 -), летчик, штурман, участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. После войны на партийной работе. Работал в МГК КПСС.
Их дети:
1. Сергей (1947-2007);
2. Ольга (1951 г.р.).
1. Сергей Николаевич Пахомов (1947 — 2007). работал старшим лаборантом в институте им. Курчатова, художник-иллюстратор.
Первый брак: Гришанина Наталья Алексеевна (1951 г.р.).
Их сын :
Борис Сергеевич Пахомов (1974 г.р.), окончил библиотечный институт. Жена: Людмила Сергеевна Горшкова (1985 г.р.).
Их дети:
1. Вениамин (2001 г.р.)
2. Ярослав (2004 г.р.)
Второй брак: Ирина Александровна Розовская (1954 г.р.)
Их дети:
1.Николай (1986 г.р.),
2. Александр (1988 г.р.),
3. Мария (1992 г.р.).
2. Ольга Николаевна Пахомова (1951 г.р.) окончила психологический факультет МГУ, психолог, автор многих учебных пособий по детской психологии. Муж: Михаил Зельманович Темчин (1945 г.р.)
Их дети:
1. Анна (1972 г.р.),
2. Мария (1980г.р.).
1. Анна Михайловна Темчина (1972 г.р.) окончила Московский государственный открытый педагогический университет (МГОП), логопед-дефектолог. Муж: Евгений Романович Писаревский (1968 г.р.)
Их дети:
1.Вера (1993г.р.)
2.Татьяна (1997 г.р.)
3.Ирина (2004г.р.)
2.Мария Михайловна Темчина (1980 г.р.) Окончила РГГУ, педагог. Муж: Попов Артем Алексеевич (1965 г.р.)
Дочь: Марина (2008г.р.)
3. Ирина Борисовна Стечкина (1932 г.р.) окончила физфак МГУ (1956г.), кандидат физико-математических наук, 20 лет проработала в Физико-химическом институте им. Л.Я. Карпова. С 1980 г. работает в РНЦ «Курчатовский Институт», ведущий научный сотрудник.
Муж: Александр Алексеевич Веденов (1933-2008), окончил физфак МГУ (1956г.), доктор физико-математических наук, профессор, член корреспондент АН СССР, работал в Институте Атомной энергии им. И.В. Курчатова.


Ирина Борисовна Стечкина, Александр Алексеевич Веденов их сын Алексей.
1959 год

1. Алексей (1958 г.р.);
2. Ирина (1964 г.р.).
1. Алексей Александрович Веденов (1958г.р.), окончил, мехмат МГУ. Женат на Евгении Олеговне Стечкиной, окончила санитарный факультет Медицинского института.
Дочь: Алла (1986 г.р.), работает переводчицей.
2. Ирина Александровна Веденова (1964 г.р.), окончила мехмат МГУ, проживает в Канаде.
Первый брак: Юрий Витальевич Девяткин (1961 г.р.)
Их дети:
1. Леонид (1982 г.р.);
2. Михаил (1986 г.р.);
3. Ирина (1997 г.р.).
1. Леонид Юрьевич Девяткин (1982 г.р.), окончил философский факультет МГУ (2004 г.), кандидат философских наук, работает в Институте философии РАН.


Михаил Девяткин (В центре)

3. Ирина Юрьевна Девяткина (1997 г.р.), учится в школе, проживает вместе с матерью в Канаде.

Биографические данные и фотографии любезно предоставили - Ирина Борисовна Стечкина, Вера Борисовна Пахомова (правнучки Николая Алексеевича Абрикосова) и Борис Сергеевич Стечкин (праправнук Н.А. Абрикосова).

Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей и администрация Сайта выражает им искреннюю благодарность за предоставленные материалы.

Продолжение следует.
Июнь 2010 г.

________________________

Администратор сайта
Андрей Абрикосов.
E-mail: [email protected]

Место рождения: с. Труфаново Тульской губ.

Направления деятельности: техника

Стечкин Борис Сергеевич (1891, с. Труфаново Тульской губ. – 1969, Москва) – специалист в области теплотехники и авиационных двигателей,

Академик (1953)

Борис Сергеевич Стечкин родился 5 августа (20 июля) 1891 г. в селе Труфаново Тульской губернии. Отец, Сергей Яковлевич Стечкин – критик, писатель, репортер газет, ушел из семьи, когда Б.С. Стечкину было около трех лет. Воспитанием троих детей занималась мать, Мария Егоровна Стечкина – медсестра.

В 1901 г. Б.С. Стечкин был принят в Орловский кадетский корпус с содержанием на дворянский счет. Закончив кадетский корпус в 1908 г., он приехал в Москву, где по совету двоюродного брата отца, известного русского механика Николая Егоровича Жуковского, поступил на механический факультет Высшего технического училища (ВТУ).

К тому времени Н.Е. Жуковский, являясь профессором ВТУ, создал при училище кружок авиации, в котором Б.С. Стечкин и начал заниматься. Кроме него в кружке состояли А.Н. Туполев, А.А. Архангельский, В.П. Ветчинкин и др. Силами членов кружка осуществлялись работы в аэродинамической лаборатории, в которой каждый имел свое направление. Б.С. Стечкин занимался специальными вопросами моторостроения.

С начала Первой мировой войны в аэродинамической лаборатории для испытаний военных самолетов было создано авиационное расчетно-испытательное бюро, в которое вошел Б.С. Стечкин. Бюро проделало большую работу по накоплению экспериментального и расчетного материала, что позволило начать обоснованное проектирование летальных аппаратов.

В годы Первой мировой войны Б.С. Стечкиным был создан прибор для прицельного бомбометания с самолетов и двигатель АМБЕС-1 мощностью 380 лошадиных сил для танков. Этот двигатель был представлен им в качестве дипломного проекта.

В 1918 г. Б.С. Стечкин окончил МВТУ и был оставлен при училище для занятий авиационными моторами. В том же году был образован Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), одним из организаторов которого являлся Б.С. Стечкин, в котором он с 1919 г. по 1930 г. возглавлял винтомоторный отдел.

В 1920-е гг. Б.С. Стечкин принял участие в создании аэросаней, которые явились единственным машинным транспортным средством при освоении Севера. В те же годы он посетил Францию, Германию, Англию, США, где знакомился с новинками теоретической и прикладной гидродинамики, авиационного моторостроения.

В 1930 г. Б.С. Стечкин перешел на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). В 1931-1933 гг. им, совместно с Н.Р. Брилингом и Г.В. Тринклером, были разработаны и испытаны быстроходные авиационные дизели ЯГТ, ПГЕ, КОДЖУ и 1000-сильный ФЭД-8.

В 1933-1937 гг. Б.С. Стечкин, продолжая заниматься вопросами моторостроения, разработал и построил вместе с Л.В. Курчевским авиационный дизель МСК. Одновременно он конструировал лопаточные машины, в частности центробежные компрессоры, необходимые в то время поршневым двигателям для увеличения высоты полета.

В 1930-е гг., работая на авиационном заводе Наркомата авиационной промышленности, он разработал целую серию систем для вооружения сухопутных, авиационных, танковых и военно-морских сил. На их основе в Советской Армии были созданы реактивно-динамические безоткатные пушки АПК для авиации, БПК – для пехоты и противотанковое оружие.

В 1938-1943 гг. Б.С. Стечкин работал в конструкторском бюро, где создал бесклапанный пульсирующий реактивный двигатель УС (ускоритель Стечкина), предназначенный для ускорения самолетов.

В 1943-1955 гг. он занимал должность заместителя главного конструктора по научно-технической части на заводе. Ученый работал над созданием моторов с непосредственным впрыском топлива, над системами турбонаддува и природных компрессоров наддува для высотных авиадвигателей; решал задачи по прочности и динамике машин и механизмов.

После 1943 г. инженерная и научно-техническая работа стали основой его деятельности. С 1945 г. началось широкое распространение и быстрое совершенствование воздушно-реактивных двигателей, турбореактивных двигателей и лопаточных машин. В окончательном виде работы ученого по воздушно-реактивным двигателям были опубликованы в 1953-1954 гг. в коллективном труде «Теория реактивных двигателей». На первом в мире пассажирском реактивном лайнере ТУ-104 был установлен двигатель РД-3М, непосредственным участником создания которого был Б.С. Стечкин.

В 1946 г. Б.С. Стечкин был избран членом-корреспондентом, в 1953 г. – действительным членом АН СССР.

В 1952 г. Б.С. Стечкин организовал лаборатории лопаточных машин в Институте машиноведения АН СССР и был назначен ее руководителем.

С 1954 по 1962 гг. Б.С. Стечкин возглавлял Институт двигателей АН СССР, созданный на базе двух лабораторий Института машиноведения АН СССР. Институт разрабатывал основы создания принципиально новых двигателей с непосредственным преобразованием тепловой энергии в электрическую, продолжал совершенствовать лопаточные машины, газотурбинные установки и поршневые двигатели.

Начиная с 1962 г. и до последних дней своей жизни Б.С. Стечкин сотрудничал с С.П. Королевым, работая у него в конструкторском бюро. В этот период он занимался новыми разработками в области жидкостных магнитогидродинамических двигателей.

Другим направлением его деятельности в те годы была защита воздушного бассейна, охрана природы. Б.С. Стечкин принимал участие в симпозиумах, научных конференциях, являлся членом научного совета по этому вопросу.

Долгие годы Б.С. Стечкин вел педагогическую деятельность. Он преподавал в МВТУ им. Н.Э. Баумана, Институте инженеров Красного Воздушного Флота, в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, Московском авиационном институте им. Серго Орджоникидзе (МАИ) и др.

Б.С. Стечкин состоял членом комиссии ЦАГИ по постройке аэросаней (1919), редактором-консультантом журнала «Вестник воздушного флота» (1921), членом редколлегии журнала «Техника воздушного флота» (1927-1930, 1933-1937), членом Редакционного совета Министерства авиационной промышленности СССР (1948-1949), заместителем председателя (1949-1951), председателем (1951-1966) Комиссии по газовым турбинам АН СССР, членом секции машиностроения Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники при Совете Министров СССР (1960-1964), членом Бюро Отделения технических наук АН СССР (1957-1959), главным редактором журнала «Известия АН СССР» (1959-1961), членом Комитета по Ленинским премиям в области науки и техники при Совете Министров СССР (1960-1967).

Заслуги Б.С. Стечкина были высоко оценены правительством. Ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда (1961), он был награжден двумя орденами Ленина (1947, 1961), орденом Трудового Красного Знамени (1945), орденом Красной Звезды (1945) и медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «В память 800-летия Москвы» (1948).

Б.С. Стечкин – лауреат Государственной (1946) и Ленинской (1957) премий.

Б.С. Стечкин дважды подвергался репрессиям: в 1930 г. он был арестован, осужден на три года по делу «Промпартии» и досрочно освобожден в конце 1931 г. В 1937 г. ученый был вновь арестован, находился в заключении до 1943 г., работал в специальном ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

Борис Сергеевич Стечкин умер 2 апреля 1969 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

26 января 2011 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках XXXV Академических чтений по космонавтике был проведен Симпозиум, посвященный 120-летию со дня рождения академика Б.С. Стечкина. Данная статья подготовлена на основе доклада Ю.Н. Нечаева, сделанного на этом Симпозиуме.

Главная научная заслуга Б.С. Стечкина состоит в том, что он еще в конце 20-х годов прошлого века сумел предсказать и теоретически обосновать возможность создания нового типа двигателей для авиации - воздушно-реактивных, которые обеспечили качественный скачек в ее развитии. Эти перспективы были раскрыты им в работе "Теория воздушного реактивного двигателя", которая была опубликована в 1929 г. в журнале "Техника воздушного флота" . Эта работа предвосхитила более чем на два десятилетия развитие авиационной науки и техники. В эпоху, когда в авиации использовались только поршневые двигатели, которые к тому же были еще далеки от совершенства, Борис Сергеевич предложил новый тип двигателя, дал теорию его расчета и указал путь развития новой реактивной авиации на годы вперед.

Этот труд Бориса Сергеевича имел всемирное признание. И особенно важно то, что в нем были заложены основы современной теории ВРД, которые получили дальнейшее развитие в последующих трудах самого Б.С. Стечкина и его учеников и последователей. Это дает нам основание по праву считать Б.С. Стечкина основоположником теории воздушно-реактивных двигателей.

Борис Сергеевич к идее ВРД пришел не сразу и не случайно. Теоретической основой для решения этой проблемы явились его обширные знания в области классической термодинамики, теоретической гидромеханики и теплотехники. Достаточно указать на то, что Н.Е. Жуковский в 1920 году, будучи освобожденным постановлением Совнаркома СССР от обязательной учебной нагрузки в МВТУ (в целях высвобождения времени для научной деятельности и руководства ЦАГИ), поручил чтение курса лекций по гидромеханике своему ближайшему ученику Б.С. Стечкину. Именно глубокое знание теоретической гидромеханики и теплотехники привели Б.С. Стечкина к идее о возможности применения ВРД в авиации, которую можно отнести к крупнейшим открытиям XX века.

Эту идею Б.С. Стечкин долго вынашивал, но изложил впервые не в печати, а на одной из лекций по курсу гидродинамики студентам МВТУ. Излагать свои новые научные идеи на лекциях - было характерной чертой Бориса Сергеевича. Так он поступил и на этот раз. Слух о новой теории Стечкина быстро распространился среди московских ученых и инженеров-авиаторов. Командование ВВС приглашает Бориса Сергеевича прочесть эту лекцию публично в Большой аудитории Дома Красной Армии. Затем он делает доклад на эту же тему на научной конференции в ЦАГИ. Поступают настоятельные просьбы - опубликовать лекцию о новом двигателе в печати. Так, в 1929 г. появляется по настоятельному требованию коллег и друзей уже ставшая известной работа "Теория воздушного реактивного двигателя".

Условия к практическому созданию реактивной авиации в СССР созрели только к 1944 г. 18 февраля 1944 г. произошло знаменательное событие - Государственный комитет обороны СССР принял постановление о создании специального научно-исследовательского института Наркомата авиационной промышленности по реактивной авиации (НИИ-1) и потребовал в месячный срок представить конкретные предложения о постройке реактивных двигателей и самолетов. Задания на разработку реактивных двигателей получили все моторные КБ. Помимо этого в 1943 г. было создано известным авиаконструктором А.А. Микулиным на базе Самарского моторного завода новое опытное конструкторское бюро - ОКБ-300 (впоследствии - завод "Союз"), где были собраны многие видные специалисты. На должность заместителя главного конструктора был приглашен С.К. Туманский - главный конструктор запорожского моторного завода № 29. Б.С. Стечкин в это время находился еще в заключении в казанской "шарашке".

А.А. Микулину удалось вызволить Б.С. Стечкина из заключения. Микулин, как он сам признавался, не мог успешно и плодотворно работать без Стечкина. До этого со Стечкиным им были созданы поршневые двигатели типа АМ-БС и др. И.В. Сталин одобрил проект Микулина о создании ОКБ-300 (при заводе № 300) и принял решение об освобождении Бориса Сергеевича из заключения и о переводе его в состав сотрудников этого ОКБ. В результате Стечкин был вызван из Казани в Москву и назначен на должность заместителя главного конструктора ОКБ 300 по научной части.

Работы в ОКБ-300 начались с усовершенствования и дальнейшего развития широко используемых в авиации в те годы поршневых двигателей Микулина. Как известно, его двигатель АМ-34 обеспечил легендарный дальний беспосадочный перелет по маршруту Щелково - Северный Полюс - Портланд (США). Ряд двигателей семейства "АМ" получил применение на боевых самолетах. А в ОКБ-300 к тому времени уже были созданы новые двигатели: АМ-38, АМ-39, АМ-42 и их модификации, а также агрегаты наддува этих двигателей - турбонагнетатели типа АМ ТК-1, АМ ТК 2, АМ ТК-3.

Но уже в марте 1943 г. в ОКБ-300 была сформирована группа реактивщиков, подчиненная непосредственно Б.С. Стечкину. Ее задачей являлась разработка турбореактивных двигателей. А 2 сентября 1944 г. вышел приказ № 524 Наркома авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина "О создании реактивных двигателей на заводе № 300". В результате Б.С. Стечкин вместе с А.А. Микулиным и С.К. Туманским явился разработчиком ряда новых реактивных двигателей. Это были двигатели АМ-3, АМ-5, РД-3М, РД-9Б, Р11-300 и др. За создание двигателя РД-3М для дальнего бомбардировщика Ту-16, а затем для отечественного реактивного лайнера Ту-104 Б.С. Стечкин был удостоен вместе с А.Н. Туполевым Ленинской премии.

Практически одновременно в 1946 г. был создан завод № 165, впоследствии ММЗ "Сатурн" (в настоящее время Научно-технический центр имени А.М. Люльки). Приемником и продолжателем Стечкинской двигательной школы стал выдающийся конструктор и разработчик авиационных двигателей (впоследствии академик) Архип Михайлович Люлька. Ранее им был разработан первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1, а затем - создано семейство двигателей типа "АЛ". Двигатели АЛ-31Ф генерального Конструктора А.М. Люльки устанавливаются на самолетах ряда стран и относятся к лучшим в мире турбореактивным двигателям. А.М. Люлька в течение ряда лет осуществлял координацию главных ключевых проблем в области развития российского авиационного двигателестроения.

В 1944 г. в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского непосредственно под Б.С. Стечкина приказом Министра обороны СССР была создана новая кафедра (кафедра № 19), которая получила название "Кафедры лопаточных машин и реактивных двигателей". Это была первая кафедра реактивных двигателей в нашей стране.

На новой кафедре Б.С. Стечкин сразу же приступил к чтению лекций вначале по поршневым двигателям, а затем по новой, им впервые созданной, учебной дисциплине "Теория лопаточных машин и реактивных двигателей". Он придерживался строгого распорядка в организации учебных, научно-методических и научно-исследовательских работ. Присутственными днями для академии у него были среда и суббота. По средам с утра - лекции, а после них - разные служебные вопросы: ученые советы, заседания кафедры, встречи с командованием и с представителями других организаций. По субботам - семинары, групповые занятия, консультации. Такой распорядок четко соблюдался вплоть до ухода Бориса Сергеевича Стечкина из академии.

Лекции он читал блестяще. Самые сложные вопросы умел излагать просто и доходчиво и при этом - без упрощений и с полным сохранением научной строгости изложения. На лекциях, как правило, излагались новые вопросы, которые еще отсутствовали в учебной литературе, а также впервые создавались на глазах у слушателей новые разделы курса теории реактивных двигателей. Такие лекции вызывали огромный интерес, и их посещали все преподаватели и научные сотрудники кафедры № 19, а также представители ряда других кафедр.

Слушатели с трудом размещались в просторном конференц-зале корпуса "Г", специально выделенном под лекции Б.С. Стечкина. Преподаватели (по очереди) конспектировали эти лекции, передавали их на доработку Борису Сергеевичу, и затем они быстро издавались (в виде конспектов лекций профессора Б.С. Стечкина). Позже на основе этих конспектов лекций было осуществлено двухтомное издание книг "Теория реактивных двигателей", ставших настольными книгами ряда поколений авиационных инженеров.

На кафедре № 19 Б.С. Стечкиным была создана научная школа, которая существует до настоящего времени. Она, с учетом проводимых ныне Стечкинских научных симпозиумов, способствует продолжению и развитию научных идей Бориса Сергеевича и дальнейшему совершенствованию авиационной двигательной науки.

Наиболее зримым результатом деятельности Стечкинской научной школы, как указано, является вышедшее в свет в 1956 и 1958 гг. в издательстве "Оборонгиз" под редакцией Б.С. Стечкина двухтомное научно-техническое издание книг "Теория реактивных двигателей" общим объемом более 70 печатных листов . Эти книги, написанные учениками и воспитанниками Б.С. Стечкина, завершили цикл работ кафедры №19 ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского того периода по общей теории реактивных двигателей, выполненных под руководством и при личном участии Бориса Сергеевича.

Позже, уже без Бориса Сергеевича, вышли новые издания этих книг. Последнее (тоже двухтомное) относится к 2006 и 2007 гг., в котором освещен ряд новых вопросов:
- теоретические проблемы совершенствования силовых установок для гиперзвуковых и воздушно-космических летательных аппаратов;
- основы теории и расчета пульсирующих детонационных двигателей (ПуДД);
- возможные области и способы применения ПуДД в реактивной авиации.

Научные заслуги Б.С. Стечкина - как ученого и его личные качества - как человека высоко ценил Архип Михайлович Люлька. В науке он считал Стечкина звездой первой величины, а в личной жизни отмечал безукоризненную честность, доброту и удивительную скромность.

В ОКБ-300 у истоков его формирования успешно и плодотворно работали три корифея авиационной науки: Александр Александрович Микулин - талантливейший конструктор-изобретатель, Борис Сергеевич Стечкин - выдающийся ученый-теоретик и Сергей Константинович Туманский - опытнейший конструктор и организатор производства. Их творческое содружество способствовало созданию и слаженной работе опытно-конструкторского бюро высочайшего класса и его заводской научно-производственной базы.

Их основные достижения и традиции были блестяще продолжены генеральным конструктором НТЦ А.М. Люлькой. Без преувеличения можно сказать, что семейства двигателей от "АМ" до "АЛ" являлись и являются основными двигателями для лучших гражданских и военных самолетов России и ряда зарубежных стран.

На заводе № 300 Б.С. Стечкин обучал и воспитывал коллектив творческих работников - своих единомышленников. В этом коллективе каждый чувствовал себя творцом и соучастником большого общего дела. Диапазон деятельности Бориса Сергеевича был чрезвычайно широк: тепловые процессы, вопросы газодинамики, расчеты на прочность, организация экспериментальных исследований, разработка новых типов газотурбинных двигателей.

Под руководством Б.С. Стечкина в ОКБ-300 была создана большая газодинамическая лаборатория для проведения испытаний лопаточных машин и продувок аэродинамических решеток различных схем. Помимо этого была создана лаборатория для горячих испытаний газовых турбин и решеток их сопловых аппаратов. Результатом работы этих лабораторий явилось создание высокоэффективных лопаточных машин для авиационных газотурбинных двигателей АМ-3, АМ-5, РД-3М, РД-9Б, Р11Б- 300.

Авторы-разработчики ПуДД нового типа

Опираясь на собственный опыт создания первого отечественного турбореактивного двигателя и используя научно-технический задел, созданный академиком Б.С. Стечкиным, под руководством академика А.М. Люльки были созданы двигатели АЛ-7, АЛ-21, АЛ-31Ф, АЛ-41 и их модификации.

Есть все основания считать, что пульсирующие детонационные двигатели являются продолжением и творческим развитием идей Стечкинских УС-ов. При этом, в ряде научных работ и статей учеников Б.С. Стечкина, авторов-разработчиков ПуДД нового типа (Е.Ю. Марчукова, Ю.Н. Нечаева, А.И. Тарасова и др.), опубликованных в научно-технических журналах и научных трудах - детально разработаны теоретические основы расчета параметров и характеристик тяговых модулей (ТМ) ПуДД. Получены обобщенные критериальные зависимости для расчета этих характеристик при различных способах установки ТМ в системе базового ГТД, если он является генератором рабочего тела. Проанализированы перспективы применения ПуДД в авиации, и, что особенно важно, приведены результаты демонстрационных испытаний этих двигателей.

Демонстрационные испытания ПуДД проводились в 2004 г. публично - на стенде НТЦ им. А. Люльки ОАО "НПО "Сатурн" в присутствии представителей ряда организаций. Были доказаны работоспособность ПуДД и высокий уровень их параметров и характеристик. Были также более подробно проанализированы возможности и способы практического применения ПуДД в реактивной авиации.

В 1952 г. в Москве при Институте машиноведения Академии Наук была создана Б.С. Стечкиным Лаборатория лопаточных машин, которая позже преобразовалась в Институт двигателей АН СССР. Директором его стал академик Б.С. Стечкин. В состав его Ученого Совета входили такие видные ученые, как Н.Р. Брилинг, В.П. Глушко, А.А. Микулин, А.Н. Туполев и многие другие. На фото показано собеседование директора института двигателей АН СССР Б.С. Стечкина с А.А. Микулиным и Н.Р. Брилингом.

Б.С. Стечкин проявил себя как талантливый организатор и руководитель больших творческих коллективов:
- он был одним из основателей ЦАГИ, руководителем его винтомоторного отдела;
- вместе с Н.Е. Жуковским он явился создателем ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского и руководителем ее моторного цикла - факультета моторных кафедр;
- Борис Сергеевич был организатором ЦИАМ и, как указывалось, планировался стать его начальником, но этому помешал его арест по делу "Промпартии Рамзина". После освобождения и оправдания в течение ряда лет он являлся заместителем начальника ЦИАМ по научной работе;
- после избрания академиком АН СССР он стал директором института двигателей Академии наук;
- и уже в пенсионном возрасте (с 1963 г. до конца своих дней) - он руководил направлением по исследованию перспективных двигателей для космических летательных аппаратов в КБ Сергея Павловича Королева.

К этому следует добавить, что Б.С. Стечкин в течение 20 лет возглавлял Государственную комиссию по газовым турбинам при Академии Наук СССР, осуществлявшую координацию всех работ в этой газотурбинной отрасли, получившей широкое развитие в СССР. Позже на этом посту его сменил академик А.М. Люлька.

Большие заслуги Б.С. Стечкина как основоположника теории ВРД и выдающегося ученого-двигателиста получили всеобщее признание. В 1946 г. он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1958 г. - академиком. Правительство наградило его многими орденами и медалями и присвоило звание Героя Социалистического труда.

Таким представляется нам образ Героя Социалистического труда, Лауреата Ленинской и Государственной премий, выдающегося ученого по гидромеханике, теплотехнике и тепловым двигателям, талантливого организатора и руководителя больших творческих коллективов, замечательного Человека и Ученого, "бога моторов", основоположника теории воздушно-реактивных двигателей академика Бориса Сергеевича Стечкина.

Недавно, в 2001-2005 гг., по инициативе дочери Бориса Сергеевича - Ирины Борисовны Стечкиной - и его ближайших учеников, а также специально созданной редакционной коллегии вышло в свет новое трехтомное издание избранных трудов Б.С. Стечкина . В этом издании собраны многие ранее не публиковавшиеся научные работы, существенно пополнившие научное наследие академика Б.С. Стечкина.

Литература

1. Стечкин Б.С. Теория воздушного реактивного двигателя // Техника воздушного флота. 1929, № 2.
2. Теория реактивных двигателей (лопаточные машины) / Под ред. Б.С. Стечкина. -М.: Оборонгиз, 1956. - 548 с.
3. Теория реактивных двигателей (рабочий процесс и характеристики) / Под ред. Б.С. Стечкина. -М.: Оборонгиз, 1958. - 533 с.
4. Стечкин Б.С. Избранные труды. Теория тепловых двигателей. -М.: Физматлит, 2001. - 432 с.
5. Стечкин Б.С. Избранные труды. Научные, педагогические, публицистические материалы. -М.: Физматлит, 2001. - 288 с.
6. Стечкин Б.С. Избранные труды. Научные и биографические материалы. -М.: Физматлит, 2005. - 488 с.

Борис Сергеевич Стечкин (1891-1969) - советский учёный и конструктор в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР с 1953 года (член-корреспондент с 1946 года), Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957) и Сталинской (1946) премий.

Биография

Родился 24 июля (5 августа) 1891 года в деревне Труфаново Алексинского уезда Тульской губернии (ныне городского округа Тула) в дворянской семье Стечкиных.

Среднее образование получил в Орловском кадетском корпусе, которое окончил в 1908 году. По окончании корпуса поступил на механический факультет Императорского Московского технического училища. В это время там преподавал профессор Н. Е. Жуковский, и Стечкин стал членом его авиационного кружка. Во время обучения Стечкин также работал в качестве инженера и конструктора; совместно с В. П. Ветчинкиным он рассчитывал для П. Н. Нестерова его знаменитую «мёртвую петлю».

Чтобы продолжать работу с Жуковским, подал прошение о продлении обучения в училище и учился там до 1918 года.

С 1915 по 1917 год Стечкин совместно с А. А. Микулиным работал в лаборатории по военным изобретениям Н. Н. Лебеденко. Там они создали прицел для бомбометания с легендарного «Ильи Муромца». Также в процессе работы над проектом «Царь-танка» создали свой первый мотор АМБС-1 (сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин). Двигатель имел выдающиеся по тем временам характеристики и конструкторские решения (например, впрыск топлива в цилиндры), но был изготовлен из некачественных материалов и проработал всего несколько минут, после чего его шатуны погнулись. События 1917 года в России и прекращение финансирования остановили доработку этого двигателя, но опыт пригодился и Стечкину, и Микулину, который стал впоследствии ведущим конструктором поршневых авиационных двигателей в СССР.

Окончил училище в 1918 году. По представлению Жуковского остался работать на кафедре для подготовки к званию профессора. В 1921 году Б. С. Стечкин избран профессором.

В 1920-х годах Стечкин стал одним из наиболее авторитетных специалистов в стране в области авиамоторостроения, вносившим заметный вклад в теорию поршневых двигателей внутреннего сгорания. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» он опубликовал статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые сформулировал принципы, ставшие основополагающими в этой отрасли техники.

Б. С. Стечкин является автором многих теоретических работ и практических методик тепловых и газодинамических расчётов тепловых двигателей и лопаточных машин. В то же время он проявил себя и как значительный конструктор-практик. С 1931 по 1933 год в конструкторском бюро под его руководством были спроектированы, построены и успешно прошли стендовые испытания быстроходные авиационные дизели ЯГГ, ПГЕ и КОДЖУ, была завершена работа над тысячесильным ФЭД-8. Хотя эти двигатели и не пошли в серийное производство, заложенные в них на стадии проектирования прогрессивные идеи стали фундаментом для создания под руководством Стечкина и при его участии в 1933-1937 годах двух оригинальных авиационных дизелей.

Работая в различных научных и конструкторских организациях, Б. С. Стечкин тесно сотрудничал с выдающимися деятелями отечественной науки и техники, в том числе: с Н. Е. Жуковским, Ф. А. Цандером, С. П. Королёвым, А. Н. Туполевым, А. А. Микулиным и другими.

Принимал активное участие в создании целого ряда ведущих научно-исследовательских центров по изучению проблем авиации и ракетостроения, в том числе: ЦАГИ, ВВИА имени Жуковского, Института двигателей АН СССР (1951), первым директором которого он являлся. В начале 1930 года стал заместителем директора по науке Научно-исследовательского института авиамоторостроения (впоследствии ЦИАМ).

Значительную часть научной деятельности Б. С. Стечкина составляла преподавательская работа. Он был профессором МВТУ (1921-1927), МАИ (1933-1937), ВВИА имени Н. Е. Жуковского (1921-1954), МАДИ (1954-1969).

Б.С. Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. По окончании Орловского кадетского корпуса в 1908 г. поступает на механическое отделение Высшего технического училища в Москве, где встретился с двоюродным братом своего отца - известным российским ученым Н.Е.Жуковским. Именно в этот году профессор Жуковский начинает читать в ИМТУ курс «Воздухоплавание» и создает знаменитый воздухоплавательный кружок, в котором начали свою научную и инженерную деятельность ныне всемирно известные авиационные конструкторы: А.Н.Туполев, А.А.Архангельский, П.О.Сухой, Б.Н.Юрьев, А.А.Микулин, В.П.Ветчинкин и другие.

Стечкин один из самых активных членов этого кружка. Кроме того, в течение нескольких лет он совмещает учебу с работой механика и инструктора по авиационным моторам на авиационных курсах Управления воздушного флота, организованных при ИМТУ Жуковским. В 1918 г. Борис Сергеевич закончил МВТУ и получает диплом инженера-механика. По просьбе Н.Е. Жуковского - «отца русской авиации» был оставлен при училище для занятий авиационными моторами.

В том же году под руководством Жуковского создаётся Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Стечкин переходит туда начальником винтомоторного отдела. Отдел работал над созданием высотных двигателей, повышением их мощности и экономичности, проводил опыты по исследованию камеры сгорания двигателя, изучал детонацию двигателя и её подавление. Сотрудники отдела создали винт с изменяющимся во время полёта углом лопастей. Для исследования процессов, происходящих в двигателе в разных режимах работы, Стечкин предложил построить камеру низкого давления и разработал её проект. Это была первая такая камера в стране. Впоследствии она работала в Центральном институте авиационного моторостроения и принесла немало пользы при исследовании высотных свойств двигателей.

Уже в 20-е годы Стечкин становится известным специалистом, ученым широкого профиля в области моторостроения, механики. Работая заместителем директора ЦАГИ, Борис Сергеевич одновременно читал лекции в МВТУ, где в 1921г. его утверждают в звании профессора. Н.Е. Жуковский в последние годы своей жизни поручил ему чтение лекций в МВТУ и в Институте инженеров Красного Воздушного Флота им. Н.Е.Жуковского (Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е.Жуковского) одним из организаторов которого он был.

В 1930 году под лозунгами борьбы со лжеспециалистами он был осужден на три года, в конце 1931 г. освобожден и позже реабилитирован. Но, находясь в заключении, он продолжал работать специальным консультантом по различным проектам, разработкам, наброскам.

В 1930 г. на базе отдела авиационных моторов НАМИ и винтомоторного отдела ЦАГИ был организован Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), в котором Борис Сергеевич с 1935 г. занял должность заместителя директора по научной работе. Работу в ЦИАМе он успешно совмещал с активной научно-педагогической деятельностью в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, в которой с 1932 г. он руководил кафедрой теории авиационных двигателей. Преподавал и в Московском авиационном институте (1933-37).

В декабре 1937 года по клеветническому обвинению Стечкин вновь был арестован. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 ("Особое техническое бюро НКВД СССР"), впоследствии получившим название "Туполевская шарага". В войну техническое бюро перевели из Москвы в Казань. Там он работает над авиационными дизелями. Под руководством Стечкина был спроектирован и построен первый осевой компрессор для наддува авиационного дизеля М-30. Кроме того, внепланово он продолжает заниматься реактивным движением и зимой 1941/42 года он создаёт пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель, получивший название «УС» (ускоритель Стечкина).

В 1943 г. по решению Государственного комитета обороны было образовано новое ОКБ по разработке авиационных двигателей, которое возглавил А.А.Микулин. По его настоятельной и мотивированной просьбе Б.С.Стечкин после шестилетнего заключения возвращается в Москву и приступает к работе в качестве заместителя Генерального конструктора по науке ОКБ А.А.Микулина. Одновременно с основной работой командование ВВС поручило Б.С.Стечкину организацию в академии им. Н.Е. Жуковского кафедры «Теории лопаточных машин и реактивных двигателей», начальником которой он был с1943г. по 1954г. вплоть до назначения заведующим лабораторией двигателей АН СССР (1954-1961), преобразованной в 1961 г. . в Институт двигателей АН СССР, которым Борис Сергеевич руководил в 1961-62 г. Одновременно с 1954 работал профессором Московского автомобильно-дорожного института.

Б.С. Стечкин еще с 1915 г. начал заниматься теорией авиационных двигателей. Он является одним из создателей теории теплового и газодинамического расчёта авиационных двигателей и методики построения наземных и высотных характеристик двигателей; им выведен ряд универсальных формул для расчета поршневых авиационных двигателей по расходу воздуха, а также для определения коэффициента наполнения и индикаторного коэффициента полезного действия. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» опубликовал статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые изложил теорию воздушно-реактивных двигателей, имевшую основополагающее значение для последующего развития реактивной авиации и ракетной техники.
В 1946 году Б.С. Стечкин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В 1947 году его избрали действительным членом Академии артиллерийских наук. 23 октября 1953 года Борис Сергеевич был избран академиком Академии наук СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1957). За образцовое выполнение заданий правительства и внедрение в серийное производство авиационных моторов награждён 2 орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и другими медалями. Работы Стечкина в области моторостроения способствовали укреплению обороноспособности страны. В последние годы жизни (1963–1969) Борис Сергеевич был научным руководителем отдела в КБ С.П. Королева, принимал участие в создании космических кораблей.